Как изображает достоевский столицу российской империи. Основные идеи романа Ф.М

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели

По существу, Некрасов является первым на Руси «гражданским поэтом», сознательно и свободно, в силу внутреннего побуждения, подчинившим свою лиру целям гражданского служения. Только лишь отчасти предшественником его можно назвать Лермонтова , несколько стихотворений которого проникнуты гневом и едкой насмешкой поэта-сатирика. Но собственный внутренний мир творчества у Лермонтова был слишком велик и заставил его откликаться не на «злобы дня» окружающей жизни, но на главнейшие факты его духовной творческой жизни. Точно так же Фет , Тютчев , Майков , Ал. Толстой , Щербина и др. в своей лирике отражали собственную внутреннюю жизнь: идеи, художественные образы, чувства и настроения, промелькнувшие в душе. Наоборот, Некрасов не замкнулся в своей личной внутренней жизни, но как бы сделал свою душу зеркалом окружающей жизни. Факты, трагические или веселые, повседневной людской жизни, будили в нем то жгучее возмущение и боль, то радость, и служили возбудителями творческой работы.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В стихотворении «Поэт и гражданин » Некрасов так определяет задачи поэта:

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви!

Муза Некрасова чутко прислушивается к человеческой жизни, к человеческому горю, к обездоленным, униженным, несчастным, которые в муках жизни проклинают и свою долю, и свою жизнь.

Муза Некрасова – «Муза мести и печали», она не знает ласковых и прекрасных песен, но в ответ на стоны и рыдания людей издает страстные и рыдающие звуки. Поэт сам говорит:

Нет, музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной...
...Рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков.

И мы видим, что во всех его значительных произведениях тема по существу одна – страдания людей. Поэта отличает его необычайная чуткость к чужому страданию, он одарен особенно острым чувством людских страданий, и эти чувства заслоняют совершенно его личную внутреннюю жизнь и заставляют отдаться целиком стихии человеческой жизни, служить этой жизни своим пером, своей душой.

В ответ на стоны мучимых и обездоленных муза поэта издает звуки негодования, вооружается едкой, бичующей сатирой. Поэту, с чуткой любящей душой, приходится казаться вечно грозным и карающим, он держит в руках не ветку мира, но меч обличения и гнева. Отсюда печальные тернии в судьбе такого поэта, изображенной Некрасовым в стихотворении, посвященном

До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Личная жизнь

Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.

Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?

Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...

Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.