Духовная и материальная культура. Материальная культура Элементы материальной культуры

Нематериальное культурное наследие – совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности. Стремительное исчезновение объектов нематериального культурного наследия в условиях глобализации и массовой культуры заставило международное сообщество обратиться к проблеме его сохранения. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом; такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми. Наряду с термином «нематериальное» ("non-material") в зарубежной практике часто употребляется термин «неосязаемое» ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

В последние годы ХХ века судьба объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Концепция нематериального культурного наследия была разработана в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос среди государств и неправительственных организаций, с целью выработки определения. В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) стала первым международным инструментом обеспечения правовой основы для защиты нематериального культурного наследия. До вступления в силу Конвенции действовала Программа провозглашения шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования (ЮНЕСКО) отметила тесную взаимозависимость между нематериальным культурным наследием и материальным культурным и природным наследием. Процессы глобализации и социальных преобразований, создавая условия для возобновления диалога между сообществами, вместе с тем являются, как и явление нетерпимости, источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием, в частности в результате нехватки средств для охраны такого наследия.

Международное сообщество почти единогласно признало неоценимую роль нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению, обменам и взаимопониманию между людьми, а также поддержанию культурного разнообразия. Сообщества, в частности коренные сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица играют важную роль в создании, охране, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия, обогащая тем самым культурное разнообразие и способствуя творчеству человека. Высоко оценив значение нематериального культурного наследия как гарантии устойчивого развития, оно было признано горнилом культурного разнообразия.

В своих обсуждениях концепции ЮНЕСКО отметила всеобщее стремление обеспечить охрану нематериального культурного наследия человечества и испытываемую в связи с этим общую озабоченность, но признала, что на данный момент не существует никакого имеющего обязательную силу многостороннего правового акта, касающегося охраны нематериального культурного наследия. Действующие международные соглашения, рекомендации и резолюции о культурном и природном наследии необходимо обогатить и эффективно дополнить новыми положениями, касающимися вопросов сохранения нематериального культурного наследия.

17 октября 2003 года была принята МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 15 , целями которой являются:

    охрана нематериального культурного наследия;

    уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц;

    привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания;

    международное сотрудничество и помощь.

Конвенцией было принято следующее определение нематериального культурного наследия: «Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, ризнанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития. 16

Определенное таким образом Нематериальное культурное наследие проявляет себя в следующих областях:

    устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

    исполнительские искусства;

    обычаи, обряды, празднества;

    знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

    знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Одним из главных направлений работы Отдела нематериального наследия ЮНЕСКО явилась программа по исчезающим языкам.

Мы знаем, что язык появился примерно 150 тыс. лет назад в Восточной Африке, а затем распространился по планете. Эксперты полагают, что несколько тысячелетий назад число языков было значительно больше, чем общепринятое сегодня количество, равное 6700. За последние столетия число языков значительно сократилось из-за экономической и культурной экспансии нескольких доминирующих стран, что в результате приводит к главенству их языков и формированию государств одной нации. В последнее время темп сокращения значительно усилился в результате модернизации и безудержной глобализации. Более 50% языков мира, общее число которых составляет 6700, находятся под серьезной угрозой и могут исчезнуть через 1–4 поколения.

«Способность использовать и видоизменять окружающую среду, а также вступать в диалог и общаться полностью зависит от владения языком. Значит, процессы маргинализации и интеграции, отчуждения и наделения полномочиями, нищета и развитие во многом зависят от лингвистического выбора», - сказал Коитиро Мацуура, Генеральный директор ЮНЕСКО.

Почему языки имеют такое значение? Являясь главным средством общения, они не только передают сообщения, но выражают эмоции, намерения и ценности, утверждают социальные отношения и передают культурные и социальные формы выражения и обычаи. В устной или письменной форме, или с помощью жестов передаются воспоминания, традиции, знания и навыки. Следовательно, для отдельных людей и этнических групп язык – это определяющий фактор самобытности. Сохранение лингвистического разнообразия в мировом сообществе способствует культурному разнообразию, которое ЮНЕСКО считает универсальным этическим императивом, жизненно важным для устойчивого развития в нынешнем все более глобализирующемся мире.

Конкретная практика показала, что все перечисленные в Конвенции области проявления нематериального культурного наследия связаны с языком – от представлений о жизни Вселенной до ритуалов и ремесел – в своей ежедневной практике и передаче от поколения к поколению зависят от языка.

По словам выдающегося лингвиста Дэвида Кристала, «Мир – это мозаика мировоззрений, и каждое мировоззрение выражено в языке. Всякий раз, когда исчезает язык, пропадает еще одно мировоззрение».

В условиях всеобщего образования в целом закономерен процесс исчезновения диалектной лексики и замены ее литературным языком. Диалектно окрашенная речь исчезает даже в сельской местности. В городах ее изредка сохраняют некоторые представители старшего поколения.

Устная традиция передачи духовной культуры заменена письменной. Она фактически исчезла даже у такой этноконфессиональной группы русских, как духоборцы, которые признавали только устное слово. В настоящее время даже заговоры передаются преемникам в письменной форме, что вообще не характерно для заговорной традиции.

Хотя основные фольклорные жанры еще сохраняются в памяти отдельных носителей, но фиксация «старших» духовных стихов, а тем более былин и баллад происходит крайне редко. В основном бытуют поздние духовные стихи, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, лечебные заговоры, свадебный фольклор.

Городской фольклор значительно «осовременен» и в отличие от сельского, он бытует значительно шире. В городах, в том числе в Москве, продолжает жить общерусская фольклорная православная традиция, продолжающая дореволюционную. По старым моделям создаются новые тексты, часто осваиваются предания, возникшие в других городах и принесенные в Москву.

Сегодня наблюдается стремительное угасание народных промыслов. Выжили те промыслы, которые были взяты под опеку государства и поставлены на промышленную основу. Были созданы государственные мастерские по производству дымковской игрушки, жостовских подносов, городецкой росписи по дереву, лаковых миниатюр Палеха, богородской резной игрушки, хохломской посуды, скопинской керамики. Изделия этих «промыслов» стали своего рода визитной карточкой России, но на самом деле это коммерчески выгодное производство сувенирной продукции, внешне очень красивой, чисто исполненной, что не характерно для народных промыслов.

В настоящее время еще бытует промысел по изготовлению плетеных из лозы и лыка изделий: корзин, коробов, набирок и т.д. Их делают для себя, на заказ или на продажу скупщикам. Лубяные изделия, щепную птицу кое-где делают в Архангельской области, главным образом, в Пинежье. Распространено среди сельского женского населения разных областей узорное вязание из шерсти носков, варежек. Уже два века точат игрушки в Муромском районе Владимирской обл. Больше всего попыток по возрождению было сделано применительно к изготовлению глиняной игрушки. В стране было много центров изготовления глиняной игрушки. В настоящее время подавляющее большинство их не существует.

Хранение собранных фольклорных и этнографических материалов и доступ к ним в настоящее время превращается в большую проблему. Во многих учреждениях и центрах созданы свои архивы. Собственно, записи, сделанные 20–30 лет назад, уже находятся в критическом состоянии, так как часто хранятся без соблюдения режима температуры и влажности из-за плохой технической оснащенности этих архивов.

Серьезную проблему составляет сохранение традиционной обрядности.

Родильная обрядность среди русского населения, особенно горожан, повсеместно утрачена еще в 1950-е гг. в связи с развитием медицинского обслуживания населения и законодательно закрепленной охраной материнства и детства. В начале 1990-х гг. в связи со снятием запретов на отправление религиозных культов, возросшим интересом к православию, крестильная обрядность, продолжавшая в советское время существовать нелегально, перестала быть тайной и получила широкое распространение.

Свадебная обрядность давно утратила многие традиционные элементы и духовное наполнение обрядов. Лучше она продолжает сохраняться в сельской местности, преимущественно те ее элементы, которые интерпретируются как игровые. Вместе с тем продолжается нивелировка сельской и городской свадьбы.

Наиболее устойчивым остается похоронный обряд и поминальная обрядность. Широко практикуется отпевание покойного (очное и заочное). В сельской местности, особенно среди старшего поколения сохраняются неканонические представления о загробном существовании души и связанная с ними обрядность, особенно на 40-й день после смерти.

Поминальная обрядность – это одна из самых сильных сторон духовной культуры. Родительские субботы, особенно Троицкую, массово соблюдают преимущественно в сельской местности и малых городах. В календарные поминальные дни на кладбище собираются не только местные, но и те, кто давно уехал из родного села. Это позволяет не только почувствовать единение со своими предками, вернуться к своим корням, но и на время воссоединиться со своими односельчанами. Эта обрядность способствует поддержанию групповой идентичности.

В соответствие с Конвенцией «Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

Каждому государству-участнику, связанному Международной Конвенцией надлежит:

    принимать необходимые меры для обеспечения охраны нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

    в рамках мер по охране идентифицировать и определять различные элементы нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, при участии сообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций.

Для обеспечения идентификации с целью охраны каждое государство-участник с учетом сложившейся ситуации составляет один или несколько перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории. Такие перечни подлежат регулярному обновлению. Периодически перечни представляются Межправительственному комитету по охране нематериально наследия. Кроме того для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, каждое государство-участник прилагает усилия с целью:

    принятия общей политики, направленной на повышение роли нематериального культурного наследия в обществе и включение охраны этого наследия в программы планирования;

    определения или создания одного или нескольких компетентных органов по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

    содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности;

    принятия соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на: содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения; обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию при соблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия; создание учреждений, занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним.

Каждое государство-участник должно прилагать усилия для:

    обеспечения признания, уважения и повышения роли нематериального культурного наследия в обществе, в частности посредством: программ в области образования, повышения осведомленности и информирования общественности, в частности молодежи; конкретных программ в области образования и подготовки кадров, предназначенных для соответствующих сообществ и групп; мероприятий по укреплению потенциала в области охраны нематериального культурного наследия, связанных, в частности, с вопросами управления и научных исследований; неформальных способов передачи знаний;

    информирования общественности об опасностях, угрожающих такому наследию, а также о мероприятиях, осуществляемых во исполнение настоящей Конвенции;

    содействия образованию по вопросам охраны природных пространств и памятных мест, существование которых необходимо для выражения нематериального культурного наследия.

В рамках своей деятельности по охране нематериального культурного наследия каждое государство-участник стремится обеспечить по возможности самое широкое участие сообществ, групп и, в соответствующих случаях, отдельных лиц, которые занимаются созданием, сохранением и передачей такого наследия, а также активно привлекать их к управлению таким наследием.

Для обеспечения большей наглядности нематериального культурного наследия, содействия углублению осознания его значения и поощрения диалога на основе уважения культурного разнообразия Комитет, по предложению соответствующих государств-участников, составляет, обновляет и публикует Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

В сентябре 2009 г. началось составление Репрезентативного списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и Списка нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране. 17

Чтобы попасть в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, элементы должны соответствовать ряду критериев: их вклад в лучшее знание о нематериальном культурном наследии и в повышение понимания его важности. Кандидаты на внесение в Список должны также оправдывать защитные меры, принимаемые для обеспечения их жизнеспособности.

Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции обустройства жизненного пространства конкретных людей, проживающих на определенной территории.

Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (non-material cultural heritage, intangible cultural heritage), исходит из того, что сохранение очень хрупкого, «неосязаемого» нематериального культурного наследия требует создания таких условий для обеспечения его жизнеспособности, при которых «живые культурные проявления» могут обретать материальную форму, например, в виде нот, аудио- и видео- записей, что и позволяет их сохранить как культурное достояние.

В сфере изучения и сохранения нематериального культурного наследия важное значение имеет развитие новых способов обработки и представления информации.

Первые интернет-проекты, посвященные проблемам охранения и изучения российского фольклора появились в конце 90-х годов XX века (компьютерное описание фольклорного архива Нижегородского государственного университета; созданы страховой фонд фонограмм архива Института русской литературы РАН; электронная версия архива фольклорной фонетики Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН; база данных архива филологического факультета СПбГУ в Интернете «Русский фольклор в современных записях»; осуществлен проект «Традиционная культура русского Поозерья: каталогизация и консервация музыкально-этнографических памятников русско-белорусской традиционной культуры» (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова); сводная электронная опись коллекций авторской песни 1950–1990-х гг. (АНО «Радуга» при Всероссийском музейном обществе)).

Во второй половине 1990-х гг. совместными усилиями Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук и Научно-технического центра «Информрегистр» Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации было положено начало одному из крупнейших и безупречных в научном плане проектов – созданию фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru). ФЭБ представляет собой сетевую многофункциональную информационную систему, аккумулирующую информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т.п.) в области русской литературы и русского фольклора XI–XX вв., а также истории русской филологии и фольклористики.

Характерной чертой большей части проектов по использованию современных информационных технологий в интересах изучения, пропаганды и сохранения фольклора является то, что они выполняются в академических институтах и вузах. 18 Значительный массив фольклорного материала содержится на сайтах центральных и региональных учреждений, связанных с изучением, сохранением и пропагандой фольклора 19 .

В Интернете представлена традиционная культура многих малых народов, проживающих на территории России. На сайтах можно познакомиться с фольклором тверских карел, марийцев, алтайцев, горцев Кавказа, саамов, цыган, чукчей и т.д.

Анализ интернет-ресурсов позволяет сделать вывод о том, что в современном Рунете отсутствуют специализированные сайты, посвященные сохранению российского нематериального культурного наследия. Существующие же фольклорные базы данных можно разделить на три типа: 1) ориентированные на фольклорные тексты (как в письменном виде, так и в устном (аудиозапись); 2) ориентированные на музыкальную культуру; 3) ориентированные на традиционную культуру той или иной территории. Хотя и нечасто, в некоторых базах данных можно встретить сочетание этих типов.

Понятие культуры

ЛЕКЦИЯ Культура как объект изучения социологии

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;



5) игровой: культура – игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.

Основные теоретические подходы в исследовании культуры

Функционализм. Представители – Б. Малиновский, А. Ратк-лифф-Браун.

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

Символизм. Представители – Т. Парсонс, К. Гирц.

Элементы культуры – это прежде всего символы, посредую-щие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).

Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.

Элементы культуры

Язык – знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка – отнесение к ценности).

Различают ценности:

1) терминальные (ценности цели);

2) инструментальные (ценности средства).

Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Нормы допустимых действий. Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором – с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай – неписаные правила поведения.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Функции культуры

Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.

Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Материальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, т.к. люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры - установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценитъ влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающей культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой - культура - игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

Понятие материальной и нематериальной культур

Понятие культуры

ЛЕКЦИЯ Культура как объект изучения социологии

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово ʼʼculturaʼʼ обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определœения понятия ʼʼкультураʼʼ: ʼʼКультура - ϶ᴛᴏ специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себеʼʼ.

Культура - ϶ᴛᴏ явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие ʼʼкультураʼʼ может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определœенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие ʼʼкультураʼʼ может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всœего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (к примеру, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.
Размещено на реф.рф
Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причинœенные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Понятие материальной и нематериальной культур - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие материальной и нематериальной культур" 2017, 2018.