Теперь - по поводу Теодора Курентзиса, что я о нем знаю и думаю.… - филармонический дневник. Дирижер Теодор Курентзис: биография, личная жизнь, творчество

С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.

В 1987 году закончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 - факультет струнных инструментов.

В 1988-1989 годах он изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора.

В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.

С 1994 по 1999 год обучался дирижированию у Ильи Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Как дирижёр и солист принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра.

Творчество

С 1999 года становится ассистентом дирижёра Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Курентзис постоянно сотрудничает с оркестром «Виртуозы Москвы», Большим симфоническим оркестром (БСО), Российским национальным оркестром (РНО), Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО), оркестром «Новая Россия». С оркестром «Pratum Integrum», объединившим лучших российских исполнителей старинной музыки на исторических инструментах, подготовил, исполнил и принял участие в записи СD первой русской симфонии - «Симфонии C-dur» Максима Березовского. С 2003 года - постоянный дирижёр Национального филармонического оркестра России (НФОР).

Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майями.

Дирижёр-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» Александра Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля 2002 года.

В октябре 2003 года выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского в Новосибирском Академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) (балетмейстер Алла Сигалова).

В марте 2004 года в качестве дирижёра-постановщика поставил в НГАТОиБ оперу Джузеппе Верди «Аида» (режиссёр Дмитрий Черняков). Спектакль был удостоен премии «Золотая маска».

С мая 2004 года - музыкальный руководитель и главный дирижёр НГАТОиБ. В том же году на базе театра создал камерный оркестр «Musica Aeterna Ensemble» и хор «The New Siberian Singers», которые специализируются в области исторического исполнительства.

В 2005 и 2006 годах осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (в редакции Г.Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта, в 2007-м - «Золушку» Дж. Россини.

В начале сезона 2006-2007 годах вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей НГАТОиБ - «Свадьба Фигаро» (режиссёр-постановщик - Татьяна Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик - Генрих Барановский).

С осени 2006 года, в числе известных молодых деятелей культуры, является соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 года Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, который звучал на премьере в 1874 году.

В апреле 2007 года спектакль НГАТОиБ «Золушка» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Теодор Курентзис, дирижёр и музыкальный руководитель балета, награждён специальным призом жюри «За яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева».

Помимо интереса к музыке композиторов эпохи барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своём творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов.

В сезоне 2007-2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с оглушительным успехом.

В июне 2008 г. дебютировал в Парижской национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Дж. Верди «Дон Карлос». В декабре 2008 г. выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» - совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской национальной оперы. В апреле 2009 г. премьера с огромным успехом прошла в Париже.

Указом Президента России Дм. Медведева от 29 октября 2008 г. Теодор Курентзис в числе деятелей культуры - граждан иностранных государств - был награждён Орденом Дружбы.

С Сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис - постоянный приглашенный дирижёр Государственного академического Большого Театра России. В ноябре 2009 г. на Новой сцене Большого под руководством Теодора Курентзиса состоялись премьерные спектакли оперы А. Берга «Воццек» (постановка Дм. Чернякова).

В январе 2011 г. назначен на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра «Musica Aeterna Ensemble».

Кино

2009 - снимается в биографической драме И. Хржановского «Дау», - исполняет роль Льва Ландау.

Теодору Курентзису 37 лет. Родился в Афинах, в 12 лет поступил в греческую консерваторию. С 1994 года живет в России. Работал в «Геликон-опере», в оркестре «Виртуозы Москвы», в Национальном филармоническом оркестре, в Национальной опере Парижа и других. С 2004 года – главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета, где создал аутентичный камерный оркестр Musica Aeterna и хор The New Siberian Singers.

«Человек, ищущий себя, – каким он должен быть на самом деле, а не каким его хотят видеть окружающие или даже я сам. Грешник, который очень хочет служить свету. Это получается пока только частично, потому что, когда ты уверен, что служишь свету, на самом деле ты служишь мраку. Одинокий, гиперромантичный. Человек, который до сих пор спрашивает и сомневается. Тот, кто узнает знакомые аккорды, когда кричит беспомощная тишина. Заключенный разбойник в монастыре прекрасного».«Мы сохранили возвышенные чувства»«История той любви была необычная, очень тяжелая. Мы пережили вместе такое, о чем другие только читают в романах. Мы много путешествовали, в каких-то повозках, караванах с цыганами, встречались на кладбище… Мы очень любили друг друга и обещали, что расстанемся на пике наших отношений, чтобы сохранить возвышенные чувства. Так и случилось в 1992 году. Сейчас она – врач-психиатр. Раны эти неизлечимы, но они мироточат, когда в темноте зазвучит музыка Малера; ты видишь, как во мраке возникает сердце из стекла, на котором написано: «Теодор был здесь!» Потеря первой любви научила меня быть артистом. Любовь – это путь от раны к ране… Ты идешь к музыке, чтобы найти сострадание. Оно доступно лишь гурманам, тем, кто не хочет быстро залечивать свои раны, которые помогают творить».

«Главное, что я взял от папы, – вкус жизни. Он никогда не пил, курил хороший табак и бесконечно слушал пластинки. Музыка стала его утешением, у него была сложная жизнь. Рос он сиротой. Одно время был моряком, инженером на корабле. Тогда-то, в 60-е годы, он привез из Японии и других стран много дисков. Потом стал полицейским. Мои детские воспоминания ассоциируются с музыкой, которую слушал и чувствовал папа. А еще в детстве он часто пел мне одну народную песню, красивую и печальную, про детей, которые то ли ушли, то ли умерли. Я ее любил и каждый раз рыдал, но не с болью, а с какой-то странной ностальгией. Вместе с той песней возникала сладкая правда о жизни, о том, как ценны люди, которые, кажется, постоянно существуют вокруг, – дед, мама, папа, – а они не вечны! Горькое сладострастие прощания… И хотелось идти их обнимать, потому что вот они, единственные, рядом с тобой. Это был мой первый опыт трагедии».

«Детство у меня связано с желтым цветом: пожелтели фотографии, на которые я смотрю. А еще потому, что рядом с нашим домом в Афинах были поля с ромашками, маргаритками и золотыми колосьями. До трех с половиной лет я жил в маленьком домике 30-х годов. Прекрасно помню его планировку. Если зайти в дом, справа была небольшая комнатка, где стояло пианино. Мама вставала в восемь утра, начинала играть, и я просыпался с сонатами Шуберта или сонатинами Моцарта. Утром в моей комнате был полумрак: ставни закрыты, а из щелей лился тихий свет. Было ощущение, будто тебя обнимают нежные ангелы… С тех пор я стал мечтать о такой же обители. Но увы, где она сейчас, я не знаю».

«Меня воспитывали все понемногу – и родители, и дядя, и бабушка, с которой я провел половину жизни, и мой дед, который мне много дал. Он был невероятный человек – красивый, голубоглазый, светловолосый. И очень трудолюбивый. Дедушка был торговцем, директором крупной фирмы. А еще он был безумно чистоплотный. Даже дома, прежде чем взяться за ручку двери, он доставал салфетку. Удивительный денди! Его дорожный чемодан всегда был в идеальном порядке. После смерти дедушки единственное, что я попросил из его вещей, – тот старый квадратный чемоданчик. Я храню его до сих пор. Как и его паспорт, и галстуки, которые я иногда надеваю».

«Главный виновник того, что я сейчас собой представляю, – это дирижер Илья Мусин. Я учился у него в Санкт-Петербурге. Он много работал с движениями, жестами. Объяснял, что дирижер – это и художник, и режиссер. Важно сначала нарисовать свой замысел, а потом его срежиссировать. Мусин говорил: «Вы играете здесь ноты, а ведь это слова, изображения». Он учил нас, как управлять своей энергией, и требовал, чтобы мы развивали воображение. «Не нужно дирижировать Германном (в опере «Пиковая дама». – Прим. ред.), – говорил мой учитель, – нужно самому быть Германном».

«Моего брата зовут Эвангелос, но в детстве все называли его Вангелино, так мы зовем его до сих пор. Он на год меня младше, и он мой лучший друг. Вангелино в совершенстве понимает существующий между нами тайный язык, некий код общения. Я многому его научил – чувствовать музыку, воспринимать прекрасное так же, как я. В результате в какой-то момент он был моим двойником. И если нам нравилась одна и та же женщина, то по одинаковым причинам. Сейчас брат живет в Праге. Пишет самобытную музыку, в том числе для театра и кино. В чем-то он более открытый, более светлый человек. Лучше, чем я. Он часто помогает мне опомниться, вернуться к тем идеям, которые однажды я начал проповедовать».

«Система Платона показала, как достичь счастья через идеализм. Когда я читаю Платона, я понимаю, что счастье – это поиск знания, позитивное исследование мира и очищение, которое случается после коммуникации или столкновения с другим – человеком или чувством. Счастье – это не когда ты ешь мед, а когда ты, как пчела, различаешь цветы и знаешь, какой мед откуда собирать. Это ритуал поиска, вопросы, которые человек задает в бесконечность. И от этого рождается искусство».

«Однажды я не пошел в детский сад и сидел дома. В дверь позвонили. Это был цыганенок лет семи, он просил денег. Мама подозвала меня, взяла мою ладонь, вложила в нее монету и моей рукой дала ее мальчику. Мне было года два с половиной, и тогда я не понял этих действий. Но запомнил на всю жизнь. Мама всегда дарила мне книги. Мы с ней много игралив разные умные игры, вместе музицировали. Сейчас она проректор филиала Афинской консерватории. Когда мне было пятнадцать, мама рассталась с отцом, после этого у нее не было других мужчин. Она всю жизнь прожила как мать. И я ей вечно благодарен».

«Музыка – не для тех, кто принимает жизнь, которую построили другие, а для тех, кто умирает без следа. На Афоне говорят: «Если ты умрешь до того, как ты умрешь, тогда ты не умрешь, когда умрешь». Когда ты отвергаешь предлагаемую другими жизнь, потому что она для тебя неактуальна, ты, как в монастыре, меняешь имя и умираешь для этого мира. Тогда ты начинаешь строить свой мир и можешь пригласить в него других. Если то, что ты делаешь, – искренне, люди пойдут за тобой. Если нет – останешься в одиночестве. Это большой риск. Если бы я решил стать дирижером, которого хочет видеть публика, я бы смог, на это у меня данных хватит. Но такое искусство меня не интересует. Я не хочу жить в мире, который оно создает. Что делать? Построить свой мир».

«Мой оркестр в Новосибирске Musica Aeterna и хор New Siberian Singers – это свободная территория молодых музыкантов, которые еще не утонули в «лебединых озерах» окружающего нас стерильного искусства. Это артистическая коммуна: люди собираются в моем кабинете, играют, выпивают, что-то обсуждают, читают стихи, вместе радуются и печалятся. Для своего оркестра я словно психоаналитик: хочу, чтобы они сказали правду. Я не прошу: «Сделай то, то и то!», а говорю: «Здесь мне не нужно, чтобы было громко или тихо. Мне интересно, как пахли ее волосы». Они включаются: «Мне кажется, на ля-бемоль!» Ну сыграйте на ля-бемоль. Не пахнут. Тогда сыграйте на до. А на до пахнут!.. Нужно, чтобы это было общее переживание. Есть язык приемов, понятный только им, например «кишки на пульт»...

Некоторые люди рождаются с необычайным даром и талантом свыше, который впоследствии развивается человеком и делает его знаменитыми по всему миру. Наш герой со временем стал настоящим феноменом в мире классической музыки. Рожденный далеко за границей России, он приехал в нее, получил гражданство и покорил своим талантом. Из статьи узнаете про личную жизнь Теодора Курентзиса и что обеспечило молодому человеку такой бешеный успех и признание, а также подробности биографии, скрываемые за занавесом частной жизни.

Биография

Теодор Курентзис – яркий и талантливый дирижер, в его руках музыка приобретает новый уникальный оттенок, а палочка в его ладони совершает удивительные движения, которые оживляют каждую нотку произведения. Но это только на Большой сцене, его личность всегда привлекает журналистов и СМИ, куда бы он ни пошел за ним следуют поклонники и папарацци. Рост звезды 178 см. Вся судьба, как театральное действие, наполнена неожиданными поворотами и круговоротом событий. Наш герой родился далеко не в России, его происхождение относится к теплым берегам Греции, где раньше жили великие мыслители. Чтобы понять, как он смог так скоро добиться необычайного успеха, вернемся назад в прошлое.

Jpg" alt="Теодор Курентзис в детстве c братом и отцом" width="700" height="466" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/05_P9XSSLb..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

За окном стоял 1972 год, 24 февраля, когда на свет появился будущий музыкант, он родился и рос на территории древнего города Афины. С самого начала его биография связана с музыкой. Его жизнь, как композиция постепенно складывается из нот. Мальчику только исполнилось четыре года, а он уже начал познавать азы игры на фортепиано, чуть позже его выбор пал на скрипку. Но ничего бы этого не было, если бы не его мама, которая с рождения стала приучать своих сыновей к культурному миру и искусству. Она часто водила семью на выступления оперных певцов, а по утрам будила пробуждающей мелодией на пианино. Так, в сердце мальчика зарождалась безграничная любовь к классической музыке. Отец полицейский.

Jpg" alt="Теодор Курентзис с мамой и братом" width="708" height="350" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/350x350_0xc0a8392b_19949275421428426506..jpg 300w" sizes="(max-width: 708px) 100vw, 708px">

Мать нашего героя сама превосходно играла на нескольких инструментах, а впоследствии встала на должность проректора в афинской консерватории. Не стоит забывать про его младшего брата, он тоже избрал стезю музыканта и в настоящие дни является известным композитором в Праге. Еще в 15 лет молодой человек с успехом завершил факультет теории в афинской консерватории, а на следующий год с успехом окончил направление струнных инструментов. Но на этом он не стал останавливаться, парень пошел дальше и стал брать уроки профессионального вокала в греческой академии. И вот в 1990 году он собирает свой первый камерный оркестр, с которым выступал в качестве дирижера на протяжении четырех лет.

Еще с ранних лет он увлекался русской культурой и классическими композиторами, парень постоянно слушал их произведения. Нет ничего удивительного, что он решил освоить новый уровень и стать настоящим профессионалом. В 1994 году он переезжает в Санкт-Петербург для продолжения обучения и зачисляется под руководство Мусина в местную консерваторию.

Jpg" alt="Теодор Курентзис в молодости" width="784" height="876" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Teodor-1993..jpg 268w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Teodor-1993-768x858.jpg 768w" sizes="(max-width: 784px) 100vw, 784px">

В дальнейшем он неоднократно восхвалял своего наставника, только он помог создать уникальный стиль и достичь успеха. Учитель помог юному таланту укрепиться на роли дирижера. Все это время он старательно изучал российскую культуру, музыку, сердце подсказывало, что здесь его настоящая родина. Еще во время обучения наш герой проходит стажировку в оркестр под руководством Юрия Темирканова.

Жена Теодора Юлия Махалина

Знаменитые люди и музыканты всегда пользуются большой популярностью среди журналистов и СМИ, такая слава не могла пройти мимо нашего молодого таланта. Все были удивлены, что в таком юном возрасте он управляет целым оркестром, но более всего поклонников интересовала личная жизнь иностранного исполнителя, что прячется за плотным занавесом кулис. Теодор не испытывает особого дискомфорта из-за повышенного внимания к его персоне. Он привык делиться с журналистами информацией о будущих проектах, выступлениях и новых событиях, но подробности частной жизни выудить из звезды не получается. Всех фанатов, особенно представительниц противоположного пола интересует женат ли он на самом деле?

Jpg" alt="Теодор Курентзис и Юлия Махалина" width="700" height="467" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/08_SyhqqDG..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

Еще в начале своего творческого пути на территории России он влюбился в прославленную балерину Мариинского театра Юлию Махалину, она моментально вскружила голову гостю второй столицы, и между ними разгорелся яркий роман. Это была самая красивая пара в культурной жизни Санкт-Петербурга. Девушка на тот момент была уже знаменитой и популярной, она помогла нашему герою пробиться на аллею славы благодаря своим знакомствам с привилегированными людьми.

Так постепенно они росли по карьерной лестнице неразлучным дуэтом. Но счастье молодых людей не длилось долго, и вскоре брак распался. Они оформили развод без скандалов и разбирательств. Бывшие супруги не комментировали в СМИ причины своего расхода, лишь сказали, что расстались по обоюдному согласию.

Последние новости говорят, что молодой человек абсолютно свободен и про него ходит множество слухов по поводу ориентации, кто-то считает, что звезда гей, ему приписывают большое количество романов с женщинами, но ни один из них не находит подтверждения. Завесу тайны своей жизни может скинуть только сам Теодор, но когда это будет неизвестно.

Jpg" alt="Теодор Курентзис личная жизнь" width="700" height="467" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/yavs..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

В 2014 году наш герой получил в России гражданство. Он заявил, что здесь нашел вторую родину и необычайно гордится работать здесь. Теодор всегда выступает против проявлений цензуры и ограничений искусства и творческих веяний, принимает активное участие в общественной жизни страны. Его главной задачей сейчас является перейти ограничения академичности в музыке и оживить каждую нотку в ней.

Творческий путь дирижера

Начало его карьеры начинается моментально после окончания обучения в Питерской консерватории. Парень резко вливается в культурную и музыкальную жизнь России, становится востребованным дирижером. В начальный период он активно сотрудничает с национальным оркестром России, с которым потом отправится в большой тур за границу в страны Америки. После этого, в составе большого симфонического оркестра отправляется покорять свою малую родину Грецию, Болгарию и США.

Jpg" alt="теодор курентзис дирижирует" width="1200" height="800" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/simfoniya_malera..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/simfoniya_malera-768x512..jpg 1024w" sizes="(max-width: 1200px) 100vw, 1200px">

Молодой талант сотрудничает с театром в Москве «Геликон-опера», где берется за оживление нескольких постановок Дж. Верди. Он постоянно участвует в престижных фестивалях и конкурсах, в его турне входят Лондон, Бангкок, Москва и Майами. За всю творческую карьеру Теодор воплотил в реальность огромное количество классических произведений России и Зарубежья.

В 2009 году он становится постоянным сотрудником Большого театра, а в 2011 становится известным пермским дирижером в местном театре оперы и балета. Его яркая творческая деятельность неоднократно была номинирована на множество наград, одной из них стала Золотая маска. Также он считается лауреатом премии Строганова. В 2008 году его наградили орденом Дружбы. В 2017 году с оркестром MusicAeterna он открывает фестиваль «Дягилев P.S.», где на скрипке солировала Патриция Копачинская.

Jpg" alt="Концерты Курентзиса" width="1200" height="680" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/teodor-kurentzis..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/teodor-kurentzis-768x435..jpg 1024w" sizes="(max-width: 1200px) 100vw, 1200px">

Под его предводительством постоянно проходят концерты не только в России, но и за рубежом. Так совсем недавно, 25 ноября этого года в Санкт-Петербурге было настоящее событие культурной жизни. Оркестр воплотил в жизнь Симфонию №4 Густава Малера «Волшебный рог мальчика». Согласно афише, через месяц мы встретим его в Москве на сцене консерватории Чайковского, где он будет играть произведения Рахманинова, спешите купить билеты.

Сыгранные музыкальные произведения

За всю творческую карьеру наш герой оживил огромное количество произведений русских классиков и зарубежных представителей. Но самые яркие работы:

  • в 2003 году он ставит балет «Поцелуй феи» в Новосибирске;
  • далее следовало участие в опере «Аида»;
  • за семь лет работы в Новосибирском оперном театре, на свет появилось «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Золушка», «Орфей и Эвридика», «Ромео и Джульетта», «Дидона и Эней», «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • в данное время он продолжает гастроли и воплощает произведения русских классиков в новом свете.

Jpg" alt="Теодор Курентзис концерты" width="790" height="527" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/content_teodor2_1..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/content_teodor2_1-768x512.jpg 768w" sizes="(max-width: 790px) 100vw, 790px">

Из статьи узнали тайные стороны личной жизни Теодора Курентзиса. Будучи рожденным в Греции, его сердце всю жизнь тянуло в Россию, на родину великих музыкантов классической музыки. Именно приезд на свою новую родину стал определяющим в его судьбе. Пожелаем музыканту новых идей и успехов.

Яркий и необычный дирижер Теодор Курентзис привлекает внимание зрителей и прессы не только творческими находками, но и необычностью своей личности. Где бы он ни появился, внимание публики и журналистов ему обеспечено. Свою жизнь он тоже строит по законам театра - динамично, с неожиданными поворотами и экстравагантными поступками.

Греческое детство

Обретал профессию в Греции Теодор Курентзис. Биография его будет с самого начала связана с музыкой. С четырех лет ребенок учился играть на фортепиано, позже ходил на уроки скрипки. В его семье все любили музыку, мама с раннего возраста водила его в оперу и он вырос под звуки классической музыки, его мать каждое утро начинала с игры на пианино. Большую роль в выборе будущего занятия в жизни сыграла мама, которая сам профессионально играла на нескольких музыкальных инструментах и впоследствии стала проректором Афинской консерватории. Младший брат Теодора также стал музыкантом, он пишет музыку и живет в Праге.

Можно сказать, что Теодор Курентзис - вундеркинд, он в 15 лет уже окончил теоретический факультет Афинской консерватории, а уже через год - факультет струнных инструментов. После этого он стал брать уроки вокала в Греческой консерватории. В 1990 году создал свой первый камерный оркестр, которым дирижировал четыре года. К этому времени Теодор Курентзис понял, что ему нужно выходить на новый профессиональный уровень и решил продолжить учиться.

Учеба в Санкт-Петербурге

В 1994 году Теодор Курентзис приезжает в Санкт-Петербург и поступает в класс Ильи Мусина в Санкт-Петербургскую консерваторию. Дирижер всегда говорит о Мусине с особой интонацией, он утверждает, что все, чего он добился на сегодняшний день - это заслуга учителя. Он сформировал музыканта, как личность и как дирижера. Теодор очень интересовался русской музыкой, много читал, слушал, исследовал и мечтал работать в России. Еще во время учебы ему удалось пройти стажировку в оркестре под управлением он также участвует в работе ведущих оркестров Санкт-Петербурга: Мариинского театра, филармонии, симфонического оркестра. Этот опыт стал высоким стартом для нового дирижера.

Творческий путь

По окончании консерватории Теодор Курентзис активно вливается в музыкальную жизнь России. Он сотрудничает с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова, с с которым участвует в большом турне по США, с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, с оркестром им. С коллективами из Греции, США, Болгарии.

Много и плодотворно сотрудничает Теодор Курентзис с московским театром «Геликон-опера», в котором он дирижирует двумя постановками Дж. Верди.

Богата и история участия Теодора Курентзиса в различных фестивалях. Им покорены Москва, Кольмар, Бангкок, Лондон, Майами.

За 20 лет своей творческой деятельности Теодор Курентзис сыграл с разными оркестрами мира более 30 величайших музыкальных произведений, среди которых много музыки русских классиков, произведений периода барокко и ренессанса, а также произведений современных авторов.

С 2009 года является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С 2011 года Теодор Курентзис стал главным дирижером и балета.

Музыка Сибири

В 2003 году Теодора Курентзиса приглашают в Новосибирск, где он ставит балет «Поцелуй феи» И. Стравинского, затем оперу «Аида» в сотрудничестве с Д. Черняковым, этот спектакль стал заметным событием не только в сибирской музыкальной жизни, но и на всей российской сцене. С 2004 года Теодор Курентзис становится главным дирижером и балета. За семь лет сотрудничества с театром он руководит концертными исполнениями таких произведений, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» Ф.А. Моцарта, «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Золушка» Дж. Россинни, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. Работает дирижером в оперных постановках «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В этот период в рамках интереса к аутентичному исполнению музыкальных произведений Теодор Курентзис создает оркестр Musica Aeterna Ensemble, специализирующийся на историческом исполнении музыки, и Камерный хор New Siberian Singers, которые приобрели широкую известность в России и за рубежом.

Достижения и награды

Яркая жизнь дирижера Теодора Курентзиса неоднократно была украшена заслуженными наградами. Так, он пять раз получал «Золотую маску», является лауреатом Строгановской премии. Его работы неоднократно удостаивались наград и премий на музыкальных фестивалях всего мира.

В 2008 году награжден Орденом Дружбы.

Теодор Курентзис: личная жизнь и семья

Яркие и знаменитые люди всегда интересуют людей и СМИ. Не является исключением и Теодор Курентзис, личная жизнь которого находится под пристальным вниманием. Дирижер, впрочем, не испытывает неудобства и часто с удовольствием общается с прессой, рассказывая о своих творческих планах и своих взглядах на музыку. А вот вопрос о том, Теодор Курентзис женат или нет, всегда остается без ответа. Хотя его с душевным трепетом ждут множество дам, ведь музыкант воплощает в себе идеалы многих женщин: богат, знаменит, красив. Так свободен ли Теодор Курентзис? Жена у него была, и это достоверно известно. Еще на заре своей жизни в России его покорила балерина Мариинского театра. Теодор Курентзис + Юлия Махалина - дуэт стал заметным явлением в культурной жизни Петербурга.

Балерина много усилий потратила на продвижение мужа по карьерной лестнице, ей он обязан многими высокие знакомствами, которые пригодились ему в будущем. Юлия ко времени знакомства с дирижером была уже звездой, ее активно продвигал хореограф О.М. Виноградов, и она могла сказать слово в поддержку начинающего музыканта. Брак оказался недолгим. Женат ли сегодня Теодор Курентзис? Личное для него является запретной темой, хотя молва приписывает ему немало романов.

Гражданская позиция

Дирижер ведет активную творческую жизнь, но при этом его частная жизнь полна событий. В 2014 году он стал гражданином России, утверждая, что нашел здесь вторую родину. Дирижер Теодор Курентзис, личная жизнь которого теперь связана с Россией, активно участвует в музыкальной и общественной жизни страны, так был одним из тех, кто поддерживал уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета. Он всегда выступает за свободу творческого самовыражения художника и является активным борцом с цензурой и ограничениями.

В свободное время Теодор Курентзис много читает, слушает записи выдающихся оркестров и много неклассической музыки, но говорит, что совсем перестал ходить на концерты - это мешает его внутреннему поиску. Он считает, что сегодня музыка стала слишком академична и это мешает молодежи воспринимать ее, поэтому его цель - приблизить ее к слушателю, сняв барьеры академичности. Он мечтает о революции в музыке и делает все, чтобы она была живой.

Дирижер. Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004-2010)).

Оркестр musicAeterna, который ныне базируется в Перми, известен как один из самых передовых российских коллективов, специализирующийся на аутентичном исполнительстве. В то же время оркестр не ограничивается произведениями ранних эпох и успешно сочетает в своем репертуаре сочинения разных музыкальных периодов и направлений, включая музыку ХХ века и произведения ныне живущих композиторов. У маэстро и musicAeterna подписан контракт с Sony Classical на выпуск трех CD c операми Моцарта: Le nozze di Figaro (2014, премия ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII-XVIII вв.»), Cosi fan tutte, Don Giovanni. В октябре 2014-го издан диск с программой сочинений Рамо - Rameau: The Sound of Light. Кроме того, готовятся отдельный релиз c Концертом для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка - Патриция Копачинская) и два диска с сочинениями Стравинского: «Весна священная» и «Свадебка». В августе 2014 года под фонограмму «Весны священной», записанную musicAeterna и Теодором Курентзисом, на Международном фестивале искусств RUHRtriennalle состоялся перформанс режиссера Ромео Кастеллуччи «Балет для 40 машин». Предыдущая дискография музыкантов включает Симфонию № 14 Шостаковича, Requiem Моцарта и оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (все три на лейбле Alpha), а также фортепианные концерты Шостаковича в исполнении пианиста Александра Мельникова и Mahler Chamber Orchestra (Harmonia Mundi).

Своими успехами Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта. В 2012 году в российской музыкальной критике появилось такое понятие, как «Пермский Моцарт», получившее широкое употребление среди меломанов.

График выступлений и проектов оркестра мusicAeterna и Теодора Курентзиса насыщен. В сентябре 2013 года Пермский театр оперы и балета представил оперу Пёрселла «Королева индейцев» в постановке знаменитого американского режиссера Питера Селларса; это была копродукция Пермской оперы, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской Национальной оперы (Лондон). В феврале 2014-го с оркестром и хором musicAeterna вместе с международным ансамблем солистов маэстро совершил гастрольный тур (Пермь, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон) с программой: концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и псалом Dixit Dominus Генделя.

В марте 2015 года состоялось европейское гастрольное турне Теодора Курентзиса с оркестром musicAeterna: концерты прошли в рамках Klara Festival в Брюсселе, на фестивалях в Афинах, Хельсинки и Люцерне, а также в Берлине. Музыканты исполнили концертную версию балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и программу Рамо-гала, состоящую из сочинений великого французского композитора эпохи барокко.

В июле 2015 года по приглашению директора фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернара Фокруля, солистки Пермской оперы Надежда Павлова и Наталия Ляскова, Станислав Леонтьев (Санкт-Петербург) и Дмитрий Ульянов (Москва), хор и оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят на престижнейшей площадке театральной Европы антемы Генри Пёрселла, «Свадебку» и произведения для хора a capella Стравинского и хоровую православную литургию. Кроме того, хор musicAeterna, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, выступит в Эксе с программой, состоящей из хоровой музыки разных эпох, от Средневековья до XXI века, а также примет участие в специальных фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из Сераля» Моцарта.

Также в планах Теодора Курентзиса и его коллективов - запись сочинений Бетховена.

В январе 2013 года дирижер Теодор Курентзис дебютировал с Венским филармоническим оркестром на фестивале Mozartwoche в Зальцбурге. В течение года состоялось выступление маэстро в Мюнхенской филармонии. В апреле 2012-го Теодор Курентзис дебютировал в Опере Цюриха в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Давние и плодотворные отношения связывают дирижера с мадридским Teatro Real: диптих «Иоланта/ Персефона» (2012). В числе совместных планов на ближайшее будущее знаменитого театра и дирижера такие проекты, как «Реквием» и «Дон Карлос» Верди, «Тристан и Изольда» Вагнера.

Предыдущие ключевые моменты биографии маэстро также включают: успешный дебют в Парижской национальной опере в 2008 году и там же постановку оперы Верди «Дон Карлос» в 2009-м (режиссер Дмитрий Черняков); в тандеме с Черняковым Курентзис также поставил две оперы в Большом театре России - «Воццек» Берга (2009), а в следующем сезоне «Дон Жуан» Моцарта. В сезоне 2009/2010 на Международном фестивале в Баден-Бадене в исполнении хора и оркестра Balthasar-Neumann под управлением Теодора Курентзиса прозвучала опера «Кармен» Бизе, а спустя два года - Cosi fan tutte Моцарта. В 2010 году он вместе с Венским симфоническим оркестром исполнил «Пассажирку» Вайнберга на фестивале в Брегенце. В 2014 году на сцене Пермского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского «Носферату».

В 2006 году параллельно развивающиеся в творчестве Теодора Курентзиса страсть к старинной музыке и интерес к произведениям современным композиторов привели к тому, что дирижер совместно с другими выдающимися российскими деятелями искусства запустил фестиваль «Территория». В короткий срок «Территория» стала одним из самых ожидаемых и престижных фестивалей не только в Москве, но и, учитывая участие в форуме студентов театральных вузов из разных городов России, в целом на культурной карте страны.

С 2012 года Теодор Курентзис руководит Международным Дягилевским фестивалем, который проводится в Перми и нацелен на сохранение и развитие традиций великого импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева. Ежегодно программа фестиваля включает мировые премьеры опер и балетов, спектаклей в жанре современного танца и драматического театра, концерты симфонической, камерной, старинной и джазовой музыки, художественные выставки, киноретроспективы. Совместно с Теодором Курентзисом художественную стратегию Дягилевского фестиваля определяют artistic-in-residence; в 2013-м в этом качестве выступили пианист и композитор, представитель музыкального постминимализма Антон Батагов и итальянский режиссер, «неудержимый театральный новатор» Ромео Кастеллуччи.

В 2013 году Пермский театр оперы и балета, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, получил 17 номинаций на премию «Золотая маска», опередив другие театры в России. Лично Теодор Курентзис был представлен в номинациях четырежды как «Лучший дирижер»: за музыкальное воплощение оперы Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») и оперы Паскаля Дюсапена Medeamaterial, а также за трактовку двух балетов - «Свадебка» Стравинского и «Шут» Прокофьева. По результатам голосования членов жюри маэстро был удостоен двух «масок» - за Cosi fan tutte и «Шута». Итоги театрального сезона 2012/2013 принесли маэстро Курентзису номинацию на «Золотую маску» за достижения в спектакле «Свадьба Фигаро» в Пермской опере.

Теодор Курентзис родился в Греции, в Афинах. С начала 1990-х живет и работает в России. Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе легендарного дирижера, профессора Ильи Мусина, учениками которого в разные годы были также Одиссей Димитриади, Валерий Гергиев и Семен Бычков.