Сватовство анатоля курагина к марье болконской пересказ. Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, и как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины – дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, - государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин – приспособленец и карьерист. Этот человек не приносит пользы Отечеству: он просто приближенный царя, «значительный», «важный» слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина – пристроить детей, т.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа.

Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку. У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского – непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовит облегченный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест – княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны, - красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, а с другой, - внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок тысяч только крепостных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа – невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы – там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться».

Болконские, в отличие от Курагиных, - аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважают чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую не любит. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадит ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».

У Болконских и Курагиных между членами семьи существуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля – «беспокойным». Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное ничтожество и примитивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.

Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.

Болконские – образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных. О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Дворянское общество в романе «Война и мир» Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к произведению, автор которого описывает мир, отделенный от него временем или пространством. Ясно, что по незнанию, заблуждению или небрежности писатель может наделать ошибок. Указать на них нетрудно, но что докажет этим историк, кроме собственной эрудиции? Художник не ученый, художественная правда неравнозначна правде исторической. Вольности обращения с исторической истиной представляются в литературном произведении вполне правомерными, ибо автор описывает не столько то, что было, сколько то, что могло быть - или даже, как ему кажется, могло бы быть. Однако бывает, что писатель намеренно искажает прекрасно известные ему исторические факты, сознательно, целенаправленно видоизменяет, переворачивает их во имя собственного замысла. Думается, в этом случае восстановление истины совершенно необходимо. Разумеется, не для того, чтобы уличить в обмане или раскритиковать литератора, изобразившего то, чего - как он точно знает - заведомо быть не могло, но при этом заставившего читателей поверить в правдивость выдуманного мира. Указание на расхождение между исторической и художественной правдой важно тем, что позволяет проникнуть в мастерскую писателя, уяснить его художественную и идейную концепцию. Как и творчество автора, пишущего на современный ему сюжет, творчество исторического романиста может стать вполне понятным только при выявлении разницы между реальностью эпохи и ее отражением в литературном тексте. Не знаю, насколько обоснованным покажется это утверждение, но мне хотелось бы проиллюстрировать его на примере изображения дворянского общества в эпопее «Война и мир». Л. Н. Толстой избрал для романа эпоху, которая в его время не только была памятна старикам, но многие явления которой сохранялись практически неизменными, то есть были частью современной жизни и в 1805, и в 1865 годах. Кроме того, он отдал много сил изучению мемуаров и исторических сочинений о периоде наполеоновских войн. Наконец, он создал свое произведение в какой-то степени с полемическими целями, желая показать историкам, как следует подходить к изучению прошлого. Свои историко-теоретические взгляды он изложил в целом разделе «Эпилога», не удовлетворясь их воплощением в сюжете, образах и философских раздумьях героев. Тем интереснее «Война и мир» историку. Перед нами не просто источник, отражающий взгляды эпохи 1860-х годов на события Отечественной войны 1812 года; перед нами - гигантский труд, поставивший целью передать характер времени, характер русского народа, опираясь на исторические материалы и на четко сформулированную историческую теорию. Назвать ли «Войну и мир» историческим сочинением в художественной форме или художественным произведением с историософским подтекстом, - в любом случае оно заслуживает самого пристального внимания как явление по-своему уникальное. Поскольку к дворянскому обществу принадлежат главные герои «Войны и мира», через их биографии всего удобнее рассматривать творческий метод писателя.

В старших же поколениях французским владели по-настоящему только те, кто успел получить образование во Франции до революции, либо те, кому посчастливилось заполучить хорошего учителя в доэмигрантские времена. В этих поколениях нередки были случаи плохого знания французского даже просвещенными лицами (так, И. Дмитриев понимал французский, но не говорил на нем; М. Загоскин, выросший в провинции, французский выучил по словарю и не имел представления о грамматике и произношении). Таким образом, 1805 год приходится на период, когда в русском свете было наименьшее число знатоков французского и наименьшее число лиц, воспитанных за границей. Разумеется, французский язык в салоне Шерер вполне уместен, поскольку сама хозяйка и половина ее гостей - иностранного происхождения. Но их «иностранный склад мысли» не следует прямолинейно переносить на склад мысли русской «высшей знати». Последний момент, связанный с Ипполитом: в укор ему автором ставится и ухаживание за княгиней Лизой Болконской. В этом он совершенно безгрешен. Волочиться за хорошенькими (и не очень) замужними дамами было, можно сказать, светской обязанностью молодых людей. Своим вниманием они хотя бы отчасти компенсировали женщинам равнодушие их мужей. Выбор Ипполита, павший на беременную женщину, явно свидетельствует о его платонических намерениях. Он словно бы выполняет свой долг, стараясь не причинить никому неприятностей. В начале XIX века Ипполит (которого, конечно, звали бы иначе), оставаясь глуповатым и никчемным фатом, не казался бы отрицательным персонажем. Беспутный брат Ипполита Анатоль многим представлялся главным отрицательным героем романа, однако его пороки не столь велики, как кажутся. Его многолетняя разгульная жизнь не являла собой ничего исключительного в кругу светской молодежи первой трети XIX века (так вели себя и Пушкин, и Грибоедов, и многие другие). Напротив, скорее скромный образ жизни был бы сочтен тогда недостатком, проявлением ханжества или лицемерия (вспомним насмешки Чацкого над Молчалиным: «Я езжу к женщинам, да только не за этим»). Во всем прочем безумства Анатоля - продолжение начатой в салоне Шерер сказки; они откровенно гротескны. Он кутит - и стоит своему отцу сорок тысяч в год, что является явным преувеличением. Проиграть в карты можно любую сумму, и долги чести надо платить, но помимо них Анатоль должает до тридцати тысяч в год кредиторам, то есть поставщикам и ростовщикам, - такие деньги по тогдашним ценам невозможно было растратить за год ни на какие прихоти и излишества. Если долги сына обременяли князя Василия, он мог воспользоваться испытанным и действенным средст-вом - объявить об отказе содержать Анатоля, после чего никто бы не дал тому в долг ни копейки, никто бы не сел с ним играть и даже любовницы его бы оставили. Сватовства Анатоля к богатой наследнице княжне Марье в его двадцать с небольшим лет также быть не могло. В такие годы в начале XIX века светскому человеку еще не полагалось помышлять о женитьбе, и было заведомо ясно, что старый князь Болконский своего согласия не даст под любым предлогом. Если Курагиным требовалось поправить свои дела, свататься следовало бы Ипполиту, все-таки старшему из братьев. Временами Толстой словно бы забывает о том, что Анатоль приходится Элен родным братом, и заставляет Пьера воображать их близость.

Князь Андрей женился на небогатой и незнатной немке Лизе Мейнен, увлекшись ее очарованием и кротостью, за что через полгода после свадьбы ненавидит себя, срывает зло на жене, а его отец открыто ее третирует. (Даже образу маленькой княгини Толстой постарался придать всю возможную нереальность. Черные усики Лизы, постоянно, настойчиво упоминаемые автором, никогда не были свойственны немкам. Кроме того, в июле 1805 года Лиза была заметно беременна и ходила переваливаясь, хотя ребенок родился только 19 марта. Разумеется, писатель мог просто забыть такие мелочи, но еще раз повторю - соединенные вместе, они складываются в цельную систему изменения даже общеизвестных истин.) В дальнейшем князь Андрей поступал полностью логично. Опасаясь быть убитым на войне, он просил отца самого воспитывать внука, если Лиза родит мальчика, не отдавая матери и ее семье: это совершенно правильно, ибо немецкая родня не обеспечила бы ребенку того образования и положения в свете, на которые вправе был рассчитывать наследник князей Болконских. В 1805 году, состоя адъютантом главнокомандующего, князь Андрей мечтал о личном подвиге на поле боя и действительно его совершил, поведя за собой солдат и павши со знаменем в руках. За этот поступок, тем более произошедший на глазах Кутузова, он должен был бесспорно получить орден и продвижение в чинах, о чем автор предпочел умолчать. После кампании 1805 года Болконский с чистой совестью и репутацией героя вышел в отставку, хотя в 1806 году Толстой заставил его вступить нехотя в ополчение, «чтобы отделаться от действительной службы», ибо «началась война и все должны были служить». Тут очередная фантазия или гротеск: никто не мог вынудить русского дворянина служить, поскольку свобода от службы была дарована ему «Манифестом о вольности дворянства» 1762 года. Кроме того, в 1806 году нельзя было бы сказать, что «началась война». Шли одновременно три заграничные кампании (русско-персидская, русско-турецкая и 4-я антифранцузская коалиционная войны), но это отнюдь не означало всеобщую мобилизацию дворян - ее не было и в 1812 году. Впрочем, Толстой не настаивал на этой подробности, предоставив герою хозяйничать в имении. Наскучившись уединением, князь Андрей возвратился в Петербург и втянулся в политические преобразования М. Сперанского, с головокружительной быстротой переходя от должности к должности. Разуверившись в полезности предполагаемых реформ (кстати, напрасно; можно было не верить в их осуществимость, но сам проект Сперанского по созданию в России конституционной монархии был революционен для своего времени), князь Андрей нашел новую жену, опять неудачно, ибо посватался к слишком юной девушке. Нынешнее представление о том, будто бы в начале XIX века замуж выходили в шестнадцать лет, а в двадцать считались старыми девами, ни на чем не основано. Бывало, что женщины вступали в брак и шестнадцатилетними, но средний брачный возраст в столицах соответствовал теперешнему, и даже в тридцать-тридцать пять лет девушка не теряла надежд (сестра Грибоедова Мария вышла замуж в тридцать четыре года, причем не за пятидесятилетнего вдовца, а за ровесника, - и это не единичный факт).

Далее Робида описывает человечество, которое, наконец опомнившись от «великого ужаса», пытается вновь объединиться и создает «Великий совет предохранения от ошибок прошлого без политиков» и принимает новое летоисчисление. «Род человеческий,P пишет он,P уцелевший и не погибший, по крайней мере, полностью наконец-то облагоразумился. Человек вышел из Великого бедствия и стал шествовать по бороздам, проведенными его предками». Альбер Робида прожил долгую жизнь. Ему суждено было увидеть Первую мировую войну и применение иприта против французов, что когда-то он описал в фантастическом романе. Увидел он и города, разрушенные бомбами, сброшенными с дирижаблей и самолетов, и осуществление многих других собственных пророчеств. Единственное, что он не мог предположить,P это то, что два его сына погибнут в мясорубке когда-то описанной им мировой войны. Сказочник и прорицатель умер в 1926 году, в возрасте 78 лет, в своем доме в Невилле, сидя за рабочим столом. Ему поставлен скромный памятник, и его вспоминают, когда вновь открывают его книги со смешными и забавными рисунками, изображающие женщин, одетых по-мужски, войну на рельсах бронированных локомотивов, сражения в воздухе «воздушных кораблей и кабриолетов», «театральные спектакли и телегазеты на дому по телефоноскопу», магазины с звуковыми записями, рождение людей из пробирки и многое другое, «невероятно фантастическое», но весьма пророческое. «Предвидения» Герберта Уэллса Долгое время в нашей стране английский писатель-фантаст Герберт Уэллс был известен прежде всего как автор нашумевших романов «Война миров», «Машина времени» и «Человек-невидимка»

Наполеон Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского В отличие от плеяды выдающихся западноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образ Наполеона был еще окружен героическим или высоким трагическим ореолом. Толстой и Достоевский показали, что сама идея "наполеонизма" глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности. Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой IXX века, которая выражает суть эпохи потрясений. Тема "сильной личности", живущей только жаждой абсолютной власти над "дрожащей тварью" была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося капитализма в России, и поэтому она приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своих произведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих литературных героев, например, Евгения Онегина, у которого в кабинете стоял "столбик с куклою чугунною под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом"; молодого француза Жюльена Сореля из "Красного и черного" Стендаля.

Бабушка во всем руководствуется разумным началом и тем огромным житейским опытом, которым она обладала. Несомненно, что образ бабушки, в которой Гончарову "рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях русской жизни", несколько идеализирован. Но в нем много и жизненной правды; Татьяна Марковна Бережкова напоминает Марфу Тимофеевну из "Дворянского гнезда" Тургенева, Марью Дмитриевну Абросимову в романе "Война и мир" Толстого. В своей молодости бабушка пережила драму, подобную драме Веры. Стоически твердо перенеся ее, она осталась верна старым патриархальным принципам жизни, глубоко веря в их незыблемость и строя на них счастье дорогих ей людей. Но сложившаяся в крепостнических условиях житейская мудрость бабушки, ее деспотические принципы терпят крушение в столкновении с мыслящей, критически настроенной, свободолюбивой Верой. Отсюда трагические переживания бабушки, понявшей, что старые устои рушатся, что ее правда давно стала ложью и что жизнь опередила ее. Но, по мысли Гончарова, "обрыв" означал также поражение и демократических позиций

Орловский государственный университет Кафедра истории русской литературы XI-XIX вв. Женские образы в житийных повестях XVII века («Повесть о Марфе и Марии», «Повесть об Ульянии Лазаревской») Дипломная работа студентки 5 курса Журавлевой И. Научный руководитель – доктор филол.наук, профессор Антонова М.В. Орел, 2002Содержание Введение 3 Глава 1. Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве 5 §1. Композиционный житийный канон 6 §2. Жанровый житийный канон и типы сборников 10 §3. Очерк развития древнерусских житий 13 1-й этап 13 2-й этап 16 3-й этап 21 4-й этап 24 §4. Некоторые направления эволюции агиографического жанра 26 Глава II. Критико-библиографический обзор исследований «Повести об Ульянии Лазаревской» и «Повести о Марфе и Марии» 31 §1. Палеографический обзор текстов 31 §2. Изучение исторической основы повестей 35 §3. Изучение художественной специфики повестей и образов героинь 38 Глава III. Святость и праведность Ульянии Лазаревской и сестер Марфы и Марии 46 §1. Ульяния Лазаревская как святая 46 §2. Сестры Марфа и Мария как праведницы 54 §3. Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Повести о Марфе и Марии» 59 Выводы 67 Библиография 69Введение Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто.

Эти события описаны в романе: Александра Богданова "Красная звезда", появившемся в 1908 году; это второе произведение после "Войны миров", о котором стоит говорить всерьез. По своей форме "Красная звезда", вероятно, последняя классическая утопия мировой литературы. Самой идее сделать Марс страной-Утопией нельзя отказать в плодотворности. Куда скорее можно поверить, что идеальное общество обнаружилось на другой планете, чем на неведомом земном острове. Автора, как и во всякой утопии, волнуют главным образом социально-философские проблемы, поэтому он почти не теряет времени на психологические изыскания, пейзажные зариСовки и прочие беллетристические тонкости. Ему гораздо важнее показать структуру тамошнего общества и марсианскую технику, поэтому его герой, как и положено во всех классических утопиях, превращается в экскурсанта, которого водят, которому показывают и объясняют. Но в "Красной звезде" есть и приобщение к новой, художественной форме фантастики, например в истории любви Леонида и марсианки Нэттй. Определение "красная" в названии книги - это не только цвет марсианских пустынь, это и цвет революции, цвет социализма

Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится в славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. День Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М.И. Кутузова со знаменем в руках увлек в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свое внимание на небо, и оно вызвало в нем искреннее и глубокое потрясение: « Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по- другому посмотрел на свое прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своем герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.

Насекомые являются переносчиками множества заболеваний. Многие грызуны также являются переносчиками болезней и наносят серьезный вред семенным и продуктовым запасам. Большой вред они наносят и сельскому хозяйству, что выражается в значительном снижении урожайности сельскохозяйственных культур. Особенно значительные потери урожая происходят в результате присутствия сорных растений, которые выносят питательные вещества и влагу из почвы, затеняют культурные растения, а во многих случаях и загрязняют продукцию ядовитыми веществами и семенами, вызывающими отравление человека и животных. Общие потери урожая от вредителей, болезней и сорняков в мире составляет 34% от потенциально возможного урожая. Из многочисленных современных средств и методов защиты растений наибольшее значение имеет химический метод, т.е. использование химических соединений, уничтожающих вредные организмы. В последнее время широко применяют и препараты биологического происхождения. Для России характерен менее высокий, чем в США и других зарубежных странах, уровень потерь урожая (применения химических средств), в среднем он составляет 25-27%.

В 1766 году уже серьезно стал рассматриваться брак дофина, внука Людовика XV и будущего короля Людовика XVI, с одиннадцатилетней эрцгерцогиней Марией Антаунеттой. Долгие и кропотливые переговоры привели к тому, что 24 мая австрийский посланник при французском дворе писал в Вену: "Король совершенно определенно высказался в том смысле, что Вы, Ваше величество, можете рассматривать проект как окончательно принятый". Дипломаты, однако, всячески затягивали окончательное решение данного вопроса. Марию Терезию предостерегают, что дофин недалек, неотесан и вял, но она постоянно давит на Людовика XV и требует оформления брачного договора. Наконец, в 1769 году Людовик XV отправляет в Вену послание, в котором торжественно просит руки Марии Антуанетты для своего внука Людовика, будущего короля. Весьма пожилой и мудрый король предчувствует, что дипломаты могут затянуть решение этого важного вопроса, и поэтому предлагает для свадьбы точную дату - пасхальную неделю следующего, 1770 года. Как показали дальнейшие события, король оказался совершенно прав: если бы он сразу же не настоял на точной дате свадьбы, то неизвестно, когда бы она состоялась.

Зато обращение к истории России давало им множество примеров удачных военных переворотов. «.Переходило ли, например, исследование, - писал Д.И.Завалишин, - к самому происхождению разных правительств в России, оно видело целый ряд революций, и притом при полном безучастии народа, и совершаемых большею частию военною силою, как было при возведении на престол Екатерины I, при свержении Бирона, регентши и Петра III. Все примеры показывали, что Россия повиновалась тому, что совершала военная сила в Петербурге, и признавала это законным». Вместе с тем дворянские революционеры по-разному представляли себе цели и задачи «ограниченной» революции. Противоположные позиции отразились в программных документах декабристского движения - «Проекте конституции» Н.М.Муравьева (1795-1843) и «Русской правде» П.И.Пестеля (1793-1826). Муравьев выступает за конституционную монархию. Ссылаясь на «опыт всех народов и времен», он утверждает, что «власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества», и кроме того, «она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка».

Особое место в краеведении занимает изучение дворянских усадеб, т.к. они долгое время являлись культурными, экономическими, образовательными и воспитательными центрами. -4- В последнее время появляются работы, в которых изучаются усадьбы с исторических и культурных позиций. Это актуализирует интерес к усадебным комплексам, заставляет взглянуть на это явление под другим углом. Изучение русской усадьбы в историко-педагогическом аспекте необходимо также для развития отечественной истории и педагогики, становления новых подходов к осмыслению национальных воспитательных и образовательных достижений. Все вышеперечисленное и позволило избрать тему исследования: ”Дворянская усадьба как воспитательная среда”. Предметом исследования является дворянская усадьба, ее воспитательная система. Цель работы: рассмотрение становления и развития дворянской усадьбы как культурно-исторического феномена, раскрытие особенностей системы воспитания. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - раскрыть исторические предпосылки возникновения дворянских усадеб в Курском регионе; - обозначить специфику становления усадебной культуры; - определить роль и место дворянской усадьбы в истории и культуре Курского края; - выявить условия формирования внутренней системы воспитания; - охарактеризовать общее и специфическое в дворянском и народном воспитании.


109 руб

Семья – это кристалл общества
В. Гюго

Роман-эпопея «Война и мир» рассказывает об исторических событиях начала XIX века. Но это произведение не только об истории, о жизни общества, но и о людях. Не случайно автор на протяжении всего романа рассказывает читателю о жизни целых семейств. Например, семьи Курагиных, семьи Болконских, Ростовых. Семьи, как и герои Толстого, во многом противопоставлены друг другу. Именно от семьи, как считает автор, зависит, каким станет человек в будущем, что выберет для себя жизненными принципами, жизненными идеалами. Одни живут лишь для себя, другие – для ближнего, готовы пожертвовать самым дорогим ради семейного счастья.
Уже в первом томе мы знакомимся с главными героями. В салон А.П. Шерер приезжает семья Курагиных. Князь Василий – один из представителей того общества, того пустого света, которое так ненавидит автор. В его движениях, жестах, речи отсутствует индивидуальность: внешне он одинаково мило общается со всеми. В душе же Василий Курагин – карьерист, он мечтает лишь об обогащении собственной семьи, не имея твердых моральных принципов. Какими же могут вырасти его дети? Конечно, такими же расчетливыми эгоистами.
Дочь Элен – светская красавица, звезда. Но кроме внешности, в ней нет ничего привлекательного. Элен – лишь пустая кокетка, мертвая статуя, не способная к живым, человеческим переживаниям. В свете у нее – дурная репутация. Но отец мечтает о выгодном браке для своей дочери. Узнав, что все наследство графа Безухова переходит его незаконнорожденному сыну Пьеру, Курагин женит его на своей дочери. Для Элен важен не сам Пьер, нескладный и некрасивый, а его огромное состояние. И мы видим, как страдает Безухов, попав в сети великосветских интриг.
Сын князя Василия Анатоль Курагин – под стать своей сестре. И для него, великолепного красавца, отец подыскивает богатую партию – княжну Марью Болконскую. Однако эта девушка отказывает Анатолю, понимая, что он женится на ней лишь из-за денег. Честолюбивый Анатоль пытается сделать блестящую карьеру военного, и наказан за это: в одном из боев он теряет ногу. Эгоизм и тщеславие для автора неприемлемы.
Совсем по-другому на страницах романа выглядя семьи Ростовых и Болконских. Здесь воспитание строится на других принципах, и они намного ближе к сердцу автора. Именно в такой семье вырос сам граф Толстой.
С семьей Ростовых мы знакомимся на именинах Наташи. Как сильно отличается обстановка этого дома от лжи и лицемерия салона А.П. Шерер, дома Курагиных! Здесь все просто и искренне, вместо французской речи звучит русская. Родители воспитывают своих детей, руководствуясь другими принципами: честность, порядочность, доброта – вот что отличает семью Ростовых.
Николай Ростов – порядочный человек, у него нет того честолюбия, как у Анатоля Курагина. Он идет на войну по долгу службы. В романе есть эпизод, когда Ростов струсил, испугался боя. Однако герой делает усилие, чтобы переломить себя, не уронить честное имя русского офицера.
Николай сумел под внешней некрасивостью Марьи Болконской разглядеть ее душевную теплоту и красоту, ее кротость, порядочность. Конечно же, читателю жаль Соню, кузину Ростовых, которой он предпочел княжну Марью. Но Болконская ближе ему по духу, по своим нравственным качествам. Вот что привлекает в ней Николая, а вовсе не ее богатство.
Милая и непосредственная Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. За ее внешней некрасивостью – богатый внутренний мир. Наташа восхищена красотой ночи в Отрадном, она счастлива в простом доме у дядюшки, счастлива на своем первом балу. Потеряв князя Андрея, страдает, и готова все ему простить, лишь бы вернуть возлюбленного.
В эпилоге Наташа и Пьер Безухов создают новую семью. И я думаю, что здесь будут такие же принципы воспитания детей, как и в доме Ростовых.
Читателям безумно жаль столь рано погибшего Петю Ростова, столь же милого и непосредственного, как его брат и сестра. Петя живет по принципу любви ко всем людям, окружающим его, и эта бесконечная любовь – из его семьи. Война приносит горе в любой дом, и очень жаль семью Ростовых, потерявших самого младшего и любимого сына.
Андрей и Марья Болконские очень схожи с Ростовыми. Андрею тесно в мире пустых сплетен, он мечтает вырваться из него на войну. Конечно же, Андрея нельзя считать только положительным героем. И ему присуще честолюбие, и он мечтает о славе. Однако, пройдя через жизненные испытания, герой преображается, становится другим. И теперь его жизненный принцип – жить для людей, быть полезным. Не случайно солдаты в полку называют его «наш князь».
Его сестра княжна Марья – образец для подражания. Для нее жизнь – это самопожертвование. Марья получила хорошее образование, у нее богатый внутренний мир. Она очень религиозна, строит свою жизнь по библейским заповедям. Марья очень любит своего отца и живет с ним в Лысых Горах, несмотря на то, что могла бы стать светской дамой Петербурга. Она искренне любит свою невестку, и после ее смерти заменяет сыну Андрея мать. Для нее страшно известие о смерти брата, и его она так же самоотверженно любит, как и остальных близких. И именно за эту доброту и самопожертвование полюбил ее Николай Ростов.
На страницах романа Толстого судьбы различных семей пересекаются. И все же нам понятно то, что является для автора самым дорогим в людях, семье. Это честность, порядочность, любовь к ближнему, душевное благородство, самопожертвование, умение признавать свои ошибки и учиться на них. Вот чем нам дороги его герои, и многому у них, на мой взгляд, можно учиться.

Курагин Анатоль - сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от «спокойного дурака» Ипполита князь Василий смотрит на А. как на «беспокойного дурака», которого всегда надо выручать из неприятностей. А. -- высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасными большими» глазами и русыми волосами. Он щеголеват, нагл, глуп, не находчив, не красноречив в разговорах, развращен, но «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Будучи другом Долохова и участником его кутежей, на свою жизнь А. смотрит как на постоянное удовольствие и увеселение, которое должно было быть кем-то устроено для него, он не заботится о своих взаимоотношениях с другими людьми. К женщинам А. относится презрительно и с сознанием своего превосходства, привыкнув нравиться и не испытывая ни к кому серьезных чувств.

После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея, намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль. Их последняя встреча состоится в лазарете после Бородинского сражения: А. ранен, ему ампутируют ногу.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (2 вариант)

Любимые герои Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» сопоставляются по принципу контраста с героями-эгоистами, лицемерами, представляющими самодовольный, развращенный свет. Среди них особенно выделяется образ Анатоля Курагина.
С первых страниц знакомства с ним дается его личностная характеристика, которая незначительно эволюционирует, усложняется на протяжении всего романа. Выбор имени и фамилии этого героя неслучаен. Автор очень ответственно подходил к выбору имени для каждого своего героя. Имя Курагина французского происхождения. Большую часть жизни он провел за границей, получив типичное для Европы домашнее образование. Отсюда его крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям.
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга».
Лишь в 3 гл. 4 ч. 1 тома автор приводит психологический портрет своего героя: красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля – его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Психологический портрет Курагина контрастен образу Андрея Болконского и Пьера Безухова, в характере которых определяющим было духовное, нравственное начало.
В потоке жизни судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи, Пьера Безухова, княжны Марьи, Андрея Болконского. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе.
Его сватовство больше напоминало фарс. Бравый внешний вид Анатоля оказал влияние на княжну Марью. Ей показалось, что в лице этого статного, сильного героя она обретет защиту, опору, избранника. Но за внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь. Герой не переставал смотреть на ножки мадмуазель Бурьен, с которой впоследствии изменил княжне Марье. Щегольство, бесконечные любовные интриги сделались для него привычными: «На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него».
В чем же скрыт секрет его развращающего обаяния? По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». В имении старого князя он чувствовал «тщеславное удовольствие, видя свое влияние на трех женщин». Чувство искренней любви, уважения, нежности к женщине незнакомо Анатолю. Для него каждая девушка является объектом удовольствия, игрушкой. При этом герой был абсолютно убежден в том, что никогда не сделал ничего дурного, что «ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил». Анатоль – это средоточие и логическое развитие порока. Его единственной страстью было веселье и женщины.
Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Разлука с князем Андреем стала для нее тяжелым испытанием. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Всему свету было известно печальное прошлое Анатоля. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка», которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы – там разврат, зло». Анатоль – олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Эта битва - сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек». Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное – к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.

Образ Анатоля Курагина в романе "Война и мир" (3 вариант)

Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.

Анатоль - сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен. Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия. Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку. Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «... кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, ... вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «... этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год...»

Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы. Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир. За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота. Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения. Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.

Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака. Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат. Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека".

Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму. Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу. Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.

Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.

В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья.

Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в Ясной Поляне со своим отцом и француженкой-компаньонкой. Многое совпадает в характере и во внешнем виде героев. Князь Волконский был горд, властолюбив, вел замкнутый образ жизни, презирал весь свет. У Марьи Николаевны были некрасивая внешность и «лучистые глаза». Ее по сватовству выдали замуж за отца Толстого.

Княжна Марья в романе – это художественный образ, поэтому полного совпадения с прототипом быть не может. Она показана кроткой и нежной девушкой, далекой от жизни великосветского общества, а потому неразвращенной. В создании этого образа Толстой выступает как тонкий психолог и реалист. Он пишет о самых сокровенных и тайных мыслях княжны, таких, которых она сама пугается.

Отец ее, Николай Андреевич Болконский, в прошлом влиятельный екатерининский вельможа, был сослан в свое имение Лысые Горы в правление царя Павла I. Человек с тяжелым характером, он превратил дочь в служанку и сиделку, «заедает ее век». Князь постоянно доводит дочь до слез, унижает ее, издевается над ней, швыряя тетрадки и называя ее дурой. Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. Только на пороге смерти старый князь осознал, как был несправедлив к дочери.

Несмотря на полную изоляцию и подчиненность, даже рабство, княжна Марья живет в постоянном ожидании любви и желании иметь семью. Девушка знает, что она некрасива, и очень переживает. Толстой рисует ее портрет: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Душа княжны была прекрасна, как ее глаза, которые лучились добром и нежностью. Из-за своей внешности княжна терпит унижения. Она не в силах забыть скандальное сватовство к ней светского распутника Анатоля Курагина, который ночью позвал на свидание компаньонку-француженку Бурьен. Княжна всем прощала, одинаково хорошо относилась ко всем: к мужикам, родственникам, отцу, брату, невестке, племяннику, Наташе Ростовой.

Героиня, несмотря на трудную судьбу, мечтает о простом человеческом счастье. По мысли Толстого, любая женщина живет в постоянном ожидании любви: «Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя». В духе христианской морали, внушенной всем женщинам чуть не с рождения, княжна Марья считала даже мысли о любви искушением дьявола. Она хотела бы отказаться «навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять волю» Бога.

Полная зависимость от отца, страшные мысли о его смерти, душевные муки по этому поводу заставляют княжну Марью искать утешения в религии, но ее религиозность истинная, идущая от чистоты души. Она старается покорно сносить оскорбления отца, находя силы в том, что помогает старому и больному человеку. Христианское смирение толкает ее на путь свершения добрых дел. Княжна Марья, помогая бедным, начинает чувствовать себя нужной и полезной. Постепенно раскрываются красота души и сила характера этой девушки, цельность ее натуры и стойкость в решении вопросов.

При наступлении французов княжне Марье приходится самой заниматься делами принадлежащих ее семье крестьян. Она от всего сердца хочет помочь крестьянам, когда от старосты Дрона узнает о бедственном положении мужиков. Еще до того, как она узнала о том, что крестьяне сговорились остаться у французов, она решает помочь им и разделить между ними все запасы хлеба, хранившиеся в Богучарове. Княжна Марья показала себя истинной патриоткой, когда гордо отказалась от предложения своей компаньонки-француженки остаться у французов. В ее характере проступает непоколебимая честность представителей семьи Болконских.

Страдания и одиночество научили княжну Марью думать. Она показана как редкая в дворянской среде умная женщина. Она одна поняла, какую опасность таит в себе богатое наследство, внезапно полученное Пьером.

Казалось бы, княжна Марья – провинциальная барышня, но перед нами сильный человек, бесстрашно смотрящий в лицо опасности. От врагов ее спасает гусар Николенька Ростов. Автор описывает долгие ухаживания, зарождение взаимных чувств и, наконец, свадьбу и счастливую семейную жизнь этой пары. Княжна Марья умна, беззаветно любит мужа и оказывает на него облагораживающее влияние. Богатый внутренний мир отражается и в дневниках княжны, посвященных детям.

В образе княжны Марьи гораздо больше жизненной правды, чем в других персонажах романа. Следить за развитием ее судьбы интересно, ее страдания вызывают уважение, а поступки понятны и справедливы. Любовь и семья стали для нее наградой и высшей ценностью в жизни.

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]