Молитвы о самоубийцах. Страшное горе: как молиться за самоубийц

    В этом вопросе меньше всего нужно полагаться на собственное мнение. Испокон веков церковь не молится

    В то же время, Анастасией Цветаевой (сестрой поэтессы) четверть века назад получено благословение на отпевание Марины.

    Потому вопрос, как молиться в таких случаях, нужно решать со священником. Лучше, конечно, с тем, кто знает проблемы этой семьи, в том числе и того человека, который принял такое непростое решение. Если такого священника у семьи нет, значит, обращаться можно в ближайший (или в тот, к которому душа лежит) храм или монастырь.

    Возможно, родственникам (или близким друзьям) будет дано благословение читать

    Для горюющих родственников с недавнего времени совершается чин молитвенного утешения.

    Иногда и сами священники в келейной молитве поминают самоубиенных. В частности, упоминание об этом есть в трудах митрополита Вениамина, где можно найти и

    Конечно, самим родственникам, без благословения, читать его не следует.

    Некоторые аспекты этой темы отражены и в ответах на вопрос о поминании самоубиенных.

  • Как говорит известный богослов Алексей Ильич Осипов : Молиться за них можно и даже нужно .

    По церковным правилам не принято отпевать умышленных самоубийц. Но бывают исключения (заочное отпевание, или самоубийца перед смертью успел покаяться и получить прощение от Бога, или совершил тяжкий грех в состоянии безумия, одержимости или беспамятства).

    Молиться за самоубийцу нужно дома. Священник за него может молиться келейно. Более подробно о тех словах, что нужно произносить, можно прочитать тут.

    В селе Мугреево-Никольское (*бывшая вотчина Дмитрия Пожарского, откуда его пригласили на воеводство II ополчения*) была церковь Святого Уара (*сначала написал есть, но потом выяснил, что деревянная церковь Уара сгорела в конце 2007 года*).

    В эту церковь со всей России приезжали отмаливать самоубийц и других непрощаемых грешников: бандитов, наркоманов, проституток. А также некрещеных.

    Святой мученик Уар пострадал за веру Христа, но умер не будучи крещенным . Вот почему именно к нему идут молиться за некрещенных, самоубийц и других непрощаемых грешников.

    По некоторым данным там собираются построить новый храм Святого Уара на месте сгоревшей церкви.

    Можно и даже нужно, так как он несмотря ни на что, тоже был человеком, хотя и нарушил заповедь. Но разве нам живым его судить?!

    По канонам православной церкви самоубийц не отпевают и служб заупокойных по ним не совершает, поэтому, своя горячая молитва Господу Богу очень важна для усопшего. Как молиться? Своими словами и от сердца о том, чтобы Бог простил сего человека за то, что он сделал, чтобы у души усопшего была не плохая участь. Конечно же, можно самому и свечи ставить в храме и дома, а так же, милостыню подавать за усопшего. Подавать и говорить:Господи, прими. Ведь сам самоубийца не сможет уже ничего сделать.

    Я очень интересовалась этим вопросом,сама очень хотела поставить свечку за самоубийцу в церкви.

    Но увы,в церкви за самоубийц не молятся,не отпевают,не служат заупокойную,и свечки в церкви за самоубийцу ставить нельзя.

    Молиться и ставить свечку можно только дома.И делать это можно как можно чаще.

    Кроме того,есть специальная поминальная суббота,когда поминают именно самоубийц.

    Так же мне сказали,что из любого правила бывают исключения.И если самоубийца не здоров,то можно получить разрешение на молитву и отпевание в церкви.

    Но это нужно обговаривать с батюшкой.Не исключено,что батюшка захочет увидеть справкуо психическом состоянии человека.

    Потому что,тот диагноз,который поставите вы,может быть ошибочным.

    А дома молитесь.Кто -то же должен пытаться помочь душе самоубийцы.Ведь самоубийство считается самым тяжким смертным грехом.

Количество записей: 54

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли молиться в церкви за самоубийцу (было разрешено отпевание), т. е. ставить свечи за упокой, подавать записки.

Наталья

Наталья, в церкви молиться за самоубийц нельзя. За них молятся только близкие родственники в домашней молитве по особому благословению. То отпевание, которое Вам разрешили, не есть собственно отпевание, это особый чин. Поэтому для более подробного рассмотрения обратитесь к тому священнику, с которым решали вопрос об отпевании.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Надо ли брать благословение на раздачу милостыни за самоубийц? Спасибо.

Оксана

Лучше взять благословение.

диакон Илья Кокин

Батюшка! Прошу помощи, не знаю вашего имени. Мне три дня снятся родные покойники. Мне 35, но я дважды вдова... И на мой век пришлось хоронить и родственников. Дело в том, что во снах (за последние 5 лет) я даже письма получала от супруга умершего. Последние дни приснились все! Я не умалишенная. Какую молитву читать или как вести себя в церкви, если один из покойников был самоубийцей?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. На снах не фиксируйте внимание. Сновидение - это естественное свойство мозга, не более того. Не надо искать ничего мистического в снах, иначе подпадете под влияние бесов. Не обращайте внимания на аргументы, по-видимому, доказывающие информативную ценность снов, это игра со спичками на пороховом складе. Проснулись, умылись, и на молитву, сонных видений не вспоминайте, они сами рассеются. Со временем научитесь забывать сон в тот момент, когда открываете глаза. Молится о самоубийцах можно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли справлять 9 и 40 дней самоубийце?

мария

Дорогая Мария, молиться о самоубийце могут лишь близкие родственники и те, кто добровольно желает взять на себя подобную ответственность. Поэтому в храме поминовение о самоубийцах не совершается. Что до поминальной трапезы, то традиционно ее не совершают по самоубийце. Лучше будет, если родственники самовольно прервавшего свою жизнь в эти дни усилят о нем молитву, а также раздадут милостыню. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Говорят, что отдать свою жизнь за другого человека - это не самоубийство, а совсем наоборот. Со стыдом перед Богом, но все же надоело жить, прекрасно понимаю, что самоубийство (особенно для православного) - это страшнее не найти. Понятно, что или здесь, или в ад. Может, мне лечь в больницу и отдать другому человеку какой-нибудь орган, спасти от смерти тем самым? А мне простится тогда моя выходка с противлением Воли Божией. Я много перебрал в мыслях способов суицида и их реализации, а тут такое пришло в голову... Чем не самопожертвование? Не больно и не страшно и, может быть, не так грешно?

Сергей

Глупые, Сергей, мысли! Жертва не будет принята, если Вы свою жизнь не цените! Дело не в «технике», а во внутреннем состоянии, в депрессии, разочаровании, нежелании жить. Тут без греха не обошлось? Вам нужна серьезная исповедь, и, думаю, помощь психотерапевта. Помоги Вам Бог преодолеть разлад с собой и жизнью. Думаю, если есть жертвенность, то еще не все у Вас потеряно. Обычные самоубийцы – конченные эгоисты. Вы – не такой. Живите, служите близким. Храни Христос!

протоиерей Максим Хижий

Можно ли надеть на тело самоубийцы нательный крест?

Константин

Дорогой Константин, а смысл? Зачем надевать крест на шею того человека, который сам отказался от жизни во Христе? Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, у меня такой вопрос: почему в церкви отказали крестить ребенка, отец которого покончил жизнь самоубийством? Объяснили, что за нее можно только молиться, но не крестить. Как так? Неужели Иисус так же отказывал в крещении всем верующим, тем более детям, ребенок же неповинен в смерти своего отца, тем более такой.

Галина. Хабаровский край.

Здравствуйте, Галина. Мне кажется, что Вы не владеете подлинной информацией. Скорее всего, матери предложили вместе с крестными пройти курс катехизации, а уже потом заводить разговор о крещении. Факт самоубийства отца не препятствует крещению ребенка, но указывает, что в этой семье христианства никакого нет. А желание крестить продиктовано какими-то смутными причинами. Поэтому крещение лучше ненадолго отложить, и сначала озаботиться собственным воцерковлением.

иерей Александр Белослюдов

Прошу Вас, батюшка, помогите, мне надо знать ответ на мой вопрос. Дуреха я, прочитала в книге, как можно мужа удержать заговором. Что мне делать, как грех снять? Люблю его... 20 лет вместе, дочь есть. Но женщины у него постоянно, не могу прощать, до суицида доходит. Однолюбка я.

Дарья

Здравствуйте, Дарья! Колдовство – это грех серьезный. Нужно принести в нем искреннее покаяние на исповеди и, если батюшка назначит епитимью, со смирением выполнить ее. Надо не прибегать к заговорам, а усердно молиться Богу о муже. Да, это тяжелее, чем выполнить какое-то магическое действие. Но в этом труде мы являем настоящую любовь к ближнему. Видя наше усердие, Бог помогает нам и подает просимое. Подавайте за мужа поминание о здравии на Литургии и на псалтири, заказывайте за него молебны и молитесь усердно дома. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. У меня случилась беда с моей девушкой, я познакомился с ней полгода назад, все хорошо было до недавнего времени, когда с ней произошло следующее. Она стала слышать различные голоса, которые не дают ей покоя, ругают ее, пугают, хотят довести до суицида, говорят пошлые вещи о ней, хотят нас разлучить, она не может спать из-за этого, ее мучают кошмары по ночам, мысли путаются. У нее это было раньше 1,5 года назад. Она лежала в психоневрологическом диспансере, где ее пичкали таблетками, чтобы она спала, через месяц выписали и поставили на учет, было все хорошо. Батюшка, подскажите как мне быть в этой ситуации, где искать помощи, в больницу я не верю, она крещеная, но крестик не носит, говорит, не любит ничего лишнего на теле, я ее заставить не могу. Заходили на днях в храм, поставили свечи за здравие, хотели поговорить со священником на данную тему, не получилось, так как у него началась служба, нам сказали что нужно ловить момент, чтобы по-говорить с батюшкой, но у нас времени было мало. Подскажите, пожалуйста, как нам быть, как избавится от этих голосов, откуда они появляются внезапно, помогите пожалуйста, батюшка!

Максим

Здравствуйте, Максим. Я не психиатр, всех нюансов не знаю, но, судя по тому, что она шарахается от креста, без "рогатой братии" тут не обходится. А они всегда там, где есть грех. Берегитесь греха, особенно блуда. Встречу со священником надо назначить. Встретьтесь с ним предварительно сами, изложите ситуацию, и договоритесь, когда можно привести Вашу подругу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня зовут Алексей, мне 28 лет. Я не знаю, что в моей семье происходит, что со мной происходит. Неудачи и болезни преследуют меня, я уже перенес две операции и несколько болезней за небольшой отрезок времени. В семье хаос, у всех в одно и тоже время начались болезни разные, неудачи, сплошная черная полоса! У папы рак обнаружили, и дальше продолжается! Как жить дальше? Я теряю веру в Бога, я, конечно, редко в церковь хожу, но молюсь регулярно! Не думаю что, проблемы в том, как часто я посещаю церковь. Я очень от всего этого устал, прямо жить неохота! Бога я не слышу и не вижу, чудес его не вижу! Вижу только счета за лекарства и т. д. Где Господь? Как Его услышать? Суицид - это не выход, но сколько я еще протяну с этими болячками? Все в жизни идет не так, только карьера продвигается. Во всей стальной жизни все ломается. Где Господь, помоги мне! Что мне делать? Спасибо!

Алексей

Здравствуйте, Алексей! Чаще всего болезни – следствие нашей греховной жизни. По учению святых отцов, скорби и болезни Бог попускает для нашего блага, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, а увидев их, начали с ними бороться, закалили свою волю в духовной борьбе, победили в себе грех и очистили таким образом свою душу для Царствия Небесного. Начать нужно с глубокого искреннего покаяния и последующего исправления своей жизни. Найдите духовника, священника, которому Вы могли бы исповедоваться, и который помог бы Вам встать на правильный путь. По мере выздоровления души, и тело будет укрепляться, и в жизни все постепенно встанет на свои места. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Батюшка, подскажите: вот за последний год в моей жизни произошло много трагических событий - попала в аварию и чудом выжила, ребенок серьезно заболел, и вот, в июле умирает отец (покончил с собой). Я понимаю, всё это мне за грехи, или для чего-то нужно пройти. Но я теперь боюсь всего, боюсь жить. Я хожу в храм, много думаю о Боге, ценности поменялись, конечно, но я и раньше старалась жить достойно. С мужем живем хорошо, 2 детей, и за всё это я благодарю Бога. Знаю, что многих духовных вещей мне не достигнуть, а к этому надо стремиться. Вот поэтому я думаю, что неужели я так и буду страдать? Спаси Вас Господи!

Надежда

Надежда, не надо думать, что жизнь – это только страдания, что Господь – это какая-то карающая, немилосердная сила. Все вовсе не так. А те беды, что происходят с нами и нашими ближними, происходят по зависти дьявола. Правда, дело в том, что этому дьяволу люди сами иногда позволяют внедряться в свою жизнь – грехами, страстями, леностью к спасению. Но даже и без этого он очень активен, завистлив и силен. Не бойтесь бороться с ним: нас Господь создал, чтобы мы растоптали его здесь, на Земле, и одержали вечную победу на Небе. Господь милосерден к любому человеку, никому не хочет боли или страданий, но иногда попускает нам, упрямым в своих страстях, столкнуться с плодами наших дел и на время, слегка позволяет нам побыть наедине с бесами, которым мы своими страстями служим, чтобы мы одумались и посмотрели, каково это. Не бойтесь, беды – плоды наших дел.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В следующем году планирую поступить в Волгоградскую академию МВД. Процедура поступления очень сложная, нужно собрать много документов, пройти много инстанций и т. д. Не гарантирую, что пройду медосмотр... Но поступить и стать офицером полиции я мечтаю уже лет 5-6! Уже много для этого сделала. Но постоянно преследуют депрессивные мысли о том, что не поступлю, не пройду медкомиссию, не будет разнарядок, будут проблемы с документами и т. д. Доходит до глубокой депрессии, часто бывают мысли о суициде, так как служба в полиции - это смысл всей моей жизни! Нигде не нахожу утешения (в силу жизненных обстоятельств), только когда смотрю, как обычные люди борются со злом, порой ценою своей жизни... Я очень хочу служить своей Родине, хочу помолиться Святым о помощи в поступлении на службу, но не знаю, каким именно. Подскажите пожалуйста.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Мысли о суициде посещают Вас из-за Вашей гордости и неверия в Промысл Божий. Вы хотите поступить в Академию во что бы то ни стало, потому что Вы так решили. Получается, в Вашей жизни Вы не оставляете места Богу, не даете Ему возможности помочь Вам. А ведь мы – всего лишь маленькие человечки и ничего своими силами, без Бога сделать не можем. И наоборот: «Все могу во укрепляющем мя Иисусе Христе» - восклицает святой апостол Павел (Фил, 4;13). Пойдите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, закажите молебен «на всякое доброе дело» или святителю Николаю Чудотворцу и с Божьей помощью готовьтесь усердно к поступлению. Можно с благословения священника читать акафист святителю Николаю или преподобному Сергию Радонежскому. Если есть на то воля Божия, то Вы обязательно поступите, если же нет – значит так для Вас полезнее.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, почему сына Золотухина отпевали, ведь он самоубийца? Уж не говорю о Цветаевой. А мне о моем дедушке и помолиться в церкви нельзя? Почему?

Анастасия

Вопрос об отпевании самоубийц решает епископ или его представитель в епархиальном управлении. Вы тоже можете обратиться с такой просьбой в свою епархию, указав в прошении обстоятельства трагедии. Возможно, что у Вас есть причины, которые позволят отнестись к вашей просьбе об отпевании или поминовении в храме снисходительно. Например, психическое расстройство покончившего с собой. В случае с Мариной Цветаевой все не так однозначно: ее могли убить (или довести до смерти) сотрудники НКВД. Думаю, что в этом главная причина снисхождения. А ситуация в семье Золотухиных –дело личное, они не обязаны отчитываться перед всем миром о своей беде, достаточно перед священноначалием. Вы должны также понимать, что ни отпевание, ни поминовение автоматически рай не открывает усопшим. Отказ от отпевания – тоже еще не приговор к аду. Просто церковь отдает этот вопрос на суд Божий.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста! Дома я не могу приласкаться к маме, она слишком сильно устает на работе и при первой моей попытке положить ей голову на колени, она вскакивает и говорит, что она уставшая, голодная или что-то в этом роде. С папой несколько иначе, но, увы, не лучше... У папы есть нетбук, и он всегда в нем что то ищет, а еще есть телевизор с каналом НТВ, на котором он смотрит стрелялки и боевики. Даже когда я прошу помочь мне с геометрией и алгеброй, он говорит: "Садись, решай сама, если не получится, объясню". И когда задаю вопрос ему, он не всегда меня слышит и отзывается. Открыт он только тогда, когда с мамой ссорится, и я нахожусь в комнате. И все то, что он думает о ней, он говорит вслух, выливает все на меня. Я становлюсь емкостью для ругани. Если у мамы проблемы на работе, она отыгрывается мне. Мне не хватает тепла, любви, ласки. Может, родители думают, что я уже взрослая, и уже должна скоро "улететь из гнезда?" Я никогда раньше не делилась своими бедами, я уже однажды получила упрек за жалость к себе. И я терпела. Пока не поняла, что довела это все до депрессии, поймала себя на мысли о суициде. Глупо, верно? Я и сама это считала глупостью, говорила сама себе, что это грех, что это никому ничего не докажет, но детское "вот умру, и тогда поплачете" еще живет. И меня пугает, что я продумала все до мельчайших подробностей, вплоть до того, какие слова напишу в той роковой, последней записке. Прочла много книг по психологии и очень расстроилась, что родители не интересуются такой литературой, мама читает православные книги, из которых ничего не извлекает и не претворяет в жизнь, папа совсем перестал читать. Я не знаю, как мне поступить... Они не слышат, не видят, не чувствуют меня, я не могу им сказать напрямую, в чем нуждаюсь. Маму я боюсь, а папа наобещает, а потом забудет через 3 минуты. А я устала расти как сорняк, цепляясь корнями за жизнь, даже когда втаптывают в землю. Устала расти без любви. Помогите советом! Духовника у меня еще нет. Спаси Господь!

раба Божья анна

Аня, дорогая! Начну с того, что родители, конечно, с ваших слов, ведут себя не совсем верно. Увы, так в жизни бывает. Но родителей не выбирают, они нам даны от рождения. А где же Ваши друзья, подруги, близкие – неужели вокруг Вас пустота и нет близкого человека? Духовника нет, но можно просто подойти к священнику, поисповедоваться (особенно в мыслях о суициде), попросить, чтобы за Вас помолились (и я Вас помяну о здравии на службах Рождества Богородицы и св. Богоотцов Иоакима и Анны (родителей Девы Марии). Думаю, что стоит пообщаться с хорошим психотерапевтом, поговорить о депрессии – «застывших чувствах». Надеюсь, что Вы поспешили поставить себе неверный диагноз. У Вас, думаю, юношеские нервы и переживания. Кстати, тоже ведь эгоистичные… «Меня не любят, не гладят, не понимают, я как сорняк». А может, Вам маму пожалеть в домашних ссорах, помочь ей, за папой поухаживать, постараться родителей мирить… Может, все и наладится?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, 23 сентября будет 40 дней, как умерла моя подруга. Причина смерти - падение с высоты с непонятными намерениями, до сих пор не готовы результаты следственного эксперимента. Ведется следствие, батюшка отказался ее отпевать. Я ее хорошо знала и уверена, что это не самоубийство. Она мне снится постоянно, куда обратиться, чтобы ее согласились отпевать?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Сначала дождитесь официального заключения следствия. А уже по его результатам будете действовать. Если будет доказано, что ей никто не помог упасть, а она сделала это сама, то отпевание невозможно, самоубийц не отпевают. Исключения составляют те случаи, когда есть доказательства невменяемости человека на этот момент жизни. Для этого понадобится соответствующее медицинское заключение и благословение архиерея. Если следствие докажет, что имело место убийство или смерть от несчастного случая, то любой священник совершит отпевание и без специального разрешения архиерея.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Планировали свадьбу 4 месяца. Потратили немало сил в поисках денег. Уже все подготовили. Назад дороги нет (лично для нас). Через месяц свадьба, и вдруг узнаем, что дед моей невесты повесился! Можно ли не отменять свадьбу? 40 дней к тому моменту не пройдут. Нам предлагают отменить, но мы не хотим, так как очень долго к этому шли и переносить не получится, а отменять мы не хотим. Что может произойти плохого, если мы сыграем свадьбу? Спасибо.

дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий! Все зависит от того, как Вы собирались отпраздновать свадьбу. В течение сорока дней после смерти полагается траур. Сами посудите, как родственники будут веселиться и праздновать в то время, когда их посетила такая скорбь? Ведь за самоубийцу они не смогут даже в храме помолиться, чтобы утешить себя и помочь душе усопшего. Мне кажется, это повод вспомнить свои грехи, покаяться, посетить храм, а не веселиться «на костях». Не нужно забывать, что наше непочтение к предкам обязательно вернется к нам в наших детях. Греха не будет, если вы зарегистрируете брак и скромно отметите это событие. А пышные торжества перенесите на день венчания.

иерей Владимир Шлыков иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Меня зовут Елена, 53 года. Помогите советом. У нас с мужем трое детей, уже взрослые, и двое внуков, по 2 и 4 года. Невестка не работает. Сын на двух работах. Последние полгода я заметила, что она общается через интернет с мужчинами, один из них сидит 5 лет за наркотики, другой кавказец. Вначале это была невинная переписка, а сейчас пошли недвусмысленные намеки. Открыто обсуждается мой сын в негативном порядке и их интимная жизнь. Грозится суицидом. Меня это пугает. Хотела с ней поговорить по-хорошему, но не нахожу слов. Сыну ничего не говорю, чтобы не навредить. Он очень скрытный. Старается меня лишний раз не травмировать. Ходит в церковь с детьми без жены. Она не хочет венчаться. Молюсь, чтобы Господь образумил мою невестку. Посоветуйте, как мне поступить. Нужно ли начинать разговор с невесткой, или еще подождать? Или сделать вид, что меня это не касается? Спаси Господи.

Елена

Нет, Елена, Вас это касается. Другой вопрос, откуда Вам известно о переписке невестки? Вряд ли Вы об этом узнали с ее согласия, поэтому одно упоминание о том, что Вы знаете об этой переписке, может вызвать негативную реакцию. Тут надо действовать деликатно и осторожно. Попробуйте поговорить с ней «по душам», но ни в коем случае не намекайте на переписку и какие-то сведения, которые Вам известны из нее. Попробуйте посоветовать невестке обратиться к семейному психологу, раз Церковь пока не является для нее авторитетом.

диакон Илья Кокин

Добрый вечер, батюшка. У меня вопрос такой. Мои родители живут в небольшом селе (около 500 человек). В конце апреля этого года в селе хоронили парня 33 лет, которого нашли повешенным. Сделал это он сам, либо кто-то совершил это преступление, неизвестно. Но после его похорон началась целая череда смертей, причем с периодичностью неделя-две, и так уже ушло 9 человек. В селе говорят, что если в течении 40 дней после похорон кто-то умирает, то обязательно будет еще кто-то. Возможно ли как-то остановить эту цепочку, и что жителям нужно сделать для этого? И может ли быть во всей этой истории какая-то взаимосвязь? Заранее благодарна за ответ!

Елена

Елена, эти поверия, к сожалению, настолько омрачили умы наших соотечественников, что они скорее будут верить во всякую чушь, как древние язычники, чем в Бога. Веры православной и ее основ никто не знает, а про всякие "цепочки смертей" знают все. Нет в этих фактах никакой взаимосвязи - ни с датами, ни с цифрами. Над всем простирается промысел Божий, Господь всем руководит, и кого когда к Себе призвать на Небо, на Суд, зависит только от Его воли и того, как сам человек жил на земле. А жителям села намекните: не будете молиться ходить в храм, так Господь вас, бестолковых, и всех может прибрать потихоньку, все равно никакого духовного плода не приносите - не спасаетесь, а лишь всякую ересь распространяете. Так и скажите, откровенно. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

вперед
CTRL →

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения духовника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

В основу молитвы за самоубийц положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться.

Ты скажешь: „Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно“. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Другой Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий писал одной монахине: По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом.

О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву Богородице Дево радуйся за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.

Такие молитвы следует творить только с благословения духовника, т. к. молитва за самоубийц вызывает нападки демонов. Если человек духовно слаб, священник не даст благословения. Были случаи, когда, самовольно молясь за самоубийц, впадали во многие грехи - пьянство, игроманию, наркоманию»

Есть история, записанная со слов архимандрита Кирилла Бородина:

Один молодой человек, духовное чадо батюшки, из-за личной драмы кончил жизнь самоубийством. Случилось это в Риге накануне Нового года. Старец, провидя духовное состояние своего пасомого, не хотел отпускать его от себя, но тот ослушался и поспешил на праздник, где увидел свою подругу в объятьях другого, после чего, поддавшись чувствам, повесился на заборе. Отец Кирилл в разговоре с отцом Виталием Кондратовым рассказал об этом случае следующее:

Вижу петлю, и часы показывают одиннадцать. Я понял, что случится беда. Сколько я ни упрашивал этого молодого человека побыть со мной до одиннадцати часов, он не соглашался. Придя в ресторан, он увидел свою возлюбленную с другим, после чего произошло страшное...

Отец Кирилл говорил, что если бы юноша не пошел на праздник и задержался хотя бы на один час, все могло быть иначе. Сокрушаясь о несчастном, старец вспоминал сказанные когда-то митрополитом Иосифом слова о молитве за самоубийцу. Крепкий духом и опытный в духовной брани владыка не советовал даже и дерзать на подобную молитву: «Можно попробовать, но месть будет страшная - весь ад подымется. Я, например, как-то сам дерзал на это, да и то еле-еле двадцать дней продержался. Больше никогда не буду этого делать». Но отец Кирилл все же дерзнул вымолить свое духовное чадо. Чтобы бесы не ударяли его по лицу, он клал на него крест, а для смягчения ударов даже надевал ватники, в которых и проводил всю ночь, молясь за самоубийцу и с великим трудом сдерживая натиск бесовский. Месть действительно была страшной: никогда еще так сильно враг не нападал на батюшку. Но отец Кирилл держался и на двадцатый день в тонком сне увидел свое чадо с белым пятнышком на лбу. Это был духовный знак свыше, чтобы продолжать молитву за несчастного юношу. На сороковой день юноша явился старцу уже весь светлый, благодаря его, а отец Кирилл был к тому времени ни жив ни мертв. «Больше я никогда не буду молиться за самоубийцу, - сказал старец, - и никому из священства этого делать не советую!»

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия , глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).


Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата -Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей - это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.

Откуда пошло

Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда - Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.

Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы - это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» .

И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

Быть христианином

Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство - это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара -жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы - это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».

Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение» .

А если?

Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.

К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание - не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:

А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда?

Ответ был простой:

Бога обмануть нельзя.

Особый чин

В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце - это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы» .

И тут самое главное - это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Неслучайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения» .

Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме - делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть "со святыми упокой" над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство. И недаром английский писатель-апологет Г. К. Честертон в своем эссе "Ортодоксия" писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха. Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать. Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется. Но здесь возникает множество "кривых" ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта. Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

"…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями. Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут. Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком. Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы. Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем".

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

"Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании. Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений. В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах", — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле "чин молитвы за самоубийц" у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

"Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям".