Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Паркет трещал под каблуком
Разработка урока музыки в 4 классе
Тема «В концертном зале»
Художественное название урока:
« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;
Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
Развивающие:
Развивать ритмический, динамический слух;
Развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.
Познавательные УУД:
Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
Учиться оформлять и выпускать газету.
Коммуникативные:
Участие в коллективном пении;
Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
Личностные УУД;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.
Методы обучения:
Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;
Метод слуховой и зрительной наглядности;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод взаимодействия с учителем;
Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)
Тип: комбинированный
Форма : урок « Выпуск газеты»
Ход урока :
I . Opr момент. Приветствие.
II.Актуализация темы.
Учитель:
Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.
Игра «Музыкальное лото»
-Название инструмента (рояль)
-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)
-Руководитель оркестра(дирижер)
-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)
-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)
-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)
(открывается карта ПОЛЬШИ)
Наклеивают карту Польши на газету.
Учитель:
(прикрепить портрет в центре)
- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа
« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»
Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….
На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).
Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».
Спортом номер один является футбол.
Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым
Обязательным первым танцем является полонез.
Инфор.на газету
Учитель:
-Тема нашего урока:
Не молкнет сердце чуткое Шопена....
Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.
(Приклеивают название)
Эпиграф урока:
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны ...
Р.Гамзатов
К омментарии детеи к эпиграфу .
- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?
Узнать о жизни композитора.
Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.
Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»
Ученик-корреспондент:
Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
Учитель:
-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его ……………. (Фортепиано)
- Репортаж продолжает.....................................
Ученик-корреспондент:
« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.
Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.
Инфор.на газету
Учитель:
-Почему, вам подскажет музыка.
(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)
Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.
Учитель:
- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»
«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.
В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.
III.Слушание музыки.
Учитель:
А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).
Собрать описание одного из танцев.(вальс)
Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...
-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.
Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»
.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Сообщение корреспондентов подготовил……………
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....
Слушание музыки -«ВАЛЬС»
бальный танец с плавным вращательным движением пар.
Учитель:
- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.
Слушание музыки « Мазурка»
весёлый, подвижный прыжковый танец.
- Как прозвучал танец?
(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
Сообщение подготовил корреспондент………………..
Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.
Инфор.на газету.
Учитель:
- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
(просмотр видеозаписи танца мазурка)
- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?
Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?
-Какая по характеру эта музыка?
(танцевальная)
-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.
- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.
Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.
(Ответы детей)
А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая
называется «Солнечный Крым».
IV . Вокальная работа.
Распевание. Песня «Солнечный Крым»
V . Обобщение урока и выводы.
Учитель:
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.
Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.
Ребята корреспонденты задают вопросы:
С творчеством какого композитора вы познакомились?
Торжественный польский танец-шествие?
Подвижный прыжковый польский танец?
Как друзья называли Ф.Шопена?
С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Учитель:
И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.
Инфор.на газету.
Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!
Угостить пирогом.
VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».
Презентация "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"
Полонез, мазурка, вальс.
Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша
Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.
Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.
Первые успехи
Портрет Шопена Э. Делакруа
Рояль композитора и одна из последних фотографий.
Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…
Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.
Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.
А теперь о танцах…
Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.
Происхождение
Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств.
Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый) , генсий (гуськом) , велький (большой, великий) , окронглый (плавный) , повольный (медленный) , ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой) .
В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века
Польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, размер ¾.
Возник на равнинах Мазовии на основе нескольких танцев: мазур, обертас и куявьяк. Эти танцы обладали общими ритмическими и хореографическими чертами.
Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке
Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.
Мазурки Шопена
Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.
Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.
Происхождение
Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.
Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.
Послесловие
«Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему?
Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?
Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор?
Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?
Благодарю всех за внимание и поддержку!
Данную презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ с УИОП № 12
Мелентьева Ирина Викторовна
И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?
Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.
202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя - Фредерик Шопен. Отец - француз, сын крестьянина.
Мать - полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
У него было три сестры - разносторонне развиты.
Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.
С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают - год, полтора…
Туберкулёз - это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.
Шопен проживает еще 20 лет!!!
Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.
В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял - он не кашлял! Вы можете себе представить - когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?
Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.
Как я уже говорила - Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
Все внимательно слушаем музыку полонез.
Вальс и мазурку.
Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…
Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.
… танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец.
Проверяем.
Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.
Нестареющий, вечно молодой - вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.
Кульминацией бала была мазурка
. Мазурка
(от названия польской области Мазовии).
В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
- Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.
Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
Творчество Фредерика Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.
Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?
На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.
Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».
Молодцы!
Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Похоронен Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда.
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.
Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
- О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец - шествие”? (Полонез)
- Назовите песенное произведение Шопена?
- Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
- Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)
Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. мне захотелось…
У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).
Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна
Не молкнет сердце чуткое Шопена
Сценарий урока музыки для 4 класса.
Шопен беседует с тобою
В часы раздумья и унынья,
В часы тревоги, немоты,
Растерянности и покоя.
Л.Озеров
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородной свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
А.Граши.
Цели и задачи:
Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.
Развивать представление учащихся о средствах выразительности.
Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.
Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.
Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.
Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность,
Предметные:
расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
Педагогические технологии:
Технология развития ассоциативно-образного мышления
Технология детского музицирования
Технология диагностики формирования музыкальной культуры
План урока:
Вступление. О музыке и музыкантах.
Ф.Шопен. Повторение пройденного.
Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Раздел урока
Технологии
Вступление.
О музыке и музыкантах.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить.
Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».
Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду, ту (подготовка к игре на свирельках).
(Исполняют песню «Когда играет музыкант», проигрыш играют на свирельках).
П – поиск и выделение информации
Р – постановка цели
К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальном исполнительстве.
Технология развития ассоциативно-образного мышления
Технология формирования певческой культуры
Технология детского музицирования
Ф.Шопен. Повторение пройденного
Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?
Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фридерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»
Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.
«Вальс» си минор.
«Полонез» ля мажор.
«Мазурка» ля минор.
Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).
Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем
К – умение слушать, вести диалог.
П – выделение информации.
Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.
К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.
Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед прослушиванием узыки)
Технология развития процессов восприятия музыки
Технология формирования певческой культуры
Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради).
Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.
Прелюдия №4 ми минор
Прелюдия №7 ля мажор
Прелюдия №20 до минор
(Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)
Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»).
Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы?
Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».
П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.
Р – анализ муз. произведений и средств выразительности
П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.
Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.
Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей
Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)
Технология развития процессов восприятия музыки
Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки)
Подведение итогов урока
А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).
Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает?
В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова
На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания
Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности
Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)
Технология формирования певческой культуры
Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».
Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»
Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.»
Роберт Шуман: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».
Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена,
Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф Шопена,
поставив буквы в нужном порядке.
Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность:
учитель музыки
Учебное заведение:
МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт:
г. Железногорск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации:
19.11.2016
Раздел:
начальное образование
Ход урока.
Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный,
т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим
мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто
исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы
думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и
постараться запомнить).
Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4
«б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну
подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец
танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)
Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.
СЛАЙД 2
(портрет Шопена)
Слайд 3 (тема урока)
Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я
просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше
всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)
Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)
Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему
Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)
Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не
Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда
входили).
На какой счёт исполняется полонез?
Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем).
А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам
Нужно его открыть полонезом.
(
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).
Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже
сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание
на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)
Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)
Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами
Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень
Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый
Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…)
Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине.
«Я люблю тебя Россия».
Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению.
О чём мы сегодня говорили? Что слушали?
Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка
Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё
же нет?
Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили?
Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)
Учитель:
Понравился урок или нет?
Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте
ногами.
Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).