Библейские темы в изо искусстве. Презентация и конспект урока "библейские темы в изобразительном искусстве"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org


Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

(на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край


Цель урока:

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.


Задачи

Результат

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)


  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.


Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст - христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст


«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г


Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.


Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»


Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )


Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304-1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.


Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.


Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»


Леонардо да Винчи.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)


в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134



Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.
  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;
  • перенести эскиз на лист;
  • уточнить композицию.


Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».


  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему


Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..




Работы по библейским сюжетам. .



Рисунки на рождественскую тему .



Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...







uh.ru 3D рисунки на асфальте.


https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве методический комплекс

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве 1 урок.

БИБЛИЯ – живой источник и для взрослых, и для детей. Открой библейские истории и вспомни некоторые из них, воплощенные в великих произведениях искусства…

Икона Богоматерь Белозерская Первая треть XIII в. Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа. Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В православных храмах везде можно увидеть изображения святых и сюжеты из Библии… Вспомни и объясни какое изображение называют фреской, в чем ее отличие от иконы? Богоматерь Владимирская Спас «Троица»

Православные иконописцы и художники Западной Европы по-разному видели и изображали Библейских героев: Дай объяснение термину «канон». Каким образом он связан с иконографией? Для чего необходима икона и для чего нужна картина? Богоматерь Одигитрия Дионисий 1502 г. Сикстинская мадонна Рафаэль 1512-1513 гг. Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-1491 гг.

Было время, когда не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них. По одному слову Господа Бога явились земля, солнце и всё-всё в мире… Сотворение мира И.Айвазовский Бог Саваоф В.Васнецов Из цикла «Сотворение мира» М.Чюрлёнис Вспомни и назови, известные тебе, Библейские предания.

Райский сад. Адам и Ева… Определи, какое настроение стремятся передать художники, изображая райский сад. Адам и Ева. Лукас Карнах Старший Райский сад. В.Васнецов Роспись во Владимирском соборе в Киеве

Всемирный потоп и Ноев ковчег… Объясни, к каким видам изобразительного искусства можно отнести эти картины. Почему? Ноев ковчег Г. Доре Ноев ковчег Э.Хикс Всемирный потоп. И.Айвазовский

Вавилонская башня… Определи, цветовые гаммы, в которых выполнены представленные работы? Вавилонская башня П.Брейгель старший Рисунок. Средние века Разрушение Вавилонской башни Ван Клеве

Отечество наше хранят святые, просиявшие в земле русской… Установи соответствие: «вид ИЗО» - «произведение искусства» Юность Сергия Радонежского М.Нестеров Петр и Феврония Матрона Московская Федор Ушаков Ксения Петербургская ОТВЕТЫ: живопись иконопись скульптура фотография иллюстрация

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейские темы в изобразительном искусстве Практическое задание

Создайте эскиз композиции на темы Библейских преданий: Райский сад Всемирный потоп Вавилонская башня З А Д А Н И Е:

1.Наметить карандашом контуры гор и воды. Горка - это один из элементов пейзажа в иконописи. 2.Исходя из выбранного сюжета, намечаем тонкими линиями карандаша окружение: деревья, кустики, воду, архитектуру, башню или Ноев ковчег. 3.Намечаем людей и животных. Практическая работа

3. Закрасить фон краской желтой с белой гуашью, можно немного добавить охры. 4.Обвести краской контуры гор и воды. 5.Сразу на листе, без палитры, подобрать и закрасить цвет горок желтым с красным, добавляя немного черного. Первый слой красок, наложенный на рисунок (Роскрыш). 4 . Изображение воды закрасить синим с небольшим количеством белого. Практическая работа

5.Синими и белыми линиями прорисовать волны на воде. Волны в иконописи изображаются в виде чешуйчатых бугорков и спиралей, а с XVIII в. известны усложненные изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. 6. Черным цветом добавляя желтую и, если необходимо, красную краску, наметить деревья, закрасить их. Практическая работа

7. Завершаем работу прорабатывая детали Практическая работа