Художественные открытия леонардо да винчи. Открытия леонардо в живописи

Автопортрет Леонардо да Винчи

Открытия Леонардо да Винчи в области науки и техники - совокупность научных открытий и технических изобретений, сделанных итальянским художником, учёным и изобретателем Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.)

Леонардо да Винчи предложил чертежи ряда механизмов и изобретений. Он занимался гидравликой , статикой и динамикой тел , геометрией , оптикой , анатомией , ботаникой , палеонтологией , военным делом .

Влияние Леонардо на последующее развитие науки является предметом споров, так как указывают, что его рукописи были неизвестными до опубликования работы Дж. Б. Вентуры в 1797 году. Оппоненты этой точки зрения считают, что идеи Леонардо да Винчи распространялись устным путем или по его рукописям. Ряд идей Леонардо содержатся в трудах Николо Тартальи (1499-1552), Иеронима Кардана (1501-1576) и Джован Батисты Бенедетти (1530-1590).

Изобретения

От десятков до сотен изобретений Леонардо содержатся в виде чертежей в его тетрадях, могут сопровождаться ремарками. Чертежи иногда повторяются, модифицируются и совершенствуются.

Среди наиболее известных изобретений Леонардо да Винчи Марио Льоцци в книге «История физики» отмечает: приспособления для преобразования и передачи движения (в частности, стальные цепные передачи, используемые в велосипедах); простые и переплетенные ременные передачи, разнообразные сцепления (конические, спиральные, ступенчатые); роликовые опоры для уменьшения трения, двойное соединение (сейчас известно под названием карданового и применяется в автомобилях); разнообразные станки: например, станок для автоматического нанесения насечки, машина для формовки слитков золота, механический ткацкий станок и прядильная машина, ткацкие машины (стригальная, сучильная, чесальная); подвеска осей на расположенных вокруг подвижных колесах для уменьшения трения при вращении - предшественник шариковых и роликовых подшипников; приспособление для проверки сопротивления металлических нитей растяжению; боевые машины для ведения войны; новые музыкальные инструменты; машина для чеканки монет более высокой четкости. При жизни Леонардо получил признание изобретенный им колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом).

Гидравлика и гидростатика

Леонардо да Винчи занимался практической гидравликой, участвуя в ряде гидротехнических работ своего времени. Он принимал участие в мелиорации Ломеллины, устройстве гидросооружений в Наваре, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста, изучал проблему осушения Понтийских работ, занимался гидроустройствами на Адде и Мартезанском канале.

При проведении гидротехнических работ Леонардо да Винчи сделал ряд изобретений. Он спроектировал похожие на современные землечерпалки, создал механические средства для прорытия каналов, усовершенствовал шлюзы с целью сделать каналы судоходными, а именно ввел систему щитов, управляющих размерами отверстий для наполнения и освобождения от воды шлюза.

В области теоретической гидростатики, Леонардо знал принцип сообщающихся сосудов для жидкостей различной плотности, а также знал основной принцип гидростатики, ныне известный как закон Паскаля . Согласно историку науки Дюэму, этот закон Паскаль узнал от Леонардо да Винчи через Джован Батисто Бенедетти и Марино Мерсенна , с которым Паскаль вёл переписку.

Леонардо стал автором теории движения волн на море и высказал идею, что волновое движение лежит в основе ряда физических явлений. Согласно «Истории физики» М. Льоцци, Леонардо высказывал идеи, что свет, звук, цвет, запах, магнетизм распространяются волнами.

Полёт

Леонардо да Винчи интересовался полётом на протяжении более чем двух десятилетий, с 1490 по 1513 год. Он начал с того, что исследовал полёт птиц. В 1490 году он спроектировал первую модель летательного аппарата, к которой возвращался впоследствии. У этой модели были крылья, подобные крыльям летучей мыши, и она должна была приводиться в движение мускульной силой человека. В настоящее время считается, что задача построения летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой, неразрешима, так как ее недостаточно для полета.

Позже Леонардо задумался о парящем полете, использующем энергию ветра.

Также Леонардо придумал идею геликоптера, движущим элементом которого должна быть быстро движущаяся спираль:

Винтовой аппарат, который если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх.

В «Атлантическом кодексе» Леонардо приводит по-видимому наиболее ранний проект парашюта.

Статика и динамика

Занимаясь перспективой, применительно к живописи, Леонардо перешел к проблемам геометрии и механики .

Экспериментальный научный метод и его применение

Являясь художником, Леонардо да Винчи интересовался теорией оптики. Дал описание камеры-обскуры и использовал ее в теории зрения. Предложил очки для наблюдения Луны , установил, что глаза видят объемные тела по-разному, занимался параболическими зеркалами. Первым предположил, что пепельный свет Луны является светом, который сначала отражен от Земли, а потом от Луны. Предложил первую схему телескопа с двумя линзами.

В своих анатомических исследованиях Леонардо да Винчи обобщив результаты вскрытий, заложил основы современной научной иллюстрации, сделав ряд детализированных рисунков всевозможных органов, мышц и систем человеческого тела. Организм человека Леонардо охарактеризовал как образец «природной механики». Открыл и описал ряд костей и нервов, изучал проблемы эмбриологии и сравнительной анатомии.

В Северной Италии есть чудесный город Флоренция. Через реку, на берегах которой он стоит, перекинуто множество красивейших каменных мостов. Обратите внимание на мост Понте Векио, подле которого располагаются многочисленные магазинчики, окна которых смотрят на реку. Если вы выглянете в любое из них, то увидите практически то же самое, что и гениальный Леонардо да Винчи.

Ему исполнилось 16 лет, когда он приехал во Флоренцию с целью стать лучшим художником во всем мире. В принципе, своего он достиг. Но не только в сфере живописи: изобретения Леонардо да Винчи до сих пор не дают покоя историкам и исследователям, так как они намного опередили свое время, как бы невероятно это ни звучало.

Мир эпохи Леонардо

Флоренция, которую окружала природа дивной красоты, наверняка должна была стать настоящим открытием для молодого гения. Путь его лежал из местечка Винчи, которое располагается всего в одном дне от города. Даже сегодня эта деревушка выглядит точно так же, какой она была целых 500 лет тому назад. Леонардо был так поражен местными красотами, что проводил часы, любуясь на неспешное течение реки и наблюдая за повадками многочисленных птиц, которые гнездятся в этих местах и по сей день.

Если вами хоть раз посещалась выставка изобретений Леонардо да Винчи, которая регулярно проводится во Флоренции, то вы и сами легко заметите обилие «птичьих» мотивов во многих его работах.

Вообще, он отличался редкой для того времени любовью к братьям нашим меньшим: современники рассказывают, что одним из любимых его развлечений было купить несколько клеток с птицами на рынке, а затем выпустить их всех на волю. Нужно сказать, что влияние природы, ее форм и пропорций прослеживается во всех последующих работах мэтра, так что его юношеское увлечение оказалось на редкость полезным и в зрелые годы.

Начало жизни Леонардо

Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Всего через 40 лет Колумб откроет Америку, но даже это событие вряд ли сможет затмить изобретения Леонардо да Винчи, которые современники считали кто чудом, а кто - проделками Нечистого. С юного возраста он имел ярко выраженные наклонности к науке, но маленькая деревня не надолго могла утолить его неукротимую жажду знаний. В 1469 году его отец отправляет талантливого сына в ученики к скульптору Андреа Веррокио.

В общем-то, краткая биография Леонардо да Винчи, которая и приводится в большинстве учебников, никаких других данных о начальном периоде его жизни и не сохранила.

Тот был очень известен, а его работы пользовались большой популярностью даже при дворе правителей Флоренции. В то время царила эпоха Ренессанса, когда позиции Церкви ослабли, а ученые, скульпторы и художники могли заниматься любимым делом, не рискуя оказаться зажаренными на инквизиторском костре.

Уровень жизни вырос, много людей переехали в города. Флоренция, и без того большой и красивый город, буквально оказалась заполнена талантливыми людьми искусства и купцами. В мастерской Веррокио трудились скульпторы, художники и кузнецы, которые производили великолепные произведения искусства, которые поражали воображение современников, а нас до сих пор приводят в восторг.

Ремесло художника, и без того непростое, требовало недюжинных познаний в механике и физике.

При работе подмастерьем Леонардо быстро познакомился с многочисленными системами переноса и перевозки тяжестей, что сильно помогло ему в дальнейшей карьере. Практически все изобретения Леонардо да Винчи несут в себе легкоузнаваемые черты, которые любой сможет заметить, осматривая репродукции картин, которые изображали мастерские того времени.

Ранние труды Леонардо

Всего в 20 лет юный гений стал полноправным членом Флорентийской Гильдии Художников, что в те времена аналогично тому, как если бы кто-то в том же возрасте занял главный пост в проекте Большого Адронного коллайдера. Словом, малец был не просто талантлив, а попросту гениален. Именно он дополнил работу своего учителя Верроккио "Крещение Христа". Его кисти принадлежит ангел на левой стороне полотна, а также значительные куски пейзажа.

Нужно заметить, что в практике использования учеников для написания картин не было ничего необычного: многие полотна Ренессанса, которые «де-юре» принадлежат кисти великих мастеров того периода, на самом деле написаны их учениками (Рембрандт, в частности, в свое время занимался именно этим).

В вышеупомянутой картине Леонардо впервые продемонстрировал миру свою оригинальность и свежее видение проблем. Так, он впервые начал использовать масляные краски, благодаря которым быстро сумел создать свой собственный стиль в живописи и превзошел своего учителя. Кто-то считает, что своими успехами ученик вызывал зависть Веррокио, но современники говорят о том, что старый учитель был искренне рад передать часть своих дел в надежные руки. Приблизительно в то же время Леонардо постепенно начинает работать над своими собственными проектами и картинами.

В те годы работы художников делились всего лишь на две категории: религиозные мотивы и пейзажи. Но юному дарованию этого явно не хватало. Одна из первых работ Леонардо была простым карандашным наброском, который получил название "Долина Арно". Несмотря на кажущуюся простоту, это настоящий шедевр: наблюдатель буквально видит и чувствует в нем движение листьев, течение воды и шелест ветра. Словом, Леонардо не только отошел от общепринятых канонов изображения, но и создал собственный стиль, повторить который и по сию пору не смог никто.

Но со временем полотна гения становились все сложнее и совершеннее. Именно он придумал накладывать тончайшие слои масляной краски один на другой, что придавало картинам своеобразную «дымчатость» и непередаваемый шарм. В принципе, сам мастер и называл эту технику "окутывание дымкой". Он научился настолько естественно передавать цвета, что многие из его картин отличаются попросту фотографической точностью.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор ввергает в шок как опытных искусствоведов, так и химиков. Некоторые составы его красок расшифровываются и по сей день.

Честолюбие на ниве изобретательства

Прошло 14 лет, которые были полностью посвящены Флоренции. Деятельному Леонарду стало скучно. Но он всегда при этом говорил, что все то время, которое он провел во Флоренции, позволило ему стать действительно великим художником и изобретателем. Как бы там ни было, но вскоре у Леонардо появляется возможность приложить свои усилия к другому проекту.

Все началось с того, что соседнему Милану угрожали враги, и Леонардо да Винчи (эпоха которого не отличалась спокойствием) загорелся идеей создать собственный проект действенной защиты города от возможного нападения. В то время правителем Милана был Франческо Сфорца. Ему да Винчи написал письмо, в котором расхваливал свои способности к изготовлению пушек, катапульт, военных кораблей, а также прочей военной техники.

Честолюбивый Леонардо хотел заниматься чем-то большим, нежели чем написание картин. Но вскоре он обнаружил, что его работодатель больше хочет превратить Милан в город столь же прекрасный, что и Флоренция. И гению вновь пришлось вернуться к скульпторской стезе и ремеслу художника. К счастью, так как иначе бы мы утратили многочисленные его произведения, которые сегодня являются достоянием всего человечества.

Какими же были основные изобретения Леонардо да Винчи? Список далеко не полон, но вот они:

  • Проект танка.
  • Чертежи самолетов, вертолетов, воздушных шаров.
  • Леонардо да Винчи изобрел будильник (с механикой он всегда был на короткой ноге).
  • Первые упоминания, схематичные наброски паровозов.
  • Несколько десятков уникальных техник в живописи и скульптуре, которые до сих пор не удается повторить.
  • Леонардо да Винчи изобрел ножницы. Согласно легенде, он придумал соединить при помощи винтиков два небольших ножа. Для чего он решил провести такой эксперимент, история умалчивает. Впрочем, изобретение получилось весьма полезным.
  • Невероятно точные и подробные анатомические атласы, по образцу и подобию которых создаются все современные аналоги.
  • Передовые схемы канализации, ливневых стоков.

Продолжать перечислять изобретения Леонардо да Винчи, список которых мы привели в тысячекратно урезанном виде, можно бесконечно. Он действительно был гением.

Бессмертные творения Леонардо

К таковым, в частности, относится ряд его творений, о которых мы поговорим ниже. Итак, перечислим особенно выдающиеся из них.

Бронзовый конь

Первым «партийным заданием» Леонардо да Винчи, открытия которого до сих пор поражают мир, стало создание монумента, который бы изображал отца Сфорци, сидящего верхом на коне. Амбициозный изобретатель и скульптор задумал сделать его таким, чтобы весь мир восхитился его гениальностью. Он 11 лет занимался разработками, в результате чего на свет появилась «модель» коня из глины, высота которой составляла без малого девять метров. Бронзовая копия вышла куда как более скромной.

"Тайная вечеря"

Одним из наиболее таинственных и известных творений Леонардо и по сей день является именно картина «Тайная Вечеря». Во время Второй Мировой войны в монастырь, на стенах которого она была нарисована, угодила бомба, но не взорвалась. Зато именно этот снаряд отколол куски штукатурки на стенах, в результате чего исследователи впервые за несколько веков узрели творение Леонардо, которое к тому времени нуждалось в качественной реставрации.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор время от времени обнаруживается в различных уголках Италии. Быть может, нас еще ждут великие открытия его новых картин.

"Мона Лиза"

В 1500 году художник возвращается из Милана во Флоренцию, где уже спустя три года создает поистине гениальную картину «Мона Лиза». Загадка картины в некой невероятной технике: улыбка девушки, которая изображена на картине, выглядит невероятно реалистично. Сколько бы ни пытались художники повторить этот прием, у них до сих пор ничего не выходит.

Инженерное искусство

В 1506 году Леонардо да Винчи (открытия в различных научных сферах в этот период активизировались) снова переезжает в Милан. В то время город находился под французским контролем, так что ехал изобретатель к командующему французской армией, Чарльзу д`Амбуазу. Последующие семь лет он практически не занимался живописью, зато проводил много времени за углубленным изучением механики, анатомии и математики. Так, именно его пытливому уму принадлежит проект осушения Понтинского болота. Что характерно, его план оказался наиболее реалистичным и наименее затратным, так что осушение произвели именно по его рекомендациям.

Развлечение придворных

В Милане время Леонардо практически целиком занимали самые разнообразные проекты. Он продолжал писать картины, принимался за самые разные проекты, но частенько не доводил их до конца. Кроме того, он частенько занимался написанием песен и пьес, которые нередко показывал правителям Милана. Он же отвечал за создание декораций и костюмов в то время, когда намечалось проведение карнавалов.

Вот таким многогранным человеком был Леонардо да Винчи. Что изобрел этот неугомонный конструктор еще?

Военный конструктор

Он был страстно увлечен созданием всевозможных военных машин: танков и снарядов с улучшенной баллистикой, новых бомб для мортир. Кроме того, он занимался проектированием крепостей, которые бы могли переживать долговременные осады. Конечно же, осуществить он мог не более десятой части своих смелых проектов, так как большинство из них значительно опережали свое время, а потому технологий для их постройки попросту еще не было. К примеру, первые танки построили только через 450 лет после того, как он нарисовал чертежи подобных машин.

Впрочем, с равным успехом Леонардо увлекался также вполне мирными проектами. Так, проект канализации в Милане принадлежит именно ему. Он разработал сточную систему таким образом, чтобы нечистоты не могли вызвать последующих эпидемий среди горожан.

Великий анатом

Величайший вклад Леонардо да Винчи сделал в анатомию, так как именно ему принадлежат сотни исследований человеческого тела, удивительно подробно и качественно проведенных. Впрочем, для художников того времени изучение анатомии было совершенно естественным явлением, но только Леонардо заинтересовался не только внешним видом, но и механикой человеческого организма.

Даже несмотря на то что Церковь была резко против такого способа получения новых знаний, он провел десятки резекций, изучил сотни органов людей, принадлежавших к различным сословиям, разного пола, возраста и физиологического состояния.

Его описания анатомических опытов показывали, что в своих исследованиях он порой продвигался дальше, нежели чем некоторые анатомы 19-го века. Но наиболее замечательным является то, что он делал великолепные зарисовки своих экспериментов. Он первым сделал абсолютно точный рисунок вскрытого человеческого тела с эмбрионом внутри.

Пуповина была им запечатлена вплоть до мельчайших подробностей. Леонардо одним из первых стал делать зарисовки человеческого тела в сечении, давая названия каждой отдельной части. Нужно заметить, что этим методом продолжают пользоваться и в настоящее время.

Особое внимание исследователь уделял человеческому глазу, а потому задолго до своих современников описал принципиальные законы оптики. Так, он впервые высказал блестящее предположение о преломлении света в хрусталике глаза животного и человека. Леонардо записал в своем дневнике, что глазной хрусталик является своеобразной линзой, которая крепится к мозгу путем присоединения через глазничный нерв.

Полеты во сне и наяву

Как мы писали в самом начале статьи, он сильно интересовался птицами. Неудивительно, что многие его работы посвящены отысканию способов полета, благодаря которым человек мог бы подняться в небо. Именно ему принадлежат проекты первых геликоптеров (вертолетов), самолетов и воздушных шаров.

Как вы могли заметить, вся жизнь Леонардо да Винчи тесно связана с небом: он любил птиц, любил создавать проекты всевозможных воздухоплавательных механизмов.

Последние годы гения

Когда творцу исполнилось шестьдесят лет, он внезапно обнаружил, что у него попросту нет денежных средств в достаточном количестве. Это и странно, так как практически все талантливые скульпторы и художники того времени имели немало богатых спонсоров. Почему же их не было у Леонардо?

Дело в том, что у него была слава хоть и одаренного, но весьма рассеянного гения. Даже если Леонардо да Винчи (история которого знает много подобных эпизодов) и брался за какой-нибудь проект, никто не мог гарантировать, что он его завершит, а не бросит на половине дороги. Возможно, именно поэтому он создал не более дюжины полотен за всю свою жизнь.

Приблизительно в возрасте 60 лет да Винчи пишет автопортрет (есть в статье). Он делает его простым красным мелком. На портрете виден сильно постаревший человек, с грустными глазами, морщинистой кожей и длинной белой бородой. Был ли Леонардо одинок в свои последние годы, был ли он разочарован тем, что далеко не все его проекты современники считали выполнимыми? Увы, но этого мы наверняка уже не узнаем никогда.

Умер этот гениальный ученый в возрасте 67 лет. Случилось это 2 мая 1519 года. Последние два года своей жизни он провел при дворе французского монарха, так как тот действительно ценил науку и все то, что Леонардо делал для ее развития. Так заканчивается краткая биография Леонардо да Винчи.

Зеркальное письмо и дневники

После его смерти смогли отыскать более пяти тысяч страниц записок и самых разнообразных дневников. Сразу бросалось в глаза то зеркальное письмо, которым Леонардо тщательно шифровал свои заметки. Кому же могло понадобиться их прочитать? От кого с такой энергичностью защищался старый ученый?

Не стоит забывать, что даже в эпоху Ренессанса Церковь все еще оставалась чрезвычайно могущественной организацией. Практически все, что писал Леонардо, могло быть с легкостью истолковано как «бесовщина». Впрочем, ученый имел на удивление хорошие отношения со многими высокопоставленными членами духовенства, а потому некоторые ученые предполагают, что Леонардо просто имел свои причуды, записывая свои заметки подобным образом.

В пользу этой теории говорит тот факт, что расшифровка «зеркального» письма особенной сложности не составляет. Вряд ли бы церковники, если бы они действительно задались такой целью, не смогли бы его прочитать.

Таким образом, изобретения Леонардо да Винчи оставили глубокий след в культуре и искусстве, науке и технике, да и во всех прочих сферах жизни современного общества.


Это может показаться просто невероятным, но многие из современных изобретений, которыми активно пользуются люди сегодня, увидели свет благодаря Леонардо да Винчи. Именно он ещё в 15-ом веке положил начало робототехнике и палентологии, придумал вертолёт, контактные линзы и многое другое. В нашем обзоре 15 вещей, появлению которых человечество обязано великому Леонардо.

1. Палеонтология - наука, созданная да Винчи


Леонардо, возможно, был первым человеком, который сделал запись об открытии редкого ископаемого, которым стал под "палеодиктион", выглядящий, как шестиугольные окаменелые соты. Даже сегодня ученые до сих пор пытаются выяснить, что это такое. Леонардо еще в 15 веке описал некоторые из первых современных представлений о палеонтологии.

2. Робототехника


В конце 15-го века Леонардо спроектировал то, что считается первым человекоподобным роботом. Автомат имел сложную серию шкивов и пружинных механизмов, что позволяло ему поднимать свои руки и двигать ими. Он также разработал несколько механических львов, которые могли самостоятельно ходить, используя механизмы, подобные часовым, на многие десятилетия опередившими свое время.

3. Парашют



Леонардо набросал идею первого парашюта на полях одной из своих записных книжек еще в 1480-х годах. Он писал: "Если человеку дать прорезиненную льняную ткань 11 метров в длину и ширину, то он может спрыгнуть с любой высоты вообще без травм". В 2000 году британец выпрыгнул с воздушного шара с парашютом, сделанным по записям Леонардо, и успешно приземлился.

4. Вертолет


Еще задолго до того, как изобрели летательные аппараты, Леонардо придумал идею вертолета. В 2013 году команда канадских инженеров создала вертолет на педалях, основанный на идее Леонардо.

5. Телескоп


Хотя Леонардо, вероятно, на самом деле никогда не создавал телескопов, он определенно осознал потенциал линз и зеркал в том, чтобы рассматривать небесные тела с земли. В одной из его записных книжек есть инструкции по созданию того, что звучит очень похоже на зеркальный телескоп: "Для того, чтобы наблюдать природу планет, нужно сделать на крыше вогнутое зеркало. Изображение, отражаемое основанием зеркала, покажет поверхность планеты в сильном увеличении".


В 1509 году Леонардо набросал модель того, как можно изменить оптическую силу глаза. Если подержать лицо в миске воды, то некоторое время можно видеть более четко. Он предположил, что линзы с налитой в них водой могут улучшить зрение. Первые же линзы создали только в 19 веке.

7. Акваланг и дайвинг


Жак Кусто считается отцом подводного плавания, но Леонардо думал о гидрокостюмах уже в начале 16-го века. Он предложил плавающий пробковый буй, который будет удерживать над водой тростниковую трубку, по которой будет поступать воздух к водолазу. Он также придумал кожаный мешок, в котором мог бы удерживаться воздух для водолаза.

8. Фрейдистская психология

В 1916 году Зигмунд Фрейд опубликовал целую книгу, пытаясь анализировать Леонардо на основании его биографии. Фрейд провел психоанализ Леонардо, придумав обширные объяснения его неустанного любопытства, художественного мастерства и общего поведения.

9. Художественная перспектива


Живописец эпохи Возрождения был одержим оптикой и перспективой. Он развил художественную технику, при которой более далекие вещи выглядят более размытыми, и популяризировал ее в живописи эпохи Возрождения. Леонардо разработал многие художественные приемы, такие как светотень, контраст между светом и тенью и сфумато - смешивание масляных красок, чтобы размыть границы между цветами в картине.

10. Анатомия


Помимо всех открытий, касающихся человеческих органов, Леонардо да Винчи был первым человеком, который точно описал форму позвоночника. Он изобразил S-образный позвоночник и крестец из сросшихся позвонков.

11. Стоматология

Леонардо был первым человеком, который изобразил правильную структуру зубов в полости рта, подробно описав их количество и корневую структуру.

12. Кардиохирургия


Леонардо был одержим исследованием сердца. За свою жизнь он препарировал десятки человеческих сердец, чтобы выяснить, как они работают. За столетие до открытия того, что сердце перекачивает кровь по всему телу, Леонардо понял его жизненно важное значение для системы циркуляции крови. Он был первым человеком, который описал болезни коронарной артерии, и первым, кто описал сердце, как мышцу.

13. Акушерство


Многие из рисунков женской анатомии, сделанные Леонардо, ошибочно предполагают сходство между репродуктивными органами человека и коровы. Но он был первым, кто изобразил положение плода в матке женщины, что заложило основу для лучшего понимания беременности и родов.

14. Оптическая иллюзия

В записных книжках Леонардо да Винчи есть самые ранние из известных примеров анаморфозы - визуального трюка, когда изображение выглядит искаженным с обычной точки зрения, но представляется нормальным в другой (например, в зеркале).

15. Поп-культура


"Витрувианский человек" Леонардо является одним из самых узнаваемых рисунков в мире. Этот эскиз был использован буквально повсюду - в кино, ТВ-шоу, на футболках и т. д.

Прекрасно дополнят этот список и .

Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 века и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ юного художника – фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) – выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 века. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни.

Мадонна с младенцами Христом и Иоанном
Крестителем, около 1490, частная коллекция


Спаситель мира,
около 1500, частное собрание

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй – к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа. Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482–1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента – конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки – наброски различных вариантов монумента, изображения то вздыбленного, полного динамики скакуна, то торжественно выступающего коня, напоминающего композиционные решения Донателло и Верроккьо. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля – «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483–1494, Париж, Лувр) – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием – младенец Христос благословляет Иоанна – в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья.


(атрибуция Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании,
Вальо-Базиликата, Италия

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо – «Тайная вечеря», исполненная в 1495–1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.


Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения.

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов. «Опыт – это единственный источник познания», – говорил художник. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Волжский политехнический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

Реферат по культурологии

Тема:” Титаны Эпохи Возрождения (Леонардо Да Винчи).”

Выполнил: студент гр. ВИП-108

Кукушкин.И.М

Проверил: к.ф.н., доцент кафедры

ВСГ Приходько Евгения Анатольевна

Волжский 2015г

План

1. Введение

2. Краткий обзор

3. Подробный обзор

3.1. О профессиональной жизни

3.2. Старость 1513-1519

3.3. Связь и влияние

3.4. Личная жизнь

3.5. Помощники и Ученики

3.6. Ранние произведения

3.7. Картины из 1500 годов

3.8. Чертежи

3.9. Заметки

3.10. Открытия Леонардо да Винчи в Области науки и техники

3.11. Анатомия

3.12. Инженерные изобретения

4. Заключение

5. Литература

№1.Введение

Тему для данного реферата была взята не случайно, так как мне всегда нравилась Эпоха ренессанса,а именно изобретения и творчества Леонардо да Винчи. Я всегда восхищался его картинами,скульптурами, созданными изобретениями и исследованиями в науке. Как-то раз, я наткнулся на официальный сайт Леонардо да Винчи. Из этого источника я узнал новые стороны жизни Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи повергал в изумление людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей. Вряд ли в истории планеты найдется хотя бы один человек, которого можно охарактеризовать таким же качествами: изобретатель, художник, анатом, музыкант, архитектор, скульптор, инженер, гений, провидец, поэт и это еще не все качества,которые были у Леонардо да Винчи.Его изобретения опередили время на сотни лет.Я полностью согласен с автором, что эта тема заслуживает особого внимания, ведь все должны историю личности Леонардо да Винчи, изобретателя части современных вещей(дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют).

Чтобы более широко узнать о творчестве Леонардо да Винчи я прочитал статью подробное жизнеописание, научные открытия и творчество Леонардо да Винчи.В этой статье рассказывается о раннем и зрелом периоде творчества да Винчи.Подробно описано о каждом созданном произведения художника за период своей.Также в этой статье описаны малоизвестные факты о Леонардо да Винчи и его работах,как он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель

Итак, подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что тема моего реферата актуальна и в сегодняшние дни, но возможно лишь для тех, кто самостоятельно интересуется творчеством да Винчи.

Цель работы – исследовать, проанализировать, и обобщить знания о итальянском художнике эпохи ренессанса Леонардо да Винчи

Задачи работы:

1) Найти и изучить информацию в различных источниках по теме титаны эпохи Возрождения.

2) Обобщить изученный материал по данной теме и сделать вывод.

№2

Краткий обзор.

Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Возрожденияпрекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства – живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.
А теперь мы перейдем непосредственно к теме нашего вопроса. Далее пойдет небольшой план включающий в себя основные, на мой взгляд, аспекты жизни великого деятеля эпохи Ренессанса.

№3

О Профессиональной жизни, 1476-1513

Леонардо родился 15 апреля 1452 (по старому стилю), "в третьем часу ночи" в Тосканском холме города Винчи, в нижней долине реки Арно на территории Медичи-правили Республики Флоренции. Он был незаконнорожденный сыном богатого Fruosino мессер Пьеро ди Антонио да Винчи, флорентийского нотариуса и Катерина, крестьянка. Леонардо не имел фамилии в современном смысле этого слова, "да Винчи" означает просто "Винчи": его полное имя при рождении было "Лионардо ди сер Пьеро да Винчи", что означает "Леонардо, (сын) из (Мон)сер Пьеро из Винчи". включение титула "сир" указано, что Леонардо отец был джентльменом.

В 1466 году, в возрасте четырнадцати лет Леонардо поступил учеником к художнику Андреа ди Cione, известный как Верроккьо, который был "один из лучших во Флоренции". Другие известные живописцы учеником или связанные с семинара являются Доменико Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди креди. Леонардо был бы подвержен как теоретической подготовке, так и широкому спектру технических навыков в том числе составление, химии, металлургии, металлообработки, штукатурка литье, механики и плотницкие работы, а также художественные навыки рисунки, живописи, лепки и моделирования.

По 1472, в возрасте двадцати лет, Леонардо был направлен в гильдии, Святого Луки, гильдию художников и докторов медицинских наук, но даже после того, как отец устроил его в свою мастерскую, его привязанность к Верроккьо была такая, что он продолжал сотрудничать с ним. Леонардо да Винчи ранняя известная датированная работа является рисунок ручкой и чернилами на долину Арно, нарисованные на 5 августа 1473.

Недостроенное полотно изображает Деву Марию и младенца Христа в окружении множества фигур, которые все толпились, чтобы посмотреть на малыша. За фигур далекий пейзаж и большое разрушенное здание. Все больше людей приходят, вдалеке

Отчеты 1476 показывают, что Леонардо и трое других молодых людей были обвинены в содомии, но оправдан. С этой даты и до 1478 нет записи о его работе или даже о его местонахождении. В 1478 году Вероккио он покинул студию и больше не проживает в доме отца своего. Писатель, "Anonimo" Gaddiano утверждает, что в 1480 году Леонардо жил с Медичи, работающие в саду на площади Сан-Марко во Флоренции, Нео-Платонической академии художников, поэтов и философов, которые Медичи учредили. В январе 1478 году он получил свою первую из двух независимых работ: нарисовать запрестольный образ для капеллы Святого Бернарда в Палаццо Веккьо, а в марте 1481, поклонение волхвов для монахов Сан-Донато Scopeto .

В 1482 Леонардо, по словам Вазари, который был талантливейшим музыкантом, создал серебряную лиру в форме лошадиной головы. Лоренцо де Медичи отправил Леонардо в Милан,и лиру в качестве подарка, чтобы обеспечить мир с Людовико Сфорца, герцогом Милана. В это время Леонардо написал в часто цитируемом письме с описанием много интереснейших и разнообразных вещей, которые он мог достичь в области инжиниринга и информирование.

Леонардо работал в Милане с 1482 до 1499. Ему было поручено рисовать Мадонн в скалах для Братства Непорочного зачатия и "тайная вечеря" для монастыря Санта Мария делле Грацие. весной 1485, Леонардо отправился в Венгрию по имени Людовико навстречу Корвину, для которых он, как полагают, нарисовал Святого семейства.

В Чезене, в 1502 году Леонардо поступил на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, работая в качестве военного архитектора и инженера,и Леонардо путешествовал по всей Италии со своим покровителем. Леонардо создал карту Чезаре Борджиа, план города Имолы, чтобы завоевать его покровительство. Карты были крайне редки в то время и это казалось новой концепции. Увидев его, Чезаре нанял Леонардо, сделав его главным военным инженером и архитектором. Позднее в этом году, Леонардо изготовил еще одну карту для своего покровителя, Кьяна. Он создал эту карту в сочетании с другим из его проектов строительства дамбы от моря до Флоренции, для того, чтобы обеспечить запас воды для поддержания канала в течение всех сезонов.

Леонардо возвращается во Флоренцию, где он присоединился к Гильдии Святого Луки 18 октября 1503, и в течение двух лет занимался проектированием и живописью фрески "Битва при Ангиари" для Синьории,

В 1506 году Леонардо вернулся в Милан. Многие из его наиболее выдающихся учеников или последователей в живописи либо знал или работал с ним в Милане, включая Бернардино Луини, Джованни Антонио Boltraffio и Марко д”Oggione. однако, он не остался в Милане долго, потому что его отец умер в 1504 году, а в 1507 году он вернулся во Флоренцию, пытаясь разобраться в проблемах с братьями над своим отцом имение. По 1508 Леонардо вернулся в Милан, живет в собственном доме в районе Porta orientale В приходе Санта-Бабила.

Старость, 1513-1519

С сентября 1513 по 1516 годы, при папе Льве X, Леонардо провел большую часть своего времени, живя в Бельведер в Ватикане в Риме.В октябре 1515, Король Франциск I Франции вновь захватили Милан. 19 декабря, Леонардо присутствовал на встрече Франциска I и папы Льва X, которая состоялась в Болонье. Леонардо было поручено сделать для Фрэнсис механического Льва, который мог ходить вперед.

Леонардо умер в Кло-Люсе, 2 мая 1519. Франциск I стал близким другом. Вазари утверждает, что в его последние дни, Леонардо послал за священником, чтобы исповедаться и получить святое причастие. Мельци был главным наследником и исполнителем, а также получения денег, Леонардо да Винчи картины, инструменты, библиотеку и личные вещи. Леонардо также вспомнил других его давних учеников и компаньонов, Салаи и его слуга Баттиста ди Vilussis, которые получили по половине виноградников Леонардо, его братья, которые получили землю, и его женщина, которая получила множество "хороших вещей" с меховой опушкой. Леонардо да Винчи похоронен в часовне Сен-Юбер в замке Амбуаз, в Франции.

Около 20 лет после смерти Леонардо да Винчи, Фрэнсис сообщил ювелиру и скульптору Челлини Benevenuto сказал: " не было другого человека, рожденного в мире, кто знал бы столько же, сколько Леонардо, не столько о живописи, ваяния и зодчества, как о том, что он был очень великий философ."

Связи и влияние

Гиберти Врата Рая, (1425-1452), которые являются источником общинной гордости. Многие художники помогали в их создании.

Флоренции, во времена Леонардо, был центром христианской гуманистической мысли и культуры. Леонардо начал свое ученичество у Верроккьо в 1466 году, когда Верроккьо мастер, великий скульптор Донателло, умер. Художник Уччелло, чьи ранние эксперименты повлияли на развитие пейзажной живописи. Художники Пьеро Делла Франческа и фра Филиппо Липпи, скульптор Лука Делла Роббиа, и архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти были в их шестидесятых. Успешными творчествами следующего поколения были у Леонардо Верроккьо, Антонио Поллайоло и портрет скульптора Мино да Фьезоле, чьи реалистичные бюсты портрета Лоренцо Медичи Пьеро отец и дядя Джованни.

У Леонардо юность прошла во Флоренции, которая была украшена по произведениям этих художников и современников Донателло, Мазаччо, чьи фрески были проникнуты с реализмом и эмоциями, и Гиберти, чьи Врата Рая, сверкающий сусальным золотом, отображены искусство сочетания сложных фигурных композиций с подробными архитектурных фонов. Пьеро Делла Франческа сделала подробное исследование проблематики, и был первым художником, чтобы сделать научное исследование более простым. Эти исследования и Альберти Трактат должны были оказать глубокое влияние на молодых художников и в частности на Леонардо,его собственных наблюдений и работ.

Massaccio это "изгнание из рая", на котором изображена голая и обезумевшие Адам и Ева создал мощный выразительный образ человеческой формы, изображен в трех измерениях, использование света и тени, которая должна была быть развита в работах Леонардо способом, который был влиятельным в курс живописи. Гуманистское влияние Донателло "Давид" можно увидеть в Леонардо в его поздних картинах, особенно в "Иоанна Крестителя".

Распространенной традицией во Флоренции был небольшой запрестольный образ Богоматери с младенцем. Многие из них были созданы в темперной или глазурованной терракотой на семинары Филиппо Липпи, Верроккьо и плодовитой семьи Делла Роббиа. Леонардо для ранних Мадонн, таких как Мадонна с гвоздикой, Мадонна Бенуа следовал этой традиции, показывая своеобразные выезды, особенно в случае Мадонна Бенуа, в которой Дева находится под косым углом к изображению пространства с младенцем Христом в противоположный угол. Эта композиционная тема должна была возникнуть в более поздних картинах Леонардо, таких как Мадонна с младенцем и Св. Анна.

Леонардо был Современник Боттичелли, Доменико Гирландайо и Перуджино, которые все были чуть старше, чем он. Он бы встретился с ними в мастерской Верроккио и в Академии Медичи. Боттичелли был особым любимцем семьи Медичи, и таким образом его успех как художника было обеспечен. Гирландайо и Перуджино оба были плодовиты и имели крупные мастерские. Они грамотно поставленная работа понравилась людям меценате, которые ценят Гирландайо умение изображать богатых граждан Флоренции, в большие религиозные фрески Перуджино и способность доставить множество святых и ангелов неизменная сладость и невинность.

Эти трое были среди тех, кому поручил расписать стены Сикстинской капеллы. Леонардо не был частью этого престижной работы. Его первой значительной работой, "Поклонение волхвов для монахов Scopeto", так и не была завершена.

В 1476 году Портинари Гуго ван дер Гуса приехал во Флоренцию, принося с собой новые живописные приемы из Северной Европы, которые должны были глубоко повлиять на Леонардо, Гирландайо, Перуджино и других. В

Как и два современных архитекторов Браманте и Антонио да Сангалло старший Леонардо экспериментировал с конструкциями для централизованно планируемой церквей, некоторые из которых появляются в своих дневниках, как планы и взгляды, хотя ни один не был когда-либо реализован.

Леонардо политических современников были Лоренцо Медичи (великолепный), который был на три года старше, и его младший брат Джулиано, который был убит в заговоре Пацци в 1478 году. Людовико иль Моро, который правил Миланом между 1479 и 1499 и которому Леонардо был отправлен в качестве посла от Медичи тоже был ровесником Леонардо.

С Альберти, Леонардо посетил дом Медичи и через них узнал старших мыслителей-гуманистов Marsiglio Фичино, сторонник Нео Платонизм; Кристофоро Ландино, писатель комментариев на классических произведениях, и Джон Argyropoulos, преподаватель греческого и переводчик Аристотеля. Пока он находился под действием Лоренцо, Леонардо получил его занятости в суде Милана.

Хотя обычно их называют вместе как трех титанов высокого Возрождения, Леонардо, Микеланджело и Рафаэль были не одного поколения. Леонардо было двадцать три когда Микеланджело родился тридцать один, когда Рафаэль родился. Рафаэль только дожил до 37 лет и умер в 1520 году, спустя год после Леонардо.

Личная жизнь

В жизни Леонардо, его чрезвычайные полномочия изобретение, его "выдающейся физической красоты", "бесконечная благодать", "великая сила и щедрость", "царственный дух и огромную широту души", как описал Вазари, а также все другие аспекты его жизни, привлекло любопытство окружающих. Одним из таких аспектов является его уважение к жизни, о чем свидетельствует его вегетарианство и его привычки, по словам Вазари, "он покупал птиц в клетках и выпускал их".

У Леонардо было много друзей, которые сейчас либо известные в своих областях. К ним относиться математик Лука Пачоли, с которым он сотрудничал работая с книгой де Дивина Proportione в 1490. У Леонардо, по-видимому не было близких отношений с женщинами, кроме его дружбы с Чечилией Галлерани и две сестры Эсте, Беатриче и Изабелла. Он нарисовал портрет Изабеллы во время путешествия, теперь потеряно.

За рамкими дружбы, Леонардо держал свою личную жизнь в секрете. Его сексуальность была предметом сатиры, анализа и спекуляций. Эта тенденция началась в середине 16 века и была возрождена в 19-м и 20-м веках, в первую очередь Зигмундом Фрейдом. У Леонардо самые интимные отношения были, пожалуй, со своими учениками Салаи и Мельци. Мельци. Описал Леонардо чувства к своим ученикам и как любящая и страстная. Он утверждал, начиная с 16 века, что эти отношения были сексуального или эротического характера. Судебный отчеты 1476, когда он был в возрасте двадцати четырех лет, показывает, что Леонардо и три других молодых человека были обвинены в содомии инцидента с участием известного мужского проститутка. Уголовное дело было закрыто за недостаточностью улик, и есть предположение, что, поскольку один из обвиняемых, Лионардо де Торнабуони, имела отношение к Лоренцо де’ Медичи, семья оказала свое влияние, чтобы обеспечить его увольнение. С тех пор многое было написано о его предполагаемой гомосексуальности и ее роли в его творчестве, в частности в андрогиния и эротизм проявляется в Иоанна Крестителя и Бахус и более явно в ряде эротических рисунков.

Помощники и ученики

Дан Джакомо в Da Oreno, по прозвищу Салаи или Ил Salaino ("маленький нечистый одном" т. е. дьявола), ученик Леонардо 1490 году. Спустя всего лишь год, Леонардо составил список его проступков, называя его "вор, лжец, упрямый, и обжора", после того, как он удрал с деньгами и ценные вещами, по крайней мере пять раз и потратил целое состояние на одежду. Тем не менее, Леонардо относился к нему с большой снисходительностью, и он остался с Леонардо на ближайшие тридцать лет. Салаи выполнил ряд картин под названием Андреа Салаи, но хотя Вазари утверждает, что Леонардо "научил его многому в живописи",его работа, как правило, принимает меньшее художественное значение, чем у других из учеников Леонардо, таких как Марко д”Oggione и Boltraffio. В 1515, он нарисовал обнаженную версию Мона Лизы, известный как Монна Ванна. Салаи владел картиной "Мона Лиза" на момент его смерти в 1525 году, и по его воле было оценено в 505 лир, исключительно высокая оценка для небольшого панно портрет.

В 1506 году Леонардо принял другого ученика, граф Франческо Мельци, сын Ломбард, который считается его любимым учеником. Он ездил во Францию, с Леонардо и оставалась с ним до тех пор, пока Леонардоне не умер. Мельци унаследовал художественные и научные произведения, рукописи и коллекции Леонардо в поместье.

Несмотря на недавнее осознание и восхищение Леонардо, как ученым и изобретателем, большую часть последних четырех сотен лет его слава покоилась на его достижения как художника и на горсть работ.

Эти картины известны различным качествами, которым подражали студенты и обсуждали очень долго ценители и критики. Среди качеств, которые делают уникальные работы Леонардо являются инновационные методы, которые он использовал в кладке на краске, его детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии, его интерес к физиогномике и то, каким образом люди показывали эмоции в словах и жестах, его инновационное использование человеческого тела в фигуративной композиции, и его использование тонких градаций тона. Все эти качества воплощаются в его наиболее знаменитых расписных работ, Мона Лиза, тайная вечеря и Мадонна в скалах.

Ранние произведения

Ранние произведения Леонардо начинаются с "Крещения Христа" окрашены в сочетании с Верроккьо. Две другие картины появляются на сегодняшний день из своего времени в мастерской, обе из которых являются Annunciations. Одно маленькое, 59 см (23 дюйма) в длину и 14 сантиметров (5,5 дюйма) в высоту. Другую -гораздо большую работу, 217 сантиметров (85 дюймов) длиной.

В 1480-х гг. Леонардо получил две очень важных работы и приступила к выполнению другой работы, которая также имеет новаторское значение с точки зрения композиции. Две из трех так и не были закончены, а третья делалась так долго, что она была предметом длительных переговоров в течение завершения и оплаты. Смысл одной из этих картин заключается в том, что Св. Иероним в пустыне. Bortolon связывает эту картину с непростым периодом жизни Леонардо, о чем свидетельствует в своем дневнике: "я думал, что учусь жить, я только учиться умирать."

В композиции можно увидеть и очень необычные вещи. Джером, как кающийся, занимает середину картины. Его коленопреклоненная форма приобретает форму трапеции, вытянутой руке к внешнему краю картины, и его взгляд смотрит в противоположную сторону. Дж. Вассерман указывает на связь между этой картиной и Леонардо анатомические исследования. По всему переднему плану раскинулся его символ, отличный Лев, чье тело и хвост сделайте двойной спирали по всей базе пространство картины. Другая примечательная особенность-это схематичный ландшафт скалистых пород.

Смелое отображение композиции, элементы ландшафта и личной драмы также являются большим незаконченным шедевром "поклонение волхвов". Это сложный состав, примерно 250 х 250 сантиметров. Леонардо сделал множество рисунков и подготовительных исследований, включая детальное одна в линейной перспективе разрушенной классической архитектурой, которая вписывается в фон для сцены. Но в 1482 году Леонардо уехал в Милан по настоянию Лоренцо Медичи для того, чтобы выиграть пользу с Людовико иль Моро, и живопись была заброшена.

Третья важная работа этого периода-Мадонна в скалах, которая была введена в эксплуатацию в Милан для Братства Непорочного зачатия. Леонардо решил нарисовать апокрифических момент младенчестве Христа, когда младенец Иоанн Креститель, в защиту ангела, встретил святое семейство на пути в Египет. В этой сцене, как написал Леонардо, Иоанн признает и почитает Иисуса как Христа. Картина демонстрирует жуткую красоту изящной фигуры становясь на колени в обожании вокруг младенца Христа. В то время как картина довольно большая, около 200 × 120 сантиметров, это почти столь же сложный, как живопись, которую заказал монахами Св. Донато. Картина была в конце концов закончена; по сути, две версии картины были закончены, тот, который оставался в часовне Братства, а другой-Леонардо отправил во Францию. Но братья не получить их росписи или де Predis их оплаты, до следующего века.

У Леонардо да Винчи 1490s является наиболее известной картине "тайная вечеря", написана для трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие в Милане. Картина представляет последний прием пищи разделяет Иисуса со своими учениками перед его поимкой и смерть. Он показывает конкретно тот момент, когда Иисус только что сказал "один из вас предаст меня". Леонардо повествует о ужас, что это заявление вызвало двенадцати последователей Иисуса.

Новеллист Маттео Банделло наблюдал за Леонардо на работе и написал, что он несколько дней будет рисовать с утра до вечера без остановки, чтобы потом поесть и не красить в течение трех или четырех дней за один раз. Это было за пределами понимания настоятелем монастыря, который преследовала его до тех пор, пока Леонардо попросил вмешаться Лодовико. Вазари описывает, как Леонардо, неспокойных за свою способность адекватно изображены лики Христа и предателя Иуду, сказал герцогу, что он может быть обязан использовать предварительного как его модель.

Когда закончил, картина признана шедевром дизайна и характеристик, но оно резко ухудшилось, так, что в течение ста лет он был описан одним зрителем как "полностью разрушенный". Леонардо, вместо того, чтобы использовать надежную технику фресковой живописи, использовал темперу над землей, что бы в результате чего поверхность которого была подвержена плесени и отслаиванию. несмотря на это, картина остается одной из самых воспроизводимых произведений искусства, бесчисленные копии, которые прилагаются в каждой среде от ковров до камеи.

Картины из 1500-х годов

"Мона Лиза" или "Джоконда" (1503-1505/1507)-Лувр, Париж, Франция

Среди произведений, созданных Леонардо в 16 веке-это небольшой портрет, известный как "Мона Лиза" или "Джоконда". В нынешнюю эпоху это, пожалуй, самая знаменитая картина в мире. Его известность опирается, в частности, на неуловимую улыбку на лице женщины, ее загадочное качество привел, возможно, тот факт, что художник тонко затененные уголки рта и глаз, так что точный характер улыбки не может быть определен. Теневые качества, для которых работа известной стали называть "сфумато" Леонардо да Винчи. Вазари, который обычно пользуется известной картины лишь понаслышке, сказал, что "улыбка было настолько приятно, что казалось Божественной, а не человеческой; и те, кто видел его, были поражены, чтобы найти, что она была такой же живой, как оригинал". Другие характеристики, найденные в этой работе, без всяких украшений платье, в котором глаза и руки не имеют конкуренции со стороны других деталей, драматический фон пейзажа, в котором кажется, что мир в состоянии покоя, приглушенный колорит и чрезвычайно ровный характер живописной техники, используя масла.

В картине " Святая Анна с Марией и младенцем Христом " Святые Леонардо да Винчи по-человечески земные и в то же время в высшей степени совершенны и прекрасны. Леонардо подчёркнуто не рисует над их головами нимбы, чтобы не причислять их к рангу святых формальным путём. В божественности же героев убеждает прежде всего их идеально-возвышенный облик и одухотворённая красота. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему. Леонардо выявляет свой замысел с помощью несложных геометрических построений. Действительно, в композиции явно просматривается движение, которое направленоhttp://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0114/fr0114_02.htm по диагонали вниз из левого верхнего угла. Оно начинается с горного хребта, который своей дугой повторяет рисунок плеча и правой руки Девы Марии. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Мотив наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка – символ жертвенного агнца. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание. Если Анна смотрит с величавой радостью, то Мария – с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына.

Леонардо считал художников «внуками бога», а сферу живописи распространял на «философию природы», в том числе, надо полагать, и на философию света. Можно сказать, что свет в его произведениях отождествляется с божественной сущностью персонажей, свет вершит красоту. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту» , – всегда советовал Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделённую высшим духовным началом. Любовь вечная, проходящая через все поколения, – любовь Анны, любовь Марии – помогает узреть этот свет, который и есть само божественное очарование.

Чертежи

Леонардо не был плодовитым художником, но он был наиболее плодовитым рисовальщиком, ведение журналов полно небольших эскизов и подробных чертежей записи всевозможных вещей, что заняло его внимание. А также существуют журналы в которых записаны исследования для картин, некоторые из которых могут быть идентифицированы в качестве заготовки для конкретной работы, такие как "поклонение волхвов", "Мадонна в скалах " и "тайная вечеря". его ранний датированный чертеж пейзаж долины Арно, 1473,который показывает, реки, горы, Монтелупо замок и сельскохозяйственные угодья за его пределами в мельчайших подробностях.

Среди его известных рисунков Витрувианского человека, изучение пропорций человеческого тела, голова Ангела, Мадонна в скалах в Лувре, Ботаническое изучение Вифлеемская Звезда и большом чертеже (160×100 см) ,черным мелом на цветной бумаге Мадонна с младенцем и Святой Анны и Святого Иоанна Крестителя в Национальной галерее, Лондон.Этот рисунок использует тонкую технику сфумато затенения, на манер Моны Лизы.

Другие рисунки, представляющие интерес, включают многочисленные исследования людей, обычно из людей которые не входили в его узкий круг. Такие называют "карикатурами", потому что, они основаны на наблюдении за живыми объектами. Вазари рассказывает, что Леонардо, если увидел человека с интересным лицом он будет следовать за ними вокруг весь день наблюдая за ними. Существуют многочисленные исследования, красивых молодых мужчин, часто связанные с Салаи, с редкими и высоко особенностями лица, так называемый "греческий профиль".Салаи часто изображается костюмированным. Леонардо известен разработкой комплектов для театрализованных представлений, с которыми они могут быть связаны. Другие, часто дотошные рисунки показывают исследования драпировкой(туники , тоги , плащи и другие широкие, свободные одежды, в которые художник облекает изображённые человеческие фигуры,). Заметное развитие в Леонардо в изображении драпировки произошло в его ранних работах. Другой часто Приводимый чертеж-это эскиз жуткое, что было сделано Леонардо во Флоренции в 1479 показывая тело Бернардо Барончелли, повешенного в связи с убийством Джулиано, брата Лоренцо Медичи, в заговоре Пацци.С бесстрастным целостности Леонардо запечатлел в аккуратные написания цвета одежд, во что Барончелли был одет, когда он умер.

Леонардо был одним из величайших визуализаторов форм и пространства в трех измерениях. Сначала он был обучен как скульптор в мастерской Верроккьо во Флоренции в начале 1470-х годах. В начале 1500-х годов, Леонардо создал из пчелиного воска модель военного человека на лошади раскряжевки. Историки считают примерное 10-дюймовый высотой по 10-дюймовый в длине скульптура была создана как модель для его друга и покровителя, Карла II д’Амбуаз, исполняющий обязанности французского губернатора Милана.

Статуэтка считается единственным сохранившимся примером работ со скульптурами Леонардо.

Заметки

Ренессансный гуманизм не признает никаких взаимоисключающих полярностей между науками и искусствами, и Леонардо исследований в области науки и техники впечатляют и инновационных качестве его художественного творчества. Эти исследования были зафиксированы в 13 000 страниц заметок и рисунков, которые сливаются в искусство и натурфилософия (Предтечи современной науки), которые Леонардо да Винчи заносил ежедневно в жизнь во время путешествий, так как он совершила наблюдения по всему миру и мира вокруг него.

В Леонардо трудах, в основном написано на скорописи. Причиной, возможно, были более практическим использованием скорописи, из соображений секретности.Леонардо писал левой рукой, вероятно, ему было легче писать справа налево.

Его заметки и рисунки отображают огромный круг интересов и забот, некоторые из которых такие приземленные вещи, как списки продуктов или людей, которые задолжали ему денег и некоторые интригующее его, конструкций для крыльев и обувь для прогулок по воде. Есть композиции для картин, исследования детали и драпировки, исследования граней и эмоций, животных, младенцев, взрезывания, растительных исследований, образований камней, водовороты, военные машины, летательные аппараты и архитектуры.Во многих случаях в одной теме, например, сердце или человеческого плода, подробно отражено в оба слова и картинки на одном листе. Почему они не были опубликованы в течение жизни Леонардо, неизвестно.

Открытия Леонардо да Винчи в области науки и техники повлиявшие на развитие в науке

Открытия да Винчи представляет собой совокупность научных открытий и технических изобретений, сделанных им за весь период своей жизни(1452-1519 г.г.)

Леонардо да Винчи предложил чертежи ряда механизмов и изобретений. Он занимался гидравликой , статикой и динамикой тел , геометрией , оптикой , анатомией ботаникой , палеонтологией , военным делом .Самые выдающийся вклад в науку был сделан в Гидравлике и гидростатике, Полете, Статике и Динамике.

Гидравлика и гидростатика : Леонардо да Винчи занимался практической гидравликой, участвуя в ряде гидротехнических работ своего времени. Он принимал участие в мелиорации Ломеллины, устройстве гидросооружений в Наваре, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста, изучал проблему осушения Понтийских работ, занимался гидроустройствами на Адде и Мартезанском канале.
Полет : да Винчи интересовался полётом на протяжении более чем двух десятилетий, с 1490 по 1513 год. Он начал с того, что исследовал полёт птиц. В 1490 году он спроектировал первую модель летательного аппарата, к которой возвращался впоследствии. У этой модели были крылья, подобные крыльям летучей мыши, и она должна была приводиться в движение мускульной силой человека
Статика и Динамика : Занимаясь перспективой, применительно к живописи, Леонардо перешел к проблемам геометрии и механики . Леонардо продолжил исследования центров тяжести плоских и объемных фигур, начатые древнегреческими мыслителями Архимедом и Геронам. Об их идеях Леонардо мог узнать через схоластов и по работам Альберта Саксонского.

Леонардо установил, что центр тяжести тетраэдра находится в точке пересечения прямых, соединяющих вершины тетраэдра с центрами тяжести противоположных граней. Занимаясь проблемами статики , Леонардо расширил понятие момента силы по отношению к точке, открыл для частных случаев теорему о разложении моментов и применил ее для решения задачи о сложении и разложении сил. Знал условия равновесия тела, опирающегося на наклонную плоскость

Влияние Леонардо на последующее развитие науки является предметом споров, так как указывают, что его рукописи были неизвестными до опубликования работы Дж. Б. Вентуры в 1797 году. Оппоненты этой точки зрения считают, что идеи Леонардо да Винчи распространялись устным путем или по его рукописям. Ряд идей Леонардо содержатся в трудах Николо Тартальи (1499-1552), Иеронима Кардана (1501-1576) и Джован Батисты Бенедетти (1530-1590).

Анатомия

У Леонардо формальное обучение в анатомии человеческого тела началось с его ученичество у Андреа дель Верроккьо, который настаивал, что все его ученики познают анатомию. Как художника, он быстро стал мастером топографической анатомии, рисуя многочисленные исследования мышц, сухожилий и других видимых анатомических особенностей.

Как успешный художник, ему было дано разрешение препарировать человеческие трупы в больнице Санта-Мария Нуова во Флоренции и впоследствии в больницах в Милане и Риме. С 1510 по 1511 сотрудничал в его исследованиях с врачом Маркантонио Делла Торре. Леонардо сделал более 240 подробных рисунков и написал около 13000 слов в сторону трактат по анатомии. Эти документы были оставлены, чтобы его наследник, Франческо Мельци.Он не был доведен до конца в момент смерти Мельци более чем пятьдесят лет спустя, такое маленькое количеством материала по анатомии, было включенно в Трактат о живописи" Леонардо, опубликованной во Франции в 1632 году.За то время, пока у Мельци был заказ на материала на главы для публикации, было осмотрено ряд анатомов и художников, в том числе Вазари, Челлини и Альбрехт Дюрер, который совершил ряд рисунков из них.

Леонардо да Винчи изучал механические функции скелета и мышечной силы, и что к нему прилегает, которие преобразовали современную науку биомеханики. Он изобразил сердце и сосудистую систему, половые органы и другие внутренние органы, сделав один из первых научных чертежи плода в период внутриутробного развития. В чертежах и обозначениях Внесли очень большой вклад в развитие нынешней медицины

Как художник, Леонардо также внимательно наблюдали и фиксировали влияние возраста и человеческих эмоций на физиологию, в частности изучение последствий ярость. Он также нарисовал множество фигур, оказавших значительное лицевых деформаций или признаков болезни. также Леонардо изучал и рисовал анатомию многих животных, рассечение коров, птицы, обезьяны, медведи, и лягушки, и сравнивая в своих рисунках их анатомическому строению с человеческими. Он также сделал ряд исследований лошадей.

Инженерные изобретения

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!».

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана .

Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой»

Леонардо да Винчи, возможно, впервые сформулировал простейшую форму закона сохранения массы для движения жидкостей , описывая течение реки, однако, из-за невнятности формулировки и сомнений в подлинности, это утверждение подвергается критике.

Многие авторитетные историки науки, например П. Дюэм , К. Трусделл , Г. К. Михайлов , подвергают сомнению оригинальность ряда механических результатов да Винчи.

№4

Заключение

Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Это устройство для колки орехов, хлеборезка, штопор для левшей, а также механическая давилка для чеснока "леонардо", которой по сей день, пользуются итальянские повара. Кроме того, он придумал автоматический вертел для жарки мяса, к вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Леонардо да Винчи - гениальный художник, замечательный экспериментатор и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса. Все в нем поражает: и совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее.

3. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452-1519): Опыт психологической биографии