Наброски карандашом животных и людей. Пишем Портрет Маслом Этапы Создания «Живого» Портрета

Методические указания


УДК 72.012 (075.8)

Вострикова, Ю. В.

Наброски и зарисовки фигуры человека [Текст] : метод. указания / Ю. В. Вострикова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.

Методические указания предназначены для студентов 1-2-го курса направления подготовки 270100 Архитектура.

Методические указания раскрывают цели, содержание и методику выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в рамках академических и самостоятельных заданий по рисунку.

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры архитектуры от 26.04.2012 г., пр. № 9.

Рецензент: А. В. Миронюк, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Ухтинского государственного технического университета.

Редактор:

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2011 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 34 с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Введение

В составе рабочей программы по рисунку для студентов направления подготовки 270100 Архитектура выполнение набросков и зарисовок фигуры человека занимает важное место. Работа над рисунком фигуры способствует развитию наблюдательности, формирует конструктивное мышление, учит анализу сложной формы.

При выполнении таких заданий в рамках самостоятельной работы, как домашних заданий по рисунку, студенты в первую очередь сталкиваются с проблемой постановки фигуры в пластически выразительную и понятную позу, с передачей конструкции фигуры. Зачастую в домашних работах студентов можно увидеть зарисовки и наброски фигуры человека в неинтересных или неэстетичных движениях, с серьёзными нарушениями пропорций и конструктивного построения.

Для конструктивного выполнения рисунков фигуры человека с натуры необходимы знания анатомического строения тела человека. Для грамотного построения фигуры было бы целесообразно вначале изучить строение скелета и мышц человека, знать их форму, названия, места крепления и функцию. Изучение анатомии необходимо подкреплять пластическими набросками и зарисовками, как отдельных частей тела, так и фигуры целиком. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров графики, проводить анализ этих работ, пытаясь представить в них скелет и основные группы мышц человека.

Для изучения формы мышц также целесообразно выполнять рисунки гипсовых анатомических моделей-экорше Гудона с разных точек зрения и в различных ракурсах.

Рисование фигуры человека лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения, а затем уже в меру усложнять движение фигуры. Прежде чем начать любой рисунок фигуры, необходимо осмотреть её с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение и пропорции тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика можно порекомендовать повторить позу модели собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести фигуры, поиску движения и т.д. Рисуя голову модели, не следует оставлять её без деталей лица, необходимо наметить их расположение и размеры хотя бы обобщённо, плохо, когда у фигуры нарисованы пуговицы на одежде, но нет глаз на лице.

Основные пропорции фигуры человека

Чтобы верно изобразить фигуру человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Дюрер.

Известен рисунок Витрувианского человека, в котором Леонардо да Винчи в XV веке описывает идеальные пропорции человека и вписывает фигуру в правильные геометрические фигуры: в положении стоя со сведёнными вместе ступнями лонное сочленение фигуры совпадает с центром квадрата, сторона которого равна длине размаха рук и росту человека. В положении фигуры с расставленными ступнями и поднятыми раскрытыми руками до уровня головы область пупка человека совмещается с центром описанной вокруг фигуры окружности.

Леонардо да Винчи Витрувианский человек, 1490 г. Пропорции Витрувианского человека: - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони - ступня составляет четыре ладони - локоть составляет шесть ладоней - высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём локтям - размах человеческих рук равен его высоте - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты - длина руки составляет 2/5 его высоты - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица - длина ушей 1/3 длины лица


Основные современные пропорции взрослого мужчины среднего роста таковы:

Серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сочленение;

Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз;

Длина позвоночника у людей разного роста примерна одинакова,

разница в росте в основном получается за счёт длины ног;

Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы;

Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы;

Длина голени со стопой равна примерно двум головам;

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а ширина плечей равна 1/4 или почти двум размерам головы;

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья;

Локоть свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне края подвздошного кости таза или близко к уровню талии;

Средний палец кисти опущенной руки достигает середины бедра;

Длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров;

Длина стопы равна длине предплечья.

Пропорции женской фигуры имеют свои особенности:

Средний рост женщины меньше мужского;

Руки и ноги относительно роста у женщин короче, чем у мужчин;

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже;

У женщин шея более тонкая и длинная, чем у мужчин;

Стопа и кисть по размерам значительно меньше мужских;

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской, поясница более изогнута вперёд, ягодицы выступают значительно сильнее назад;

Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее;

Женская фигура имеет более округлые формы, так как у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировой ткани больше и распределение её более равномерно.

Пропорции детских фигур в возрасте от 3 до 5 лет отличаются в сравнении с фигурами взрослых большим размером головы, туловища, шея и ноги ребёнка, наоборот, короче.

Методика работы над зарисовкой стоящей фигуры

Для наглядного представления методики работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу, можно порекомендовать ознакомиться с современным методом построения, предложенным Р.П. Куриляком, преподающим пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухиной.

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

1. Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

2. Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно ширину плечевого пояса в одну пятую высоты и тазового пояса в одну шестую высоты всей фигуры.

3. Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги, дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.

4. Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.

5. Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.

6 этап 7 этап 8 этап 9 этап

6. Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.

7. Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.

8. Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.

9. На завершающем этапе ещё раз анализируем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, следим за графической культурой и выразительностью рисунка.

Существует и метод рисования фигуры человека как сочетания форм простых геометрических тел. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце 19-го века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.д.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры и определения её общей формы и движения, определяется положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, также как и детали фигуры.

Анатомия фигуры человека

При конструктивном рисовании фигуры человека важно знать строение скелета и расположение основных мышц.

Тело человека условно можно разделить на торс, голову, верхние и нижние конечности. Торс, в свою очередь, разделяется на плечевой пояс, грудь, живот и тазовый пояс, связывающий верхнюю часть фигуры с ногами. Торс расширяется в месте крепления к нему верхних и нижних конечностей и сужается в районе поясницы.

Важно в рисунке и представление центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Как правило, человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей мышечной затрате.

Для изучения пластической анатомии полезно выполнять копии с зарисовок из анатомических пособий и натурные рисунки моделей-экорше Гудона в различных движениях с последующим рисованием гипсовых античных фигур. Целесообразно также уделить внимание конструкции конечностей фигуры человека, строению стоп и кистей.

Рис. А. Боева (гр. АРХ-03)

Зарисовка экорше Гудона в двух поворотах и зарисовка статуи Гермеса

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09). Зарисовка экорше Гудона в трёх поворотах

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07). Копия из учебного пособия

Рис. Т. Гаджиевой (гр. АРХ-о8)

Копия анатомической зарисовки Л. Гордон

Рис. И. Кузьпелева (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Краткосрочные наброски фигуры человека

Краткосрочные наброски с натуры и по памяти необходимы для выявления и фиксации главного в пластике фигуры живого человека. При выполнении набросков требуется умение лаконичными средствами обобщённо передавать самое существенное и характерное в изображаемой модели – характер и остроту движения, основные пропорции. Главной задачей наброска зачастую становится передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будет являться выразительные линии и контуры.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Наброски фигуры человека

Рис. Е. Минаевой (гр. АРХ-08)

Наброски фигуры человека

Рис. С. Михалевича (гр.АРХ-96)

Наброски фигуры человека

Длительные зарисовки фигуры человека

Основной формой обучения рисунку фигуры человека является выполнение длительных зарисовок, вырабатывающих умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.

Прежде, чем выполнять натурные зарисовки фигуры, полезно для начинающих рисовальщиков проанализировать и скопировать зарисовки фигур с работ известных мастеров рисунка.

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры.

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

На первых порах наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и пр.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Зарисовки фигуры человека с применением тонированной бумаги

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Зарисовка фигуры человека с применением тонированной бумаги и пастели

Рис. К. Пешкиной (гр. АРХ-06)

Рис. В. Струтинского (гр. АРХ-03)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. А. Винъярда (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. С. Тихоновой (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры с применением мокрого соуса

По мере накопления графического опыта возможно выполнение зарисовок в сложных ракурсах и движениях, к примеру, в «лягушечьей» перспективе с дополнительной точкой схода сверху.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Зарисовка стоящей фигуры в «лягушечьей» перспективе

По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.

Рис. А. Симудровой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. Н. Пецкалёвой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. А. Дмитриева (гр. АРХ-03)

Зарисовка обнажённой фигуры

1. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: учеб. пособие/ Е. Барчаи. – Будапешт: Корвина, 1956. – 318 с.

2. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека [Текст]: учеб. пособие / Л. Гордон; пер. с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

4. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

5. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

6. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта, УГТУ, 1999. – 95 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с.

8. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

Обучение академическому рисунку обязательно включает в себя и занятия набросками. Слово "набросок" говорит само за себя и означает "набросать", т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения.

Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, вы никак не можете уяснить для себя строение отдельных узлов и деталей модели. Чтобы разобраться подробнее, вам следует выполнить отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.

Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Так, стальное перо с жидкостью оставляет четкие линии и штрихи, так же как остро отточенный карандаш средней твердости. Сангина, уголь, соус позволяют лучше выявлять объем тоном и передавать целостность формы предмета. Не менее важным компонентом является бумага. Следует внимательно отнестись к ее качеству (фактуре, плотности и тону). Тона бумаги должны быть сдержанными, а их цветовые колебания незначительными.

Первые наброски и зарисовки начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Так, перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков - они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться все лучше и лучше.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не "думать", а просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно - чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются.

Упражнения по наброскам должны выплняться целенаправленно, в зависимости от поставленной конкретной задачи и с учетом последовательного освоения предыдущих заданий. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они способствуют развитию глазомера, координации руки и быстрой ориентации, умения точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов. Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является свидетельством роста профессионального мастерства рисовальщика.

Набросок дает возможность работать раскованно и, вместе с тем, сосредотачивать все свое внимание на самом существенном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремленность.

Наш мир переполнен красками и волшебством. Иногда, гуляя по городу, хочется оставить отпечаток этой атмосферы. Самый лучший вариант – создать его самому, на бумаге. А точнее – сделать скетч. Для того, чтобы начать рисовать скетчи, не нужны какие-то , нужно лишь желание.

Скетчбук

Во-первых, нужно купить правильный скетчбук. В идеальном варианте – это блокнот размером А5 или А6, который помещается в любую сумку. А6 может влезть даже в карман. Плотность должна быть от 90 г/м^2. Рисовать можно чем угодно: шариковой ручкой, лайнером, обычным карандашом. Альбом – это своего рода дневник. Скетчи и отличаются тем, что вы имеете определенную связь с тем, что рисуете.

Вдохновение

Откуда же брать вдохновение для рисунков? Мой вам совет: почаще выходите из дома. Каждый день в городе происходит что-то интересное, не обязательное масштабное. Старайтесь по-другому воспринимать уже увиденное. В любой момент вы можете сесть на лавочку или зайти в кафе с большими окнами и воссоздать то, что увидели. При большом желании дома можно подрисовать какие-то детали, которые вспомнились.

Начало

Никогда не бойтесь начинать. На самом деле, говоря о страхе испортить новый блокнот, в первую очередь, мы боимся разочароваться в себе, ведь я уже представил, как оно будет красиво, а как начал рисовать, понял, что выходит абсолютно не так. Но скетчбук как раз и существует для того, чтобы пробовать, делать ошибки и учиться. Не обязательно начинать рисовать с первой страницы. Можно начать с середины или вообще с конца. Рисовать станет гораздо проще. Ведь суть скетча – запись идей, а не творение искусства.

Заметки

Особый стиль рисункам придают заметки. Заметки создают новый уровень, несут дополнительную информацию, ведь некоторые вещи, например, музыку или запах, невозможно нарисовать, а надписи очень даже дополнят общую картину и внесут в нее еще больше эмоций.

Коллажи

Помимо заметок, к рисункам можно добавлять разные элементы, такие как билетики, ресторанные чеки или почтовые марки. Через какой-то период времени они дополнят ваш рассказ так, как это не сделает фотография.

Мысли на бумаге

Время от времени заполняйте пустые листы разными узорами. Вы же слышали про так называемые «телефонные рисунки», когда вы сосредоточены на разговоре, а рука сама по себе рисует все, что хочет. Пусть ваш рисунок не будет запланированным. Именно так можно добиться свободы выражения мыслей. Верьте в себя, в свое восприятие и каждый раз вы будете удивляться своим возможностям.

Идея и воплощение

В детстве у нас было очень много фантазий. Особенно таких, которым не суждено было сбыться. К счастью, такие фантазии спокойно могут появиться на бумаге. Ведь в рисунке не обязательно должно присутствовать лишь то, что существует в реальности.

Чувства

Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства стоят за вашими рисунками, вы меняетесь. Не стесняйтесь рисовать так, как вы чувствуете. В вашем рисунке должен быть виден ваш личный взгляд на вещи. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее.

Конечно, правил в таких рисунках, по сути, быть не может. Рисуй как хочешь. Но, все же, есть небольшие советы, как сделать рисунок максимально приближенным к рисунку в голове. Основные советы:

  • Продумайте заранее размер и расположение деталей
  • Потренируйтесь в каллиграфии и создайте свой особенный «стиль»
  • Не усложняйте
  • Изображайте только важные для вас элементы
  • Рисунок не должен получаться идеальным

Самое главное, что для передачи мыслей на бумаге вам нужны всего лишь блокнот, ручка и поток воображения. Переворачивайте этот мир с ног на голову, если вам так хочется. Бумага воспримет абсолютно все. Надо учиться не бояться начинать и излагать мысли. Этот процесс заставлял немало людей удивиться своим возможностям.

Две проблемы быстрого наброска: как и с чего начать?

Наверное, каждому начинающему художнику давали совет: «Пора делать быстрые наброски». Действительно, в жизни любого рисующего наступает момент, когда возникает потребность выйти за пределы квартиры, студии, курсов и попробовать кардинально новый способ изображения мира. И если с пейзажами и архитектурой еще понятно, что делать, ведь дома и деревья не норовят убежать, то с живой натурой дела обстоят куда сложнее.

Безусловно, творческий процесс – дело очень личное, даже интимное, и у каждого он протекает по-своему, однако, наверняка каждый поначалу сталкивался хотя бы с двумя проблемами.

Первая – психологическая

Представьте, вы сели в метро/автобус/тр амвай, приехали в музей/зоопарк/ка фе, достали специально купленный симпатичный скетчбук, карандаш и… просто окаменели от ужаса: рука не слушается, глазу не за что зацепиться, кажется, что окружающие со всех сторон заглядывают вам через плечо, а выбранная модель пристально смотрит в глаза или вовсе ретируется. Сразу становится слишком людно, или наоборот, слишком пусто. Именно так у многих начинающих художников первые попытки скетчинга в общественных местах заканчивались неудачей.

Что делать, если такое случилось и с вами?

Расслабьтесь. Оглянитесь вокруг: люди уткнулись в смартфоны, газеты, книги. Никому нет и дела до человека с карандашом и блокнотом. Более того, как показывает опыт, если кто-то и замечает, что стал объектом пристального внимания рисовальщика, то сам начинает ужасно волноваться: в лучшем случае – напряженно позировать, в худшем- краснеть и прятать глаза. Вывод: люди боятся вас больше, чем вы их.

Если же проблема психологического блока осталась позади или вовсе не возникала, то появляется проблема номер два:

Модель не позирует

Едва вы выбрали колоритного персонажа в живописной позе, как он тут же её сменил, а потом вообще ушел. Очевидно, что на рисование по правилам, когда следует выбрать центр композиции, построить фигуру и т.д., просто нет времени.

Существует отличный прием: надо начинать не с постепенного построения, а с общего силуэта. Таким образом, вы решаете сразу две задачи: композиционное расположение и общий образ. Заметьте, обрисовав лишь силуэт, вы уже предали определенный характер фигуре.

Кстати, о характере. В некоторых творческих ВУЗах дают такое упражнение: студенты рисуют портреты друг друга, но каждый раз они делают это за меньшее время и с меньшим количеством деталей. Таким образом они выявляют наиболее яркие и характерные черты внешности человека. По сути, перед нами стоит та же задача.

Если быстрый набросок в общественных местах вызывает затруднения и стресс, можно начать со специальных встреч, где художники за определенную плату рисуют приглашенных моделей. В таких местах всегда царит спокойная рабочая атмосфера, а в конце устраивается просмотр, где все желающие могут выставить свои работы на общий суд и выслушать конструктивную критику от профи.

Как и любая другая техника или упражнение, быстрый набросок требует времени на освоение. Сначала это может раздражать, утомлять, доставлять дискомфорт, но постепенно рука начнет двигаться более раскованно, а глаз – замечать и запоминать интересные детали. Появятся новые идеи для более серьезных работ, к тому же, наброски к этим идеям можно будет делать в любом месте и положении.

Глупо задумываться о том, насколько высок ваш уровень, чтобы позволить себе рисовать на людях. Во-первых, потому что большинство прохожих видят вас в первый и в последний раз и их мнение не играет никакой роли, а во-вторых, они сами вряд ли смогут также. Выйти за привычные рамки, будь это даже стены родной художки, – вот это уже поступок, движение вперед.

Итак, уходя из дома в следующий раз, не забудьте взять с собой всё необходимое для быстрого наброска:

Первое – скетчбук или просто бумагу небольшого формата, до А4.

Второе – простой карандаш, можно механический, который не надо точить. Как только рука начнет двигаться достаточно быстро и уверенно, можно перейти на линер или маркер, некоторые даже умудряются использовать уголь.

Третье – клячку, которая не покроет катышками всех вокруг.

Увидев интересную композицию, возьмите себя в руки и сосредоточьтесь на работе, старайтесь делать набросок общими силуэтами, подмечая и делая акцент на наиболее интересных и характерных деталях и чертах – так будет удобнее закончить работу уже дома.

Не стоит расстраиваться, если после утомительного дня рисования удачных набросков почти нет. Это вопрос времени. При регулярной практике результат будет заметен уже через несколько дней.

Техника аэрографии достаточно сложна и предполагает использование дополнительных материалов. В этом разделе мы расскажем о тех из них, которые необходимы для выполнения иллюстраций с помощью аэрографа.

Так же, как любая другая живописная техника, аэрография позволяет получить изображения на поверхности основы. Однако ее особенность состоит в том, что

Восемь секретов в рисовании

Восемь секретов, которые позволят вам
научиться мастерски рисовать

1. Правильное построение предметов в пространстве

Этот навык — основа для любого профессионального художника. Он создаст ощущение объемного пространства в вашей картине, что очень важно. Уже он один сам по себе сильно улучшит ваши картины.

2. Правильное нанесение штрихов

При помощи штрихов создается фон для будущего объема форм и предметов – это главная основа. Когда вы научитесь правильно их наносить — все что вы рисуете, станет более насыщенным, и четким.

3. Тоновая растяжка карандашом

Еще один секрет мастеров. Когда вы научитесь делать тоновую растяжку карандашом от простого к сложному, набирать тон различными по мягкости карандашами, вы сами удивитесь, насколько более реалистичными станут ваши рисунки.

4. Искусство рисования объемных фигур

Еще один навык, который отличает людей, рисующих великолепно, от новичков в рисовании. Это — умение придавать объём предметам, различающимся по форме, работа со светом, и рефлексом, собственной тенью и полутенью. Данные навыки сделают ваши работы в разы лучше.

5. Умение работать с собственной тенью на фигурах, для придания объема

Это также важно уметь, если вы хотите мастерски изображать объемные предметы и создавать реалистичные картины.

6. Эффектное построение падающих теней

Вид и форма падающих теней зависит не только от фигуры, коротая её отбрасывает, но и от расположения источника света. Освоив этот навык, вы сможете рисовать падающие тени различных геометрических фигур, но также применять это знание к предметам разнообразных форм.

7. Умение различать предметы по тону

Благодаря этому вы не только сможете показать различие предметов и форм между собой, но и обозначить композиционный центр, что очень важно для построения композиции.

8. Навык соблюдения композиции

А вот это самое главное знание, которое «оживит» вашу картину и наполнит смыслом, заставит зрителя задуматься о том, какое настроение у Вас было в момент создания картины, что именно вы хотели сказать зрителю. Знание композиции позволит Вам «сказать» при помощи вашей картины то, что не можете сказать словами…

… и множество других навыков и секретов, которыми обладают лучшие в мире художники.

Как быстро овладеть главными навыками профессиональных художников?

Вы конечно можете записаться в художественную школу. Однако, это возможно, если у вас много свободного времени. К сожалению, не все могут несколько часов в день потратить на то, чтобы добраться в школу, и назад.

Кроме того, вы можете начать обучаться самостоятельно — по книгам. Но это очень медленный и тяжелый путь, и без профессионального наставника вы будете учиться очень долго, совершая множество ошибок.

Самый простой путь — обучаться по видео-курсу, в домашних условиях. Всего за 46 дней, вы сможете научиться рисовать великолепные рисунки, у себя дома!

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Подробное пособие, которое поможет вам стать художником

Переход на полную запись и на заказ

Учимся писать портреты маслом

Написать Портрет Собственными Руками

получив при этом мощный энергетический подъем,
почувствовав радость процесса и гордость за результат!

И помогу Вам в этом я — художник-портретист Татьяна Артыкова

  • С чего начинать работу в масляной живописи?
  • Какие краски, кисти и т.д. использовать?
  • Как строить композицию?
  • Как правильно перенести изображение?
  • Как смешивать цвета?
  • Этапы создания и завершения портрета;

Получите ответы в видео-курсе: «Пишем Портрет Маслом» Этапы создания «живого» портрета

Что (или кто) облегчит процесс обучения?

Без знаний изобразительной грамоты будет сложно справиться с поставленными задачами. Понадобится «переводчик», который поможет облегчить процесс, сделать его максимально интересным, эффективным и быстрым.

В качестве «переводчика» выступаю я — Татьяна Артыкова, художник-портретист, педагог.

На протяжении 20 лет я занимаюсь портретной деятельностью. И, параллельно, на живых Мастер Классах делюсь своими знаниями с теми, кто намерен освоить искусство портрета максимально эффективно и быстро.И теперь мой опыт в видео-формате.

Пишем Портрет Маслом
Этапы Создания «Живого» Портрета

Пособие для «начинающих» и «продвинутых»

Для кого этот курс?

  • для тех, кто намерен в ближайшее время создавать свои портреты;
  • в ком горит творческий огонек и есть желание разжечь его «круче»;
  • кому нужны четкие рекомендации, чтобы процесс обучения был максимально быстрым, эффективным, интересным!

Напишите свой портрет и Вы, используя простые рекомендации!

  • «Учебником» является прекрасная картина. Изучаем секреты портретной живописи на примере картины известного мастера портрета;
  • «Объектом» изучения является красивая девушка- богиня Геба, символ вечной юности; которая вдохновляет на создание прекрасного образа;
  • По-этапность выполнения делает курс максимально понятным, доступным даже абсолютным новичкам;
  • Шаг за шагом, портрет набирает силу, доставляя Радость творческого процесса;
  • Легко решается проблема создания максимально точного рисунка изображаемого человека;
  • Показана простая методика подбора нужных цветов и оттенков;
  • Раскрыты основные секреты, позволяющие создать "живой" портрет;
  • В дополнительном разделе курса Вы увидите, как выполняют задание ученики. Это важно для сравнительного анализа.

Начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками - это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.

Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков - отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.

Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.

Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.