Произведение астафьева пастух и пастушка. Характеристика произведения «Пастух и пастушка» Астафьева

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ. «Больше других люблю “Пастуха и пастушку”», - говорил писатель в 1989 г. Повесть значительна прежде всего как первое крупное произведение писателя о войне. Четырнадцать лет писатель вынашивал эту повесть и уже изданную переписывал неоднократно: требовательное отношение к военной теме связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

“Современная пастораль” - такое жанровое определение дает повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение (пастух и пастушка, пастораль, чувствительность, единственная любовь) с грубым бытом войны. Ho в итоге не получается ожидаемого вывода - любовь побеждает смерть, ибо на жестокой войне любовь спасает далеко не каждого человека.

В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, и ее командир Борис Костяев, именуемый ванькой-взводным (хотя это часто употребляемое писателем слово не гармонирует с образом героя). Взвод участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.

Идет жестокий кровавый “Бой” (так и называется первая часть), немецкие танки утюжат окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир взвода (ему идет только двадцатый год), крича и плача, “натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей”, бросается на танк с гранатой: “Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было не разорвавшимся от напряжения”.

Под пером Виктора Астафьева - одного из лучших мастеров словесного изображения в современной русской литературе - оживают картина боя и образ человека на войне: “Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...”

Картины войны в повести написаны убедительно, зримо, но порой “окопная” правда писателя даже натуралистична: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: “Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?”»

В повести не называются ни время, ни место сражения. Ясно, что действие происходит на Украине, где окружена и уничтожена громадная группировка противника. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 г., одну из выдающихся в истории Отечественной войны.

Пафос этой повести антивоенный. В изображении войны писатель глубоко правдив. Есть здесь едва ли не самая сильная сцена современной военной прозы - описание разбитого хутора, греющихся у огня пленных, когда в их толпу врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: “Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..”

А “в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...”.

Война в изображении Астафьева - трагедия простых, ни в чем не повинных людей с обеих сторон.

И в этом военном аду за одну ночь расцветает великая, та единственная любовь, которая дается не каждому. Повесть “Пастух и пастушка” - о любви и войне. Автор ставит перед собой труднейшую задачу совместить с грубым реализмом войны возвышенную романтику и даже сентиментальность. И это ему удается, хотя первые критики, познакомившись с первым вариантом повести, усомнились в этом. Писатель переделывал повесть при многих переизданиях, и в итоге ему удалось написать любовные сцены психологически точно, не сбиваясь ни на пошлость, ни на фарс. В психологической мотивировке, в доказательстве возможности этой, казалось, невозможной на войне, молниеносно возникшей любви задействован весь арсенал изобразительных средств, взятых из реалистической литературы и даже из сентиментализма. Здесь можно найти и то, что сегодня в связи с прозой постмодерна именуется интертекстуальностью (цитирование в тексте других текстов), когда Астафьев вплетает в ткань повествования знаменитое “На заре ты ее не буди...” или пушкинское мимолетное виденье, “которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга”.

Используется в повести и символика. Из арсенала сентиментализма писатель берет жанровое определение повести (“пастораль”) и образы пастуха и пастушки, которые постепенно превращаются в символ. Причем этот символ находится как бы в центре поэтики повести. Он заявлен в названии (“Пастухи пастушка”) и вызывает у читателя определенное ожидание. Ответ дается достаточно быстро. Прибыв в освобожденный хутор, взвод Бориса Костяева натыкается на страшную картину - убитых пастуха и пастушку, двух стариков, приехавших в эту деревню из Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный табун:

“Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...”

Этот эпизод остается в сознании и как символ жестокой войны, и как символ вечной любви. Ho в тексте происходит дальнейшее развитие символа. В ту единственную ночь, которая была отпущена влюбленным, в памяти Бориса всплывают убитые старик и старуха - деревенские пастухи - и детское воспоминание, когда он с матерью ездил в Москву к тетке и ходил в театр. Он рассказывает Люсе, своей возлюбленной, сцену из спектакля:

“Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны”.

В последний раз образы пастуха и пастушки, убитых на войне, мелькают в угасающем сознании взводного, когда его раненного везут в санитарном поезде в тыл.

Образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева в тексте повести, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь.

Под стать Костяеву и его возлюбленная, образ которой создается в основном за счет арсенала изобразительных средств литературы романтизма. Люся - женщина во многом загадочная. Мы так и не узнаем, кто она и откуда. Многие приметы свидетельствуют о том, что она не деревенская женщина, что она достаточно начитанна и музыкальна, что она понимает и чувствует людей. С ней произошло что-то страшное. “Глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то” угадывались в ней. Писатель рисует ее портрет с помощью полутонов, эскизно. Маленькое лицо ее как будто недорисованное, убегающий взгляд, невзаправдашние глаза делались иногда загадочно-переменчивыми, “то темнея, то светясь, и жили как бы отдельно от лица”. Такая женщина способна на необычную любовь. В повести присутствует нереальная, фантастическая сцена, в которой Борис, якобы отпросившись у руководства, повидал свою возлюбленную еще раз. Этого не было и не могло быть, но сцена изображена вполне реально и еще раз подчеркивает силу и глубину любви.

Зачин и эпилог повести, где описана безымянная женщина, которая все же разыскала могилу своего возлюбленного посреди России и, навестив его, пообещала, что скоро воссоединится с ним навечно, решены в стиле романтической поэтики, т.е. в стилистике Люси, поэтому и можно предположить, что это и есть состарившаяся Люся, которая пронесла свою любовь к Борису через всю жизнь.

Повесть густо заселена героями и дает вполне реальное представление о том, какие люди защищали страну. И хотя это, как правило, эпизодические персонажи, тем не менее, как всегда у Астафьева, они очень выразительны. Это и комбат Филькин, однокашник Бориса по полковой школе, родом из семиреченских казаков, это и партизанский связной Хведор Хвомич, у которого немцы сожгли всю семью и дом. Солдаты из взвода Бориса Костяева все индивидуальны, непохожи друг на друга. Это, к примеру, непьющий долговязый москвич из рабочих Корней Аркадьевич Ланцов, который в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился, но на войне старое умение ему пригодилось - он прочел складную молитву над могилой убитых стариков, пастуха и пастушки. Самый молодой во взводе - ординарец Бориса, по прозвищу Шкалик, который, чтобы поступить в училище и получать бесплатное питание, прибавил себе 2 года, а его в армию забрали в пехоту, вероятно, шестнадцатилетним. Запоминаются и кумовья с Алтая Карышев и Малышев, первый и второй пулеметные номера, в которых взводный души не чаял и которые “воевали, как работали, без суеты и злобы”.

Разные люди были на войне. Был “злой, хитрый, ловкий солдат” Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было. Он любит петь частушку (“Если валенки не дали, значит, выдадут медали”); угождает штабному офицеру и с его помощью перебирается подальше от передовой, порой и мародерствует, за что наказан тяжелым ранением.

Выразителен образ “зажратой пэпэжэ” - походно-полевой жены врача госпиталя, куда попадает Борис Костяев. Она своим видом наводит писателя на такие размышления:

“He одного еще такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады”.

Ho полнее других из взвода изображен старшина Мохнаков. Помкомвзвода старшина Мохнаков, антипод Бориса, - хозяин в окопном быту. Он человек без лишних сантиментов, живет по принципу: все дозволено, война все спишет. В этот ряд он ставит и Люсю.

Умелый солдат, он в бою не палил куда попало, не суетился: видя неопытность командира взвода лейтенанта Костяева, он постоянно оборонял его, оказываясь на его пути (“как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта”). И хотя он не раз в сердцах про себя называет взводного мямлей, тем не менее понимает его и говорит ему однажды: “Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... He жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их!..” Произнося эти слова, он как бы объясняет свой бестактный и грубый поступок в отношении Люси. Ho старшина не только оценивает себя, но и принимает роковое решение - погибнуть, так как со своей жестокостью он не может жить в обществе. Он гибнет в бою, бросаясь с миной под танк.

Образ старшины Мохнакова - новый характер, неизвестный ранее в литературе. Оказывается, война не только отнимает жизнь у людей, но может и погубить душу человека, даже такого сильного, вжившегося в военный быт и военную жизнь.

Совершенно иной Борис Костяев. Он - поздний ребенок в учительской семье, читающей, образованной, интеллигентной. Мать его из потомственной дворянской семьи декабриста Фонвизина, который в свое время отбывал ссылку в родном городке Бориса. Герой - человек невоенный по своей сути. Ho он выполняет свой долг на войне.

Малоприспособленный к военному быту, Костяев постепенно привык к войне, к людям, научился их понимать, хотя многие из них были старше его и принадлежали к иному общественному слою. Поначалу он, как и все молодые прыткие командиры, прибывшие из полковой школы, не понимал солдат, не видел, что “всякий солдат сам себе стратег”, расчетливость и обстоятельность в бою каждого из них принимая за трусость.

“После многих боев, после ранения, после госпиталя застыдился себя Борис, такого разудалого и несуразного, дошел головой своей, что не солдаты за ним - а он за солдатами! Солдат и без него знает, что надо делать на войне, и лучше всего и тверже всего он знает, что пока в землю закопан - ему сам черт не брат, а вот когда выскочит из земли наверх - так неизвестно что будет: могут и убить, и пока возможно, он не выберется отгудова и за всяким яким в атаку не пойдет, будет ждать, пока свой ванька-взводный даст команду вылазить из окопа и идти вперед... Ho и тогда старый вояка еще секунду-другую перебудет в окопе, глядишь, эта секунда-другая и продлит жизнь солдата на целый век, в это время, может, и пролетит его пуля”.

Это одно из лучших в современной литературе описаний психологии командира переднего края и солдатской психологии. Оба они, и солдат и взводный, вымахнув из окопа, становятся равными перед смертью.

Так о солдате мог написать только человек, сам прошедший войну рядовым: менялись лишь военные профессии - шофер, связист, артразведчик, конюх в нестроевой части после ранения. Он не может об этом писать бесстрастно. Авторская речь в некоторых местах взволнованна, эмоциональна (“Бейся, вояка, и не метусись... Боже упаси ослабить огонь!”), в ней есть прямые обращения к солдату, сочувствие ему (“Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?”).

Есть и легкий юмор, к примеру, в отношении раненого солдата, который ползет в окоп, но облегчить себя ничем не может, даже матюком: “Никакого богохульства позволить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью”).

Бориса Костяева ранило в плечо, в течение суток он не может оставить бойцов: нет подмены - и только передав взвод, отправляется в госпиталь. Ho, истощенный нетяжелой раной и всей жестокой войной, он умирает в поезде, который должен был привезти его в тыловой госпиталь.

Борис, как и Мохнаков, - человек, погубленный войной, хотя и любящий и не ожесточившийся. В его лице писатель открывает нам еще одного героя войны. Писатель поставил перед собой цель

- “разобраться хотя бы в одной человеческой душе, которая была слабее того времени, в которое создалась, слабее, но не грубее”:

«Что если родители “перевоспитали” своего сына, что если он воспринимал жизнь несколько “чувствительней”, чем мы, грешные, что если романтическое начало носило в Борисе характер не внешний? Что если просто человек устал смертельно и ему уже сама смерть кажется избавлением от этой усталости и мук? Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к противоречию с той действительностью, когда люди убивают людей. He моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом...»

Так объяснил сущность этого характера сам писатель.

Повесть “Пастух и пастушка” - экспериментальная по своей сути, в которой автор искал и новое содержание, и новые формы, т.е. хотел изменить свою стилистику. Она открывала перед писателем разные пути. Один из них - путь, по которому шел Булгаков, используя условные формы изображения, символику, фантастику. Ho Астафьев пошел по другому пути, который также обозначил себя в повести как потенциальная возможность - натуралистический способ изображения жизни. Это последнее писатель реализовал и в неоконченном романе “Прокляты и убиты”, и в новой военной повести о любви “Обертон” (Новый мир. 1996. № 8), где находят себе место и излишне подробная физиология, и ненормативная лексика.

С того времени, когда над Рейхстагом в 1945 году поднялся советский флаг, прошло немало времени, но не ослаб интерес общества к этому историческому событию. Сразу после войны появились произведения, повествующие о страшных, трагических событиях в истории нашей Родины. В литературе мощно зазвучали голоса писателей фронтового поколения, писателей-участников войны. Послевоенная литература прославляла подвиг русского солдата, его доблесть, волю к победе. Юрий Бондарев писал: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей и эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было все это организовать, найти необходимый сюжет, коллизию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все слишком горячо, слишком близко — детали вырастали до гигантских размеров, затмевали основное». Но прошло некоторое время, и события Отечественной войны стали рассматриваться в литературе с разных точек зрения, появилась историческая детализация. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в литературу вошли «не терпящие полуправды» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева...

Мне хотелось бы остановиться на одном из таких произведений, в котором тема войны рассматривается с точки зрения событий в судьбах обычных людейречь идет о повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Эта повесть — одна из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей». В ней автор воссоздает образ чистой любви, жизнь человеческих душ, не переломленных войной. Подзаголовок повести — «Современная пастораль» — много проясняет в идейном звучании произведения. В повести есть любовь, есть счастье, то есть главные приметы традиционной пасторали. Однако рядом со словом «пастораль» стоит слово «современная», и это неслучайно — таким образом автор как бы подчеркивает жестокость времени, безжалостность его к человеческим судьбам, к тонким порывам души.

На мой взгляд, в повести существует очень важное противопоставление: воспоминание из детских лет главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и «не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее», и сцена, изображающая убитых стариков, «обнявшихся преданно в смертный час». «Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...». Эта сцена совсем небольшая, но ее символика особенно очевидна в противопоставлении с театральной идиллией. Думаю, это центральная идея в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее античеловечность. Таким образом, читатель начинает следить за короткой, историей любви Бориса и Люси, за их судьбами и судьбами других персонажей только через призму этой сцены. Главная задача, которую ставит автор в этом произведении — изобразить антигуманную суть войны, коверкающую судьбы, не щадящую ничего и никого. «Пастух и пастушка» переносит нас в атмосферу войны, атмосферу, в которой сконцентрированы боль, кровь, ожесточение, страдание.

Вот, например, картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли, вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена также направлена на то, чтобы читатель осознал противоестественность войны, заставляющей людей убивать друг друга. Это главная мысль повести. Именно так мы воспринимаем и трагедию лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице. Война отняла у него чувство, едва только обретенное, отняла жизнь. «Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло».

Автор создает в повести «Пастух и пастушка» наряду с людьми высокого духа и сильных чувств и образ старшины Мохнакова, человека, способного переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится более очевидной, если вглядеться в старшину Мохнакова, который, конечно, не случайно находится рядом с главным героем. Однажды в разговоре с Люсей Борис говорит о том, что смерть — это то, к чему никогда нельзя привыкнуть и чего никогда не перестанет человек бояться. Со смертью невозможно примириться. Но и с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, случается то, чего так боялся Костаев — они привыкли к смерти. И это противоестественно. «Пастух и пастушка» словно говорит нам о том, что все случившееся не должно повториться, что человечество не должно допустить такого страшного повтора.

Астафьев назвал свое произведение «современная пастораль». Но это не соответствует тематике. Воспевание чистых чувств изображается не на фоне жизни пастухов, а на фоне кровавой войны. Любовь героев также далека от идеала, это лишь случайная встреча на одну ночь. Однако автор утверждает вечные ценности, значение которых герои познают условиях войны.

Повествование весьма реалистично. Фронтовая жизнь изображена с позиции ее очевидца. Рассказчик описывает все до мельчайших деталей, передает атмосферу сражений.

В образе главного героя, Бориса Костяева и солдат его взвода, автор воплощает всю стойкость и мужество русского войска. Среди них «мальчишка» Шкалик, боец Ланцов, образованный человек, рассуждающий о судьбе народа, алтайцы Карышев и Малышев, всем недовольный Пафнутьев, и человек «диковинной стойкости» старшина Мохнаков. Их подчас противоположные качества характеризуют наш национальный характер.

Во 2 и 3 частях разворачивается центральное сюжетное событие повести. Случайная встреча Бориса и хозяйки дома, Люси, где остановился его взвод, пробуждает в молодых людях чувства друг к другу. В Борисе просыпается жизнь, его одолевают воспоминания. Зарождается любовь, которая соединяет героев так же, как пастуха и пастушку, которых Борис видел в московском театре, в своем детстве. Начинает проявляться характер Костяева. Он рассказывает Люсе о себе, читает письмо матери, делится с ней самыми сокровенными воспоминаниями. Рядом с любимой он нова слышит «сиреневую музыку» своего детства.

Наивысшего напряжения действие достигает в 4ой части. Герои теряют смысл жизни, настолько они устали от войны. Мохнаков бросается с миной под танк, подрывается на мине Шкалик, погибает неосторожный Карышев. Лейтенант Костяев ранен в плечо осколком. Тяга к жизни постепенно в нем угасает. Он морально опустошен, ему надоело убивать, терять бойцов. Ему не суждено дожить до конца войны. Астафьев изображает войну как общенародную трагедию. Она ломает как судьбы отдельных людей, так и судьбу всего человечества в целом. Но и в этих условиях люди сохранили духовные ценности, такие как любовь и братство. Но вместе с тем автор приближает нас к каждому отдельному человеку, давая тем самым прочувствовать его неповторимость, переживать о том, какой будет его среди общих.

Анализ подготовила для Вас Strange

Если домашнее задание на тему: » В. Астафьев «Пастух и пастушка» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: Краткий обзор творчества В. Астафьева. В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было Твір по добутку на тему: Короткий огляд творчості В. Астафьева.В. Астафьев народився в 1924 році в Красноярськом краї. Дитинство було Аналіз В. Астафьев «Пастух і пастушка» Астафьев назвав свій добуток «сучасна пастораль». Але це не відповідає тематиці. Оспівування чистих почуттів зображується Сочинение по произведению на тему: Любовь в грохоте войны Я поля влюбленным постелю, Пусть поют во сне и наяву! Я дышу
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Произведение, отнесенное литературоведами к жанру современной пасторали, является одним из самых крупных творений писателя, затрагивающих военную тематику, изображенную натуралистическим способом описания реальной действительности

В качестве основной тематики повести писатель рассматривает человека, который по воле судьбы оказывается в эпицентре военных столкновений, изображая войну без романтического ореола, демонстрируя ее грязь, жестокость и трагизм.

Композиционная структура повести представляется закольцованной, состоящей из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. Пролог представляет собой описание картины, на которой героиня произведения посещает могилу возлюбленного, обрамляя слезами истерзанный, измученный погост.

Главным персонажем повести является Борис Костяев, изображенный в образе двадцатилетнего лейтенанта, сохранившего, несмотря на пережитые страдания на войне, чувственную натуру и искренность.

Сюжетная линия произведения рассказывает о рождении в условиях военного времени светлого, нежного и настоящего чувства любви между основным героем Борисом и встреченной им девушкой по имени Люся.

Следующие части произведения под названием «Свидание» и «Прощание» повествуют историю зарождающейся между молодыми людьми любви, которая противостоит жестоким военным будням.

Последняя часть повести содержит изображение последних попыток героя противостоять смертельной гибели, но реальность войны, уносящей человеческие жизни, приводит к трагическому финалу в виде смерти Бориса. Эпилог снова возвращает читательскую аудиторию к одинокой женщине, целующей своими слезами заброшенную могилу возлюбленного.

На всем протяжении повествования посредством авторских отступлений писатель высказывает свою антивоенную позицию, при этом подчеркивая способность простого человека, находящегося в немыслимых условиях, проявлять милосердие, заботу и любовь.

Среди средств художественной выразительности, применяемых в повести, особе место занимает центральный лейтмотив, выражающийся в использовании писателем образов пастуха и пастушки, являющиеся символом вечной любви и помогающие раскрыть характерные черты главного героя произведения в виде чувствительности, ранимости, неординарности, несовместимые с жестокими реалиями войны. Сентиментальная музыкальность повести сочетается с грубым мироощущением войны, доказывая, что не всегда в человеческой жизни побеждает любовь.

Писатель мастерски демонстрирует трагедию простых, ни в чем неповинных людей, гибнущих в кровавой мясорубке и теряющих надежду на благополучное будущее, при этом сохраняющих способность на проявление возвышенных, трогательных чувств.

Подробный анализ

Виктор Астафьев, прошедший через горнило той страшной войны, работал над повестью с 1967 по 1974 год, поэтому она так реалистична. Автор много раз редактировал ее, перечитывал и переписывал, меняя события и судьбы героев. Эта повесть была мерой долга перед теми, кто не вернулся с войны.

Астафьев сам определил жанр произведения, назвав его «современная пастораль», хотя тема произведения далека от названия жанра, ибо события повести происходят не в жизни пастухов, а на кровавой войне. Но, прочитав повесть, понимаешь, что название жанра подчеркивает симпатию автора к героям и их чувствам, а также трагизм происходящего. Сентиментальность в произведении сталкивается с грубостью войны. Через всю повесть лейтмотивом любви проходят образы пастуха и пастушки и сочетаются они с образами двух влюбленных – Люси и Бориса. В самом начале повести взвод Бориса, войдя в освобожденное село, наталкиваются на убитых стариков – пастуха и пастушку, которые пасли отару и вместе погибли, взявшись за руки. Это говорит о непобедимости чувства любви. Она Выше всех войн и бедствий.

Повесть состоит из пролога, эпилога и четырех разделов, которые и описывают суть происходящего. В прологе мы видим героиню, которая после долгих поисков находит могилу своего возлюбленного, опускается на колени и целует землю на ней. В первом разделе «Бой» мастерски описаны события войны и храбро сражающиеся воины. В разделах «Свидание» и «Прощание» мы видим историю любви Бориса и Люси, которая противопоставлена ужасам сражений. В четвертом разделе война уносит жизни многих людей и после ранения умирает главный герой – Борис. В эпилоге мы встречаемся вновь с одинокой женщиной, целующей землю на затерянной в степи могиле. Каждый эпизод повести говорит о том страшном горе, которое приносит война.

Война в произведении изображена очень тонко и натурально, со многими подробностями и драматическими сюжетами. Автор также детально описывает внешность и рассказывает о жизни героев.

Главный герой повести – молодой парнишка, лейтенант Костяев Борис. Он очень смелый и решителен в бою, а также ему присуще чувство долга. Борис много повидал и пережил на войне. Однажды он защищает девушку Люсю от домогательства старшины, и так получается, что между ними зарождается чувство любви. Эта любовь вопреки всему происходящему вокруг и есть главным в повести. Прощаясь, Люся с Борисом понимают, что могут и не увидится более, но свое чувство они проносят сквозь все невзгоды.

В повести много лирических отступлений, много описаний природы. В целом это антивоенная повесть, читая ее осознаешь, что война не нужна человечеству, это трагедия, приносящая горе и она не должна повториться.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Никанор Иванович Босой, представленный писателем в образе председателя жилищного товарищества дома на улице Садовой.

  • Проблема воспитания в комедии Недоросль

    «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.

  • История создания

    Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы.

    Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» - «любимое свое детище». А осуществил свой замысел почти через 15 лет - в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав черновик в сто двадцать страниц и затем шлифуя текст. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мелких подробностей. Повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале "Наш современник", № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятый материал по соображениям цензуры .

    Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримиримее становится память.

    Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Впервые был опубликован в четвертом номере журнала « Роман - Газета» за 1999 год. История, изложенная в этом рассказе, является случайно услышанной автором .

    В 1969 году он переехал в Вологду, то есть в город, где и разворачиваются события в «Людочке» и сам факт, что он был солдатом-добровольцем в Великой Отечественной войне - все говорит о том, что В. Астафьев не пишет того, о чем не имеет ни малейшего представления.

    Итак, можно сделать вывод что, Виктор Астафьев ничего не придумывал, а писал так, как все и было на самом деле. Он видел собственными глазами, как война и равнодушие человека губили судьбы людей. И не написать про такую трагедию человеческой жизни он просто не мог.

    «Пастух и пастушка»

    «Пастух и пастушка» -- малая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. В различие от классиков критического реализма, таковых как Лев Толстой и Достоевский, которые кроме повествования о жизни героев частенько говорили о собственном отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет различается лаконичностью изложения и рвением предоставить читателю возможность самому домыслить исход жизни героев.

    Раскрытие жанра пасторали: авторское определение

    Сам автор определил жанровое своеобразие повести «Пастух и пастушка» в подзаголовке -- современная пастораль. Такое определение по отношению к современной повести звучит неожиданно и странно, поэтому обращает на себя внимание.

    Пастораль -- это литературное произведение, изображающее жизнь пастушков и пастушек (лат. pastoralis -- пастушеский): деревенские жители, простые, сердечные, нравственно чистые, переживают изысканные чувства, ведут галантные беседы на лоне девственной природы и противопоставляются автором развращённым горожанам. При этом, правда, непонятно, как и когда пастушки добывают хлеб насущный, но такая «проза жизни» мало интересовала авторов и читателей пасторалей. Традиция пасторали была заложена ещё в античной поэзии (стихотворения Феокрита, Вергилия, роман Лонга «Дафнис и Хлоя»), но наибольший расцвет этого жанра в европейской литературе приходится на XVII век. В последующей европейской культуре пастух и пастушка остались символом прекрасной и чистой любви, которая преодолевает все препятствия и становится сильнее смерти.

    Этот символ появится в повести Астафьева, когда Борис Костяев вспомнит своё детское впечатление. До войны он с матерью ездил в Москву, где в театре видел балет-пастораль. Но реальная жизнь так далека от той, которая изображается в пасторали, особенно жизнь советских людей и особенно в годы Великой Отечественной войны.

    Сначала авторское определение жанрового своеобразия военной повести «современная пастораль» можно принять за иронию: какие же во время Великой Отечественной войны пастушки! Но после прочтения произведения становится понятно, что в этом странном определении выразились симпатия и глубокое сочувствие писателя Борису и Люсе -- трагическим, по существу, героям, поэтому современная пастораль очень напоминает реквием .

    Итак, жанр пасторали В. Астафьевым выбран неслучайно. Он хорошо подчеркивает и углубляет психологизм трагедии произведения.