Изображение коллективизации в романе м. шолохова «поднятая целина»

РЕФЕРАТ

по литературе

Коллективизация в романах Б.А.Можаева “ Мужики и бабы” и

М.А.Шолохова “Поднятая целина”.


Максимов Владимир


11 «Б» класс




Вступление. Эпоха писателей.

Основная часть,

1.Проблематика.

2.Система образов.

3.Хедожественные средства


В России судьба крестьянства всегда была трудной. В произведениях писателей XIX века крестьянина представляли как « сеятеля и хранителя » родной земли, он был носителем высших человеческих качеств, мудрости и органически вписывался в родную природу. Но действительность XX века поставила крестьянство в другие условия. После окончания гражданской войны сбылась, казалось, мечта крестьянина о земле. Власть пришла под лозунгом «Земля – крестьянам ». Почти вся пахотная земля оказалась в пользовании общин и была разделена между семьями по числу едоков. В период нэпа крестьяне стали собираться в артели, в своего рода кооперативы, результат своего труда они вместе продавали государствую В этом власти усмотрели возврат к капитализму. Во второй половине 20-х годов крестьян стали облагать все более тяжелыми налогами. В поэме Твардовского « Страна Муравия » автор так описывает за что крестьянин должен платить налог:

“За каждый стог,

Что в поле метал,

За каждый рог,

Что в хлеву держал,

За каждый воз,

Что с поля привез,

За кошачий хвост,

За собачий хвост,

За тень от избы,

За дым от трубы,

За свет и за мрак,

И за просто, и за так…”

Эти экономические меры крестьяне согласны были терпеть, надеясь, что их государство не тронет. Молодому социалистическому государству нужны были сельхозпродукты, хлеб.Но крестьянин готов был отдать это только в обмен на промышленные товары, которых у государства не было, их нужно было еще создать, а для этого нужен хлеб для рабочих и солдат. В 1928 году политика по отношннию к крестьянам стала более жесткой. От непомерных налогов власти перешли к изъятию хлеба у крестьян, так называемых излишков, к обыскам и арестам. Реакция крестьянства была следующей: перестали в прежнем объеме засевать земли. чтобы не сдавать излишки, повсеместно начался голод. В 1928 годах противовесом свободной кооперации явилась политика коллективизации,объединение в колхозы, которые не имели бы самостоятельности в распределении доходов и были бы под контролем у государства. В 1928 году началась “сплошная коллективизация”. Общинное пользавание землей упразднялось, вместо общины создавались колхозы, где земля и скот были общими. Весь или почти весь урожай забирало государство. Колхознику оставляли небольшой участок земли под сад и огород, а также корову, птицу и мелкий скот.

Коллективизация – один из самых тяжелых периодов в отечественной истории..В колхозы крестьянство шло неохотно, помня о крепостном праве, оно, во-первых, боялось опять попасть в рабство, а, во-вторых, жалко было расстаться с нажитым добром, скотом.

Для проведения коллективизации и создания колхозов в деревню было послано 25 тысяч городских активистов.Активисты действовали под лозунгом: “ Кто не идет в колхоз, тот враг советской власти, а с врагами нужно вести беспощадную борьбу.” Врагами Советской власти, в первую очередь, стали кулаки, самые зажиточные и трудолюбивые крестьяне, которым было что терять, отдавая свое имущество в колхоз. В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть, 1929 год – год “сплошной коллективизации “, Сталин назвал “ годом великого перелома”. Сегодня можно сказать, что это был год перелома хребта крестьянству. 3 декабря 1929 года провозглашена новая политика – политика « ликвидации кулачества как класса ».На вопрос, можно ли принимать кулака в колхоз, Сталин ответил: “ Конечно нельзя, так как он является заклятым врагом колхозного движения.” И началось уничтожение кулаков. Так пишет об этом А.И.Солженицин: “…уничтожено 15 миллионов душ.


Конечно не образованных, не умевших играть на скрипке, не узнавших, кто такой Мейерхольд или как интересно заниматься атомной физикой… Уничтожен становой хребет русского народа…Никто до сих пор даже точно не сумел подсчитать количество погибших. Они до сих пор не оплаканы нами. Впрочем, себя подобало бы нам оплакакать: мы без них – другой народ, наша земля без них-другая земля. “

К весне 1930 года в колхозах оказалось 60% крестьян. В этот период многим писателям и поэтам партия давала заказ создать произведения, воспевающие коллективизацию.Многие не могли писать неправду, многие выполнили заказ. К 1934 году было напечатано 300 произведений о коллективизации, о работе сознательных колхоэников и происках кулаков

Немногие из этих произведений отразили истинную картину. Те же, которые описывали страшные картины раскулачивания, признавались ошибочными, их больше не печатали, о них забывали.

В 1931 году Михаил Шолохов оставляет на время работу над романом “ Тихий Дон “ и принимается за роман о коллективизации.Потом он назовет его “ Поднятая целина “. События в романе увидены автором на Дону,пережиты им вместе с крестьянством. Можно предположить, что причин, побудивших его написать роман было две. С одной стороны – потребность “ молиться за тех и за других”, а с другой стороны – попытка заклясть, умилостивить деспота, нарисовав ему правдоподобную картину того, как это “ могло бы быть хорошо”.

Михаил Шолохов жил среди тех, на кого обрушилась чума коллективизации, он общался и с теми, кто осуществлял ее, даже дружил с ними, но он не принадлежал ни к тем, ни к другим.По собственному выражению писателя роман этот “ о перевоспитании крестьян в духе коллективизации”.

Над первой книгой “ Поднятой целины ” Шолохов работал в 1930-1932 годах. Вторая книга была опубликована лишь в 1959 году. Роман Шолохова всегда рассматривался как восхваление колхозного строя, но даже, зная это, видишь неоднозначное отношение автора к тем методам, которыми проводилась коллективизация, к зачислению людей в разряд врагов, да и к самой коллективизации и ее последствиям. Известно, что Шолохов знал правду о том, как на самом деле завоевывалась новая жизнь, знал к чему пришло крестьянство в итоге коллективизации, какой голод разразился в стране в 1932 году. Понятна пауза, которую сделал писатель между двумя книгами.

Произведение Шолохова стало своеобразным памятником своему времени. Без этого романа наше представление об этой эпохе было бы неполным. Даже те крупицы правды, которые мы видим в романе, очень важны, так как за ними талант автора, за ними трагедия художника, чей талант был использован для пропаганды утопии, для оправдания насилия и жестокости.

Другой роман об этом времени написан Б.А. Можаевым, называется он “Мужики и бабы”. Это роман – хроника о коллективизации в одном из центральных районов России. Описывая события в одном селе, автор соэдает обобщающую картину, происходящих в стране событий. Можаев однозначно рисует процесс коллективизации,как трагический этап в нашей истории, мучения крестьян, беззаконие и жестокость партийных вождей. Роман создавался спустя четыре десятилетия после событий, о которых идет речь в романе, и Можаев мог уже с высоты времени оценить кампанию коллективизации 30х годов и ее последствия для дальнейшей жизни страны. 1980 год уже позволял зародиться сомнениям о правомерности сплошной коллективизации и раскулачивания, позтому роман Можаева.вызвал большой интерес не только у читателей, но и у ряда историков и зкономистов. Б.А. Можаев родился в 1923 году в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской семье. Скорее всего, в романе много взято из воспоминаний автора.

Действие романа описывает события, происходившие в 1929 году в Тихановском районе, охваченным сплошной коллективизацией. Б.Можаев показывает социальный конфликт в российской деревне. Для зтой цели в романе крупным планом даются конфликтующие стороны: местные и окружные руководители, которые в считанные дни стремятся провести коллективизацию, и трудовое крестьянство. В первой книге романа « Мужики и бабы » писатель описывает события, предшествующие коллективизации, когда деревня периода нэпа, доживала свои последние дни.


Мы видим, как изменилась жизнь: « ..изменилось село, пообустроились за какие-нибудь восемь-семь лет, прямо не узнать. Все это сделала кооперация, государственные кредиты. На месте осиновых да березовых, потемневших от времени изб с соломенными крышами, появились красные кирпичные дома с высокими цоколями из белого тесанного камня.» И вот во второй книге романа мы видим как ровное течение крестьянской жизни прерывает коллективизация.В 1929 газеты пестрят заголовками: «Да здравствуют колхозы!» В кратчайшие сроки нужно провести коллективизацию,соэдать колхозы - основное направление для деятельности местных властей. А это значит, что все нажитое нужно отдать в общее пользование: и лошадей, и корову, и овец, и инвентарь – все, что годами создавалось дружными семьями. К вступлению в колхоз крестьяне относились по – разному. Одни считали,что просто нет другого выхода, и вступали в колхоз.Как говорит Максим Бородин, один из главных персонажей романа, что “ …куда ни кинь – все клин. И выхода из него нет, бежать захочешь – так некуда.” Семья Скобликовых, чтобы избежать непомерных налогов, под покровом ночи уезжает из села, бросив дом, хозяйство, спасая свою жизнь. Наладить поступление хлеба сплошной волной, выполнить план хлебозаготовок, а лучше перевыполнить – вот цель партийных руководителей, таких как Ашихмин и Возвышаев. Они хотят выслужиться перед вышестоящим начальством любой ценой, нарушая законы и человеческие отношения. Снисхождения от таких не будет никому. События в селе - трагедия для крестьян.

Одна из бед обрушивается на церковь. Чтобы выполнить план хлебозаготовок, поступает предложение от Тимофеевской комячейки - ссыпной пункт открыть в церкви. « Хватит равнодушно взирать на этот дурдом – настоящий рассадник суеверия и мракобесия», -выступает активист Сенечка Зенин. Но что значит для крестьянина церковь? Где обрести душевный покой, где приобщиться к доброму, где лоб перекрестить? Эта церковь заложил еще Рязанский князь Юрий, в честь победы над ханом Темиром. Когда они жили не все знали, но церковь с белой луковичной колокольней, с зеленым стрельчатым шатром стояла всегда, в ней крестились, венчались и отпевали родителей. Поэтому закрытие ее так огорчило и возмутило крестьян.

Можаев показывает как жестоко местные власти осуществляют раскулачивание. Прокоп Алдонин и Федот Клюев объявляются кулаками. Но кто они? Самые трудолюбивые и рачительные крестьяне, которые своим трудом нажили то, что посчитали богатством. Прокоп Алдонин хлеб молотил на своей машине, сам у барабана стоял, на своих лошадях хлеб возил от зари до зари, тем и нажил свое добро. Федот Клюев создал свою мастерскую, был хороший колесный мастер. На них наложили непомерные штрафы за уклонение от сдачи излишков, которых у них уже давно не было. Совет постановил провести конфискацию имущества в счет погашения долга. Конфискацию производили на глазах односельчан, грубо выбрасывались вещи, рыдали дети и женщины, мужчины пытались защитить свой дом, но были арестваны, а их семьи выкинуты из дома. « В руках у хозяйки был небольшой сверток в черном платке». Это все с чем она и дети покидали родной дом. Пастух Рагулин, имеющий две коровы и три лошади, попал под раскулачивание за то, что когда – то имел подпаска, а значит был эксплуататором народа.

После изъятия хлебных излишков началась акция по сдаче скота государству, но крестьяне, наученные горьким опытом, начали ночами резать скот, чтобы он не достался государству.

Крестьяне не могли принять насильственную коллективизацию, особенно такую, какой ее понимали Тихановские руководители. К 20 февраля в Тихановском районе должна была полностью завершиться коллективизация, все должны были вступить в колхоз, но мужики уперлись и не стали сдавать семена. В знак протеста против штрафов, против насильственного изъятия семян из амбаров мужики взбунтовались.Некоторые переломали общественные кор

мушки и сбежали в лес, в селе Краснухине избили активиста Зенина и держали его под арестом, магазины разграбили, семена растащили. В Желудевке повыбивали окна в сельсовете, сожгли бумаги. Начинаются бунты.


Чтобы показать всю глубину проблемы коллективизации Можаев показывает конфликтующие стороны: местные, районные, окружные руководители, с одной стороны, страдающие крестьяне с другой, к ним же примыкает интеллигенция села, которая пытается сопротивляться беззаконию и жестокости.Образы горе – руководителей представлены Можаевым однозначно. Сенечка Зенин – секретарь местной партячейки, человек, торопящий историю, мыслящий однозначно и категорично. Местная церковь для него дурдом, он никак не связывает ее с традициями деревенской жизни. Поэтому он не может понять, что закрытие церкви в глазах крестьян просто компроментирует его и в его лице всю Советскую власть. Этот человек живет только политической конъюнктурой. Зенина не смущает никакое поручение сверху – он готов его выполнить. « Ну что, комарики – сударики? Получили боевое задание и растерялись? - спрашивает он у своих помощников и тут же наставляет. – Эх, вы, телята на поводу классового врага. Быками надо становиться, реветь и землю рыть…»

Рвением отличается и член окружкома Наум Ашихмин, сын купца. Несмотря на свое купеческое прошлое, он считает себя пролетарием. Мечта его жизни – продвинуться в руководители. Он даже псевдоним себе взял – Неиствовый. Он наиболее ярый сторонник раскулачивания зажиточных крестьян, считая себя настоящим борцом за социализм.

Держать людей в страхе – главный принцип руководства Никанора Возвышаева. Чтобы остановить убой скота, он самовольно вводит штраф в пятикратном размере с конфискацией имущества, без санкции прокурора арестовывает людей. Снисхождения не жди от такого. « Не проведете в срок кампанию – захватите с собой сухари. Назад не вернетесь!» То, что в романе этим образам уделено достаточно большое внимание, говорит о глубине авторского замысла. Ашихмин, Возвышаев Зенин – это новый социальный тип людей. Эло люди, которые готовы на любые противозаконные действия, выполняя директивы сверху. А то, что Можаев сажает тихановских коллективизаторов на скамью подсудимых, подчеркивает авторскую мысль о двуличии руководства страны, пытавшейся отмежевться от преступлений.

Большинство крестьян не хотели расстаться с привычным укладом жизни, который был заложен их предками.Яркий образ такого крестьянина представлен автором в лице крестьянина Андрея Ивановича Бородина. Он и его братья являются ценральными образами романа. Они задумываются над происходящим, переживают за раскулаченных, жалеют детей и женщин, выброшенных на улицу. « Беда не в том, что колхозы создают, беда в том, что делают их не по – людски», - говорит Андрей Бородин. Несмотря на то, что Андрей Иванович входит в состав сельсовета, он отказывается участвовать в раскулачивании, видя как рушится жизнь крестьян.Он говорит: « Если вы сами судите, не спорсясь мира, то сами и приводите в исполнение свои постановления.Я вам не исполнитель. Кто кулак, а кто дурак – определит сход, а не группа бедноты.» Протест Бородина настолько глубок, что он не хочет менять привычную жизнь и свои принципы в угоду кому – нибудь. Он вызывает уважение у односельчан и у читателей.Еще центральными образами являются образ Марии Обуховой, комсомольской активистки, и учителя Дмитрия Успенского. Они пытаются сопртивляться беззаконию властей.

Успенский называет партийных активистов коллективизации « последышами Иудушки », обвиняя их во всех беззакониях. Дмитрий Успенский и Мария Обухова пытаются осмыслить происходящее. Кого считать кулаком? “Если богатство от собственного труда да от крестьянского надела, так что же это за кулак?”- размышляет Успенский. “Где, с какой коровы кончается крестьянин – середняк, а начинается кулак…”

Успенский осуждает методы, которыми проводится коллективизация, он учит детей не брать чужое, а в селе проводится раскулачивание, детей и женщин выселяют под открытое небо

Никакой великой целью нельзя покрывать бессмысленную жестокость –так считает Успенский. Он открыто говорит об этом. Мария Обухова противится событиям в селе. Она жалуется в вышестоящие партийные органы: “ Я не хочу, чтобы людей гоняли как баранов. Я против головотяпства.”


Своим романом Б. Можаев показал не только сам конфликт в селе в период коллективизации, но и корни этого конфликта.Автор доказывает, что нельзя одним махом решить судьбу деревни. Нужно бережно относиться к традициям русского крестьянства.Можаев утверждает, что многое было не продумано, сделано вспешке, был нанесен большой вред деревне. О том, какие социальные последствия имела кампания по раскулачиванию очень точно сказал академик В. А. Тихонов: «Если допустить, что ликвидации подвергались наиболее умелые, опытные и старательные хлеборобы, то, значит, процесс « раскулачивания » послужил началом первой и наиболее трагической сцены « раскрестьянивания », т.е. изживания крестьянства как крупной социальной, качественно отличающейся от других группы населения, с ее особым крестьянским укладом жизни.» Роман « Мужики и бабы » написан талантливым писателем, художником слова. Перед нами открываются прекрасные картины природы, автор со знанием дела описывает охоту, быт крестьянского двора, обычаи деревни. Очень ярок язык крестьян, порой острый, но такой понятный русскому человеку. Автор с сочуствием относится к крестьянину, любит Успенского, ненавидит бесовщину в лице партийных вожаков.

Другой роман, описывающий те же времена, тот же период в жизни страны, написан одним из самых известных писателей советского периода М.А. Шолоховым. « Поднятая целина » - роман о крестьянстве в период коллективизации на Дону, чувствуется любовь автора к землякам, боль за их судьбы. Несмотря на то, что роман писался с 1932 по 1959 год, годы жесточайшей цензуры, описанные в нем события правдоподобны и совпадают с нашим представлением о том времени. Всегда это произведение рассматривалось как восхваление колхозного строя над хозяйством единоличника. Начинается роман с тайного приезда есаула Половцева в хутор Гремячий Лог. Бывший казачий есаул понимает, что в связи с постановлением о « сплошной коллективизации », наступил час, когда крестьяне будут оказывать сопротивления властям, которые начнут отнимать нажитое горбом добро и силой заталкивать всех в колхоз. Не вынесет это хозяйская душа, и пойдет казак на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем заключается его жизнь, и поднять его на восстание будет легче всего. Половцев опирается на Якова Лукича Островного, зажиточного крестьянина, который вступает в колхоз с целью развалить его изнутри. В Гремячем Логу создается тайная организация « Союз освобождения родного Дона ». Начинается борьба контреволюционеров с новой жизнью в хуторе. Почти одновременно в хуторе появляется Семен Давыдов, путиловский рабочий из Ленинграда, который по призыву партии должен осуществить коллективизацию на Дону. Автор в дальнейшем будет строить сюжет на конфликте между коммунистами и контрреволюционерами. В более широком смысле основной конфликт произведения должен состоять в борьбе нового и старого в сознании людей. Деревня того времени резко отставала от города в культурном развитии. Сколько еще было неграмотных, забитых религиозными предрассудками, суевериями.

Вот почему решения ХУ съезда ВКП(б) - съезда коллективизации, было воспринято как возрождение деревни, подготовка развернутого наступления социализма по всему фронту.

Наступал великий перелом. Шолохов верил, что народ пробудился, ищет прямой путь к новым общественным отношениям. Объединение средств производства было той радикальной мерой, которая бы искоренила капитализм и предотвращала бы всякую возможность его возрождения.

Роман Шолохова « Поднятая целина » может послужить своеобразным учебником о коллективизации в России. Мы победоносно идем к социализму – такова основная идея книги. И вот такие-то герои дойдут до социализма, такие-то могут смалодушествовать, отстать, изменить, а такие-то безусловно изменят.

Беззакония и репрессии, сопровождающие коллективизацию, автор списывает на перегибы местных властей, которые искажают политику партии. Поэтому признание высшим руководством страны этих перегибов так благотворно влияет на шолоховских крестьян. « Власть наша хуторская надурила, кое-кого дураком в колхоз вогнала, много середняков окулачили,» – говорят хуторяне. Близость к жизни народа и писательское мастерство дали возможность автору создать незабываемые художественные образы.


Образ Семена Давыдова – один из главных художественных образов романа. Давыдов – питерский рабочий, коммунист. балтийский моряк, такие делали революцию в 1917 году.

Он убежденный революционер, верящий в мировую революцию, в победу социализма, поэтому он по призыву партии приезжает в незнакомый ему хутор создавать колхоз и строить новую жизнь. Давыдов не был мастером говорить речи, но слушали его так, как не слушают и самого искусного сказочника. « Меня послала к вам коммунистическая партия и рабочий класс, Чтобы уничтожить кулака как общего нашего кровососа. Нужно соединиться в колхоз. А зачем колхоз? С хлебом трудно оттого, что кулак гноит его в земле, у него с боем приходится хлеб брать. Середняцко – бедняцким хлебом Советский Союз не прокормить. Только трактор может выручить. Факт! » - говорил Давыдов. Убедительно говорил он о тракторах, о преимуществах коллективного хозяйства.

Этот « путиловский слесарек » сумел не только прижиться в донском казачем хуторе, он стал своим, благодаря человечности и терпимости к людям, искренней убежденности в нужности коллективного хозяйствования. Люди доверяли свои судьбы этому городскому человеку, как « любушке Давыдову ». Он сумел не только руководить людьми, но и заставил открыть перед ним душу. Давыдов умел прислушиваться к советам, поэтому его силы как руководителя колхоза удесятирились.Он чувсвительный, романтичный человек. Его отношение к Лушке, Варе подчеркивает. что сердце его бесхитростно и не закалено в любовных испытаниях, но где-то в тайниках его души есть мечта не только о мировой революции, но и о чистой, прочной любви, о семье, о детях. Мы видим его непрофессионализм в сельском хозяйстве, надуманные речи и лозунги, но мы видим и искреннее желание сделать жизнь лучше, настоящую веру в коммунизм.

Среди образов коммунистов ярким является образ партийного руководителя Макара Нагульного. Нагульнов ни на миг не сомневается в справедливости и истинности происходящего, все его речи и действия представляют собой попытку буквального следования заветам коммунистического учения. Главное у него не отвлекаться от революции. Для Нагульного не просто нет и не может быть никаких сомнений в правомерности любого действия на благо революции, но все вообще качества человека, все ценности являются таковыми или не являются в зависимости от того, на какой стороне находится их владелец. Нагульнов всегда находит себе дело, могущее в будущем способствовать успешному и победоносному шествию революции. Так он начинает учить английский язык для приближения мировой революции, не в состоянии запомнить его из-за ранения в голову. Все его проекты фантастичны и далеки от реальной жизни. Если что-то портит порядок в мире, с точки зрения Нагульного и коммунизма, оно подлежит немедленному и безжалостному уничтожению, так он уничтожит любое и любого, если он сочтет его вредным для революции. Вместе с такими страшными чертами в его характере соседствует жуткое обаяние, которое проявляется в непоколебимой вере и преданности своему делу.

Наиболее правдив у Шолохова образ Андрея Разметного, Его судьба трагична. В 1913 году он отправляется служить в армию. Но его бедность не дает ему возможность купить коня, как полагалось казаку. С дедовской шашкой, смирив унижение, он ушел на фронт за счет войска. На войне он получил три георгиевских креста за храбрость. В 1918 году Андрей записывается в Красную Армию и защищает новую власть, которая хочет справедливости и равенства для всех. В период гражданской войны, пока он воюет, с его семьей происходит несчастье. Умирают и жена и ребенок. Возвращается в Гремячий Лог Разметный коммунистом. Он верил в святость идеи коллективизации, но не мог принимать участие в раскулачивании, когда видел страдания детей. Шолохов любит эту чистую душу простого человека из народа. Внутренняя раздвоенность героя, которая иногда расценивается как мягкотелость, на самом деле является глубочайшей трагедией этого человека.


Чтобы передать внутренний мир Разметного автор романа мастерски описывает пару голубей, которые прижились на подворье Разметного. Разглядывая их, Андрей вспоминает свою жизнь, проводит аналогию между своей жизнью и жизнью этой голубиной четы. Писатель поэтично описывает простые вещи, « как голубь яростно воркуя, кружит по земле с распушенным веером хвостом, с безустальным упорством преследует свою избранницу». И тут же Шолохов переводит изображение в совсем иной план: «вот также кружил Андрей лет двадцать назад вокруг той, которую – один раз на своем веку – любил, кажется, больше своей жизни, да так и не успел долюбить.» Чувствуется особенное отношение автора к этому образу, он свой, его любят односельчане, а он им никогда не изменит.

К образам крестьян можно отнести образ Кондрата Майданникова, Щукаря, Островного.

Кондрат Майданников – крестьянин-середняк. Его судьба – судьба миллионов крестьян в России. Он относится к категории тех крестьян, которые с трудом шли в коллективизацию. Кондрат, вступая в колхоз, с болью, со слезами отрывал от себя «пуповину» собственности, прощался с имуществом, которое наживалось долгие годы тяжелым трудом. Даже став «ударником» колхозного труда, Кондрат не решается вступать в ряды коммунистов, поскольку он чувствует, что не совсем ушла из его души боль по своему добру, переданному в общее пользование, что не вполне он еще изжил в себе предрассудки, порожденные прошлой жизнью. В дальнейшем происходит рост сознания Кондрата, и Шолохов показывает, что Майданникову становится дорог колхоз, новый уклад жизни, за который он сражался в годы гражданской войны. И кульминацией его судьбы станет вступление в партию – такой сложный для него шаг. Сам Шолохов трактует поведение своего героя как борьбу « жалости – гадюки» с стремлением к светлой колхозной жизни.

Самый замечательный образ крестьянина-бедняка создан Шолоховым в образе Щукаря. Это любимый персонаж романа. Казалось бы, ничем не связан он с развитием основного сюжета романа, не будь его – и ничто существенно не изменилось бы в ходе событий. Как и в жизнь обитателей Гремячего Лога, так и в композиции романа, если понимать ее формально, он вносит скорее путаницу. А не будет его – « без него вроде пустое место в хуторе останется.»

Комическое в характере и злоключениях деда Щукаря дало возможность в полную меру проявиться шолоховскому юмору – глубоко народному, то грубоватому, то согретому теплой усмешкой и так часто близкому к тому, что Шолохов называет « грустинкой». Уморительны и характер Щукаря, и положения, в которые он попадает, и манера рассказывать о жизни – и у самого Щукаря, и у автора. Как мил русскому сердцу зтот бедняга-неудачник, с первых дней появления на свет, при всей своей уникальной своеобычности кровно родственный персонажам фольклерного твпрчества. Образ Щукаря своими корнями глубоко уходит в прошлую жизнь народа. В изображении судьбы смешного старика много серьезного, печального и трогательного. В прошлой « бытности » не было ему горемыке-бедняку удачи. Не было у него ни прочного места в жизни, ни малейшего просвета впереди, ни права на уважительное отношение к нему со стороны окружающих. Но по своей натуре русский характер несет в себе неистребимую способность и склонность к жизнелюбивому юмору, к незлобивой шутке, так скрашивающей безрадостные стороны жизни. И всегда хранил народ мечту о лучшей судьбе, о справедливом устройстве жизни. Не эти ли свойства получили своеобразное преломление в биографии и чертах характера деда Щукаря?

Даже его потешное фанфаронство, приписывание собственной личности далеко не присущие ей значения в ходе развертывающихся событий, нелепо преувеличенное представление о своем месте среди окружающих – все это возникло, с одной стороны, как неуклюжая и неосознанная форма протеста против унижения и, с другой стороны, как выражение характера неунывающего, стремящегося к жизни активной, приметной, способной снискать людское признание и внушить человеку уважение к самому себе. Лишь в колхозе горемычный Щукарь начинает обретать то, чего ему так не хватало всю жизнь. Недаром весело признается он: « Жизнь эта мне, братцы, начала даже нравится.» Изображено это в романе не прямолинейно. Ничто не дается злополучному Щукарю так уж просто.


То кобель Бородина «отомстил» деду за попытку проявить общественную активность и участвовать в раскулачивании. Едва ли не большее фиаско потерпел Щукарь в роли колхозного кашевара. Даже тихая дружба с Макаром Нагульновым и штудирование толкового словаря в надежде стать «культурным стариком» привели к «геройскому ранению» щепкой.

Полно позтической прелести описание мыслей Щукаря, его «бесцветно-голубые старческие» глаза способны видеть красоту природы. Щукарь сумел почувствовать новизну колхозной жизни, почувствовать, что за люди строят эту новую жизнь, всей душой привязаться к Нагульнову и Давыдову, с самозабвенной преданностью полюбить этих людей.

Смешит нас трогательное подражание Макару и Давыдову в способе выражать свои мысли: в устах Щукаря звучат уже и Макарово «задача ясная» и излюбленное давыдовское слово «факт». Прощаясь с дедом Щукарем писатель прощается уже не с болтливым и смешным, а спокойным и мудрым стариком, милым всем нам человеком. Образ Щукаря существует не только сам по себе. Ему принадлежит очень серьезная роль во всей образной системе романа. Многие события романа столь напряжены, что требуют немедленной художественной разрядки. Эту роль выполняет подлинно народный юмор.

Образы врагов коллективизации представлены в лице Половцева, Островнова, Лятьевского и местных кулаков. Их судьбы обречены, их заговор не удастся. Заговор Половцева против Советской власти – одна из главных сюжетных линий. Реалистично точно автор рисует контрреволюционное подполье. Половцев хитрый и коварный враг. Ему не удалось после революции уехать из России, вступив в Красную Армию, он ненавидел революцию. Вскоре за преступления он был арестован, но бежал. Избежав трибунала, долго отсиживался под чужой фамилией, в 23 году вернулся в свою станицу, где стал учительствовать, но злобу затаил на новую власть. Яков Лукич Островнов – зажиточный крестьянин, дом которого становится убежищем для врага Половцева, бывшего его командира. Яков Лукич показан грамотным хозяином, который трудился день и ночь, чтобы нажить все то, что имел на хуторе. Кукуруза у него первая в хуторе, урожай лучше всех, он знал как лучше посеять, когда собирать урожай, какие семена использовать. Он даже имел почетную грамоту от окружного управления. Конечно, отдавать все свое хозяйство в колхоз и делиться с беднотой он не хотел. Он становится вредителем в колхозе по совету Половцева. Островнов изображается трусливым ничтожеством, заискивающим перед Половцевым и Лятьевским. Соучастие в зверском убийстве Хопровых бледнеет перед новым страшным преступлением – умерщвлением собственной матери. Он враг, поэтому приговор писателем вынесен. Половцев и Лятьевский в злобе огрызаются,но их заговор провалился, и возврата к прошлому нет. Шолохов показывает их как людей с опустошенными душами, объединенных лишь безудержной общей для них ненавистью к народу, к власти этого народа.

В рассказе о столкновениях человеческих судеб, в описаниях картин природы, в диалогах героев – всюду поражает богатство народной речи, которым с таким знанием и талантом пользуется Шолохов. Речь Давыдова и Нагульнова богата пословицами и поговорками, она выразительна и понятна людям. Часто описания природы помогают лучше понять образ героев, их переживания. Мир животных – отражение мира людей, поэтому автор часто описывает животных, любовь к ним крестьянина, через них проявляется человеческая сущность многих персонажей. Большое место в романе отводится юмору, он позволяет вскрыть внутреннюю поэзию героев, на фоне больших и серьезных дел мы можем всмотреться и в другие стороны жизни.


Заканчивая реферат, я хочу подвести итог всему, что я написал и узнал, прочитав зти два романа. Если бы мои знания о коллективизации я почерпнул только на уроках истории, я бы узнал о документах партии, о годах коллективизации, о результатах и методах, которыми она проводилась. Это были бы сухие факты и цифры.

Прочитав художественные произведения, я пропустил этот период нашей истории через свое сердце, лучше почувствовал это время, постарался понять почему так получилось, ведь хотели как лучше., мотивы к принятию политики коллективизации мне понятны, но как пошел этот процесс – ужасает.

Сколько погибло трудолюбивых крестьян, знания которых так пригодились бы в обустройстве деревни, какие страдания выпали на долю их детей. Однозначно оценить процесс коллективизации в наше время трудно. Можно понять и тех кто создавал колхозы, и тех кто пострадал в этой кампании. Эти романы не дают однозначный ответ. Я считаю, что роман « Мужики и бабы» Можаева показывает только разгул бесовщины, действия враждебных народу полумистических сил, и если бы коллективизацию осуществляли только такие силы, она бы не состоялась. Роман производит тяжелое впечатление, так как Можаев слишком одноэначно плохо относится к идеи коллективиэации, описывает только нелюдей среди активистов, действия которых были направлены против всех крестьян. Жиэнь в романе нарисована только черными красками. Шолохов, как мне кажется, более объективно и ярче, а главное зорче видит проблему коллективизации, как это и не странно. В « Поднятой целине», описывающей те же события, мы ощущаем общественный фон, психологическую атмосферу, при которой стало возможным то, что неисчислимые беды и страдания народу принесли люди плоть от плоти и кровь от крови народной, люди чистейших идеалов, готовые жизнь отдать за народное счастье. Я с большим удовольствием читал «Поднятую целину» Шолохова В описании нескольких месяцев из жизни хутора Гремячий Лог Шолохов талантливо передал и героику происходящего и трагизм времени, благодаря художественным средствам писатель создал замечательные образы и коммунистов и крестьян Мы, несмотря на общий отрицательный подход к насильственной коллективизации, к жутким последствиям, к которым она привела, нравятся и Давыдов, и Нагульный за их чистые души, честность, даже за их фанатизм, с которым они трогательно верят в мировую революцию. Они могут сейчас казаться наивными, необразованными, но они, люди суровых лет, мужавшие в боях и отдавшие себя целиком борьбе за свои революционные идеалы, они ничего не делали ради корысти. Как сейчас не хватает многих их качеств современным политикам. В лирическом отступлении Шолохова как бы прорывается любовь автора к своим героям: «..Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака…Вот и все.» Мне очень жаль, что погибают эти герои, так полюбившиеся мне.


Библиография.


1.Детская знциклопедия. История России 20 век.

2.. Можаев. Б А. “ Мужики и бабы”.


3. Павловский. П.И. “Творчество Шолохова. Сборник статей “.

4. Солженицин А И. “ Архипелаг ГУЛАГ “.

5. Конквст Р. “ Жатва скорби “ : Советская коллективизация и террор голодом.

6. Шолохов М.А. “ Поднятая целина”.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Создание романа Шолохова “Поднятая целина” приходится на 30-е годы - годы коллективизации. Это отклик на события, происходящие в стране. “Социалистические преобразования” в деревне - это основное содержание романа Шолохова. Повальная коллективизация, насильственное обобществление крестьянской собственности, ломка судеб многих людей, вдруг оказавшихся в рядах “кулаков”, подлежащих искоренению как класс, слепое и бездумное подчинение распоряжениям “верхов” - все это нашло свое отражение в романе. Писатель застает своих героев в момент крутого перелома, когда в их судьбы властно вторгаются новые начала, рушатся прежние условия их существования. Уже само заглавие - “Поднятая целина” - говорит о переменах. Коммунисты в романе - это представители всего нового, что несут в себе преобразования. Свои представления о таких преобразованиях Шолохов воплощает в образе Давыдова. Давыдов - слесарь Путиловского завода, бывший моряк, которого присылают в Гремячий Лог для проведения коллективизации. Его твердость в партийных делах мы видим с первых страниц романа в споре с секретарем райкома: “я буду проводить линию партии, а тебе, товарищ, рубану напрямик: твоя линия ошибочна, политически неправильная, факт”. В деревне он человек новый, этим можно, на мой взгляд, объяснить его жестокость, непреклонность по отношению к врагам. В отличие от Разметнова, Давыдов не знает этих людей, их судьбы его не интересует. Он делает свое дело, для которого его сюда и прислали. При раскулачивании он глубоко не старается вникнуть в суть дела, для него любой кулак - это враг: “был партизан - честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался - раздавить!” Указания партии - единственное правильное для Давыдова. Таким образом несправедливому, на мой взгляд, раскулачиванию подвергаются люди, нажившие свое богатство честным трудом. Свою жестокость в отношении кулаков он сам объясняет своим детством: отца сослали в Сибирь, а мать была вынуждена выйти, говоря современным языком, “на панель ”: “ ... а они нас жалели? ... как ты можешь жалеть?”. Несмотря на все это, Давыдов полностью предан колхозу, своему делу. То, что Давыдов не знает хорошо людей, становится препятствием на пути строительства колхоза: на должность заведующим всем колхозным хозяйством, будучи убежден в честности, он назначает Островного. Он не знает о прошлом Якова Лукича, Давыдов доверяет ему, как крепкому и опытному хозяйственнику, отметая все возникающие подозрения: “Если б он был вредителем, то не работал бы так ударно... Нет, Островнов - преданный нам колхозник!” Но рано или поздно все становится явным.

Но Давыдов еще и человек, которому не чужда любовь. Лушка Нагульнова, бывшая жена Макара Нагульнова, сумела найти “прямую тропинку к бесхитростному и не закаленному в любовных испытаниях сердцу Давыдова... ”. Лушке не была нужна его любовь, ее самолюбие тешила мысль о том, что не какой-нибудь деревенский парень, а сам председатель колхоза ухаживает за ней. По этому на предложение Давыдова о замужестве она отвечает отказом. Размолвку с Лушкой он переживает тяжело, Давыдов старается уехать по делам из хутора, но это было “позорное бегство человека, который хотел и в то же время боялся любовной развязки”. Другое дело с Варей Харламовой, для которой Давыдов - “простенькая девичья любовь”. Она искренне любит его простой, нежной любовью. Он понимает, что нельзя с этой девушкой просто развлечься и забыть ее, поэтому он женится на Варе, которая даже после его смерти старается оценивать свои поступки с точки зрения любимого.

В образе Макара Нагульнова, верного соратника и товарища Давыдова, Шолохов выразил противоречие между высокой гуманистической целью и необузданным темпераментом, прямолинейностью, негибкостью личности, воодушевленной этим идеалом. “Был широк в груди и по-кавалерийски клещеног. Над желтоватыми глазами его с непомерно большими, как смолой налитыми, зрачками срослись брови... хищный вырез ноздрей небольшого ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах”, - таким рисует нам автор его портрет. Нагульнов - самый активный сторонник революцию из гремячинских коммунистов. Он ненавидит собственность, для него это самое большое зло: “Я отказался от собственности. Я заражен злобой против нее...”. Отдав вес свое нажитое имущество соседской коммуне, Макар сам ничего не имеет. Во всем он старается следовать заветам коммунизма, он одержим идеей мировой революцией. Ничто не может заставить его усомниться в правильности его действий во благо революции. В партийных делах он тверд как камень, жесток и безжалостен к врагам, к которым Нагульнов сразу же причисляет чуть усомнившихся людей. Во благо мировой революции он готов выполнить все: “Гад! Как служишь революции? Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо...Я их из пулемета... всех порешу!” Жестоки и методы, с помощью которых он действует. Нагульнов избивает крестьянина Банника только за то, что тот, не желая отдать хлеб для посевной, обещал скормить хлеб свиньям. Банник для него - это “враг” и “контра”, которого не только можно, но и даже нужно, по его мнению, уничтожить. Не желающих добровольно вступать в колхоз и привезти хлеб колхозников, Макар запирает на ночь в холодной комнате. Все, что вредно для революции и коммунизма, кто нарушает коммунистический порядок, подлежит уничтожению. Так он рубит голову петуху Аркашки Менка потому, что его петушиный крик портит стройность всего петушиного хора. Для того, чтобы всем, кто резал скот, было неповадно в дальнейшем, Макар предлагает расстрелять пару человек. Для нужд революции Нагульнов готов пренебречь даже женщинами. По его мнению, женщина для коммуниста - ничто: “Какой из него будет революционер, ежели он за женин подол приобвыкнет держаться? Баба для нас - как мед для жадной мухи... А у кого ишо дети пойдут, энтот для партии вовзят погибший человек...Бабы для нас, революционеров, - это чистый опиум для народа”. По мнению Андрея Разметнова, Макар способен отдать приказ “выхолостить всех мужиков, чтобы они от революции не отвлекались и на баб не заглядывались ”. На первый взгляд, также он относится и к Лушке, которую он отпустил “за ненадобность”, но я думаю, что его идея - это всего лишь ширма, за которой Нагульнов скрывает свою любовь к этой женщине. Он любит её, сильно переживает то, что она живет с сыном кулака Тимофеем Рваным. И даже когда он убивает Тимофея, он дает ей возможность проститься с убитым.

Макар находит чем заняться и во время, когда в нем не нуждается мировая революция. Он старательно изучает английский язык, который, как ему кажется, обязательно пригодится для общения с иностранными рабочими после победы коммунизма во всем мире. Нагульнов не мыслит себя вне партии. Он даже не может представить, что его - Макара Нагульнова, коммуниста и революционера, могут позорно исключить из партии за поступки во благо мировой революции. Макар Нагульнов даже не понимает, за что же его исключают из партии, он не может понять, что же он сделал недостойного. Когда же это случилось, у него была только одна мысль - самоубийство.

Шолохову, на мой взгляд, чужд слепой фанатизм Нагульнова, чужда его одержимость идеей мировой революции.

Фигура Андрея Разметнова подчеркивает эту мысль. В 1913 году Разметнов ушел на действительную военную службу, “мотался по фронтам, защищая чужое богатство и чужую сытую жизнь”, заслужил три Георгиевских креста. Вернулся на короткое время в Гремячий лог, но потом снова ушел на фронт в составе Красной Армии. Беляки, желая отомстить ему за уход в красные, люто баловались с его женой, которая не снесла позора и наложила на себя руки. Такова трагическая судьба Андрея Разметнова. Ничто человеческое ему не чуждо, в отличие от Макара, решительного и безжалостного, ему жаль детишек раскулаченного Гаева, он не поддерживает и методы, которыми действует Нагульнов. Взвешенный подход, тщательно обдуманное решение, уравновешенность - вот что отличает этого человека. Тяжело переживает он и разрыв с Мариной: “Он жестоко мучился разрывом с Мариной, страдал и избегал одиночества...” Как человек, Разметнов более мягок, склонен многое разрешать при помощи и участии сердца, многое прощает людям. В нем нет жестокости, нет той фанатичности, присущей Макару. В его личности автор обнаруживает природную чуткость, нравственную глубину, способность, несмотря на суровые испытания, сохранить человечность.

Нельзя не сказать и о других коммунистах, которых показал нам Шолохов в своем романе. Настоящими шакалами выглядят некоторые из членов бюро райкома, которые буквально готовы растерзать своего же товарища. Корчжинский, Самохин - этим людям глубоко безразлично то, что Нагульнов отдал всю свою жизнь партии, глубоко безразличны и чувства этого человека, им важно лишь выполнение отданных сверху распоряжений. С истинно чиновничьим бюрократизмом они исключают его из партии. Еще одного “коммуниста” показал нам автор. Поляница, руководитель колхоза “Красный луч”, который не брезгует даже кражей сена у соседнего колхоза, смеет называть себя таковым. Не отказывается он и от роскоши - почти не изменилась обстановка в доме бывшего кулака, теперь ставшего кабинетом Поляницы. Я думаю, что если бы власть сменилась, он бы с таким же успехом и без зазрения совести мог служить у “белых”.

Истинным руководителем Показан Нестеренко - новый секретарь райкома. В отличие от прежнего руководства он сам идет к людям, стремясь увидеть их в деле, в привычной для них обстановке. Он разговаривает с людьми просто и непринужденно, как равный с равными. Сам Давыдов говорит, что “еще давненько никто из партийного начальства не говорил с ним так дружески просто и по-человечески хорошо...” Нестеренко отлично разбирается в сельском хозяйстве - он сам вырос в крестьянской семье, много читает, часто бывает на полях. В каждом деле умеет выявить главное. Необходимость организации комсомола, библиотеки, обеспечения крестьян товарами, что упускает из виду

Давыдов - все это тонко подмечает он. Решительно и прямолинейно выявляет Иван Нестеренко недостатки в работе гремячинских коммунистов: ”Мне положено и смотреть, и помогать исправлять недостатки в работе, что я и делаю...” В образе Нестеренко Шолохов показал образ идеального руководителя.


Г^"^ Начинается коллективизация в хуторе Гремячий Лог не столько ^потому, что для этого созданы хоть какие-нибудь условия в данном "месте в данное время, сколько от романтически-героического революционного порыва уполномоченного Давыдова, присланного из города, от станка, незнакомого с местными условиями, чужака, не знающего, а значит, не жалеющего людей, с которыми ему придется работать. Романтически-героический порыв этот спровоцирован распоряжением "с самого верха" о стопроцентной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.*^
Надо заметить, что Давыдов приезжает в хутор не один. Вместе с ним, хотя и тайно от него, приезжает туда есаул Половцев, и - тоже в связи с постановлением о сплошной коллективизации. Есаул понимает, что если у мужика, у казака всерьез начнут отнимать нажитое им своим горбом добро, то не вынесет этого хозяйская душа, пойдет казак на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем вся жизнь его заключается, и поднять его на восстание будет легче всего.
Итак, в хутор одновременно прибывают чужие деревне люди, чтобы вмешаться в ее жизнь, мало об этой жизни зная, мало ее ценя и мало уважая ее законы. Характерно, что бумага, которую должен подписать вступивший в "Союз освобождения родного Дона" Яков Лукич, очень похожа на заявление о вступлении в колхоз: "Обязуюсь беспрекословно слушаться своих начальников и командиров. Обязуюсь все свое достояние привести на алтарь православного отечества. В чем и подписуюсь".
Попытка собрать людей в колхоз и в союз освобождения как бы взаимно друг друга исключают, бросают друг на друга мрачный отсвет, взаимно выявляют беспочвенность и волюнтаризм и того, и другого предприятия.
--""Колхоз начинает организовываться зимой, когда нет ни подготовленных помещений для содержания больших групп скота и птицы вместе, ни достаточного количества кормов. Животные и птица мерзнут и голодают, а люди, даже убежденные, своим умом дошедшие до пользы обобществления, как, например, Кондрат Майданников, сердцем тоскуют по своей животине, и тошно, и горько им на опустелом базу.
Люди, зачисленные в разряд кулаков, практически перестают быть людьми. Они становятся врагами, а значит - волками. Такого человека уже не жалко, и ребенка его не жалко, и семьи его не жалко. Макар Нагульнов пламенно заявляет, что готов детишек, баб и стариков пострелять для блага революции. Как мы теперь знаем, судьба, уготовленная раскулаченным и сосланным, была гораздо страшнее немедленной смерти от пули. Но Шолохов умеет показать в самом накале "классовой борьбы*, борьбы людей, которые считают друг друга врагами, а значит, нелюдьми, возможность иного, некровопролитного разрешения. В этом ему помогает юмор. Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьезный смысл происходящего, сначала просто показывая смешные стороны этой страшной борьбы, когда на него, "колхозного активиста", набрасывается Титков кобель, а потом, позже, своей беспрерывной борьбой с бывшим кулацким козлом, а затем своим горем и слезами по нему, утонувшему, дорогому и единственному, без которого вся жизнь его отныне опустела, вовсе меняет смысл слова "враг" на противоположный.
Изображением петушиного хора, столь прекрасного потому, что каждый петух поет своим, ни на кого не похожим голосом, рассуждением героев о скуке людей, похожих на голые прутья в общем венике, если они не обладают своей "чудинкой", Шолохов стремится предупредить однозначное восприятие происходящего, и мне кажется, что ему это вполне удается.
Вряд ли в то время могло быть написано и напечатано произведение, рисующее происходящее так неоднозначно, если бы не имя писателя, не подверженное критике и не вызывающее сомнений.

Сочинение

«Поднятая целина» М. А. Шолохова - роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени - это прежде всего частная собствен­ность и социальное неравенство: здесь живут батраки, середняки, кулаки, беднота. У более или менее зажи­точных крестьян неплохие дома, крепкое хозяйство, у бедноты - избушки с земляным полом и соломен­ной крышей и жалкое подворье.

Большинству гремяченцев живется трудно, поэто­му и находятся те, кто появление Давыдова и его идею воспринимает как неплохой шанс на улучшение своей жизни. Их воодушевляет предложение обобщест­вить собственность и отдать ее в общее пользование. Среди них, например, Демид Молчун. «Жил он на от­шибе в конце хутора, был работящим и по силе пер­вым во все округе. Но как-то пятнала его судьба оби­дами, обделяла, как пасынка». Пять лет жил Демид у Фрола Дамаскова в работниках.. Претерпел пожар, «ушел в себя, всю жизнь молчал «и, обычно только из­редка отвечая на вопросы собеседника, улыбался ви­новато и жалостно». В коллективизации Молчун при­нимает самое деятельное участие.

Павел Любишкин, бывший красный партизан, тоже встречает весть о создании колхоза с радостью. Он осознает, что если жить по-старому, то из нищеты не выбраться, светлого будущего не увидеть.

Особенно воодушевляется беднота, когда дело до­ходит до дележа кулацкого имущества. Когда его раз­дают, жена Демки Ушакова обмирает над сундуком, насилу ее отпихнули. «А как же ей сердяге, было не обмереть над колхозным добром, когда она всю свою жизнь доброго куска ни разу не съела, новой кофтен­ки на плечах ни износила»,- сочувственно повеству­ет автор.

Тем не менее сцены раскулачивания полны трагиз­ма. В каждой семье обезумевшая беднота, дорвав­шись до чужого добра и ослепленная внезапным сча­стьем, бесчинствует. Демид Молчун без зазрения со­вести тут же влезает в снятые с Фрола Дамаскова валенки. Демка Ушаков рвет из рук Лапшинихи гу­сыню до тех пор, пока не лишает несчастное животное головы. «Колхозная гуска!» - задыхаясь, кричит он. Эта сцена описана так, что вызывает улыбку, но ведь если задуматься, она страшна. Демка лютует за гусы­ню, а его жена не может нарадоваться на новую юбку, снятую с кулацкой дочери. Павел Любишкин, как в собственных, разгуливает в шароварах, отобранных у соседа. Он счастлив и доволен этим.. Естественная по­пытка Тита Бородина во время раскулачивания отсто­ять свои права и защитить имущество приводит к кро­вопролитию. Титок «работал день и ночь, оброс весь дикой шерстью. Сам, бывало, плохо жрет и работни­ков голодом морит», поэтому так больно ему расста­ваться с нажитым.

Беднота устраивает грабеж в доме Лапшинова. На первый взгляд этот деревенский ростовщик не заслу­живает никакого сочувствия. Он дает весной в долг просо, а осенью требует отдать его вдвойне, к тому же скупает у цыган краденых коней. Но за это его следо­вало бы привлечь к судебной ответственности, а не устраивать самосуд.

Находятся среди гремяченцев и те, у кого щемит сердце при одной только мысли о насилии над семья­ми кулаков. Таков Андрей Разметнов, председатель сельсовета. Он напрямую отказывается идти раскула­чивать. «Разве это дело? Или у меня сердце из само­родка? У Гаева детей одиннадцать штук!» - искренне возмущается Андрей. Он добрый, отзывчивый, неиз­менно верящий в светлые и добрые начала человек. Жизнь с ним самим обошлась жестоко, поэтому, на­верное, он так чувствителен к чужому горю и непри­мирим к насилию. Вернувшись с гражданской войны, Разметнов не застал в живых ни жены, ни сына. Одна­ко он не ожесточился. Его отличает богатство душев­ных сил. Придя на могилу своей жены, он говорит трепетные слова: «А ведь я доныне люблю тебя, моя незабудняя, одна на всю мою жизнь...».

Постепенно ряды колхозников пополняются все больше и больше. Но отнюдь не всеми руководит при этом искреннее убеждение в пропагандируемых ком­мунистами идеях. Одни идут в колхоз, надеясь вы­браться наконец из нищеты, от безысходности, дру­гие поддаются влиянию большинства и опасаются за свою судьбу, увидев произвол новой власти и жесто­кую расправу над кулаками. Одни ведут на колхоз­ный двор свою скотину, другие назло ее режут и, как Щукарь, до болезни объедаются мясом. Некоторые из вступивших в коллективное хозяйство тайком ходят на колхозный двор кормить свою живность, потому что по-прежнему болеют за нее всей душой. Ярость и ожесточение вызывает у гремяченцев весть о том, что ярские, жители соседнего колхоза, претендуют на часть семенного фонда.

На колхозном собрании слышится и нежелание расставаться со своим добром, и опасения, и справед­ливые упреки: «Хоть и говорит Советская власть, что лодырей из бедноты нету, что это кулаки выдумали, но это неправда». Равнодушных на этих собраниях нет. Звучат и весьма оригинальные предложения: соз­дать несколько колхозов, отдельно для бедных и от­дельно для богатых. Николай Люшня пропагандиру­ет право на свободу выбора: «Колхоз - дело добро­вольное, хочешь иди, хочешь - со стороны гляди».

Всех этих людей можно понять. Отказ от вековых устоев и привычных представлений, разрыв с собст­венническим строем сопряжен для них с глубокими душевными потрясениями, искренними внутренни­ми переживаниями. Коммунистам приходится в их деле нелегко, но тем не менее через несколько месяцев меняется сознание крестьян. Мало-помалу они начи­нают трудиться на колхозных полях. Некоторые вкладывают в это всю свою душу, заботятся об обще­ственной собственности, как о личной.

Таков, например, в «Поднятой целине» Кондрат Майданников. Его путь в колхоз - наиболее типич­ный путь крестьянина-середняка. Некогда Кондрат стойко защищал страну от интервентов, благодаря своему упорному труду поднялся до середняка Он не торопится верить Давыдову, сначала все неспешно взвешивает и только потом принимает решение всту­пать в коллективное хозяйство. Майданников - ра­ботящий, трудолюбивый человек и рачительный хо­зяин. Нелегким было его расставание с привычным укладом жизни. Мучительно прощается он со своими быками. Перебарывая в себе чувство собственника, ведет их в колхоз, а ночь накануне проводит в бессоннице.

Кондрат наделен пытливым умом, отзывчивой ду­шой. Вступив в колхоз, он всерьез задумывается о том, как разумно организовать работу сельчан, ув­лечь ею людей. Майданников во всем серьезен и об­стоятелен. Его отличает глубокая любовь к родной земле, а трудовые мозоли говорят о действительной укорененности в деревне. Не безразлично Кондрату будущее Гремячего Лога, он живо тревожится за него. Из индивидуалиста-середняка Майданников превра­щается в совестливого и трудолюбивого колхозника, который общественную «копейку уронит, а две под­нимет». За добросовестный труд он одним из первых получает звание «ударника».

И все же сюжет романа драматичен. «Поднятая це­лина» завершается трагически: погибают Давыдов и Нагульнов, приговорен к расстрелу Половцев, осуж­ден за вредительство и пособничество врагам совет­ской власти Островнов.

Шолохов писал: «Жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостями, цели­ком войти в их заботы и нужды - вот тогда у писателя и будет настоящая, волнующая сердца читателей книга». Роман вышел действительно волнующим. Но волнует он прежде всего возникающим глубоким со­чувствием судьбе деревни, крестьянства, вековые ус­тои которого были быстро и жестоко разрушены во­лей правящей партии.

Другие сочинения по этому произведению

«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина») Характеристика образа Нагульнова Макара Удалось ли Давыдову и Нагульному "поднять" нравственную "целину" гремяченцев Любимые страницы романа М. Шолохова "Поднятая целина" Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы Давыдова и Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина» Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Вряд ли в то время могло быть написано и напечатано такое произведение, как “Поднятая целина” М. Шолохова, рисующее происходящее так неоднозначно, если бы не имя писателя, не подверженное критике и не вызывающее сомнений.

Коллективизация начинается в хуторе Гремячий Лог не столько потому, что для этого созданы хоть какие-нибудь условия в “данном месте в данное время”, сколько от революционного романтически-героического порыва уполномоченного Давыдова. А он по сути прислан из города, от станка, незнаком с местными условиями, чужак, не знающий, а значит, не жалеющий людей, с которыми ему пришлось работать.

Романтически-героический порыв этот спровоцирован распоряжением “с самого верха” о стопроцентной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

Надо заметить, что Давыдов приезжает в хутор не один. Вместе с ним, хотя и тайно от него, приезжает туда, есаул Половцев, и – тоже в связи с постановлением о сплошной коллективизации. Есаул понимает, что если у мужика, у казака всерьез начнут отнимать нажитое им своим горбом добро, то не вынесет этого хозяйская душа, пойдет казак на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем вся жизнь его заключается, и поднять его на восстание будет легче всего.

Итак, в хутор одновременно прибывают чужие деревне люди, чтобы вмешаться в ее жизнь, мало об этой жизни зная, мало ценя и мало уважая ее законы. Характерно, что бумага, которую должен подписать вступивший в “Союз освобождения родного Дона” Яков Лукич, очень похожа на заявление о вступлении в колхоз: “Обязуюсь беспрекословно слушаться своих начальников и командиров. Обязуюсь все свое достояние привести на алтарь православного отечества. В чем и подписуюсь”.

Попытка собрать людей в колхоз и в Союз освобождения взаимно друг друга исключают, взаимно выявляют беспочвенность и волюнтаризм и того, и другого предприятия.

Колхоз начинает организовываться зимой, когда нет ни подготовленных помещений для содержания больших групп скота и птицы, ни достаточного количества кормов. Животные и птица мерзнут и голодают, а люди, даже убежденные, своим умом дошедшие до пользы обобществления, как, например, Кондрат Майданников, сердцем тоскуют по своей животине, и тошно, и горько им на опустелом базу.

Люди, зачисленные в разряд кулаков, практически перестают считаться людьми. Они становятся врагами. А врага, естественно, не жалко, и ребенка его не жалко, и семьи его не жалко. Макар Нагульнов пламенно заявляет, что готов детишек, баб и стариков пострелять для блага революции.

Как мы теперь знаем, судьба, уготовленная раскулаченным и сосланным, была гораздо страшнее немедленной смерти от пули. Но Шолохов умеет показать в самом накале классовой борьбы возможность иного, не кровопролитного разрешения.

Автор романа довольно правдиво рисует настроение большинства хуторян, которые собрались на сход обсуждать вопрос вступления в колхоз. Русские крестьяне, которые только-только получили землю, о колхозах рассуждали примерно так: “Сначала дали землю, теперь отбирают!” И болела у них душа.

Казаки же, которые владели землей всегда, испокон веков, тем более не желали объединяться. Они к тому же справедливо подозревали, что колхозы окажутся грабительскими заведениями! И поэтому на собрании в Гремячем Логу многие были согласны с Николаем Люшней, который здраво рассуждал, что “колхоз – дело это добровольное, хочешь – иди, а хочешь – со стороны гляди!”

Так вот он и хочет со стороны глядеть. Но добровольности как раз-то Советская власть и не терпела. Уже все было решено за крестьян и казаков в Москве, не верящей слезам и крови, за кремлевскими стенами, сколько хозяев и в какой срок вступит в колхозы.

Самое страшное, что последовало за этим, – раскулачивание.

Раскулачивание называлось тогда “административной мерой”. Ее применяли к тем, кого считали врагами, хотя бы ничего противозаконного человек и не сделал. Поэтому-то так униженно просят прощения казаки и бабы после “бабьего бунта”. Не потому, что считают себя неправыми: они хотели взять зерно, которое им принадлежало и без которого они обречены были на голод. А потому, что боятся, что их объявят “врагами” и сошлют. И не пустыми словами, а страшной угрозой звучит давыдовское: “Большевики не мстят, а беспощадно карают только врагов”.

А кроме раскулачивания есть еще и другие меры, которыми власти “убеждают” казаков в том, что колхоза им не миновать: лишение гражданских и избирательских прав, после чего человека в любой момент могли арестовать; объявление бедных крестьян “подкулачниками”, если у них просыпались совесть и жалость. Объявление “социально опасным” и, наконец, наган и холодная комната.

И идут, помимо воли, казаки, “слезой и кровью” разрывая “пуповину, соединявшую… с собственностью, с быками, с родным паем земли”.

Среди колхозников вынужден прятаться и крепкий хозяин Яков Лукич Островнов, который успел замаскироваться, чтобы не попасть под раскулачивание. Яков Лукич всю жизнь работал, горб наживал. А теперь все под корень! Да, ужасная пора, когда трудолюбивый и удачливый человек вынужден прятаться.

За короткое время, что описано в романе “Поднятая целина”, читатель наглядно видит плоды “великого перелома”. В хуторе не остается зажиточных хозяев, хлеб для хлебозаготовок выбивают силой, крестьян, захотевших согласно лживой сталинской статье “Головокружение от успехов” выйти из колхоза, лишают семенного хлеба; перед вступлением в колхоз порезано множество скота.

А впереди у страны страшный голод, репрессии и война…

Оправдывая жестокости и беззакония, Шолохов пытается изобразить дело так, будто на Дону готовится антисоветское восстание. Сегодня уже известно, что большинство из тех контрреволюционных организаций, которые так успешно “раскрывало” ГПУ и НКВД, были попросту выдуманы. Скорее всего, не существовал и описанный в романе “Союз освобождения Дона”, потому что большинство активных борцов с новой властью или уехали, или были уничтожены.

Но даже если такой союз и существовал, он не мог серьезно угрожать большевистской власти. “Поднятая целина” невольно разоблачает и другой обман Сталина, что раскулачивание – это мера, принятая как защита против террора кулаков, которые всячески вредят колхозам. Нет, ничем русский народ не заслужил уничтожения миллионов самых работящих своих хозяев. А если и были где-то случаи сопротивления, то это была месть отдельных людей, доведенных до отчаяния ограблением и насилием над ними и близкими.

Читая роман, переживаешь, что так страшно изломаны и исковерканы оказались судьбы, души и нравы казаков. И невольно думаешь о том, до какого унижения Россию довела ее колхозная система, что она вынуждена просить помощи у других стран.

Даже там, где писатель пытается оправдать коммунистов, правда жизни, описанная мастером, доказывает обратное. В том и сила большого таланта, что она не подчиняется компромиссным устремлениям автора.

Правда художника оказывается более убедительной, чем желание автора подогнать идеологическую основу под собственное произведение.

(No Ratings Yet)

  1. Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им...
  2. Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердись жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в...
  3. …И безвинная корчилась Русь… Анна Ахматова Роман М. А. Шолохова “Поднятая целина” сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает, но и прославляет беззаконие и насилие,...
  4. Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое социалистическое преобразование деревни, начало 30-х годов нашло отражение в романе М. А. Шолохова “Поднятая целина”. Судьбу коллективизации решал середняк. Взбаламученные...
  5. ДАВЫДОВ И ПОЛОВЦЕВ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” Роман М. А. Шолохова “Поднятая целина” повествует о трагических страницах нашей истории, о времени “великого перелома”, о судьбе крестьянства в...
  6. Юмору и комическому началу вообще в романе М. Шолохова отводится особая роль. Несомненно остроумный и как человек, и как писатель, автор не жалеет комических черт, описывая героев, которые ему симпатичны....
  7. КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ПЕРЕЛОМНЫЕ ГОДЫ В ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСТВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” История России-XX века – история “великих переломов”, которые совершаются в жизни людей. Один из...
  8. Одним из наиболее колоритных и запоминающихся образов, описанных в романе М. Шолохова “Поднятая целина”, является образ Макара Нагульнова, бывшего красного партизана, секретаря гремяченской партячейки. Единственной целью его, Нагульнова, существования является...
  9. ТРАГЕДИЯ “ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА” В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина “На...
  10. Коллективизация – один из самых трагических и исторически важных периодов советской эпохи, являющийся логическим продолжением периода “военного коммунизма”. В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть. И...
  11. М. А. ШОЛОХОВ ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА В январе 1930 года в хутор Гремячий Лог въехал верховой. Ему нужно было добраться до куреня Якова Лукича Островнова. Дорогу верховой спросил у прохожих. Когда...
  12. Представители белого движения показаны автором в романе без упрощения характеров. Белые офицеры Половцев и Лятьевский, раскулаченный Тимофей Рваный – все они непримиримые враги Советской власти, люди сильные, мужественные, убежденные в...
  13. Еще не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и сердца. По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная “Незнакомка”, по-прежнему спорят критики о...
  14. (В сокращенном варианте) Роман (кн. 1 – 1932; кн. 2 – 1959-1960) По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 г. въехал в хутор Гремячий Лог верховой. У прохожих узнал...
  15. Передо мной статья В. Марченко “Хлеб наш насущный” (“Литературная Россия”, октябрь 1990 г.). Читаю: “Сталинская коллективизация… стараниями вождей революции превратила российского (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужденного от...
  16. “Все смешалось в доме Облонских” – так Лев Николаевич Толстой начинает свою “Анну Каренину”. Все смешалось нынче и в нашем доме, называемом Россией. Большинство населения волнует одно: как выжить, прокормить...
  17. Сам потомственный казак, писатель М. Шолохов сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, ее образность, показал житейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы. Энциклопедией...
  18. Идейно-художественное своеобразие романа Роман написав в жанре хроники – события отражают ход коллективизации в хуторе Гремячий Лог. Автор последовательно излагает события, но событийная канва является лишь сюжетообразующим компонентом повествования о...
  19. Одним из самых значительных произведений М. Шолохова является роман “Поднятая целина”. Первая книга романа вышла в 1932 году, вторая была закончена в конце 1959 года. Почти 30 лет разделяют их,...
  20. Человек, взявший в руки эту книгу, с первых же страниц начинает сопереживать героям, с волнением следить за тем, как развивается сюжет. Большую роль в создании столь экспрессивных и живых образов...
  21. Где они, слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно “писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти неоправданные, не озарены стремлением к этой великой...
  22. В романе-хронике “Мужики и бабы” Борис Можаев показывает, как нарушается привычный уклад жизни села, только начинающего развиваться благодаря нэпу, с началом кампании массового создания колхозов. Действие романа приходится на конец...
  23. ОТРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ” И. А. Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, выдающийся представитель той школы художников-реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции Пушкина...
  24. ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Первое отдельное издание романа “Герой нашего времени” вышло в свет в 1840 году, незадолго до отъезда...
  25. Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является основной в его творчестве. Большую известность получили такие его повести,...
  26. Когда я думаю о допущенных большевиками ошибках во время коллективизации, мне всегда вспоминается Кондрат Майданников, герой “Поднятой целины” Михаила Шолохова. Судьбу коллективизации решал середняк. Беднейшее крестьянство, в основном, поддерживало политику...
  27. ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в...
  28. Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! И. В. Гете Не так уж часто встречаются книги, чтение которых составляет впечатление беседы с мудрыми...
ОТРАЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ М. ШОЛОХОВЫМ В РОМАНЕ “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА”