Вопросы по произведению тургенева первая любовь.

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

Вариант 1

Целый вечер и следующее утро я провел в каком-то унылом онемении. Помнится, я попытался работать и взялся за Кайданова – но напрасно мелькали передо мною разгонистые строчки и страницы знаменитого учебника. Десять раз сряду прочел я слова: "Юлий Цезарь отличался воинской отвагой" – не понял ничего и бросил книгу. Перед обедом я опять напомадился и опять надел сюртучок и галстух.

– Это зачем? – спросила матушка. – Ты еще не студент, и бог знает, выдержишь ли ты экзамен. Да и давно ли тебе сшили куртку? Не бросать же ее!

– Гости будут, – прошептал я почти с отчаянием.

– Вот вздор! какие это гости!

Надо было покориться. Я заменил сюртучок курткой, но галстуха не снял. Княгиня с дочерью явилась за полчаса до обеда; старуха сверх зеленого, уже знакомого мне платья накинула желтую шаль и надела старомодный чепец с лентами огненного цвета. Она тотчас заговорила о своих векселях, вздыхала, жаловалась на свою бедность, "канючила", но нисколько не чинилась: так же шумно нюхала табак, так же свободно поворачивалась и ерзала на стуле. Ей как будто и в голову не входило, что она княгиня. Зато Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной. На лице ее появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал ее, не узнавал ее взглядов, ее улыбки, хотя и в этом новом виде она мне казалась прекрасной. На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами; волосы ее падали длинными локонами вдоль щек – на английский манер; эта прическа шла к холодному выражению ее лица. Отец мой сидел возле нее во время обеда и со свойственной ему изящной и спокойной вежливостью занимал свою соседку. Он изредка взглядывал на нее – и она изредка на него взглядывала, да так странно, почти враждебно. Разговор у них шел по-французски; меня, помнится, удивила чистота Зинаидина произношения. Княгиня, во время стола, по-прежнему ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья. Матушка видимо ею тяготилась и отвечала ей с каким-то грустным пренебрежением; отец изредка чуть-чуть морщил брови. Зинаида также не понравилась матушке.

1) рассказ;

2) повесть;

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

4) является одним из этапов развития сюжета.

1) описание дома, где жил главный герой;

2) внешность Зинаиды;

3) состояние главного героя перед и во время прихода Зинаиды с матерью;

4) родители главного героя.

А 4. Что определило поведение Зинаиды во время обеда?

1) простота;

2) строгость, надменность;

3) желание угодить хозяевам;

4) забота о благополучии матери.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что главный герой ничего не понял из читаемой книги про Юлия Цезаря?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к книгам.

В 1. Укажите лексическое средство, которое характерно для разговорного стиля («канючила»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Она тотчас заговорила…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Надо было покориться…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что удивило главного героя.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Надо было покориться…», найдите слово, с помощью которого выражено отношение матушки к Зинаиде.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Как главный герой воспринимает приход Зинаиды с матерью в свой дом? Почему?

______________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Она до того была бледна, такая горькая печаль, такая глубокая усталость сказывалась в каждой ее черте, что сердце у меня сжалось, и я невольно пробормотал:

– Что с вами?

Зинаида протянула руку, сорвала какую-то травку, укусила ее и бросила ее прочь, подальше.

– Вы меня очень любите? – спросила она наконец. – Да? Я ничего не отвечал – да и зачем мне было отвечать?

– Да, – повторила она, по-прежнему глядя на меня. – Это так. Такие же глаза, – прибавила она, задумалась и закрыла лицо руками. – Все мне опротивело, – прошептала она, – ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!

–Отчего? – спросил я робко.

Зинаида мне не отвечала и только пожала плечами. Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее. Каждое ее слово так и врезалось мне в сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала. Я глядел на нее – и, все-таки не понимая, отчего ей было тяжело, живо воображал себе, как она вдруг, в припадке неудержимой печали, ушла в сад и упала на землю, как подкошенная. Кругом было и светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев, изредка качая длинную ветку малины над головой Зинаиды. Где-то ворковали голуби – и пчелы жужжали, низко перелетывая по редкой траве. Сверху ласково синело небо – а мне было так грустно...

– Прочтите мне какие-нибудь стихи, – промолвила вполголоса Зинаида и оперлась на локоть. – Я люблю, когда вы стихи читаете. Вы поете, но это ничего, это молодо. Прочтите мне "На холмах Грузии". Только сядьте сперва.

Я сел и прочел "На холмах Грузии".

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) деревенская тишина;

2) состояние и чувства Зинаиды;

3) городская суета;

4) красота природы.

А 4. Что определило поведение главного героя в данном фрагменте?

1) желание избежать объяснения с Зинаидой;

2) стремление выделиться на фоне толпы;

3) любовь к Зинаиде;

4) забота об отце.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание поведения Зинаиды?

Тургенева «Первая любовь» подсказывает учителю содержание вступительного слова: любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Эта повесть - одно из наиболее автобиографичных произведений писателя. Его отец Сергей Тургенев был очень красив. Он мог быть с женщинами мягок, нежен, тверд, настойчив.

В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

На вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь», Тургенев ответил: «Этот мальчик - ваш покорный слуга... - Как? И вы так влюблены были? - Был. - И с ножом бегали? - И с ножом бегал».

Прототипом Зинаиды из повести послужила молодая поэтесса Екатерина Львовна Шаховская. Уже в возрасте 60 лет на вопрос Л. Толстого о самой счастливой минуте в его жизни Тургенев ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской любовью. Со мной это было раз в жизни, а может быть, и два раза». Тургенев до старости оставался юношей с романтическим отношением к любви.

Соседка по даче 15-летнего Тургенева открыла в его жизни полосу неразделенной любви. С этого началась жизнь сердца изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника. «В творчестве Тургенева высокие чувства, пережитые в юности, отразились в повести „Первая любовь“, - так оценил писатель Б. Зайцев. - Это лучшее его произведение».

«Любовь к женщине, особенно первая, - одно из могущественнейших проявлений мирового закона любви... Потому Тургенев так чутко присматривался к духовной сущности первой любви...» (по Ю. В. Лебедеву).

Подобное вступительное слово учителя о писателе открывает серию уроков по теме, примерный план которой может быть таким:

1-й урок . Слово о Тургеневе. Содержание повести «Первая любовь». Композиция повести. История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм произведений Тургенева (использовать материал изученной в 8 классе повести «Ася»). Беседа по 1-6-й главам повести «Первая любовь». (Предчувствие любви. Знакомство.)

2-й урок . Беседа на материале 7-17-й глав повести («Моя „страсть“ началась с того дня»). Система образов повести: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. «Тургеневская девушка» в произведениях Тургенева. Образ героя-повествователя.

3-й урок . Завершающая беседа по повести («Совершилось невероятное дело...»). Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Образ-пейзаж. Художественная деталь в повести. Любовь как величайшая ценность жизни.

Опережающие вопросы и задания

1. Общие задания:
- Прочитайте заранее повесть «Первая любовь». Определите наиболее важные, с вашей точки зрения, фрагменты художественного текста в повести. Обоснуйте ваш выбор.
- Подготовьте краткий пересказ истории любви рассказчика: зарождение любви, развитие чувства. Драматический финал любви.
- Сопоставьте описания «тургеневской девушки» в повестях «Ася» и «Первая любовь».

2. Индивидуальные задания:
- Подготовьте сообщения для вступительного слова о писателе (юные годы Тургенева, любовь в жизни писателя и др.).

Обычно в повестях Тургенева сюжетная линия раскрывается так: вначале дается краткая экспозиция, рисующая среду, где должны действовать герои, дальше идет завязка, сообщающая об их зарождающейся любви, затем на пути персонажей встречаются препятствия, наконец наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следуют личная катастрофа и, как правило, эпилог.

Что бы вы выделили в качестве экспозиции повести? Какие ключевые эпизоды вы считаете завязкой сюжета? Какую сцену в повести вы бы выделили как центральную, наиболее важную в качестве кульминации сюжета?
- Одной из особенностей тургеневского творчества часто называют «тайный психологизм». Как вы понимаете это выражение? В каких сценах из повести вы видите проявления «тайного психологизма» писателя? Как через внешнее изображение (мимику, жесты, поступки и т. д.) передает Тургенев внутреннее состояние героев?
- Вспомните портрет героини повести. Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние? Мотивируйте свой ответ. Что в поведении Зинаиды позволяет понять сущность, характер ее чувств?
- По каким деталям изображения можно судить об авторском отношении к героям повести? Помогают ли этому повествование от первого лица, портреты, пейзажи? Как относится автор к Зинаиде, рассказчику и его отцу?
- Что в поведении Зинаиды позволяет понять характер ее чувств, как меняется ее поведение в ходе повествования?
- В связи с чем рассказывает Владимир о своих взаимоотношениях с отцом? Каким представляется вам отец героя? Как вы оцениваете его наказ: «Умей хотеть - и будешь свободным, и командовать будешь»?
- Какую роль играет пейзаж в повести: это фон, место действия или средство характеристики персонажей, соответствующее их переживаниям? Как воздействует природа на героев повести? Определите роль пейзажа в сцене встречи Владимира с Зинаидой в саду. Как вы понимаете утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?
- В 8 классе вы познакомились с повестью Тургенева «Ася». Она написана в 1858 году. Примерно в то же время (в 1860 году) создана повесть «Первая любовь». Оба произведения раскрывают психологию любящего человека, изображают любовь в жизни молодых людей - поэтическую и грустную. Мы видим образ так называемой тургеневской девушки. Какие еще черты сходства находите вы в обеих повестях? А что их отличает друг от друга?

Предлагая учащимся написать домашнее сочинение на тему «Я прочитал повесть Тургенева „Первая любовь“», учитель может помочь им своими вопросами, например: какие впечатления остались у вас о прочитанном? Какие особенности повести-исповеди помогли вам ощутить авторское отношение к героям? Что можно сказать о композиции повести? Как решается Тургеневым проблема любви в повести? Каков идейный смысл произведения?

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: «Этот мальчик ваш покорный слуга». Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви.

В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное в нем - это искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств: «Это единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено...»

Повесть делится на главы. Это определяется авторским замыслом - рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с детства. Каждая глава имеет свой микросюжет. В 12 главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувство лучше которого у него не было в жизни.

Эта глава существенно дополняет наше представление о героях. Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслие способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от «незаконности» своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип «тургеневской девушки» - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

А о главном герое лучше говорят его же собственные слова: «Я был еще ребенок».

Сюжет построен на драматическом процессе рождения чувства в детской душе. Сцена описанная в 12 главе очень важна в развитие сюжета и является кульминационной.

Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения:«только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое». Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы, но именно то, пережитое тогда, в 16 лет чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.

Тургенев раскрывает характеры своих героев не прямо в их общественной деятельности, а в личной, интимной сфере. Герой обязательно должен состояться как личность.

Психологизм Тургенева называется «скрытым» или «тайным», ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий герое, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Таким образом, можно сказать, что 12 глава с убедительностью и ясностью доносят до нас авторскую позицию.

Учебная тема: «Тема первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»


Тема исследования:

Сад в повести И.С.Тургенева «Первая любовь» как элемент сюжета и композиции

МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»

Тосненского р. Ленинградской обл.

Руководитель:

учитель литературы Романова Г.И.

Гипотезы:

Сад раскрывает психологическое содержание жизни героев повести

Сад - среда и участник действия в повести

Цель: доказать, что образ сада в повести помогает раскрыть драматизм первой любви

Задачи:

совершенствовать навыки работы над анализом прозаического текста;

приобщить учащихся к исследовательской деятельности;

показать, что писатель использует синтезию для выражения силы первой любви;

сделать вывод о роли образа сада в повести.

Ход исследования:

Чтение повести (задание всему классу)

Формирование исследовательских групп: биографы, иллюстраторы, литературоведы, любители поэзии, знатоки Интернет-ресурсов, мастера презентаций

Работа в группах

Работа с учителем по анализу повести

Задания группам:

Биографы: раскрыть автобиографичность повести

Иллюстраторы : создать рисунки к узловым эпизодам повести

Знатоки : составить «портреты» сада в повести в разное время суток (дополнительно проиллюстрировать картинами барбезонцев)

Литературоведы: прочесть статью В.А.Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века», выяснить функции сада в произведениях, составить тезисы, проиллюстрировав их примерами из повести

Любители поэзии и знатоки Интернет-ресурсов: подготовить стихи о первой любви, найти интернетфото на тему «Сад первой любви»

Мастера презентаций : подготовить и обосновать макет презентации к Проекту

Результаты исследования:

Иллюстрации к повести

Фотовыставка «Сад любви»

Сочинения: «Встреча с первой любовью» (по повестям И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь»), «Образ сада в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»

Презентация Проект «Сад первой любви в повести И.С.Тургенева «Первая любовь»»

Анализ текста с опорой на литературоведческую статью (тезисы статьи, проиллюстрированные примерами из текста повести).

Новый проект: «Городской сад в повестях Н.М.Карамзина»

Этапы исследования

Работа с учителем (беседа по тексту повести)

1.Каково состояние героя, когда он приехал на дачу? С кем он себя сравнивает? (он живёт ожиданием любви, ощущает себя рыцарем, нужна дама сердца)

2.Как автор показывает, что сад пробуждает и укрепляет в герое предвкушение первой любви? (погода чудесная, весело дул в уши ветер, красота вечера, сияющий свет и лазурь неба, «фантазия играла и носилась…как стрижи вокруг колокольни). Герой пребывает в гармонии с садом. Звучит мотив возможности высшего счастья ).

3.Где происходит смена интонации повествования от мечты к реальности? (описание дачи, её построек как бы разрушает мечту, меняются прилагательные: «худые», «взъерошенные», «засаленные», «тщедушные», «ветхая», «испитые лица»)

4.Кто нарушает идиллию сада? (вороны и…приезд жильцов во флигелёк). Появляются слова: «ненависть», «хищные и лукавые», «каркали»).

5.Укажите деталь сада, являвшуюся границей между мечтой и реальностью (низкий забор ). Найдите эпизоды, где эта деталь снова проявляется. Прокомментируйте их. (Когда чувство влюблённости начинает овладевать героем, он, как бы опасаясь чего-то, не приближается к забору; когда же чувство разгорелось, Владимир ревнует Зинаиду к ложному сопернику, и тут у забора сталкивается с отцом. Сад словно подсказывает герою то, чего он не замечает. Однажды Владимир радостно перепрыгнет через забор, готовый отдать жизнь за душевные муки любимой, коленопреклониться перед ней, и сад тоже радостно отзовётся на этот порыв: «было и светло и зелено…ворковали голуби,…ласково синело небо». Однако душа героя предчувствует не сближение с Зинаидой, а разлуку: «мне было так грустно»... «Боже мой! Она полюбила!»
У забора же герой находит разгадку мучившим его вопросам).
6. Прочтите эпизод, когда герой пребывает во власти любви, он очарован этим чувством. Какое описание сада сопутствует его переживаниям? («Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгорячённое лицо: казалось, готовилась гроза…ворчал гром сердито…». Сад предупреждает об опасности. )
7.В какие минуты переживаний героя сад призывает его присмотреться к жизни, подсказывает, что есть, кроме поглощения любовью, подчинения этому чувству, другие радости жизни?
(на развалинах старой оранжереи – гл.9 , с которой герой вскоре спрыгнет, как ему покажется, в «блаженство»- ведь Зинаида его поцеловала!- гл.12)

8. Зачем Зинаида придумывает «сочинение» о королеве в саду с фонтаном? (это не выдуманная история, а реальность, в которой Зинаида пребывает, любя отца Владимира)
9.
Давайте перечитаем эпизоды, где действие происходит в саду. Можно ли сказать, что сад в повести играет роль места развития сюжетной линии и что он непосредственный участник происходящего?

Работа в группах (на разных этапах урока)

*Информация биографов (перед работой с учителем)

*Выставка рисунков учащихся, альбом стихов о первой любви поэтов разных времён (на стенде и демонстрационном столике в течение работы над повестью-2 урока).

*Литературоведы - выступление с тезисами статьи В.А. Доманского «Русская усадьба в художественной литературе 19 века» с опорой на текст повести).

*Знатоки - помощь учителю в работе с классом по тексту

*Мастера презентаций - создание презентации по окончании работы над повестью.

Рефлексия и перспектива

Понравилось ли вам работать над проектом?

Что особенно привлекло в работе в группах?

Хотели бы поработать над другим проектом?

Напишите, используя материал повести и подборку стихов о первой любви известных поэтов, какая она - первая любовь?

Отчёты групп

Биографы

И. С. Тургенев не писал автобиографий. Он сам говорил: «Моя жизнь - в моих произведениях», свидетельствуя, что все его произведения в той или иной степени автобиографичны. Но повесть «Первая любовь» - одно из самых автобиографичных произведений И. С. Тургенева, если не самое автобиографичное: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это «Первая любовь». В остальном - хотя немного, да выдумано, в «Первой любви» же описано действительное происшествие без малейшей приукраски, и при перечитывании действующие лица встают как живые предо мною».

Собственная первая истинная влюбленность писателя прославлена им же самим. Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал он из них, может быть, лучшее свое произведение.

Все главные герои повести имеют свои реальные прототипы: шестнадцатилетний Володя - это пятнадцатилетний юноша Иван Тургенев; отец Володи - это Сергей Николаевич Тургенев, изображенный здесь портретно. «В повести, - говорил Тургенев, - я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего. Отец мой был красавец; я могу это сказать потому, что я нисколько на него не похож, - я похож лицом на мать. Он был очень хорош - настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться - и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное. Особенно становился он таким с женщинами, которые ему нравились».

Личность женщины, которая скрывалась под именем главной героини Зинаиды Засекиной, по понятным причинам, не афишировалось Тургеневым. Но современный исследователь М. Н. Чернов, на основе искусной комбинации текстологической и генеалогической работы, смог доказать, что реальным прототипом Зинаиды была поэтесса Е. Л. Шаховская. Княжна Шаховская стала причиной семейной драмы Тургеневых. Ее полюбили отец и сын, но она отдала предпочтение отцу. В 1834 г. умирает Сергей Николаевич, Екатерина Шаховская через два года после его смерти выходит замуж и умирает во время родов. Семейная драма Тургеневых далеко не для всех была тайной. Несмотря на это, имя женщины оберегалось.

Место действия реальных событий жизни пятнадцатилетнего юноши Ивана Тургенева и место действия героя повести шестнадцатилетнего Володи также совпадает абсолютно: это дача в Нескучном саду близ Калужской заставы, нанятая родителями писателя.

Мне было тогда шестнадцать лет. Дело происходило летом 1833 года.

Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного сада. Я готовился в университет, но работал очень мало и не торопясь», - так начинается повествование героя Тургеневской повести о своей первой любви. Действительно, Тургеневы наняли здесь дачу на лето 1833 года. Иван готовился к поступлению в Московский университет. События именно этого лета и вспоминал Иван Сергеевич Тургенев, создавая много лет спустя в 1860 г. свой шедевр «Первая любовь».

Вероятно, описание дома, данное в «Первой любви», соответствовало действительности: «Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев». Как установил исследователь-москвовед С. К. Романюк, дача Тургеневых в 1833 году находилась в районе Малой Калужской улицы, современные номера домов 19-21.Сегодня от той усадьбы не осталось и следа, она была уничтожена в конце 20-х гг. ХХ века. Сейчас на том месте ведется современное строительство. Сохранилась лишь черно-белая фотография усадьбы, сделанная в 1909 году книжным графиком, иллюстратором произведений И. С. Тургенева, В. В. Домогацким. Не сохранилась и усадьба Шаховских. Все изменилось. Но место помнит первую любовь великого русского писателя.

Отчёт литературоведов

Тезисы статьи В.А.Доманского

1.Мотив возможности высшего счастья, гармонии с миром

2.Каждый стиль сада заключает в себе определённую систему эстетических кодов.

Важны даже отдельные его топосы, уголки сада..

3.В мире усадьбы поют, музицируют, рисуют…

4.В усадебной повести доминирует любовная коллизия

5.Коллизии усадебной повести могут быть соотнесены с …мотивами: искушения, грехопадения

6.Мгновения счастья, испытанные однажды героями, и есть высшее вознаграждение судьбы, остаётся только воспоминание о несбывшемся счастье..

7...завязка невозможна без появления героя из «вне»

8.Любовный сюжет…прочитывается не только на уровне событий.., но и культурных знаков усадьбы:..сады,.. сумерки,ночь,тени…руины

Текст повести «Первая любовь»

1.«Я никогда не забуду первых недель, проведённых мною на даче…»

2.«…случайно приблизился к низкому забору, отделявшему собственно наши владения от узенькой полосы сада, простиравшейся за флигельком направо..

3.«…мы и на фортепьяно играли, и пели, и танцевали, и представляли цыганский табор…»

4.«Я всё забыл, я пожирал взором этот стройный стан…»

5.«Глядите на меня,- промолвила она, ласково понижая голос,- мне это не неприятно»…

6.«и теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что осталось у меня более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе

7.« В один день… ставни этого флигелька открылись, показались в них женские лица..»

8.«…была, что называется в народе, воробьиная ночь»…«Особенно полюбил я развалины оранжереи»

Отчет иллюстраторов


Какой эпизод из повести изображён?