Картины с дождем русских художников. Сквозь пелену дождя: акварельная живопись Евгения Гавлина

Александр Григорьевич Стройло.
Дождь прошёл.
2002.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
После дождя.
1880-е.


1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
Был конец сентября, землю щедро кропили осенние дожди. (М. Горький. «Время Короленко». )

2. перен. Множество, большое количество чего-либо падающего, сыплющегося.
Меж виноградных лоз нагорный ключ
Бежал по камням, светел и гремуч.
И мелкий дождь серебряных цветов
В него с прибрежных сыпался дерев.
(Лермонтов. Аул Бастунджи. )

3. в знач. нареч. дождём . Обильным потоком, во множестве; подобно дождю.
Крупные круглые пули гранатной картечи дождём сыпались на защитников укреплений. (Сергеев-Ценский. Севастопольская страда. )

4. разг. Длинные нити какого-либо цветного металла для украшения елки.
Елка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов… и золотой обертке шоколадных конфет. (Конашевич. О себе и своем деле. )

Золотой дождь – о больших, неожиданно появившихся деньгах.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.

«Что говорит дождик».
1895.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1879.

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Афанасий Фет.
1857.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1879.

Летний дождь

«Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождём…
- Полноте, дети, его мы сберём.
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Аполлон Майков.
1856.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1890-1895.

В 1856 году на город Гарродсбург (США) обрушился дождь из вязальных спиц. Это произошло после того, как циклон разрушил близлежащую фабрику вязальных спиц и поднял содержимое складов в воздух.

М. Меньшикова. «Самый необычный дожд»ь. «Техника – молодёжи». 1967 год.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.

Как правило ураганы и тайфуны сопровождаются обильными дождями. Известны случаи, когда выпадало невероятное количество осадков, во много раз превышающее среднегодовые нормы.

Так, в 1906 году во время урагана, бушевавшего над островом Ямайка, за четыре часа выпало 2430 мм осадков, в штате Техас (США) за одни сутки – 580 мм. Чтобы судить о том, много это или мало, скажем, что среднегодовой уровень осадков в Москве не превышает 587 мм.

Рекордные осадки. «Техника – молодёжи» №2 1971 год.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.

Сообщений о лягушачьих и рыбных дождях так много, что их хватит на целую книгу. Её можно было бы начать, как полагается, с Плиния, затем перейти к древним вьетнамским легендам, а затем продолжить выдержками из Афинея, который в книге «Пир мудрецов» сообщает о шедшем трое суток рыбном дожде, нарушившем нормальную жизнь в греческом Херсонесе, а также о массовом выпадении лягушек, которые завалили все дороги, не давая открыть двери домов и на несколько недель отравили город невыносимым смрадом. Внушительный раздел, посвящённый средним векам, не обошёлся бы без анализа ортодоксальной по тому времени теории, согласно которой семя лягушек и жаб содержится в почве и стоит только пролиться дождю, как это семя начинает развиваться. Раздел о новом времени следует начать с Джерома Кардана, объяснявшего лягушачьи дожди работой водяных смерчей, которые собирают этих существ на возвышенностях, а затем обрушивают их в виде дождя на низины. XIX век был бы представлен сотней случаев, в основном собранных в книге Чарлза Форта и в статьях современного авторитета по проблеме рыбных и лягушачьих дождей д-ра Э. У. Гаджера. Нынешний век тоже не заставил бы нас разочароваться благодаря интервью с такими людьми, как леди Саттон Парк из Бирмингема, которая 12 июня 1954 г. Попала под дождь и видела, как сотни лягушек отскакивали от раскрытых зонтов и пугали прохожих своей прыгучестью. В качестве приложения к такой книге мы бы воспроизвели статью из «ИНФО джорнэл», в которой перечислены 53 случая выпадения рыбных дождей в Австралии уже в наше время…

Унаследованная от Плиния и пережившая даже эпоху Ренессанса теория, по которой лягушачье семя содержится в почве и прорастает при выпадении дождя, не противоречит по крайней мере той подмеченной Фортом особенности лягушачьих дождей, что во всех случаях очевидцы говорят о крохотных размерах лягушек и жаб и никогда не сообщают о больших лягушках или головастиках.

Сейчас принято объяснять такие случаи действием смерчей, однако непонятно, почему смерчи столь избирательны: они захватывают, переносят на определённое расстояние и обрушивают на землю только лягушек и рыб, пренебрегая при этом такими компонентами их среды обитания, как вода, грязь, ил, галька, водоросли, а также другими живыми существами. Как правило, «разборчивых» смерчей не бывает, поэтому их действием нельзя объяснить необычные дожди, которые вдруг начинают идти на очень ограниченной территории при ясной и безветренной погоде, причём либо в течение длительного времени, либо многократно в одном и том же месте.

Василий Иванович Суриков.
Под дождём в дилижансе на Чёрную речку.
1871.

Виктор Степушов.
Январский дождь в Гурзуфе.
2007.


«Дождь».
Художественный музей, Филадельфия.

«Мост под дождем».
Копия Хиросигэ.
1887.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?


В 1930 г. В Рейнских горах (Германия) из грозовой тучи упало пятеро покрытых толстой коркой льда людей…

Так, в 1578 г. «повсюду вокруг Бергена шёл дождь из больших жёлтых мышей, которые, упав в воду, спешили вылезти на берег». Ещё один мышиный дождь прошёл осенью следующего года…

Тысячи змей длиной от одного до полутора футов выпали вместе с ливнем на довольно небольшой участок (всего два квартала) в Мемфисе, штат Теннесси, 15 января 1877 г., как об этом сообщил журнал «Сайентифик америкэн»…

«Кровавые» дожди, пожалуй, самая древняя из известных человеку загадок природы, но несмотря на периодические сообщения о таких дождях в наше время, а также у древних авторов, например у Гомера и Плутарха, это явление до сих пор ещё относят к разряду мифов. 15 мая 1890 г. Похожее на кровь вещество выпало в местечке Мессиньяди, Калабрия. По сообщению журнала «Попюлар сайенс ньюс», Итальянское метеобюро установило, что вещество было птичьей кровью. Было высказано предположение, что стая птиц оказалась разорванной на куски сильным ветром, однако, по данным метеослужбы, сведений о таком ветре не поступало, а кроме того, было непонятно, куда делись останки разорванных птиц.

Дж. Мичелл, Р. Рикард. «Феномены книги чудес». Москва, «Политиздат». 1988 год.

Иван Ендогуров.
Дождь.

Иван Иванович Шишкин.
После дождя. Этюд леса.
1881.

Хочешь вызвать дождь – сожги папоротник.

Сожжение вереска вызывает дождь. (Окрестности Мепроуза). Если дождь намочит свадебную процессию по дороге в церковь или из церкви – не видать молодой семье счастья.

Если дождь намочит гроб – душа покойного отойдёт без затруднений (Корнуолл).

В 1636 году король Карл I намеревался нанести визит в Стаффордшир. В связи с этим лорд Чемберлен (третий граф Пембрук) написал следующее письмо шерифу Стаффордшира.

«Сэр! Узнав, что в Стаффордшире бытует мнение, будто сожжение папоротника вызывает дождь, и желая, чтобы во всё время пребывания Его Величества в этих местах сохранялась хорошая погода, Его Величество лично поручил мне написать Вам, чтобы Вы запретили сжигать папоротник до тех пор, пока Его Величество будет находиться в этой стране».

Письмо хранится в Британском Музее.

Иван Иванович Шишкин.
На реке после дождя.
1887.

В русской народной традиции попасть под дождь повсеместно считается хорошей приметой: «Если кто отправляется в дорогу и в то время пойдёт дождь, то это предвещает благополучный путь. Вообще дождь при начале всякого предприятия служит счастливым предзнаменованием».

В России в противоположность английскому поверью, «дождь на молодых – счастье» и сегодня дождь в день свадьбы считается добрым предзнаменованием для молодожёнов. Точно так же и похороны в дождливый день – примета благоприятная.

Самый простой способ вызвать дождь – убить лягушку. Чтобы дождь пошёл, бьют лягушек и ловят блох. Прыгающих животных и насекомых нижут на нитку и вывешивают на кустике, приговаривая: «Как ети блохи или лягушки повисли, чтобы тучи повисли». Это поверье распространено в России повсеместно и в наши дни.

В случае продолжительной засухи в русских деревнях на полях или берегу рек служили молебны с выносом икон.
В русских народных поверьях проявляется определённая взаимосвязь между представлениями о дожде и о «мире мёртвых», чаще всего о самоубийцах, утопленниках и опойцах. Так, если наступила продолжительная засуха, то чтобы вызвать дождь, нужно «вылить двенадцать вёдер на могилу удавленниуа или утопленника».

В детской среде и сегодня бытуют многочисленные песенки-заклички, с помощью которых дети «вызывают» или, наоборот, «останавливают» дождь:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам тебе я ложку –
Хлебай понемножку,
Дам тебе я вилку –
Тресну по затылку».

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Ерестань,
Богу молиться,
Христу поклониться,
Я у Бога сирота,
Отворяю ворота
Ключиком-замочком,
Золотым платочком.

В народной медицине дождевая вода использовалась для сведения бородавок, при лечении глазных болезней и многих других заболеваний. «В некоторых местностях Нижегородской губернии существует обычай выпускать детей побегать голыми во дворе во время сильных и тёплых летних дождей в уверенности, что дети после этого «лучше растут». Этот обычай распространён в России и в наши дни.

«Если с утра дождь – до полдня дождь… Если на лужах во время дождя вскакивают пузыри – надо ожидать ещё большего дождя. А также если выскакивают в дождь бабочки – тоже к сильному дождю.

Если куры, вороны и галки ощипываются – к дождю.

Если куры и воробьи купаются в пыли – перед дождём».

«Как в мае дождь, так будет и рожь».

«Лягушки раскричались – дождь будет… Дождя нет и лягушки не кричат – дождя не предвидится».

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995 год.

Иван Иванович Шишкин.
Дождь в дубовом лесу.
1891.

Исаак Ильич Левитан.
После дождя. Плёс.
1889.


Таинственное явление интенсивных локальных дождей получило у метеорологов название «точечного выпадения осадков»…

В отличие от обычных дождей существуют ещё и «небесные струи»…

Газета «Шарлотт кроникл», Северная Каролина, 21 октября 1886 г. сообщала: «Жители юго-восточного района города не менее трёх недель наблюдали весьма странное явление. Каждый день в три часа пополудни в одном и том же строго определённом месте ровно полчаса шёл дождь. Он лился между двумя деревьями в означенный час: нежные капли падали на листья при ясном солнечном свете, и всё это можно было наблюдать ежедневно более трёх недель подряд». Впоследствии синоптик из службы прогнозов послал отчёт об этом событии в ежемесячный журнал «Обозрение погоды» (октябрь 1887 г.), подтвердив, что самолично наблюдал данное явление несколько дней кряду. Два упомянутых дерева принадлежат к породе красных дубов. «Иногда вода льётся на участок площадью пол-акра, но всегда центр её падения – эти два дерева; когда же напор воды слабеет, то влага выпадает лишь на листву». В Браунсвилле, штат Пенсильвания, такую же «водяную небесную манну» получало дерево другой породы – персиковое. Как писала газета «Сент-Луис глоуб-демократ» в номере от 19 октября 1892 г. свидетели наблюдали падение воды с небольшой высоты над самим деревом на участок площадью около 14 квадратных футов, в центре которого оно росло.

Дж. Мичелл, Р. Рикард.» Феномены книги чудес». Москва, «Политиздат». 1988 год.

Исаак Ильич Левитан.
Буря. Дождь.
1899.

Случается, что капли дождя бывают окрашены в красный цвет. Подобное наблюдается, когда смерч затягивает в себя застоявшуюся в прудах и болотах воду буроватого и красного цвета. Такой цвет воде придают мельчайшие микроорганизмы. «Кровавый» дождь возможен и когда ветер поднимает высоко вверх красноватую пыль, которая, попадая в облако, вместе с дождём падает на землю. В ночь на 24 марта 1962 г. снег розово-жёлтого цвета выпал в Пензенской области. Причина тому – пыль, принесённая ветрами из африканских пустынь на расстояние более трёх тысяч километров!

Дожди бывают не только «кровавыми», но и голубыми. Подобное наблюдалось в Давенпорте, США. Такой цвет придала дождю пыльца с цветков американского тополя и вяза. В этой пыльце содержится пигмент – растворимое в воде красящее вещество. Сильный ветер поднял высоко в воздух массу пыльцы, а когда пошёл дождь, она окрасила его в голубоватый цвет. В 1933 г. на Дальний Восток СССР сильный ливень принёс с собой множество медуз.

Удивительный случай произошёл в Горьковской области в 1940 г. В один из жарких летних дней во время сильной грозы с неба посыпались серебряные монеты времён Ивана Грозного. Выяснилось, что прошедшие накануне ливни размыли грунт и на поверхности оказался зарытый в землю сосуд с монетами. Смерч, проходя над этим местом, поднял их в воздух, и через несколько километров монеты упали на землю…

Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто не любят, презирают, ругают, однако, все равно ждут, как манну небесную. Ведь он не только спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. Наверное, именно поэтому практически каждый художник хотя бы один раз в жизни рисовал его.

Изображающая дождь картина способна изменить наше отношение к этому чуду природы. Ведь часто стремительный или мелкая морось воспринимается негативно, кажется, что все вокруг становится унылым, скучным и серым. Известные и не очень художники помогают своим творчеством поменять привычный взгляд на ненавистный и сырой дождь.

Красоту дождливой погоды на протяжении всего развития живописи замечали многие творцы. Однако, все художники видят и изображают ее по-разному, исходя из своего мироощущения и настроения. Современная живопись подарила миру много выдающихся полотен, которые притягивают взгляды, заставляют говорить о себе, восхищаться и даже спорить.

Настоящим открытием стало творчество художника по имени Грегори Тилкер, который пишет в стиле фотореализма. Те, кто впервые видят его картины, воспринимают его, как фотохудожника. Казалось бы, что может быть проще, чем элементарно сделать удачный кадр в подходящий момент. Но его работы написаны акварелью и масляными красками при помощи обыкновенной кисти.

Изображающая дождь картина в исполнении Грегори Тилкера – это городской пейзаж сквозь стекло автомобиля. Естественность и реалистичность подобных картин уже поразили миллионы людей.

А у английского художника Джеффа Роуланда свой взгляд на . Картина в его исполнении изображает непогоду, буйство природы, однако на ней всегда есть яркое пятно, притягивающее и манящее к себе: желтое такси, красный зонт, алые скатерти на столах в придорожном кафе, красочная витрина и так далее.

Джефф утверждает, что дождь гипнотизирует его, заставляя все время делать эскизы. Ведь падающие капли отскакивают от автомобильных крыш, земли, отражаются в фонарях, витринах, фарах машин.

Художник Евгений Гавлин явил миру акварельную живопись, которая изображает все вокруг сквозь дождливую пелену. Пейзажи в его исполнении завораживают и дают новое понимание действительности. По картинам Гавлина сразу видно, как сильно он любит осень, сырую и дождливую. Он избегает ярких цветовых пятен, чтобы показать зрителю, что просто смывает все лишнее.

Восхищались дождем не только в 20 и 21 веке. Изображающая дождь картина, есть в наследии знаменитого художника Ивана Шишкина. Он прославился тем, что писал великолепные пейзажи: царственные леса с верхушками деревьев, солнечными бликами, дубами-великанами и изящными рощицами. А его творение «Дождь в дубовом лесу» поражает воображение многих ценителей живописи. Затихающий ливень, светлеющее небо, робкие солнечные лучи объединяют все вокруг в единое целое.

В 19 веке Константином Коровиным была написана еще одна известная работа «Улица во Флоренции в дождь». Картина относится к классике русской живописи. Этот художник был практически единственным представителем импрессионизма в России. Его мазок отлично передает в картине «Улица во Флоренции в дождь» настроение, обычно возникающее у людей во время непогоды.

Показывающая зрителю , способна украсить любой интерьер. Она создает необъяснимо воодушевленную и особенную атмосферу. Энергетика дождя способна принести людям, ставшим обладателями одной из таких картин, расслабленность, а также заставить их задуматься о сущности бытия.

От любого, талантливо написанного пейзажа, изображающего дождь и непогоду, веет свежестью и волшебством. Он раскрывает зрителю маленькую дверцу в душу творца, который осмелился стать свидетелем неистовства дождя и рассказать об этом людям в своих работах.

Нет ничего привычнее, обыденнее и скучнее дождя - миллионов холодных капель. Но нет ничего прекраснее, волшебнее и животворящее. Если верить всезнающей Википедии, дождь - это «атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде водяных капель, со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм».Изобразить на картине дождь - эта задача всегда интересовала художников всех стран и эпох. И практически каждый живописец хотя бы раз в жизни пытался сделать это, и о некоторых подобных картинах будет рассказано ниже.

«Над вечным покоем» И. Левитана . Хотя на этой картине нет дождя, но все здесь дышит его предвкушением, возможно уже упали первые капли. Только что дул ветер, подымая столбы пыли, и вот он затих на несколько секунд, как и гремевший только что гром. Именно этот момент секундного затишья, краткий и торжественный, запечатлел художник. Схожая по настроению картина есть у английского пейзажиста Джорджа МорлендаПриближение грозы »).
«Дождь в дубовом лесу » И. Шишкин . Эта картина поражает своей масштабность и детализацией. Художнику удалось на холсте соединить все в единое целое: светлеющее, затихающий ливень, первые робкие солнечные лучи. И все это с характерной для Шишкина точностью: плоть до кругов от капель дождя на поверхности лужи.

«Улица во Флоренции в дождь» К. Коровин. Константина Коровина можно назвать единственным русским импрессионистом. Его мазок прекрасно передает на этой картине дождливое настроение, которое возникает у многих людей во время непогоды. Легкая грусть, неспешность, одиночество, надежду на что-то хорошее впереди - вот какие чувства вызывает эта работа. Среди других импрессионистов, стоит отметить несколько работ малоизвестного французского художника Пьера Эжена Монтезина . Его кисти принадлежат следующие картины: «Деревня под дождем», «Под дождем», «Песчаная дорога после дождя».

Совсем не привычную роль дождю отводит на своей картине английский художник Уильям Тернер «Дождь, пар и скорость ». Здесь атмосферные осадки не вызывают печаль, а словно омывают новую жизнь, которую символизирует несущийся с небывалой скоростью в снопе желтых искр паровоз. Это лишь малая часть работ, посвященных такому простому и необыкновенному явлению природы. Гораздо больше картин на эту тему вы найдете на нашем сайте.
Полотно, изображающее дождь, украсить любой интерьер, создает душевную и особенную атмосферу. Энергетика дождя, даже изображенного на полотне, приносит людям расслабленность и заставляет задуматься о сущности бытия. Талантливо написанный дождливый пейзаж придает помещению ощущение свежести и волшебства.


Акварельная живопись художника Евгения Гавлина представляет взгляд на мир, похожий на взгляд близорукого человека, – сквозь пелену дождя. Город на его картинах предстает размытым, смутно различимым, но при этом лишенным всяческих прикрас, которые мешают увидеть его истинный облик. Город, каким мы никогда его не замечали, в спешке убегая от дождя, и показывает акварельная живопись художника.


53-летний Евгений Гавлин много лет назад приехал в Москву из Дальнего Востока. В столице он выучился на художника-графика и остался на постоянное жительство. В настоящее время художник активно участвует в выставках, а его работы покупают коллекционеры не только из России, но и из Великобритании, Франции и США.



Акварельная живопись Евгения Гавлина многообразна, и все его работы заслуживают внимания. Большая часть картин Гавлина – это пейзажи, также художник любит рисовать цветы. В целом он предпочитает буйство красок на своих картинах, а акварель позволяет этого добиться.


Не менее интересна серия его картин, которая не похожа на все остальные – яркие и насыщенные красками. В них , застилает дымка осеннего дождя. Как видно из всех картин художника, осень – его любимое время года, причем он любит как осень золотую, так и осень дождливую.


Любопытно, что когда художник пишет золотую осень, то он обращается к пейзажам (парки, рощи), а когда изображает осенний дождь, то ему интересны городские виды. Техника Евгения Гавлина напоминает осенние кляксы художника . Однако Гавлин не позволяет себе наполнять картины слишком яркими цветовыми пятнами, как китайский художник, точнее сознательно их избегает. Ему важно показать зрителю лишь наметившиеся очертания домов, силуэты людей и как стихия дождя смывает все лишнее.