Как заполнять бсо для ип и ооо. Правила заполнения бланка строгой отчетности для ооо

Главная аналогия этих видов заключена в работе экономического субъекта напрямую с населением. При этом кассовые чеки заменяются бланками строгой отчетности. Что же такое БСО?

Общие сведения

В первую очередь строго подотчетный бланк считается документом, удостоверяющим факт приема денежной наличности от населения. Это альтернатива кассового чека.

Важным условием считается наличие оказываемых услуг в .

При этом предприниматель или организация экономят на обслуживании ККТ и тратятся лишь на приобретение БСО. При расчете между организациями такие бланки не применяются. Исключением выступают расчеты меж индивидуальными предпринимателями.

Так постановил Верховный арбитражный суд в .

Устанавливает обязательность использования ККТ при осуществлении наличных расчетов всеми организациями и ИП.

В то же время закон дозволяет не применять кассовую технику, если клиентам оказываются услуги с последующей выдачей БСО. Такое решение обусловлено минимизацией расходов для мелких предпринимателей, оказывающих бытовые услуги.

Основные термины

Понятие «бланка строгой отчетности» подразумевает документ, выдаваемой организацией или ИП на законных основаниях физическим лицам, использующих их услуги.

Также так называется форма, составляющая основу соответствующего документа. Что такое БСО в бухгалтерии? Это первичный учетный документ, подтверждающий факт операции с наличными средствами.

Бланку строгой отчетности надлежит отображать сведения, подтверждающие факт правоотношений между пользователем услуг и субъектом, предоставляющим оные.

Нельзя использовать БСО при продаже товаров или когда получатель услуг это юрлицо. К БСО применяются и определенные технологические требования. Несоответствие таковым делает невозможным применение подобных бланков.

К перечню таких требований относятся:

Соответственно БСО могут изготавливаться в цифровой форме.

Но при этом должны задействоваться автоматизированные системы, способные:

  • предотвратить несанкционированный доступ;
  • зафиксировать все операции с электронными БСО в продолжении пяти лет и более.

Если формировать бланк из основной части и корешка не представляется возможным, то клиенту выдается неразделенный бланк и одновременно оформляется его копия.

Бланки строгой отчетности делятся на утвержденные и самостоятельно разработанные. Для отдельных видов деятельности дозволенно применение исключительно утвержденных БСО, разработанных федеральными органами.

Все БСО подлежат строжайшей сохранности в течение утвержденного для подобной документации срока. Списываются бланки строгой отчетности исключительно на основании акта. Составит таковой субъект вправе самостоятельно.

Каково их назначение

БСО можно встретить в разных местах. Нередко они применяются в качестве товарного чека в небольших магазинах. На таких бланках оформляются билеты, проездные документы, путевки, талоны. В разных экономических сферах назначение БСО разнится.

Причем отличается и внешний вид документов. Так при оказании услуг БСО заменяет кассовый чек, подтверждая процесс осуществления оплаты.

Также на таких бланках оформляются документы строго утвержденной формы, обладающие идентифицирующими характеристиками. Например, это могут быть трудовые книжки, паспорта и прочее.

Действующая нормативная база

Использовать БСО допускается лишь при оказании услуг населению. Письма Минфина РФ до октября 2012 года устанавливали, что к таким услугам причисляются виды, перечисленные в ОКУН.

Хотя часть этих услуг и является в сущности работами, по ним все равно применяются бланки строгой отчетности. представило несколько измененное мнение.

В соответствии с его положениями использовать БСО можно и при , не входящих в перечень ОКУН. Вместе с тем по-прежнему не допускается использование бланков при продаже товаров.

Даже когда предприниматель на основании не использует ККТ, применять БСО он не вправе.

Ранее применять бланки строгой отчетности разрешалось только для тех видов деятельности, для которых существовали утвержденные формы бланков.

Дало возможность субъектам самостоятельно разрабатывать нужные бланки и печатать их.

Однако Минфин РФ не разрешает печатать такие документы на обычном компьютере. Для этого следует применять автоматизированную систему. Но чаще БСО по-прежнему изготавливают в типографиях.

Что относится к бланкам строгой отчетности

Принято причислять к БСО:

  • абонементы;
  • проездные билеты;
  • талоны и подобное.

Федеральные нормативы и правовые документы не учреждают целостного перечня типов БСО. Но в любых обстоятельствах под бланками строгой отчетности подразумеваются документы, приравниваемые к кассовому чеку.

Именно так говорится в п.2 Постановления Правительства РФ №359. Соответственно п.5 и п.7 Постановления № 359 федеральные органы власти вольны ратифицировать формы БСО для каких-либо типов услуг.

Утвержденные форматы неукоснительны к использованию в РФ всеми субъектами, предоставляющими населению соответственную услугу. Билеты общественного транспорта тоже считаются бланками строгой отчетности.

Их структурный вид определяется тезисами . Составляется по бланк для оказания услуг гостиницами, отелями, кемпингами.

При этом ранее применявшаяся гостиницами является бланком устаревшего образца и не может употребляться взамен кассового чека.

В определено, что при оказании организациями и ИП услуг, не попадающих под регулирование федерального законодательства относительно применения БСО, ими могут создаваться надлежащие формы независимо.

Но при этом разработанные бланки должны обладать всеми обязательными реквизитными составляющими.

Обязательные реквизиты

В п.3 Положения №359 определяются обязательные реквизиты, которыми должно обладать бланкам строгой отчетности.

В частности к таковым относятся:

  • наименование документа;
  • серия и шестизначный номер;
  • наименование экономического субъекта, применяющего БСО;
  • ИНН организации или ИП;
  • тип услуги и стоимость ее;
  • действительная сумма, полученная за оказание услуги;
  • дата получения оплаты;
  • должность работника, принявшего наличные средства, его Ф.И.О. и подпись;
  • печать ИП или организации, при наличии таковой.

Если бланк изготовлен типографским способом, то в нем непременно должны наличествовать реквизиты, которые учреждает Постановление 359 (ст.4). К таковым относятся сведения о типографии, тираже бланков, дате их изготовления.

Для форм, изготовленных посредством автоматизированных систем наличие таких реквизитов не требуется. На данное время устаревшие формы бланков строгой отчетности не применяются. Но допускается взять их за основу при разработке новых форм.

Важно, что регистрировать изготовленные таким образом бланки нигде не нужно. И если налоговая инспекция требует обязательной регистрации, то данное требование незаконно.

Образец акта приема-передачи

Поступившие в организацию из типографии бланки строгой отчетности должны быть приняты лицом, отвечающим за сохранение подобных документов, их учитывание и выдачу.

Для бесперебойной деятельности по приему/передаче бланков в организации должна иметься стабильно функционирующая комиссия. Ее долгом считается контроль над поступлением БСО.

Осуществлять прием необходимо при комиссии, которую утверждает непосредственный руководитель экономического субъекта. По итогам приемки готовится акт приема-передачи БСО.

Можно составить в форме произвольной. За основу при этом принимается форма по ОКУД 070000. Перед составлением акта ответственный работник обязан проверить бланки по номерам, сериям, количеству.

Также необходимо проверить сопроводительные документы передающей стороны. Проверка производится в присутствии членов комиссии. В акте непременно подробно отображаются все данные о бланках.

Акт подписывается комиссией и отправляется на утверждение руководителю организации или ИП. На основании утвержденного акта ответственное лицо принимает бланки к учету.

При необходимости выдачи БСО составляется акт передачи. Характер передачи может быть временным либо количественным. При передаче бланков на определенное время, в акте указывается конкретный срок.

Точно также при количественном характере передачи прописывается численность передаваемых бланков. При выдаче БСО делается отметка в журнале учета бланков.

Сохраняются акты в Книге учета БСО на протяжении всего периода применения данного журнала. Хранящиеся акты проверяются при инвентаризации в обычном порядке.

Сроки их сохранности определяется руководством в зависимости от сроков хранения журналов учета БСО. По окончании периода хранения акты уничтожаются в порядке, определенном для БСО.

Если вместо кассового чека

В большинстве случаев при наличных расчетах с клиентами предоставляются кассовые чеки. При отсутствии ККТ используются бланки строгой отчетности.

Такой порядок действий определен ст.2 п.2 ФЗ №54. Как правило, бланки строгой отчетности вместо кассового чека применяют маленькие компании и частные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги.

Замещать кассовый чек на БСО разрешается если:

Автоматизированная система

Изготавливать бланки строгой отчетности можно посредством применения автоматизированных систем. Предусмотрено это п.11 Постановления №359. Также здесь оговариваются основные законодательные требования к такому сервису.

Подобный способ изготовки бланков удобен тем, что осуществлять его можно прямо на рабочем месте по необходимости. Достаточно для этого иметь компьютер и принтер.

Упрощает процесс использования БСО и отсутствие необходимости в ведении книги учета БСО. Система сама фиксирует все необходимые данные. Автоматизированная система надежно защищена от несанкционированного доступа.

То есть невозможно исправить или откорректировать бланк либо распечатать его дважды. Каждому созданному бланку системой присваивается уникальные номер и серия.

Автоматически учитываются все операции, осуществляемые с применением БСО. Печатать бланки на обычном принтере без участия автоматизированной системы строго воспрещено.

Единственный минус автоматизированной системы – ее высокая стоимость. По этой причине небольшим организациям применять ее крайне не рационально.

Однако можно воспользоваться онлайн-сервисом. В этом случае достаточно постоянного доступа к Интернету и принтера. Кроме того, допускается распечатка нескольких пустых бланков, когда требуется получить оплату в местах с отсутствием Интернета.

Электронный банк данных

На данный момент Приказами и Письмами Минфина РФ утверждено больше двухсот видов различных форм бланков строгой отчетности. Начинающему предпринимателю весьма сложно разобраться в этом обилии при выборе нужного формата БСО.

Изучение действующего законодательства и последних нормативных актов требует немало временных затрат. В этом случае автоматизированная система становится прекрасным выходом.

Применять БСО можно, если услуги, которые вы оказываете, содержаться в ОКВЭД2 или ОКПД2, если вашей услуги в этих справочниках нет, но она является услугой населению, то применение БСО также возможно. Если вы на ЕНВД и оказываете услуги населению, при этом не имея кассы, то у вас есть обязанность выдавать клиентам БСО. Выдача БСО запрещена, если вы работаете с юр.лицом, т.е. ваш контрагент - организация, если за наличные продаются товары. Бланк строгой отчётности выдаётся всем клиентам, оплачивающим услуги, а не по требованию. Регистрировать БСО в налоговой не надо.

Так, например, бланками строгой отчётности являются: ж/д и авиабилеты, квитанции, туристические путёвки, заказ-наряд, талоны, абонементы и др.

ВНИМАНИЕ: Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ с 1 февраля 2017 года бланки строгой отчётности должны будут формироваться не только в бумажном, но и ещё и в электронном виде для отправки их в налоговую после каждого расчёта с клиентами. Скорее всего, для этой цели придётся устанавливать онлайн кассу с функцией передачи данных в ФНС. Подробнее о нововведении .

Для определённых видов деятельности существуют специально разработанные и утверждённые формы БСО, например, БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры.

Но в большинстве случаев организации и ИП могут самостоятельно разрабатывать свои формы бланков строгой отчётности. Но при этом БСО должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.

Необходимые реквизиты БСО:

  • Наименование документа серия и шестизначный номер
  • Фамилия, имя, отчество ИП или наименование организации
  • Для организации указывается адрес её места нахождения
  • Вид услуги и её стоимость в денежном выражении
  • Сумма оплаты, осуществляемой наличными средствами или платежной картой
  • Дата оплаты и составления документа
  • Должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления,
    его личная подпись, печать организации или ИП (при её использовании).
  • Иные данные, характеризующие специфику оказываемой услуги

Где печатать

Печатать БСО можно либо в типографии, либо самостоятельно с помощью автоматизированной системы (в частности, созданной на базе ККТ), которую регистрировать в налоговой не нужно.

Изготавливать БСО на компьютере и печатать на обычном принтере - нельзя.

Учёт и использование в работе

Не забывайте, что БСО - это замена кассовым чекам, поэтому необходимо вести .

1) При изготовлении бланков в типографии для ИП и организаций предлагается такой порядок:

  • Назначается материально ответственное лицо за получение, хранение, учёт и выдачу бланков (заключается договор о материальной ответственности), либо сам ИП (руководитель организации) берёт на себя эти обязанности.
  • Полученные новые бланки БСО принимаются материально ответственным лицом в присутствии комиссии, всё это фиксируется в акте приёмки.

Кто-то спросит, к чему всё так усложнять: комиссия, ответственное лицо... А никто и не заставляет всё так буквально соблюдать. В зависимости от того, кто вы - ИП или организация, какое количество работников, - процедуру можно и упростить.

Но учтите, что бланки БСО - важный документ, и если потом при проверке выяснится, что какая-то часть из них потеряна или, например, количество бланков (отрывных корешков) и указанные на них суммы не будет соответствовать сумме выручки, то со стороны налоговой к вам будет много вопросов.

Итак, мы выяснили, что бланки принимаются к учёту на основании акта приёмки.

Сам учёт бланков ведётся в книге учёта бланков строгой отчётности, можно использовать форму 448 по ОКУД 0504819 .

  • В такой книге должны быть графы, куда вносятся данные о поступивших из типографии БСО (дата поступления, наименование БСО, количество, серия, номер с такого-то по такой-то).
  • Также должны быть графы для бланков, выданных для использования ответственному лицу (дата выдачи, наименование БСО, количество, серия, номер с такого-то по такой-то, кому выдано и его подпись).
  • Помимо этого отражается текущий остаток по каждому наименованию, серии и номеру БСО, который должен подтверждаться при инвентаризации.
  • Инвентаризация бланков строгой отчётности проводится обычно одновременно с инвентаризацией наличности в кассе. Результаты этой инвентаризации отражаются в специальной форме ИНВ-16.

2) При изготовлении бланков самостоятельно.

Автоматизированная система, на которой самостоятельно изготавливаются бланки, сама ведёт учёт бланков БСО. Все необходимые сведения (выпущенное количество, серия, номера и др.) фиксируются и сохраняются в памяти системы. Поэтому в этом случае книгу учёта бланков строгой отчётности не нужно вести.

Расчёт с клиентами

1) В момент расчёта с покупателем сам предприниматель или его работник заполняет БСО по всем обязательным реквизитам, в частности полученную от клиента сумму.

2) Если в бланке предусмотрена отрывная часть - то её отрывают и оставляют себе, а основную часть бланка отдают покупателю. Если в бланке отсутствует отрывная часть - тогда заполняется копия БСО, которую оставляете себе, а оригинал покупателю.

3) А в конце рабочего дня на основании оформленных за день БСО составляете приходный кассовый ордер (ПКО) на общую сумму этих оформленных БСО (на сумму выручки за день).

4) Затем на основании приходно-кассового ордера (ПКО) делаете запись в кассовую книгу. Для ИП удобнее будет вносить запись в КУДиР, т.к. ведение кассовой книги для них необязательно с 01.06.2014

Хранить БСО можно в любом удобном месте в течение 5 лет. По окончании этого срока, но не ранее месяца со дня проведения последней инвентаризации, копии БСО или отрывные корешки уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, созданной ИП или руководителем организации.

Штрафы за невыдачу бланка строгой отчётности

Невыдача бланка БСО приравнивается к невыдаче чека. А это, в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, влечёт за собой предупреждение или административный штраф:

Для ИП - от 3000 руб. до 4000 руб.

Для организаций - от 30 000 руб. до 40 000 руб.

Для граждан - от 1 500 руб. до 2 000 руб.

В настоящее время организациям при денежных расчетах разрешено выдавать клиентам бланки строгой отчетности вместо кассового чека. Безусловно, такой способ контроля и учета денежного оборота имеет свои преимущества, ведь предпринимателю не нужно покупать кассовый аппарат, регистрировать его, обеспечивать постоянную техническую поддержку, что позволяет сэкономить деньги, нервы и время. Но существует ряд правил и условий для применения БСО в деятельности ООО, которые необходимо знать, если планируется отказаться о работы с кассовой машиной. В данной статье мы рассмотрим, что входит в понятие бланка строгой отчетности, в каких именно случаях можно с ними работать, где их брать, как хранить и что с ними делать.

Содержимое страницы

Бланк строгой отчетности, применяемый в при оказании услуг населению, по закону приравнивается к кассовому чеку и выдается клиенту вместо него при денежных расчетах. К БСО можно отнести, например, квитанции, путевки, проездные билеты, абонементы.

Порядок использования организацией БСО вместо кассового аппарата регламентирован в Положении, которое утверждено постановлением правительства РФ №359 от 6.05. 2008 г. Согласно данному Положению БСО можно применять только при оказании платных услуг населению. При деятельности, связанной с продажей товаров, работой с физическими или юридическими лицами, такие бланки использовать нельзя.

В каких случаях ООО может применять БСО?

Итак, разберем, какие именно виды деятельности относятся к «оказанию услуг населению».

  1. Существует перечень видов деятельности, отраженных в . Услуги, оказываемые населению, разделены на 13 групп, каждая группа разделена на подгруппы, а каждая подгруппа – на конкретные виды деятельности. Предприниматель по данному классификатору может определить, относится ли вид деятельности, которой он предполагает заниматься, к услугам, предоставляемым населению, или нет
  2. Существует ряд видов услуг населению, которые не внесены в ОКУН, но при их оказании населению можно применять БСО. Так, в соответствии с письмом Минфина России № 03-01-15 от 20 сентября 2013 года и письмом ФНС РФ №ЕД-4-2/4329@ от 7 марта 2014 года бланки строгой отчетности можно применять при осуществлении деятельности, близкой по характеру к оказанию услуг населению. Примером могут служить оказание юридических, консультационных услуг, оказание услуг по изготовлению кадастровых паспортов земельных участков.

ВАЖНО: БСО можно применять только при оказании услуг физическим лицам. При работе с юридическим лицам требуется выбивать кассовые чеки, если у вас есть договор об оказании соответствующей услуги. Если договор отсутствует, можно выдавать БСО, так как оказывающее услугу лицо не обязано устанавливать или догадываться о том, кем является приобретающий услугу. Также нужно помнить, что по закону относятся к категории «население», то есть при работе с ними можно использовать бланки строгой отчетности.

Где взять БСО?

Существует Информационное письмо от Минфина РФ «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» от 22.08.2008 года, согласно которому предприниматель может самостоятельно разработать и утвердить форму бланка строгой отчетности для осуществления своей деятельности.

Однако есть ряд видов деятельности, для которых уже разработаны соответствующие формы БСО, и их могут применять все желающие.

Итак, если вы решили самостоятельно разработать БСО для своей организации, то закон требует, чтобы на нем в обязательном порядке содержалась следующая информация:

  • наименование документа (например, «квитанция», «путевка»);
  • номер и серия бланка;
  • наименование фирмы и ее правовой статус;
  • юридический адрес организации, выдавшей БСО;
  • ИНН фирмы;
  • вид услуги и ее стоимость;
  • сумма к оплате;
  • дата осуществления сделки и выдачи БСО;
  • ФИО лица, осуществляющего расчет, его должность и подпись;
  • название, адрес и ИНН типографии, изготовившей БСО;
  • № заказа, год выдачи и тираж бланков строгой отчетности.

Ниже приводится список видов деятельности, для которых уже разработаны БСО уполномоченными на это лицами, и можно ничего не разрабатывать, а пользоваться готовыми бланками.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

  • Сфера оказания туристических услуг (туристическая путевка);
  • Сфера оказание услуг ломбардом (залоговый билет, сохранная квитанция);
  • Сфера оказания ветеринарных услуг (квитанция на оплату);
  • Услуги в сфере газификации и газоснабжения (квитанция на оплату);
  • Услуги железнодорожной станции (проездной билет);
  • Услуги водного транспорта (проездной билет);
  • Услуги кинотеатров (входной билет на сеанс фильма);
  • Сфера культуры (билеты в театр, музей, парк, концерт и т. д.);
  • Квитанция на получение страховых премий (бланк формы №А-7).

Также существует способ, позволяющий изготовить БСО самостоятельно. Согласно пункту 4 Положения №359 для изготовления БСО можно применять специальные автоматизированные системы.

ВАЖНО: автоматизированная система – это не персональный компьютер, и БСО при самостоятельной разработке и изготовлении нельзя распечатывать на обычном принтере.

Требования к автоматизированным системам регламентируются п.11 Положения №359, а именно:

  • такая система должна быть строго защищена от несанкционированного доступа;
  • автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и хранить всю информацию, касающуюся изготовления БСО, в течение 5 лет;
  • система должна хранить информацию о номере и серии заполненного и выпущенного БСО.

Автоматизированные системы должны соответствовать таким же параметрам, как и кассовые аппараты, но регистрация их в налоговом органе не требуется. По вопросам приобретения автоматизированной системы и подготовки соответствующей технической документации нужно обращаться к компетентным органам исполнительной власти. Так или иначе, понятие автоматизированной системы достаточно расплывчатое и непонятное, поэтому проще всего по вопросам изготовления БСО обратиться в типографию.

ВАЖНО: при осуществлении деятельности ООО с применением БСО, организация обязана вести учет, а для этого необходимо сохранять копии документов. Поэтому БСО должны иметь отрывной корешок или возможность снятия копии.

Заполнение БСО

Чтобы бланки строгой отчетности имели юридическую силу, кроме их правильного изготовления, нужно их правильно заполнять. Закон предъявляет следующие требования к заполнению БСО:


ВАЖНО: за отказ ООО в выдаче клиенту БСО предусмотрен штраф от 30 000 до 40 000 рублей.

Учет и хранение БСО

Порядок работы с БСО, в том числе правила их приема, учета и хранения, регламентируется в Положении №359, а конкретно в письме от Минфина РФ № 03-01-15/10.

  1. Руководитель организации утверждает разработанную форму БСО путем издания внутреннего приказа.
  2. Создается комиссия по работе с БСО и назначается ответственное лицо по заполнению и выдаче бланков путем издания приказа. С этим лицом также заключается договор о материальной ответственности.
  3. Прием бланков БСО фиксируется актом приема, который заверяется руководителем и подписывается комиссией.
  4. Учет ведется в специальной книге учета бланков строгой отчетности. Форма книги также разрабатывается и утверждается руководителем, так как конкретных требований законодательства нет. Но существует некоторые моменты, которые все же необходимо соблюдать при изготовлении книги учета БСО:
    • все страницы книги должны быть пронумерованы;
    • все страницы книги должны быть прошиты;
    • книга должна быть скреплена печатью и заверена подписью руководителя.
  5. Порядок хранения БСО определен Законодательством РФ. Документы должны храниться в специальном сейфе или помещении, к которым строго запрещен несанкционированный доступ неуполномоченных лиц. Они должны соответствовать всем условиям, предотвращающим кражу или порчу бланков. Помещение должно опечатываться после каждого посещения ответственного по работе с БСО лица.
  6. С целью контроля правильного хранения БСО специальная комиссия периодически проводит инвентаризацию. Она проверяет наличие всех копий бланков, сверяя их количество с указанным в соответствующих документах, также проверяет условия правильного хранения и предотвращения доступа иных лиц к этим документам.
  7. Конкретные сроки хранения БСО не указаны законодательно, однако есть рекомендации, соответственно которым, их нужно хранить в течение 5 лет, затем утилизировать путем списания и издания специального акта. Уничтожить бланки можно путем их разрыва, сожжения или передачи их специализированной организации для утилизации.

Таким образом, использование БСО в работе ООО значительно упрощает работу и позволяет сэкономить деньги на приобретение кассы, его регистрацию и техническое обслуживание. Изучив соответствующую информацию, разработать форму бланков, завести книгу учета и правильно работать с БСО несложно, а порой даже проще, чем с кассовым аппаратом.

Форма БСО для оказания услуг населению меняется — постепенно вводится обязательная электронная форма бланка. Кроме того, обновлен и перечень обязательных реквизитов БСО. В этой связи применение бланков строгой отчетности при оказании услуг претерпело некоторые изменения.

Как изменилась форма БСО для оказания услуг населению в 2016 году?

Законом № 290-ФЗ дано четкое определение БСО и приведен перечень форм БСО, которые надлежит использовать всем, кто работает с кассовой техникой, с 01.07.2018. Это могут быть бланки:

  • на бумажных носителях, распечатываемых автоматизированной системой;
  • в электронной форме, сформированной автоматизированной системой расчетов.

Как видим, по закону № 290-ФЗ предполагается, что с 01.07.2018 исчезнет необходимость использовать БСО, напечатанные типографским способом.

Представляет интерес и определение автоматизированной системы расчетов, данное в ст. 1.1 закона № 290-ФЗ. Согласно ему, автоматизированная система расчетов — это ККТ, используемая для распечатки БСО и/или для формирования их в электронной форме. И печать, и формирование электронной формы БСО должны производиться непосредственно в момент расчетов.

Законом № 290-ФЗ также внесены изменения в реестр обязательных реквизитов, который должен содержать БСО. Теперь этот перечень для БСО и чеков ККТ одинаков, что сделало эти две формы расчетных документов еще ближе. Кассовые документы, которые могут быть оформлены и в электронном виде, должны содержать от 16 до 19 реквизитов — их полный перечень можно посмотреть в п. 1 ст. 4.7 закона № 290-ФЗ. Обязательным является условие сохранности текста и всех реквизитов на распечатанных бумажных документах в течение не менее 6 месяцев.

ВАЖНО! Требования, касающиеся НДС, приведенные в перечне реквизитов в ст. 4.7 (абз. 9 п. 1), вводятся для всех лиц-плательщиков НДС с 01.02.2017 (п. 14 ст. 7 закона № 290-ФЗ), а для ИП-плательщиков НДС, применяющих налоговые спецрежимы, — с 01.02.2021 (п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

При этом государство оставило за собой право в случае необходимости ввести дополнительный реквизит — номер товарной номенклатуры, а также предоставило организациям и ИП возможность самостоятельно дополнить перечень обязательных реквизитов кассовых документов, если это продиктовано особенностями сферы их деятельности.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях…» утверждено, что расчеты с применением БСО можно проводить при оказании услуг физическим лицам, включая ИП.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг будет претерпевать изменения по мере того, как будут вступать в силу отдельные положения закона № 290-ФЗ. К 01.07.2018 организациям и ИП, оказывающим услуги физическим лицам, нужно обзавестись автоматизированными системами расчетов, способными не только формировать, распечатывать в бумажном виде БСО, но и передавать их по требованию покупателя в электронном виде, а также формировать фискальные данные для ФНС.

Со вступлением в силу закона № 290-ФЗ существенно ограничился перечень услуг, оказываемых населению, которые позволяют работать без ККТ и без обязательной выдачи БСО:

  • услуги по обеспечению питанием в образовательных учреждениях во время занятий;
  • прием утильсырья от населения (кроме лома цветных металлов, драгоценных камней и металлолома);
  • ремонт обуви и ее окраска;
  • услуги металлической галантереи (изготовление и ремонт ключей и мелких металлических изделий);
  • услуги няни и сиделки;
  • колка дров и вспашка земельных приусадебных и садовых участков;
  • услуги носильщиков,
  • сдача предпринимателями жилья в аренду.

Что касается обязательного использования автоматизированных систем расчетов, оснащенных системами передачи фискальных данных, при оказании услуг физическим лицам и ИП, то до 01.07.2018 коммерсанты, имеющие право работать без применения ККТ с обязательной выдачей БСО при проведении наличных расчетов, могут работать по старым правилам. Давайте их вспомним.

БСО для оказания услуг населению в 2016 году

В постановлении Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359 дан перечень возможных вариантов изготовления форм БСО:

  • бланки, изготовленные типографским способом;
  • бланки, изготовленные с использованием автоматизированных систем.

При этом БСО должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 3 постановления № 359. В случае если для бланка законодательством не утверждена обязательная форма, БСО могут иметь произвольную форму с включением обязательных реквизитов, предусмотренных для БСО. Форму БСО, выбранную предприятием для ведения наличных расчетов, необходимо утвердить учетной политикой.

Подробнее о том, что представляет собой БСО, исходя из положений постановления № 359, можно прочитать в публикации .

Рассмотрим, как выглядят БСО, выдаваемые при расчетах за услуги, на примере бланков для медицинских и сантехнических услуг.

В случае оказания медицинских услуг бланк строгой отчетности должен содержать обычные для БСО реквизиты, перечень которых изложен в п. 3 постановления № 359.

Фирма или ИП, оказывающие медицинские услуги населению, могут самостоятельно разработать БСО, используя в качестве основы, например, следующий бланк (его можно скачать на нашем сайте):

ВАЖНО! Не забудьте, что с 01.07.2018 практически всем продавцам услуг, в т. ч. медицинских, необходимо будет применять БСО, реквизиты которого утверждены законом № 290-ФЗ. Кроме того, БСО должны будут формироваться автоматическими системами приема платежей со встроенными фискальными накопителями.

Для осуществления расчетов за сантехнические услуги до окончательного вступления в силу положений закона № 290-ФЗ можно применять БСО, разработанный самостоятельно, например, на основе формы БО-1, предложенной Минфином РФ в письме от 20.04.1995 № 16-00-30-33. Данный бланк можно также скачать на нашем сайте:

Итоги

Закон № 290-ФЗ подразумевает постепенный охват субъектов предпринимательских отношений России электронной системой передачи фискальных данных. Коснутся законодательные новшества и применения БСО, выдаваемых при оказании услуг. При этом до окончательного вступления положений закона № 290-ФЗ в силу для ряда коммерсантов действуют прежние правила оформления БСО.

Доброго времени суток! Сегодня у меня статья на тему , а точнее образец как нужно правильно заполнять БСО . Тема очень простая, но почему-то у некоторых начинающих предпринимателей заполнение бланка строгой отчетности вызывает трудности .

Так что, раскроем эту тему во всех подробностях.

Для начала я обратился к поисковикам и думал просто людям ссылку давать на готовые статьи, но увы – тема заполнения бланков строгой отчетности раскрыта плохо и даже те которые попадались были 2х летней давности.

Начнем с того когда необходимо заполнять БСО:

Когда заполняется бланк БСО

Данные бланки используют только при оказании услуг, сразу стоит отметить что оказывая услуги Вы не можете пробивать кассовые чеки или давать любой другой документ кроме как бланк БСО.

Так что если Ваш бизнес – это оказание услуг, то документом подтверждающим получение денег за оказанные услуги должен быть выписан бланк БСО, при этом совершенно без разницы какая у Вас ИП или ООО.

Где заказать бланки БСО

Бланки БСО заказывают в типографии и отличия бланка строгой отчетности ООО или ИП нет совершенно никакой, кроме того, что на бланках БСО в левом верхнем углу указаны данные предпринимателя или организации.

Плюсом заказа БСО в типографии является, то что во первых сразу пропечатаны все данные того, кто оказывал услугу и во вторых они идут сразу пронумерованные и отрывные.

БСО идут двойные – дублирующие друг друга. То есть Вам не нужна копирка для заполнения, бумага второго квитка заполняется автоматически так как пропитана специальным составом и сразу заполняя главный экземпляр дублирующий заполняется автоматически.

Образец заполнения БСО для ООО и ИП

Заполняются бланки строгой отчетности как для ООО так и для ИП одинаково. После заполнения главный лист который Вы заполняли – оставляете себе и прилагаете к договору по оказанию услуг.

Второй квиток (дублирующий) отрываете и отдаете заказчику вместе с договором и .

Не смотря на то что БСО не регистрируют в налоговой у него идет нумерация и в случае если вдруг бланк который Вы заполняли был испорчен выбрасывать его нельзя, а нужно сохранить, так как в случае налоговой проверки у Вас спросят где он.

Заполняем БСО для ИП и ООО

Как я говорил выше заполняются они совершенно одинаково, так что рассмотрим один образец заполнения БСО для организации:

Образец заполнения БСО главная страница


В настоящее время многие предприниматели для расчета налогов, взносов и сдачи отчетности онлайн используют данную Интернет-бухгалтерию , попробуйте бесплатно. Сервис помог мне сэкономить на услугах бухгалтера и избавил от походов в налоговую.

Процедура государственной регистрации ИП или ООО теперь стала еще проще, если Вы еще не зарегистрировали Ваш бизнес, подготовьте документы на регистрацию совершенно бесплатно не выходя из дома через проверенный мной онлайн сервис: Регистрация ИП или ООО бесплатно за 15 минут . Все документы соответствуют действующему законодательству РФ.

Если у Вас остались вопросы, то можно задать их в комментарии к статье или в социальную