Картины в стиле пуантилизма. Пуантилизм в живописи: история, описание метода

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Назначение композиции : «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов - цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5. Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню - рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания - точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Завершающий этап нашей работы - нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.

Значение термина

Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи - пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.

Название происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название - дивизионизм, что означает "разделение". Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.

Возникновение стиля и теория цвета

Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом. Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.

Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании. Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.

Пуантилизм в живописи Жоржа Сера

Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был "Воскресный день на острове Гранд-Жатт".

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.

Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.

Последователи

Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.

Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

Пуантилизм в наше время

В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.

Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.

Пуантилизм в живописи для детей

Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.

Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.

Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.

Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.

Происхождение

Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.

Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.

Символизм как стиль в живописи

Представители направления

Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса.

Маньеризм как стиль в живописи

Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.

Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.

Другие известные представители стиля:

Экспериментировал с основными приемами направления. В некоторых работах он использовал тонкие, маленькие точки краски. В других – он использовал большие мазки краски, чтобы получить специфический эффект.

Французский неоимпрессионист, использовали пуантилизм во многих произведениях. Его самые известные картины – серия работ «Нотр-Дам».

Написал несколько картин с использованием техники пуантилизма. Наиболее известная и знаковая работа – портрет его жены и дочери. Техника художника развивалась в направлении увеличения мазков, их более грубой передаче.

История готического стиля в живописи

Винсент Ван Гог

Эксперименты с пуантилизмом принадлежат Винсенту Ван Гогу – с использованием точечной техники написан автопортрет в 1887 году.

Камиль Писсарро

На протяжении 5 лет работал в стиле пуантилизм.

Особенности стиля

Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».

Теория цвета

В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.

Стиль живописи арт-деко

Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.

Дивизионизм

Сера называл этот стиль живописи «дивизионизм», когда изобрел его, название было изменено через длительное время. Чем меньше точек, тем яснее картина и более резкие линии, так же, как с разрешением экрана на мониторе компьютера. Во многих отношениях, пуантилизм можно называть наукой также правомерно, как и искусством. Пуантилизм использовал оптические иллюзии для создания изображений из многих маленьких точек, расположенных близко друг к другу. При близком рассмотрении картина выглядит размытой, нечеткой, издалека – точно просматривается объект, изображенный художником. Технику нанесения изображения на холст сравнивают с пикселями на экранах компьютерных мониторов.

Экспрессионизм как стиль в живописи

Энергия мира

Идея пуантилистов – передать энергию окружающего мира при помощи необычной техники написания полотен. Шокировать или удивить зрителей они не планировали, но необычная техника вызвала критику и непонимание. Суть критики – использование точек для написания картин превращает живопись в механическое, нудное занятие, что убивает творчество, индивидуальность.

В детском творчестве

Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.

Georges Seurat A Sunday on La Grande Jatte 1884–86

Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.

Пуантилизм как стиль живописи

Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».

Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.

Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.

Жорж Сёра и другие пуантилисты

Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая. Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном. В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.

Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.

Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891

Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886

Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.

Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892

Пуантилизм для развития творческого восприятия в рисунке у детей

Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей. И потому пуантилизм широко используется в детском творчестве.

Немало времени нужно малышу, чтобы обрести умения и навыки правильно держать в руке карандаши и кисти, наносить плавные линии на бумагу. Неудачи в традиционном рисовании нередко приводят ребенка к отказу от занятий. Но работа с цветом – важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память. На помощь приходят приемы пуантилизма. Самый простой из них – пальчиковое рисование, когда малыши наносят краску на бумагу подушечками пальцев.

Одним из интереснейших направлений живописи является пуантилизм (от фр. pointiller -- писать точками). Это своеобразный художественный приём рисовать раздельными мазками различной формы.

Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры передается чистыми, несмешанными красками при помощи нанесения множество точек или мазков вместо плавных линий. Пуантилизм явился результатом интереса французского живописца Жоржа Сера (французский художник - постимпрессионист) к научной теории цвета и поиска собственного стиля .

Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза - то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В зависимости от стиля мастера, картины в технике «пуантилизм» могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Работы, выполненные с помощью цветных точек, подвергают сомнению прочность и материальность окружающих вещей, меняется отношение к изображению мира. Главным становится трепетный свет, воздух, в который погружены фигуры людей и предметы. В картинах чувствуется ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. А глаз зрителя сам добавляет ей движения и естественности. Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но это было совершенно не так. Техника «пуантилизм» помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины. Картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Пуантилизм уделял больше внимания разделению цветов - вместо того, чтобы смешивать цвета механически, на палитре, художники предоставили делать это самому зрителю: сливаясь на сетчатке человеческого глаза, точки и штрихи чистых цветов образуют цельную картину.

Серьезно и основательно пуантилизм практиковали весьма немногочисленные художники: Жорж Пьер Сёра, Поль Синьяк - французский художник - неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма, Анри Кросс - французский художник, один из крупнейших представителей неоимпрессионизма. Однако влияние пуантилизма и дивизионизма ощутили на себе многие - Люсьен Писсарро -французский и английский художник, график и ксилограф, Шарль Теофил Ангран - французский художник-постимпрессионист и неоимпрессионист, Анрим Матисс - французский художник и скульптор, Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер .

Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния.