Самсон греческий герой. PR в библейской мифологии

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

На вопрос как звали героя мифов древней греции чья сила была в волосах? заданный автором Колосовые лучший ответ это В то время когда иудеи находились под властью филистимлян, для спасения избранного народа Бог послал Самсона, обладавшего великой силой. Секрет его силы заключался в его волосах - до тех пор пока их не коснулась бритва или ножницы, богатырь мог своротить горы. Пользуясь этим даром, Самсон причинял своим врагам большие неприятности, убивая их тысячами. Однажды, заметив, что богатырь увлекся одной женщиной (ее звали Далила) , филистимляне попросили ее выведать у Самсона секрет его силы, посулив блуднице крупное вознаграждение. С большим трудом блуднице удалось уговорить Самсона открыть ей свое сердце, в результате чего филистимляне заковали Самсона в цепи и, выколов ему глаза, посадили в темницу. Спустя некоторое время многие филистимляне собрались в одном доме, чтобы отпраздновать низвержение своего врага и принести жертвы богам. Когда веселье было в самом разгаре, позвали Самсона, чтобы посмеяться над ним. Однако волосы богатыря уже начали отрастать, и, по молитве, к нему снова вернулась былая сила. Самсон сломал столбы, на которых стоял дом; дом обрушился, и под завалами погибли все, кто там был.

Ответ от Phoenix [гуру]
Самсон


Ответ от ростепель [гуру]
Самсон, жену звали Далила


Ответ от снегурка [гуру]
самсон это! как вы уже все догадались!)


Ответ от Невролог [новичек]
самсон


Ответ от BK89 [новичек]
Библейский персонаж - необыкновенной силы человек - Самсон. .
Самсо?н (ивр. ???????????, Шимшо?н) - знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13–16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.
Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида) , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. .
И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.
Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! »
И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.
Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.
Самсон - израильский Геракл.
Несомненно, что Самсон, несмотря на мифические элементы в повествовании, превращающие его в израильского Геракла, является реальной личностью, в которой странным образом смешались несовершеннолетний преступник и герой, супермен и недоумок с параноидальной тягой к насилию, вандализму, поджогам, распущенности с падшими женщинами. Самсон-прекрасный пример линии, которую проводит Библия, а именно: Б-гу и обществу зачастую великую службу оказывают полукриминальные личности, отверженные и неудачники, которые благодаря своим подвигам становятся народными героями, а затем и канонизируются религией. .
"Длинные (подобно солнечным лучам?) волосы Самсона побудили ряд ученых считать его мифическим персонажем, этимологически родственным ханаанейскому богу-солнцу Шемешу, чье святилище Бейт Шемеш, или Иршемеш, располагалось в центре территории, первоначально принадлежавшей племени Дана. Во всяком случае, Самсон приобрел известность как буйный исполин, фольклорный герой, прославившийся неуемной силой и непристойными выходками. Но при всем том он, вероятно, был исторической личностью, одним из лидеров упорного сопротивления, заслужившим доброе имя"....

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсо́н (ивр. Шимшо́н ) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
"Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы , безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
"Самсон"

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга "Самсон, раздирающий пасть льва" - самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана "Самсон" - аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого - 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора - М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году "Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

Из колена Дана

Упоминания Суд. - Отец Маной (Маноах) Мать Цлельфонит Место погребения «между Цорою и Естаолом » Характерные черты длинные волосы, чудесная сила Файлы на Викискладе

Библейское повествование

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (Суд. ).

Научные интерпретации

Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей.

В христианстве

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью :

Столько-то борьба с похотию труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужествен, и прославился чудными подвигами, соделало пленником сластолюбие. Оно лишило его и Божественной благодати.

Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною… женщиною мужественнейшего Самсона ослепил…

В то же время самоубийство Самсона («Умри, душа моя, с филистимлянами») испокон веков озадачивало теологов, убеждённых в греховности суицида . Святой Августин высказал мнение, что гибель Самсона нельзя считать ни убийством, ни самоубийством, потому как он был ведом не собственной волей, а Святым Духом . Джон Донн в трактате «Биатанатос » (1608) не только приводит гибель Самсона как аргумент в защиту самоубийства, но и крестные муки Христа трактует как суицид, тем более что согласно традиционной теологической доктрине Самсон в своей гибели за народ - предвозвестник и символ Христа .

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса .

В изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья , Тинторетто , Лукас Кранах , Рембрандт , Ван Дейк , Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов , которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец » (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951-52) и другие; в книге Айзека Азимова " Конец Вечности", главный герой Техник Харлан, сравнивает себя с Самсоном, который рушит храм на свою голову.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини , 1695; А. Скарлатти , 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо , опера на либретто Вольтера , 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила » (премьера в 1877 г.).

В кинематографе

  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. Дж. Ф. Макдональд
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. Александр Корда
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah , реж. С. Б. де Милль
  • - «Самсон » / польск. Samson , реж. Анджей Вайда
  • - «Геракл против Самсона » / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
  • - «Самсон и Далила » / англ. Samson and Delilah ,

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними - выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.