Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография. Булгаков М.А

В ноябре 1919 года М. Булгаков был призван по приказу Главкома Добровольческой армии во Владикавказ и затем в Грозный, в качестве медика. Как удалось установить лишь в 1987 году, именно там, в белогвардейской газете "Грозный", появилась 26/13/ноября 1919 года первая публикация М. Булгакова /1/. Статья в газете (номер ее вышел на одном листе) подводила итоги пережитого за последние годы и была окрашена мрачными ожиданиями: "Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала "великая социальная революция", у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль... а что будет с нами дальше... мы наказаны... нужно драться... драться десятки лет... нужно будет платить за прошлое... за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабо чих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!.. И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям: пла тите, платите честно, и вечно помните социальную революцию!" /1/. Таково, в предельном сокращении, содержание первой публикации М. Булгакова. В дальнейшем мировоззрение его трансформировалось, но скептицизм остался неизменным. В ноябре 1919 года М. Булгакову было 28, 5 лет, это был год возвращения Сатурна, он входил в петлю: 26 ноября он находился в 12°Девы, в соединении с Лилит, Сатурном и Прозерпиной радикса. Сатурн (и Уран) в радиксе М. Булгакова управляет домом творчества, находится в радиксе в градусе гениальности (11°Девы), добрый в космограмме и гороскопе, но находится, как мы видим, в ужасном окружении. Возвращение Сатурна, т. е. становление личности, обретение внутреннего стержня неизбежно связано при та ком транзите с качественными переворотами в темном поле Лилит – мрак вселяется в душу человека, он попадает в тяжелейшие испытания. Собственно, по астрологическим канонам, при таком тран зите человек может попасть в изоляцию, в тюрьму, в больницу. Как мы увидим, все это произойдет с М. Булгаковым, пока Сатурн в 1920 году будет делать петлю своего положения в радиксе. Как раз в ноябре 1919 года он вошел в нее. Тюрьмой для М. Булгакова окажется СССР.

Но что с творчеством, с началом литературной деятельности? Сол нце в символической прогрессии в 1919 году находилось в 23°Близнецов – в точном тригоне к Жребию творчества (Асц+Альмутен5дома – Солнце) в 23°Водолея, это, заметим, градус, связанный с Россией. Транзитные Солнце и Лилит 26 ноября 1919 года проходили 5 °Cтрельца и были в соединении с Кету радикса в 6 °Cтрельца, транзитный Кету проходил по Солнцу радикса. Эта взаимная рецепция с участием Лилит давала духовные сомнения, мрачность, комплекс вины, ломку жизни, невыносимые ус ловия существования – и все это в полной мере проявилось в событиях ноября 1919 года на Кавказе, вокруг М. Булгакова и в его первой публикации "Грядущие перспективы". Селена в конце ноября 1919 года проходила 25/26°Близнецов – по Кресту Судьбы радикса М. Булгакова. Вот такое начало.

Зима 1919/1920 гг. – переломная в жизни М. Булгакова, это от мечают все его биографы вслед за самим писателем. 28/15/ февраля 1920 года он позднее обозначил как день окончательного выбора жиз ненного пути: "...навсегда бросил медицину и отдался литературе" /1/. В тот день в решающем сражении вблизи станицы Егорлыцкой потерпела поражение главная сила Белого движения – казачья кон ница. Всем было ясно, что это конец. Посмотрим эфемериды и радикс М. Булгакова. Анарета и Доминус генитура его радикса, управитель дома родины Юпитер и злой Нептун, управитель дома партнерства, оба ретроградные в тот день находились в разрушительном 10°Льва в точной двойной квадратуре к куспидам 9-го и 3-го домов, а альмутен 3-го и 8-го домов и Алькокоден его гороскопа Марс входил на куспид 3-го дома. Альмутен 10-го и сигнификатор 3-го домов Меркурий в тот день проходил 26°Рыб и находился в точной квадратуре к Кресту Судь бы и Жребию врача радикса Булгакова. Транзитная Лилит проходила 15 °Cтрельца – точно по IС, по корням и по Колесу Фортуны – подрыв корней, разрыв с прошлым и искушение судьбы. Транзитная Селена находилась в соединении с Плутоном в 6°Рака – в точной оппозиции к Точке Тьмы (инволюции) радикса. Плутон в радиксе М. Булгакова является главным управителем 3-го дома (и сигнификатор дома испытаний). Третий дом в гороскопах творческих людей как раз и есть дом литературы, так что, как видим, 28 февраля 1920 года М. Булгаков сделал выбор в пользу Света. Нельзя не поразиться напряженности транзитной ситуации: Селена и Плутон в точной оппозиции к Точке Тьмы (и в точных скрытых аспектах к Узлам Луны радикса); Лилит точно на IС и Колесе Фортуны и в оппозиции к Точке Света радикса; транзитный Сатурн, управитель дома творчества и сигнификатор дома карьеры – в точной двойной квадратуре к Узлам Луны радикса; транзитные Узлы Луны в точных красных аспектах к оси Асц/Дсц, но Раху в разрушительном 19 °Cкорпиона; алькокоден Марс – на куспиде 3-го дома; анарета и владыка рождения Юпитер и Нептун – в разру шительном 10°Льва, также в точной двойной квадратуре; остается добавить, что Солнце в тот день находилось в 9°Рыб в точной оппозиции к Сатурну и замыкало конфигурацию Крест на Узлы Луны радикса Булгакова, и даже быстрая Луна в тот день проходила Крест Судьбы радикса. Там же, на Кресте Судьбы, в феврале 1920 года стояла в символической прогрессии Селена, а Лилит в символической прогрес сии шла по куспиду 2-го дома, дома здоровья – все это с точностью до градуса! В марте 1920 года М. Булгаков тяжело заболел возвратным тифом и не смог уехать из Грозного с отступавшими белыми частями. Когда он в апреле 1920 года смог встать на ноги, в городе были красные. Все, что происходило с ним до марта 1920 года, теперь необ ходимо было скрывать, везде искали белогвардейцев. Теперь, в мае 1920 года, крестовую ситуацию на Узлы Луны радикса М. Булгакова точно замыкала оппозиция Урана и Сатурна в шестых градусах Рыб и Девы. Кстати, транзит Сатурна по 12-му дому заставляет человека явное делать тайным. Сама оппозиция Сатурна и Урана, которые в радиксе М. Булгакова связаны через Лилит полуквадратурой, делает жизнь крайне ненадежной, лишает друзей и защиты, но в радиксе в соединении с Ураном находится у М. Булгакова Жребий Счастья и, главное, мы помним, что пока человек, Дух (Солнце) которого соеди нен с Небесной Артой (Селеной), следует путем Арты, ему нечего бояться, он находится под защитой Неба. Т. Лаппа спустя много лет удивлялась, как М. Булгаков остался жив в тот год, – ведь очень многие знали его как белогвардейца и читали его бескомпромиссные "Грядущие перспективы"!

С мая 1920 года М. Булгаков, еще слабый после смертельной бо лезни, со снятыми погонами и следами от них, в мятой фуражке, в обмотках..., уже заведует литературной, а затем театральной секцией русского театра, организованного товарищем Ю. Л. Слезкиным, зав. подотделом искусств Терского Наробраза. Театр денег не платил. Жи ли они с Т. Лаппа на отрубы от длинной золотой цепи в мизинец толщиной, принадлежавшей Т. Лаппа, – и надо же, не обокрали, не сорвали на беспокойных улицах эту цепь, которую она дважды обма тывала вокруг шеи.

Летом 1920 года М. Булгаков пишет первую пьесу "Братья Турби ны", действие которой происходит в 1905 году. К маю 1921 года будет написана уже пятая пьеса "владикавказского" периода – через два года в Москве он уничтожит свои экземпляры всех этих ранних пьес. В октябре 1920 года одной из многочисленных большевистских комис сий М. Булгаков изгоняется со своих должностей в русском театре с пометкой "бел." в докладе комиссии. И не удивительно, ведь в октябре Сатурн проходит по Асц, переходит из 12-го дома в 1-й, многое тайное делается явным, к тому же в октябре альтумен дома испытаний и сигнификатор дома личности транзитный Марс проходит оппозицию к Марсу радикса и замыкает двойную квадратуру (и крест) на ось Асц/Дсц и транзитный Сатурн. Только потому, что Марс – самая добрая планета радикса и добрый также Сатурн, это первое столкно вение с новой властью прошло сравнительно безболезненно. Даже после увольнения его пьесы продолжали идти в русском театре. Пре мьера последней владикавказской пьесы М. Булгакова "Сыновья мул лы" состоялась во Владикавказе 15 мая 1921 года, в день тридцатилетия автора. Самая злая и самая сильная планета его радикса Юпитер в соединении с Селеной в транзите шли по роковому для М. Булгакова соединению Сатурна, Лилит и Прозерпины, транзитный Сатурн за вершал петлю вокруг Асц, а транзитная Лилит проходила 5/6°Водолея – точку уплотнения личных энергий (инверсия золотого сечения Асц радикса, см. Б. Романов "Введение в астрологию золотых сечений"), где личное творчество максимально удалено от Зервана. Это был уже конформизм. Руку М. Булгакова узнать в этой пьесе было невозможно. В туземном подотделе Наркобраза пьеса была встречена с восторгом, ее немедленно купили за 200 000 рублей и через две недели она шла. Далее в "Записках на манжетах" отражены эти переломные дни, когда ценой сделки с совестью, сопровождавшейся психологической трав мой, заработана была необходимая сумма денег: "... Бежать! Бежать! На 100 тысяч можно выехать отсюда. Вперед. К морю. Через море и море, и Францию – сушу – в Париж!" Но Небесная Арта не прощает сделок с совестью.

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

(1891-1940) русский прозаик и драматург

Сегодня мало найдется людей, которые бы не знали имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведения этого замечательного писателя начали печатать миллионными тиражами, переводить на иностранные языки, экранизировать. А между тем собственно в литературе Булгаков пробыл всего лишь одно десятилетие - в двадцатые годы. Он и потом никуда не исчезал, продолжал жить и работать, но его имя упоминалось разве что в связи с той или иной режиссерской постановкой, и то лишь в качестве либреттиста или автора инсценировки.

Михаил Булгаков родился в Киеве, в типичной интеллигентной семье. Его отец был известным ученым-богословом в Киевской духовной академии, который, однако, не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но мальчик так или иначе интересовался делом своего отца, знал его статьи, читал религиозную и другую литературу из огромной домашней библиотеки, что помогло ему стать энциклопедически образованным человеком. Тогда же Михаил начал изучать иностранные языки.

Литературной деятельностью Михаил Булгаков начал заниматься не сразу, вначале он приобрел достаточно серьезный жизненный опыт. Через два года после смерти отца, в 1909 году, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и закончил его, а потом до 1920 года работал врачом. В качестве военного врача он участвовал в гражданской войне. Сначала его мобилизовали белые и отправили в военный госпиталь во Владикавказ, где он скитался в санитарных поездах и повозках и видел все ужасы войны. Потом Михаил Булгаков дезертировал оттуда и вернулся в Киев, где ему пришлось пережить постоянную смену властей: белогвардейцев сменяли петлюровцы, потом приходили немцы, зеленые, вслед за ними - красные. Исследователи до сих пор спорят о политических убеждениях Михаила Булгакова, но скорее всего он никому не отдавал предпочтения, а просто выполнял свой врачебный долг. Правда, два его брата служили в белой гвардии и впоследствии эмигрировали, что стало еще одним основанием для отлучения Булгакова от большой литературы.

Первые шаги в литературе Михаил Афанасьевич сделал еще в 1916-1917 годах, когда работал врачом в Смоленской губернии, но его настоящая творческая биография начинается с 1919 года, когда он стал публиковаться в местных газетах Грозного и Владикавказа.

Свои сложные и противоречивые впечатления, о смутном революционном времени, Михаил Афанасьевич Булгаков отразил в первом романе - «Белая гвардия», который при жизни автора печатался частями в Риге, а полностью вышел только после его смерти. В 1926 году Булгаков переделал этот роман в пьесу «Дни Турбиных». Очевидцы рассказывали, что участники событий плакали на этой постановке, некоторые даже вступали в перепалку с актерами.

О гражданской войне Михаил Булгаков писал на протяжении практически всех двадцатых годов. В числе других произведений об этом сложном времени он создал замечательную по своей психологической глубине драму «Бег», в которой показал трагедию вынужденной эмиграции русских офицеров. Все общество тогда было принято делить на белых и красных, и булгаковский подход многим показался моральным оправданием белого движения. Поэтому пьесу запретили ставить, и даже Станиславский не мог добиться разрешения на постановку. Она пошла в театрах через много лет, уже в 60-е годы. Тогда же режиссеры А. Алов и В. Наумов сняли по ней прекрасный фильм.

А пока что начинающий автор в сентябре 1921 года приезжает в Москву с молодой женой, и ему негде и не на что жить. Начинается знаменитый фельетонный период творчества Булгакова. Писатель сотрудничает с редакциями разных газет, пишет не только фельетоны, но и небольшие рассказы, описывает разные случаи и происшествия из московской жизни. Как раз в то время он сначала познакомился, а потом и подружился с молодыми сотрудниками газеты «Гудок» М. Зощенко, И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей, которые стали знаменитыми писателями. Они каждый по-своему отражали окружающую их жизнь и отрабатывали основные сатирические приемы своей прозы, но в чем-то их творческие поиски совпадали.

Не случайно, что фантастика, свойственная раннему периоду творчества Булгакова, легко прослеживается и у В. Катаева в его рассказе «Сэр Генри и черт», а динамичный и забавный сюжет сближает его с М. Зощенко и авторами «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» И. Ильфом и Е. Петровым (младшим братом В. Катаева).

Первые повести Михаила Булгакова - «Похождения Чичикова», «Трактат о жилище» и другие - стали своеобразным подготовительным этапом к основным произведениям двадцатых годов - «Дьяволиаде», «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу», которые можно назвать философской сатирой. В этих произведениях Булгаков, как и его современник В. Маяковский, обличает бюрократию и мещанство, но проводит и другую мысль, показывая, какую опасность представляют полуграмотные и невежественные люди, если им дать право навязывать свою волю другим. Сквозь горький юмор просвечивает и трагическая судьба интеллигенции, которая оказалась не готова принять такую новую жизнь, но не может ее изменить. Не случайно от рук обезумевшей толпы гибнет профессор Персиков в повести «Роковые яйца», великое открытие которого оказалось никому не нужным. Так же не случайно закончился неудачей эксперимент профессора Преображенского из повести «Собачье сердце», когда вместо человека с новым высокоразвитым сознанием он получил Шарикова.

Конечно, в то послереволюционное время эти мысли и образы воспринимались как крамола, и многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова так и не были напечатаны, как и не были поставлены многие его пьесы, а те, которые шли на сценах театров, вскоре были запрещены. В этом отношении творческая судьба писателя ничем не отличалась от судеб многих других прозаиков и поэтов того времени, и все-таки в ней был один очень любопытный нюанс. Личность Булгакова вызывала интерес современников не только потому, что он был «запрещенным» писателем, но еще больше потому, что ему однажды позвонил сам Сталин .

Неизвестно, читал или нет Сталин другие произведения Булгакова, но пьесы его он знал. Так, спектакль «Дни Турбиных» во МХАТе он смотрел 15 раз, а «Зойкину квартиру» в Театре им. Вахтангова - 8 раз. Читал он и пьесу «Бег» и не имел ничего против ее постановки, если автор сделает небольшие добавления. Михаил Булгаков не стал переделывать свое произведение, поэтому «Бег» так тогда и не был поставлен. Но дело не в этом. Сталину нравились пьесы писателя, и он даже выступал как бы его покровителем. Так, в отношении пьесы «Дни Турбиных» он говорил, что она дает больше пользы, чем вреда. Только поэтому ее и разрешили к постановке.

Такое покровительство ставило Булгакова в двойственное положение. С одной стороны, ему вроде бы было позволено то, чего не могли делать другие, а с другой, он подвергался точно таким же гонениям. В 1929 году, когда критика стала нестерпимой, со сцены сняли все его пьесы и не приняли к постановке новые вещи, в частности пьесу «Мольер», доведенный до отчаяния писатель несколько раз писал Сталину. В одном из писем от 28 марта 1930 года были такие строчки:

«Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо. . .

Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР...»

Тогда-то Сталин и позвонил Булгакову, после чего писателя приняли на работу во МХАТ режиссером-ассистентом, и он получил хоть какие-то средства к существованию. Время от времени на сцене МХАТа и других театров появлялись и некоторые его пьесы. Это вовсе не означало, что Михаил Афанасьевич Булгаков стал придворным драматургом. Он еще не раз писал Сталину, но всегда в защиту людей, пострадавших от репрессий. Так, в 1935 году он вместе с Анной Ахматовой обратился к главе государства с просьбой о помиловании ее арестованных мужа и сына.

Будучи хорошо знаком с театральной средой, писатель в неоконченном романе «Записки покойника», который после получил название «Театральный роман», отразил в весьма иронической форме нравы, царившие в московской театральной сфере.

Все последние годы вплоть до самой смерти, Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», главной в котором, как и для всего творчества писателя, оставалась тема борьбы добра и зла. Роман неоднократно начинался и переделывался, и в том, что сейчас мы можем познакомиться с разными этапами работы автора над ним, непреходящая заслуга Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя, его преданного друга и музы. В этом произведении, весьма многогранном, одновременно конкретно-сатирическом и философско-фантастическом, автор попытался и высказать свое понимание проблем творчества, и критически взглянуть на московский быт двадцатых-тридцатых годов, и исполнить гимн великой, всепобеждающей любви.

Само название «Мастер и Маргарита» появилось в черновиках писателя только в 1937 году, сам же Булгаков чаще всего называл его «романом о дьяволе». Но содержание произведения гораздо глубже простого описания того, что случилось в Москве из-за визита «странного незнакомца».

Булгаков всегда интересовался библейскими мотивами в мировой художественной культуре, поэтому вполне закономерно, что своеобразным стержнем «Мастера и Маргариты» является роман о Понтии Пилате и Иешуа. Оба этих произведения объединены общностью героев, авторских идей, представлением, что каждому будет дано по его вере. Михаил Афанасьевич Булгаков верил в великое будущее своего романа. И предвидение его сбылось: миллионы читателей во всем мире не раз и не два обращаются к страницам этого произведения, на которых встречаются великий мессир Воланд со своей свитой, и красавица Маргарита Николаевна, и мастер в черной шапочке с шелковой буквой «М», и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Не пытайтесь казаться людям лучше, чем Вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь… но и не пытайтесь казаться хуже, чем Вы есть — на корточках тоже долго не просидишь… ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ!

Михаил Афанасьевич Булгаков

Детство.

1891 г . 15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя дано в честь, хранителя города Киева, архангела Михаила.

1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.

Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

1901 г . 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.

Смерть отца. Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков — профессор Киевской духовной академии, человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года.

Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, незащищенность, упрямство и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение.

Женитьба.

Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей.

1915 г . 26 апреля произошло венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны.

Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Медицинская деятельность.

В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911- 1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.

Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.

К осени 1916 г. - сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губернии.

В 1917 г. работает в городской больнице г. Вязьмы.

В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части.

В конце августа 1919 г . большевики, покидая под напором Белой армии Киев, спешно расстреливали сотни заложников, после них взорам киевлян открылись страшные картины. Это укрепляло решимость Булгакова сопротивляться победе власти большевиков в России.

Мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочёл бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.

Колеблясь над бездной.

Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему.

Начало литературной деятельности

В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.

Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917— 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.

“Драматургия М. А. Булгакова”

Пьеса “Дни Турбиных” 5 октября 1926 года на сцене Московского театра состоялась премьера спектакля “ Дни Турбиных”.

“Дни Турбиных” были написаны по мотивам романа "Белая гвардия" и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Работу над первой редакцией пьесы "Белая гвардия" Булгаков начал в июле 1925 г. Еще 3 апреля 1925 г. он получил приглашение режиссера МХАТа Б. И. Вершилова придти в театр, где ему предложили написать пьесу на основе романа "Белая гвардия".

У Булгакова замысел подобной пьесы зародился еще в январе 1925 года. В какой-то мере этот замысел продолжал идею, осуществленную во Владикавказе в ранней его пьесе "Братья Турбины" в 1920 году. Тогда автобиографические герои (Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве - Покровской) были перенесены во времена революции 1905 г . В пьесе "Белая гвардия", как и в романе, Булгаков использовал собственные воспоминания о жизни в Киеве на рубеже 1918-1919 гг.

Это была удивительная постановка! Единственная из всего довоенного репертуара, она выдержала около 1000 представлений! В 30-е годы, в жуткое время “ежовщины”, когда люди боялись собственной тени, актеры выходили на сцену в золотых погонах офицеров царской армии, говорили о человеческой чести и даже пели “Боже, Царя храни...”, Известно, с каким интересом относился к этому спектаклю Сталин. За почти пятнадцатилетнюю историю постановки он не менее 15 раз смотрел спектакль полностью, а сколько раз он приезжал ко второму, к третьему действию!

Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год

“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”.

Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине.

Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны.

В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.

И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

“Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце”

“Собачье сердце” — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика - Шарикова составляют основу сюжета повести. Внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса, выдает существо очень неглупое, по-своему оценивающее жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”. Булгаков блестяще выражает, так сказать, "внутренний мир” собаки, бездомного московского пса, ироничного, любознательного наблюдателя жизни...

А какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления! И это мигом утрачивается в “варианте” Шарикова. Новое “очеловеченное” существо неизмеримо ниже Шарика. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Неизбежен конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном. В повести Шариков вернулся в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30—50-е годы травил людей, как когда-то по роду службы травил и душил бродячих собак и кошек. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится всем низким, потому что это поднимает его высоко — над теми, кто духом высок, кто разумом высок, а потому должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале 20 века, остается актуальной и в наши дни.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г .). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Над своим гениальным романом М. Булгаков работал не только долго, но и чрезвычайно напряженно, создав несколько редакций произведения. До последних дней ослепший писатель откладывая другие замыслы, диктовал жене новые поправки к тексту. Это говорит о том значении, которое он придавал своему созданию.

В основу романа легли самые разнообразные источники; в нем по-новому претворены самые разнородные мотивы творений мировой литературы всех эпох. Таким образом, роман М. Булгакова явился итогом развития мировой культуры до середины XX века. Он творчески переработал и синтезировал творения всех эпох, различных национальных школ, разных искусств (литературы, живописи, музыки, театра). Трудно найти подобное явление в литературе мира по широте охвата действительности и преемственности с художественными памятниками столетий, по философкой глубине и изобретательности в композиционной организации целого. Будучи романом, «Мастер и Маргарита» строится по законам игры и театрально-музыкального представления, утверждая ту великую истину, что «весь мир — театр», а действующие персонажи — лицедеи в нем.

Как показали исследователи, М. Булгаков глубоко воспринял философское учение русского мыслителя П. Флоренского о троичности бытия. Оно сказалось в тройственной структуре романа. В нем ясно вырисовываются три основных плана произведения: исторический, реальный и фантастический. В соответствии с этим воспроизводятся три пространственные зоны: ершалаимский мир, московская действительность и мир потусторонний, вечный. В этом последнем тоже показано триединство, в нем имеются три самостоятельные сферы: царство Тьмы, область Света и царство Покоя.

Первый, исторический, план повествования производит на читателя особое, неизгладимое впечатление. Прошлое предстает здесь исключительно реалистичным, картинным, оно передано с большим психологизмом и живописным мастерством. Рассказывая о том, что произошло 1900 лет тому назад, развертывая действие на фоне пейзажей Древней Иудеи, Булгаков предлагает нам присутствовать при сценах, где творится сама История. Основными действующими лицами в этой части романа являются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, ведущей проблемой — взаимоотношения личности и власти. В крытую колоннаду у дворца с мозаичным полом входит Пилат «в белом плаще с кровавым подбоем» (эта двухцветность плаща воспринимается как знак той противоречивости, которой отмечен этот персонаж). К нему приводят бродягу Иешуа для допроса. Один глаз Пилата нацеливается на арестованного, другой глаз закрыт. И усмехается он лишь одной щекой. Так начинается это повествование.

Перед нами грозный властитель, которого боятся все. Но он раздираем противоречивыми чувствами, он раздвоен. Лицо Пилата страшно, но глаза тревожны. Он должен казнить бродягу, но чувствует себя его тайным другом и хотел бы сохранить ему жизнь. Он явно желает спасти Иешуа, оклеветанного доносчиками, но положение охранителя порядка и римского наместника, а также давление закона не позволяют ему сделать то, что он желает. Он запускает в ход карающую государственную машину, но начинает страдать, поскольку чувствует себя частью ее механизма. В конечном счете в Пилате торжествует идея могущества государства, власти, не обузданной моралью, произвола, направленного против личности.

Бродяге Иешуа вменяется в вину, что он на базаре «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Поначалу эта подробность усиливает ощущение ничтожности арестанта. Но вскоре открывается, что это человек высокого духа, очевидной мудрости, провозвестник новых человеческих идеалов, носитель идей добра, милосердия, высокой истины. Ничто не может поколебать его убеждений, его непреложной веры и стойкости.

В роман М. Булгакова вместе с Иешуа входит возвышенная тема Христа. Правда, Иешуа не сам Христос (по-иному звучит его имя, у него другая внешность, иной возраст — ему 27 лет, а не 33, у него не канонические христианские взгляды), но он — подобие Христа. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает именно тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что «Иисус существовал». К тому же у Иешуа, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например Левий Матвей, этот сборщик податей, переживший сложную эволюцию и глубокую душевную драму, имеются свои предатели (Иуда) и палачи.

Обоим антагонистам — Пилату и Иешуа — даровано бессмертие. Всегда будут помнить пятого прокуратора Иудеи (четырех предшественников его не знает никто), но только лишь потому, что ему суждено было соприкоснуться с личностью Иешуа, которого он послал на Лысую Гору. Его бессмертие мучительно, тягостно, изнуряюще, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа сопряжено с представлением о добре, нравственной чистоте и человечности. Это подлинное бессмертие. Так столкновение двух исторических персонажей романа позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и главную проблему — деспотической власти и личности.

Второй, реальный, план повествования передает настоящее и изображает жизнь Москвы послереволюционных десятилетий. Время действия здесь несколько неопределенно, поскольку этот пласт по-своему отражает приметы 20-х и 30-х годов 20 столетия. Пасха, приходившаяся на 5 мая, была в 1929 году, ко второму десятилетию века относятся многие черты нарисованного быта, но другие штрихи явно 30-х годов. Дядя Берлиоза пользуется троллейбусом, а это средство передвижения в Москве появилось в 1934 году.

Главными персонажами этого сюжета оказываются Мастер, Маргарита и литераторы, ревностно выполняющие социальный заказ государства. Ведущей проблемой становятся взаимоотношения творца-художника и общества, проблема, особо волновавшая Булгакова и, конечно же, тесно связанная с темой личности и власти.

Мастер — фигура во многом автобиографическая, и перипетии его печальной истории — это отчасти превратности судьбы самого Булгакова, хотя идентичными обе личности признать нельзя. Мастер привлекает читателя прежде всего тем, что он живет во власти воображения и творчества, постоянно осмысляет свои глубокие художественные идеи и претворяет их в чеканные исторические образы. Но его занимают и вечные, общечеловеческие проблемы, и эстетические вопросы о природе художественного творчества, о безраздельной самоотдаче творца. Не зря слово «Мастер» обретает символическое значение. Не зря его судьба в романе становится трагической. В определенной мере он соотносится с Фаустом. Ему тоже свойственны жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Мастер проникает в толщи истории, чтобы извлечь из них вечные законы, управляющие жизнью. Как и Фауст, он вступает в контакт с Мефистофелем (Воландом). В конце романа князь Тьмы прямо сошлется на героя Гете: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой?..»

Отметим и некоторую похожесть Мастера на Иешуа. Оба они бездомны, оба преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать человеческому горю. Мастер живет в созданном им герое Га-Ноцри, а свет последнего проникает в душу исторического романиста. Оба они несут идею добра и любви, Христос незримо живет в сердцах обоих. Интересно, что Мастер на 5 лет старше Христа, тогда как Иешуа на 5 лет моложе. Таким образом, Иисус (ему 33 года) в возрастном плане помещается между ними. Однако не следует преувеличивать сходство героев. В отличие от Иешуа, Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство, не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман. Но у Мастера есть и определенное преимущество: идея всепрощения ему не свойственна, всякого человека добрым он считать не может, в душе его рядом с любовью уживается выстраданная ненависть к гонителям.

И тут мы встречаемся с московским литературным, около - и надлитературным миром, со всеми этими латунскими, лапшенниковыми, близкими к журналу критиками, которых Булгаков казнит своей сатирой. Чего стоит один Мстислав Лаврович (его прототип — Всеволод Вишневский, хулитель Булгакова), который призывает «ударить, и крепко ударить по пилатчине». Имя персонажа содержит в себе два корня: «мсти» и «слав», то есть «мсти славе» и получай за это лавры. И в итоге неравной борьбы с этими носителями злобной мстительности «свободный смелый дар» художника не выдерживает. Стражи общества, сформированного тоталитарным режимом, загоняют творца в тупик и губят его.

Но есть у героя романа необыкновенная подруга — Маргарита. Она является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви. Маргарита способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица, родственная другим «крылатым» героиням русской классики, взмывает в воздух, обращается в ведьму и начинает парить в небесах, совершая свой гордый полет.


В отличие от гетевской Маргариты, она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. И это тоже решительно направляет фаустианскую тему в другое русло. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви («...Иду на все из-за него», — говорит она Азазелло). История отношений заглавных героев кажется фантастической, но она остается и реальной, земной, счастливой и несчастной одновременно и потому органично вписывается в московский мир, изображенный в произведении.

Прекрасен и третий пласт повествования в романе фантастический , отчасти подготовленный злоключениями Маргариты. Центральными героями здесь являются Воланд, его свита и московские обыватели, среди которых действуют эти необычные гости. Ведущей проблемой этого плана становится проблема смысла жизни, обогащенная темой мирового зла и добра, философской и этической одновременно. Своеобразие решения этой проблемы состоит в том, что сюжет с дьяволиадой внедряется в сюжет предыдущий. И оттого гротескно-фантастическое причудливо переплетается здесь с реально-бытовым.

Может показаться, что шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства и обманы, безобразна и чудовищна. Такая точка зрения высказывалась, и пришельцы объявлялись не только чертовщиной, но и бесовщиной. Но эта не так. Отмеченные чертами комизма, эти существа из необыкновенной троицы по-своему чудесны.

Воланд, их предводитель, вобрал в себя некоторые особенности ранее изображавшихся духов зла — Вельзевула, Люцифера, Асмодея, Демона. Булгаков предпочитал ассоциировать своего героя с Сатаной. Но некоторыми чертами Воланд походит на Мефистофеля, и это подчеркивается эпиграфом к роману. Однако Воланд существенно отличается от этого героя. Булгаковский князь Тьмы не лжет, не предает, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы его покарать. И тогда по закону отрицания отрицания зло уничтожается или превращается в свою противоположность.

Стремясь к познанию и истине, Воланд отдельными гранями своей личности начинает походить на Фауста, особенно на мага из народных книг об этом герое. И не случайно он умеет ценить все значительное, сильное, творческое (например, в Мастере, в Иешуа, Маргарите). Будучи князем Тьмы, он проявляет интерес к Свету. Припомним, что на его груди знак скарабея. Это рождает ассоциации с культурой Древнего Египта и его символикой, обращенной к солнцу. Он обладает могущественной волшебной силой, учёностью, даром пророчества, умением перемещать в пространстве и воскрешать давно забытое.

Только Воланд и его подручные (Коровьев, Азазелло, кот) способны разобраться в том, что творится в реальной, катастрофически развивающейся действительности, и поставить все на свои места. Вот почему эта группа фантастических персонажей оказалась внедренной в бытовую, будничную Москву. Это своеобразный отклик на отчаянный крик Булгакова о помощи.

Но не только пришельцы могли поразить московских обывателей, последние также в немалой мере оказались способными ошеломить нечистую силу. Достаточно вспомнить психоз с организацией кружков, одобрение Прохором Петровичем резолюций бестелесного костюма, исчезновение людей из квартиры № 50, проверку входящих в ресторан по удостоверениям или объяснения Босого, как пачка денег «сама вползла к нему в портфель».

Выясняется, что мир, окружающий Воланда и его свиту, заселен рвачами, взяточниками, подхалимами, очковтирателями, аферистами, хапугами, пошляками, приспособленцами, корыстолюбцами. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Они наказывают Берлиоза, безбожника, глупца и доносчика «куда следует», плута Никанора Ивановича, хапугу Поплавского, лгуна Варенуху, двоеженца Семплеярова, стяжателя-буфетчика, воровку Аннушку, очковтирателя Лиходеева, взяточника Босого, бездарного Рюхина (он завидует бессмертию Пушкина) и атеистически настроенного, агрессивного Ивана Бездомного (он готов сослать Иммануила Канта на Соловки).

Но, наказывая, шайка Воланда при этом возвращает к жизни все, что достойно развития. Так, Иван Понырев претерпевает сложную эволюцию, выздоравливает и становится духовно прозревшим человеком. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, свершается во имя добра и глубоко поучительно. И открывается смысл эпиграфа, взятого из Гете и предпосланного роману: «...Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Пласты романа, его пространственно-временные сферы и герои находятся в тесной взаимосвязи, переплетении, взаимопроникновении. Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем (золотые купола), и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков истины и творчества. В романе Мастера и романе о Мастере есть свои идеальные герои, их антагонисты (Пилат, Берлиоз), предатели (Иуда, Алоизий Могарыч), ученики (Левий Матвей, Иван Понырев), толпа обывателей. В конце книги эти пласты и пространственно-временные сферы сливаются, и Булгаков помещает своих героев в мир Вечности.

Жанр произведения синтетичен: это и сатирический роман, и комическая эпопея, и утопия с элементами фантастики, и историческое повествование.


Стиль романа характеризуется соединением драматизма, лирики, гротеска и фарса, нередко вступающих в причудливое смешение. Этот стиль нередко близок фантасмагориям и острым гротескам Гойи. Поэтому столь же неожиданным становится прихотливое соединение экзотизмов в величественно-спокойном повествовании о прошлом с канцеляризмами и варваризмами в динамичных сатирических сценах о настоящем. Этот стиль нес читателям радость и веселье от сознания духовного раскрепощения.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

Поистине, как сказал однажды Воланд, обращаясь к Мастеру, - “рукописи не горят”. Лишённый своего читателя, обречённый не быть, писатель Булгаков жил любовью жены - Елены Сергеевны Булгаковой - и верой в высший суд, суд времени. Как истинный Мастер, Булгаков и его роман принадлежали вечности. Понимание этого было так же недоступно многим современникам писателя, как и недоброжелателям его Мастера. В 1946 году, выступая перед коллективом МХАТа, Вс. Вишневский, давнишний враг Булгакова, превозносил историческое значение постановление ЦК ВКПб о журналах “Звезда” и “Ленинград” и доклад о них Жданова. Для вещей убедительности драматург-рапповец процитировал фразу Сталина: “Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать”. Вождь жестоко заблуждался: ничему большевики Булгакова не научили; ни в чём сила их не подтвердилась.


Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.

Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной . В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь...”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, — молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса... Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве...

Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.

“Писатель решает жить и работать... Они еще не вместе, но есть надежда... Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его — на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой — “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали... Чтобы знали...” Он заслужил покой, закончив роман.

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.

Письмо Сталину. В июле 1929 года Булгаков обратился к Сталину: “В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам...”. Далее следовала просьба о выезде за границу. Никакого ответа на это обращение не последовало. Как писатель жил это время? Если бы не помощь друзей, прежде всего - В.В.Вересаева, он бы, несомненно, погиб...


28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.

Последние годы жизни.

В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг — стихи.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений Бегичева, Вера. Последний из Галилеи / В. Бегичева // Наука и религия. - 2014. - № 4 . - С. 18 - 22

Бегичева, Вера. Ученики / В. Бегичева // Наука и религия. - 2013. - № 2 . - С. 40-45

Бегичева, Вера. Чудо / В. Бегичева // Наука и религия. - 2015. - № 10 . - С. 34 - 39

Богданов, Николай Николаевич. Михаил Булгаков как психолог / Н. Н. Богданов // Литература в школе. - 2015. - № 8 . - С. 14 - 18

Ванюшева, Наталья Рудольфовна. "Всё движется любовью..." : мастер класс по роману "Мастер и Маргарита" / Н. Р. Ванюшева // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2014. - № 3 № 3 Демон с тысячью лиц: тема судьбы в русской драме начала ХХ века / К. Г. Фрумкин // Нева. - 2016. - №3 . - С. 211 - 221

Черных, Галина Алексеевна. Использование приёмов драматизации при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. А. Черных // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2013. - № 7/8 . - С. 20 - 22