Откуда башкиры. Предания и легенды о происхождении башкир

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.


Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

16/12/09, AzezAyla
Да да.. Башкиров я тоже знаю. Не знаю как другим, но мне лично встречался хороший отзывчивый дружелюбный человек из Башкирии. Как мне показалось человек тот был очень мягким и добрым. Не знаю как остальные башкиры. Знаю, что есть среди них и не самые лучшие люди, но есть и хорошие, такие которые попадались мне..

05/02/10, Небесная Высь
я люблю башкир потому что это классный народ... сама на 25% башкирка. хотя и вредные немного, но все же классный народ

06/02/10, disciple
Какая разница, какой национальности человек? Негатив этой теме пишут грёбаные наци.

31/03/10, Kushtemo
rugmag, в том-то и дело - в НАШЕМ Башкортостане! В ВАШЕМ Татарстане вас никто притеснять не будет, туда и идите, если здесь не нравится. И потом, кто вас трогает? Живите спокойно, не оскорбляйте нас, и все будет в порядке. Татар в Башкирии вообще больше, чем титульной нации, так что вам грех жаловаться на что-либо.

28/04/10, CHELOVEK
Придурков хватает в любом народе! На счет притеснения...ничего подобного! Это близкие народы..Зачем Ссориться? вас специльно стравливают для потехи! Неужели непонятно? Бывают люди плохие, бывают неочень..и это не зависти от того какой национальности человек!

10/06/10, Filchik
потому что мы открытые, замечательные, дружелюбные, да бывают вредные, но в основном мы просто супер! Да все нации замечательные, выделять кого-то не надо, так как главное мы живем и радуемся жизни! Нация определяется не тем, что в обществе у тебя было сколько то знакомых башкир или другой нации, каждый человек индивидуален. а нация не настолько влияет на характер людей!

04/08/10, DemigoD
Этот мелкий народец сдерживал Чингисхана 14 лет (тогда как поход через Русь занял только 3 года) после чего фактически получил территориальную автономию в составе империи Чингисхана. Также они занимали привилегированное положение как народ, обязанный каганам прежде всего военной службой и сохраняющий собственную родоплеменную систему и управление. И с чего ты взял, что националистически настроенный?

15/12/10, Tony Soprano
Я принципе с ними не особо общался, но моя мать говорила, что у неё была одна знакомая башкирка и вроде нормальная тётка, так что в мне этого достататочно, в принципе я не люблю каждую нацию в целом, в каждой из них (и в моей в том числе) попадаются и нормальные люди и уголовники там всякие

24/02/11, Васим
Я люблю башкирок, они такие доступные их даже уговаривать не надо, только был бы пузырь.

03/11/11, Andros Ranger
Я сам башкир наполовину и испытывал много проблем и депрессии со своей внешностью

10/11/11, Соня Рид
Я башкирка. Я не нацистка,уважаю другие национальности. А ведь в Башкирии президент сейчас татарин. Татары обрадовались хД

01/06/12, bashkord
Добрый день! Ребята сразу поставлю Всех на место! я счастлив что я полукровка 50/50, и сын двух великих культур и народов башкир и татар- я люблю и общаюсь с личностями в любой нации и знаю что ушлепков и нацистов хватает везде! Так что живите счастливо, любите ближних и относитесь к людям так как хотите чтоб относились к Вам. Башкиры дружелюбный и очень гостеприимный народ! не забывайте на чей земле вы живете! Мой предок Зайнитдинов поставил родовую тамгу на договоре о присоединении Башкирии к России(не сделай этого нас ждала бы судьба индейцев в резервациях)но если нас разозлить не кто с нами не сравниться по отпору врагу! кто не знает даже у японских императоров была личная гвардия телохранителей из башкир самураев, а французы до сих пор помнят башкирские луки и стелы. Не пытайтесь стравить два братских народа!

06/08/12, Башкорт
Сам башкир потому и люблю))

14/08/12, башкир
Да дружба между народами прошла наверное. И почему на сайте все смелые вы попробуйте мне в глаза такое сказать про башкирский народ. Думаю здоровья резко поубавится и посмотрим кто сильнее башкирский батыр или какая-то трусливая шавка. Смелости только хватает злобствовать на сайтах. А в жизни вы трусы.

12/10/12, Shaolin
С*ки на*уй приходите в Уфу, в виртуальном мире мы все герои а что слабо в реале? Татары и т.д что и умеет делить людей на касты... ну конечно в жизни вы сами ничего не добились и что же вам остаются делать! Скажите спасибо что вы живы еще, в России вас там вы*бали бы уже и были бы бомжами. Если еще будет оскорбительные комментарии против Башкир то скажите им это в лицо то вас всех н*х закапают на месте. И какой засранец вообще создал такую тему? Забанить его навсегда!!!

30/10/12, Але4е4ка
русские вы ни чем не лучше нас так что идите вы

30/10/12, Nibelung
Никогда с ними в реале не пересекался,потому отношусь нейтрально,так же Я вполне лоялен по отношению и к татарам и ко многим узбекам с таджиками и к армянам и к киргизам.

19/11/12, Renato12
Башкиры нормальный народ. Хорошие люди. Я татарин. Все терки между татарами и башкирами - это фигня, что-то типа ссоры двух маленьких детей, но при чем тут взрослые? Такое даже комментировать не хочется.

14/01/13, Nega
А вот реально, кому в голову взбрело создать такой тупой опрос? Даже в правилах размещения сообщений и тд написано, в 11 пункте, не затрагивать нацистких тем. Я так посмотрю быть националистом в моде стало, все кому не лень следуют за учением Гитлера, НО это ни привело к хорошему. На самом деле в каждом народе есть свои уроды и если в жизни вам встретился не очень, так скажем человек с нашей национальностью, это НЕ значит, что все башкиры такие, модератор точно уснул, на удаление этот опрос!!!

10/05/13, вир
Я сам Башкир.Понимаю что мы относимся к умирающей нации во все времена говорят мы были вассалами так оно и есть вы не понимаете почему так было, да потому что моим предкам угрожали ихним народом и близкими.А то что говорят мы притесняем Татаров, валите тогда в свою Татарию если не умеете ценить гостеприимност.Вся суть в том что эту ненависть выращивают сами Русские они до сих пор снимают с нас дань просто название теперь другое.А то что мои предки шатались по степям это все свойстве но всем народам. Да и ходили они по своей земле, весь пояс Урала был наш, только вот пришли доромоеды*Русские и отобрали его а Башкиры не понимали того что эту землю можно оставить своему народу. Даже в битве с Французами мои истоки отличились не меньше Русских и поэтому я их почитаю как сильных людей.И я сожалею что не родился раньше,я бы заключил договор с Гитлером об уничтожении России с условием спокойно жизни Башкир. А если возможно что помог бы Чингисхану, т.к монголы тюркский народ братья по языку.

14/05/13, rayan
Я сам башкир. Не против тому, что вы считаете, что среди нас есть тупые. Они у всех есть. Тем более у русских (грязные как свиньи, алкоголики конченные и тупые как Путин, довел до кризиса, скажем другого выбора не было)). Я люблю свой народ и свою традицию. Готов вырвать сердце любому кто попытается отнять свободу моего народа. Достаточно натерпелись от действия власти Российской. Слишком уж мы гостеприимные и спокойные.

28/10/13, Личная жизнь
"Башкиры - малый народ, но постоянно пытающийся кого-то обмануть или унизить" - приведите пример. Вякающие гнильцой в сторону татар, башкир, финноушров и других коренных народов России - это шовинисты, которые нас хотят уничтожить. Вы только ресурсы наши выкачиваете и грабите нас, нам от вас никакого толку. И главное, задумайтесь на минутку, что будет, когда коренные народы поднимутся разом и погонят всех русских обратно на историческую родину. К этому все идет, если шовинисты и националисты не изменят свое отношение по отношению к нам.

15/12/13, Башкирин
Я люблю башкир, потому что сам башкирин, потому что остальные нации лохи.Мы башкиры самый умный народ, самые честные, самые порядочные, самые храбрые, никогда никого не подведем и не подставим.Везде пробиваем дорогу себе сами.Всегда мыслями о других, поэтому любим других учить жизни

06/04/14, istorik19
Башкиры великий народ с тысячелетней историей. За свою историю, всегда были привязаны к Уралу, успели вывести уникальную породу башкирской лошади, свою породу пчел, Россия обязана башкирам зарождением своей горнодобычи и железообработки. Всегда славились как хорошие воины, несколько столетий охраняли южные границы центральной России, участвовали в европейских походах Кутузова и Суворова. Приютили многие поволжские народы на своей территории (татар, чувашей, мордву, мари и других), крестьян бежавших от крепостничества и мусульман-тюрков, бежавших от насильственной христианизации. Попытки хейтеров разжечь национальную ненависть уродливы и смешны. История всех поволжских и уральских народов тесно переплетена, они уже давно братские.

12/06/14, Yulia95
Не скажу, что люблю этот народ в целом. По-крайней мере, я не любила их раньше. Вообще, тут дело не именно в этой нации, а в том, что я вообще не могу терпеть лиц другой национальности. Но кое-что изменилось в моей жизни. У меня появился парень-башкир. И знаете, я очень сильно его полюбила. Да, он любит качать права, любит себя и иногда высокомерничает, но я вижу его любовь, заботу, нежность. Он очень хороший, смешной. Я счастлива быть с ним. И даже в будущем, возможно, выйду за него замуж. Ибо кроме него, мне никто не нужен:)

09/03/15, surhan
Я по отцовскому роду Башкир. Люблю культуру башкир,природу Башкирии -Урала!!! Учёные до сих пор не знают откуда произошёл башкирский род! Есть много версий и теорий) Знаю такие места силы в Башкирии! Такая энергетика! Дух захватывает! Башкирский мёд -самый полезный мёд в мире! Есть пещерные рисунки в Мурадымовском ущелье,а это значит что башкиры древний народ России! Уральские горы самые древние горы земли! Это позвоночник нашей матушке земли!Нет плохой нации-есть плохие люди) Тот кто говорит что башкиры глупые и т.д.- тот глубоко ошибается в своём невежестве) Даже татары монголы не могли завоевать почти 19 лет башкир... Это древняя письменность гласит. Вообщем всем вам добра и любви!))))

11/04/15, Gunn
"Ни один народ не пролил столько крови за свою свободу, как Башкиры" Лобавски(1860-1936г.) "Если не склонил голову перед падишахами, перед остальными Башкир голову не склонит" Вам ли свиньям чернить мой народ? Единственный народ в России, обладавший правом на землю. Вотчиники.Единственный народ в России, воевавший во всех войнах, походах с русскими и при этом выставлял свои полки полностью из числа Башкир. В нас кровь сарматов, гуннов, мадьяр и тюрков-этим мы сильны.

Изучение имеющейся литературы об этногенезе башкир показывает, что о происхождении башкирского народа существуют три теории: тюркская, угорская, промежуточная.
Отождествление башкир с угорскими племенами — предками современного венгерского народа — уходит в эпоху средневековья.
В науке известно венгерское предание, записанное в конце XII века. Оно рассказывает о пути движения мадьяр с востока в Паннонию (современную Венгрию): «В 884 году, — пишется там, — от воплощения Господа нашего семь вождей, называющихся Hetu moger, вышли с востока, из земли Сцитской. Из них вождь Almus, сын Igeic, из рода короля Magaog, вышел из той страны вместе со своей женой, сыном Арпадом и с великим множеством союзных народов. После многодневного шествия по пустынным местам они на своих кожаных торбах переплыли реку Этыл (Волгу) и, нигде не находя ни сельских дорог, ни селений, не питались изготовленными людьми кушаньями, как был обычай у них, но наедались мясом и рыбами, покуда пришли в Суздаль (Россию). Из Суздаля они шли в Киев и потом через Карпатские горы в Паннонию, чтобы овладеть наследством Аттилы, прародителя Алмуса» (Е.И.Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья. // Материалы и исследования по археологии СССР. 94. М., 1961. С. 149). Обращает на себя внимание утверждение о том, что мадьярские племена не одни двигались на запад, а «с великим множеством союзных народов», в числе которых могли быть некоторые башкирские племена. Не случайно Константин Багрянородный отмечает, что венгерский союз в Паннонии состоял из семи племен, двое из которых назывались Юрматоу и Ене (Э.Мольнар. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа. Будапешт, 1955. С.134). В формировании башкирского народа участвовали наряду с многочисленными племенами древние и крупные племена юрматы и еней. Естественно, у мадьярских племен, обосновавшихся в Паннонии, сохранились предания об их древней прародине и оставшихся там соплеменниках. Чтобы их найти и обратить в христианство, из Венгрии были предприняты рискованные путешествия на Восток миссионеров-монахов Отто, Иоганки Венгра и других, закончившиеся неудачей. С этой же целью совершил путешествие в районы Поволжья венгерский монах Юлиан. После долгих мытарств и мучений ему удалось попасть в Великую Булгарию. Там, в одном из больших городов, Юлиан встретил венгерскую женщину, выданную замуж в этот город «из страны, которую он искал» (С.А.Аннинский. Известия венгерских миссионеров XIII—XIV веков о татарах и Восточной Европе. // Исторический архив. III. М.-Л., 1940. С. 81). Она и указала ему дорогу к соплеменникам. Вскоре Юлиан нашел их близ большой реки Этиль (Итиль, Идель, Иел, А€иел), или Волга. «И все, что только он хотел изложить им, и о вере, и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их» (С.А.Аннинский. С.81).
Плано Карпини, посол папы Иннокентия IV к монгольскому хану, в своем сочинении «История монголов», рассказывая о северном походе Батый-хана в 1242 году, пишет: «Выйдя из России и Комании, татары повели свое войско против венгров и поляков, где многие из них пали... Оттуда прошли в землю мордванов — идолопоклонников и, победив их, пошли в страну билеров, т.е. в Великую Булгарию, которую совсем разорили. Потом к северу против бастарков (башкир. — Р.Я.), т.е. Великой Венгрии и, одержав победу, двинулись к парасситам, а оттуда к самоедам» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 48). Кроме этого, он еще два раза называет страну башкир «Великой Венгрией»» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 57, 72).
Другой католический миссионер Гильом де Рубрук, посетивший Золотую Орду в 1253 году, сообщает: «Проехав 12 дней от Этилии (Волги), мы нашли большую реку, именуемую Ягак (Яик. — Р.Я.); она течет с севера, из земли паскатир (башкир. — Р.Я.) ...язык паскатир и венгров — один и тот же, это — пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От земли к востоку, помянутой северной стороне, нет более никакого города. Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 122-123).
Сообщения западноевропейских авторов явились в дальнейшем одним из важных аргументов в пользу угорской теории происхождения башкирского народа. Одним из первых о происхождении башкир писал Страленберг Филипп-Иоганн (1676—1747), подполковник шведской армии. Он сопровождал Карла XII в Северной войне. Во время Полтавской битвы (1709) был взят в плен и сослан в Сибирь. Получив разрешение путешествовать по Сибири, составил е¨ карту. После Ништадского мира 1721 г. вернулся в Швецию. В 1730 г. издал в Стокгольме книгу «Das nord und ostliche Theil von Europa und Asia». Страленберг назвал башкир остяками, так как они рыжеволосы и соседи называют сары-иштяками (остяками). Таким образом, Страленберг первым выдвинул теорию об угорском происхождении башкирского народа.
Выдающийся историк В.Н.Татищев (1686—1750) в «Истории Российской» (T.1. М.-Л., 1962) первым в русской историографии дает историко-этнографическое описание башкир и высказывает интересный взгляд об их происхождении. Этноним «башкорт» означает «главный волк» или «вор», «для их промысла имяновали». Казахи называют их «сары-остяками». По мнению В.Н.Татищева, башкиры упоминаются еще у Птолемея «аскатирами». Башкиры «народ был великим», являются потомками древних финноязычных сармат — «сусчие сарматы» (с. 252). Об этом же свидетельствуют Карпини и Рубрук. Что касается языка, то «понеже они (башкиры. — Р.Я.) закон Магометов с татары приняли и язык их употреблять стали, за татар уже почитаются. Однако в языке от прочих татар много разнятся, что не всяк ис татар их разуметь может» (с. 428).
В.Н.Татищев сообщает некоторые сведения об этнической истории башкир. «Сами (башкиры. — Р.Я.) по преданиям о себе сказывают, что они суть от булгар произошедшие» (с. 428). Здесь речь идет о башкирах-гайнинцах, у которых сохранились легенды об общности происхождения с булгарами. Он же свидетельствует, что табынцы разбросаны в Крыму, Башкортостане и других районах.
Н.М.Карамзин (1766—1829) в I томе «Истории государства Российского», в главе II «О славянах и других народах, составивших государство Российское», опираясь на сведения европейских путешественников XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Гильома де Рубрука, пишет, что «башкиры живут между Уралом и Волгой. В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились. Башкирцы говорят ныне языком татарским: надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общежитии с татарами» (М., 1989. С. 250).
В 1869 г., по случаю пятидесятилетнего юбилея Санкт-Петербургского университета, была опубликована работа Д.А.Хвольсона «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века». В ней автор анализирует сочинения средневековых арабских географов и путешественников о башкирах и мадьярах. Его выводы сводятся к следующему.
Первоначальной родиной мадьяр были обе стороны Уральских гор, т.е. территории между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика. Они входили в состав башкирского народа. Об этом свидетельствуют путешественники ХIII века Юлиан, Плано Карпини и Гильом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великой Венгрией».
Около 884 года часть мадьяр под ударами печенегов ушла из Урала. Их предводителем был Алмус. После долгих странствий они поселились рядом с хазарами. Их новая родина называлась Лебедией по имени тогдашнего их вождя Лебедиаса. Однако, снова притесняемые переселившимися в Европу печенегами, мадьяры отправились дальше на юго-запад и поселились в Атель-Кузе. Оттуда они постепенно переселились на территорию современной Венгрии.
На основе анализа сообщений Ибн-Даста, Ибн-Фадлана, Масуди, Абу Зайд Эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн-Саида, Казвини, Димешки, Абульфреда и Шукраллаха о башкирах и мадьярах и исходя из положения о том, что мадьяры являются частью башкирского народа, Хвольсон считает, что древней формой имени башкир был «Баджгард». Этот этноним постепенно изменяется «двояким образом: на востоке из «Баджгард» образовались формы «Башгард», «Башкард», «Башкарт» и т.д.; на западе начальное «б» перешло в «м», а конечное «д» было отброшено, так появилась форма «Маджгар» из «Баджгард», «Маджгар» перешел в «Маджар» и эта форма наконец перешла в «Мадьяр». Хвольсон приводит таблицу перехода этнонима «Баджгард» в «Мадьяр» и «Башкир»:

Б а д ж г а р д

Башгард Баджгар
Башкард Моджгар
Башкарт Маджгар
Башкерт Маджар
Башкирт Мадьяр
Башкир

Самоназвание башкир «башкорт». Поэтому здесь вернее говорить о переходе не к «башкир», а к «башкорт», хотя логически у Хвольсона и это получается. Опираясь на исследование Хвольсона, принято считать, что угорская теория происхождения башкирского народа получила у него логически четкое оформление.
Примерно такая же точка зрения была высказана И.Н.Березиным. По его мнению, «башкиры — большое вогульское племя, угорской группы» (Башкиры. // Русский энциклопедический словарь. Т. 3. Отд. 1. СПб., 1873).
В поддержку гипотезы Хвольсона выступил известный исследователь истории Сибири И.Фишер (Sibirische Geschichte. Petersburg, 1874. С. 78-79). Он также считал, что этноним венгров «madchar» происходит от слова «baschart».
Из антропологов угорская теория была поддержана К.Уйфальфи. Он произвел обмер 12 солдат Оренбургского башкирского конного полка и сделал заключение, что по антропологическим данным башкиры — финно-угры (Башкиры, мещеряки и тептяри. Письмо к действ. члену В.Н.Майнову. // Известия Русского географического общества. Т. 13. Вып. 2. 1877. С. 188-120).
Большой вклад в изучение происхождения башкирского народа внес выдающийся башкирский просветитель М.И.Уметбаев (1841—1907). Основными этнографическими трудами Уметбаева, в которых получила освещение проблема этногенеза башкир, являются «От переводчика Уметбаева» и «Башкиры». Они опубликованы на башкирском языке (М. Уметбаев. Ядкар. Уфа, 1984. Вступительная статья Г.С.Кунафина). Полный текст «Башкиры» опубликован Г.С.Кунафиным в сборнике «Вопросы текстологии башкирской литературы» (Уфа, 1979. С.61-65).
Уметбаев прекрасно понимал значение шежере в исследовании этнической истории башкирского народа. В 1897 г. он издал в Казани книгу «Ядкар», в которой опубликовал несколько шежере табынских башкир (с.39-59). Каждый род, пишет Уметбаев, имеет свою птицу, дерево, тамгу и отзыв. Например, у юмран-табынцев птица — черный ястреб, дерево — лиственница, тамга — ребро и отзыв — салават, значит, молитва.
Изучив восточные и западные источники, историческую литературу на русском и иностранных языках и, самое главное, башкирское устное народное творчество и башкирскую историю, Уметбаев следующим образом представляет этногенез башкир. Башкиры являются коренным и исконным народом Южного Урала. По этнической принадлежности — угры. Они были соседями булгар и одновременно с ними приняли ислам. В средние века в Башкортостан начали переселяться кыпчаки, бурзяне, туркмены, сарты и другие народы, большинство которых «принадлежит монгольскому или джагатайскому племени» (Башкиры. С.62). Видя это, башкиры начали называть себя Баш Унгар, т.е. главный угор. Баш Унгар постепенно принял форму «башкорт». В данном случае Уметбаев солидаризуется с Хвольсоном. Постепенно и башкиры, и пришлые народы начали говорить по-башкирски и весь народ постепенно назывался башкирским. Башкирский язык очень похож на чагатайский язык Средней Азии.
В 1913—1914 гг. в «Вестнике Оренбургского учебного округа» была опубликована работа В.Ф.Филоненко «Башкиры» (1913. NoNo 2, 5-8; 1914. NoNo 2,5,8). Автор пытался обрисовать различные вопросы башкирской истории и этнографии, однако в целом повторил выводы предшествующих авторов. Заслуживает внимания его точка зрения на этноним «башкорт». Филоненко приводит мнения предшествующих авторов и заключает, что «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее не только не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось даже славою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке Востока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами» (С.168-169).
Филоненко затрагивает и проблемы этнической истории башкир. По мнению автора, географические названия башкирских рек, озер и местностей говорят о том, что башкиры «не аборигены своей страны, а пришельцы». Правда, Филоненко не указывает, какие именно топографические материалы говорят о башкирах-«пришельцах». По его мнению, «их (башкир. — Р.Я.) финское происхождение не подлежит сомнению, но во время поселения в настоящем месте своей оседлости они, благодаря скрещиванию, утратили свой финский характер и ничем уже не отличались от тюрков» (С.39).
Филоненко приводит сведения средневековых арабских авторов Ибн-Даста, Ибн-Фадлана, Масуди, Эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн-Саида, Казвини, Димешки, а также европейских путешественников Гильома де Рубрука, Плано Карпини и Юлиана и делает выводы (с.38):
1) в начале X в. башкиры уже находились в занимаемых ими ныне местах;
2) они и тогда были известны под настоящим своим названием «башкорт», «башкурт» и т.д.;
3) башкиры и венгры — одного и того же происхождения;
4) башкиры в настоящее время — тюрки.
В середине 1950-х годов в поддержку угорской теории выступила Н.П.Шастина. В примечании к «Истории монголов» Плано Карпини пишет, что «под «баскарт» надо понимать башкиров... между средневековыми башкирами Приуралья и венграми существует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и в конце концов дали совсем новую этническую народность, называющуюся также башкирами» (Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 211).
Следует отметить, что среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи придерживается угорской гипотезы и считает, что основным ядром в складывании башкирского народа являлись оставшиеся на Волге мадьярские племена юрматы и еней.
Интересное мнение о башкиро-венгерских этнических связях высказал выдающийся башкирский языковед Джалиль Киекбаев. В начале 1960 года президент Академии наук Венгрии Лайош Лигети написал письмо Дж. Киекбаеву и просил его высказать свое мнение о башкирских племенах юрматы и йэнэй, так как в составе венгров были племена с похожими названиями (ярмат и йэнеоо).
Чтобы выполнить просьбу Лайоша Лигети, Дж. Киекбаев проводит исследования и дает следующие выводы о башкиро-венгерской этнической связи (Мадьяр-Орсал-венгер иле. // Совет Башкортостаны. 1965. 17 июня).
Слово йэнэй употреблялось в значении большой, т.е. обозначало большое племя. А где есть большое племя, есть и малое племя. В Венгрии среди древних венгерских племен было племя кэси.
Слова венгр и венгер образованы от слова вунугыр. Вун по-башкирски — это десять. Поэтому некоторые народы называют венгров унгар. Это слово образовано от слов ун унгар. Не удивительно, что есть деревня Биш Унгар. А слово башкорт образовано от бэш угыр, потом изменилось в башгур и башкурт, сейчас башкорт. Древнетюркское слово бэш по-башкирски означает биш (пять). Итак, слова венгер (унгар) и башкурт (башкорт) образованы одинаково.
Есть исторические аргументы, подтверждающие родство венгров и башкир. В IV-V вв. венгерские племена жили у рек Обь и Иртыш. Оттуда венгры переселились на запад. Несколько веков кочевали по Южному Уралу, у рек Идель, Яик, Сакмар. В это время они тесно общались с древними башкирскими племенами. Поэтому неудивительно, что до XVI века некоторые башкирские племена именовали себя эстяк, а казахи до XX века башкир называли истэк.
Древние венгерские племена переселились сначала с Южного Урала на Азов, а в VIII—IX вв. в Закарпатье, а некоторая часть осталась на Южном Урале. Поэтому среди древних башкирских племен есть племена юрматы, йэнэй, кесе, а в составе венгерского народа племена ярмат, йэнеоо и кэси.
Очень много общих слов в башкирском и венгерском языках. Многие из них являются общетюркскими. Например, арпа, буа, киндер, к£бŒ, балта, алма, с£бŒк, борсаª, ªомалаª, кесе, ªор и т.д. Очень много слов характерны только для башкирского и венгерского языков.

В трудах Дж. Киекбаева родство древних башкирских и венгерских племен доказывается новыми аргументами. Несомненно, взгляды ученого должны быть отражены в трудах о происхождении двух народов.
В свое время Т.М.Гарипов и Р.Г.Кузеев об угорской теории происхождения башкирского народа писали, что сегодня «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом» (Башкиро-мадьярская проблема. // Археология и этнография Башкирии. T.I. Уфа, 1962. С. 342-343). Так ли это в действительности? Комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование.