Консультация "значение театра в жизни ребенка". Родительское собрание «Играем в театр

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» , - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции

Уникальный период жизни человека - детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

И зритель, и актер

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.

Мнение профессионала

Елена Османова, актриса и завлит Нижегородского Театра кукол, педагог театрального училища им. Е.Евстигнеева:

"Наш театр - это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.

Театр для детей - источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. В зале образуется некое общество единомышленников. Театр - добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр - идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. Через игру воспитание более продуктивно, ярче конфликт, нет размытых граней.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся различать тона и полутона в отношениях, распознать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра - вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр - большая эмоциональная школа".

Воспитание доброты

Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке (какую-нибудь «Муху-Цокотуху»); своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.

Ваш ребенок - великий артист

Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

Марина Князева


Консультация для педагогов и родителей на тему: «Театр в жизни детей. Роль театра в жизни ребенка»

(старшая группа)

Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного возраста!

Это замечательный кладезь искусства, приобщения к литературе, мировой и отечественной! Это замечательная игра и самореализация ребёнка! Это познание себя и самовыражение!

Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений.

Театр не только развлечение! Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В этот замечательный период детства начинают формироваться личное отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте закладываются нравственные законы жизни. Очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Увиденное и пережитое в настоящем театре, особенно их самодеятельные театрализованные представления расширяют кругозор детей. Дети активизируют свою речь, учатся вступать в беседу, рассказывать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе.

Театр – наиболее распространённая форма организации досуга в детском саду. Спектакли и представления очень любимы детьми. Сама кукла очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг вдруг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник!

Кукла замечательный помощник воспитателю установить доверительное общение с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт. Он охотно беседует, отвечает на ее вопросы. Дети скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с взрослым. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым, раскрепощенным.

Детская фантазия безгранична, психика податлива, а ум гибок. И пока кукольные персонажи преодолевают препятствие за препятствием, ребенок тоже учится справляться с трудностями, быть настойчивым и смелым – он приобретает жизненный опыт.

Вместе с куклой может проигрываться сложная жизненная ситуация, в которой малышу непросто разобраться. А какая палитра эмоций: волнение, напряжение, радость, сопереживание!

Однако им интересен не только просмотр самого спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях. Подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев – замечательное поле деятельности для детей и огромные возможности для творчества!

Яркое оформление, точное слово и музыка - комплекс средств передачи художественных образов.

Существуют разнообразные виды детского театра! Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли - миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр «пяти пальчиков», «плоскостной театр», «настольный театр деревянных фигурок» или «театр петрушек», создает обстановку по-настоящему театрального представления! Интерес к такому театру у детей огромен!

Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.

Сейчас большое количество замечательного театра для детей из дерева! И театр «пяти пальцев», «матрёшки», «деревянных фигурок»! Их приятно брать в руки и «оживлять»!

Сколько замечательного театра можно сделать на пальчики детей из ткани!

Куклы на детей производят сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.

Подготовить декорации и кукол (фигурок) для разных видов театра, конечно — дело хлопотливое, но возможное и обязательное в любом детском саду. Уголок театра всегда должен быть доступен детям и быть в активном, ежедневном пользовании! Как близка кукла детям!

Обязателен в арсенале и театр «масок», или хотя бы изображений различных героев и предметов просто на голову ребёнку. Дети с большим удовольствием изготавливают и пользуются потом этими масками!

Обязательно должно быть отведено место для с костюмами основных персонажей сказок. Костюмы особенно любимы детям. Замечательное воплощение детей способствует огромному счастью, дети раскрепощаются, и начинается замечательное «театральное действие»! Здесь дети сами становятся участниками театрализованного действия.

Огромный интерес у детей вызывает теневой театр - распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара.

Можно осуществить постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др.

Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, одежда, волосы и т. д.).

Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.

Можно привлекать в качестве ассистентов детей.

Взрослому придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, громко.

Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким.

Вообще перед знакомством с любым театром, особенно со старшими дошкольниками, особое место отводится рассказу о атрибутике театра, даются такие понятия как спектакль, театральные зал, сцена, занавес, кулисы, театральная касса, билет и т. д.; ознакомлению детей с профессиями людей работающих в театре - режиссёра, декоратора, актёра, гримёра, портного, костюмера, свето - и звукорежиссёра, билетёра, суфлёра и т. д. Это очень интересная сфера познания окружающего мира и очень увлекательна детям.

Чтоб состоялась в театре премьера

Долго готовят её костюмеры,

Осветители, и декораторы,

И драматурги, и звукооператоры,

Главный художник, кассир, бутафор,

Плотник, рабочие, токарь, гримёр,

А отвечает за всё режиссёр!

Дети с удовольствием примут и применят полученный опыт в жизни, обыграют с большим интересом, получат много счастливых минут счастья в театральной игре и оставят больший жизненный опыт!

Консультация для родителей: «Роль театра в развитии речи ребенка» «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.» Б. М. Теплов. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: * Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. * Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. * Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.). При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. * Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов). * Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов. Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость. Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: 1 Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса). 2 Пауза (временная остановка голоса в речи). 3 Мелодия (движения голоса по высоте и силе). 4 Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени). 5 Изменения громкости голоса. 6.Тембр. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно. Роль педагога в организации театрализованной деятельности Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

Используемая литература. 1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год. 2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год. 3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год 4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год. 5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009. 6.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г. 7.Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г. 8.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г. 9.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва, 1983

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Роль театра в развитии речи ребенка»»

Консультация для родителей: «Роль театра в развитии речи ребенка»

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…».

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.»

Б. М. Теплов.

Вся жизнь детей насыщена игрой . Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

* Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

* Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.). При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

* Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат . Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д

В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию .

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры . Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

В детском саду закладываются основы выразительной речи , отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа . Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности : 1 Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

4 Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств , желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи , музыкальных способностей . При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.

Используемая литература.

1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009.

6.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г.

7.Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.

8.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г.

9.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва, 1983

«Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, порадоваться, сострадать…»

К. И. Чуковский.

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театр.

Такую большую радость могут доставить детям не только артисты - профессионалы, но и родители, старшие братья и сестры.

Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше и больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеко от театра. Развитый художественный вкус - важный показатель эстетического воспитанности человека.

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем "детском театре"?

Потребность детей в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыш охотно изображает прыгающего зайчика или цыпляток, бегающих за курочкой мамой.

Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша?

Но лучше дома показать небольшой спектакль - игру и даже привлечь к нему самого малыша.

Домашние спектакли как-то сейчас утратили свою силу, так как в наш дом прочно и уверено, вошло телевидение и компьютер, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Не стоит скептически смотреть на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: купив новую игрушку ребенку, мама может заговорить голосом медвежонка, зайчонка и т. д., сказать, что отныне это веселая игрушка будет жить вместе с вами, но чтобы она не скучала, нужно с ней каждый день разговаривать. Общаясь, таким образом, ребенок развивает речь, воображение и творчество, которые проявляются в игре. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявление некоторых черт характера, персонажа. И, конечно, "сверх задача" родителей – заставить включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Т. о. без дидактического нажима можно обучить ребенка простым игровым приемам, будить в них воображение и фантазию, подводить к элементарным творческим проявлениям.

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Мы заметили, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев.

Какие разные виды театров можно изготовить своими руками. Изготавливать театры можно из бросового подручного материала, проявляя творчество и мастерство.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Пусть с нашего доброго начала театральные игры и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой!


Консультация для родителей

«Театр и дети»
Дорогие родители, любите ли вы театр так, как любят его ваши дети? Все малыши просто обожают праздники, особенно, ни с чем несравнимую радость доставляет им театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает детям ярче и правильнее воспринимать их содержание. Но детям интересен не только просмотр самих спектаклей в настоящем театре, но и деятельное участие в собственных представлениях, подготовке кукол, в обсуждении и разучивании слов персонажей. Обычные игрушки, постоянно окружающие ребенка в повседневной жизни воздействуют на него силой художественного образа, ярким оформлением, музыкой и словом взрослого.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в театрализованных представлениях детского сада, расширяет кругозор детей, создает обстановку, располагающую ребят к беседе. Возникает желание рассказать об увиденном спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавая свои впечатления.
В детском саду существуют разнообразные виды театра. Самый распространенный – театр игрушек. Заучивая с детьми потешки, стихи, песенки, педагог разыгрывает перед детьми спектакли-миниатюры, используя в роли действующих лиц игрушки. Если театр игрушек не требует серьезной подготовки и дети в основном выступают в роли зрителей, то пальчиковый театр или театр петрушек создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес у детей к такому театру огромен. Общая миниатюрность его, кукольная ширма, на которой действуют куклы. Позволяют малышам охватывать взглядом все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Кукла, надетая на руку очень близка детям. Взрослый может подойти с ней к ребенку и этот «мишка» или «зайчик» могут поговорить с ним, немножко пошалить, приласкать, ободрить и утешить малыша, попросить что-нибудь сделать. Таких кукол очень важно иметь в каждой семье, они помогают успокоить расшалившегося или расстроенного ребенка, выучить быстрее сказку или стихотворение, подружиться.
Для создания в детском саду обстановки театрального представления, разыгрываемого детьми по ролям, готовятся декорации, выбирают костюмы. Дети всегда принимают в подготовке активное участие. Репертуар театра очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки, сюжетные стихотворения, ставить этюды.
Детский театр – уникальное действо, где создана особая атмосфера сказки. Попав на представление или участвуя в нем. Ребенок искренне верит в происходящее на сцене. Воспринимая игру как жизнь, малыш не делает различий между развлечениями и обычными действиями. Театр обладает уникальной способностью влиять на детскую психику «играючи», он может стать вашим другом в воспитательном процессе. Театр объединяет в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику.
Любите театр, дорогие взрослые, ходите в театр всей семьей, потому что ТЕАТР – не мода, он вечен всегда.
Консультация подготовлена воспитателем старшей группы Фатеевой Е.Р.


Приложенные файлы