Почему мир может казаться враждебным. Экспрессионизм

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа.
Экклезиаст

Картина Эдварда Мунка "Крик" - символ экспрессионизма

В 1905 году в Германии возникло движение против академизма в живописи, во главе которого находилось несколько студентов-архитекторов (Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф), объединившихся в дрезденскую группу «Мост» и изображавших самые отвратительные места большого города, порочного и умирающего (см. стихотворения Г. Гейма «Демоны города», «Молох большого города», «Проклятья большим городам»). Их эксперименты в живописи положили начало новому художественному направлению – экспрессионизму – искусству выражения (от лат. expressio – «выражаю»).

Поэты, драматурги и художники, близкие экспрессионизму, были бунтарями и в искусстве, и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, а буржуазная действительность – в виде карикатур.
Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросили вызов натурализму и реализму. Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, находящегося в состоянии аффекта, а целью искусства – выражение этого мира . Задача художника заключается в том, чтобы не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение, чтобы изображать не саму действительность, а её внутреннюю суть.

Художники, музыканты и поэты, объединившиеся вокруг русского живописца Василия Кандинского, издавали в Мюнхене альманах «Синий всадник». Они решили освободиться от предметной и сюжетной зависимости и обращались к духовному миру человека посредством цвета и звука.

В 20 веке мир предстал человеку в беспокойном хаотичном движении непонятных и враждебных сил. Герой экспрессионистов – отчужденный, растерянный человек, захлёстываемый эмоциональными порывами, живущий во враждебном ему мире. Художественный символ экспрессионизма – картина Эдварда Мунка «Крик» : на фоне урбанистического пейзажа изображен человек с открытым в экстазе ужаса ртом. Единственная связь человека с миром – ужас по поводу дисгармонии этого мира . Человеку в отчуждённом мире остаётся только кричать без всякой надежды на помощь. Таким образом, ведущей в эстетике экспрессионизма, искусство которого – это протест против чувства обреченности, становится категория разорванности.

Другой теоретик экспрессионизма, Ф. Марк, выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистым перед лицом сегодняшнего смятения умов возможно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела.

Безысходность – одна из концепций данного художественного направления, поэтому в произведениях экспрессионистов читатель не найдёт ответа на вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть человеком, но это невозможно во враждебном личности мире», – такова этическая установка экспрессионизма.

Крупнейший представитель экспрессионизма Франц Кафка (1883-1924) одним из первых ощутил незащищенность человека от общественных институтов: человек может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за спиной которых стоят тёмные и непонятные силы (роман «Процесс» ); человек может тщетно до самой смерти добиваться права на проживание в этом мире (роман «Замок» ). В новелле «Охотник Гракх» главный герой «висит» между бытием и небытием: он умер полторы тысячи лет назад, но он ни жив ни мёртв, и всё плавает в своей старой лодке. Когда его просят рассказать, что с ним произошло, Гракх отвечает, что не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей.
Рассказ (по другим источникам - повесть) Кафки "Превращение" ("Die Verwandlung") была написана в 1912 году. Внутренняя сущность "маленького человека", коммивояжера, единственного финансиста своей большой семьи Грегора Замзы в одно не самое прекрасное утро получила телесное воплощение: он превратился в отвратительное насекомое. Муки человека, ставшего насекомым, но сохранившего здравый рассудок, показаны в этом произведении. Показательно, что Грегора больше всего беспокоит не само превращение, а невозможность быть опорой для семьи, неспособность работать. Он оказывается один перед лицом безжалостной и бессмысленной судьбы.

существует такой странный парадокс - мы не можем без мира. С самого начала - если ребенка не обнимает и не гладит мама или папа, если они не разговаривают с ним, не улыбаются ему, или если у ребенка их вообще нет - он не может стать человеком. Не осваивает речь или делает это с большим трудом.
Если у него нет социальной группы - он не может сформировать идентичность и индивидуальность.
Если у него нет близких людей - у него нет близости, доверия и принятия.

И при этом же мир содержит в себе много опасностей. Те же родители наносят ребенку множество ран - и психологических, и телесных, а некоторые - и сексуальных (как в психологическом, так и в физическом смысле).
И это не говоря уже о детском саде, школе, работе.

И этот парадокс длится всю нашу жизнь - с одной стороны, если мы ничего не даем в мир, не коммуницируем с ним, не заботимся о нем - нам странно чего-то от него ждать. С другой стороны, если у нас картина мира такая, что мир враждебен, недружественен, просто так ничего не даст, а то и даст по голове - то, что мы в него кладем, начинает тоже деформироваться, и тем меньше мы получаем ответ. А нам-то кажется, что мы кладем много, потому что мы преодолеваем огромное внутреннее сопротивление: картинка искажается.
И все больше агрессии, обиды, ощущения несправедливости: меня используют, я все, а мне ничего, у меня не получается получить то, что я хочу, все люди - сволочи, никто во мне не заинтересован или же - я одинок, меня никто не понимает, я всегда в стороне.
Некоторые из моих клиентов углубляются в расчеты - я в компании три месяца, и мне положено то-то и то-то, а вот Маша - месяц, и ей положено то-то и то-то. Или "я подарил девушке розу, гладиолус и машину, теперь я могу рассчитывать на..."

И так трудно с этим справиться - я это знаю по себе. Потому что все равно хочется близости - даже психопатам - потому что все равно хочется любви, невозможно постоянно жить в стороне - ведь без группы и близости жизнь начинает исчезать, потому что внезапно девочка Маша, которая в компании три дня, оказывается более принятой и близкой, чем я.
Потому что люди делают совершенно иные выводы и воспринимают мою израненность как отстраненность или агрессию.

И я не всегда знаю, как с этим справиться у вот этого конкретного клиента - конечно, мы исследуем прошлое, настоящее, пробуем научиться больше доверять или иначе себя вести. Но чем жестче его концепция враждебного мира, чем раньше она сформировалась - тем сложнее ее подвинуть.

Мне в свое время помогли две вещи: "мир не враждебен, ему просто наплевать, поэтому имеет смысл жить так, как хочется и искать тех, с кем я могу быть собой - и кого я смогу принять" и "не пытайтесь объяснить злым умыслом то, что можно объяснить человеческой глупостью".
Я не боюсь что-то отдавать миру, потому что я знаю, что я могу позаботиться о себе, не дать слишком много и заранее договориться "а что мне за это будет".
И я получила от мира очень много разного - и плохого, и очень плохого, и хорошего, и очень хорошего. И много всякой непонятной фигни, которую непросто было рассортировать. Потому что он очень разный.

"...И еще раньше у меня получалось лечить людей (снимать головную, зубную боль, лечить простуду) а сейчас все куда-то пропало. А жаль, вообще это очень приятно помогать людям. А из-за чего я не знаю. Может это повышает собственную самооценку.

Хотя скорее просто приятно и все, из-за чего не знаю. И вообще больше всего на свете я хочу чтобы у меня появился вкус к жизни. Чтобы мне интересно было жить. В общем не знаю даже как объяснить. Пока у меня этого нет. Живу как амёба. Даже противно...

Это величайшее достоинство человека. Без него все остальное не имеет особой ценности. Именно поэтому вы стремитесь к нему всю свою жизнь. Обычно вы оцениваете свои успехи в каждый момент времени по тому, насколько глубок мир в вашей душе.

Мир в душе - это ваш внутренний гироскоп. Только живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в совершенном балансе с жизнью, вы достигаете мира в душе. Если по какой-то причине вы заключаете компромисс с собственными...

Как правило, невежды думают будто буддисты верят в перевоплощения, даже в метемпсихоз (переселение душ). Но они заблуждаются. На самом буддизм учит только, что энергия, полученная в результате духе и физической деятельности какого-либо существа, порождает после его смерти новые явления духовного и физического порядка.

На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.

Философское...

На протяжении первого года своей жизни ребенок живет в реальности бессознательного и большую часть своих впечатлений получает от матери. Он безошибочно реагирует на ее сознательные и бессознательные импульсы и мало-помалу узнает очень многое уже тогда. Влияние матери гораздо более существенно, чем думают многие, и то, как она ведет себя по отношению к ребенку (зачастую на бессознательном уровне), показывает ребенку, каково его место. Видимо, в мире новорожденного важную роль играет и ряд других...

Наконец-то наступил долгожданный 21 век, к которому все мы так долго готовились. Помните, как в детстве нам постоянно твердили, что мы дети нового века, что именно нам предстоит жить и строить коммунизм 21 века? И что сейчас?

Оказывается, что давно уже не надо строить никакого коммунизма, все мы выросли и перестали быть детьми, с улыбкой мы смотрим старые «советские» фильмы и удивляемся, если вдруг на ВДНХ видим памятник вождю мирового пролетариата дедушке Ленину. Мы просто живем в новом веке...

Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. Мол, этим мы отличаемся от животных, для которых запах является основным регулятором как полового поведения, так и поведения вообще.

Но все мы - дети природы. Поэтому тот факт, что мир запахов с точки зрения управления нашим поведением часто недооценивается, можно считать странным. Например, давно установлено, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем...

"Нет насилия в духовном", - говорят каббалисты. Зато в нашем материальном мире насилия предостаточно. Разве есть хоть один уголок, где ты могла бы быть уверена, что тебя не обидят, не унизят, не заставят делать то, чего ты не хочешь?

Нет такого места на земле! Нет места, где ты могла бы чувствовать себя в безопасности. Почему так, ведь эти же самые каббалисты уверяют нас в том, что нет ничего на свете, чему не было причины бы в духовном мире?

"Да, я бы хотела жить в таком мире...

Я давно заметил одну странность, человек не хочет решать проблему он ищет, кого бы в ней обвинить. И виновные находятся, социальные люди находят виновников в правительстве, в работодателях, в бандитах, в мафии, в США и т. д. Люди духовные отличаются.

Но лишь окраской: христиане винят дьявола и бесов, а многочисленные эзотерики кого только не винят: астральные сущности, энергетические вампиры, эгрегоры, порчи, сглазы, карма, деструктивное влияние аур окружающих людей и прочее, и прочее и...

Личности, особое пространство со своими типажами и законами. Враждебный мир - темный мир. Другое название - мир

Враждебный мир - мир, с которым нужно воевать. Своих - мало, врагов - много. Изначально человек человеку - волк. Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны - не подпускаем его близко. А когда зарекомендовал - тоже не подпускаем, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать больные точки. Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены - страшно. Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или - мир бояться, если воевать невозможно.

Незнакомый человек во враждебном мире - враг, до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше - самому напасть первому. Ударить словом, недоверием, холодностью. Во враждебном мире, полном опасностей, свой защитит, а чужой - нет. «Свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то, по крайней мере, внушающий опасения. Со своим мы вместе и дружим, от чужого мы держимся на расстоянии. Впрочем, во враждебном мире у нас есть силы дать им отпор, в отличие от Страшного мира , где у нас сил сопротивляться уже нет.

Дети часто дерутся, но с Враждебным миром знакомы мало. Ситуативные состояния и переживания враждебности возможны в любом возрасте, но как базовое мировосприятие, "Мир враждебен" очень характерен для подросткового возраста, после в благополучном варианте сменяется более высоким тоном, однако снова приходит к большинству людей . "Мир враждебен!" - одна из самых популярных тем не только подросткового возраста как такового, но и всего тяжелого рока на музыкального направления в целом.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для Враждебного мира: и , обида. , возмущение. , . . Это темный мир

"Мир враждебен" - установка, открывающая ворота во Враждебный мир. Убеждение, характерное для жителей Враждебного мира. Внушение, убивающее жителей Дружественного мира.

Противоядие

Лозунг "Мир дружественен", тем более "Мир прекрасен" противоядием не является. У жителей Враждебного мира такой взгляд на мир вызывает протест и отторжение, как слишком контрастный с их мироощущением.

Противоядием от внушения "Мир враждебен" является спокойное отношение только с элементами дружественности и внушением "Мир разный. Чаще - мир обычен, к людям надо присматриваться и разбираться, какие они. Бывают и нормальные". Смотри

Одна моя знакомая первого ребенка родила очень рано - в 15 лет. Мужа у нее не было, и всю беременность она ходила в страхе и стыде, а когда родила - даже не предполагала, что ей будет так трудно ухаживать за малышом. Конечно, тогда и речи не могло быть о духовном воссоединении с ребенком, о том, чтобы правильно угадывать и реагировать на его потребности. Ведь мама боялась и переживала за свое дальнейшее будущее. Впрочем, этот опыт дал возможность женщине по-другому взглянуть на себя и свою жизнь. После нескольких лет страданий - она таки занялась психологией , личностным развитием. А потом - вышла замуж и родила вторую дочь. Со вторым младенцем у нее была совсем иная связь: будучи беременной, мама общалась с ним, слушала музыку, занималась йогой. А когда малышка родилась - мама радовалась каждому мгновению, проведенному с ней.

Такое разное отношение к своим дочерям, конечно же, не могло не отразиться на их жизни. Старшая - которую мама еще в своей утробе считала «инородным телом» и «портящим ее жизнь» существом - росла запуганная, озлобленная. Лишь через некоторое время - когда мама стала меняться, а потом вышла замуж - ее первая дочь воспряла духом и немного успокоилась. Но базовая враждебность к миру так и осталось. Девушка выросла с довольно недоверчивым характером, осторожной, отгороженной от мира. Младшая дочь - совсем наоборот. Напитанная материнской любовью с утробы, девочка легко шагает по жизни. Ее не пугает общение с людьми, отношения с ними, она смела, энергична и открыта.

Зачем нужен бондинг

То, как мать общается с ребенком в утробе и в первые года жизни называется бондингом. От английского bonding - это «воссоединение», «воссоздание». Так называют ту уникальную, тонкую, интуитивную связь младенца и его матери. Именно в перинатальном периоде и в период до одного года жизни ребенка в результате бондинга формируется так называемое базовое доверие к миру. Оно проявляется в исходной установке «мир добр ко мне» или наоборот - «мир враждебен».

Доверие к миру формируется, если мир предсказуем и доброжелателен. Это означает, что мама правильно распознает сигналы, подаваемые малышом (чего ему хочется в данный конкретный момент), своевременно удовлетворяет эти его потребности и устраняет дискомфорт. Если с самого момента рождения мама находится рядом с ребенком, в любой момент готова прийти на помощь, малыш ощущает себя в безопасности и пребывает в уверенности.

Если в этот период в силу каких-либо экстремальных обстоятельств оно не формируется, то останется не восполненным на всю жизнь. В силу каких-либо обстоятельств мама может неправильно распознавать сигналы ребенка, вовремя не удовлетворять его потребности, иметь собственные психологические проблемы (что обязательно отражается на отношении к ребенку). В таких случаях у малыша сформируется установка, что «мир ко мне враждебен», а его базовыми эмоциями станут тревога и страх. Впоследствии такой ребенок станет неуверенным в себе и мире, окружающие люди будут казаться ему плохими, злыми, ему станет трудно вступать в контакты и строить отношения.

Общение - с утробы

Если ты собираешься забеременеть или уже носишь (или нянчишь) малыша, старайся обращать внимание на то, как формируется у вас эта интуитивная тонкая связь.

Чтобы спокойно выносить и родить малыша старайся во время беременности побольше разговаривать с ним. Относись к нему как к части тебя - священному, нежному существу. Постарайся почаще прислушиваться к своим ощущениям и чувствам, медитируй, пой, слушай музыку. Приобщай мужа к общению с будущим младенцем. Хорошо влияет на малыша также рисование красками своего настроения и чтение сказок. В телесно-ориентированной психотерапии беременным рекомендуют время от времени говорить ребенку специальные фразы - аффермации. Это поддерживает связь с младенцем, успокаивает его.

Сядь поудобней, приглуши свет, включи приятную музыку. Обними ладонями живот. Тихим, спокойным и уверенным голосом - думая о ребенке - повтори несколько раз следующие фразы:

«Я здесь, я рядом с тобой»

«Ты - желанный (желанна)»

«Я жду тебя»

Ребенок не поймет значения слов, но он точно ощутит смысл этих фраз. Ведь в этот период ему как никогда важно ощущать, что мама здесь, что она очень ждет его.

Рождение и безопасность

Когда младенец рождается важно также не нарушить тонкий интуитивный контакт с ним. Если мама начинает переживать, бояться - ребенок это обязательно почувствует и также станет тревожиться. Поэтому старайтся следовать таким правилам:

    постоянно находись в зоне видимости (слышимости) ребенка. Для младенца отсутствие матери воспринимается как её потеря, смерть. Разговаривай с малышом, даже когда уходишь другую комнату или на кухню.

    старайся чаще брать ребенка на руки. Или носи малыша в специальных слингах. Чем чаще и больше младенец будет находиться в телесном контакте с тобой или папой - тем спокойнее и здоровее будет его психика. Именно на руках у родителей малыш ощущает безопасность.

    по возможности - корми малыша грудью. В младенчестве все удовольствия ребенок получает через рот. Кормление, пожалуй, самый важный элемент развития на первых порах. Через общение с грудью малыш не только получает еду, он таким образом общается с мамой. Хорошо, когда еда, мамина грудь, мамино тепло и запах, стук сердца - всегда рядом. Это ощущение сытости и безопасности ребенка - основа материнской любви. А вот кормление ребенка по часам может создать неуверенность и тревогу у малыша.

    спи вместе с ребенком. Ведь, проснувшись среди ночи один, младенец может не на шутку испугаться. Совместный сон мамы и малыша только укрепляет чувство безопасности ребенка, и ни в коем случае не вредит ему.

    В период до года младенцу также важно проговаривать отдельные фразы. Это следует делать в спокойной обстановке, когда ребенок спит. Желательно - у тебя на руках. Расположись по удобней и тихим приятным голосом повторяй такие аффермации:

    «Я люблю тебя»

    «Я здесь»

    «Ты - желанный (желанна)»

    «Хорошо, что ты есть»

    «Я чувствую тебя, я остаюсь с тобой»

    «Я внимательна к тебе»