Кто такой Авдий? (по роману «Плаха»). Выявление проблемы свободы-несвободы у героев «маюнкумских» глав: Авдий Каллистратов - гонцы за анашой - оберкандаловцы - Бостон Уркунчиев

3.2 Выявление проблемы свободы-несвободы у героев «маюнкумских» глав: Авдий Каллистратов - гонцы за анашой - оберкандаловцы - Бостон Уркунчиев.

«Существует на свете законо-

мерность, согласно которой

мир больше всего и наказыва-

ет своих сынов за самые чис-

тые идеи и побуждения духа.»

Основные действия в романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Основной художественный арсенал для решения проблемы свободы-несвободы: приёмы, раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги, сны и видения; образы-символы, антитеза, сравнение, портрет.

Авдий Каллистратов - одно из важнейших звеньев в цепочке героев «маюнкумских» глав «Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную семинарию и числится там «...как подающий надежды...» Однако, через два года его изгоняют за ересь. Дело в том (и это были первые шаги героя как свободной личности), что Авдий, считая, «...что традиционные религии...безнадёжно устарели...» из-за своего догматизма и закоснелости, выдвигает свою версию «...развития во времени категории Бога в зависимости от исторического развития человечества.» Персонаж уверен, что обычный человек может общаться с Господом без посредников, то есть без священников, а этого церковь простить не могла. Чтобы «...вернуть заблудшего юношу в лоно церкви...» в семинарию приезжает епископ или, как его называли, Отец Координатор. Во время беседы с ним Авдий «...почувствовал в нём ту силу, которая в каждом человеческом деле, охраняя каноны веры, прежде всего соблюдает собственные интересы.» Тем не менее, семинарист откровенно говорит о том, что мечтает о «...преодолении вековечной закоснелости, раскрепощение от догматизма, предоставление человеческому духу свободы в познании Бога как высшей сути собственного бытия.» Иными словами « дух свободы» должен управлять человеком, в том числе и его стремлением познать Бога. Вопреки уверениям Отца Координатора, что главная причина «бунта» семинариста - свойственный молодости экстремизм, Авдий не отрекается от своих взглядов. В «проповеди» Отца Координатора прозвучала мысль, ставшая реальностью в дальнейшей трагической жизни Каллистратова: «Тебе с такими мыслями не сносить головы потому, что и в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения,...и ты ещё поплатишься...» Умозаключения Авдия носили неустоявшийся, дискуссионный характер, но и такой свободы мысли, официальное богословие не простило ему, изгнав из своей среды.

После исключения из духовной семинарии Авдий работает внештатным сотрудником комсомольской газеты, редакция которой была заинтересована в таком человеке, так как бывший семинарист являлся своеобразной антирелигиозной пропагандой. Кроме того, статьи героя отличались непривычными темами, что вызывало интерес у читателей. Авдий же преследовал цель «...познакомить читателя с тем кругом мыслей, за которые собственно говоря, его и исключили из духовной семинарии.» Сам персонаж так говорит об этом: «Меня давно терзала мысль - найти нахоженные тропы к умам и сердцам своих сверстников. Я видел своё призвание в поучении добру» В этом стремлении героя Ч. Айтматова можно сравнить с булгаковским Мастером, который своим романом о Пилате так же выступал за самые гуманные человеческие качества, отстаивая свободу личности. Как и герой «Мастера и Маргариты» Авдий не может опубликовать свои «набатные» статьи о наркомании, так как «...вышестоящие инстанции...», лишённые истины, а значит и свободы, не желая причинять ущерб престижу страны этой проблемой, не пропускают их в печать. «К счастью и несчастью своему, Авдий Каллистратов был свободен от бремени такого...затаённого страха...» Стремление героя говорить правду, какой бы горькой она ни была, подчёркивает наличие у него свободы.

Для того, чтобы собрать подробный материал об анашистах, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. За день до поездки в Маюнкумские степи собирать «злую штуку», осознавая опасность и ответственность предпринимаемого, он неожиданно получает большую моральную поддержку: концерт староболгарского храмового пения. Слушая певцов, «...этот крик жизни, крик человека с вознесёнными ввысь руками, говорящий о вековечной жажде утвердить себя,... найти точку опоры в необозримых просторах вселенной...», Авдий получает необходимую энергию, силу для выполнения своей миссии. Под влиянием пения герой невольно вспоминает рассказ «Шестеро и седьмой», повествующий о времени гражданской войны на территории Грузии, и понимает, наконец-то, причину трагического финала, когда чекист Сандро, внедрившийся в отряд Гурама Джохадзе, после совместного пения в ночь перед расставанием убивает всех и себя. Песня, льющаяся из самого сердца, сближает людей, одухотворяет, наполняет души ощущением свободы и Сандро, раздваиваясь в борьбе долга и совести, покарав бандитов, убивает и себя.

В данном эпизоде музыка, символизирующая чувство свободы, наполняет душу бывшего семинариста. Ч. Айтматов устами героя размышляет: «Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение - всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы смогли достичь наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории...»

На следующий день после концерта Авдий вместе с анашистами устремляется в Маюнкумы. По мере того, как герой знакомится с гонцами, первоначальный план просто собрать материал для статьи уступает место стремлению спасти заблудшие души. Авдий «...был одержим благородным желанием повернуть их (анашистов - В.Д.) судьбы к свету силой слова...», не зная «...что зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла...»

Кульминационным моментом в истории с анашистами является диалог между Авдием и предводителем гонцов Гришаном, в ходе которого становятся очевидным взгляды персонажей именно с точки зрения интересующей меня проблемы.

Гришан, поняв замысел Каллистратова спасти молодых ребят-наркоманов, пытается доказать неправомочность действий Авдия, их бессмысленность. Бывший семинарист слышит слова, которые похожи на то, что когда-то говорил ему Отец Координатор: «А ты, спаситель-эмиссар, подумал прежде о том, какая сила тебе противостоит?» В этих словах звучит прямая угроза, но проповедник остаётся верен себе. Авдий считает, что «...устраниться, видя злодеяние своими глазами,...равносильно тяжкому грехопадению.» Гришан утверждает, что он в большей степени, чем кто-либо дарит всем свободу в виде кайфа от наркотика, в то время как каллистратовы «...лишены даже этого самообмана.» Однако, в самих словах предводителя анашистов кроется ответ: свобода под воздействием наркотика - самообман, значит ни гонцы, ни Гришан не обладают истинной свободой. Поэтому анашисты набрасываются на Авдия и, жестоко избив, сбрасывают с поезда. Примечательный факт: Гришан не участвует в избиении. Он, как и библейский Понтий Пилат, умывает руки, отдав жертву на растерзание обезумевшей толпе.

Благодаря молодому организму или какому-то чуду Авдий Каллистратов остаётся в живых. Теперь казалось бы герой одумается, поймёт всю опасность сражаться с «ветряными мельницами» безнравственности, бездуховности, несвободы. Однако этого не происходит. Авдий, едва оправившись, попадает в «бригаду» или «хунту», как окрестили себя сами люди, Обер-Кандалова, бывшего военного «...бывшего из штрафбата...», который отправлялся в Маюнкумы на отстрел сайгаков для выполнения плана мясосдачи. Облава сильно подействовала на Авдия: «...он вопил и метался, точно в предчувствии конца света, - ему казалось, что всё летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть...» Желая прекратить жестокую бойню, герой захотел обратить к Богу людей, которые приехали в саванну в расчёте заработать кровавые деньги. Авдий «...хотел остановить колоссальную машину истребления, разогнавшуюся на просторах Маюнкумской саванны, - эту всесокрушающую механизированную силу...Хотел одолеть неодолимое...» Эта сила физически подавляет героя. Спасти он не пытается да это было почти невозможно, потому, что Обер-Кандалов противопоставил жестокую мысль: «...кто не с нами, вздёрнул, да так, чтобы сразу язык набок. Всех бы перевешал, всех кто против нас, и одной вереницей весь земной шар, как обручем, обхватил, и тогда б уж никто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке...» Авдий «по струнке» ходить не мог и не хотел, поэтому его распинают на саксауле. Его «...фигура чем-то напоминала большую птицу с раскинутыми крыльями...» Упоминание о птице, свободный образ которой троекратно появляется в библейской легенде романа, позволяет утверждать: сравнение свидетельствует о том, что Авдий погибает свободной личностью, в то время, как оберкандаловцы, лишённые всех нравственных норм, вообще человеческого подобия, несвободны.

Отец Координатор, анашисты и оберкандаловцы - современная альтернатива Авдию, Христу ХХ века. Они пытались заставить его отречься о своих убеждений, от веры, от свободы. Однако, как и две тысячи лет назад Понтий Пилат трижды слышит отказ из уст Христа, так и современные пилаты не могут сломить волю свободного человека - Авдия Каллистратова.

Последним действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к которому исследуется проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев. Сюжетная линия персонажа переплетается с линией волков. С Авдием Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «...аккумулирует в себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и своего пребывания на земле,...учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает устремления к реальному гуманизму.» И здесь в гамме художественных средств авторские ремарки, монологи и сны героя.

Бостон Уркунчиев, по мнению Р. Бикмухаметова, «...прямой наследник Дюйшена и Танабая Бакасова, Казангана и Едигея Буранного.», героев предыдущих произведений Ч. Айтматова. Самое главное в жизни героя - семья (жена и маленький Кенджеш) и работа, «...ведь с самого детства жил трудом.» В нелёгкий труд чабана Бостон вкладывает всю свою душу, почти круглосуточно занимаясь с ягнятами. Он пытается ввести в бригаде, которой руководит, арендный подряд, считая, что каждому «...делу, кто-то в конце концов должен...быть хозяином.» Желание существенных перемен, дающих больше свободы для принятия решений, действий, подтверждает и указывает на стремление героя не только к свободе в узком, конкретном, но и в глобальном масштабе. Однако осуществить задуманное не удаётся из-за непонимания, равнодушия, безразличия руководства совхоза, в определённых обстоятельствах оборачивающихся преступной вседозволенностью и человеконенавистничеством. Именно это явилось причиной вражды между Уркунчиевым и пьяницей Базарбаем. Именно равнодушие и непонимание во всеобщей бездуховности - главные причины смерти Ерназара, друга и единомышленника Бостона, который гибнет на пути к новым пастбищам для скота.

Бостон тяжело переживает смерть Ерназара. Хотя, если вдуматься, то вины персонажа в происшедшей трагедии нет. Не Уркунчиев, а общество, равнодушное и закоснелое, держащееся, как и официальная церковь, на догматизме, толкает чабанов на рискованное дело. Свобода персонажа автором «Плахи» выводится из понятия «нравственность, то есть только высокоморальный, соотносящий свои поступки с совестью человек, по мнению Ч. Айтматова, может быть свободным. Все эти качества присущи Бостону Уркунчиеву. После гибели Ерназара «...ещё долгое время, годы и годы, Бостону снился один и тот же навечно впечатавшийся в его память страшный сон...», в котором герой спускается в зловещую пропасть, где нашёл последний приют вмёрзший в лёд Ерназар. Сон, в –ходе которого чабан вновь и вновь переживает муки, является определяющим в вопросе о нравственности, а значит и в вопросе о свободе персонажа.

Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой, окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу Бостона. На неоднократные просьбы чабана отдать или продать волчат Базарбай отвечал отказом. А между тем волки резали овец, не давали своим воем спокойно спать по ночам. Герой, чтобы оградить свою семью и хозяйство от такого бедствия, устраивает засаду и убивает волка-отца. Его гибель является первым звеном последующих смертей. Следующим стал его сын Кенджеш и волчица: Бостон, желая застрелить зверя, похитившего ребёнка, убивает обоих. Для героя мир блекнет, «...он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный мрак.» С этого момента персонаж, отличавшийся от окружающих наличием нравственной чистоты и свободы, теряет её. Объяснить это можно так: убив волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем.

Завершая разговор о существовании или отсутствии свободы у героев «маюнкумских» глав романа можно сделать следующие выводы. Единственный герой, который обладает исключительной свободой, - Авдий Каллистратов. Персонаж, боровшийся за спасение «заблудших душ» анашистов и оберкандаловцев, проповедующий добро, нравственную чистоту и свободу, погибает не изменив своей вере в человека, не отрёкшись от убеждений свободной личности. Анашисты и оберкандаловцы, лишённые нравственных принципов, преследуя только одну цель в жизни - обогащение, лишены свободы. При этом анашисты, считая дурман наркотика освобождением от всех запретов, усугубляют свою несвободу.

Бостон Уркунчиев, будучи неординарной, изначально свободной личностью, вследствие преступления человеческих норм, пойдя на поводу у таких, как Кочкорбаев, Отец Координатор, анашисты и оберкандаловцы, теряет свободу, ставит крест на своей жизни свободной личности и жизни своего рода.


Информация о работе «Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова Мастер и Маргарита и Ч. Айтматова Плаха»

Роман Чингиза Айтматова « » - крупное событие в литературе последнего времени. В нем автор обращается к таким проблемам, не решив или хотя бы не поставив которые, дальше просто нельзя жить. Лейтмотив романа - тревога за утрату веры в высшие идеалы, за цинизм, за падение социальных нравов, за рост пьянства, наркомании, преступности, тревога за человека и окружающую его среду, тревога за судьбы всего мира.

Один из главных героев произведения - Авдий Каллистратов. Это недоучившийся студент духовной семинарии. Он верит в добро и проповедует его. Этот человек старается убедить наркоманов в пагубном действии наркотиков на человека. Он пытается остановить людей, убивающих сайгаков, однако ни то, ни другое ему не удается. Проповедник, моралист, идеолог добра, столкнувшись с реальным злом, он терпит трагическое поражение. Авдий оказывается распятым убийцами беззащитных животных. Жизнью своей расплачивается он за то, что идет против зла.

Но это еще не конец. Авдий гибнет, но проблема остается. Жизнь Бостона Уркунчиева - практическая попытка реализации тех ценностей, которые проповедует Авдий Каллистратов. Однако и этого человека ждет трагический конец. Бостон, человек совестливый, трудолюбивый, умный и чистый, выстрелом из собственного ружья случайно убивает своего сына. Трагедия тем страшней, что отец, убивший сына, - поистине настоящий человек, любящий. Этот роковой выстрел - результат цепной реакции зла, неизбежности, чрезвычайно далеких, казалось бы, от маленького Кенджеша. Малыша убили те, кто отдал преступный приказ выполнить план мясозаготовок за счет диких сайгаков. Те вертолетчики, которые гнали стадо беззащитных животных. Тот, кто зверски их расстреливал в упор. Тот, кто убил сына волчицы Акбары. Тот, кто решил поставить завод на уникальном озере. Тот, кто поджег для очистки территории приозерные камыши. Тот, кто украл волчат. И те, кто заплатил за них деньги. То есть все, кто не давал Акбаре завершить естественный круг жизни, выполнить свое великое предназначение, кто заставил ее украсть ребенка у людей.

Ни один из отрицательных героев романа не понес наказания за свои деяния. Уходит от правосудия Гришан, не знаем мы о дальнейшей судьбе Обер-Кан-далова, а Кочкорбаев вообще оказывается неподсудным. Но Бостон Уркунчиев и Авдий Каллистратов потерпели сокрушительное поражение в жизни, остаются нравственными победителями, не изменяют долгу, не предают себя.

Итак, Чингиза Айтматова «Плаха» поднимает целый рад серьезнейших проблем. И то, что писатель заговорил прямо, опередив к тому же газетно-жур-нальную публицистику, свидетельствует о его высоком уровне гражданской ответственности. Кроме того, в романе открыто сказано, какой урон - экономический, политический, моральный - нанесли стране кочкорбаевы разных рангов. А яростный рассказ о тех, кто истребляет, - по бездумью ли, корысти ли ради - наш общий дом - природу. Это наша сегодняшняя боль. И все эти проблемы не могут не волновать того, кто читает роман. Этим он заинтересовал и меня.

В романе Чингиза Айтматова «Плаха» затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к «плахе».

Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов. Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя. Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой - к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека физически слабым и больным. Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу. Общество должно задуматься над этой проблемой и постараться решить ее силами много большими, чем сила одного человека. Однако нельзя сказать, что Авдий ничего не сделал. Он пытался показать людям, к какой катастрофе они могут прийти, и кто-то непременно поддержал бы его, если бы судьба не привела Авдия к гибели. Кто-то поддержал бы его стремление изменить жизнь к лучшему. Показывая гибель Авдия, писатель словно объясняет нам, к чему мы все придем, если будем закрывать глаза и отворачиваться, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое. Люди, убившие Авдия, хуже животных, потому что животные убивают, чтобы жить, а они убили бездумно, просто от озлобленности. Эти, если разобраться, жалкие пьяницы в конечном итоге сами нравственно и физически медленно убивают себя.

Еще одна проблема - проблема экологии - в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. Писатель показывает, как сильно мы способны повлиять на жизнь живой природы. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.

Самая главная и самая страшная, как мне кажется, - это проблема нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдно. Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить.

Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Однако этот поступок и его привел к гибели. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на «плахе».

Если домашнее задание на тему: » Кто такой Авдий? (по роману «Плаха») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Колекція творів: Мій улюблений добуток у сучасній літературіРоман Чингиза Айтматова «Плаха» - велике з-буття в літературі останнього часу. У ньому Сочинения на свободную тему (5-11 кл)Сочинение по произведению на тему: «Честно хочется прожить.» (4) Многие в современной русской литературе писали о Твору на вільну тему (5-11 кл)Твір по добутку на тему: «Чесно хочеться прожити.» (4) Багато хто в сучасній російській літературі Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. «Легко ли быть
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Чингиза Айтматова , опубликованный впервые в 1986 году в журнале «Новый мир ». Роман рассказывает о судьбах двух людей - Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.

Герои

Первой и второй частей:

Третьей части:

Всех трёх частей:

  • Акбара и Ташчайнар - волчья пара.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь бывшего семинариста Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом - диаконом . Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит .

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .

Первая и вторая части

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню , чтобы описать развитую там наркоторговлю . Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодёжи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого .

Прибыв на поле для сбора анаши, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. В степи происходит встреча Авдия Каллистратова с главарём сборщиков анаши по имени Гришан, - скользким, изворотливым типом с волчей хваткой уголовника. Устроив иллюзию пожара на железнодорожных путях, банда анашистов останавливает грузовой состав. Пробравшись в пустой вагон товарного поезда, следующего «порожняком», гонцы-анашисты едут до ближайшей узловой станции. В пути Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с сушёной коноплёй, но обкурившиеся «травкой» наркоманы зверски избивают его и на полном ходу выбрасывают из вагона. Добравшись попуткой до станции Жалпак-Саз, Авдий встречает в отделении транспортной милиции бывших «товарищей», арестованных за провоз конопли - всю команду, за исключением Гришана. Анашисты не признают его, заявив дежурному милиционеру, что они не знают этого человека . Избитый Авдий попадает в пристанционную больницу и там встречается с женщиной, которую ему уже довелось видеть в степи, - Ингой Фёдоровной. Авдий понял, что безумно влюблён в неё. Выписавшись из больницы, он уезжает в свой город, но по приглашению Инги Фёдоровны вскоре снова возвращается в Моюнкумы. Приехав в Жалпак-Саз, Авдий узнает, что его возлюбленная уехала улаживать бракоразводный процесс с бывшем мужем. От тоски Авдий не находит себе места, и в зале ожидания вокзала его находит некто Обер-Кандалов - бывший офицер дисциплинарного батальона, уволенный из армии за аморальное поведение (гомосексуальное растление солдат). Набирая команду для охоты на сайгаков в моюнуумских степях, он, увидев одинокого молодого человека, сагитировал его принять участие в облаве. Чтобы скоротать время пребывания в чужой местности, Авдий нехотя соглашается.

Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница Базарбай крадёт детёнышей волчицы Акбары. Спасается от волчьей погоне он в усадьбе Бостона. Несмотря на все уговоры Бостона, который опасается мести волков, продаёт волчат за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона - тоскующая по волчатам волчица Акбара уносит маленького сына Бостона - Кенджеша. Бостон, стреляя в волчицу, вместе с ней убивает собственного сына . Обезумев от горя, он идет к дому пьяницы Базарбая, расстреливает его и идет сдаваться властям.

25 мая 2011 overquoting
\ Запрос Плаха перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья." />


\ Запрос Плаха перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

«Пла́ха» - роман киргизского cоветского писателя Чингиза Айтматова, изданный впервые в 1986 году в журнале Новый мир. Роман рассказывает о судьбах двух людей - Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.

Герои

Первой и второй частей:

  • Авдий Каллистратов - главный герой первых двух глав романа. Ищет «ревизию Бога», фигуру «Бога-современника с новыми божественными идеями».
  • Петруха - один из двух «подельников» Авдия, участвовавших в сборе наркотиков.
  • Ленька - второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
  • Гришан - главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
  • Обер-Кандалов - руководитель охоты на сайгаков, главарь людей, которые распнут Авдия.
  • Инга Фёдоровна - единственная любовь Авдия.
Третьей части:
  • Бостон Уркунчиев - передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак.
  • Базарбай Нойгутов - антипод Бостона, пьяница и тунеядец, но считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным» .
  • Кочкорбаев - парторг.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом - дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей.

Первая и вторая части

После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого.

Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».

Последние часы Авдия мучительны - не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…» .

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона - он случайно убивает собственного сына.

Изучение романа Ч.Т. Айтматова «Плаха»

на уроках литературы в 11 классе

Урок 1.

Тема: Решение нравственных проблем жизни советского общества в 70 – 80 – годах 20 века на страницах литературных произведений. (На примере романа Чингиза Айтматова «Плаха»). Чтение и анализ романа Ч. Айтматова «Плаха»

Цель для всех уроков: Читая, изучая, анализируя роман, показать, как известный советский писатель на конкретном бытовом и историческом материале решает извечные общечеловеческие проблемы добра и зла, истины и справедливости, нравственности и безнравственности, смысла человеческой жизни. Учить понимать сквозную тему русской литературы «кто виноват?». Учить анализировать крупное художественное произведение, разделив его на сюжетные части. Воспитывать у учащихся правильное понимание общечеловеческих ценностей.

Оборудование: портрет писателя, разные издания его книг, иллюстрации к роману, виды среднеазиатской саванны, озера Иссык - Куль, волков, горных районов Киргизии.

Эпиграфы к уроку:

Зло исцеляют противоположным.

Вольтер

Доброе дело не может быть сделано из ненависти;

тем более из корысти. Оно делается только из любви.

Дж. Рескин

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.

Ч. Айтматов

Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

Чингиз Торекулович Айтматов родился в 1928 г. в кишлаке Шекер Кировского района Киргизии. В 1953 г. окончил с/х институт и работал на животноводческой ферме зоотехником.

Печатается с 1952 года. Любимый писатель очень многих читателей на огромной территории Советского Союза. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был известным общественным деятелем. После развала Союза был послом Киргизии в Швейцарии. Умер..

Самые известные произведения:

Джамиля” 1958, “Верблюжий глаз”(61),“Тополёк мой в красной косынке”(61) “Первый учитель” (61) ,“Материнское поле”(62) , “Прощай,Гульсары!” (65), “Белый параход”(70) “Ранние журавли”(75), “Пегий пес,бегущий краем моря” (77), “Буранный полустанок”(И дальше века длится день” (80),”Плаха”(86)

Лауреат Ленинской премии (63г)

Государственной премии (68 и 77 г)

Пишет на двух языках (русском и киргизском)

Произведения переведены на многие иностранные языки.

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал ветеринаром, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке была опубликована в июне 1957 в журнале «Ала-Тоо». Повесть «Джамиля» увидела свет впервые на французском языке в переводе Луи Арагона также в 1957 году. В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́» на русском языке, принёсшая Айтматову мировую известность . Эта повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз

После «Джамили» были также опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую Премию. Все эти произведения выходили одновременно по-русски и по-киргизски. В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», также «Верблюжий глаз» был экранизирован Л. Шепитько с главным исполнителем в роли Кемела Болотом Шамшиевым, впоследствии ставшим одним из лучших режиссёров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова, как «Белый пароход», «Ранние журавли» и др. Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. Роман «Белый пароход» (1970) был опубликован на русском языке и на долгие годы становится одним из наиболее признанных произведений Чингиза Айтматова во всем мире, а экранизация романа была показана на международных кинофестивалях в Берлине и в Венеции.. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГДР, позднее была также экранизирована немецкими и русскими кинематографистами. В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда в СССР. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую он получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986).

В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием «Снежный барс». Это было последнее произведение великого киргизского писателя. В год своего 70-летия в 1998 году писатель был ещё раз удостоен звания Героя Кыргызстана и признан Народным писателем у себя на родине.

С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 - посол Кыргызстана в странах Бенилюкса, в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

Депутат ВС СССР 7 - 11 созывов (1966-1989), народный депутат СССР (1989-1991), член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата СП СССР и СК СССР, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум».

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

2. Анализ произведения

В этом удивительном произведении писатель сам на 8 странице романа сформулировал главную мысль романа. («Люди так и не разгадали извечной загадки: отчего зло почти всегда побеждает добро») Главные герои упорно размышляют об истоках человеческой несправедливости, о природе подлости и жестокости… Ответов на многие вопросы не находят. Но на то они и “вечные” эти вопросы (о добре и зле).

Какими нравственными понятиями нужно оперировать, анализируя этот роман?(добро-зло)

В каком произведении вы уже сталкивались с решением этой проблемы? Как там решалась эта проблема? (“Мастер и Маргарита” М. Булгаков)

...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” (Гете «Фауст»)

Прочитайте эпиграфы к уроку, одинаковы ли мысли о добре и зле?

(Нет; писатели по-разному решают проблему добра и зла)

Обсуждение основных проблем:

Экологическая проблема.

Проблема богоискательства.

Проблема наркомании.

Проблема вседозволенности, греха.

Проблема совести, добра.

Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Выявление путём фронтальной беседы главных сюжетных линий романа. Сюжетные линии романа и их суть (очень сжатый пересказ)

1. Авдий Каллистратов и гонцы за анашой.

2. А. Каллистратов и хунта « заготовщиков мяса»: Обер- Кандалов, гибель сайгаков в Моюнкумской степи, заготовка их на мясо из-за его нехватки для народа.

3. Легенда об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Интерпретация автора известной библейской легенды.

4. Трагедия главного героя Бостона, его спор с жизненной позицией Кочкорбаева и Базарбая.

5. История волков Акбары и Ташчайнара.

Пять разных сюжетных линий объдинены в одно произведение. Как? Чем? (1. Главным героем; 2. Историей волков; 3. Главной идеей романа)

1. Обвал (камни, снег) в горах оттого, что пролетел вертолет: очень страшно, в природе хаос от него, как конец света. Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек. Эти сцены блестяще написаны.

    Конец света для Бостона, крушение всех его жизненных идеалов.

(В романе кольцевая композиция указывает на связь природы и человека. Когда в природе хаос, она протестует. Когда хаос, крушение человеческих устоев в обществе, трагедия происходит с человеком).

I группа Группа получает тему и вопросы по анализу этой сюжетной линии

Легенда о Понтии Пилате и Иисусе. Христе. (стр. 48 )

- О каких вечных человеческих ценностях ведут разговор П. Пилат и Ис. Христос? (об истине и справедливости, о назначении человека на земле, о добре и зле)

Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это диалог о соотносительности Добра и Зла!

    В чем видит И. Христос смысл человеческого существования? (в самосовершенствовании, в следовании гуманистическим идеалам добра. Он за эти идеалы идет на казнь, страдает за людей. Когда они это поймут, пройдя через страдания и Страшный суд, то на земле наступит вечное царство добра и справедливости) стр. 55

    Что вы понимаете под самосовершенствованием? («чтоб люди шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности» (55)

    Почему, чтобы стать совершенным, нужно страдать? (чтобы понять трагедию другого, нужно самому пережить трагедию)

    В каких словах И. Христос пытается убедить, что жизнь человечества на земле зависит от каждого из нас? (« Сегодня ты жизнь приемлешь.. (стр.55)

- В чем пытается убедить нас автор, вложив эти мысли в уста И. Христа ? (ответственность каждого человека за все, что совершается на земле. « ..о завтрашней жизни на земле пусть заботятся сами люди... Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего» (55)).

- Почему человеческую историю И. Христа автор считает «наказанием почище Страшного суда … какая бездна зла разверзлась, каких только войн, жестокостей, убийств, гонений, несправедливостей, обид не знали люди(55-56).

    Как И. Христос объясняет причину такой кровавой человеческой истории? (.. «зло властолюбия, которым заражены все... - злейшее из всех зол» стр 56.

    Какое обвинение за эти убеждения П. Пилат предъявляет И. Христу? ( И. Х. посягает на власть и могущество Римской империи стр. 56).

    Что главное в мире для П. Пилата? (сила и власть).

    Какое видение было И. Христу перед арестом? Как вы понимаете, что оно обозначает? (стр. 57. Люди погубили друг друга на всей земле. Это предостережение людям земли, если они не прекратят войны, то ядерным оружием можно погубить всё человечество на земле. Ведь события в романе происходят в 1985 году).

    Почему П. Пилат остался в исторической памяти человечества? (отдал приказ о казни И. Христа).

    Встречали ли мы при изучении литературы героев-альтруистов, способных пожертвовать собой ради людей, страдать за людей? (Данко, Соня Мармеладова, Раскольников, Дон Кихот)

    Изменили ли они мир? Почему? (Нет. Один человек слишком слаб, чтобы изменить всё человечество, решить его судьбу. Большинству людей легче жить эгоистом, чем альтруистом, не нужно напрягаться, добиваться, сопротивляться).

II группа

Авдий Каллистратов и гонцы за анашой (со стр 14) История Авдия Каллистратова . (Сын дьякона, недоучившийся священник (семинарист), предан анафеме, корреспондент молодежной газеты, пишет на актуальные социальные темы.

- Почему его очерки об анаше не напечатали в молодежной газете? (по принципу: не буди лихо, пока оно тихо. В советское время эта проблема замалчивалась, её якобы не существовало)

    Почему поехал в Среднюю Азию, внедрившись в отряд гонцов за анашой? (стр 15,16,31) (задумал изучить проблему заготовки анаши изнутри и каналы её перевоза к потребителям в Россию, написать об этом статью для молодёжной газеты. Он понял, что о проблеме наркомании в Союзе нужно звенеть во все колокола, пока она только зарождается).

    Гонцы за анашой. Что это были за люди? (Петруха,лет 20, Ленька, лет 16 (из Мурманска), Гришан-главарь, Коля и Махач)

      • Какую цель преследовал А. Каллистратов, общаясь с гонцами за анашой, внедрившись в их банду? (возродить каждому душу к добру, очистить каждого от скверны, спасти их от наркомании)

        Почему у него не получилось? (благими намерениями вымощена дорога в ад. Нельзя изменить, возродить испорченного, пока он сам этого не захочет)

        Как попытался А. Каллистратов убедить гонцов, что они Гришаном втянуты в грязное дело? (личным примером) стр 47

        Правильно ли начал действовать Авдий? (нет, это «бисер перед свиньями метать», гонцы за анашой не будут менять свой образ жизни, они его избили и полуживого сбросили с поезда стр 47-48)

        Был ли у него путь к спасению? (да, сказать “Гришан, спаси”)

        Кто поступал также? (И. Христос. Авдий К. - ещё один герой-альтруист)

В романе затронута важная социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает гонцов, стремящихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего, возможности пожить в иллюзиях.

Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как “еретик-новомысленник”. Авдия мучит мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть - таков его способ борьбы со злом.

Надо признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.

Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятии Христа, сближая эти образы. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой человека на плаху, не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях.

Домашнее задание по группам.

Домашнее задание . Составить связный рассказ об Авдии Каллистратове по вопросам:

2) Опишите образ А.Каллистратова, доказывая названное качество характера поступками героя. (наивный и чистый, без страха, страдает за людей, это его призвание, лично бороться со злом, пытается помочь людям. исправить их.

3) Встречались ли вы в реальной жизни с людьми, похожими на А.К? Опишите их (Бескорыстное служение людям, стремление разбудить совесть, но оторван от реальной жизни, Дон Кихот)

Урок 2

III группа.

Авдий Калистратов у заготовщиков мяса (хунта Обер - Кандалова)

- Как он к ним попал?

- Что это были за люди? Чем они занимались? Почему? (5 чел.) стр. 73

(5 человек: Обер - Кандалов, бывший военный, готовый на любое подлое дело; Махач, Кепа, Галкин-Гамлет (бывший артист), Абориген-Узюкбай - все алкоголики. Занимались заготовкой мяса, убивая для этого диких животных – сайгаков Моюнкумской степи. Из-за неправильной сельскохозяйственной и экономической политики правительства в Союзе не хватало мяса для питания народа. С вертолёта расстреливали стадо сайгаков, а заготовщики собирали убитых по степи и грузили на машину.

- Почему заготовщики избили и распяли А.Каллистратова ? (Он хотел обратить их к богу, т. е. к добру, пытался объяснить им, какое зло они совершают стр.42)

Почему праведник и фанатик А. Каллистратов потерпел крушение своих попыток вернуть «грешников», с которыми встретился в Моюнкумской степи, к добру, к нормальной жизни? Или Почему «зло почти всегда побеждает добро»? (зло всегда в «стае», праведник- всегда одиночка)

У каждого героя романа – свой бог, т.е. нравственный выбор, цель и смысл жизни. И в этом нравственном споре каждый непоколебим. Кто из них что проповедует? (Авдий- правду, искренность, добро, борьбу со злом. Понтий Пилат - силу и власть. Исус Христос – самосовершенствование и страдание. Гонцы за анашой – «религию» кайфа, удовольствие любой ценой. Заготовщики мяса - водку, длинный рубль, деньги.)

- Кто в бандах совершает грязное дело? (бьёт, убивает)? А кто чист ый? Вспомните Раскольникова с его теорией об обыкновенных и необыкновенных людях. Почему предводители гонцов за анашой и заготовщиков мяса решили, что им всё позволено? (безнаказанность рождает вседозволенность). Гришан и Обер-Кандалов – бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль лидера, а Кандалов – на роль выразителя традиций “работяги” – винтика.

- Чем страшна идея вседозволенности в современном мире?

- Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?

Особенно опасны они, оторвавшиеся от живой реальности, от жизни простого человека, общества, почувствовавшие себя хозяевами жизни, вершителями судеб всего и всех. Главный конфликт романа – противостояние высокой духовности, нравственности, человечности, живой, но беззащитной природы всему безнравственному, циничному, что появилось в жизни общества в 70 – 80-ые годы в российском обществе. Писатель-гуманист защищает и проповедует лучшие общечеловеческие нравственные ценности.

- Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?

В обстановке безвременья, хаоса, неопределённости появляются и начинают процветать преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов, гонцов за анашой. В эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий слабых, бездуховных, деклассированный, толкает их на убийство.

- Что известно о семье А.Каллистратова? (У Авдия была религиозная, нравственная семья).

- В каких семьях росли, какие семьи создавали сами «гонцы и заготовщики»? Важно ли это? (Да. Семья, детство в ней - первоисточник нравственности взрослого человека. У них или её вообще нет или она безнравственна. Вывод: вот к такой взрослой жизни приходят «иваны, родства не помнящие», т.е. не имевшие настоящей семьи, рода).

- А у кого в романе семья образцовая ? (у волков, в романе символ свободной природы)

- Что объединяет всех отрицательных персонажей романа? (Полное отсутствие положительных идеалов и нравственности, духовности, алчность для разных целей (обогащение, пьянство, кайф), жестокая агрессивность и цинизм (когда нет ничего святого).

Чтение стихотворения, посвящённого этому произведению.

Ах, какая может быть тревога?

Сыты все и равнодушны все.

Но куда же нас ведет дорога

По широкой жизни полосе?

Ты попробуй, посмотри на завтра,

Если так спокойно на душе.

Человек, очнись, ну что ж ты замер,

Неужели понял все уже?

Страшная картина всем открылась.

Долго жили, как под пеленой.

Знаю, что с тобой сейчас творится:

То же, вероятно, что со мной.

Вся планета превратилась в Моюнкумы,

Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,

Вот когда пришел черед Христосу,

О котором первым вспомнил Блок.

Он шагнул не с бабкиных иконок,

Он из душ потерянных шагнул,

Чтобы каждый видел: есть на свете

С Авдием распятый саксаул!

Нужно, люди, срочно просыпаться,

Преодолевая даже дикий страх,

Чтобы всей Земле не оказаться

У сухого саксаула на руках!

4 группа. История волков Акбары и Ташчайнара.

- Случайно ли введены в роман волки?

Волки для тюрков – тотемные животные. Их имена: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “перемалывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. Автор пишет в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,

Буранный полустанок” – верблюд Коронар,

Белый пароход” – рогатая мать – олениха).

Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружённый научно – техническими достижениями, но лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение, на смерть.

Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

- Сжато расскажите историю волков. Зачем она нужна в романе?

1. Связать все сюжетные линии воедино.

2. Изобразить гибель природы и человека через неразумную деятельность человека.

3. Показать, что зверь лучше человека (на примере волков), он не убивает без необходимости. С образами волков связана в романе и проблема человечности. Волки в романе более человечны и совестливы, чем люди. Мотив совести проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару.

- Почему историю волков Ч. Айтматов сделал связующей в композиции романа?

Прозрачно-синими глазами Акбары мудрая Матерь-Природа судит действия человека. Волки не просто человечнее в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Тайшчанаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним, причем, они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы одарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая самоотверженность, верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Тайшчанара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не только образ беды, постигший ее род, но и осознание ею нарушения нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока люди не трогали ее саванну, Акбара могла встретить в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбаи, заслуживающий кары, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное возрождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное значение, а общее, государственное. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.

Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество. И, разумеется, мы с вами.

- Считаете ли вы Бостона жертвой?

Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства: сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где одним махом были нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушение законов природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.

Против чего Бостон борется? И кого? (Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие. Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему. Он восходит на свою плаху.

- Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

Вывод

Этот роман - крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь, прежде всего, как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается их естественная среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. Кончается это единоборство трагически.

Домашнее задание:

По вариантам письменный ответ на вопрос:

1 - Почему роман называется «Плаха»?

2 - Один в поле- воин?

3 - Почему в романе зло победило добро?

Приговор Айтматова - это уже не лермонтовское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо. Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему? Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происходит, умирает и сам человек. Зло объединяется в стаи, поэтому и побеждает. Добро ходит в одиночку. Поэтому возникает потребность говорить об экологии духа.

4 - Вспомнить изученные произведения классической литературы (Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин). Как в них решался вопрос: в чём смысл человеческой жизни? Написать сочинение- миниатюру в тезисном виде «В чём смысл человеческой жизни в современном мире?»

5. Дополнительное задание для сильных.

Развернутый ответ на вопрос:

- Что привело на плаху столь разных (непохожих) людей , как Авдий Каллистратов и Бостон Уркунчиев? (разное: возраст, происхождение, история жизни, общественное и семейное положение, уровень образования, характер и направленность интересов, идеалы; общее: бескорыстное служение своим идеалам, больная совесть за всё, что происходит вокруг них, активная жизненная позиция). (Главная мысль: У каждого духовного человека есть своя положительная идея в жизни, ради которой он готов идти на плаху, жертвуя собой во имя своей великой идеи, чтобы преобразовать мир, сделать его лучше, победить зло.)

Литература для самостоятельного чтения по данной теме

В. Распутин «Пожар»\

В. Астафьев «Печальный детектив»

Андрей Вознесенский «Ров»