Лауреаты нобелевской премии по литературе: список. лауреаты нобелевской премии по литературы из ссср и россии

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

Привет, котаны!

В эфире Недружелюбный Кролик, и сегодня мы поговорим об одном из множества способов сделать ваше чтение более осознанным и упорядоченным. В прямом эфире - обзор самых главных литературных премий для тех, кто пишет на русском языке. Кто придумал, кто решает, кого выдвинуть, а кто - кого наградить, что дают, что почитать. Кладезь знаний под катом!




История
Официальная формулировка Русского Букера - "премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в этом году". Премия была учреждена в 1992 году Британским советом по аналогии с Букером британским. Но сегодня РБ устроен совсем иначе. Так, например, в Англии 4 финалиста Букера впоследствии получили Нобелевскую премию. В России негласно считается, что премию дают потенциальному бестселлеру. Насколько справедливо это утверждение - покажет время.

Кто вручает?
В России существует Букеровский комитет, который возглавляет Игорь Шайтанов (российский критик, литературовед и главред "Вопросов литературы"), - именно этому комитету и было передано руководство премией. Жюри РБ меняется каждый год. В него входят пять человек - критики, филологи, писатели, а пятое место обычно занимает представитель какого-либо иного искусства. Изначально существовала коллегия номинаторов, но сейчас выдвигать книги на премию могут издатели и публикаторы (например, журналы).

Что дают?
Призовой фонд Русского Букера в этом году составил 20000 $. Все остальные финалисты получают по тысяче долларов каждый. Финансируется премия в рамках благотворительной программы компании British Petroleum.

Что почитать?
Лауреатами премии за последние годы становились Людмила Улицкая, Михаил Шишкин, Александр Иличевский, Ольга Славникова, Елена Чижова, Михаил Елизаров и другие. Самый большой казус случился в 2010 году, когда премию получила Елена Колядина с порнографическим романом "Цветочный крест".

Кроличьи отзывы на романы лауреатов :



История
Одна из крупнейших в России и СНГ литературных премий. Дается всем жанрам - от фикшна, до мемуаров и документалистики, что нередко вносит сумятицу в шорт-листы. Принимают и рукописи, и уже опубликованные произведения. Выдвигать на премию могут издательства, жюри, СМИ, творческие союзы и даже органы государственной власти и сами авторы (если произведение опубликовано).
Учредил премию «Центр поддержки отечественной словесности», организованный "Альфа-банком", "Реновой", Мамутом, Абрамовичем, журналом "Медведь" и другими. В Совет попечителей премии, в частности входят: Степашин, Швыдкой, директор Института русской литературы РАН Всеволод Багно, гендиректор ВГТРК Добродеев, главный по Роспечати Сеславинский, гендиректор РГБ Фёдоров и другие персонажи. А председателем Совета является Владимир Григорьев - книгоидатель и заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Кто вручает?
Лонг-лист обирает Совет Экспертов. Его председателем бессмено является зам. главреда журнала «Новый мир» Михаил Бутов.
В шорт-листе разбирается Жюри или Литературная академия. Она состоит из более чем 100 человек - профессионалов от литературы, культуры, науки, искусства, общественых деятелей, журналистов, чиновников и предпренимателей. Председателями Литературной академии (жюри) в разные годы были: Гранин, Радзинский, Маканин, Битов, Поляков, Архангельский и другие. Победителя определяют по количеству баллов, набранных при голосовании.
С 2008 года голосовать за финалистов могут и читатели .

Что дают?
Премия считается второй по величине после Нобелевской по размерам призового фонда. Финансирует ее «Центр поддержки отечественной словесности», состоящий из российских бизнесменов и структур.
Победитель получает 3 млн. рублей, обладатель второй премии - 1,5 млн. руб, третьей премии - 1 млн. рублей.


________________________________________ ___


История
Петербургская премия, учрежденная в 2001 году издателем (Лимбус-Пресс) и литератором Константином Тублиным. Премия вручается также за лучший роман года, написанный на русском языке. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!».

Кто вручает?
Уникальность этой премии в том, что вы можете посмотреть, кто кого выдвинул. Списки номинаторов и номинантов вывешиваются на сайте премии (и эти списки, едва ли не интересней самой премии). Номинаторов назначает оргкомитет и подчеркивает, что в его целях - собрать представителей всех вкусов и литературных школ. Интересно и то, что победитель делит свою премию с тем, кто его номинировал!
Сначала каждый член Большого жюри, которое формируется из литературных критиков разных направлений и никогда не собирается вместе, выбирает 2 произведения из лонга. Одному ставит 3 балла, другому - 1 балл.
Из тех, кто набрал больше всего баллов, и формируется шорт-лист.
А дальше Малое Жюри, которое может уже состоять из кого угодно ("просвященных читателей"), делает свой выбор. Причем права разбить ничью дается Почетному председателю (поэтому, например, силами Ксении Собчак в 2011 году премию выиграл проходной роман Быкова, а не остроумнейшее произведение Фигль-Мигля).
Кстати, победитель становится членом Малого жюри следующего года.

Что дают?
Победитель получает 10000 долларов, которые, как мы уже говорили, делится в пропорции 7:3 между ним и номинатором. Остальные финалисты получают по 1000 долларов. Кстати, интересный факт - приз автору дадут только при условии его присутствия на церемонии вручения. То есть в Петербурге в последнюю пятницу мая.


________________________________________ ___


История
Самая молодая премия. Учреждена в 2009 году фондом Михаила Прохорова "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Оказалась в этом списке и взлетела благодаря тому, что привлекает в свои ряды ярких критиков и литературных деятелей. А еще тем, что резко отличается от всех остальных премий открытостью процесса голосования - члены жюри публично аргументируют свой выбор в рамках открытых дебатов.

Кто вручает?
Лонг лист отбирает Экспертный совет из трех человек, а победителя - жюри из 4 человек и Председателя, имеющего как бы 2 голоса. А жюри и экспертов, в свою очередь, выбирает Попечительский совет Премии. Это могут быть литераторы, критики и прочие культурно-общественные деятели любой страны. Главное, чтоб говорили на русском и знали наш лит. контекст. В итоговых дебатах эксперты могут высказать свою точку зрения и даже отдать 1 голос кому-то из номинантов (если все трое сделали один выбор).
Кстати, голосовать могут и читатели .

Что дают?
Как уже понятно, финансируется НОС фондом Михаила Прохорова. Победитель получает 700000 рублей, победитель читательсткого голосования - 200000 рублей, а каждый финалист - по 40000 рублей.

Что почитать?
Победителей совсем мало, поэтому их можно перечислить всех. С 2009 года соответственно: Лена Элтанг с романом «Каменные клены», Владимир Сорокин с повестью «Метель», Игорь Вишневецкий с рассказом «Ленинград», Лев Рубинштейн с книгой «Знаки внимания».
Интернет, в свою очередь, выбирал: «Сахарный Кремль» Сорокина, "Антре. История одной коллекции" Софии Вешневской, «Скунскамера» Андрея Аствацатурова и «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.
________________________________________ ___

История
Премия Андрея Белого всегда стояла особняком. Во-первых, ей без малого 35 лет. Во-вторых, она негосударственная, и никогда такой не была. В СССР это была единственная регулярная диссидентская премия в области культуры. В-третьих, она была учреждена самиздатовским журналом. Судьбу и значение самиздата в советские времена трудно переоценить.
В 1997, когда "потеплело", премию стали поддерживать: музей Анны Ахматовой, "Новое Литературное обозрение" и Общество современного искусства "А-Я". Сейчас среди поддерживающих названы: "Издательство Ивана Лимбаха" и "Амфора".
Сегодня премия присуждается по 4 номинациям: поэзия, проза, гуманитарные исследования и за особые заслуги в развитии русской литературы. Среди критериев присуждения - эксперимент и новаторство. Премию можно получить только 1 раз.

Кто вручает?
Выдвигать труды могут лауреаты премии, члены Комитета и члены Консультативного совета Премии. Причем это могут быть произведения, вышедшие за последние три года.
Комитет, решающий, кому же отдать премию, состоит из трех частей. Первая - учредители премии Борис Иванов и Борис Останин. Второй - три постоянных члена Комитета, приглашенные учредителями. И третий - четыре временных жюри на год. Все имена можно посмотреть на

Длинный список номинантов «Ясная Поляна». По просьбе The Village Лиза Биргер рассказывает, зачем вообще нужны литературные премии и могут ли они помочь дилетанту начать ориентироваться в современной русской литературе.

Лиза биргер

Как и зачем возникли литературные премии?

Литературные премии существуют относительно недавно - примерно с начала ХХ века. Мы, конечно, можем считать их предтечей средневековые состязания трубадуров или премии Академии наук, которые в царской России вручались за произведения с научно-просветительским пафосом. Но на самом деле понятно, что для того, чтобы премия действительно имела какой-то вес и значение, нужно, чтобы книги были рынком, а литература - институтом. А этого не происходило до прошлого столетия, а в некоторых странах (не будем показывать пальцем) и того позже. Премии нужны книгопродавцам, чтобы продавать книги, они нужны критикам и прочим участникам рынка, чтобы выявлять тенденции, но прежде всего они нужны, чтобы выстраивать иерархию - то есть для порядка. Но поскольку иерархия у каждого своя, то и премии существуют самые разные.

Сколько в России литературных премий?

Много - гораздо больше, чем вы думаете. Есть премия «Поэт» и премия «Дебют», Бунинская премия и премия Александра Солженицына, премии, учреждённые Союзом писателей и ФСБ. Итого - несколько десятков, если не сотен, но знать их все совсем не обязательно.

Если премий так много, то как мы выбираем, какая важнее других?

Есть два важных фактора: деньги, то есть размер призового фонда, и качество экспертизы. Например, у «Большой книги» второй в мире (после Нобелевки) призовой фонд - как к ней после этого не относиться со всей серьёзностью?

Материальное вознаграждение премии Андрея Белого, существующей с 1978 года, составляло один рубль, бутылку водки и яблоко, но выбор здесь (пока в 2010 году все не перессорились) совершали профессионалы, и премия долго оставалась одной из главных. Важно, как (и кем!) отбираются книги, как (и кем!) они оцениваются и даже какие книги мы хотим в итоге выбрать: самые яркие? самые новаторские? самые популярные? самые важные? Если искать идеальную русскую премию, то это, пожалуй, не имеющая почти никакого отношения к художественной литературе премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке (лонг-лист 2016 года объявлен 7 июня). Два уважаемых Александра, Гаврилов и Архангельский, выбирают книги для длинного списка, из которого, в свою очередь, составит короткий список серьёзное научное жюри. Критерии отбора тут понятны и ясны: художественная увлекательность и научная точность.

А может, есть какая-то одна, но самая главная премия?

Увы. Но есть несколько важных, которые в совокупности помогут составить представление о том, что творится в современной литературе. «Большая книга», например, хороша тем, что у неё целых три победителя (первое, второе и третье место) и сложная система отбора с кучей экспертов - что не помешало ей в этом году уже на уровне короткого списка «потерять» две важнейшие, если не вообще главные книги года: «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова и «Тень Мазепы» Сергея Белякова. «Русский Букер» должен был тащить на себе репутацию британского собрата, но совсем растерял её в 2010-м, вручившись графоманскому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». «Национальный бестселлер» всё пытается идти за общественным вкусом и в итоге нередко раздаёт пощёчины вкусу хорошему. И так далее - тут, как в свиданиях в «Тиндере», чем дальше в лес, тем невозможнее встреча с идеалом.

Неужели в России действительно пишется столько романов?

А вот это самое удивительное: даже во времена очевидного издательского кризиса, когда по всей стране осталось только несколько издательств, в которых ещё выходят новые русские книги, можно набрать длинный список в несколько десятков названий. И всё равно некоторым книгам места не находится - например, книжный блогер Сергей Осипов регулярно составляет свой собственный длинный список из книг, не вошедших в список «Большой книги».

Вот когда победители премий начнут совпадать, тогда говори о беде. Такое бывает редко, но, например, в 2015 году роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» получил и первую премию «Большой книги», и премию «Ясная Поляна» (и «Книгу года» заодно). В этом году его судьбу вполне может повторить «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, уже отмеченная «Национальным бестселлером». С другой стороны, нам же легче - меньше надо будет читать.

Почему у премий, как правило, разные победители? Ведь все они должны выбирать лучшую книгу?

Разные жюри из разных коротких списков, составленных разными экспертами, выбирают, в общем-то, разное. Более личный выбор по критерию «то, что мне больше всего понравилось» существует только в «Нацбесте», «Большая книга» голосует за самое весомое произведение года, «Русский Букер» старается давать оценку с более литературоведческих позиций. К тому же у многих премий (например, у «Нацбеста») существует правило, согласно которому победители других премий на них номинироваться не могут.

Могут ли премии ошибаться?

И ещё как - чего стоит присуждение в 2010 году «Русского Букера» беспомощному графоманскому и без пяти минут порнографическому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». Из недавних примеров - премия «Поэт» 2015 года: её лауреатом стал Юлий Ким, после чего два бывших лауреата, Александр Кушнер и Евгений Рейн, не последние, мягко говоря, поэты современности, вышли из состава жюри.

На самом деле справедливость (или несправедливость) вручения премии чаще всего можно оценить только спустя время. И тут - очень показательный пример - все эти экспертные советы и хитроумные голосования жюри позволяют иногда упустить самое главное. В 2011 году «Русский Букер», не успев из-за смены спонсора пройти полную процедуру номинации, решил выбирать не лучшую книгу года, а главную книгу десятилетия из номинантов прошлых лет. Победителем оказался почти не замеченный в своё время роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» из шорт-листа Букеровской премии 2001 года. Только десять лет спустя стало понятно, что этот автобиографический «роман-идиллия» про то, как можно было с честью прожить ХХ век, оказался в итоге важнее фантазий об этом самом веке Михаила Шишкина и Людмилы Улицкой.

Что делать, если проще не стало?

Самое простое - не пробовать разобраться во всех премиях сразу, а выбрать ту, которая вам больше всего нравится, и читать всех её номинантов. Короткий список литературных премий для ознакомления выглядит примерно так: «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна». Ну и ещё есть премия «Просветитель», лауреатов (да и номинантов короткого списка) которой надо читать всех целиком, если вы вообще что-то читаете.

«Большая книга»

Премия с амбицией

Огромный призовой фонд, сложная система номинаций, несколько победителей и попытка на всех уровнях задействовать столько экспертов, сколько можно: в одной только Литературной академии, голосованием определяющей победителей, около ста человек. Благодаря всему этому «Большой книге», существующей с 2005 года, удалось добиться статуса почти главной премии России. Она, может, ещё и не влияет на литературный процесс (победитель не проснётся знаменитым), но вполне себе отражает его течение.

Процедура:

Из номинированных работ (выдвинуть книгу или рукопись может практически кто угодно) совет экспертов сначала выбирает длинный список (апрель), затем короткий (май), а затем книги короткого списка полгода читают, выставляя баллы, члены Литературной академии премии. Если в самой академии около ста человек, то совет экспертов узок и строг и состоит в основном из редакторов толстых журналов, поэтому если «Большой книге» и удаётся что-то важное проглядеть и проигнорировать, то, как правило, ещё на уровне длинного списка.

Формируется Советом попечителей премии - в него, как правило, входят журналисты, литераторы и деятели культуры.

Призовой фонд:

Победитель «Большой книги» получает 3 миллиона рублей, обладатели второго и третьего мест - полтора и миллион соответственно.

Лауреаты:

Можно спорить о распределении мест, но взгляд на «Большую книгу» действительно отражает литературную ситуацию десятилетия. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Обитель» Захара Прилепина, «Свечка» Валерия Залотухи - такие разные, эти романы действительно больше всего обсуждались в последние годы.

Три важные книги-лауреата

Валерий Залотуха
«Свечка»

М.: «Время»

Вторая премия 2015 года

Грандиозный (полторы тысячи страниц!) «роман обо всём», но на самом деле прежде всего о том, как все мы (на примере отдельно взятого героя) живём и горим.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вторая премия 2014 года

Самый значительный на сегодняшний день роман современного классика, последний и точный прогноз нашего несчастливого будущего.

Сергей Беляков
«Гумилёв, сын Гумилёва»

Вторая премия 2013 года

Не последний в ряду выдающихся вторых премий - исторический роман Сергея Белякова о Льве Гумилёве, ценный не только внимательностью и честностью по отношению к герою и его идеям, но и способностью автора без фантазий и пошлости рассказать эту сложную историю широкому кругу читателей.

«Ясная Поляна»

В поисках классики

Премию «Ясная Поляна» отличает внушительный призовой фонд и склонность к постоянству: одно и то же жюри по одним и тем же критериям выбирает здесь книги неизменного качества. Выбор иногда слишком очевиден, иногда странен, но нельзя не обрадоваться возможности ему доверять.

Процедура:

Эксперты (журналы, критики, издательства, члены жюри) номинируют книги, из которых одно и то же жюри выбирает сначала длинный список (июнь), потом -короткий (сентябрь), и затем - победителей в нескольких номинациях (октябрь).

У «Ясной Поляны» практически неизменное жюри, состоящее из почётных литературоведов и критиков, его неизменный председатель - советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.

Призовой фонд:

7 миллионов рублей. Самый большой выигрыш - у победителя номинации «ХХI век»: 2 миллиона.

Лауреаты:

Основная идея «Ясной Поляны» - награждать за приближённость к классике, а две основные номинации - для тех, кто классиком уже стал (номинация так и называется - «Современная классика») и тех, кто к этому только стремится (номинация «XXI век»). В итоге первая номинация вручается как бы за заслуги, и по совокупности последних победителями в ней становились в разные годы Андрей Битов, Валентин Распутин и Фазиль Искандер. А во второй номинации нередко дублируется судьба «Большой книги», которая вручается позже и на «Ясную Поляну» не оглядывается: «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной в 2015 году, «Лавр» Евгения Водолазкина в 2013 году.

И всё же у «Ясной Поляны» есть замечательное свойство выделять крепкую и сильную литературу - «Остров» Василия Голованова, рассказы для детей Юрия Нечипоренко, повести Михаила Тарковского. Ну а длинный список номинации «Иностранная литература» в и годах и вовсе можно считать списком для обязательного чтения.

Три важные книги-лауреата:

Василий Голованов
«Остров»

М.: Ad Marginem

Премия 2009 года

Десять лет путешествий на заполярный остров Колгуев - поиски смысла жизни в отдельно взятом пространстве. Показательно, что премию «Остров» взял со второго раза - он вышел в 2002 году почти никем не замеченный и только в 2008 был триумфально переиздан в Ad Marginem как - заслуженно - одна из главных книг десятилетия.

Людмила Сараскина «Александр Солженицын»

М.: «Молодая гвардия»

Премия 2008 года

Выдающаяся - и по количеству материала, и по умению автора в трудные минуты сохранять poker face по отношению к своему герою - биография одного из величайших русских писателей прошлого века.

Алексей Иванов
«Золото бунта,
или Вниз по реке теснин»

СПб.: «Азбука-классика»

Премия 2006 года

В это трудно поверить, но вся большая тройка литературных премий старательно обходила самого читаемого и народно любимого автора десятилетия стороной: в его копилке только «Ясная Поляна» за исторический роман «Золото бунта».

«Русский Букер»

Бедный младший брат

Премия «Русский Букер» - младший брат британской Букеровской премии. Он был создан в 1992 году по инициативе Британского совета, но стал в итоге чем-то совершенно иным. Как и у британского старшего брата, у русского «Букера» каждый год меняется жюри (только идеального британского соотношения книгопродавцов, писателей, издателей и экспертов нам в жюри увидеть так и не удалось, у Букеровской-то премии они взвешены в граммах). В итоге получается разнобой и вкусовщина - мы никогда не знаем, каких сюрпризов от этого жюри ждать, а его решения чаще прочих хочется оспорить. Даже длинный список премии существенно ограничен тем, что формируют его почти исключительно издатели. Парадоксальным образом, впрочем, именно неидеальный выбор «Русского Букера» часто позволяет ему создавать тренды, а не следовать за ними, ну а статус одной из старейших независимых премий никак не позволяет нам забить на него окончательно.

Процедура:

Правом номинировать на «Букер» обладают все издатели, а также избранные библиотеки и университеты. Из номинированных книг жюри выбирает длинный список в июле, короткий - в октябре, и к декабрю объявляет лауреата - обычно это приурочено к ярмарке non/fiction.

Пять человек - как правило, писатели, критики, филологи (издатели и библиотекари обычно выпадают, поскольку за ними право номинирования), которые меняются каждый год.

Призовой фонд

Лауреат получает 1 500 000 рублей, финалисты - в десять раз меньше.

Лауреаты:

Андрей Волос (роман «Возвращение в Панджруд»), но не Евгений Водолазкин («Лавр»), Александр Снегирёв («Вера»), но не Роман Сенчин («Зона затопления»), Елена Колядина («Цветочный крест»), но не Маргарита Хемлин («Клоцвог»). Список неидеальных букеровских решений можно продолжать долго, но мы привыкли, не ропщем - и даже получаем уже от процесса некоторое удовольствие.

Три важные книги-лауреата:

Андрей Волос
«Возвращение в Панджруд»

Премия 2013 года

Долгая дорога от Бухары до Панджруда мальчика-поводыря и слепого старика, но поскольку старик на самом деле -величайший поэт (и реальное историческое лицо), их странствие в итоге становится чем-то большим, чем простая роуд-стори. Андрей Волос увлекательно, упоительно и со знанием дела открывает нам средневековый Восток, и премия, которую в том году все прочили Евгению Водолазкину редко когда была так заслуженна.

Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

М.: Редакция Елены Шубиной

Премия 2014 года

Роман в письмах потомков Николая Васильевича Гоголя, в котором один из героев походя дописывает «Мёртвые души» - книга продлевает в наше время мысль и чаяния позапрошлого века.

Ольга Славникова
«2017»

М.: «Вагриус»

Премия 2006 года

Уральская антиутопия, выросшая из бажовских сказок, - Славникова была одним из первых авторов, разгадавших, чего же хочет читатель.

«Национальный бестселлер»

Если бестселлеров нет, их надо выдумать

Премия «Национальный бестселлер» была придумана в 2001 году как истинно демократическая: здесь почётным председателем жюри внезапно может оказаться Сергей Шнуров, Ксения Собчак или Артемий Троицкий. Профессионалы и эксперты обычно составляют длинный список номинаторов - и здесь особенно следят за тем, чтобы в процессе поучаствовали все. В итоге всё равно получается рок-н-ролл, но поскольку начинается он обычно только на последнем этапе, у «Нацбеста», как правило, весёлые короткие списки и любопытные списки длинные. Ещё премия очень мечтает, чтобы для лауреата исполнялся её девиз «Проснуться знаменитым», но поскольку с улицы в неё всё-таки не войти, этого пока так и не случилось.

Процедура:

Номинаторы выдвигают книги в длинный список. Большое жюри, каждый член которого имеет право выбрать из него два произведения и поставить им три и один балл соответственно, голосует за короткий список (это голосование открытое - рецензии и оценки жюри можно прочитать на сайте). Малое жюри опять же открытым голосованием выбирает победителя. Всё происходит довольно стремительно: в феврале - длинный список, в апреле - короткий, а в июне уже победитель, чего тянуть-то.

Британец Кадзуо Исигуро.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, награда присуждается "создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о порядке присуждения этой премии и ее лауреатах.

Присуждение премии и выдвижение кандидатов

Премию присуждает Шведская академия в Стокгольме. В нее входят 18 академиков, занимающих этот пост пожизненно. Подготовительную работу ведет Нобелевский комитет, члены которого (четыре-пять человек) избираются Академией из своего состава на трехлетний период. Кандидатов могут выдвигать члены Академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии и председатели писательских организаций, которые получили специальные приглашения от комитета.

Процесс выдвижения претендентов длится с сентября до 31 января следующего года. В апреле комитет составляет список из 20 наиболее достойных литераторов, затем его сокращает до пяти кандидатов. Лауреата определяют академики в начале октября большинством голосов. О присуждении награды писателю сообщают за полчаса до объявления его имени. В 2017 году было номинировано 195 человек.

Лауреаты пяти Нобелевских премий становятся известны в течение Нобелевской недели, которая начинается в первый понедельник октября. Их имена объявляют в следующем порядке: физиология и медицина; физика; химия; литература; премия мира. Обладателя премии Госбанка Швеции по экономике памяти Альфреда Нобеля называют в следующий понедельник. В 2016 году порядок был нарушен, имя награжденного литератора было обнародовано в последнюю очередь. По данным шведских СМИ, несмотря на задержку начала процедуры выборов лауреата, разногласий внутри Шведской академии не было.

Лауреаты

За все время существования премии ее лауреатами стали 113 писателей, среди которых 14 женщин. Среди награжденных такие всемирно известные авторы, как Рабиндранат Тагор (1913), Анатоль Франс (1921), Бернард Шоу (1925), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Уильям Фолкнер (1949), Эрнест Хемингуэй (1954), Пабло Неруда (1971), Габриэль Гарсиа Маркес (1982).

В 1953 году этой наградой "за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности" был отмечен премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Черчилль неоднократно номинировался на эту премию, кроме того, он дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира, но так и не стал ее обладателем.

Как правило, писатели получают премию по совокупности достижений в области литературы. Однако девять человек были награждены за конкретное произведение. Например, Томас Манн был отмечен за роман "Будденброки"; Джон Голсуорси - за "Сагу о Форсайтах" (1932); Эрнест Хемингуэй - за повесть "Старик и море"; Михаил Шолохов - в 1965 году за роман "Тихий Дон" ("за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время").

Помимо Шолохова, в числе лауреатов есть и другие наши соотечественники. Так, в 1933 году премию получил Иван Бунин "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы", а в 1958 году - Борис Пастернак "за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы".

Однако Пастернак, которого в СССР критиковали за роман "Доктор Живаго", опубликованный за границей, под давлением властей отказался от награды. Медаль и диплом были вручены его сыну в Стокгольме в декабре 1989 года. В 1970 году лауреатом премии стал Александр Солженицын ("за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы"). В 1987 году премией был отмечен Иосиф Бродский "за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии" (эмигрировал в США в 1972 году).

В 2015 году награды была удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич за "полифонические сочинения, памятник страданий и мужеству в наше время".

В 2016 году лауреатом стал американский поэт, композитор и исполнитель Боб Дилан за "создание поэтических образов в великой американской песенной традиции".

Статистика

На нобелевском сайте отмечается, что из 113 лауреатов 12 писали под псевдонимами. В этот перечень входят французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (настоящее имя Франсуа Анатоль Тибо) и чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда (Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто).

Относительное большинство наград (28) было присуждено литераторам, писавшим на английском языке. За книги на французском были награждены 14 писателей, на немецком - 13, на испанском - 11, на шведском - семь, на итальянском - шесть, на русском - шесть (включая Светлану Алексиевич), на польском - четыре, на норвежском и датском - по три человека, а на греческом, японском и китайском - по два. Авторы произведений на арабском, бенгальском, венгерском, исландском, португальском, сербо-хорватском, турецком, окситанском (провансальский диалект французского языка), финском, чешском, а также на иврите были отмечены Нобелевской премией по литературе по одному разу.

Чаще всего награждались писатели, работавшие в жанре прозы (77), на втором месте - поэзия (34), на третьем - драматургия (14). За труды в области истории премию получили три писателя, по философии - два. При этом один автор может быть награжден за работы в нескольких жанрах. Например, Борис Пастернак получил премию как прозаик и как поэт, а Морис Метерлинк (Бельгия; 1911 год) - как прозаик и драматург.

В 1901-2016 годах премия вручалась 109 раз (в 1914, 1918, 1935, 1940-1943 годах академики не смогли определить лучшего литератора). Всего четыре раза награда была разделена между двумя писателями.

Средний возраст лауреатов - 65 лет, самым молодым остается Редьярд Киплинг, получивший премию в 42 года (1907), а самым пожилым - 88-летняя Дорис Лессинг (2007).

Вторым писателем (после Бориса Пастернака), отказавшимся от премии, стал в 1964 году французский романист и философ Жан-Поль Сартр. Он заявил, что "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и выразил недовольство тем, что при присуждении премии академики "игнорируют заслуги революционных писателей XX века".

Известные писатели-кандидаты, не получившие премию

Многие великие писатели, выдвигавшиеся на премию, так и не получили ее. В их числе Лев Толстой. Не были награждены и такие наши литераторы, как Дмитрий Мережковский, Максим Горький, Константин Бальмонт, Иван Шмелев, Евгений Евтушенко, Владимир Набоков. Не стали лауреатами и выдающиеся прозаики других стран - Хорхе Луис Борхес (Аргентина), Марк Твен (США), Генрик Ибсен (Норвегия).

    Нобелевская премия по литературе награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме. Содержание 1 Требования к выдвигающим кандидатов 2 Список лауреатов 2.1 1900 е … Википедия

    Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии Нобелевские премии (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) одни из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемые за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Здание Шведской академии Нобелевская премия по литературе награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме. Содержание … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

Книги

  • Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе , Илюкович А.. Основу издания составляют биографические очерки обо всех лауреатах Нобелевской премии по литературе за 90 лет, с момента ее первого присуждения в 1901 году и по 1991 год, дополненные…