Что дает искусство человеку. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам

Черепина Е.Ю.

Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»,

г. Лесосибирск, Россия.

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Изобразительное искусство – самый древний вид искусства. Ещё древние люди оставили нам знания о своей культуре, о быте через наскальные рисунки. Благодаря творчеству художников мы знаем историю страны и мировой культуры. Сущность изобразительного искусства, заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме.

Изобразительное искусство охватывает все население. Так, многие люди в молодости рисуют картины и продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство.

Необходимость и важность изучения изобразительного искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком.

Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур. Изобразительное искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию. Значимость изобразительного искусства для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры.

Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни. Отличительная черта этих первых проявлений художественного дара человека – своеобразный наивный реализм, зоркость наблюдений, неосознанное еще, но неодолимое стремление к освоению и познанию жизни в образной форме. От этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все большее и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие возможности.

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Изобразительное искусство обладает особенностью запечатлевать жизнь в наглядной форме. При всех различиях, существующих между живописью, графикой, скульптурой, художественной фотографией, всем им свойственны и некоторые общие черты: в отличие от литературы и музыки, театра и кино, способных развернуть воспроизводимые события во времени, изобразительные искусства, лишенные этой возможности, придают, однако, изображаемым ими явлениям жизни непосредственную зримость.

Изобразительное искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Литература:

1. Балонова М.Г. - Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.

2. Болтон Р. Живопись: От первобытного искусства до XXI в. // Шедевры мирового искусства / М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция - помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой - от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму - личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму - понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.


Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит - обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология . Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. "золотого сечения". Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях - от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки - типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки - неважно, жилое или промышленное, - его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. "спальных" городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения "коммуналок", находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой - архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором - выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

Вы переехали, устроились на новую работу или познакомились с давно симпатизирующей вам девушкой. Очевидно, что вам нужно выглядеть интересным человеком, не утомлять пустыми разговорами о погоде и в целом не заводить беседу в тупик. Но, когда мы сильно напряжены, сознание может прибегать к приемам, которые часто саботируют абсолютной любой план общения. И в таких случаях ничего, кроме рассуждений о погоде в голову не приходит. Но к счастью есть искусство, и чтобы говорить о нем, вам вовсе не надо быть экспертом в этой области, достаточно знать названия и авторов самых популярных работ.

Статуя Давида 1501-1504

Микеланджело

Находится в Академии изящных искусств во Флоренции

Мраморная статуя ветхозаветного, второго царя народа Израиля. Согласно Библии Давид царствовал сорок лет, (по еврейской хронологии это ок. 876 - 836 год до н. э.).

Микеланджело изобразил юношу, который готовится к бою с Голиафом, противником, в разы превосходящем его по силе. При близком рассмотрении можно заметить, что скульптура полностью состоит из напряженных мышц. Но при этом Давид сосредоточен, брови сдвинуты, в руках праща — древнее ручное оружие. Предшественники Микеланджело, как правило, изображали Давида уже после победоносной схватки, потому в сюжете от гениального скульптора состояло своего рода иконографическое новшество.

Герника май 1937

Пабло Пикассо

Находится в Музее королевы Софии в Мадриде

Революция и гражданская война в Испании привели к трагическим событиям в Гернике, городе на севере Испании, в Стране Басков. В ходе гражданской войны в апреле 1937 года на город было сброшено несколько тысяч бомб, их вес в общей сложности составил около 40 тонн. Город почти полностью сгорел, жители погибли. Пикассо был просто шокирован этой новостью. И хоть никогда и не бывал в Гернике, он все же взялся за работу над картиной. Первые дни он рисовал по 12 часов, картину завершил спустя месяц.

«Герника» Пикассо — это аллюзия к хаосу бомбардировки города. Впервые картина «ужасов войны» была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Полотно тогда не поняли, назвали «пропагандистским документом» и в прямом смысле поворачивались к ней спиной. Сегодня «Герника» — одна из наиболее ценных и наиболее известных картин художника.

Банки с супом «Кэмпбелл» 1962

Энди Уорхол

«Банки Кэмпбелл» — это рекламная кампания готовых супов в жестяных банках от Campbell Soup. Работа принадлежит американскому художнику и коммерческому иллюстратору Энди Уорхолу и впервые была представлена широкой аудитории на персональной выставке в июне 1962 года. Эта выставка в истории современного искусства имеет особое значение, так как именно она поставила начало развитию поп-арт на Западном Побережье. «Банки с супом «Кэмпбелл» в 60-70 были символом эпохи массового потребления, а для рекламистов со всего света картина и сегодня является символом, который поставил начало девизу- смотри на профессию шире, как на искусство.

«№ 5» 1948

Пол Джексон Поллок

Частная коллекция

Лидер абстрактного экспрессионизма и автор наиболее значимых работ XX века — Джексон Поллок. Художник отверг вертикальность в пользу горизонтального пола, на котором он стелил огромного размера холсты и рисовал особым методом «разбрызгивание». Он же, кстати, и является автором этого метода.

Произведения Поллока не претендуют на «изображение», это моменты и ощущения, эмоции. В 50-е Поллок начинает отдавать предпочтение темным краскам, даже черным. Работы художника скупают коллекционеры нового искусства. В 2006 году картина «№5» ушла с аукциона за $140 млн., сумму, которая по сей день остается крупнейшей, из когда-либо уплаченных за картину.

Мыслитель 1880-1882

Гюстав Роден

Находится в музее Родена, Париж

Без сомнений, одна из самых значимых и знаменитых работ французского скульптора Гюстава Родена. Изначально «Мыслитель» задумывался как часть скульптурной композиции «Врата ада», создаваемой по мотивам поэмы «Божественная комедия». Согласно замыслу Родена, «Мыслитель» должен был стать образом Данте, но скульптор постепенно отошел от идеи и вложил в скульптуру «Мыслитель» универсальный образ творца. Впервые работа была представлена широкой публике в 1888 году. Сегодня существует порядка 20 копий статуи, все они разбросаны по миру, и одна из них, отлитая в бронзе, установлена на могиле Родена в Мёдоне, пригороде Парижа.

Звёздная ночь июнь 1889

Винсента Ван Гога

Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк

Сегодня Ван Гог — признанная фигура в истории изобразительного искусства, но при жизни его работы едва ли признавали за живопись. Самая узнаваемая картина художника «Звездная ночь» была написана в период лечения в психиатрическом отделении больницы города Сен-Реми, через год после написания картины Ван Гог совершит самоубийство. На тот момент ему будет 37 лет.

Композиция VIII 1923

Василий Кандинский

Находится в музее Соломона Гуггенхейма

Хочу поговорить с вами о том, что дает искусство человеку – думаю, многих заинтересует эта тема. Порой наша жизнь сложна и непредсказуема, но и прекрасна одновременно, благодаря событиям и моментам, украшающим ее и делающим необыкновенно восхитительной.

что дает искусство человеку

Окружающие воспринимают друг друга по-разному, но всем нам присуще стремление к прекрасному, к лучшему.

Мы все живем, учимся, занимаемся полезными делами для окружающих людей и для себя, конечно – и это просто восхитительно! Но искусство не менее важно для всех нас, чем перечисленное выше. Согласитесь, ведь все окружающее нас, тоже имеет отношение к искусству! Из истории мы знаем о наскальных рисунках древних людей, они рисовали и на кусках кожи, рисунками свои тела, отображая в этих своеобразных картинах какие-то события своей жизни – охоту, военные действия, быт. И было им невдомек, что именно по этим картинам в будущем, будет воссоздана история жизни древних… А ведь эти деяния наших предков тоже относятся к искусству, и этот вид искусства имеет огромную ценность для нас. Конечно же, многие согласятся с тем утверждением, что науке, труду физическому, свойственно удовлетворить лишь материальные нужды людей, когда предметы искусства, само искусство, является пищей духовной — что дает искусство человеку .

Люди, в ходе эволюции изменялись, однако без духовной пищи все явственнее ощущалась дисгармония внутри каждого. Попытавшись преодолеть эту дисгармонию, люди изобрели и стали внедрять искусство в свою жизнь – так появились картины художников, актерское искусство, музыка, книги… Предлагаю посетить сайт магазина-галереи — http://print4you.com.ua/ , где можно полюбоваться известными картинами и заодно выбрать репродукцию по своему вкусу. Всем нам известно, насколько хорошо гармонизирует человеческую душу талант художников, которое носит название изобразительного искусства – это ведь особая для избавления от всякого рода психических заболеваний. Наверное, не просто так в лечебницах для таких больных введено рисование – занятие, лечащее душу…

И что касается художников, то воплотив свои замыслы, тревоги в написание картины, художник тем самым отторгает проблемы, мучительные для него. Проделанная работа одаривает мастера гармонией и дает сил для продолжения жизни. Касается это не только художников, но и поэтов, писателей, композиторов, музыкантов – людей искусства — что дает искусство человеку !

Я как-то прочла записи Гете о том, что благодаря его роману о молодом Вертере и его страданиях, он смог и дальше жить, не смотря на все перипетии судьбы. По-моему, это о многом говорит… Всевозможные направленности искусства содействуют развитию личности каждого из нас – развитию нравственности и культуры, то есть обучают вокруг нас, одновременно и реальное. Музыка, поэзия, полотна художников, книги, чудесные фильмы дарят нам возможность познания эстетику окружающего, именно по этой причине, значение искусства для нас неоценимо.

Своим творчеством поэтам с писателями и актерами, скульпторам с , художникам с композиторами и музыкантами, свойственно передавать нам свое восприятие мира, чего-то тайного, нам не известного и необычного! Благодаря их творчеству возрастает культурное развитие всех нас. Еще будучи детьми, все мы прикасаемся к миру искусства, нарисовав свой первый рисунок, или прочитав стихотворение, сочиненное самостоятельно. Становясь старше, мы формируем свои вкусы относительно , предпочтения музыкальные и отношение к фильмам, книгам — что дает искусство человеку .