Писатель андрей и его произведения.

«…Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою…»

Л. Андреев

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев. Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

Тем не менее были организованы две публичные церемонии прощания - благодаря усилиям М. Горького, особенно остро переживавшего смерть этого большого художника, с которым его лично связывала многолетняя и непростая история дружбы и вражды. Ему же мы обязаны и «Книгой о Леониде Андрееве» (Пг. - Берлин, 1922), собравшей воспоминания самого Горького, Чуковского, Блока, Белого, Чулкова, Зайцева, Телешова и Замятина. Этот документ литературной жизни стал теперь библиографической редкостью, - как и сборник памяти Леонида Андреева «Реквием», выпущенный в 1930 году сыном писателя Даниилом и В. Е. Беклемишевой. Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. Нельзя сказать, что Андреев сразу после революции стал «запрещенным» писателем, да таких писателей, пожалуй, и не было до известного «исторического перелома». Но в стране, нелегко усваивавшей новый революционный порядок, в стране, вполне конкретно ориентированной сначала на выживание, а затем на социалистическое обновление, творчество «вне времени и пространства», творчество, по определению самого писателя, «в политическом смысле никакого значения не имеющее» , было как-то не совсем уместно. Андреева еще кое-где переиздавали, кое-где ставили его пьесы (появилась даже инсценировка последнего, незаконченного произведения Андреева - «Дневник Сатаны»), но былая слава «властителя дум» казалась уже фантастическим преданием. В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.

Столь же скорым стало забвение и в противоположном русском лагере - в эмиграции. Вадим Леонидович Андреев, проведший всю жизнь за границей, вспоминал: «…Большинство лучших вещей отца этого (последнего. - А. Б.) периода было напечатано уже только после его смерти в эмигрантской печати и не заслужило ни одного, буквально ни одного отзыва. Вообще в эмиграции Андреева не любили». «Если о нем иногда и писали, - добавляет В. Андреев, - то всегда иронически или высокомерно-презрительно, „в стиле мережковско-гиппиусовском и обязательно поминали о том, что Андреев был горьким пьяницей“» .

Второе «открытие» творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника «Рассказов». Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в г. Орле на 2-й Пушкарной улице. Его отец, Николай Иванович, и мать, Анастасия Николаевна, тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: «пушкари, проломленные головы», уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто.

Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого» . Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только… рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, и не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника, - таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста («Гостинец»), Сашка («Ангелочек») и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида…

«Моментом сознательного отношения к книге» Андреев называет «тот, когда впервые прочел Писарева, а вскоре за тем „В чем моя вера?“ Толстого… Вгрызался в Гартмана и Шопенгауэра и в то же время наизусть (иначе нельзя было) вызубрил полкниги „Учение о пище“ Молешотта» .

Надо полагать, что именно серьезное чтение подтолкнуло Андреева к сочинительству, а «Мир как воля и представление» Шопенгауэра долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество. В возрасте семнадцати лет Андреев сделал в своем дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Брусянина. Будущий беллетрист обещал себе, что «своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением» . Поразительно, что, не написав еще ни строки, Леонид Андреев уже как будто видел себя скандально известным автором «Бездны» и «В тумане», предугадывал бунт о. Василия Фивейского и Саввы…

В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово «увлечение» не дает представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. Три покушения на самоубийство, черные провалы запойного пьянства, - такой ценой платило не выдерживавшее страшного напряжения сознание за муки, причиняемые неразделенной любовью. «Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь, - записывал Л. Андреев в своем дневнике. - Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования» .

В 1891 году Андреев заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Глубокая душевная травма (измена любимой женщины) заставляет его бросить учебу. Лишь в 1893 году он восстанавливается - но уже в Московском университете. При этом он, согласно правилам, обязуется «не принимать участия ни в каких сообществах, как, например, землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства» . Впрочем, склонности к политической активности Андреев и не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал: вместе с другими «стариками», приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал «реформистов», изучавших и пропагандировавших Маркса. «Золотое времяпрепровождение», которое противопоставляли политическому самообразованию орловские «старики», с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах «Дни нашей жизни» и «Gaudeamus» («Старый студент»), - персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором. Чтение же, в частности, философское, еще больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству П. Н. Андреева, брата будущего писателя, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату. «Рассказ о Сергее Петровиче» Андреева - замечательный синтез его собственного опыта миропостижения «по Ницше» и живых впечатлений от «золотого времяпрепровождения», часто маскировавшего глубочайшее отчаяние.

Согласно краткой биографии Леонида Андреева, он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества Шопенгауэра .

Через некоторое время умер отец юноши, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов юношу отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось и ему диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.

Юноша был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.

Зрелые годы

В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ, который был отмечен самим М. Горьким , который пригласил молодого писателя в книгоиздательское товарищество «Знание».

В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился на внучатой племяннице Тараса Шевченко . Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен тюрьму, потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.

С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель постепенно разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом – в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».

Писатель и революция 1917 года

Февральскую революцию писатель встретил с воодушевлением и даже какое-то время возглавлял редакцию газеты «русская воля», а вот Октябрьскую революцию Андреев не принял, более того, все произведения писателя того времени были проникнуты ненавистью к большевизму.

Смерть

На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в 1919 году.

Другие варианты биографии

  • Литературная биография Андреева невероятно насыщена. В общей сложности он написал около 90 рассказов, 20 пьес, 8 романов и повестей. Произведениями Андреева зачитывались его выдающиеся современники. О нем как о писателе хорошо отзывались

Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 – 12 сентября 1919) – всемирно известный русский писатель и публицист, один из видных и популярных представителей Серебряного века в русской литературе. Кроме того, именно Андреева многие критики и библиографы считают родоначальником нового литературного жанра – экспрессионизма.

Детство

Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.

Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.

Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.

Юность

Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно. Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам. Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.

И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.

Юность Леонида была связана и с алкоголем. По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.

Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.

Карьера

Как только Андреев оправился после потери отца, он попытался вновь начать писать и публиковаться. Первые произведения (вернее черновики рукописей) были отнесены им в одну из петербургских редакций, но уже через день их вернули с многочисленными издевками и сарказмом главного редактора о том, что «таланта в них не было видно ни грамма».

Отчаявшись найти поддержку и финансовое благополучие в Петербурге, Леонид Андреев переезжает в Москву и поступает там на юридический факультет. Здесь уже его проблемы не остаются без внимания: друзья по комнате в общежитии входят в положение начинающего писателя и сбрасываются на то, чтобы тот мог спокойно творить.

В 1897 году Андреев с отличием заканчивает высшее учебное заведение и устраивается в одну из адвокатских контор города, занимаясь карьерой юриста вплоть до 1902 года.

В этот же период он начинает всерьез заниматься писательской деятельностью: сочиняет фельетоны и маленькие рассказы, носит рукописи сразу в две редакции газет «Курьер» и «Московский вестник».

Наконец в 1898 году Андреева с его рассказом «Баргамот и Гараська» публикуют в одном из номеров газеты, что становится его дебютом в мире писателей и позволяет заработать свой первый небольшой гонорар и немного славы. Благодаря этому самому рассказу о Леониде Николаевиче узнает писатель Максим Горький, который приглашает его в книгоиздательное товарищество «Знание», объединявшее на тот момент многих начинающих и известных писателей и поэтов.

Жизнь в периоды революции и войны

Будучи человеком очень впечатлительным и невероятно вспыльчивым, Андреев всегда критиковал существующую в России власть. В 1901 году выходит его рассказ «Жили-были», который публикует газета «Курьер». За это произведение с Леонида Николаевича берут подписку о невыезде, так как в рукописи несколько раз упоминается некая «дружба с революционными друзьями», которой так опасается местная власть.

Но подписанная бумага никак не отражается на поведении Андреева, который к 1905 году практически в открытую приветствует Первую русскую революцию, а спустя несколько месяцев укрывает у себя беглых членов РСДРП, за что зимой того же года попадает в Таганскую тюрьму. Но, к счастью, друзья, поддержанные им во время революции, не забывают о верном товарище и через 15 дней вносят за Леонида залог, под которым его выпускают на свободу.

Многие друзья Андреева искренне надеялись, что и события Первой мировой войны будут встречены писателем с воодушевлением, однако этого не случилось. Тот, наоборот, ругается с Максимом Горьким, старавшимся «возродить бунтарский дух» Леонида, и переезжает вместе с новой супругой на виллу, купленную в Италии.

Творчество и известные произведения

По мнению многих известных критиков, творчество Андреева всегда было более драматичным, чем у его коллег. Его начальные рассказы – «Баргамот и Агаська», «Город» ─ проникнуты невероятным скептицизмом и негативным отношением к жизни (возможно, сказывалось беднейшее существование самого писателя в этот момент).

Далее в произведения Леонида Николаева вплетается неверие в человеческий разум и рассудительность («Жизнь Василия Вифейского», «Стена»), а также спиритуализм и увлеченность религиозной тематикой. Известным произведением того периода становится рассказ «Иуда Искариот».

В периоды революции произведения Андреева отражали всё его стремление быть и бороться вместе с друзьями. К этому периоду относятся такие произведения писателя, как «Рассказ о семи повешенных», «Иван Иванович», «Губернатор», «Красный смех» и многие другие.

Личная жизнь

В найденных отрывках дневников, принадлежавших когда-то Леониду Николаевичу Андрееву, присутствует упоминание его первой любви – девушки, которую он встретил в 1890 году. На протяжении четырех лет он пытался добиться её взаимности, но, по мнению библиографов, та была благородного происхождения и не могла ответить взаимностью бедному писателю. В результате в 1894 году Андреев решает покончить жизнь самоубийством, но друзья вовремя приходят на помощь, и писатель отделывается лишь пороком сердца (к слову, именно это и убьет его в будущем).

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Карницкой и после некоторых раздумий переезжает вместе с ней в Италию. Там же рождается наследник – сын Даниил, который в будущем пойдёт по стопам отца и тоже станет писателем.

Андреев Леонид Николаевич; г. Орел, Российская империя; 09.08.1871 – 12.09.1919

Андреев Леонид – писатель, представитель Серебряного века в российской литературе. Из-под его пера вышло более пятидесяти рассказов, несколько пьес и романов на острые социальные темы. По мотивам Леонида Андреева книг было снято несколько художественных фильмов. Последней стала картина «Иуда», которая вышла на экраны в 2013 году.

Биография Леонида Андреева

Андреев Леонид Николаевич появился на свет осенью 1871 года. Его отец происходил из обедневшей дворянской семьи и пользовался уважением в обществе. Мать будущего писателя Анастасия имела польские корни и, несмотря на свою необразованность, сумела привить своему старшему сыну любовь к литературе. С самого детства Андреев любил читать, а в юности стал увлекаться немецкой философией.

В 1882 году поступил в местную гимназию, в которой провел последующие девять лет. Сам писатель утверждал, что учеба давалась ему весьма сложно, из-за чего его оценки порой состояли из одних троек. Тяжелее всего мальчику давалась математика – домашнее задание по ней он списывал у своих товарищей. Взамен он писал за своих одноклассников то, что нравилось ему больше всего – сочинения по литературе. Среди его любимых писателей – , Артур Шопенгауэр. Кроме того, Андреев серьезно увлекался рисованием, уровень которого из-за отсутствия соответствующего образования, так и остался довольно посредственным.

О Леониде Андрееве читать можем, что характер будущего писателя был сложный, порывистый и бунтарский. Из его дневника можно понять, что юноша не признавал существующие моральные устои и хотел пойти против системы. Как-то раз он даже лег на рельсы, однако поезд не затронул мальчика.

В 1891 году Леонид Андреев заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Там он поступает на юридический факультет местного университета. Стоит отметить, что семейное благосостояние молодого человека на тот момент становилась все хуже и хуже. Дело в том, что отец будущего писателя скончался, оставив семью без средств к существованию. Поскольку Леонид был старшим ребенком в семье, он должен был подумать о том, как найти хоть немного денег. Будучи студентом, он принимается за написание небольших произведений. В результате чего в 1892 году в одном из популярных периодических изданий выходит первый рассказ Леонида Андреева под названием «В холоде и золоте».

Однако справиться с нехваткой денег оказалось довольно сложно. Через два года после начала обучения в университете молодого человека отчисляют за неуплату. Он переезжает в Москву и уже там поступает на юридический факультет. В Московском университете Андрееву было намного проще. Он нашел материальную поддержку в лице своих товарищей и комитета учебного заведения. В 1894 году он сделал предложение своей возлюбленной, на которое девушка ответила отказом. Не справившись с сердечной драмой, писатель решает покончить с жизнью. Он хочет застрелиться, однако выживает после попытки суицида. Данный случай не прошел бесследно для физического и морального состояния Андреева. Он получает серьезные проблемы с сердцем и начинает посещать церковь, где кается в своих грехах.

Если биографию Леонида Андреева скачать, то узнаем, что в связи с состоянием писателя его мать, братья и сестры решают перебраться к нему в Москву. Это существенно осложняет финансовое положение молодого человека. Он начинает искать способы заработать достаточное количество средств, чтобы содержать свою семью. Один за другим он находит незначительные подработки, занимается преподаванием и рисует на заказ портреты. В поисках более дешевого жилья Андреевы сменили несколько квартир в Москве. Леонид пытался опубликовать свои произведения, однако получает отказ в каждом издательстве. В 1897 году он забирает диплом об окончании обучения в университете и начинает адвокатскую практику. Для начала Андреев устраивается помощником в Московский судебный округ. В том же 1897 году ему поступает предложение вести колонку о судебных разбирательствах в «Московском вестнике». Пробный текст, который прислал в редакцию начинающий адвокат, пришелся по вкусу читателям.

Помимо судебных очерков выходит несколько художественных Леонида Андреева произведений. Периодическое издание «Курьер» один за другим публикует небольшие фельетоны автора. В 1898 году выходит рассказ писателя под названием «Баргамот и Гараська». Именно эта история повлияла на становление Леонида Андреева как писателя. Дело в том, что его рассказ прочитал . Он решил познакомиться с малоизвестным, но потенциальным и талантливым Андреевым, вместе с которым через несколько лет писатель образует небольшое литературное содружество. Именно рекомендации Горького помогли Леониду на начальном этапе написания книг.

В 1901 году выходит первый том произведений писателя. А в следующем году Андреев женится на своей возлюбленной – Александре Велигорской, которая приходилась внучатой племянницей популярного украинского поэта Тараса Шевченко. Через несколько месяцев после свадьбы Андреев получает должность редактора в газете «Курьер». Из-за общения с революционно-настроенными студентами писатель привлекает внимание полиции. Из-за этого он вынужден был подписать документ о невыезде из страны. Во времена Первой русской революции Леонид активно поддерживал членов РСДРП. Из-за сокрытия несогласных писателя отправляют в тюрьму. После заключения Андреев вынужден перебраться в Европу.

В 1906 году у писателя рождается младший сын, а супруга умирает из-за осложнений после родов. Некоторое время Андреев живет в Италии в гостях у Горького. В тридцать семь лет Андреев встречает свою вторую супругу Анну Денисевич, вместе с которой он перебирается в поселок под Санкт-Петербургом. Творчество Леонида Андреева тогда концентрировалось преимущественно на драматических произведениях, которые регулярно появляются на страницах альманахов и газет. Последние годы жизни писатель провел в Финляндии, где писал критические публицистические очерки о коммунизме. Проблемы со здоровьем, которые начались еще в юношестве, оставили неизгладимый след на здоровье Андреева, и в 1919 году писатель скончался от порока сердца.

Книги Леонида Андреева на сайте Топ книг

Книги Леонида Андреева читать настолько популярно, что они попали в наш . Кроме того, рассказы Андреева представлены среди . И учитывая стабильно высокий интерес к творчеству писателя, мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Список книг Леонида Андреева

Романы и повести:

  1. Дневник Сатаны
  2. Жизнь Василия Фивейского
  3. Иго войны
  4. Иуда Искариот
  5. Красный смех
  6. Мои записки
  7. Рассказ о семи повешенных
  8. Сашка Жегулёв

Рассказы:

  1. Алёша-дурачок
  2. Ангелочек
  3. Баргамот и Гараська
  4. Бездна
  5. Бен-Товит
  6. Большой шлем
  7. Буяниха
  8. В подвале
  9. В поезде
  10. В Сабурове
  11. В тёмную даль
  12. В тумане
  13. В холоде и золоте
  14. Великан
  15. Весенние обещания
  16. Весной
  17. Возврат
  18. Воскресение всех мёртвых
  19. Герман и Марта
  20. Город
  21. Гостинец
  22. Губернатор
  23. Два письма
  24. День гнева
  25. Елеазар
  26. Жертва
  27. Жили-были
  28. Защита
  29. Земля
  30. Иван Иванович
  31. Из жизни штабс-капитана Каблукова
  32. Из рассказа, который никогда не будет окончен
  33. Иностранец
  34. Ипатов
  35. Книга
  36. Конец Джона-Проповедника
  37. Марсельеза
  38. Мельком
  39. Мои анекдоты
  40. Мои записки
  41. Молодёжь
  42. Молчание
  43. Мысль
  44. На реке
  45. На станции
  46. Набат
  47. Негодяй
  48. Неосторожность
  49. Нет прощения
  50. Он (Рассказ неизвестного)
  51. Орешек
  52. Оригинальный человек
  53. Памятник
  54. Первый гонорар
  55. Петька на даче
  56. Покой
  57. Полёт
  58. Правила добра
  59. Праздник
  60. Предстояла кража
  61. Прекрасна жизнь для воскресших
  62. Призраки
  63. Проклятие зверя
  64. Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  65. Рассказ о Сергее Петровиче
  66. Рогоносцы
  67. Случай
  68. Смерть Гулливера
  69. Стена
  70. Сын человеческий
  71. Так было
  72. Таракашка
  73. Три ночи (Сон)
  74. У окна
  75. Фальшивый рубль и добрый дядя
  76. Храбрый волк
  77. Христиане
  78. Цветок под ногою
  79. Чемоданов
  80. Чёрт на свадьбе
  81. Что видела галка

Пьесы:

  1. Gaudeamus
  2. Анатэма
  3. Анфиса
  4. Дни нашей жизни
  5. Екатерина Ивановна
  6. Жизнь человека
  7. К звёздам
  8. Милые призраки
  9. Мысль
  10. Не убий
  11. Океан
  12. Прекрасные сабинянки
  13. Профессор Сторицын
  14. Реквием
  15. Савва
  16. Самсон в оковах
  17. Собачий вальс
  18. Тот, кто получает пощёчины
  19. Царь Голод
  20. Чёрные маски

Леонид Николаевич Андреев - выдающийся русский писатель. Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который (по семейным преданиям) был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна , Эдгара По , Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание - тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале «Звезда» выходит его рассказ «В холоде и золоте», повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна. (Еще раз он испытает судьбу в 1894 году. И вновь остается жив.)

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ. Вдобавок, в 1895 году Леонид Андреев попадает под полицейский надзор за участие в делах Орловского студенческого землячества в Москве, так как деятельность подобных организаций была под запретом.

Тем не менее, он продолжает печататься в «Орловском вестнике». А в 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» (в которой в ближайшие годы будут также публиковаться - под псевдонимами Джеймс Линч и Л.-ев - фельетоны Андреева) выходит рассказ «Баргамот и Гараська». Дебют этот не остался незамеченным - первый рассказ Андреева был одобрен М. Горьким, получил высокую оценку тогдашних влиятельных критиков. Окрыленный успехом, начинающий писатель ощутил в себе необыкновенный прилив творческой энергии. С 1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти рассказов, а в 1901 году издательство «Знание» выпустило одно за другим восемь изданий первого тома его сочинений. Перед молодым писателем, быстро снискавшим у своего поколения репутацию «властителя дум», широко распахнулись двери редакций лучших журналов, его талант признали Толстой, Чехов, Короленко, не говоря уже о Горьком, с которым у него завязались тесные дружеские отношения (переросшие со временем в «дружбу-вражду» и завершившиеся разрывом).

В 1900 году Горький ввел его молодого писателя в литературный кружок «Среда». Вот как сам Горький описывает встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

Горький привлек Андреева к работе в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь». Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: «Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть».

10 января 1902 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Бездна», всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил «Антибездну», где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в «Курьере» был опубликован рассказ «Нет прощения», направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием - не только литературным, но и общественным - стала антивоенная повесть «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни - смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно обижает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены - и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чувствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, - но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Л. Андреев встретился с М. Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Он продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме.

Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По . Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Но из «Знания» писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником», который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Однако работа, большая и плодотворная, продолжается. Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», где подвергается переосмыслению известный всем библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда - посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Сам автор охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.

Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 года в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой он обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «временный» период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Идеи и сюжеты Леонида Андреева оказались плохо совместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Первой ласточкой возрождения стал сборник рассказов и повестей, выпущенный Государственным издательством художественной литературы в 1957 году. Через два года за ним последовал сборник пьес. Состав этих книг подчеркнуто нейтрален; «опасные» произведения вроде «Бездны» и «Мысли» в них не вошли.

Первое и единственное на сегодняшний день (если не считать двухтомника 1971 года) посмертное собрание сочинений Леонида Андреева вышло в издательстве Художественная литература (Москва) в 1990-1996 годах.

В последние годы историческая справедливость восстановлена: сборники Андреева выходят из года в год и переиздаются, отдельные рассказы и повести писателя включены в школьную программу.