Ярошенко николай александрович биография. Родился николай александрович ярошенко

Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1846 года в Полтаве. Отец его, Александр Михайлович, был военным, дослужившимся до чина генерал-майора. Мать, Любовь Васильевна, также происходила из офицерской семьи. Способности мальчика к рисованию проявились достаточно рано, но никак не повлияли на принятое отцом решение отдать его в военную службу. О несгибаемом характере Александра Михайловича наш герой впоследствии вспоминал: "Честь и служение долгу были для него святыней, перед которой должно было преклоняться все в жизни".

Таким образом, по десятому году Николая отдали в Полтавский кадетский корпус. Несмотря на то, что это заведение находилось поблизости от его родного дома, жизнь "кадета Ярошенки" мало отличалась от жизни его товарищей, привезенных из дальних уездов. То же казарменное житье. Разве что родителей можно было навещать почаще.

В кадетском корпусе мальчик не оставил занятий рисованием. И немногие сохранившиеся от этого времени рисунки позволяют сделать вывод, что он делал изрядные успехи. Усидчив и прилежен был будущий художник и в других науках, поэтому, окончив в 1863 году корпус, он безо всяких затруднений поступил в Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Вскоре его перевели в Михайловское артиллерийское училище, где он также шел среди первых учеников.

Занятия "художествами" Ярошенко, однако, в это время по-прежнему не оставлял. Сначала он занимался у А. М. Волкова, а чуть позже поступил в вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где его наставником стал Иван Николаевич Крамской. В 1867 году, одновременно со "вступлением" в Михайловскую артиллерийскую академию, Ярошенко начинает в качестве вольнослушателя посещать Академию художеств.

Следует отметить, что "не отдавался" искусству полностью молодой художник не только из боязни нарушить волю отца. Обладая возвышенной душой, он был в то же время юношей весьма прагматическим и прекрасно понимал, что удачный дебют на живописном поприще еще не обеспечивает успеха. Рассчитывать же на материальную поддержку семьи он не мог. Напротив, предвидел, что в недалеком будущем ему самому придется "лелеять старость" своих родителей. Продвигаться по службе в ущерб искусству наш герой, тем не менее, не хотел. Его жена вспоминала: "От чина полковника Николай Александрович отказывался в течение пяти лет, так как с этим чином ему предлагали такие места, которые не давали ему возможности заниматься живописью..."

Портрет Марии Павловны Ярошенко. 1875
Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880-e
Вероятно, будь Ярошенко несколько смелее (и даже не столько смелее, сколько "безогляднее"), то уже к концу 1860-х годов художественные критики заговорили бы о нем в полный голос. Но совмещать военную службу с занятиями живописью было не так-то легко, и первые заслуживающие внимания ярошенковские "пробы кисти" относятся лишь в 1874 году. Этот год вообще стал поворотным в судьбе художника. В начале лета он женился на Марии Павловне Навротиной (между прочим, бывшей курсистке), затем провел месяц на даче Крамского, а после этого отправился на Кавказ. Но - по порядку.

Шат-гора (Эльбрус). 1884
Холст, масло. 70 x 159 см. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
Лето 1874 года выдалось неласковым. Крамской вспоминал, что едва ли десять солнечных дней можно было насчитать за весь сезон. Дождь лил как из ведра, и молодая супруга Ярошенко, должно быть, провела немало томительных часов на сырой даче Крамского (печи топили каждый день), ожидая своего мужа, в ту пору гвардии штабс-капитана, со службы. Отпуск был положен Ярошенко в конце лета, а пока приходилось почти каждый день ездить в Петербург со станции Сиверская Варшавской железной дороги.

Месяц, проведенный на Сиверской, сыграл большую роль в сближении обитателей дачи (Ярошенко уже давно знал Крамского, но столь "долгим" его гостем был впервые). 26 августа, уже после отъезда молодого живописца с женой на Кавказ (через Малороссию, чтобы повидаться с родителями), Иван Николаевич писал передвижнику Константину Савицкому: "Жил со мной здесь один месяц Ярошенко Николай Александрович; Вы знаете, офицер, уехал уже полтора месяца в Киев, а парень хороший". Если бы не это письмо, мы бы, возможно, не обратили внимания на самый факт пребывания Ярошенко в гостях у Крамского. Нужно сказать, что наш герой, будучи человеком прямым и честным, в то же время не слишком был расположен распространяться насчет подробностей своей жизни. Так, известно, что он сжигал все письма, которые писались ему, и просил, чтобы его адресаты делали то же самое в отношении его корреспонденции. В силу этой "установки" у нас практически не осталось эпистолярных свидетельств жизни Ярошенко - а ведь письма, вкупе с дневниками, являются ценнейшими "человеческими документами", позволяющими достаточно точно восстановить не только биографию писавшего их, но и атмосферу самой эпохи. Увы, подобной возможности в случае Ярошенко мы практически лишены.

Корреспонденты художника, за редким исключением, следовали его воле, уничтожая полученные письма. Но те из них, что сохранились, представляют немалый интерес. Так, чрезвычайно "поучительно" письмо Ярошенко, сохраненное хозяйственным Павлом Михайловичем Третьяковым. В нем мастер объясняет свой взгляд на взаимоотношения живописца с "экономической частью" его ремесла. "По моему положительному убеждению, - пишет он, - художник не должен отступать от цены, раз назначенной, даже в том случае, если он, назначив по ошибке цену слишком высокую, рискует вовсе не продать свою картину. Я не стану затруднять Ваше внимание изложением причин, почему сложилось у меня такое убеждение, - прибавлю только, что, прежде чем остановиться на определенной цене, я опросил мнение всех знакомых мне художников и окончательно назначил цены - самые низшие из тех, какие мне были заявлены". Еще более безапелляционным и по-военному четким тоном отличаются "диспозиции" художника, писанные им тем, кто сопровождал очередную передвижную выставку: "Со дня открытия в Полтаве Вы продержите там выставку 14 дней; переедете в Елисавет-град и тоже будете там держать выставку 14 дней; оттуда поедете в Кишинев и пробудете там с выставкой столько времени, чтобы между 1 и 10 декабря открыть выставку в Одессе. Ко времени приезда вашего в Одессу я Вам сообщу дальнейший маршрут..." Многие из участников Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) вспоминали о "силе характера" Ярошенко и "некотором деспотизме", присущем ему...

Портрет Веры Глебовны Успенской ~ Портрет Г.И. Успенского. 1884

Портрет художника Ивана Николаевича Крамского. 1874
Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. 1884

Портрет Д.И. Менделеева. 1885
Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886

Портрет М.А. Плещеева. 1887 ~ Портрет И.А. Гончарова. 1888

Портрет художника Николая Николаевича Ге. 1890
Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1895

Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898
Портрет С.В. Паниной. 1892

Мужской портрет. 1875 ~ Женский портрет. 1880

Старик с табакеркой. 1873 ~ Портрет молодого человека. 1886
Впрочем, этот ярошенковский "деспотизм", проявившийся в полной мере после того как он занял после смерти Крамского место "вождя" передвижников, служил, по мнению подавляющего числа его соратников, к укреплению "моральных и идеологических основ Товарищества", а потому воспринимался ими благосклонно. Но некий покровительственно-доброжелательный деспотизм в обращении мастера с "товарищами по цеху" все-таки имел место быть. "Мне сдается, - пишет он Н. Касаткину, приглашая того к себе в Кисловодск (дом здесь он приобрел в 1885 году), - что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и морально где-нибудь на лоне природы".

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни "посетителей". Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора). За два года до этого врачи заподозрили у него чахотку, и Ярошенко понял, что "пора собираться". Он даже составил завещание, по которому все его картины оставались Марии Павловне. Когда она, всегда и во всем желавшая справедливости, попыталась возразить, что часть их необходимо передать его родственникам, художник строго возразил: "Это была не их жизнь, а наша". 25 июня (7 июля по новому стилю) 1898 года Ярошенко умер в Кисловодске. Но не от чахотки, а от паралича сердца, на состояние которого доктора, озабоченные развитием процесса в легких, не обратили внимания.


на Яндекс.Фотках . Кисловодск. Могила Ярошенко на территории Храма


на Яндекс.Фотках
Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске освящен 22.05.2008 г.
Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. В конце 1888 г. главный Храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых - Святителя и Чудотворца Николая.
В 1900 г. рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня.
В 1936 г. собор был взорван. 12 сентября 1993 г., в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялась закладка собора. В качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить прежний облик.
Высота храма - 54 метра. Собор рассчитан на 3500 человек.


на Яндекс.Фотках
Историческая справка. В 1792 году у Кислого источника, как тогда называли источник Нарзан, был сооружен пятиугольный редут на возвышении между речками Ольховкой и Березовкой. Командующий войсками Кавказской линии генерал Ираклий Иванович Марков в 1798 году провел с семьей все лето у источника Нарзан. В составе его свиты был адъютант Ребров. По распоряжению генерала Маркова на горе Святого Духа был установлен каменный крест из серого песчаника - символ Православной веры, которую русские принесли на Кавказ, и гору стали называть Крестовой.
с увеличением населения и возникновением слободы, появилась необходимость в строительстве приходского храма. Для создания проекта были приглашены Джузеппе и Иоганн Бернардацци, главные устроители Кав-минвод.

По распоряжению командующего войсками Кавказской линии генерала А.П. Ермолова один из братьев отправился в горы для разыскивания православных храмов древних алан. Им был создан альбом зарисовок храмов, дано их описание и сделан обмер. Все эти данные были использованы при строительстве храмов на Кавказских Минеральных Водах. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма в Кисловодске. В 1826-27 гг. церковь была возведена из дерева, без применения гвоздей, на пожертвования слобожанки Толмачевой. Новый храм, как и прежняя крепостная церковь, был освящен архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая..."

"...Никольский храм стали называть - «Белый собор». Строительство было закончено в 1888 году, освящение состоялось 22 октября (4 ноября по н. ст.). Главный Престол был посвящен Святителю Николаю, южный придел - Архистратигу Божию Михаилу, северный - святому благоверному князю Александру Невскому.

Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой. Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире, но от древнерусских храмов отличался тем, что четыре малых барабана были декоративными, а не световыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек. На уровне второго яруса были устроены обширные хоры, центральный купол и барабан богато украшены росписью. Величественный храм расписывали знаменитые художники России - братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора. "
!
http://www.pravoslaviekmv.ru/index.php?page=66&art=114


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках . Дача Шаляпина


на Яндекс.Фотках . Виды Кисловодска. 10.12.2007


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках
Антон Иванович Твалчрелидзе (1858-1930) - очень известный в своё время на Ставрополье человек, бывший инспектор народных училищ края. Побывав во всех уголках губернии, составил справочник о Ставрополье, своеобразную энциклопедию краеведческих знаний почти на 700-х страницах. Он был женат на дочери не менее известного своими ратными делами терского казака Тимофея Астахова (о нём много можно и должно рассказать отдельно), которому и принадлежал участок земли, на котором Твалчрелидзе была построена эта дача.
У Твалчрелидзе в 1915 году здание приобрел для своей больной жены (дочери Н.И.Прохорова, хозяина "Трёхгорной мануфактуры") Н.В.Лежнев, владелец Еланского конного завода в Саратовской области.
Что касается Кшесинской, то известно, что она очень недолгое время жила в Кисловодске в 1918 году, но был ли местом ее пребывания здесь этот особняк, с достоверностью не известно.


на Яндекс.Фотках . Нарзанные ванны


на Яндекс.Фотках
Главные нарзанные ванны расположены недалеко от Нарзанной галереи. Название «Главные» они получили не случайно: еще в конце XIX века в Кисловодске были выстроены ванны Скальковского - деревянное одноэтажное строение, которое, конечно, ни по внешнему виду, ни по пропускной способности не могло сравниться с новым красивым зданием ванн, которые так и назвали - Главные нарзанные ванны.
Здание отличается богатой отделкой фасада с использованием архитектуры, главным образом характерной для северной Индии.
Ванны выстроены в 1901-1903 годах к столетию курорта. Об авторе и о времени постройки напоминает мемориальная доска: "Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901-1903".


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках
Здание Нарзанной галереи расположено в центре Кисловодска, здесь же находится и источник нарзана, существовавший еще во времена пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова.
Раньше галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана.
Сейчас здесь расположен главный питьевой центр (здесь 16 бюветов), где отпускается нарзан трех разновидностей - общий, доломитный и сульфатный



на Яндекс.Фотках
В 1895 году было закончено строительство Курзала. Рядом в этом же году было закончено строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом представляет как бы один архитектурный ансамбль. Здания эти прекрасны и являются памятником старинной архитектуры. В свое время русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».


на Яндекс.Фотках . Дом-музей художника Ярошенко



на Яндекс.Фотках (c) vik6169 (Железногорск, Курская обл.)
Музей был основан в 1959 году. Он расположен на территории усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания, принадлежавших семье Н.А.Ярошенко с 1885 по 1915 годы. Здесь великий русский художник прожил свои последние годы жизни. Усадьба была широко известна как «Белая вилла», Очень необычна и биография самого художника. Он был генерал-майором артиллерии и одновременно руководил Товариществом передвижных художественных выставок. На территории его усадьбы по субботам собирались известные деятели искусств России: А.И.Куинджи, А.М.Васнецов, И.Е.Репин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин. Эти встречи получили название «ярошенковских суббот».

У меня с Кисловодском связаны самые радужные воспоминания о летнем отдыхе с родителями в 1958 году
- Кисловодск жемчужина КМД. Сейчас там все налаживается и благоустраивается, приводится в порядок. А пробьют тоннель в горах до моря полчаса езды будет

О! Похоже, очередная фото-экскурсия ожидает нас с появлением нового альбома;-) Уже приготовилась смотреть и читать:-)
- Прошлогодние фотографии считал не совсем удачными, была плохая погода. Но вот решился насобирать на альбом


на Яндекс.Фотках
Усадьба была сложившимся комплексом жилых, служебных и хозяйственных построек и занимала одно из лучших мест в Кисловодской слободке – форштадте при старой крепости. Месторасположение усадьбы было очень удачным, она занимала край верхней террасы над речкой Ольховкой и Ольховой балкой, где располагались надворные постройки и фруктовый сад, который примыкал к Курортному парку.
Со стороны слободки усадьба ограничивалась улицей Нижней Ольховкой (с 1903 г. – Дондуковская, переименована в улицу Ярошенко в 1918 г.), слева находилось имение полковника Аглинцева, а затем шла казенная земля здания Слободского Управления, справа располагалось имение помещика Бондарева, другой же стороной усадьба была обращена к курортному Кисловодскому парку.
Эта часть города начала заселяться в конце 1830-начале 1840-х гг. преимущественно солдатами и офицерами крепостного гарнизона, а после упразднения по Высочайшему Повелению 1861 г. Кисловодской крепости (когда форштадт был переведен в статус казачьей Слободы), существующая застройка вместе с землей отошли в частное владение домохозяев.

Чистенько, уютно. Как и должно быть в усадьбе. Спасибо за подробное описание. Я там не была, так с Вами попутешествую!
- В трех зданиях выставки самого Ярошенко, его современников и новые картины.


на Яндекс.Фотках
В своих мемуарах «Давние дни» М.В. Нестеров, впервые побывавший в Кисловодске в 1890 г. писал. «У собора, в двух шагах, находилась усадьба Ярошенко. Мария Павловна купила ее случайно за бесценок, постепенно обустроилась там, заменив белые хатки небольшими домами, в коих стали летом проживать знакомые Ярошенко: В.Г. Чертков с семьей, большая семья историка С.М. Соловьева. Сами Ярошенко поместились в ближнем домике, где была и небольшая мастерская Николая Александровича. К домику примыкал балкон, очень вместительный; на нем, как на балконе доктора Средина в Ялте, постоянно были посетители. Николай Александрович задумал расписать балкон в помпейском стиле по увражам; ему в этом помогала дочь историка Соловьева Поликсена Сергеевна (Аллегро).

Просторная терраса. Это и есть балкон?
- Да. Они называют её балконом.


на Яндекс.Фотках
Флигель №1. Это здание возведено в 1888 г. на месте служебной постройки прежних владельцев и является первым сооружением, осуществленным Ярошенко в процессе переделки и благоустройства усадьбы. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «белую виллу». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. здесь жила, по свидетельству М.В. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).


на Яндекс.Фотках
Флигель №2. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название ее – «турлук». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Примерно в 1890 г. при благоустрой­стве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки.

Во всех усадьбах-музеях не хватает "жилого духа". А?
- Хозяина. Это точно.


на Яндекс.Фотках
Николай Александрович Ярошенко родился в 1846 г. в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Выполняя волю отца, он с отличием окончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод. Однако несение службы не мешало юному Николаю в течение четырех лет посещать по вечерам классы Академии художеств. Прослужив на заводе более 20 лет, Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора и полностью посвятил себя живописи.
Наиболее известные картины Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" , "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью".
Летом 1898 года, как и во все прежние годы, супруги из Петербурга приехали в Кисловодск на дачу. Во время одной из прогулок по любимому парку Николай Александрович Ярошенко попал под дождь и стал быстро спускаться с гор. Уже вечером он почувствовал недомогание.
25 июня утром сердце замечательного человека остановилось, прервав жизнь сидящего за мольбертом Ярошенко.

Древние камни...Сколько же они повидали на своём веку.
- Этой дорогой хозяева и гости спускались в нижний парк усадьбы и через городской парк шли пить нарзан.

Понятно:-) Теперь и продолжение рассказа появилось:-) Интересно.
- Вы как раз попали на установку. Кстати есть любопытный факт Борис Савенков был племянником Ярошенко.


на Яндекс.Фотках
Здесь находился когда-то «менделеевский» флигель, ещё в годы гражданской войны разобранный на топливо. Ходил миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт великий химик. Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, как думается сейчас, скорее было связано с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Л.П. Ярошенко.

Милая и скромная архитектура:-) Замечательный рассказ.
- Благодарю. На этой фотографии и закончу этот короткий рассказ


«Полевые цветы ». 1889 (c) Н.А.Ярошенко
P.S. Художник Н. А. Ярошенко (c) allerleiten . 26.05.2010

Цитата сообщения "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли"... Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.




Автопортрет. 1895

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава — 26 июня 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора.
Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, в последствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.
В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами "Демьянова уха", "Прерванное обручение" и "Сенная площадь".


Автопортрет. 1875


Мария Павловна Ярошенко, 1875, Полтавский художественный музей

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование. В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка". В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.


Украинка, 1870-е, музей-усадьба художника, Кисловодск


Девушка-курсистка, 1880, Русский музей

Выгнали, 1883, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину "Невский проспект ночью", которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины "Кочегар" и "Заключенный", представленные на выставке передвижников.


Шат-гора на рассвете, 1884


Тучи в горах, 1880


Тебердинское озеро, 1894

Эти три пейзажа находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская "Курсистка", юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины "Кочегар" и "Заключенный". Полотно "Курсистка" стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина "Студент", появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный "исторический" портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.


Курсистка, 1883, Киевский музей русского искусства


Девочка с куклой, 1880-е, частное собрание


Актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова, 1884, Третьяковская галерея

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.


Писатель Глеб Иванович Успенский, 1884, Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Поэт Алексей Николаевич Плещеев, 1887, Харьковский художественный музей, Украина


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, 1886, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск

Картина 1888 года "Всюду жизнь" стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года "за отличие по службе" был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду. В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.


Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей


На качелях в селе Павлищево на Духов день, 1888, Русский музей

В музее-усадьбе художника "Белая вилла" в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы "В теплых краях", Ярошенко написал здесь картины "На качелях", "Проводил", "Девушка-крестьянка" и другие. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно "Хор". К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время "еще не добирался ни один становой". Из больших пейзажей следует отметить работу "Шат-гора - Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца". К лучшим по живописи следует отнести пейзажи "Тебердинское озеро", "Эльбрус в облаках" и "Красные камни" - очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.


Девушки с письмом, 1892, Бурятский художественный музей, Улан-Удэ


Просветитель Александр Яковлевич Герд, 1888, музей-усадьба художника


Девушка-крестьянка, 1891, частное собрание

В петербургской квартире художника проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон. С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты - Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.


Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей


Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств


Студент, 1881 Третьяковская галерея

Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.


Философ Владимир Сергеевич Соловьев, 1895, Третьяковская галерея


Ученый Николай Николаевич Обручев, 1898, музей-усадьба


«Портрет скульптора Л. В. Позена», 1885


Цыганка, 1886, Серпуховской историко-художественный музей

Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник - бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета - друг художника Л. В. Позен.




Слепцы, 1879, Самарский художественный музей


Старик с табакеркой, 1873, музей-усадьба художника, Кисловодск


Крестьянин, 1874, Харьковский художественный музей

Современники о Ярошенко Николае Александровиче


Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский.
Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко.






Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, — представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие.


Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей


Красные камни, 1892, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск


Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, музей-усадьба

Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.





Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли»


Портрет неизвестной. 1893 Государственный Русский музей









Интересные факты

Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». Сейчас картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.

Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда» с фотографии некогда горячо любимого А. И. Куинджи.

Адреса проживания Ярошенко Николая Александровича

В Санкт-Петербурге

Лето 1874 — дача Крамского на Сиверской;
1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица, 63.

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.


Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициальное краткое название — «Белая Вилла».

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар-тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885—1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

Музей Ярошенко Фотолетопись

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.



В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Среди его творческих работ — эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. В числе поступлений последних лет — воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
Среди фотодокументов — фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

В Калужской губернии

Усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

В Полтаве (ныне Украина):

В основе собрания Полтавского художественного музея — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.


Портрет Н.А.Ярошенко работы М. В. Нестерова

Http://smallbay.ru/artrussia/yaroshenko.html

Николай Александрович Ярошенко вошел в историю русского искусства, как художник-передвижник, служивший принципам высокой духовности, гуманизма, чести и совести. Прекрасно образованный, знавший в совершенстве несколько иностранных языков Ярошенко пользовался авторитетом и заслуженным уважением среди соратников по искусству, друзей и единомышленников. Несомненно, что отдельными чертами характера Ярошенко, прежде всего, обязан семейному воспитанию, построенному на высоких нравственных принципах.
Способности к рисованию у Ярошенко проявились очень рано, но упорное стремление мальчика заниматься рисованием не наводило взрослых на мысль, что у него может быть талант, который заслуживает внимания и заботы. Родители не представляют иной карьеры для сына, кроме военной, и в 9 лет определяют его в Полтавский кадетский корпус.
Спустя два года Ярошенко переводят в Петербург в Первый кадетский корпус, окончив его он поступает в Первое Военное Павловское училище (1863 г.). Из Павловского училища Ярошенко переводят в Михайловское артиллерийское училище. В эти годы он посещает вечерние рисовальные классы, где его учителем, а затем и другом становится известный художник Иван Николаевич Крамской.
В 1867 году Н.А. Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию, а для завершения своего художественного образования – в Академию художеств. Молодому художнику приходилось очень трудно. Надо было сочетать занятия в академии художеств с занятиями в Артиллерийской академии, а по окончании последней, с работой на патронном заводе в должности начальника штамповальной мастерской. Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы в подобных условиях довести до конца свое художественное образование.
Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 г. Н.А. Ярошенко женится на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами. В петербургской квартире Ярошенко проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Павлов.
Эту же атмосферу Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались петербургские друзья, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих в летний сезон на отдыхе и лечении. Из многочисленных гостей достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов.
Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт. Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив коллекцию своих работ большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.
Похоронили Николая Александровича недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯРОШЕНКО

Николая Александровича все любили, он был чудный, благородный человек...

Н. В. Нестеров

Николай Александрович Ярошенко принадлежал к замечательному явлению в культуре России второй половины XIX века – движению художников-демократов, известному под названием «Товарищество передвижных выставок». По определению М. В. Нестерова он был «совестью передвижников», одним из самых принципиальных и деятельных руководителей товарищества.

Н. А. Ярошенко родился 1(13) декабря 1846 года в Полтаве в небогатой семье офицера, мечтавшего о военной карьере для сына. Мальчик был определен в Полтавский кадетский корпус, а позже (в 1870 г.) закончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. Прослужив на Петербургском военном заводе более 20 лет, он вышел в отставку в чине генерал-майора.

Но подлинно всероссийскую любовь и признание Н. А. Ярошенко заслужил как выдающийся художник-демократ, автор великолепных, глубоких по содержанию и настроению портретов, пейзажей, жанровых сцен.

Художественные способности у Н. А. Ярошенко проявились еще в детстве. Учась и работая в Петербурге, он систематически брал уроки у художника-жанриста А. М. Волкова, а с 1864 года – в рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского. Для завершения профессионального художественного образования в 1867 году Николай Александрович поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Выйдя в отставку в 1892 году, Н. А. Ярошенко полностью посвятил себя живописи, имея к этому времени значительный авторитет в художественных кругах. На VI передвижной выставке 1878 года необычайным успехом пользовались картины Н. А. Ярошенко «Кочегар» и «Заключенный», проникнутые душевной болью за униженного человека и выполненные с большим мастерством. Серия «арестантских картин» художника была завершена знаменитым полотном «Всюду жизнь» (1888).

Н. А. Ярошенко известен как выдающийся портретист, его кисти принадлежат известные портреты Г. И. Успенского, П. А. Стрепетовой, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Менделеева и многих других представителей русской интеллигенции.

После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».

В 1874 году Николай Александрович женится на выпускнице Высших бестужевских курсов М. П. Навротиной и их свадебным путешествием было посещение Кавказа, поразившего художника своим величием и красотой.

Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. 16 ноября 1885 года Н. А. Ярошенко приобрел на имя жены земельный участок в Кисловодске и приступил к строительству дачи по собственным эскизам. Усадьба разместилась на необычайно красивом месте, рядом с курортным парком и речкой Ольховкой. Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске.

По воспоминаниям друга Н. А. Ярошенко, художника М. В. Нестерова: «Большая старая усадьба Ярошенок расположена частью наверху, у соборной площади, частью внизу, у парка, где калитка выходит прямо к Ольховке, журчащей по скатам больших, каменистых плит. Еще недавно усадьба была куплена Ярошенками за бесценок, в рассрочку у героя Ташкента, знаменитого сербского добровольца генерала Черняева. Теперь здесь вместо черняевского старого дома, помнившего Лермонтова, стоят три домика, таких беленьких, уютных, с множеством балконов. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Большой балкон его расписан в помпейском стиле самим Николаем Александровичем, с участием Поликсены Сергеевны Соловьевой. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой...

В тот же 1890 год летом были нравы еще патриархальные. Жизнь была простая, дешевая. Многоэтажных отелей не было, всюду были еще голубые и белые хатки, встречались соломенные кровли. Такие усадьбы, как у Ярошенок, были на счету. Жилось приятно. Устраивались большие пикники, поездки в замок Коварства и любви, на Седло-гору и на дальний Бермамут. Тогда в парке, около так называемой Казенной гостиницы могли еще указать вам старушку-княгиню, с которой, по преданию, Лермонтов написал свою княжну Мери».

В летние месяцы усадьба была полна гостей, которые внимательно слушали «умные, то спокойные, то твердые и проникновенные, то язвительно остроумные речи Ярошенко» (Н. К. Михайловский). В разные годы «Белую виллу» посетили Г. И. Успенский и Н. К. Михайловский, Д. И. Менделеев и М. Г. Савина, братья Васнецовы и А. И. Куинджи, М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин и многие другие замечательные представители русской культуры.

Н. А. Ярошенко стремился каждого из них приобщить к красоте и своеобразию Кавказа, показать окрестности Кисловодска, Приэльбрусья, Теберды. Вместе с художником Н. Н. Дубовским он предпринял длительную поездку через кавказские перевалы к Черному морю, результатом которой явились многочисленные эскизы и наброски пейзажей, жанровых сцен. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Особенно тесные и дружеские отношения связывали его с М. В. Нестеровым, описавшим длительные прогулки вдвоем с Ярошенко на Бермамыт, по лесистым балкам под Кисловодском, по кавказским предгорьям.

М. В. Нестеров написал один из лучших портретов Н. А. Ярошенко в саду его дома, на скамье.

Живя в Кисловодске, Н. А. Ярошенко особенно увлекся пейзажем, здесь им созданы такие работы как «Шат-гора», «Эльбрус в облаках», «Тебердинское озеро», «Красные камни», «Бермамыт» и несколько десятков других. Художник отдал дань и жанровым сценкам, необычайно живы и трогательны его «Хор», «На качелях», «В теплых краях», «Песни о былом», портретные наброски горцев.

Николай Александрович много и плодотворно работал и казалось, что болезнь отступила. Но 25 июня 1898 года Н. А. Ярошенко скоропостижно скончался от разрыва сердца во время работы над очередной картиной. «Похоронили Николая Александровича, – писал М. В. Нестеров, – в церковной ограде под раскидистым деревом, вся могила в цветах, много венков, направо виден дом с мастерской, любимым балконом, налево горы, также любимые покойным».

М. П. Ярошенко продолжила традицию «суббот» на «Белой вилле», и долго еще на ее веранде собирались художники и артисты, звучали над парком голоса Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, музыка А. С. Аренского и С. В. Рахманинова, здесь бывали В. Г. Короленко, К. С. Станиславский.

В декабре 1918 года в «Белой вилле» был открыт музей Н. А. Ярошенко, но события гражданской войны захлестнули курортный город и музей вскоре прекратил свое существование.

Понадобилось много лет кропотливой работы для того, чтобы реставрировать дом, собрать экспозицию и 11 марта 1962 года открыть в Кисловодске Художественный музей Н. А. Ярошенко. В его залах представлены живописные и графические работы художника, картины его друзей и современников – И. Е. Репина, И. Н. Крамского, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи и других.

И сегодня, как сто лет назад, приходят в дом Н. А. Ярошенко почитатели его художественного таланта и опять в старых стенах звучат стихи и музыка на традиционных «ярошенковских субботах».

// Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 159–164.