Условия развития культурно познавательного туризма. Основные направления развития познавательного туризма в мире и в россии

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

  • 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕПо дисциплине: Технология и организация туроператорской и турагентской деятельностиТема: «Организация культурно-познавательного тура «По местам Гауди» в Испанию» Студентки 3 курса группы 03-1 ТР: Матюхиной Ксении Вячеславовны Преподаватель: Силаева Т.А. Москва 2012


    СодержаниеВведение ………………………………………………………………….. 3 – 4 Глава I. Технология и организация культурно – познавательного туризма …………………………………. 5 – 17 1.1История возникновения культурно – познавательного туризма …………. ……………………....5 – 8 1.2Особенности организации культурно – познавательного туризма ……………………………..........9 – 141.3Культурно познавательный туризм в системе туристской деятельности…………………………………… .15 – 17 Глава II. Разработка тура «По местам Гауди» ………………………….18 – 28 2.1 Испания – родина Гауди ………………………………………….18 – 21 2.2 Маркетинговые исследования …………………………………....22 – 23 2.2.1Маркетинговые исследования …………………………………….22 – 23 2.2.2Сегментация туристского рынка ……………………………….. ..24 – 26 2.3Программа тура «По местам Гауди» ……………………………..27 2.4 Калькуляция тура …………………………………………….......28Заключение ……………………………………………………………….29Список используемой литературы и интернет источников …………...30 – 32 2


    Введение Основными потребностями человека являются биологические потребности. К числу основных относятся потребности человека в пище, в одежде, в жилье, в безопасности, в лечении при заболеваниях и т.д. Но потребностей человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. В связи с научно-техническим прогрессом, с постоянными изменениями, которые происходят в различных сферах жизни общества, возникают и развиваются новые потребности, направленные на достижение комфорта, потребности, затрагивающие все сферы жизни человека (образование, общение, путешествия, развлечения, любимые занятия и т.п.).В нашей работе мы остановимся на одном из видов потребностей человека, массовое развитие которого наблюдается в последние десятилетия: потребность путешествовать. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики. 3


    К началу XXI столетия туризм стал нормой жизни современного человека, причем в последние десятилетия наблюдается тенденция развития преимущественно культурного - познавательного туризма. Целью данной работы является изучение особенностей культурно – познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии, анализ причин возникновения потребностей человека в культурно - познавательном туризме. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1.Определить место культурно – познавательного туризма в туристской индустрии;2.Выявить элементы культуры и познания, влияющие на формирование туристского интереса;3.Проанализировать причины возникновения потребностей человека в культурно - познавательном туризме.Актуальность работы состоит в том, чтобы выявить основные тенденции развития культурно – познавательного туризма.4


    Глава I. Технология и организация культурно – познавательного туризма 1.1История возникновения культурно – познавательного туризма Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм – это временные выезда граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой должности в стране (месте) временного пребывания. Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Так, еще в Древнем Египте при фараонах XI династии более чем за 2000 лет до нашей эры неоднократно снаряжались экспедиции, совершались путешествия в другие страны.Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определенная систематизация географических открытий. Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Потомки древних финикийцев, карфагеняне, также смело5


    осваивали незнакомые территории. Одним из карфагенских путешественников был некий Ганон, посланный в 505 г. до н.э. для открытия и колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер. Тем не менее исторические источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н.э. древние греки и древние римляне совершали поездки в Египет, куда их привлекали история, культура, необычная природа, великолепные архитектурные сооружения.В Римской империи к I в. до н.э. сформировался определенный слой людей из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Такие поездки также стали причиной строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников. Также распространены были путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были познание мира и образование. Уже в I в. до н.э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В то же время, в 1800 году, во Франции был опубликован словарь французского языка, включающий 6


    определение туриста как человека, путешествующего из любопытства с цель «убить время». В XVIII – начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в языках и приобретения жизненного опыта.Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии. Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны, были разными: в Италии – памятники античности и средневековья, в Швейцарии – сказочная природа. Обе страны по тем временам предоставляли туристам услуги высокого уровня.С течением времени получают все большее распространение путешествия с познавательной целью для осмотра произведений искусства. К середине XIX в. контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов, располагавших определенным достатком.Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными.Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового международного туризма. В результате научно-технического прогресса увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные права привела к повышению их благосостояния и появлению свободного времени (выходные дни, оплачиваемые отпуска), что 7


    способствовало еще большему развитию туризма с познавательными целями. Это дало возможность включиться в туризм людям среднего класса.Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты.8


    1.2Особенности технологии организации культурно – познавательного тура XXI столетие провозглашено ООН веком туризма, т.к. он на современном этапе стал важным фактором развития личности, взаимопонимания между людьми и народами в целом. Поэтому вопросы, связанные с разработкой стратегии в области туриндустрии, занимают далеко не последнее место в области государственной политики, как отдельных стран, так и целых регионов. По данным экспертов Всемирной туристской организации, культурно-познавательный туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов въездного туристического потока, и эта доля будет расти в будущем. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе Всемирной туристской организации «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Основой культурного – познавательного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социально культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для культурно – познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:1.памятники археологии;9


    2.культовую и гражданскую архитектуру;3.памятники ландшафтной архитектуры;4.малые и большие исторические города;5.сельские поселения;6.музеи, театры, выставочные залы и др.;7.социально культурную инфраструктуру;8.объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;9.технические комплексы и сооружения. В отличие от развлекательного, культурно – познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целью культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Культурно – познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию – и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющее животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающей среды.Деятельность познания состоит в том, что человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.Познание – как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание 10


    научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полой мере понять.Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.Познавая окружающий мир, человек, соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.11


    Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти труды подготовили более тесные экономические и духовные связи народов.Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворял одну из наиболее сильных своих потребностей – потребность в познании.В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывает гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения.Задачей туристических агентств является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духовной и материальной культурой те стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них.Экскурсия является неотъемлемой частью познавательного тура.В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности местности, города, региона, парка и др. Экскурсоведение – отдельная и серьезная наука, а первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожавший водить 12


    иностранных гостей по строящемуся Санкт-Петербургу и хвалиться своими достижениями.Экскурсия имеет свои характерные признаки:– тематику,– упорядоченный маршрут,– протяженность во времени,– наличие экскурсовода или гида.Экскурсия должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированного познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.Задача гида в одном и другом случае различна.13


    В первом случае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросаются в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны.Здесь гид – актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже анекдотам.В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств, собраний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамблей. Таким образом, туристический маршрут представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течение определенного времени и предоставления ему услуг, предусмотренных программой. Исходя из этого определения, технологи разработки маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристического пакета, включающего услуги транспорта, размещения, питания, а также экскурсионные и досуговые услуги. Турфирмы разрабатывают новый туристский продукт на основе пяти стратегических позиций, ориентированных на получении прибыли:1.постановка ясной и обоснованной цели;2.соответствие туристского продукта потребностям потенциальных клиентов;3.разработка оригинальных форм туристских услуг, привлекающих новых клиентов;4.анализ туристского рынка на основе социологических исследований, изучения мотивации и мнений населения;14


    5.разработка эффективных мероприятий по продвижению туристского продукта на рынок.1.3Культурно – познавательный туризм в системе туристской деятельности Культурный туризм - это путешествия людей в другие страны и местности с целью посещения географических, культурных или исторических достопримечательностей. Сроки культурного туризма - от 24 часов и до 6 месяцев. К слову, культурный туризм сегодня считается самым популярным видом туризма. Что ищет турист, отправляющийся в культурных поход?1.памятники археологии (историческое и культурное наследие эпох); 2.культовую и гражданскую архитектуру (архитектурные памятники); 3.памятники ландшафтной архитектуры; 4. различные исторические маршруты;5. большие и малые исторические города; 6. сельские поселения; 7. фольклорные фестивали и праздники;8. музеи, театры, выставочные залы и др.; 9. культурное погружение (фестивали, религиозные праздники, бои быков, выставки и проч.);10. объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; 15


    11. языковые курсы, семинары и лекции;12. технические комплексы и сооружения.Ноябрь 1976 года. Брюссель. Это дата и место принятия «Хартии культурного туризма». Документ подписали 18 организаций, которые входили в систему ЮНЕСКО. С того времени и существует официально-определенный культурный туризм. Отметим: турист, выбравший целью поездки просвещение, тратит в 8 раз больше средств, нежели обычный турист! К примеру, только один из 100 фестивалей Зальцбурга приносит Австрии 180 миллионов евро ежегодно. Культурный туризм по-европейски - это 2 000 международных фестивалей каждые 365 дней.Культурный туризм предполагает как групповое, так и индивидуальное просвещение. Что дают человеку культурные походы?Во-первых, культурный туризм помогает обогатиться духовно. Во-вторых, путешественник расширяет свой кругозор. В итоге таких познавательных турпоходов налаживаются культурные связи и международное сотрудничество. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это непременный лозунг культурного или познающего туриста.Познавательный туризм – это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких – либо регионов, местностей, центров туризма, для ознакомления с памятниками природы, истории, культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области в области науки, культуры, промышленного производства, строительства.Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.Целями познавательного путешествия являются:16


    1.Увидеть природные достопримечательности и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;2.Познакомиться с достижениями искусства и науки, техники;3.Посетить экологически чистые объекты или наоборот экологически пораженные объекты;4.Увидеть экзотических животных или растительный мир;5.Посетить святыни, исторические места и сооружения;6.Сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;7.Заполучить красивые сувениры, приобрести туристские продукты.При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Особенностью культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредствам которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристского потока. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Успех развития туризма зависит не только от материально – технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия. 17


    Глава II. Разработка тура «По местам Гауди» 2.1 Испания – родина Гауди Испания – государство на юго-западе Европы, которое занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане. Испания граничит на западе с Португалией (длина границы 1214 км), на севере - с Францией (623 км) и Андоррой (65 км), на юге - с Гибралтаром (1,2 км). Испания омывается на востоке и юге Средиземным морем, на западе - Атлантическим океаном, на севере - Бискайским заливом (Кантабрийским морем). На побережье Испании насчитывается более двух тысяч пляжей. Общая площадь Испании 504 782 км (площадь суши - 499 400 км). Общая протяжённость границы 1903,2 км, длина береговой линии 4964 км.В Испании выделяют три типа климата: умеренный морской на северо-западе и севере; средиземноморский на юге и побережье Средиземного моря; аридный континентальный климат во внутренних районах страны. Испания является одним из самых тёплых государств в Западной Европе. Среднее количество солнечных дней составляет 260-280. Среднегодовая температура почти всей испанской территории колеблется между 14 и 19 ° С выше нуля. Средние температуры января варьируются от 8 – 10 °С в северной и средней части до 10 – 12 ° С в южной части. Средние температуры июля – наиболее жаркого месяца – достигают 18 – 20 ° С в прибрежных районах северо – запада и севера страны и 26 ° С – в средиземноморских прибрежных районах. Наилучшее время для туризма с конца весны до начала осени.Население Испании, по состоянию на 2008 год, составляет 46,06 млн. чел. Примерно 9% населения составляют эмигранты. Городское население - 76 %. Плотность населения - 79,7 чел./км. Форма правления - Конституционная монархия. Главой государства является король, который по представлению премьер-министра утверждает 18


    членов кабинета министров. Испания разделена на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей. Официальный язык - испанский. В некоторых областях и провинциях жители говорят на древних местных языках, например в Каталонии, Стране Басков и т.д. Испания - член Евросоюза, официальной валютой страны является евро (€), равный 100 центам. Обменять валюту можно в банках, банкоматах, обменных пунктах, гостиницах и бюро путешествий. Большинство банков работают пн.-пт. с 8.30 до 14.30, в субботу с 8.30 до 13.00, обменные пункты с 8.30 до 19.00 (некоторые до 20.00), банкоматы работают круглосуточно. Наибольший курс при обмене валют в банках, в обменных пунктах при аэропортах, вокзалах, магазинах и т.п. курс будет менее выгодным. Также стоит помнить, что большинство банков берет комиссию за услугу обмена, при снятии денег через банкомат также будет комиссия. Время отстает от московского на 2 часа, а на Канарских островах – на 3часа. Граждане Российской Федерации при пересечении границы должны иметь оформленное в Консульском отделе Посольства Испании в Москве разрешение на въезд - визу. Виза оформляется индивидуально в паспорт выезжающего, для оформления визы необходимо наличие двух чистых страниц в паспорте. Ввоз валюты в Испанию не ограничен. Если планируется покупка за наличные деньги на сумму свыше 5000 €, то потребуется официальное подтверждение легальности ввоза денег в страну. Вывоз валюты также не ограничен, но при вывозе суммы больше 10000 € требуется заполнять декларацию.Королевство Испания - государство на юго-западе Европы со столицей в городе Мадрид. Каждый турист может побывать на родине отважных Тореро и страстной Кармен, замереть от восторга возле фантастических творений Гауди в Барселоне - собора Святого Семейства, домов Батльо, Висенес и Каса 19


    Мила, побывать в музее Прадо и в доме Эль Греко, увидеть зажигательные танцы фламенко и услышать испанскую гитару. Отдых в Испании всегда увлекателен!Береговая линия Испании делится на несколько частей, каждая из которых обладает своими собственными достоинствами. Коста Брава – это побережье, которое граничит с югом Франции и простирается до города Бланес. Побережья курортов Коста Брава, Коста Дель Соль и Коста Даурада являются самыми популярными местами летнего отдыха.Множество увлекательных экскурсий позволят вам увидеть горные храмы и благородные замки, великолепную Барселону и музей Сальвадора Дали. Туры в Испанию позволят совместить пляжный отдых с интересными путешествиями по этой стране и принесут множество позитивных впечатлений самым разным людям, вне зависимости от возраста и предпочтений. Испанию невозможно себе представить без посещения волшебной Барселоны. Если вам хочется провести в этом городе какое-то время, то наилучшие побережья для вашего отпуска – это Коста Дель Маресме и Коста Брава. Юг провинции Аликанте занимает побережье Коста Бланка, а еще южнее находится Коста Дель Соль – побережье жаркой Андалузии. Если вы рассчитываете на роскошный отдых в Испании, вам лучше всего отправиться в столицу Коста Дель Соль, Марбелью. Соседство с шейхами и звездами кино добавит вашему отдыху шика.В Испании Вы найдете широкий выбор сувениров и подарков. Шоппингом лучше заниматься в крупных городах - Мадриде, Барселоне, Малаге. Самая крупная сеть универмагов в Испании - El Corte Ingles, где можно купить, все что угодно. В Испании туристы традиционно покупают изделия из толедской 20


    стали (кинжалы, ножи или украшения), кастаньеты, фигурки в национальных костюмах, веера, гитары.21


    2.2 Маркетинговые исследования 2.2.1 Маркетинговые исследования Маркетинговое исследование - форма бизнес – исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.Маркетинговые исследования являются одной из наиболее важных составляющих успешного бизнеса. Они могут дать информацию относительно множества аспектов, связанных с рынком. Для проведения маркетинговых исследований мы выбрали Tez Tour и Pegas Touristik, что бы выявить стоимость туров у туроператоров и сравнить с нашей ценой. Tez TourPegas TouristikМыПроживание в отеле 5* «Gran Palas»Питание Перелет ТрансферСтраховкаПроживание в отеле 3* «Best Maritim»ПитаниеПерелтТрансферСтраховкаВизаПроживание в отеле 4*«Augustus»ПитаниеПерелетТрансферСтраховкаВизаГауди ЦентрГауди Панорамная и Волшебный фонтанДома ГаудиСтоимость1618 Eur *67147рубСтоимость – 927 Eur *38500 руб Стоимость – 1048 Eur *50690 руб*Стоимость может изменяться в зависимости от курса установленного Центральным Банком РФ.22



    2.2.2 Сегментация туристского рынка Испания – одна из красивейших и удивительных стран Европы с загадочной и интересной историей. Это Родина фламенко и корриды. В Испании для туриста есть все, хотите ли вы погрузиться в негу морских волн и не вставать с шезлонга, или углубиться в насыщенную историю, приправленную красотами архитектуры и культурным наследием этой страны. Даже если вы захотите покататься на лыжах - Испания сможет предоставить вам и это.Для каждых групп туристов Испания предлагает свое:1.Семейный отдых: Для семейного отдыха подходит побережье Средиземноморья –Коста - Даурада, Парк Аттракционов «AventuraPark», огромный аквапарк «AqvatikPark», Зоопарк Барселоны, Обзорная Экскурсия «Барселона классическая».2.Молодежный отдых: Для молодежного отдыха подходит остров Ибица! Ибица – это праздники и вечеринки с утра и до поздней ночи! Ночная жизнь острова на столько весела и разнообразна, что многие туристы приобретают путевки на Ибицу из года в год! Различные тематические парки аттракционов так же подходя для молодежного отдыха в Испании.3.Третий возраст: Для данной группы туристов Испания предлагает обширный спектр экскурсионной программы! От загадочных улиц Барселоны, до чудесных заповедников природы! Музей Гауди, Музей Дали, Святая гора Монтсеррат, Винодельня Торреса, Волшебный фонтан.4. Спортивынй отдых: Для туристов со спортивной целью Испания предлагает посещение стадиона «Camp Nou». Для дайвинга подходят берега Кантабрии, а для виндсерфинга и парапланеризма – страна Басков. Андорра открывает свое сердце для любителей горнолыжных курортов и резких склонов!24


    5.Бизнес – туристы: Мадрид открывает свое сердце для бизнес – туристов, предлагая им огромный спектр своих услуг, от современного аэропорта, до комфортабельного трансфера. Возможность посещения Барселоны внутреннем перелетом из Мадрида. Привлекательны и экскурсии до Венеции, Андорры. Туристские группыТуристские потенциал страныСемейныеПобережье Коста – Даурада, «AventuraPark», «AqvatikPark», Зоопарк, «Барселона классическая»Молодежный Остров Ибица, огромное количество тематических парков аттракционовТретий возрастМузей Гауди, музей Дали, Винодельня Торреса, Волшебный фонтан, «Барселона обзорная», «Барселона VIP», Святая гора МонтсерратСпортивныйСтадион «Camp Nou», берега Кантабрии, страна Басков, АндорраБизнесМадрид, Барселона, Венеция, Андорра* Spain is one of the most beautiful and fascinating countries in Europe with mysterious and fascinating history. It is the home of flamenco and bullfighting. There everything you want for tourists in Spain, whether you want to dive into the bliss of the waves or not to get up from the sunbed, or delve into the rich history, decorated by beautiful architecture and cultural heritage of this country. Even if you want to ski - Spain will provide you too. Spain offers its attractions for each group of tourists:1. Family Vacation: For family vacations the most suitable are shore of the Mediterranean Coast - Daurada Amusement Park «AventuraPark», a huge water park «AqvatikPark», Barcelona Zoo, City Tour "Classic Barcelona."25


    2. Youth Activities: the most suitable for youth is island of Ibiza! Ibiza offers holidays and parties from early morning to late evening! Nightlife on the island is so fun and varied that many tourists buy tickets to Ibiza every year! Different theme parks are also suitable for youth in Spain.3. The Third Age: For this group of tourists Spain offers a wide range of excursions! From the mysterious streets of Barcelona to the wonderful nature reserves! There are also Museum of Gaudi, Dali Museum, the Holy Mountain of Montserrat, Torres Winery, the Magic Fountain.4. Sports: For sport lovers Spain offers the stadium «Camp Nou». Coast of Cantabria suits for diving, and Basque Country suits for windsurfing and paragliding . Andorra opens its heart for those who like skiing and sharp slopes!5. Business - tourists: Madrid opens its heart to business tourists, offering a huge range of services, from modern airport to the comfortable transfer. There is an Opportunity to visit Barcelona with flight from Madrid. Excursions to Venice, Andorra are also attractive.Tourist groupsTourist potential of the countryFamilyThe Costa - Daurada, «AventuraPark», «AqvatikPark», the Zoo, "Barcelona classic"YouthIbiza, a lot of theme parksThird AgeMuseum of Gaudi, Dali Museum, Torres Winery, Magic Fountain, "Barcelona sightseeing", "Barcelona VIP», the Holy Mountain of MontserratSportsStadium «Camp Nou», coast of Cantabria, the Basque region, AndorraBusinessMadrid, Barcelona, Venice, Andorra26


    2.3 Программа тура «По местам Гауди» Тур «По местам Гауди» рассчитан на 6 дней/7 ночей. Проживание в гостинице 4* «Augustus». Питание – завтрак. Вылет из Москвы, аэропорт «Шереметьево», прилет в аэропорт Барселоны. 1 день. Вылет из Москвы – аэропорт «Шереметьево». Прибытие в Барселону. Встреча в аэропорту, трансфер, размещение в отеле. Свободное время.2день. 09 – 00 – завтрак в отеле. Пешеходная экскурсия по Готическому кварталу и Рамбле Нова. Свободное время.3день. 09 – 00 – завтрак в отеле. Экскурсия в Дом Гауди. Свободное время. Посещение парка аттракционов AventuraPark (за дополнительную плату), посещение аквапарка «AqvatilPark» (за дополнительную плату)4день. 09 – 00 – завтрак в отеле. Экскурсия в Гауди центр. Прогулка по городу Реус. 5день. 09 – 00 – завтрак в отеле. Экскурсия «Гауди панорамная и Волшебный фонтан».6день. 09 – 00 – завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Вылет из аэропорта Барселоны в Москву.27


    2.4 Калькуляция тура В стоимость культурно – познавательного тура входит:Авиа перелет эконом классом туда – обратно компанией Aeroflot Russian Airlines587 (EUR)23938 (RUB)Проживание в отеле Augustus 4* (7 ночей) с питанием (BB)236 (EUR)9779,55 (RUB)Индивидуальный трансфер (аэропорт Барселоны – отель – аэропорт Барселоны)40 (EUR)1660 (RUB)Страховка на 10 дней 50 (EUR)2075 (RUB)Экскурсия «Гауди Центр»7(EUR)290,5 (RUB)Экскурсия «Гауди панорамная и Волшебный фонтан» 22, 95 (EUR)952, 43 (RUB)Экскурсия в Дом Гауди 5.50(EUR)228, 25 (RUB)Стоимость тура1018 (EUR) + 20 % маржа = 1048 (EUR)42247 (RUB) + 20 % маржа = 50690 (RUB)Таким образом мы выяснили, что тур «По местам Гауди» является готовым турпродуктом, в который заложены не только экскурсии по родному городу Антонио Гауди, но и предложены на выбор другие различные экскурсии. Также не мало важно отметить, что туристы посетят не только места Гауди, но и познакомятся с главными достопримечательности Барселоны во время своего тура. Цена данного тура является средней, среди схожих. В тур уже включены экскурсии, что способствует его привлекательности. Делаем вывод, что турпродукт «По местам Гауди» будет конкурентно способным на рынке.28


    Заключение На сегодняшний день существует множество классификаций туризма. Нужно отметить, что каждый вид туризма по-своему индивидуален, имеет свои особенности. В данном курсовом проекте мы подробно рассмотрели культурно – познавательный туризм, который является в последнее время одним из самых распространенных видов – туризма. Огромное распространение такой вид туризма вызывает в Испании. Главными факторами его развитие считает желание туристов посетить Барселону с культурно – познавательными целями. Так же ряд туристов желают познакомится с родиной Антони Гауди, посетить город Реус – в котором родился и жил Гауди. Посетить центр Гауди, а так же воочию посмотреть его самые знаменитые творения в Барселоне и за ее пределами. Потребности человека в культурно – познавательном туризме обусловлены как внешними, так и внутренними факторами и затрагивают многие аспекты жизни и деятельности человека. В последнее время отмечается возрождение интереса и приобщение общества к культурным ценностям и искусству в целом, в связи с этим постепенно искусство и культура становятся неотъемлемой частью нашей жизни. На сегодняшний день культурно – познавательный туризм в полной мере удовлетворяет потребности человека в духовном развитии и самосовершенствовании.29


    Список литературы и интернет источники Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; / от 14.11.1996, последняя редакция от 3.05.1012 № 47 –ФЗ Федеральный закон «О техническом регулировании»; / от 27.12.2002 № 184 – ФЗ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения"; / от 30.12. 2004 № 154 – ст ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов;ГОСТ Р 53998-2010 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования;ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;ГОСТ 28681.4-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц;ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;ГОСТ 28681.3-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг;1.Биржаков М.Б. Введение в туризм/ Санкт – Петербург, 20072.Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки/Санкт – Петербург,20073.Биржаков М.Б. Специальные виды туризма/Санкт – Петербург, 20114.Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме/Санкт – Петербург, 200730


    5.Биржаков М.Б. Правовое регулирование туристской деятельности/Санкт – Петербург, 20116.Биржаков М.Б., Пшенко К.А. Международное туристское право/Санкт – Петербург, 20087.Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Большой глоссарий терминов международного туризма/Санкт – Петербург, 20078.Дурович А.П. Маркетинг в туризме/ Минск, 20079.Дурович А.П. Релкама в туризме/ Минск, 200810.Дурович А.П. Маркетинг туризма/ Минск, 200811.Котлер Ф., Доуэн Д., Мейинз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм/ 200812.Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учебное пособие/ Ростов – на – Дону, 2007Электронные ресурсы: http://www.tez-tour.com/http://pegast.ru/http://dt.samregion.ru/form/educational/http://www.kmvline.ru/lib/turizm/33.phphttp://evolutsia.com/content/view/406/37/http://pro-nasledie.blogspot.ru/2009/03/blog-post_20.htmlhttp://reports.travel.ru/letters/76182.html?cc=eshttp://sestrik.com/barselona-i-antonio-gaudihttps://www.anywayanyday.com/www.booking.com/http://my-spain.net/http://www.spaingid.com/http://www.spaingid.com/index.shtml?thttp://xn--j1ahdidh.xn--p1ai/ref/es/http://tonkosti.ru/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F31


    http://zolotye-kupola.ru/rest-abroad/spain.html32

    Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.

    Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности .

    Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика" .

    Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

    Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями .

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    · знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

    · посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

    · посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

    · участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества .

    В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма связано прежде всего с тем, что он способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

    Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

    К преимуществам культурно-познавательного туризма можно отнести следующие факторы:

    Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

    Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

    Создание новых рабочих мест;

    Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

    Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:

    Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

    Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

    Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

    Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения. :

    В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

    Экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

    Религиозный (поездка по святым местам);

    Этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

    Экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

    Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном.

    Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются :

    б) по составу и количеству участников;

    в) по месту проведения;

    г) по способу передвижения;

    д) по продолжительности;

    е) по форме проведения.

    Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

    Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

    В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

    Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

    По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

    По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

    По способу передвижения -- пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

    Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

    Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

    Некоторые экскурсионные учреждения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

    Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

    По форме проведения экскурсии могут быть различными :

    Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

    Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

    Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

    Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

    Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

    Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть :

    Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

    Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

    Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

    Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

    Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

    Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.

    Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

    География экскурсионных культурно-познавательных туров имеет широкий диапазон и простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется.

    Культурно-познавательный туризм становится популярным направлением и в России. С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну, а также внутреннего туризма могут в основном представлять следующие виды туризма:

    Культурно-познавательный;

    Деловой;

    Специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

    Россия обладает уникальным природным и историко-культурным потенциалом, объектами культурного наследия. Данный потенциал может и должен быть использован для организации культурно-познавательных экскурсионных туров. Основные географические центры и объекты культурно-познавательного туризма в России представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Объекты культурно-познавательного туризма в России

    География

    Достопримечательности

    Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей. Живописны и романтичны подмосковные усадьбы -Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.

    Санкт-Петербург

    Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы. Медный всадник, скульптуры и изящнейшая решетка Летнего сада, каналы и разведенные по ночам мосты Невы. Сокровища Эрмитажа и Русского музея, Мариинский театр, незабываемые белые ночи. Пригороды: великолепны дворцы и парки Царского Села, фонтаны Петергофа, аллеи Павловска, где проходили знаменитые музыкальные вечера и давал концерты «король вальсов» Иоганн Штраус.

    «Золотое кольцо России»

    от Москвы на северо-восток через древнерусские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострому, Суздаль, Владимир и другие.

    В маршрут Золотого кольца входят памятники истории и культуры, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля, привлекают туристов изделиями старинных русских народных промыслов. Это ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. От поколения к поколению переходят традиции древних мастеров. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.

    «Малое Золотое кольцо».

    Старинные русские города Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Юрьев-Польский, Боголюбово

    В месте слияния рек Нерль и Клязьма находится один из самых известных памятников древнерусского каменного зодчества - храм Покрова на Нерли.

    «Жемчужина Беломорья»

    Вологда, Архангельск и Каргополь

    Соловецкие острова с их Спасо-Преображенским монастырем, имеющим богатую и сложную историю, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором хранится ценнейшая коллекция икон XV - XVIII веков.

    Поволжье

    Кострома

    Этот старорусский город, жемчужина церковного зодчества, входит в число главных туристских центров Золотого Кольца.

    Нижний Новгород

    Знаменитая ежегодная ярмарка с ее многочисленными выставками и форумами. Нижегородская земля издавна славится своими народными промыслами: городецкой резьбой, хохломой и городецкой росписью.

    Казань, столица Республики Татарстан.

    В ее истории, в архитектурных памятниках, таких как Казанский Кремль, исконно российский дух причудливо переплетается с неповторимым ароматом Востока. Сегодня Казань - крупный культурный центр, где сосуществуют русские и татарские национальные традиции.

    Среднее Поволжье

    Самара, Саратов, Ульяновск (бывший Симбирск)

    Архитектура старинных волжских купеческих городов.

    Самые крупные города южного Поволжья

    Волгоград (Сталинград) и Астрахань (Царицын)

    Примечателен архитектурный ансамбль центральной набережной города с величественным мемориалом на Мамаевом Кургане в честь защитников Сталинграда. Историческая часть города расположена на острове, омываемом Волгой и ее притоками. На самом высоком холме острова - белокаменный кремль начала XVII века.

    Красноярский край

    Славится своими фонтанами (по их количеству и оригинальности среди сибирских городов у Красноярска нет равных). Красноярский краеведческий музей. К северу от Красноярска вниз по течению реки Енисей расположен старейший во всей Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году. Здесь сохранилось много памятников архитектуры. Севернее, в небольшом городке Туруханске, находится один из самых старых в Сибири мужских монастырей. А в Игарке - уникальный подземный музей вечной мерзлоты.

    Тува - географический центр Азии.

    Тувинское горловое пение, бесконечные степные просторы и горные ритмы заснеженных вершин Саянского высокогорья. Известен своим буддистским храмом, Национальным музеем Тувы -- одним из крупнейших музеев Азии, а также уникальной клиникой, где лечат древними шаманскими методами.

    Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами. Байкальский регион также богат и культурно-историческими достопримечательностями.

    Расположен на берегах реки Ангары в 70 километрах от Байкала - крупный культурный, научный и туристский центр Восточной Сибири. Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В городе сохранились интереснейшие образцы деревянной резной архитектуры, придающие особый колорит этому старинному городу.

    Земля степей, лесов и гор, лежащая на юге и востоке от Байкала, имеет богатую этническую и религиозную историю. Один из главных архитектурных памятников Бурятии - ламаистский монастырь (дацан) в городе Гусиноозерске, бывший в XVIII - XIX веках центром буддийской религии Восточной Сибири.

    По данным Российской международной академии туризма самыми развитыми и благоприятными рекреационными зонами в России являются Центр, Европейский Юг и Европейский Север . А одним их самых посещаемых регионов - Северо-западный с его уникальным центром - городом Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург, обладающий огромным историко-культурным потенциалом, становится главным объектом культурно-познавательного туризма.