Знакомство ребёнка с изобразительным искусством. Игры для закрепления знаний

Основным приемом ознакомления дошкольников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

Сообщение названия картины и фамилии художника; О чем написана картина; Что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение);

Дети воспринимают цвет- словами, они уже ушли от мышления образами, дошкольники мыслят знаками. Например, красный - тогда им можно показать помидор- спросить какого цвета? К примеру дети могут ответить - красный, показываем красный перец- а это тоже красный, далее сложнее и сложнее, в какой то момент дети понимают, что красный очень разный. А дети ведь так и рисуют, смотрят ваза, вроде красная, берут ту краску что есть, тоже вроде красную и творят что-то типа красной вазы. А ведь ваза была бордовая. А краска лежала малиновая. Вот задача педагога или просто родителя, который хочет развивать в своём ребёнке любовь к искусству живописи или любому другому изобразительному искусству - это дать понимание, что палитра большая. Развить внимание. Научить присматриваться. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); Что красиво показал своим произведением художник; О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После этого приема правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: "Что изображено на картине? Как ты думаешь, что самое главное в картине? И т. д."

Понятие теплохолодности так же субьективно и досталось нам от далеких предков, здесь стоит детей спросить что самое холодное и горячее? Самое горячее- огонь и это правильный ответ, следующий вопрос, какого цвета огонь? Он рыжий- и это и есть самый теплый цвет.

А что самое холодное? Лёд- цвет чистого льда сине-зелёный, разбавленный белым- и это и есть самый холодный цвет. Иллюстрируем это все картинками.

Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником.

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства - это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга - как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ-образец личностного отношения взрослого к понравившейся картине. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается. После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня.

"О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали?" Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем картина, то используем прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т.е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания. Очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению.

В реальной ситуации рассказ педагога идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от картины. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения.

Необходимо применять приёмы, активизирующие мыслительную активность ребенка: являются конкретные вопросы. Постановка вопросов "Что?" и "Чем?" (Что понравилось в картине?) позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос "Почему они ему понравились?" нацеливает на восприятие произведения как целостного художественного образа.

Как только дети научились вычленять и объяснять понравившийся в картине образ, можно ставить вопрос "Чем она понравилась?". Тем самым ребенок устанавливает элементарную связь между изображенными предметами и явлениями.

Описав изображение или сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т.п.

Взрослый постепенно вводит новые методические приемы:

Прием сравнения, - когда дают ребенку сравнить 2 картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. А затем картины одного художника, но разного колористического решения: "Золотая осень" и "Март" И.И. Левитана.

Можно сравнивать по контрасту, настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Учить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.

Пример: Развесив картины предложить детям рассмотреть и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, предложить отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть и т.д.

Следующий мысленный прием создания собственной картины по названию, данному художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить.

Можно также использовать дидактические игры: "Художественный салон" - продавец покупатель, "Выставка картин" - экскурсовод, "Найти ошибку" - что неправильно рассказал ведущий игры в искусствоведческом рассказе.

Мы готовим детей к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов. Важно синтезировать на занятиях использование музыки, выразительного чтения, что усиливает интерес к искусству, обостряет эстетические чувства детей, повышает эмоциональную восприимчивость.

Инструкция

Восприятие прекрасного будет эффективным, если ребенок будет выступать в этом процессе и в роли зрителя, и в роли творца. К примеру, рассматривая репродукции картин, попробуйте потом нарисовать вместе что-нибудь красивое. Изучив и рассмотрев скульптуру, слепите что-то похожее из соленого теста или из пластилина. Прослушав классическую музыку, напойте ее мотив с ребенком. Не выбрасывайте маленькие «шедевры» своего ребенка, можно даже устроить в детской комнате выставку самых удачных его творений.

Знакомство ребенка с живописью должно начинаться с изучения картин известных художников. Лучше выбирать те, сюжет которых вы можете объяснить доступно - рассказать ребенку что и почему изобразил художник. Расскажите ребенку, какие цвета преобладают на картине, спросите какие чувства вызывает она у него. Можно предложить ребенку пофантазировать - чем мог бы продолжиться сюжет картины. Занятие по изучению одной репродукции должно занимать не более 15 минут, можно устраивать 2-3 подобных занятия в неделю. Некоторые картины можно изучать повторно, на каждом занятии ребенок будет открывать для себя что-то новое в конкретном произведении искусства.

Знакомить ребенка с классической музыкой можно при непосредственном ее прослушивании. Музыка композиторов действует успокаивающе, заставляет душу испытать различные чувства. Описывайте то, что вы слышите, словами, а потом, когда ребенок подрастет, он тоже будет описывать те чувства, которые вызывает в нем та или иная музыкальная композиция. Повторите несколько раз фамилию композитора, музыку которого вы слушаете, чтобы ребенок запомнил ее. Можно рассказать вкратце биографию композитора, уделяя особое внимание каким-либо значительным событиям в его жизни. Классическую музыку можно включать каждый вечер, чтобы ребенок вместе с вами приобщался к прекрасному.

Гуляя в парке, рассматривайте памятники. Знаменитые скульптуры вы можете посмотреть с ребенком в книгах или музеях. Расскажите ребенку, из чего и каким образом делаются скульптуры и памятники, кому они посвящены.

Ходите вместе с ребенком в музеи, обязательно высказывайте вслух свое восхищение картинами, рассказывайте все, что знаете о них -
все это развивает и пробуждает тягу к прекрасному. Обязательно посещайте театры. Для детей есть театры юного зрителя - там показывают добрые и забавные сказки, которые очень нравятся детям. Если ребенок привыкнет к атмосфере театра, он будет продолжать ходить туда во взрослом возрасте.

Люди, которые много и с интересом читают, отличаются хорошо развитым воображение и богатым словарным запасом. Познакомьте малыша с книгой как можно раньше. Чтение поможет развить у крохи интеллектуальные и творческие способности.

Инструкция

Не стоит сразу ребенку сонеты Шекспира или Кафку в подлиннике. Начните с веселых детских книжек–малышек. Читайте крохе детские стихи и песенки, делайте это весело и с выражением. Отлично подойдут стихи Агнии Барто и Ирины Токмаковой.

Выбирайте книги с яркими и крупными иллюстрациями, ведь дети очень любят рассматривать картинки. Купите несколько развивающих книжек в мягком оформлении и со звуковым сопровождением. Например, от прикосновения корова – мычит, кошка - мяукает, курочка - кудахчет. В продаже также есть специальные книжки, с которыми можно . Обязательно обратите внимание на качество материала, из которого изготовлена . Изделие должно быть безопасным для малыша, прочным и желательно моющимся.

Когда ребенок подрастет, познакомьте его со сказками. Выбирайте и поучительные, в которых за хорошие дела героев награждают, а злодеи терпят поражение. Начните с народных сказок, а затем постепенно переходите к мировой литературе.

Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни - они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.

Направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.

Каждый возрастной период имеет свои особенности.

Младший дошкольный возраст. Здесь важно, прежде всего, привлечь внимание детей к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием картины,- предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действующими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность, речь,- игра «Кто больше увидит на картине». Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли. Воспитатель все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки, тем самым помогает лучше понять содержание.

Старший дошкольный возраст. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.

Очень полезно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т. е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержание картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу),/например И. Левитан. «Март» и А. Саврасов. «Грачи прилетели». С помощью вопросов: на какой картине изображена ранняя весна, а на какой - поздняя? на какой картине изображен солнечный день? - он направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя, а затем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.

Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы воспитателя помогут устанавливать связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, анализируя образ дяди Степы (С. Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник характерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям, т.е. к книжной графике. Интерес этот поддерживается возможностью самостоятельно рассматривать художественные открытки, иллюстрации, например, если организовать игру в «магазин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их.

Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.

Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них "ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более ритмичные и многокрасочные.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.

Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т.д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).

Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.

Итак, какие используются формы, методы и приемы в детском саду при ознакомлении с искусством? Это рассматривание или произведения, или специально подобранной серии картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбирают произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или скульптуру, или произведения декоративно-прикладного искусства.

В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений.

В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстраций, скульптуры и пр. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках.

Первое знакомство ребёнка с искусством

Малые жанры фольклора в детском чтении

Прибаутки и небылицы
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры (например, считалки), прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи. Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д.Хармса.

Считалки и загадки
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности. Новым способом освоения мира становятся загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: "Сидит девица в темнице, коса - на улице". Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание.

Пословицы и поговорки
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь" и т.д. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно юным слушателям. По сравнению с другими малыми жанрами фольклора, пословицы лишены игрового начала, зато на первый план выходит начало дидактическое. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: "Береги платье снову, а честь - смолоду". Кроме того, для пословицы характерна двухчастная композиция, в основе которой лежит сопоставление или противопоставление, и ритмически организованная форма.

Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: "Седьмая вода на киселе", "Положить зубы на полку".

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.