Картины босха смотреть в хорошем качестве. Иероним Босх – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония . Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец », как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch ), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw» ) - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков . Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы .

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Картина «Вознесение праведников» («Восхождение в эмпирей») нидерландского живописца Иеронима Босха была написана маслом на доске, вероятно, в 1500-1504 гг. Жанр – религиозная живопись. Вероятно, «Вознесение праведников» была частью полиптиха «Блаженные и проклятые». […]

Эта картина была создана художником из Нидерландов. Она имеет достаточно прямолинейное название «Смерть скупца». Основной чертой изображения является стиль размещения рисунка в пространстве. Картина сильно вытянута вертикально, что создает впечатление алтарного рисунка. […]

Иероним Босх, сын потомственных художников, выходцев из Германии. Босх – это псевдоним, который образовался от названия города Хертогенбос (переводится как герцогский лес). Мастерская его родителей занималась стенными росписями, золочениями скульптур, изготовлением разнообразной […]

Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась. Сегодня можно любоваться лишь копиями этого произведения. Наиболее точной из них признана работа, которая размещена в музее города Сен-Жермен-ан-Ле. Дата написания […]

В пору заката Возрождения и расцвета инквизиции общество было наполнено тревожными предрассудками и суевериями. Художники, творившие в эти мятежные времена, как могли, старались прояснить взгляд на мир. Иероним Босх пишет с 1500 […]

И.Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». Основная часть произведения показывает основной сюжет. Богоматерь расположилась перед домом и показывает младенца. Волхвы возлагают дары к ногам женщине. […]

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами . Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.


Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.


Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.


Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.


Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несени е креста»


Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.


Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великогомастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.


Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.


Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбосапо поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.


Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе,где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

Категория

Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 - 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.

На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе

Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.

Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.

В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.

Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.

Имя художника исчезает из городских документов на четыре года - с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.

Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.