Распутин пожар анализ по главам. Проблема природы и людей в повести пожар

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» - горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжа-. лостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «… люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

В повести все происходящее освещено с точки зрения главного героя Ивана Петровича Егорова. Символический смысл предан пожару, случившемуся в леспромхозовском хозяйстве: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Повесть отмечена взаимным проникновением различных начал. Описаны трагические страницы жизни поселка: сгорели склады. Спасшие поселок от огня окровавлены и изранены.

«Горечь, боль, угар» - в каждой детали картины, оставшейся после страшной ночи. Но утром встает солнце, принося с собой яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю - и просыпалась земля… Разогреется солнышко - и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной».

Сколько горечи в этих словах, сколько любви автора к природе и родной земле прослеживается в них!

Любви и обиды за нее, страдающую от человеческого хищнического безрассудства, и за людей, не понимающих, что, уничтожая природу, они губят сами себя, губят и духовно, и физически. «Весна собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Очевиден выход автора к экологическим проблемам, но они не главные в повести.

Герой повести - скромный сельский житель, не обладающий выдающимися способностями. Он не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его «и долгих, и мучительных раздумий», цельность и искренность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни.

На своем опыте Егоров понимает, что четыре силы помогают человеку: «дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Одним из страшных итогов этой повести является горькое раздумье писателя над тем, что люди низкие и подлые организуются легче, быстрее и надежнее, нежели люди настоящие. Благодаря этой организации низкие люди начинают диктовать условия жизни людям порядочным.

В известной степени итоговым произведением Распутина явилась повесть «Прощание с Матерой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины, под предлогом великого преобразования. Распутин отнюдь не протестует против возведения великих гидростанций, но когда преобразования природы осуществляются в ущерб и за счет духовных богатств народа, неотвратимо возникает конфликт. Позиция Распутина предполагает необходимость создания новых национальных богатств при обязательном сохранении уже накопленного. Нация должна приобретать, а не заменять проверенные ценности чем-то новым, потому что неизвестно, будет ли это новое лучше старого. Великие стройки ценой великих разрушений не могут считаться состоятельными.

Матерую можно сравнить с легендарной Атлантидой, ушедшей на дно моря, только море это является рукотворным. Вместе с Матерой под воду уходит святость патриархальных отношений, национальных традиций. Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и земли. Остров является как бы святым местом среди агрессивного окружающего мира. На нем остался жить царственный листвень, где обитают старухи-праведницы.

По ночам остров обходит «хозяин» - добрый дух леса. Это вымышленное существо переживает вместе с Матерой тревожные минуты, он уже знает, что произойдет, но ничего не может изменить.

Все герои повести, прежде всего Дарья, живут в ожидании конца. Это время тревог, время прощания, начертания пророческих заветов. Автор раскрывает глубину чувств героев, их искреннюю любовь к тому месту, где они выросли. Особенно ярко это проявляется у людей старшего поколения. Молодежь же рада перебраться на «большую землю». Это тоже свидетельствует о разрушении нравственных устоев, об отдалении человека не только от того места, где он родился и вырос, но и от природы в целом. А в это время старики ездят прощаться со своей землей и не могут сдержать горючих слез. Им страшно перебираться на новое место, где другая земля, другие законы, другая жизнь.

А Матерая, со своей гармоничностью, добротой и любовью, со своей непохожестью на все окружающее, навсегда скрывается под речными водами, чтобы уже никогда не вернуться. Под волнами скрывается островок «обетованной» жизни. Так и людская чистота душевная гибнет в руках неумелого «мастера».

Филинова Елена Святославовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением

английского языка»

г. Сосновый Бор Ленинградской области

Класс: 11

Тема урока: « Что ты есть, молчаливая наша земля?» (по повести В.Г. Распутина «Пожар»)

Цели урока:

Познакомить с творчеством В. Г. Распутина (на примере рассказа «Пожар») и художественным своеобразием поэтического и духовного мира писателя

Задачи:

Образовательные:

    Содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение;

    совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

    приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме;

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать интерес к творчеству В. Распутина, любовь к природе;

    создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с презентацией, Толковый словарь русского языка И.С. Ожегова –М., 1990

Ход урока

1.Слово учителя

Дочитав до конца повесть В.Г. Распутина «Пожар», я закрыла последнюю страницу и задумалась над властью слова. Благодаря книге мы узнали мысли мастера. Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живём, передались и мне, читательнице. Я подумала о том, какое счастье, что в наши дни есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как Валентин Распутин. Повесть «Пожар» была впервые опубликована в журнале «Наш современник» (1985. № 7) и удостоена Государственной премии СССР.

Обращение к эпиграфу, постановка цели и задач урока (Слайд 1-2): Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование.

Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих.

Валентин Распутин

2.Обсуждение книги

Как вы думаете, почему взяты именно эти слова к нашему уроку?

Какие мысли и чувства вызвала у вас книга? (Обмен впечатлениями.)

К какой повести В.Распутина близко данное произведение и почему? Перечислите сходства.

("Здесь прежде всего надо вспомнить «Прощание с Матёрой» (1976), - отвечает писатель. - Я сам из «утопленников» - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение «Матёры». Сказав «а», следовало говорить «б». С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов - всё тревожней за человека... Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”)

Как видим, здесь переплетаются биография и творчество, конкретные реалии и художественные образы. Это характерно для Распутина. В «Пожаре» мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову, которая прятала в карманы маленькие коробочки, "уж точно не с утюгами”, она и с Матёры бежала первой. Немой, наделённый богатырской силой, дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула, да и сама Сосновка, в которой происходит действие, - тот самый новый посёлок, в который переезжали обитатели Матёры.

Обратим внимание на название повести. (Слайд 3)

Что такое пожар? Какие ассоциации у вас вызывает слово пожар? (Уничтожение, превращение в пепел; страх, боль, обгорелые вещи, огонь, плачь и т.д.) Во время работы учащихся звучит Антонио Вивальди «Танго смерти»

Словарная работа. Найти в словарях слово «пожар» и записать словарную статью в тетради.

(Слайд 4): . ПОЖАР – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей, а также само горение, уничтожение чего- либо огнём. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод (карточки с текстом у каждого ученика на парте). (Слайд 5)

Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

- Пожар в Сосновке: случайность или поджог? (Безответственность, бесхозяйственность)

Докажите словами из текста. Вероятно, поджог (Глава 3). Загорелись орсовские склады в самом "удобном” месте, чтобы "сгореть без остатка”, и горят к тому же именно в тот удачный момент, когда непосредственно отвечающие за их сохранность пребывают в отъезде. Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

- Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом?

Вспомните горящие избы в «Прощании с Матёрой», состояние Дарьи, её горе. Только совсем уж жестокий и нравственно отупевший человек (такой, как Петруха), которого ничем нельзя пронять, способен радоваться пожару.

- Каково душевное состояние центрального персонажа повести, Ивана Петровича, накануне трагедии? (Глава 1).

Силы на исходе, "край да и только”, не несут ноги, работа в тягость, усталость, желание покоя, бесконечной ночи, ничего не хотелось, как в могиле. И когда услышал крики о пожаре, до того было "муторно и угарно на душе”, что почудилось, будто крики идут из него.

- Почему для Ивана Петровича жизнь стала тяжёлой? (Слайд 6,7)

Из-за конфликта с архаровцами, сезонными работниками леспромхоза. В толковом словаре читаем: "Архаровец - буян, озорник, беспутный человек”. После публикации «Пожара» это слово вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо” я со всеми сделаю что угодно. Архаровцев в повести несколько - от предводителя Сашки Девятого до Сони. Обратимся к тексту книги.

- Кто в Сосновке хозяин?

Хорошего хозяина в посёлке не было. Был этот посёлок "неуютный и неопрятный, и не городского, и не деревенского, а бивуачного типа (бивуак - стоянка войск или участников похода вне населённого пункта для ночлега и отдыха), "словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании - когда же последует команда двигаться дальше, и потому - не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать” (Глава 4). Всё тут напоминало временное пристанище - и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному, на одном месте делу, прижиться в новом посёлке. Но это ещё полбеды. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Да и было у кого: в леспромхоз приехали за "длинным рублём” шабашники, люди без кола, без двора, так - перекати-поле. Началось пьянство, воровство, убийства.

- Почему архаровцы взяли верх над сосновцами?

Архаровцы "явились в посёлок как организованная в одно сила, со своими законами и старшинством. Пробовали разбить их - не получилось” (Глава 13). Сосновцы же были разобщены: "люди разбрелись всяк по себе ещё раньше, и архаровцы лишь подобрали то, что валялось без употребления”. Архаровцы - сила там, где "шкура” дороже души, а душа то ли заснула, то ли отмерла. Они - порождение социалистической системы, где на первом месте было сиюминутное. В данном случае план лесозаготовок. Вспомните, как вырубали лес. Торопились, делая план, тракторами и машинами уничтожали молодую поросль. Мало кто думал о том, что после такой вырубки несколько лет не будут расти деревья. Всюду зияют пустоты, тайга как лысая голова. После нас хоть потоп. Основное мерило ценностей - рубль.

- Как относились архаровцы к тем, кто пытался им противостоять?

У лесничего, оштрафовавшего леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, они украли кобылу и убили (Глава 9). Ивану Петровичу Егорову, который возмущался плохой работой шабашников, то песок в двигатель насыплют, то изрежут шланг, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьёт его. Зовут его архаровцы "гражданин законник” не зря. Он один переживает за судьбу своей земли, сам живёт и работает по совести и от других требует того же. Другие сосновцы отказались от борьбы. И не столько архаровцев винил Егоров, пытавшийся понять, что происходит, сколько своих односельчан, - почему смирились, поддались. "Иван Петрович исступлённо размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято - стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть” (Глава 9). Помните, начальник лично везёт водку в тайгу шабашникам, чтобы те не бросили работу. Уступка за уступкой, и вот архаровцы - сила. Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады.

- Кто тушил пожар, а кто как бы тушил, а больше помогал пожару, находя в нём удовольствие и свою корысть?

Тушили Иван Петрович, его приятель по Егоровке Афоня Бронников, тракторист Семён Кольцов, Алёна Егорова и ещё несколько сельчан. Остальные помогали пожару. Огонь пожара высветил всё отвратительное в людях. Воровали спасённое от огня добро не только архаровцы, но и свои, местные. Одурманенные водкой шабашники с вдохновением ломали запоры, "эта работёнка была по ним”. Почему такое могло случиться? Трагический случай помог Ивану Петровичу понять это и сделать вывод. "Сбежался едва не весь посёлок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь”.

- Почему среди обитателей Сосновки наиболее запомнилась Алёна, жена Ивана Петровича?

Для автора, как и для Егорова, в этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Она сумела прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. Она не говорит, а делает. "Алёна для Ивана Петровича была больше, чем жена. В этой маленькой расторопной фигуре, как во всеединой троице, сошлось всё, чем может быть женщина”. То есть - личностью, женой, матерью, другом, хозяйкой: "Она засохла бы на корню, если бы не над кем было ей хлопотать и кружить” (главы 6, 14).

- К какому выводу приходит писатель, размышляя о том, что нужно человеку для счастья? (Слайд 8-9)

"Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом” (Глава 16 ).

- Как вы поняли смысл финала повести? (Слайд 10)

После пожара Егоров идёт в лес, чтобы, оставшись наедине с природой, разобраться в себе. Валентин Распутин не пишет о том, уедет ли герой к сыну в Хабаровский край или останется в Сосновке. Герой чувствовал, как "легко, освобождённо и ровно шагалось ему… будто вынесло его наконец на верную дорогу”. Случай с пожаром показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями. И если не будет у неё защитника, то погибнет она, а вместе с ней и всё человечество. "Никакая земля не бывает безродной”. "Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?” - этими словами заканчивается повесть, похожая на самый болезненный вопрос, который задаёт сама жизнь.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Слово учителя: Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия? (Различные варианты ответов)

Написанная двадцать лет назад повесть В.Распутина «Пожар» о нас, сегодняшних людях. Работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное "я”.

Домашнее задание (Слайд 11): попробуйте сформулировать проблему, поставленную В. Распутиным в повести «Пожар», напишите сочинение.

Используемая литература:

1. Газета издательского дома "Первое сентября». - 2006. - № 9

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле». Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое.

Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке.

Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят.

Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца. »Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!

» - горячится в споре Иван Петрович. Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

люди разбрелись всяк по себе еще раньше…» Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность.

Что «было не положено, не принято, стало положено и принято. В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, переживает за упадок нравов.

И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх!

Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая.

В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло, наконец, на верную дорогу». Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.

Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “ ” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”. Однако Распутина интересует не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. Автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми.

“Горит село, горит родное…” Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были привычным делом.

Дома-то стояли деревянные, вот иногда и выгорало по полдеревни. И сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычное явление. Зачем же писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовало Распутина?

А возможно, пожар – просто повод к размышлению о жизни. Герои писателя – коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует лучших из них и автора, нравственная: веками накопленный опыт, точки его соприкосновения с тем новым, что пришло сегодня, взаимодействие старого и нового, приобретения и потери. Эта повесть – разговор по душам о том, что болит сегодня и что можно и необходимо сделать нам немедленно.

Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах В. Распутин вкладывает в уста главного героя – ветерана войны и труда шофера Егорова. Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, оно выжигает души людей, оставляя пустоту и чернь. Егоров уверен в правоте своих взглядов, не зря автор подбирает для него основательные, весомые слова: “Правда – это река, ложе которой выстелено твердым камнем…

Правда проистекает из самой природы… поправить ее нельзя”. Валентин Распутин, рассказывая о происходящих событиях, часто обращается к воспоминаниям.

И не может понять его герой, почему в затопленной деревне Егоровке все жители были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестными работниками, любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, что это был их дом, их земля, которую завещали им предки. И отношения между людьми были чуткими, справедливыми и доверительными. И стояло бы это село, если бы…

Если бы не уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали “архаровцы” – безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных убеждений. Их цель – заработать деньги и весело пожить. С появлением новых безалаберных жителей, руководствующихся принципом “не свое – не жалко”, меняются и облик деревни, и психология людей. Привычную честность, “совестливость, отношение к труду как к святому призванию” стали называть архаизмом, а то, что было позором и грехом, – считать “за доблесть и ловкость”.

Легкая и бездумная жизнь приводит к воровству и пьянству. Происходит переосмысление нравственных ценностей: сосновцы косо смотрят на всякого, кто по старинке “качает права и говорит о совести”. “Архаровцы” угрозами держат в подчинении весь поселок.

Люди разбрелись, всяк живет сам по себе. Страшно то, что Афоня Бронников, говоря: “Я работаю честно, живу честно…”, продолжает: “…

и хватит”. На остальных ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам жить честно, и чтобы так жили другие. С чего же начался в Сосновке этот нравственный разлад?

Сосновка – временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работы порождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе, развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным им делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают!

Деревья вырубают варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на первом месте план и заработок. “Несворачиваемая правда”, по мысли Егорова, состоит в том, что бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия: обмелеет река, начнется заболачивание местности.

Лес – это не только деревья, это грибы, ягоды, орехи, дичь и пушнина, чистый воздух. “План!? – возмущается Иван Петрович.

Лучше б мы другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души!” Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить ее красоту, ее своеобразие. Желая приблизить читателя к истокам родной речи, он мастерски использует диалектные выражения: “вечер мякотный, тихий”, “как растеплило днем, так и не поджало” к вечеру, – читаешь это и чувствуешь себя жителем поселка. …И случился в Сосновке пожар.

Село строили наспех, кое-как, о средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели склады. На мой взгляд, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность жителей.

Автор делит своих героев на “архаровцев” – приезжих и на “законников” – коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаивает государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов – “надежный человек”, Борис Тимофеевич Водников – мужик свой”, дядя Миша Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку.

Но есть и те, кто пришел просто “погреть руки”. “Архаровцы” вроде работают азартно, “вдохновенно”, но работают там, где можно поживиться. Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя почти героически.

Но это продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку, валенки – все, что можно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро, а Соня умирает как мародер и убийца. Пожар – итог общего неблагополучия: горят старые порядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля.

Но не только это страшно. Я думаю, страшно и то, что все это приводит к душевной усталости и беспорядку “внутри себя”. “Страшное разорение” чувствует Иван Петрович, “будто прошла в нем иноземная рать”, вытоптала все, оставила лишь куски от того, что раньше было устоявшейся жизнью. От этой неустроенности и решает он уехать из поселка.

“Чтобы чувствовать себя “сносно”, нужно быть дома”, – рассуждает главный герой. Дома – в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома – в избе, квартире, дома – на родной земле. Имея эти три “дома” , человек обретает уверенность в жизни, “твердь под ногами ” , глубоко пускает корни, бережет и украшает землю, на которой он живет. По мысли В.

Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?!

В конце повести главный герой задает вопрос: “Что делать будем?” – и слышит ответ Афони: “Жить будем…” Валентин Распутин заканчивает повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на изменения к лучшему.

А чтобы эти изменения произошли, человеку необходимы “… дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”.