Географические названия в русских народных сказках.

Наша сказка под названием «Сказочная страна» — с моралью. Конечно, почти в каждой сказке есть какой-то вывод, окончательное умозаключение. Оно может быть не вынесено в отдельных строках, но оно есть. Сказка – она преподаёт урок, ненавязчиво, неназойливо. Но тем и ценна сказка. А мы мотаем на ус – делаем выводы, складываем в свою личную копилочку сказочные лукавинки…

В одной сказочной стране под названием Леденцовая жили-были царь Пряник, его дочка Карамелька, и сын Батончик. У них была сладкая жизнь. Царь Пряник издавал Вкусные указы. Он никогда никого не карал и не обижал. Сын Батончик был в Леденцовой стране главным по кондитерскому делу.

И вот пришло время дочке Карамельке выходить замуж. К ней посватались граф Зефир и маркиз Щербет. Они оба были богатыми и состоятельными людьми. Тётушки молодой царевны, Халва и Пастила, всячески нахваливали женихов. Дескать, и богатые они, и много чего понимают в кондитерском деле – главном деле Леденцовой страны.

Но царевне Карамельке не нравились сладкие речи женихов, да и они сами. Гораздо ближе по духу ей был молодой принц де Соль из соседнего царства. Он не говорил приторных слов, и не смотрел на царевну сладким взглядом. И не было у него всё «в шоколаде», но было в нём что-то такое, что очаровывало царевну.

И вот однажды, когда царевна Карамелька и принц де Соль сидели в саду у самовара, налетел страшный вихрь. Это граф Зефир и маркиз Щербет наслали на влюблённых Пирожную бурю. Она стонала и завывала и призывала Карамельку вернуться во дворец, в свои покои. Но царевна не пошла. Она вдруг поняла – когда слишком сладко, то потом наступает горечь…

— Должно быть всё в меру, — говорила она принцу де Соль. Принц с ней молча соглашался. Ему нравилась эта рассудительная, не по годам умная и прозорливая царевна.

Граф Зефир и маркиз Щербет вынуждены были признать своё поражение. Царевна победила, она сумела доказать отцу, что её суженый – принц де Соль. А вскоре они сыграли весёлую свадьбу.

Сладкие речи на свадьбе, конечно, были, но их было в меру.

Не забывай и ты, дружок, о таком понятии, как «мера». Всё в жизни должно быть в меру.

Вопросы к сказке «Сказочная страна»

Как называлась в сказке сказочная страна?

Кто из героев сказки понравился тебе больше всего?

Любишь ли ты сладкое?

Что означает слово «мера»?

Как ты считаешь, должен ли каждый человек употреблять сладкое в меру?

Тема «Имена собственные»

1. Выпишите имена собственные.

Может, это Свиная улица?- спросила Алиса.

Нет,- обиделся робот,- у нас не может быть такого названия.

Улица Свидания, - подсказал турист с Альдебарана.

Всё просто,-сказал турист – двадцатитрехног.- Это Севеная улица.

Совенкуня улица!- кричал двухголовый веганец.

Улица Справгенупяря?

Может, это Справочная улица?-спросила Алиса.

(По К. Булычеву)

Дело ясное, - сказал Незнайка.- Каменный город- это город, сделанный из камня. Земляной город- это город из земли, там все дома зеляные.

А Солнечный город, значит, по-твоему, сделан из солнца- так, что ли? – с насмешкой спросил Пестренький.

Может быть, - ответил Незнайка.

Этого не мржет быть, потому что солнце очень горячее и из него нельзя стороить дома,- сказала Кнопочка.

(По Н. Носову)

2. Придумайте рассказ.

Я инопланетянин Брямсик. Я живу на планете Марс. Расскажи мне, пожалуйста, о Землю, про свой город, где ты живешь.

3. Опишите сказочный город. Используйте при описании имена собственные.

Тема « Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН»

1. Спишите.

I вар.

Оч...ровател...ные еж... в тиш(ы,и)не ч...щи ш...пят (на)ш...шки. Мыш... реш...ли (с)ш...ть ч(а,я)лму для ч...йки. Птич...ка в...зёт к...люч...ку (на)тач...ке.

II вар.

Н...ч...ная бабоч...ка нян...чит птен...чика. У (Н,н)аташ... и (Г,г)риш...ч...епитие. Наш...малыш... ищ(у,ю)т перч...тки и к...р...ндаш... .

Уровень 2

2 . Припишите справа или слева к сочетаниям ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА,ЧУ, ЩУ слоги из данного набора так, чтобы получились слова.

Уровень 3

3. Составьте предложения из слов каждой строчки так, чтобы в словах оставались сочетания ЧК-ЧН. Запишите их.

Дач...ник, печ...ка, булоч...ная, прачеч...ная.

Щёч...ка, пач...ка.

II вар.

Коч...ка, боч...ка, поч...ка.

Внуч...ка, кач...ка.

Тема «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

1. Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

I вар.

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять, гр...знуля, пл...сать.

II вар.

По...вился, г...рчица, сл...зинка, ш...повник, скр...пучий, нар...дить.

2. Спишите. В скобках напишите провечные слова для орфограммы проверяемая безударная гласная в корне слова.

Ёж...к с...дел на г...ре (под)с...сной. Он см...трел на осв...щённую лунным светом д...лину, затопленную туманом. Комарики (не)уставали...грать на св...их скрипоч...ках.

(По С. Козлову)

II вар.

Хор...шо в л...су в полдень. З...лёные ёлоч...ки выг...бают к...лючие ве...ки. Кр...суется белая б...рё...ка с душ...стыми л...сточкми. Др...ж...т серая осина.

(По К. Ушинскому)

3 . Спишите, исправив ошибки.

I вар.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.

(По Н. Сладкову)

II вар.

Шмель прилител неулюжый, толстый, махнатый, как мидветь. За босил, за ворочялся, весь впылце из мазался.

(По Н. Сладкову)

Тема «Написание слов с парными согласными»

Уровень 1

1 . Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Про..ка, гри...ки, гря...ка, лё...кий, шу...ка.

Сне...ки, перевя...ка, ро...ки, ма...ь, сли...ки.

2 . Спишите, вставив пропущенные буквы.

Льдом нап...лняли л…дник. См…трю – а во льду чудо! В серё…ке куска – ры…ка! Мален…кий кара…ь пёры…ки расправил, гла…ками смотрит, чешуёй бл…стит.

(По Е. Чарушину)

Среди ре…ких берё… прячутся (в) тр…ве к ре…кие боровики. Р…зовеют мокрые сырое…ки. В ел…нике растут сколь…кие грузди. На ни…ких пнях жмутся дру… к дру…ке опята.

(По И. Соколову-Микитову)

3 . Спишите, исправив ошибки

У васютки ужки чудки. Усы длинные, шупка шёлкавая. Гласки огневые, кокти цебкие. Ласкоф васка да хетёр. Днём на солныжке лижыт и всё скаски гаварит.

(По К. Ушинскому)

По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.

(По А. Толстому)

Тема «Мягкий знак показатель мягкости согласного. Разделительный мягкий знак»

1 .

Пальчик, ружьё, муравьи, вьюн, коньки, польза.

Стрельба, седьмой, друзья, бельё, пеньки, гулянье.

2. Спишите. Вставьте слова с мягким знаком.

I вар.

Разные бывают... домики. Самое... гн...здо у орла. Орёл делает его из толстых... . Самый кр...сивый домик у пеноч...ки. Она... его на ветках б...рёзы. Найдет пеноч..ка цв...тную бумагу и украсит св...ё ....

(По В. Бианки)

II вар.

Я люблю воробьёв. У них маленькие... и серые... . ... живут в деревнях и городах возле людей. Я часто... воробьями. Вот они скачут по... . Вес..ло клюют кро...ки хлеба. Всюду слышно их... .

(По И. Соколову-Микитову)

Уровень 3

3. Составьте предложения, используя слова каждой строчки.

Воскресенье, Демьян, Ульян, братья, обезьяны. Крылья, вьюга, бьёт, сучья.

II вар.

Друзья, Илья, Дарья, пьют, варенье, печенье. Земля, обезьяны, жильё, деревья.

Тема «Написание имен существительных с шипящей на конце»

1. Запишите слова в два столбика.

Молодеж..., приемыш..., матч..., дрож..., смерч..., роскош... .

Манеж..., брош..., мощ..., реч..., лихач..., москвич... .

2 .Напишите ответы в строчку через запятую.

Суп со свёклой и другими овощами.

Дикие птицы и животные как предмет охоты.

Мягкая часть печеного хлеба.

Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.

Человек с большими усами.

II вар.

Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

Способность говорить.

Пролом в стене в корпусе коробля, пробоина.

Брусок из обожженой глины, используется для построек.

Беспорядок, путаница.

Тема «Повторение»

1. а) Прочитайте.

I вар.

Дорога привела нас к невысокому обрыву деревца тянулись из глубокого мха тяжёлый глухарь выскочил из-за кочки.

(По К. Паустовкому)

б)

в)

II вар.

Кончилось веселое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

(По Г. Скребицкому)

б) Спишите, расставив знаки препинания.

в) Подчеркните во всех предложениях главные члены.

Уровень 2

2. а) Прочитайте.

I вар.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, золотом, стоят.

II вар.

Птицы, путь, в, тронулись, дальний.

Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!

б) Составьте и запишите из данных слов предложения.

Уровень 3

3. а) Прочитайте.

Серебристый, небо, облака, пыль, вата, верблюд, чудовище, золото.

б) Составьте и запишите из этих слов рассказ. Можете добавлять свои слова.

Тема «Распространенные и нераспространенные предложения»

Уровень 1.

1. а) Спишите.

I вар.

Следует ло...кий удар. Мяч... носится (по)полю. Он л...тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

II вар.

Блекнут тр...вы. Дремлют хаты.

Рощи вспыхнули вд...ли.

По незримому канату

Прот...нулись жур...вли.

(М. Исаковский)

б) В распространенных предложениях подчеркните основы.

Уровень 2

2. а) Составьте предложения по вопросам и запишите их.

I вар.

Когда? Какой? Что? Что сделал?

Где? Что сделала? Какая? Что?

II вар.

Какой? Кто? Как? Что делает?

Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?

Уровень 3

3. Напишите небольшое стихотворение на тему «Предложение».

Тема «Второстепенные члены предложения.Определение»

Уровень 1.

1. а) Спишите.

I вар.

Кисти белых цв...тов выд...лялись на тёмной зел...ни.

II вар.

В спичеч...ной коро...ке л...жали рыболовные крюч..ки.

б) Подчеркните все известные вам члены предложения.

в) Выпишите словосочетания с вопросами.

Карточка № 2

1. От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:

Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…

2. Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:

Приставка: по, вс, при.

Корень: порх, черн, сматр.

Суффикс: е, ну, ива.

Окончание: ть, ть, ть.

Карточка № 3

Укажите, из какого произведения взяты данные строчки, кто автор, сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он
лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь
стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А
сидит в нём князь Гвидон,
Он
прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его
пустить
Чудный остров навестить.

Карточка № 4

Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.

1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. ...Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).

Карточка № 5

Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Карточка № 6

Спишите, вставляя, где нужно, Ь.

    Сладко спит…ся у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. Ядовитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Далеко за рекою слышат…ся веселые песни косцов. 5. Летом убирает…ся сено.

Карточка №7

Вставьте, где нужно, Ь. найдите «четвертое лишнее».

    Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

    Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.

    Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.

    Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.

Карточка № 8

Подберите видовую пару к глаголам.

Говорить, брать, класть, ловить, искать.

Карточка № 9

Выпишите глаголы, которые имеют особенности в образовании форм прошедшего времени мужского и женского рода. Образуйте эти формы от выписанных глаголов.

Унести, умолкнуть, увидеть, потухнуть, заглотнуть, крикнуть, войти, прожечь, протереть, свернуть.

Карточка № 10

Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени. Обозначьте их вид.

В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.

Карточка № 11

Выпишите глаголы, которые нельзя употребить в форме 1-го лица единственного числа. Составьте словосочетания, употребив эти глаголы в форме 3 лица единственного числа.

Плавать, ощущаться, переносить, чудить, задумываться, толпиться, разливаться, волноваться, чинить, подниматься.

Карточка № 12

Найдите «четвертое лишнее».

    спит, бежит, добивается, разбудит

    читает, просматривает, обеспечит, думает.

    негодует, рассмотрит, обижается, свистит.

    передает, перечитает, передвигает, перемешивает.

Карточка № 13

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.

У берегов нар…сла стеклянная полоска л…да. Путешественники т…рпеливо переносят неудо…ства и (не) взгоды. Река течет …квозь пустыню. Я плыву (по) реке. Пока личинки превратят…ся в стреко…, проходит несколько месяцев, а то и лет.

Карточка № 14

Перепишите слова, вставляя орфограммы и объясняя написание слов.

бежать, …добрить, …дороваться, …густить, …зывать, …грести, ни …ги, …двинуть, …жигать, …грузить, …дание, …дача, …жимать, …десь, …зади, …дравница, …двиг, …говор, …горать, …гнить, …держаться.

Карточка № 15

Перепишите слова, разбирая их по составу. Объясните удвоение согласных.

    Воззвание, воззрение, восславить, воссоединить, воссоздать, восстановить, восстать.

    Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть, иззеленить, иззябнуть.

Оказавшись в этом городе, я, как и многие другие, почувствовали себя в сказке. Почему? Архитектура? Огни? История на каждом шагу? Потрясающая кухня? Пиво, которого хранятся за семью замками?

А скорее всего, из-за атмосферы, которая образуется из всего перечисленного. Прага, город, который непременно стоит посетить, если Вы планируете путешествие по Европе. Собственный опыт показывает, что для беглого знакомства с городом достаточно и трех дней, но для того, чтобы проникнуться духом Праги, нужно не меньше месяца. В первом случае - оптимальный вариант приобрести путевку у тур. , предоставив все заботы о Вашем отдыхе профессионалам. Во втором же, бóльшую часть хлопот придется взять на себя - поиск квартиры на месяц, виза, билеты и прочее, но дело того стоит! Именно второй вариант позволит с головой окунуться в эту поистине сказочную атмосферу, если, конечно не вздумаете воспользоваться .

Если вернуться к реалиям, то стоит отметить, что этот город замечательно приспособлен для жизни, "все для людей" - начиная от широкого ассортимента доступных продуктов питания, до отлично развитой транспортной инфраструктуры города (главное, не забывать приобретать и компостировать билеты, дабы избежать неприятных ситуаций с контролерами в общественном транспорте). В случае продолжительного пребывания появляется возможность познакомиться не только с классическими достопримечательностями как град, Карлов мост, Старомнестская площадь и так далее, но и добраться до Вышеграда (крупнейший исторический комплекс-парк), в котором довольно редко встретишь туристические группы, посетить удивительный Пражский зоопарк, который поразит своим размахом не только детей, но и взрослых. Погулять в Ботаническом саду, посетить нетуристические рестораны, чтобы попробовать самую настоящую чешскую кухню, при этом заплатив по счету заметно меньше, чем в заведении в самом центре города.

Чехия - страна небольшая, но богатая на исторические объекты. Изучив Прагу, всегда можно отправиться в путешествие по регионам, посетив красивейшие замки. А потом снова вернуться в уже полюбившуюся Прагу.

Да, и относительно оптимального времени посещения города-сказки: рекомендую Прагу в апреле - уже тепло, деревья цветут, еще не так много туристов, и есть вероятность посетить мероприятия, приуроченные к католической Пасхе на центральных площадях города. Ну и, само собой, начало декабря - город уже украшен к Рождеству, работают праздничные базарчики, поэтому можно проникнуться духом Праздника и увезти с собой массу впечатлений!

Разработка урока по предмету « Изобразительное искусство» по программе Б.М. Неменского на тему «Сказочный город». 1 класс.

Четина Ольга Леонидовна

учитель изобразительного искусства

Цель : познакомиться с художественным образом сказочного города и выполнить работу в технике аппликации.

Задачи:

- обучить навыкам конструктивнойработы с бумагой;

Развивать способности свободного выражения творческих замыслов;

Воспитывать чувство коллективизма в совместной творческой деятельности.

Техника: аппликация.

Наглядность: презентация, работы печатной графики.

Раздаточный материал: конверты с набором шаблонов, лист А3.

План урока:

    Сообщение темы

    Беседа о сказочном городе

    Объяснение задания

    Практическая работа

Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение нового материала.

По стихотворению определить тему урока:

Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том – сад, все травы и цветы,

Стоят дома там – невиданной красы.

Итак, какая тема нашего урока?

(- «Сказочный город»)

Сегодня на уроке познакомимся с художественным образом сказочного города и выполним его в технике аппликации.

Давайте вспомним, в каких сказках дается описание сказочных городов?

- «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина;

- «Волшебник изумрудного города» Н.Волкова;

- «Незнайка в солнечном городе» Н.Носова и др.

Послушайте описание чудного города из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Чудо видят на яву:

Город новый златоглавый,

С теремами и садами,

Пристань с крепкою заставой…

Захотелось ли вам побывать в таком городе?

Что понравилось вам в чудном городе?

Посмотрим, как художники изображают сказочные города.

Каждый художник изображает город по своему представлению.

(слайды 3-4)

Откройте учебник на с.74-75 рассмотрите иллюстрации с изображением

сказочных городов. Какие дома в городе? Опишите их форму, цвет и другие признаки.

Посмотрите и сравните архитектурные здания различных стилей.

Обратите внимание: на величину, форму и цвет зданий.

Из каких частей состоят дома?

Почему эти здания выглядят необычными и красивыми?

( величина, форма, цвет )

(слайды 5-15)

Как вы считаете, кто из трех Братьев Мастеров помогает создавать здания?

(Мастер Постройки (кукла- показ))

Игра – «Угадай-ка»

Мастер Постройки (кукла) приготовил каждому из вас задание.

В конверте находитсязагадка. Чтобы ее разгадать, надо сначала разложить на парте то, что найдешь в конверте так, чтобы каждую деталь было хорошо видно: отдельно большие, средние и маленькие детали зданий. - Внимательно их рассмотреть.

Мастер так подобрал эти детали в каждом конверте, что из них складывается картина сказочного города, у каждого своя, непохожая на другие.

Вам необходимо угадать , как их соединить, чтобы получилась красивая, необыкновенная картина города. (слайд 17)

Выигрывает тот, кто отгадает загадку Мастера

пробуя разные соединения элементов:

Будет менять их местами;

Перемещать и присоединять к другим: в середине, с краю, внизу, вверху.

Надо обязательно использовать все большие, средние и небольшие детали.

Очень мелкие детали пока оставить в конверте.

Чтобы ваши рисунки можно было соединить в единую композицию,

на листе проведена линия, ниже которой нельзя размещать здания.(показ)

Цветовое решение

Какие цвета соответствуют сказочному городу?

(теплые, яркие, звучные, веселые) (слайд 19)

Задание выполняется в технике аппликации, в парах.

    Самостоятельная работа

Этапы работы

1. Составить композицию

2. Выбрать цветовое решение

3. Обвести очертания элементов зданий карандашом

4. Вырезать элементы из цветной бумаги

5. Наклеить элементы на основу (каждый элемент наклеивается отдельно, наклеивание удобнее начинать с верхнего элемента каждого здания)

6. Украсить здания мелкими деталями

    Подведение итогов

У всех получились свои сказочные города, придумайте им названия.

Сейчас Мастер Постройки проверит, отгадали ли вы его загадку. Все работы размещаются в ряд.

Просмотр с обсуждением.

Дом. задание: понаблюдать за животными. Найти иллюстративный материал о животных.