Изобразительная деятельность в начальной школе. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 149 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен «Рисовать надобно уметь прежде, нежели...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока : Откручивание кусочка пластилина от целого. Лепка. Снежинка. Цель урока : формирование умения откручивания кусочков пластилина от целого куска. Задачи урока :...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе

Публикация «Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1...» Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, В соответствии с требованиями Федерального...

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие творческих способностей на уроке. 2. Расширение знаний по предмету. 3. Создание объемных выразительных масок. 4. Использование различного...

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Цели урока Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета;...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Разработка урока по изобразительному искусству, 5 класс. Создание панно «Бал в интерьере дворца»

Урок № 22 Дата: 15.02.2019г. Предмет: Изобразительное искусство. Класс: 5 Учитель: Самединова Д.С, учитель Тема: Создание панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». Урок №43 Тема ОВЗ: «Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (коробка с...

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики; – развитие оригинальных композиционных решений; –применение знаний выразительных средств, при создании изображения. Материалы: – ножницы; –...

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Рисование является одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании ребенка. Но многие люди не придают рисованию особого значения, считают его одной из форм досуга.

В школах же рисование занимает очень скромное место, ведь ему уделяют очень мало времени и считают его дополнительным, а не основным предметом для детей. Хотя рисование дает ребенку очень многое.

В истории развития человечества рисунок играет большую роль, как средство общения, передачи информации, самовыражения, даже прежде чем появилось письменность. Рисование положило основу изобразительному искусству и многим видам других.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы уроки изобразительного искусства имеют большое значение и являются одним из самых главных и необходимых моментов в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-первых он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

С точки зрения психологии изобразительное искусство можно рассматривать как изобразительную деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапемладшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется в ИЗО коррекционной школы. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе обучение других школьных предметов, ведь от рисования малыш получает огромную пользу, особенно, развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит ребенка правильно думать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей.

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

Как мы уже сказали, методика и технология как предмет изучения рассматривают особенности работы педагога с учащимися.

Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук деятельностью человека.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

развитие у детей изобразительных способностей , художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-исследователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, Ал. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.


На данном этапе в народном образовании есть несколько направлений в обучении детей:

1. Государственные муниципальные общеобразовательные школы.

2. Государственные с углубленным изучением предметов или с классами направленными на изучение этих предметов:

· физико-математический уклон школы № 20,45,15;

· гуманитарно-языковые № 30,11;

· эстетические № 63,23.

3. Школы - лицеи, школы - гимназии.

4. Частные школы: им. Д.В. Поленова, «Возрождение».

5. Религиозная гимназия, под руководством отца Льва Махно.

Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.

Как уже было отмечено, на современном этапе по методике преподавания изо много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент в Тульском регионе некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».

Татьяна Яковлевна Шпикалова
в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства.

5. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.

«Место ИЗО в системе начального образования»

учитель начальных классов

Сазонова Наталья Леонидовна

Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

В начальной школе решаются следующие задач:

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

Развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

Формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка.

Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.

В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп.

МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).

    Способы деятельности (умения, навыки).

    Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).

    Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни - это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

    непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;

    видеть в окружающем мире своё продолжение;

    чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;

    осознавать неутилитарную ценность всего в мире;

    осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.

В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.

Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.

На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии:

    эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;

    первичных форм художественного воображения;

    способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется и в среднем звене становиться более значимой. Общее для всех видов искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В среднем звене специфические средства выразительности изобразительного искусства должны стать для школьников более ясными.

В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и др.

Таким образом, важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.