Сравнения выразительных средств музыки и живописи. Образы моря в литературе, живописи и музыке

Урок музыкальной литературы в 6 классе


Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л . -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.) - Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - маринистами.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х . - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М. )- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М. - Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М. - Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М . - регистр темы
Д . - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М. -Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013

24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, - она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

***

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры - под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.


Просыпается море (1часть - «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

***

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса - литовского композитора и художника , представлен в звуках и красках.



В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.


Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии - неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова . Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко» , насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море , и оно представляется то холодным и грозным - у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.


Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.


Андрей Петров - известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия» . Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

(с 0.01 до 2.53)

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

    Орг. момент.

    Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25) , французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуйте музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру.

Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Рисуем…музыку?»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Аржаева Александра Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Должность

Предмет

Класс

Тема четверти

Тема урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

«Рисуем…музыку?»

Базовый учебник

Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.

    Цель урока : выявление взаимосвязей между изобразительным искусством и музыкой, продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления об изобразительном искусстве; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного живописного полотна.

    Задачи:

Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и изобразительного искусства; раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни;

Обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами; продолжить развивать умение логического мышления в игре, творческой фантазии, музыкально-образного мышления.

Воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

    Тип урока : изучение нового материала (углубление в тему).

    Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, творческие задания, игра.

    Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия.М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма», К.Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», Э.Григ «Утро», песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной; презентация.

    Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Активизация внимания

Эпиграф урока на доске

Постановка проблемы, актуализация знаний

Любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся больше всего?

Сказка Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» (зачитать)

Отвечают на вопросы учителя.

Введение в тему урока

Подумайте, что я должна записать после слова тема?

Сформулируйте тему урока

Рисовать музыку? Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?. Исполнение песни «Музыка».

Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания, исполнение песни.

Совместное открытие новых знаний

Творчество Чюрлениса, Ренуара, Дебюсси.

Развитие творческой фантазии, воображения физкультминутка

Рефлексия

Творческие задания. Творчество Кандинского.

Выполняют задания. Размышляют.

Подведение итогов.

В неразгаданности искусства таится огромная сила. Ставим точку. Исполнение песни. Что нового узнали на уроке? Имена художников и композиторов.

Исполняют песню «Возьмите в руки краски».

Отвечают на вопросы.

Заключительное слово

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к любой прослушанной на уроке музыке.

Выбирают наиболее понравившееся музыкальное произведение

По горизонтали:

    Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.

    Сочетание звуков, аккордов.

    Средство музыкальной выразительности.

    Чередование длинных и коротких звуков.

    Скорость движения в музыке.

    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

    Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

Разработка урока музыки
«Рисуем музыку. Импрессионизм в музыке и
живописи».

Тема урока: Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
1. Ф.И.О. – Хамуева Е.В.
2. Место работы – МБОУ СОШ№42
3. Должность – учитель музыки
4. Предмет – Музыка
5. Класс – 5
6. Тема и номер урока в теме – № урока 29.
Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
Раздел: “Музыка и изобразительное искусство”, № урока в разделе 14
7. Базовый учебник ­ Учебник Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,
изд. «Просвещение»

8. Оборудование ­ проектор, ноутбук, экран, презентация со слайдами,
музыкальный инструмент фортепиано.
9. Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи
между музыкой и живописью
10. Планируемые результаты:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место. Обогатить музыкальный словарный запас
обучающихся
Метапредметные:
регулятивные ­ оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие
фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
11. Задачи:
­ образовательные (формирование познавательных УУД):
Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать
потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
­ развивающие (формирование регулятивных УУД)
Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух,
развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
12. Тип урока: урок получения новых знаний. Вид урока: урок творчества. Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная
музыка.
13. Методы:
метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;
 по источникам знаний: словесные, наглядные;
 по степени взаимодействия учитель­ученик: эвристическая беседа;

 относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; собственного «я».
относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение
14. Организация деятельности учащихся на уроке:
­самостоятельно определяют тему, цели урока;
­отвечают на вопросы;
­решают самостоятельно задачи;
­оценивают себя и друг друга;
­рефлектируют.
Приемы музыкальной деятельности учащихся ­ пение, активное слушание, анализ.
Музыкальный материал К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма»,Э.Григ «Утро»,
песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной;
15. Необходимое техническое оборудование: раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму,
Презентация с репродукциями картин Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»,
В.Кандинского, М.Чюрлёниса.
Вспомогательные материалы ­ краски, кисточка, листы с плотной глянцевой поверхностью, легковпитываемая бумага.
16. Структура и ход урока.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».
Ход урока.
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Рисуем… музыку? Импрессионизм в музыке и живописи»
­ Ребята, любите ли вы сказки?
­ Какие из них нравятся вам больше всего?
­ Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.
В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:
«А еще они рисовали всякую всячину всё, что начиналось на букву «М».
­ Как вы думаете, какое?
­ Правильно, музыка!
­ Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?
Рисуем музыку? (сл.1)
Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?
Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)
На доске (зачитать):

Красок музыка полна
И живет во всех она.
Кто рисует все в себе,
Кто рисует на холсте, ­
Но везде пусть вашей кистью
Управляют чувства,
Как внутри, так и вовне.
Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)
Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.
­ Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?
(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)
Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)
Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.
­ Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображенный на переднем плане или то, что составляет его фон?
­ Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).
­ За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.
­ Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).
­ Какое графическое изображение имеет мелодия?
Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и
художника М.Чюрлениса (1875­1911 г.) (Сл.5)
Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами
рисунка, пространства, красок.
Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.
(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)
«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)
­ Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

­ Какова «динамика» произведения?

­ Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)
Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж
потом – живопись.
­ Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?
­ Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Я знаю очень интересную историю. Называется она­ «Тайна лондонского тумана».
Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень
хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее
красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне
он увидел прекрасное здание ­ известный собор Святого Петра, в котором похоронено
много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил
нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал
работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как
город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что
едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался
передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке.
Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал
какой­то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»
А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд 21)
А музыку можно представить и нарисовать?
Физкультминутка.(Сл.22)
Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых
птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», ­ выдох. Вдох. «Я
лебедь» ­ выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки­крылья.
А теперь согните чуть­чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз).
Как радостно и свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и
увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Был замечательный полет! (Присаживайтесь).
В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайды 23,24,25,26,27,28) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для
удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.
1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является основной?


5) Тематика картин?
Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите.
По названию одной из увиденных вами картин, художников стали называть импрессионистами. Как вы думаете, что это за картина? Почему вы так
решили?
Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести
вечную молодость.
А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.29,30,31,32,33,34) понимает, что «цвет» в
многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение.
В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар,
огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного
выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но,
присмотревших, пятна как бы оживают.
И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.
А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Памятка его написания на экране (Слайд 35). Тема­Импрессионизм. Напоминает правила
написания синквейна. Выслушивает и оценивает результаты написания.
А теперь мы переходим к следующему этапу нашей работы. (Работа по рядам) Картины многих импрессионистов называют музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин Огюста Ренуара. 1 ряд «озвучивают» картину «Залив Мулен Гюе»», а 2 ряд ­ «Купальня на реке». (Слайды 36,37).
Третий ряд постарается решить кроссворд (раздаточный материал).
А теперь постарайтесь дать определение понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и попробуем выступить в роли художников. Сейчас мы послушаем музыкальные произведения Клода Дебюсси. Я заранее
не буду говорить название ­ постарайтесь найти свои варианты.
Перед вами лежат краски, кисточка и плитка. По мере прослушивания произведения, выбирайте цвета, отражающие суть и характер музыки. Наносите
краски брызгами на плитку (прослушивание «Девушка с волосами цвета льна»)
А теперь возьмите в руки бумагу и промокните вашу плитку. У вас получилась цветовая палитра ваших слуховых впечатлений.
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже на почве, подготовленной живописью. В прослушанном вами произведении, Клод Дебюсси добился
эффекта переливания красок без смешения тембров.(Слайд 38)

Основной темой творчества импрессионистов стали картины природы, причем сиюминутное ее восприятие. Важным было показать движение воздуха,
всплеск воды, игру света и тени.
Художники­импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из­за
своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать
блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.
Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.39), французскому композитору­импрессионисту. Живописность присутствует
уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»
Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.
Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.40,41,42,43,44
А теперь, на основе справочного материала и ваших впечатлений, сделайте вывод, что общего между импрессионистами: художниками и
композиторами.
Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников
краска преобладает над линией.
Какую же музыку можно назвать живописной?
Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку
лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что
он на самом деле был розовый. Лондон­ город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом,
придает ему красную окраску.
Теперь давайте вспомним выразительные средства живописи
Каковы выразительные средства музыки?
Сравните: выразительные средства в живописи и музыке. В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет,
колорит. А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов?­ Гармония.
В заключении, давайте исполним песню Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки краски»(сл.45) Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде
Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с
этими словами
После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.
Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок.
Домашнее задание: подобрать литературное произведение, созвучное с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
Рисуем музыку! (Сл.46)
Технологическая карта урока музыки

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
1.Этап
мотивации
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
2. Проверка
домашнего
задания.
Проверка
усвоенного
материала
прошлого урока
3.Этап
актуализации
и
фиксирование
затруднений
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
4.Этап
выявления
места и
причины
затруднения
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока
Приветствие, настрой. Можем ли
мы услышать живопись или увидеть
музыку? Зачитывает на доске
эпиграф. На эти вопросы мы
постараемся сегодня найти ответы,
но для начала, давайте вспомним
песню, которую вы учили дома.
­ Было ли в песне ощущение
законченности? Обычно всегда в
конце песни стоит точка. Почему
ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной
выразительности помогают нам
понять и увидеть содержание
музыкального произведения?
Что вы знаете о М. Чюрленисе?
В чем заключается связь музыки,
изобразительного искусства и
литературы на примере творчества
литовского художника ­ композитора
М.Чюрлёниса?
Какое графическое изображение
«мелодии» вы здесь видите?
­ В каком ладу «звучит» картина?
­ Какова «динамика»
произведения?
­ Что вы можете сказать о «темпе»?
­ Какие оттенки придает произведению
«регистр»?
Вспомним значение терминов портрет,
пейзаж, натюрморт.
Что объединяет эти понятия?
Мы с вами вспомнили, как называются
основные жанры живописи,
но я знаю очень интересную
историю. Рассказывает о написании
художником Клодом Моне картины
«Тайна лондонского тумана».
А как думаете вы, какого цвета туман?

Формируемые УУД
Познаватель­
ные
Регулятив
­ные
Коммуни­
кативные
Личност
­ные
Время
в мин.
2
Деятельность
учеников
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
работу на уроке.
Исполняют песню
«Музыка» Г.Струве,
И.Исакова
5
5
4
Отвечают на
вопросы.
Слушание «Сонаты
моря» финал
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
литературы,
изобразительного
искусства
Воспринимать и
анализировать
музыкальное
произведение для
постижения их
художественного
содержания
Выдвигать
версии
Анализируют
информацию,
Отвечают на
поставленный
вопрос
выделять
существенные
характеристики
объекта
Осознанно
использовать
речевые
средства в
соответст­
вии с
ситуацией
Осознавать
свои
эмоции
Развитие
эмоциональ
но­
нравственн
ой
отзывчивос
ти
Осознавать
свои
эмоции
Осознавать
целостност
ь мира и
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
участвовать
в диалоге
Учатся
размышлять,
слушать
вопросы и
отвечать на
них.
Выдвигать
версии

Изучение нового
материала на
основе сравнения,
анализа, синтеза
информации
4­.
Введение
в тему
урока
5.Совместн
ое
открытие
новых
знаний

Какие,
В 1874 г. группа молодых французских
художников организовала выставку
своих работ. Посмотрите на некоторые
картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда
на ваш взгляд,
Сислея.
характерные
черты живописи
импрессионистов.
1)Какая техника письма преобладает на
этих картинах: четкие линии или
наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является
основной?
4) Место действия всех картин?
5) Тематика картин?
По названию одной из увиденных вами
картин, художников стали называть
импрессионистами. Как вы думаете,
что это за картина? Почему вы так
решили?
Одним из первых русских художников­
импрессионистов был В.Кандинский.
Рассказывает о художнике.
А теперь, я предлагаю описать ваши
впечатления в синквейне. Памятка его
написания на экране)
Тема­Импрессионизм. Напоминает
правила написания синквейна.
Выслушивает и оценивает результаты
написания.
Переходим к следующему этапу нашей
работы. (Работа по рядам) Картины
многих импрессионистов называют
музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин
Огюста Ренуара. 1 и 2 ряд
«озвучивают» картину «Залив Мулен
Гюе»», а 3 ряд ­ «Купальня на реке».
Осознавать
целостност
ь мира
развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
Формирован
ие умения
грамотно
строить
речевые
высказывани
я
Вырабатыв
ать
уважительн
о­
доброжела
тельное
отношение
к
одноклассн
икам
Определять
цель,
проблему
17
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Учатся слушать и
эмоционально
откликаться на
музыку
учатся
размышлять над
содержанием
музыкального
произведения,
определять
средства
музыкальной
выразительности
высказывать
суждения о
музыке
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
изобразительного
искусства
Составление
кластера в тетради,
обмен мнениями в
парах, проверка на
экране, коррекция с
учетом изучения
справочного
материала
Формулируют тему
и цели урока.
Написание
синквейна.
Индивидуальная
работа.
Презентация
синквейнов.
Работа в группах.
Звуковой
анализ
полотна.
Презентация работ и
обмен мнениями.

Постараться решить кроссворд.
А теперь, на основе вашей творческой
работы, постарайтесь дать определение
понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и
попробуем выступить в роли
художников. Сейчас мы послушаем
музыкальные произведения Клода
Дебюсси. Я заранее не буду говорить
название ­ постарайтесь найти свои
варианты. Перед вами лежат краски,
кисточка, лист бумаги. По мере
прослушивания произведения,
выбирайте цвета, отражающие суть и
характер музыки. Наносите краски
мазками на лист.
Прослушивание «Девушка с волосами
цвета льна»
Музыкальный импрессионизм возник
несколько позже на почве,
подготовленной живописью. В
прослушанном вами произведении,
Клод Дебюсси добился эффекта
переливания красок без смешения
тембров. Рассказывает о картинах
К.Дебюсси. Видеозарисовка картин
природы под музыку Клода Дебюсси
«Лунный свет».
Слуховое
восприятие музыки,
воплощение в цвете
своих впечатлений
Презентация своих
работ и мнений о
названии.
Анализируют
картины, ищут
проявление
импрессионизма в
видеозарисовке
6­8 Этап
первичного
закрепления
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изученной
темы
А теперь, на основе справочного
материала и ваших впечатлений,
сделайте вывод, что общего между
импрессионистами: художниками и
композиторами.
Какую же музыку можно назвать
5
Работают со
справочным
материалом, делают
выводы об основных
средствах
выразительности
импрессионизма в
живописи и музыки
Анализировать
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
Оценивать
степень и
способы
достижения
цели
Осознавать
свои
эмоции
Вырабатыв
ать
уважительн
о­

живописной?
Вернемся к началу нашего урока. После
просмотра картин импрессионистов мы
узнали, что туман был розовый.
Послушайте разгадку лондонского
тумана. Рассказывает.
Вспомним выразительные средства
живописи?
Каковы выразительные средства
музыки?
Сравните: выразительные средства в
живописи и музыке.
В заключении исполним песню
Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки
краски
Подведение итогов урока.
Сообщение оценок за урок.
9.Этап
рефлексии
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционального
состояния,
мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
10.Итоги
урока. Оценки
за урок
Самооценка
результатов своей
деятельности и
всего класса
11.Домашнее
задание
Домашнее задание: подобрать
литературное произведение, созвучное
с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
3
2
2
Анализировать
Классифицировать
Сравнивать
Обобщают
полученные
представления,
отвечают

вопросы учителя
на
Сравнивают черты
импрессионизма в
живописи с музыке,
делают выводы
Исполняют хором
песню.
участвовать
в диалоге
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
доброжела
тельное
Аргументи
рованно
оценивать
свои и
других
мнение
Развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
формирова­7. Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.
По вертикали:
Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.