Грибоедов А. С.: биобиблиографическая справка

ГРИБОЕДОВ , Александр Сергеевич -- поэт, драматург, дипломат. В русскую литературу вошел прежде всего как автор комедии "Горе от ума", хотя написал еще несколько пьес, а также поэм и стихотворений. Владел также даром музыканта: играл на фортепиано, органе, флейте, занимался теорией музыки, сочинял ее (сохранились два вальса). Как музыканта его очень ценил М. И. Глинка. Родился в именитой дворянской семье. Получил блестящее образование. Сначала дома: у него были хорошие домашние учителя (библиотекарь Московского университета Петрозилиус, питомец Геттингенского университета Б. И. Ион). Учился в Московском университетском благородном пансионе, из стен которого в разное время вышли многие в будущем знаменитые поэты и деятели культуры: В. А. Жуковский, А. И. Тургенев, В. Ф. Одоевский и др. В 1806--1812 гг. учился в Московском университете, где закончил словесный и юридический факультеты и занимался на физико-математическом. За это время изучил греческий и латинский языки, позднее он обучится персидскому, арабскому и турецкому языкам, еще с детства он владел французским, английским, немецким и итальянским. Ближайшими друзьями Г. по университету были П. Я. Чаадаев, Никита Муравьев, Н. И. Тургенев, дружба с которыми способствовала формированию у Г. передового и независимого мировоззрения. В университете начали проявляться и поэтические способности Г.: своим товарищам он читает стихи собственного сочинения -- сатиры и эпиграммы, пишет комическую пьесу "Дмитрий Дрянской", пародирующую трагедию В. А. Озерова "Дмитрий Донской" и в остроумной форме изображающую распрю между учеными Московского университета. В 1812 г. Г. готовится к сдаче экзамена на степень доктора права, однако начавшаяся Отечественная война с Наполеоном резко меняет его планы. Он поступает добровольцем в армию -- корнетом в Московский гусарский полк. Непосредственно в военных действиях ему участвовать не пришлось, но служба в армии дала ему новый запас впечатлений и, главное, помогла ближе узнать и полюбить русского солдата. В 1816 г., после окончания войны с Наполеоном, Г. уходит в отставку. Поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, В. К. Кюхельбекер. Г. знакомится с ними, а также и с другими служащими в Коллегии, многие из которых -- будущие декабристы. С декабристами у Г. и теперь и позднее -- самые тесные отношения. Нельзя сказать с уверенностью, был ли Г. формальным членом какого-либо общества декабристов, но нет сомнений, что его взгляды на современную жизнь и общественное устройство близки декабристским. В Петербурге Г. сходится также с кружком, объединившим людей, причастных к театру. Возглавляет кружок драматург и театральный деятель А. А. Шаховской, к кружку принадлежат писатели П. А. Катенин, Н. И. Хмельницкий, актер И. И. Сосницкий, трагическая актриса Екатерина Семенова и др. В это же время Г. сотрудничает в журналах, пишет пьесы. В журнале "Сын отечества" публикует эпиграмму "От Аполлона", в 1816 г. печатает статью "О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора", в которой защищает перевод П. А. Катенина от критических нападок Н. И. Гнедича, увидевшего в стихах Катенина "оскорбление слуха, вкуса, рассудка". Встав на сторону Катенина, Г. утверждает свои любимые идеи о необходимости естественности и раскованности словесного выражения, о недопустимости ложной патетики и языкового жеманства. Еще в 1815 г. Г. пишет комедию в одном действии в стихах "Молодые супруги", в 1817 г. принимает участие (вместе с Шаховским и Хмельницким) в написании комедии "Своя семья, или Замужняя невеста". В том же году вместе с Катениным пишет комедию в прозе "Студент". Она имеет особенный интерес, т. к. некоторые ее персонажи (напр., петербургский барин Звёздов) напоминают будущих героев "Горя от ума". Вообще все петербургские комедии Г. были своего рода заготовкой, творческой лабораторией: и по языку, и персонажами, и бытовыми картинами они подготавливали главное произведение Г. В 1818 г. Г. назначают секретарем русской дипломатической миссии в Персии. Назначение это, внешне почетное, было для Г. своего рода ссылкой за участие в качестве секунданта А. П. Завадовского в его дуэли с В. А. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего. По пути на Восток Г. заехал в Москву. Своими горькими и безотрадными впечатлениями он делится со своим другом С. Н. Бегичевым: "В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему..." (Соч. -- М., 1953. -- С. 480). Настроение Г. сродни настроениям его будущего героя Чацкого. Оказавшись в Персии помимо желания, Г., однако, и здесь проявляет свои незаурядные способности, на этот раз в качестве дипломата. Он добивается освобождения из плена и возвращения на родину 150 русских солдат. В августе 1819 г. в своем путевом дневнике Г. записывает: "Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль... Голову мою положу за несчастных соотечественников..." (Соч.-- М., 1953.-- С. 422). Все дела свои Г. делает с великим умением и страстью. В 1822 г. Г. переводят по службе в Тифлис, где он исполняет должность секретаря по дипломатической части при главноуправляющем Грузии генерале А. П. Ермолове. Ермолов пользовался большой популярностью в декабристских кругах, притом среди его приближенных были и прямые декабристы, и люди, им сочувствующие. Г. попадает в близкую для себя политическую среду, что способствует росту его творческой активности. В Тифлисе Г. работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако работа над комедией требует от него больше времени, больше уединения, большей свободы от служебных забот. Г. просит у Ермолова длительный отпуск и получает его. Отпуск -- с середины 1823 г. до 1825 г.-- Г. проводит вначале в Тульской губернии, в имении Бегичева, а затем в Москве и Петербурге. в имении Бегичева, в селе Дмитровском, летом 1823 г. Г. пишет последние два акта комедии. Бегичев так вспоминал об этом: "Вставал он в это время почти с солнцем; являлся к нам к обеду и редко оставался с нами долго после обеда, но почти всегда скоро уходил и приходил к чаю, проводил с нами вечер и читал написанные им сцены. Мы всегда с нетерпением ожидали этого времени" (А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников.-- М., 1980.-- С. 28). Из имения Бегичева Г. едет в Москву. Своим литературным друзьям он читает отрывки из "Горя от ума". Совместно с П. А. Вяземским пишет водевиль "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (музыку к водевилю написал композитор А. Н. Верстовский). В альманахе В. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского "Мнемозина" печатает свое программное (в духе декабристской поэзии) стихотворение "Давид". В июне 1824 г. Г. переезжает в Петербург, где становится завсегдатаем на "русских завтраках" у Рылеева. Сотрудничает в его и А. А. Бестужева альманахе "Полярная звезда": печатает там "Отрывок из Гете" (вольный перевод из гетевского "Фауста"). В конце 1825 г. Г. возвращается на Кавказ. Здесь его и застают декабрьские события. Близость Г. к декабристам не осталась тайной для правительства: в канцелярию Ермолова приходит предписание об аресте Г. и доставке его в Петербург. Ермолов предупреждает Г. о предстоящем аресте, и Г. успевает уничтожить компрометирующие его бумаги и письма. В Петербурге в течение четырех месяцев он находится на гауптвахте Главного штаба под следствием. В допросных листах он отрицает свою принадлежность к какому-либо из тайных обществ. Его показания подтверждают декабристы Рылеев, А. Бестужев и др. Власти снимают с Г. обвинения и освобождают из-под ареста. Удачному завершению дела немало способствовали как спокойное мужество и самообладание Г., так и ходатайство за него перед царем генерала Ермолова. В сентябре 1826 г. Г. возвращается на Кавказ. В это время между Россией и Персией идет война, и дипломатическая деятельность Г. получает все более широкий размах. И не только дипломатическая. Г. принимает активное участие в решении важных вопросов гражданского управления на Кавказе. В 1828 г. заканчивается война с Персией, дипломатическим завершением ее явился Туркманчайский мирный договор. Договор был выгоден для России, и большая доля заслуги в этом принадлежала Г. Царь внешне оценил заслугу Г., наградил его, назначил полномочным министром в Персию. Но Г. не предавался иллюзиям: он ясно понимал истинную цену царской награды и отличия. Его письма к друзьям исполнены мрачных предчувствий: назначение послом в Персию он рассматривает как "политическую ссылку", как "чашу страданий", которую ему предстоит испить. Больше всего он желает для себя свободы и творчества, вместо этого ему предстоят тяжелые испытания, неизбежные опасности. По пути в Персию Г. задерживается на некоторое время в Тифлисе. Здесь, в августе 1828 г., он женится на Нине Чавчавадзе -- дочери его друга, известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе. Но, только что повенчавшись, Г. должен разлучиться с молодой женой: дела требуют, чтобы он немедля отправился в Персию. В Персии в качестве посла он успевает сделать много полезного, действует с присущей ему энергией и настойчивостью. Это не устраивает врагов России и врагов Г.-- против него готовится заговор. 30 января 1829 г. толпа фанатиков-персов совершает нападение на русское посольство и учиняет разгром. Среди убитых и растерзанных толпою -- Александр Сергеевич Грибоедов. Г. похоронили в Тифлисе, в верхней части города, на горе св. Давида. На его могильном памятнике надпись -- слова жены, Нины Грибоедовой, оставшейся до конца жизни верной ему: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?" Главное дело жизни Г., комедию "Горе от ума", А. А. Блок назвал "гениальнейшей русской драмой" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т.-- М.; Л., 1962.-- Т. 5.-- С. 168). Нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По словам С. Бегичева, она задумана в 1816 г.; существуют, однако, предположения, что первые мысли о комедии появились у Г. еще раньше. Закончив писание комедии в 1824 г., Г. приложил немало стараний, чтобы ее напечатать, но ему это не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки "Горя от ума" на сцене: цензура посчитала комедию Г. политически опасной и запретила ее. При жизни автора в печати появились лишь небольшие отрывки из комедии (в альманахе "Русская Талия", в 1824 г.), да и то в сильно измененном по требованию цензуры виде. Но это не помешало широкой известности комедии. Она расходилась в списках, ее читали и обсуждали, она вызывала восхищение -- особенно в декабристской среде. Декабрист Д. И. Завалишин вспоминал, что весною 1825 г. члены Северного общества "захотели воспользоваться предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова, не надеясь никаким образом на дозволение напечатать ее. Несколько дней сряду собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтоб в несколько рук списывать комедию под диктовку" (Записки декабриста.-- Пб.,-- 1906.-- С. 100). Разрешена к печати комедия была лишь в 1831 г., уже после гибели Г. Условием разрешения было изъятие из текста тех мест, которые признали в цензуре особо "неблагонадежными". В таком виде и тогда же комедия была поставлена на профессиональной сцене: сперва в Петербурге (с участием Каратыгина в роли Чацкого и Екатерины Семеновой -- в роли Софьи), а затем в Москве, где Чацкого играл П. С. Мочалов, а Фамусова -- М. С. Щепкин. Комедия "Горе от ума" относится к жанру высоких общественных комедий. Общественной комедией, в духе "отца ее Аристофана", назвал Гоголь своего "Ревизора" (Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т.-- М., 1977.-- С. 229). Такой же в принципе была комедия Г. Общественный характер комедии "Горе от ума" означает прежде всего общественную значимость ее основного конфликта. Комедия Г. основана на конфликте одновременно личном, психологическом (любовном) и общем, проблемно-социальном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В "Горе от ума" существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более -- неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Г. так говорил об этом в письме к Катенину: "...девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих..." (Соч.-- М., 1953.-- С. 527). В тексте комедии все это развернуто и представлено очень живо, незабываемо, психологически достоверно. "Горе от ума" является одной из первых подлинно реалистических комедий на русской сцене. Это не значит, что в ее поэтике не обнаруживаются и иные, не собственно реалистические черты. В комедии Г., напр., легко заметить некоторые признаки классицизма: единство действия, единство места, единство времени. На первый взгляд, соответствуют традиционным амплуа классической комедии персонажи Г.: ослепленный любовью неудачливый герой; его соперник -- проныра и хитрец; избалованная героиня; отец героини, которого все обманывают и который сам себя обманывает, и т. д. Персонажи, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены значащими именами: Чацкий (в первой редакции -- Чадский) -- пребывающий в чаду; Фамусов -- всем знакомый; Молчалин -- бессловесный; Репетилов -- повторяющий чужие мысли и слова и проч. Все это отдельные внешние признаки классицизма, но не классицизм. Г. частично использует поэтику классицизма ради достижения конкретных художественных целей. Так, соблюдение единства места помогает ему представить многообразное в едином, т. е. особенно ощутимо и наглядно. Дом Фамусова у Г.-- не просто постоянное место действия, не просто частный дом московского барина, а образ особенного мира, говоря словами Гоголя о "Ревизоре", "сборное место". Оно предполагает и выражает не единичное, а множественное, оставляя при этом впечатление единства и цельности. Заметнее всего это в третьем действии комедии. События в нем развиваются и поступательно и вширь. Стены дома Фамусовых точно раздвигаются, перед зрителем (читателем) разыгрывается не одна, а множество маленьких, забавных и типичных комедий, героями которых являются супруги Горичи, семейство Тугоуховских, графиня-бабушка и графиня-внучка и проч. Картина оказывается предельно обобщенной, предельно масштабной и предельно цельной. Г. легко и свободно пользуется классицистической поэтикой -- и легко отступает от нее. В "Горе от ума" не пять (как это полагается по законам классицизма), а четыре действия. В комедии нет решительной развязки, судьба героев остается нерешенной, все заканчивается не точкой, а многоточием. Многое должен додумать сам зритель (читатель). Еще важнее общий трагический смысл комедии Г. В комедиях классицизма возможны трагические чувства и коллизии, но чаще всего они находят более или менее спокойные разрешения. У Г. такого разрешения нет. Чацкий на протяжении всего хода пьесы живет и действует с "мильоном терзаний" в сердце, в том же состоянии он и уходит со сцены. Не чуждый отдельных комических черт, вовлекаемый порою в комические ситуации, Чацкий в основе своей трагичен -- и он делает комедию Г. в целом трагической. Но комедия, которая есть в то же время и трагедия,-- это явление, характерное более всего для реализма. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах изображения персонажей. У Г. все персонажи -- характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Говоря об отличии героев Шекспира от героев классициста Мольера, Пушкин писал: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей..." (Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т.-- М., 1976.-- С. 178). В своей комедии Г. идет вслед за Шекспиром, развивает его достижения. Персонажи "Горя от ума", будучи героями комедии, отнюдь не карикатуры, а точные подобия живых людей, "Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь",-- писал Г. Катенину (Соч.-- М., 1953.-- С. 527). Эти слова Г. хорошо подтверждаются зрительским и читательским восприятием действующих лиц грибоедовской комедии. Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов: недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов -- типичный московский барин начала прошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, никем иным и представить себя не может. Оттого он так уверен в себе, так любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, лишь бы он приводил к желаемому результату. В Фамусове поражает откровенная безнравственность понятий и идеалов. Она тем особенно страшна, что Фамусов, как барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. И все-таки Фамусов, как и другие герои, не карикатура, а характер, притом неоднозначный. В нем есть ум, точнее, тот род ума, который называется здравым смыслом; в его суждениях заключена и правда бытового свойства -- результат его жизненного опыта. Иные его замечания метки, остры (напр., из его реплики Чацкому: "Меня не худо бы спроситься. / Ведь я ей несколько сродни..." и др.). Язык Фамусова отражает дворянское просторечие, во многом вобравшее в себя живое богатство народной речи, хотя смысл сказанного им для нас чаще всего чужд и неприемлем. Фамусов, каким его создал Г., зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь -- и потому оно особенно пугает. Это справедливо и в отношении Скалозуба. Скалозуб нравится Фамусову. Он сравнительно молод, но уже в чинах; сейчас он полковник, а завтра непременно станет генералом; он надеж ный защитник старины. Все это в Скалозубе устраивает Фамусова. Иначе, чем Фамусов, воспринимает Скалозуба Чацкий. Он отзывается о нем словами, похожими на эпиграмму: "Хрипун, удавленник, фагот, / Созвездие маневров и мазурки". Скалозуб, как его понимает Чацкий (и мы вместе с ним), весь во внешнем, человечески не существенном, бездуховном: шумный, затянутый в мундир, озабоченный единственно военными упражнениями, и танцами. Это типичный аракчеевский офицер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения. Это страшный человек. Человеческое подобие Придает ему, в частности, его постоянные потуги На шутку; недаром Лиза говорит о нем: "Шутить и он горазд, / Ведь нынче кто не шутит?" На вопрос Фамусова, кем доводится ему Настасья Николавна, Скалозуб отвечает: "Не знаю-с, виноват; / Мы с нею вместе не служили". Это и есть род шутки Скалозуба (всерьез такого даже Самый ограниченный человек сказать не может). Подобным образом Скалозуб шутит не раз, но его шутки не столько смешат, сколько озадачивают. Они слишком грубые, "солдафонские", и тот, кто так шутит, представляется нам очень Самодовольным, очень глупым и страшным человеком. По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает "умеренность и аккуратность". Все эти свойства обеспечивают его настоящие и будущие успехи в фамусовском мире. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди..." (Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т.-- М., 1978.-- Т. 6.--С. 362). Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои -- Фамусов, Скалозуб, Молчалин и др., но и второстепенные, эпизодические. Такова, например, Хлёстова -- важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. Это не мешает ей быть очень похожей на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам. К эпизодическим персонажам большой важности принадлежит и Загорецкий, необходимый спутник Фамусовых и хлёстовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его дружбе с хозяевами общества. Хлёстова говорит о нем: "Лгунишка он, картежник, вор... / Я от него было и двери на запор; / Да мастер услужить..." Замечательно, что Хлёстова своими словами не только дает характеристику Загорецкому, но не менее того характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой собственный, и всего своего круга. Того круга, который противостоит Чацкому. Чацкий -- единственный зримо действующий положительный герой в комедии Г. Но его нельзя назвать героем исключительным и вполне одиноким. У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это, напр., профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, "упражняются в расколах и безверье", это "безумные люди", склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, "химик и ботаник", и т. д. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: "Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это -- декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю..." (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т.-- М., 1959.-- Т. XVIII.-- С. 180). С первого появления на сцене Чацкий привлекает зрителя. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Но он слишком нетерпелив. И это "слишком" вызывает при знакомстве с ним улыбку: ту улыбку, с какой смотрит умудренный жизнью человек на славного, чистого, но еще недостаточно искушенного юношу. Чацкий и есть воплощение доброй юности: юной силы, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эта его юность и безграничная вера в себя и делают его вполне открытым как для ошибок комического свойства, так и для трагических. Одно из главных отличительных свойств Чацкого -- полнота чувств. Она сказывается и в том, как он любит, и в том, как гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников и преступную ненормальность крепостного права. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг себя зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину. Чацкий не только декабрист по убеждениям, неодновременно и романтик. Сама полнота его чувств и сила отрицания по природе своей романтичны. Мыслитель, борец-декабрист и романтически чувствующий человек так органически соединяются в нем, как они часто в ту эпоху соединялись в реальных людях и реальной действительности. Как человеческий тип, как особенный характер, Чацкий выходит за строго определенные временные границы: Чацкие существовали в жизни и за пределами романтической и декабристской эпохи. С течением времени они изменились внешним образом, но оставались неизменными в главных своих признаках. Они всегда борцы за правду, всегда бескорыстные искатели истины. Глубокому реализму комедии Г. соответствует и ее язык: яркий, многоцветный, очень живой. В основе языка "Горя от ума" лежит общенародная речь. Это и простонародные слова: "испужал", "не вспомнись" и др.; это и выражения, встречавшиеся в дворянском разговорном обиходе: "глаз мигом не прищуря", "ругает наповал"; это и книжные слова, сохранившие живую силу. Г. пользуется всеми богатствами русского языка и при этом показывает себя несравненным мастером живого диалога. В комедии Г. живые люди говорят живым языком. И говорят каждый по-своему. Речь персонажа всегда особенная, неповторимая; она соответствует характеру персонажа и хорошо выявляет его характер. Г. прекрасно владеет не просто языком, но всеми приёмами языковой, речевой характеристики. Меткий народный язык у служанки Лизы. Ее речь с лукавинкой, за нею живая мысль, ум, народная сметка. У Репетилова речь точно без удержу: у него все вразброс -- и слова и мысли. Иное дело -- речь Чацкого. Она логична и стройна, ее стройность от цельности мысли и чувства. По своему составу речь Чацкого во многом книжная, это речь образованного, начитанного человека. При этом внутренняя страсть, которая одухотворяет ее, придает ей живость и свежесть. А. С. Пушкин писал о языке комедии Г.: "О стихах я не говорю: половина -- должны войти в пословицу" (Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т.-- М.,-- 1977.-- Т. 9.-- С. 127). Предсказание Пушкина сбылось: множество выражений из "Горя от ума", таких как "Счастливые часов не наблюдают", "И дым отечества нам сладок и приятен", "Свежо предание, а верится с трудом" и т. д., действительно стали пословицами. Они точно разлетелись из своего родного гнезда и заполнили собой живую, повседневную и книжную русскую речь. Около шестидесяти поговорочных стихотворных выражений попало из "Горя от ума" в сборники крылатых слов и фразеологизмов. Тесно связан с особенностями языка комедии и ее стиховой размер. До Г. комедии в России писались, как правило, "александрийским стихом" -- шестистопным ямбом с цезурой после третьей стопы. Размер этот был довольно однообразным по ритму, что ограничивало изобразительные возможности комедийного жанра. Г. одним из первых использовал в комедии вольный ямб. Последний, благодаря своему ритмическому многообразию и гибкости (в вольном ямбе стихи имеют различное количество стоп), наилучшим образом передает естественное течение живой речи, столь необходимое для драматического произведения, особенно в его реалистических формах. Еще до комедии вольный ямб разработан был в баснях -- и более всего в баснях И. А. Крылова. От Крылова, учась у него, шел и Г. В комедии Г. вольный ямб достиг такого совершенства, такого живого звучания, что после Г. почти все комедии в стихах писались (и переводились) именно этим размером. Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее -- вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский и М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. В 70 гг. XIX в., спустя почти пятьдесят лет после создания комедии, И. А. Гончаров написал о ней критический очерк "Мильон терзаний", полный такого живого пафоса, как будто в нем говорилось не о давней, а о современной драматической пьесе. Гончаров писал в своем очерке: "Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей" (Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т.-- М., 1955.-- Т. 8.-- С. 7). Причину необыкновенной жизненности комедии Г. Гончаров видит в обширности ее содержания и в художественном ее совершенстве: "Как картина, она, без сомнения, громадна... В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы" (Там же.-- С. 10). Центральное место в очерке Гончарова заснимает характеристика Чацкого. Полемизируя с Пушкиным, который отказывал Чацкому в уме, Гончаров пишет: "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен" (Там же.-- C. 13). В своих речах и поступках Чацкий, как Уговорит Гончаров, иногда впадает в преувеличения, но это объясняется внутренним смятением героя, его "мильоном терзаний", теми ударами, которые наносил ему фамусовский мир. В "мильоне терзаний" Гончаров видит психологическую разгадку поведения Чацкого. С течением лет "Горе от ума" раскрывалось в своем идейном и художественном богатстве все глубже и полнее. Не случайно снова и снова выходили в свет и тотчас раскупались издания комедии. Не случайно с афиш театров не сходило ее название. Комедию Г. ставили в центральных городах и на периферии, в Малом театре и во МХАТе В Москве, в Александрийском театре в Петербурге и в Ленинградском Большом драматическом и т. д. Лучшие русские актеры разных времен -- В. Н. Давыдов. А. И. Южин, К. С. Станиславский, В. И. Качалов. Б. Н. Ливанов, I. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, Т. В. Доронина, С. Ю. Юрский, К. Ю. Лавров -- проверяли и Игтачивали свое искусство, играя Чацкого, Фаусова, Молчалина, Софью, Лизу. Для комедии театральная и читательская жизнь всегда продолжается -- и нет и не будет ей конца. Как сказал о Г. самый даровитый его ученик и продолжатель А. Н. Островский, "на высокой горе над Тифлисом красуется великая могила Грибоедова, и так же высоко над всеми нами парит его гений..." (Островский А. Н. Полн. собр. соч.-- М., 1952.-- Т. XII.-- С. 187). Соч.: Полн. собр. соч.; В 3 т. / Под ред. и с примеч. Н. К. Пиксанова и И. А. Шляпкина.-- Спб., 1911--1917; Горе от ума. Пьеса. Статьи. Комментарии / Под ред. Н. К. Пиксанова и Вл. Филиппова.-- М., 1946; Соч. / Подгот. текста, предисл. и коммент. Вл. Орлова.-- М.; Л., 1959; Сочинения в стихах / Вступ. ст. и примеч. И. Н. Медведевой -- Л., 1967; Соч.: В 2 т. / Под ред. и с предисл. М. П. Еремина.-- М., 1971; Избранное / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. С. А. Фомичева.-- М., 1978; Соч. / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Л. Гришунина.-- М., 1986; Сочинения в стихах / Вступ. ст. В. П. Мещерякова; Сост., подгот. текста, примеч Д. М. Климовой.-- Л., 1987. Лит.: Орлов В. Н. Грибоедов. Краткий очерк жизни и творчества.-- 2-е изд.--М., 1954; А. С. Грибоедов в русской критике. Сб. ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. А. М. Гордина.-- М., 1958; Пиксанов Н. К. Творческая история "Горя от ума" / Подгот. текста и коммент. А. Л. Гришунина.-- М. 1971; Медведева И. Н. "Горе от ума" А. С. Грибоедова.-- 2-е изд.-- М., 1974; А. С. Грибоедов. Творчество. Биография, Традиции. Сб. ст. / Под ред. С. А. Фомичева.-- Л. 1977; Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы.-- 3-е изд.-- М., 1977; "Горе от ума" на сцене Московского Художественного театра. Опыт четырех редакций / Сост., вступ. ст. и коммент. Л. М. Фрейдкиной.-- М., 1979; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников / Под ред. В. Э. Вацуро, Н. К. Гея, С. А. Макашина и др.-- М., 1980; Лебедев А. А. Грибоедов. Факты и гипотезы.-- М., 1980; Фомичев С. А Грибоедов в Петербурге.-- Л., 1982; Лебедев А. А Куда влечет тебя свободный ум.-- М., 1982; Фомичев С. А. Комедия Грибоедова "Горе от ума". Комментарий / Книга для учителей -- М., 1983.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков. Русский деятель закончил Московский университетский благородный пансион (1803), а затем – три отделения Московского университета.

На военной службе в звании корнета Грибоедов пробыл с 1812 по 1816 годы, после этого начинает реализовывать себя на публицистическом и литературном поприщах. Среди первых его работ – комедия «Молодые супруги», которую он перевел с французского, и «Письмо из Брест-Литовска к издателю». В 1817 году Грибоедов вступает в масонскую организацию «Соединенные друзья» и занимает пост губернского секретаря на государственной службе. Грибоедов продолжает писать, к его творчеству добавляются комедия "Студент" и "Притворная неверность". В это же время одаренный деятель знакомится с Александром Пушкиным и его окружением.

Грибоедов дважды ездил в Персию по поручению правительства - в 1818 и 1820 году. Служба на востоке тяготила его, и Грибоедов перебрался в Грузию. В этот период начинается работа над самым знаменитым произведением – «Горе от ума».

В 1826 году русского писателя обвинили в принадлежности к декабристам. Грибоедов пробыл под следствием около 6 месяцев. Но его причастность к заговору доказать не удалось, и Грибоедов получил свободу.

В 1828 году он женится на Нине Чавчавадзе, но их брак был недолгим: Александр Сергеевич был убит бунтующей толпой 30 января 1829 года во время визита русского посольства в Тегеран.

Биография 2

Великий писатель, грамотный дипломат, музыкант и композитор это не полный список достоинств Александра Грибоедова. Любознательный мальчик дворянского происхождения. Его воспитанием и обучением занимались лучшие ученые того времени.

Способностей Саши не было предела, он с легкостью овладел шестью иностранными языками. С детства играл на музыкальных инструментах, писал стихи.

Ему очень хотелось проявить себя в боевых условиях, и он записался в полк гусар, но война с Наполеоном уже начала заканчиваться и к большому огорчению Александра. Так ему и не удалось поучаствовать в боевых действиях.

Мать, Анастасия Федоровна, видела своего сына чиновником, но Грибоедову служить совсем не хотелось, это ему казалось скучным делом. В это время он увлекся театром и литературой, пишет комедии. Молодой и горячий он в скором времени попадает в неприятную историю, становится секундантом. Дуэли в то время были не просто запрещены, за участие в них можно было попасть в тюрьму. Анастасия Федоровна сделала очень много, чтобы спасти сына от заключения. И ему пришлось покинуть Россию и отправиться в Персию.

Находясь в чужих краях Александр, очень скучал. Через какое-то время он добивается, перевода в Грузию. Здесь он начинает писать свою знаменитую комедию. Параллельно пишет стихи, пьесы продолжает заниматься музыкой.

Александр Грибоедов был не просто знаком с Иваном Крыловым, он ему читал «Горе от ума». Произведение великому баснописцу понравилось, но он с сожалением сказал, что цензура его не пропустит. Это оказалось правдой. Мало того пьесу не только запретили ставить в театре. Но и печатать. Ее приходилось тайно переписывать.

Вскоре Александр вернулся на Кавказ, где продолжил службу в штабе Ермолова. В это время произошло восстание декабристов. Грибоедов попадает под подозрение и его арестовывают.

Перед тем как в последний раз поехать с дипломатической миссией в столицу Ирана Александр женился. Счастье молодых длилось недолго, всего несколько недель. Отправляясь в очередной раз в командировку никто и подумать, не мог, что она окажется последней.

Потребовалось полвека, чтобы заговорили о Грибоедове и о его роли дипломата писателя и просто человека.

Вариант 3

А.С. Грибоедов – выдающийся русский драматург, поэт, композитор и пианист. Считался одним из самых умных и образованнейших людей своего времени. Много полезного сделал для России на дипломатическом поприще.

Родился он в 1795г. Был представителем старинного обеспеченного рода. Мать, женщина резкая и властная, очень любила сына. Он отвечал ей тем же. Однако между ними нередко возникали конфликты.

Способности к обучению у Александра проявились ещё в детстве. Уже в шестилетнем возрасте свободно мог общаться на 3 иностранных языках, а к юношеским годам овладел 6 языками. Сначала получил прекрасное домашнее воспитание под руководством опытных гувернёров, потом был зачислен в Московский университетский пансион. Далее, окончив словесное отделение философского факультета Московского университета, тринадцатилетним подростком получает степень кандидата наук. Затем продолжает учёбу на юридическом факультете, после окончания которого в 15 лет получил степень кандидата прав.

Заинтересовавшись математикой и естественными науками, он не только усердно посещал лекции, но и брал частные уроки у некоторых учёных, ибо хотел получить степень доктора наук. Успевал заниматься и литературным творчеством, но, к сожалению, его ранние произведения не сохранились.

В 1812г. из-за начала Отечественной войны Грибоедов оставляет учёбу, занятия литературой и под влиянием патриотических идей записывается в гусары. Но воевать ему не довелось, поскольку его полк был отправлен в тыл. Вскоре Александра назначают адъютантом командира и переводят в Брест-Литовск.

В 1814г. впервые публикует свои статьи. Начинает писать для театра. В 1815г. подаёт в отставку, а через 2 года поступает на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел.

Живя в Петербурге, Грибоедов берёт активное участие в деятельности литературно-театрального кружка. Пишет и издаёт несколько комедий.

В 1818г. получает назначение на должность секретаря русской миссии в Иране. Ведёт путевые записки. В Тифлисе стреляется с А.И. Якубовичем. После этой дуэли у него навсегда остался изувеченным палец на левой руке.

В Иране хлопочет об освобождении пленных русских солдат и лично сопровождает их отряд на Родину. В 1820г. начинает работу над пьесой «Горе от ума».

С 1822г. по 1823г. служит при генерале Ермолове. Пишет музыкальный водевиль, премьера которого состоялась в 1824г. Покидает службу. Хлопочет о печати и постановке на сцене «Горе от ума», но безуспешно.

В 1825г. возвращается на службу. В 1826г. на Кавказе был арестован. Его обвиняли в связях с декабристами, однако доказательств не нашли, потому освободили.

В 1828г. Грибоедов женился, а в 1829г. был убит религиозными фанатиками в Тегеране.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Гераклит Эфесский

    Эфес – город, который и сейчас существует на территории Турции, но в современном мире он известен разве только популярным сортом пива и баскетбольной командой. Во времена досократовского периода греческой философии

  • Грибоедов Александр Сергеевич

    Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков

  • Державин Гавриил Романович

    Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.

  • Вознесенский Андрей Андреевич

    Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в 1795 году. Он происходил из богатой дворянской семьи, принадлежавшей к тому высшему московскому обществу, которое он впоследствии описал в своей комедии «Горе от ума» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте). Воспитание и образование он получил прекрасные, сперва дома, с различными учителями и гувернерами, затем в Благородном пансионе. Грибоедов свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно играл на фортепьяно и иногда увлекался музыкальными импровизациями; с детства в нем видна была талантливая, одаренная натура. Пятнадцати лет он поступил в Московский университет, где он оставался 2 года. Здесь сложились и определились его литературные взгляды и вкусы; на Грибоедова оказал большое влияние профессор эстетики Буле, сторонник классической теории искусств, с которым он много и часто беседовал.

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Художник И. Крамской, 1875

Грибоедов вышел из университета в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны ; он сразу определился волонтером на военную службу, но ему не удалось участвовать в военных действиях; полк его больше трех лет пробыл в Белоруссии, переходя из одного местечка в другое. Впоследствии Грибоедов с горечью вспоминал эти годы военной службы, проведенные им большей частью в карточной игре, в кутежах и развлечениях, отвлекавших его от всякой культурной работы. Веселый, пылкий, страстный Грибоедов, тогда еще очень юный, легко увлекался примером окружавшей его офицерской среды, становясь часто центром разных шалостей и выходок. Рассказывают, например, что однажды он на пари въехал на бал к одному богатому белорусскому помещику верхом на лошади.

В 1816 году Грибоедов вышел в отставку и определился на службу в Коллегию иностранных дел. Живя в Петербурге, он увлекался театром и познакомился с литераторами Шаховским, Хмельницким, Катениным , произведения которых ставились тогда на сцене. Через Шаховского Грибоедов познакомился с членами литературного общества «Беседа любителей русского слова » и всей душой примкнул к классическому течению. (См. Этапы творчества Грибоедова .) В первой своей комедии – «Студент» – Грибоедов осмеивает , задевает Жуковского и даже, как ни странно, Батюшкова . Но в этой же комедии довольно серьезно затронут и вопрос крепостного права, изображено тяжелое положение крепостного крестьянина, с которого барин требует непосильного оброка.

Вместе с Шаховским и Хмельницким Грибоедов написал очень забавную комедию, «Своя семья, или замужняя невеста», которую до сих пор иногда ставят на сцене; комедия эта всегда пользуется успехом благодаря живым, забавным картинам и очень легкому языку.

Одна из пьес Грибоедова, «Молодые супруги» (переделка с французского), была поставлена на сцене уже в 1815 году.

В 1819 году Грибоедов был назначен секретарем при русском посольстве в Персии, и должен был ехать в персидский город Тебриз. Ему хотелось всецело посвятить себя литературе, но мать его требовала, чтобы он служил. Своей служебной деятельности Грибоедов отдался всей душой и скоро обратил на себя внимание своими выдающимися дипломатическими способностями. Несмотря на службу, Грибоедов находил время для серьезных занятий. В Тебризе, который он остроумно называл своим «дипломатическим монастырем», он серьезно изучил персидский и арабский языки, персидскую литературу, историю. Там же он работал над своей знаменитой комедией «Горе от ума», которую задумал чуть ли не с пятнадцати лет. В Тебризе закончены были 1-ое и 2-ое действия.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

По делам службы Грибоедов несколько раз ездил из Тебриза в Тифлис (Тбилиси). Известный генерал А. П. Ермолов , главнокомандующий на Кавказе, обратил внимание на блестящие способности молодого человека, и, по его просьбе, Грибоедов был назначен к нему секретарем по иностранной части. В Тифлисе он оставался до 1823 года. Несмотря на успех по службе и сердечное отношение Ермолова, Грибоедова неудержимо тянуло в Россию. Наконец он получил отпуск и около года провел то в Москве, то в Петербурге, то в имении своего друга Бегичева в Тульской губернии.

Приехав в Москву после долгого отсутствия, окунувшись, как его герой Чацкий , в водоворот московского общества, Грибоедов под свежим впечатлением закончил в имении Бегичева «Горе от ума».

Редко, какое литературное произведение, не будучи напечатанным, распространилось и стало известно с такой быстротой, как «Горе от ума». Друзья переписывали его и передавали рукописи друг другу. Многие заучивали наизусть отрывки и целые сцены комедии. «Горе от ума» сразу вызвало в обществе бурный восторг – и такое же бурное негодование; негодовали все те, кто чувствовали себя задетыми, осмеянными в комедии. Враги Грибоедова кричали, что комедия его – злой пасквиль на Москву; они сделали все, что могли, чтобы не допустить печатания «Горе от ума», не допустить постановки на сцене. И действительно, «Горе от ума» было издано уже только после смерти Грибоедова, а постановку своей действительно замечательной комедии он видел только раз в любительском исполнении офицеров в Эривани (Ереване), в 1827 году.

Несмотря на горячее желание Грибоедова подать в отставку, он должен был, по настоянию своей матери, вернуться вновь на службу на Кавказ.

После вступления на престол государя Николая I в 1826 году, Грибоедов был неожиданно арестован и привезен в Петербург; он был обвинен в участии в заговоре декабристов , но очень скоро оправдался и был отпущен. До сих пор не установлено, состоял ли он действительно членом «Северного общества ». В «Горе от ума» Грибоедов высказал свое отрицательное отношение к тайным обществам (Репетилов); но известно, что он действительно был близок и переписывался с некоторыми из декабристов (Кюхельбекером , Бестужевым, кн. Одоевским), – поэтами и литераторами.

В 1826-27 годах Грибоедов принимал деятельное участие в войне против Персии , служил при генерале Паскевиче , который заменил на Кавказе Ермолова. Много раз Грибоедов проявлял на войне блестящую храбрость, самообладание. Заключение Туркманчайского мирного договора, по которому Россия получила Эриванскую область и большую контрибуцию, было делом рук Грибоедова, который вел дипломатические переговоры. Паскевич, ценя его заслуги, хотел, чтобы он лично доложил Государю о заключенном мире. Николай I принял его очень милостиво, наградил и вскоре назначил посланником в Персию.

Дипломатическая карьера Грибоедова была блестяща; ему было всего 33 года, когда он был назначен на ответственный пост посланника. Но эта честь и отличия не радовали его. Никогда еще ему не было так тяжело покидать Россию. Тяжелые, смутные предчувствия не давали ему покоя. Прощаясь с друзьями, он чувствовал, что никогда больше их не увидит.

По дороге в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе и здесь провел несколько месяцев. Грибоедов любил одну молодую девушку, княжну Нину Чавчавадзе, которую он раньше видел еще девочкой. Встретившись с Ниной вновь, Грибоедов сделал ей предложение и, получив согласие, в скором времени женился. Счастье молодых супругов продолжалось очень недолго! Грибоедов должен был ехать в Персию, на место своего назначения. Он не хотел брать с собой молодую жену, так как атмосфера в Персии после недавней войны была очень натянутой; жена проводила Грибоедова до Тебриза, откуда он один отправился в Тегеран, надеясь через некоторое время выписать супругу туда. Но больше им не суждено было встретиться на этом свете...

Персы были крайне раздражены против Грибоедова, который заключил такой невыгодный для них мир. Есть основания предполагать, что и английская дипломатия поддерживала это раздражение персов против России. Грибоедов, как представитель России, занял сразу очень твердую и решительную позицию; он сделал все, что мог, для освобождения множества русских пленных, томившихся в персидском плену, а также взял под свою защиту христиан, которых преследовали магометане. Раздражение персов разжигали фанатичные муллы. Узнав, что в доме посольства скрываются христиане, бежавшие от преследования персов, возбужденная толпа народа окружила посольство, требуя их выдачи.

Грибоедов отказался выдать скрывавшихся под его защитой христиан. Огромная толпа персов начала штурмовать дом. Грибоедов сам с саблей в руках стал во главе защищавших посольство казаков и был убит в этой неравной битве, – персов было раз в десять больше русских, которые были все перебиты рассвирепевшей толпой. Изо всего русского посольства спасся один человек, который и рассказал о твердом, смелом поведении Грибоедова и его геройской смерти. Только на третий день пришли войска; мятеж был усмирен. Мстительная толпа персов изуродовала тело Грибоедова, волоча его по улицам города; его узнали лишь по сведенному пальцу руки, которая была за несколько лет до этого прострелена пулей на дуэли.

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям - 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году - в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе - дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, - всего 37 человек.

Прах Грибоедова был доставлен в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

За смерть российского посла Персия заплатила богатыми дарами, в числе их был знаменитый алмаз "Шах", который хранится в коллекции Алмазного фонда России.

Комедия в стихах Грибоедова "Горе от ума" была поставлена в Москве в 1831 году, издана в 1833 году. Ее образы стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками и крылатыми словами.

Именем Грибоедова в Петербурге были названы канал и сад. В 1959 году на Пионерской площади был установлен памятник писателю.

В 1959 году памятник Александру Грибоедову был установлен и в Москве в начале Чистопрудного бульвара.

В 1995 году в Смоленской области открыт Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" - родовая усадьба Грибоедовых, с которой связаны детство и ранняя юность драматурга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родился 4 января в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.
В студенческие годы общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П.Чаадаевым. В университете проявляются и поэтические способности Грибоедова.
Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.
В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.
В 1823-24 в Тифлисе и в Москве Грибоедов написал комедию “Горе от ума”. Грибоедову не удалось ни издать комедию, ни поставить на сцене. Первые ее постановки, с большими цензурными изъятиями, состоялись в 1831 (полный текст комедии впервые был издан в 1858 А. И. Герценом за границей, в России он появился в 1862). В 1824 Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности
Все попытки напечатать комедию не увенчались успехом, невозможной оказалась и постановка ее в театре. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.
В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.
После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как "политическую ссылку".
В июле 1828 в ранге “полномочного министра” Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения условий Туркманчайского договора. Во время Русско-турецкой войны 1828-29 Грибоедов обеспечил нейтралитет Персии.
В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.
30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.