Художественные материалы оптом. Художественные техники

4. Художественные материалы в живописи

К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело исполь­зовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бума­га имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, спо­собную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чер­тежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверх­ностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая по­верхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необ­ходимыми надписями, можно рисовать только на одной сторо­не. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и пря­мо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.

Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однород­ной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых ча­стей предмета, а густую - при завершении работы для обвод­ки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красоч­ный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глу­хим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричне­вый.

Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способ­ности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.

Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по раз­меру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники ак­варели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать ма­ленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загряз­нить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить паль­цами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рису­нок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палит­ре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышает­ся невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некото­рые палитры имеют овальное отверстие для надевания на боль­шой палец левой руки. После работы палитра очищается от кра­сок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.

Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.

5. Основные технические приемы рисования красками

Выполняя живописное произведение, необходимо придер­живаться определенной последовательности. Обычно худож­ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото­рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колори­том. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.

Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, компози­ционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предме­тов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, поме­щенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщи­ны. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произ­ведения с помощью специальных инструмен­тов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.

До конца XVII - начала XVIII веков ху­дожники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно уче­никам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природ­ных элементов (минералов, растений) они из­готовлены. Основа всех красок - пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски - это акварель, гуашь, темпера. В старину изго­тавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

К изобразительным средствам относятся тон и цвет.

Мазок – изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

Окраска – этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева на­право наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю маз­ка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят вто­рой мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашивае­мая фигура не.будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.

Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме­чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час­тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто­рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби­ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра­жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет­лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь­зящими движениями или тычком кисти.


Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК

ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и...

Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем. Глава 2. Практическая часть 2.1 Программы кружковых занятий по живописи Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском...

Эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. 2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и...

Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение. Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и...

Что называют художественными материалами? Это все, что помогает создать произведение искусства. Это темперные, акриловые, алкидные, аэрозольные, масляные краски, акварель, бумага, картон и грунт, аэрографы, глина для лепки, карандаши, гуашь, кисти, пастель, лаки и разбавители, соус, составы для золочения, тушь, сангина, различные вспомогательные жидкости и многое другое. Многообразие материалов и способов их использования привело к созданию исключительного разнообразия художественных и технических приемов.

Муки выбора

Как же справиться со всем многообразием ассортимента отделов где представлено все для художников и декораторов? В живописи, как и во многих других видах искусства актуальны вопросы покупки оптом и в розницу. Инструменты могут быть единичными и строго определенными для каждого мастера, а вот, например, краски их должно быть много, разных, самых невероятных, все они нужны для создания точного оттенка. Блестки, маркеры, фломастеры, карандаши печально художнику, даже начинающему, иметь только один карандаш, как минимум нужна разная толщина стержня и мягкость грифеля. Если опытный художник посещает художественные товары, чтобы купить «наработанную» годами краску, то для тех, кто еще не определился все гораздо сложнее. Как же подобрать «свой» материал? Только методом проб, других способов пока не придумали. Придется поэкспериментировать со многими видами материалов, прежде чем наступит момент понимания: вот оно, это «мое», именно этот материал передает максимально точно мои чувства, муки творчества и работы с ним доставляют мне наибольшую полноту ощущений.

Тонкости некоторых процессов

Прежде чем окончательно утвердиться в выборе и купить материалы для художников, стоит запомнить несколько ошибок, которые могут испортить впечатление от процесса и уже реализованного проекта.

Твердые карандаши не меняют толщину линии при нажиме и при неверном положении и качественной заточке могут поцарапать бумагу, а мягкие позволяют регулировать полноту цвета нажимом на инструмент и производить разнонаправленные движения. На больших листах бумаги маленькие рисунки теряются и под серии небольших эскизов стоит брать бумагу меньшего формата. Рисовать на цветной бумаге очень сложно, почти любой рисунок теряет выразительность. Акварельные краски не принимают исправлений рисунка, они теряют насыщенность и прозрачность. Угольные карандаши, сангина, пастельные мелки очень хрупкие и лучше иметь замену на случай поломки в нескольких местах. Пластилин нельзя оставлять на солнце, он рискует растаять и стать временно непригодным. При рисовании гуашью нужно следить за толщиной слоя краски, слишком толстый может просто осыпаться при высыхании.


В ходе этого блока мы по нескольку занятий изучали свойства того или иного материала, техники. Особый акцент был сделан на множество способов работы одним и тем же материалом. Самый простой во всех смыслах карандаш может очень много разного в зависимости о того, как его заточить, как держать, как касаться бумаги (какой бумаги). Такие вещи нельзя усвоить, прочитав о них в книге или услышав от преподавателя. Необходимо пропустить их через руку, прочувствовать самому. Далеко не все из возможностей техники могут оказаться близкими и нужными, но зная о них мы лучше чувствуем материал и его границы, смелее и экономичнее используем его. Я расскажу о самых интересных по моему мнению занятиях из блока, начав с мягких материалов.

Мягкими материалами называют спресованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягким материалам относится сангина, сепия, соус различных цветов, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей.
На занятиях мы изучили три способа работы мягкими материалами.

1. Основной и самый известный - рисование самой палочкой материала.
В этом варианте нам доступна линия разной толщины - её можно делать углом палочки (тонкая линия), торцом (толстая линия) и широкой стороной, положив палку материала вдоль направления линии (так линия получается разнообразная и не всегда предсказуемая). Пятно создаётся широкой частью материала, с разным нажимом. Вся разница в фактуре - при наложении пятна непосредственно материалом фактура более резкая, при растирании пятна пальцем или салфеткой фактура становится слабее, так можно создать почти ровную заливку. Кроме того, при растирании цветных материалов (сангина, сепия, пастель) зачастую немного меняется оттенок.

В этом способе рисования основным выразительным средством становится разница фактур - резкой и мягкой, растёртой. С их помощью мы можем обозначить главное в рисунке или передать пространство. Важно помнить, что грубая фактура нерастёртого материала привлекает внимание, но плохо передаёт сложную поверхность, а мягкая фактура, напротив - хорошо передаёт нюансы формы и телесность. Ещё важно найти такой баланс между пятном и линий в рисунке, чтобы они не дублировали друг друга. В такой технике можно использовать несколько материалов разных цветов, но сначала нужно понять роль каждого из них, чтобы избежать путаницы.

Вот что получилось:

2. Второй способ - рисование по грунтованной бумаге.
Грунтовать в идеале нужно натянутый планшет, а после высыхания резать его на отдельные листы. Если нет возможности натянуть бумагу, можно плотно приклеить лист по периметру малярным скотчем и загрунтовать так. Но снимать скотч тогда нужно только после полного высыхания грунта, тогда есть шанс, что бумагу не поведёт. О самой технологии приготовления и нанесения грунта я рассказывал в .

Основное достоинство такой технологии - возможность рисования света ластиком. Правильно нанесённый грунт легко стирается до белой бумаги. Суть в том, что грунт даёт нам уже готовый полутон, нам нужно только правильно расположить пятна света и по необходимости отметить тени. Положительное отличие от рисования по цветной бумаге (например пастельной) в том, что грунт имеет живую текстуру и через него пресвечивает белая бумага, это выглядит более органично и цельно. Техника очень эффектная, но это может быть как плюсом, так и недостатком.

3. Последний опробованный способ - рисование колерами.
Кроме грунта, при разведении растёртого в порошок материала водой, можно получить также колера для рисования кистью. Способа два - заготовить в баночках уже готовые колера или принести только порошок, добавляя в него воду по необходимости уже на палитре. Прелесть этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, которые имеют красивый цвет, интересно смешиваются. Можно варьировать плотность и даже фактуру колера, добавляя пигмента или воды. Кроме того, всё что нарисовано кистью, после высыхания можно стереть или как минимум ослабить по тону (при условии, что вы рисуете на плотной бумаге). Также можно объединить второй способ с этим и рисовать жидким колером по грунту, тоже очень интересно.

Художественные материалы бывают самые различные:

Живописи Краски (акварель, акрил, гуашь, темпера, масло), сухие пигменты, грунтованные и негрунтованные холсты и другие основы под живопись, бумага различных фактур, кисти и мастихины, аэрографы, лаки, разбавители, масла, грунты, проклейки и другие сопутствующие материалы.

Графики Пастель, сангина, сепия, соус, уголь, графит, карандаши (цветные, акварельные, чернографитовые и пастельные).

Лепки и моделирования Пластилин, глина, пластика, самозатвердевающие массы, керамический порошок, формы для литья.

Материалы направления «хобби» Краски и маркеры по тканям (вспомогательные материалы и ткани); краски по стеклу, керамике, дереву, металлу и другим поверхностям; текстурные акриловые пасты; краски и лаки для золочения; материалы для изготовления кукол: паперклей, пластика, каркасы, парики, глазки, очки, иглы и мохер для фильцнаделя; краски и наборы для боди-арта, фломастеры для татуажа.

Как известно, бумагу в основном делают из массы специальным образом обработанных древесных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей и пр. Согласно легенде, бумага была изобретена в Китае в І в. до н.э. Её делали из древесного луба, а во ІІ в. н.э. - из шелковых волокон, с этим связано её латинское название. Секреты производства бумаги стали известны в Европе только через несколько столетий. Её изготавливали главным образом из льняных тряпок, для рисования стали применять с XIV в.

Существуют разные сорта бумаги. Для работы карандашом или красками нужна плотная белая бумага - ватман или полуватман - высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, она прочная и хорошо проклеена. Названа так по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

Бумага, покрытая ровным слоем мела с небольшим количеством связующих веществ, - мелованная или меловая бумага. Она хорошо воспринимает краску, штрих и линии приобретают отчётливость, тушь ложится очень ровно и плотно. Но самое главное заключается в том, что по готовому рисунку возможна ретушь, то есть внесение изменений и исправлений с помощью иглы, скальпеля, ножа и т.д. Тут возникает даже такой новый технический приём, как белая линия и штрих по чёрному фону, что напоминает гравирование (принцип линогравюры).

Рисовать хорошо и на цветной бумаге. Эта традиция старых мастеров имеет большой смысл и богатые технические возможности. Цветная бумага даёт рисунку тоновую среду, по ней можно работать одновременно и тёмным, и светлым. Такую бумагу можно приготовить самому: мелко толчёную пастель или ещё какой-нибудь красящий порошок равномерно растереть по всему листу тампоном из ваты.

Бумага для рисования может быть различной. Более плотная рисовальная бумага хороша для рисования графитными карандашами средней мягкости и для пера; шероховатая бумага — для очень мягких графитных карандашей, для сангины, соуса, угля. Ватман хорошо подходит при работе и кистью и карандашом. Оберточная бумага (не глянцевитая, тёмно-желтая или коричневая), а также обратная сторона обоев, удобны для набросков мягким карандашом, мелком или углем. Бывает так называемый клееный картон (Бристольский). Это твердый и гладкий картон белого цвета. Хорошо подходит для работы пером и тушью.

Акварельная бумага, как следует из названия, предназначена для работы с акварелью. Такая бумага довольно плотная и имеет различные типы текстур: «под холст», «скорлупа» и т.п.

Пастельная бумага имеет мягкую тисненую поверхность и большой выбор расцветок светлых тонов (пастельных).

Имеются готовые альбомы для рисования с бумагой акварельной, пастельной и др., но все же лучше сделать свой самодельный альбом с различными сортами бумаги для получения практического опыта. Также можно использовать небольшой блокнот формата А5 с белыми листами или альбом для эскизов на пружине и плотной обложкой, который удобно использовать в дороге или ежедневных набросках (например, природы, жизни города или метро)

При рисовании с использованием планшета, бумагу необходимо правильно закрепить. Для этого бумага обрезается строго прямолинейно и укрепляется на планшете для рисования кнопками. Для длительного рисования бумагу натягивают на планшет следующим образом. Края бумаги шириной 1,5 — 2 см загибаются под прямым углом, с внутренней стороны бумага смачивается водой так, чтобы загнутые края остались сухими. Когда бумага хорошо увлажнится, ее прижимают к планшету, загнутые края смазывают столярным декстриновым или другим клеем и приклеивают к бокам планшета. При этом бумагу следует натягивать, разглаживая от центра к краям.

Для выполнения различных рисунков наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина и пастель.