Конспект урока литературного чтения на тему "Шарль Перро. Красная Шапочка"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»

Урок литературного чтения

во 2 классе

с использованием ИКТ

Тема урока :

Провела

Учитель высшей категории

Голобокова Оксана

Александровна

Курск 2009г

Тема урока : Шарль Перро «Красная Шапочка». Работа по содержанию сказки.

Цель урока: cоздание условий для формирования учебно-информационных, организаци-онных умений и навыов обучающихся.

Задачи:

образовательные: учить бегло, сознательно и правильно читать; строить монологические высказывания; работать с текстом; описывать героя, оценивая его через поступки; рабо- тать в заданном темпе.

Развивающие: развивать умения работать в парах, коллективно, самостоятельно,слушать друг друга; развивать мышление, речь, пополнять словарный запас.

воспитательные: способствовать нравственному воспитанию обучающихся через интерес к сказкам разных народов; формировать самоуправление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,плакат с изображением дороги Красной Шапочки и Волка, конверт №1-части диалога, конверт №2-желтый, красный, синий цветки; 2 человечка(радостный,грустный), рисунки: бабочки, орехи, цветы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Прежде чем мы начнем урок, повернитесь друг к другу и пожелайте самого хорошего, улыбнитесь, а теперь посмотрите на меня. Я вам дарю свою улыбку и надеюсь, что урок принесет вам радость.

Ребята, вы хотите, чтобы урок получился интересным? (Да)

Учитель : - Мне тоже этого хочется. Давайте поработаем так, чтобы у нас все получилось.

2.Сообщение темы урока.

(стук в дверь)

Учитель: - Кто там? (входят Волк и Красная Шапочка)

Инсценирование диалога «Встреча Волка и Красной Шапочки в лесу».

(В. - Куда ты идешь?

К.Ш .-Иду к бабушке, несу ей от матушки пирожок да горшочек масла.

В .-А далеко бабушка живет?

К.Ш .- О, далеко! По-за тою мельницею, что вон-вон виднеется впереди, а там будет первый дом, как войдешь в деревню.

В .- Знаешь что, пойду-ка и я к бабушке. Я пойду этой дорогой, а ты ступай тою: посмотрим, кто из нас скорее дойдет.)

Вы узнали из какой сказки пришли к нам герои? (Красная Шапочка)

Как вы думаете, почему именно из этой сказки пришли герои? (На прошлом уроке мы знако-мились с этой сказкой).

Сегодня мы с вами продолжим работать над содержанием этой сказки.

Слайд-2

Кто перевел сказку на русский язык? (И. С. Тургенев)

Как называется разговор между Волком и Красной Шапочкой, который вы сейчас услышали? (диалог)

3.Проверка домашнего задания .

Вспомните, что было задано на дом.

Перед чтением выполним упражнения для правильного дыхания.

1,2,3-вдох через нос

4,5-задержка дыхания

6,7,8,9,10-выдох через рот

Для четкости произношения проговорим скороговорку.

Слайд-3

Вспомним трудные для чтения слова:

Слайд 4 При первом щелчке открывается слово, после второго щелчка открывается по слогам, целое слово.

Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему? (невиданной, т. к. это слово отвечает на вопрос какой?; заморозит, т. к это слово не относится к данной сказке).

Рита, ты сегодня ответственная за работу со словарем. Напомни значение слова «растабарывать».

(Ученица находит в словаре С.И Ожегова толкование слова «растабарывать», зачитывает его вслух).

Спасибо, Рита. Подумайте, ребята, с одинаковой ли интонацией будем читать сказку?

Как прочитаем слова девочки? (испуганно)

Кто хочет быть Феей? (выбирается одна девочка) Добрая Фея всегда готова предостеречь от неправильного поступка. Вот и наша Фея должна будет остановить сказку в тот момент, когда кто-то из героев делает что-то не так. Как только Фея взмахнет волшебной палочкой, сказка должна остановиться.

(Примерные остановки: 1. Мама провожает девочку к бабушке.(Нельзя одного ребенка отпускать в лес). 2. Девочка встретила Волка. (Нельзя останавливаться с незнакомцем). 3. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно доверчивым). 4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде чем открыть дверь, надо убедиться кто там).5. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти). 7.Волк напа- дает на Красную Шапочку.(Позови на помощь). Дети предлагают свой выход из каждой ситуаци.

4. Анализ сказки.

Итак, сказка прочитана. Интересно, все ли поняли ее содержание. Ответьте на несколько вопро-сов.

4.1. Ответы на вопросы по содержанию.

Кого встретила в лесу Красная Шапочка?

Почему Волк ее сразу не съел?

Какой план был у Волка?

Почему он отправил девочку длинной дорогой?

Как он осуществил свой план?

Что случилось с Красной Шапочкой, когда она дошла до дома бабушки?

4.2. Ответы на вопросы словами текста.

Хорошо, молодцы. Усложним задание. Ответ на вопрос подтвердите словами из текста.

Давайте прочитаем, как Волк обманул бабушку?

Зачитайте, как Волку удалось обмануть Красную Шапочку?

Что произошло потом?

А о чем Волк говорит с Красной Шапочкой, сейчас мы узнаем из диалога.

4.3.Работа в парах.

Возьмите конверт №1.Достаньте из конверта содержимое.

Перед вами части диалога. Расположите данные части в правильном порядке и прочитайте получившийся диалог по ролям (диалог Волка и Красной Шапочки в доме бабушки). (Дети рабо-тают в паре. Затем учитель вызывает 2-3 пары для выразительного чтения вслух).

Физкультминутка.

По сюжету нашей сказки был создан телевизионный фильм, режиссером которого является Владимир Басов, где Красная Шапочка пела песню. И сейчас, исполняя припев этой песни, мы сделаем физкультминутку. (Звучит музыка: слова Юрия Михайлова, композитор Алексей Рыбни-ков).

А-а в Африке реки вот такой ширины (руки в стороны),

А-а в Африке горы вот такой вышины (руки вверх),

А-а крокодилы, бегемоты (соединяем и разъединяем руки),

А-а обезьяны-кашалоты (прыжки вверх, пальцы сжать и разжать в кулак),

А-а и зеленый попугай (руки в стороны,машем вверх, вниз).

4.4Характеристика героев.

Напомните, кто является главными героями сказки?

Попробуем описать их.

Из слов выберите те, которые характеризуют Волка и Красную Шапочку. Докажите свой выбор. ((Работа на интерактивной доске. Карандашом перетянуть нужное слово).

Так кто же из героев сказки, по-вашему, олицетворяет добро, а кто- зло?

Физкультминутка для глаз .

По классу развешены картинки с изображением орехов, цветов, бабочек.

Что делала Красная Шапочка по пути к бабушке?

Сейчас вы тоже будете собирать орехи, цветы, гоняться за бабочками, но только глазками.Я задаю вопрос и считаю до пяти.Как только я скажу « пять»,вы сразу отвечаете.

Сколько желтых ромашек собрала девочка?

Сколько орехов собрала Красная Шапочка?

Сколько колокольчиков собрала девочка?

Посмотрели на желтую бабочку, голубую, зеленую, фиолетовую, оранжевую,жел-

тую. А теперь посмотрели в окно и постарались увидеть самую дальнюю точку. Поморгали.

Закрыли глаза, отдохнули.

4.5.Разгадывание кроссворда.

А сейчас небольшой сюрприз, который таится в этом кроссворде. Узнаем его, отвечая на мои вопросы. Вопросы будет задавать мой помощник из сектора «Помоги учителю».

Слайд -5

(Дети вписывают буквы в кроссворд на интерактивной доске).

1.Кого услышал поблизости Волк, когда в первый раз встретил Красную Шапочку?

(д ровосеков)

2.Что изменил Волк, когда Красная Шапочка постучала в дверь? (г о лос)

3.Кто подарил внучке шапочку? (б абушка)

4.Чтобы открылась дверь в дом бабушки, нужно было дернуть за …? (ве р евочку)

Какое слово получилось в выделенных клетках? Скажем его хором-ДОБРО.

Это и есть мой сюрприз. В каждом из нас есть маленькое солнышко-доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей, помогает им, совершает добрые поступки и никогда не причинит зла, поэтому всегда дарите свою доброту людям.

5.Итог урока.

Добрый конец у нашей сказки?(нет)

Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически? (Красная Шапочка рассказала Волку дорогу к бабушке).

В чем заключается главная мысль сказки?(Не надо быть очень доверчивым).

Посмотрите внимательно,какому из этих человечков вы доверили бы прочитать окончание сказки?(Дети высказывают предположения и объясняют свой выбор).

Вижу, что такой конец сказки вас не обрадовал.

Какому бы человечку вы хотели доверить прочитать окончание сказки?

5.1 .Задание на дом.

Учитель: Веселый человечек придумал домашнее задание. Давайте прочитаем его.

(Ученик выходит к доске и читает домашнее задание, написанное на обороте рисунка).

Ученик. Домашнее задание: придумайте счастливый конец сказки. Условие: дровосеков в лесу нет.

Думаю, что мой сюрприз (слово «добро») тоже поможет вам при выполнении домашнего задания.

5.2. Рефлексия.

А сейчас, ребята, давайте украсим цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. (Дорога, по которой шла Красная Шапочка, прикреплена на доске).

Возьмите конверт №2. В нем лежат три цветка. Если вам на уроке было интересно - прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если вам было совсем не интересно– синий.

Сначала выйдут девочки 1 ряда, затем 2 ряда, 3 ряда. Теперь мальчики прикрепят свои цветы.

Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, насколько интересным получился урок?

Разрешите и мне украсить дорогу. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.

Урок окончен. Спасибо.

Литература.

  1. Л. Ф. Климанова. Родная речь. Учебник для 2 класса.
  2. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению.

Конспект урока для 5 класса на тему "В гостях у сказочника Шарля Перро"

Цели урока:
ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателей к личности сказочника, его судьбе, эпохе.
Развитие творческого воображения, расширение кругозора учащихся.
Воспитывать добронравие.
Оборудование : портрет Ш.Перро; доска; компьютер; презентация; атрибуты костюмов: Золушка, Спящая красавица, Красная шапочка, Мальчик-с – пальчик, Шарль Перро. Выставка книг Ш. Перро; иллюстрации; Тест.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Навряд ли фея в оны времена
Могла бы юное так одарить созданье
Самой природой вам, всем смертным в назиданье...
Живи, мудрей, расти, читатель! А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству - жиз¬ни на Земле.
Ученик:
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой - Шарль Перро.
III. Формулировка темы урока.

Эти стихи посвящены автору известных всему миру сказок Ш.Перро. Тема нашего урока: «В гостях у сказочника Шарля Перро». Мы продолжаем знакомиться с творчеством Шарля Перро.

IV.Биография Шарля Перро.


-Расскажите о жизни сказочника Шарля Перро?
(Звучит музыка одного из французских композиторов XVII в. – К. Глюк, Г. Берлиоз, Ш, Гуно, Ж. Бизе)
Давным-давно (___ лет назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Это время отличалось необычной роскошью парижского двора, стремлением феодалов к пышной жизни, развлечениям.
В семье Перро один брат стал адвокатом, другой сборщиком налогов, третий врачом, но весь свой досуг посвящал архитектуре, четвертый богословом, а самый младший – Шарль – посвятил себя делам государственным: генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член французской Академии, физик, анатом, языковед. Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и не заслужено), потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато запомнились они так крепко, что спустя почти четыре века мы читаем и перечитываем их с большим удовольствием.
Не правда ль, есть особая приятность
В бесспорность превращать невероятность?
С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером де Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойным не только государственного человека, но и просто взрослого человека. Однако, истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено достопочтимому Шарлю Перро. Сами же сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен.
Со сказками Перро произошел еще один редкий случай. Сюжеты, похожие на «Красную Шапочку», «Спящую красавицу», «Мальчика с пальчик» встречаются по всей Европе. И литературные, т.е. написанные писателем, они воспринимались как народные.
Рассказывая свои сказки, Перро задался целью убедить читателя, и убедил, что не только в древней Греции и Риме случалось что-то достойное внимания, но и в собственной его стране тоже. В «Спящей красавице», «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми того времени – и с королями тоже – происходят странные вещи.

V.Путешествие во Францию
-В какой стране родился и жил Шарль Перро? (Франция.)


Франция - одно из крупнейших государств Западной Европы. Ее морские границы длиннее сухопутных. На севере Францию от¬деляют от Англии неширокие морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На западе Франция омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем.
Когда-то всю территорию Франции покрывали густые леса. Сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы здесь - снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки - Сена, Рона и др.
Лицом этой страны можно назвать ее столицу - Париж. На месте древнего поселения племени паризиев у речной переправы через реку Сену в 6 веке возникла столица королевства франков. В XIII веке все феодальные княжества страны объединились в еди¬ное государство.
Что вы знаете об этой стране?
Франция - высокоразвитая страна. Заводы больших промышленных городов выпускают станки, автомобили, электровозы, суда, самолеты. Издавна славится Франция своими парфюмерными изделиями. Франция - это и центр мировой моды.
Во Франции, как и во многих других странах, сохраняются ТРА¬ДИЦИИ в быту и культуре.
Уже с середины XIX века во Франции перестали носить красочный народный костюм. Его надевают лишь участники народных фестивалей. Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с пышными рукавами, корсажа, передника, чепца и шляпы. Мужской костюм - это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка, шейный платок и шляпа. Старинная народная обувь – сабо- выдолбленные из дерева башмаки.
VI.Как одеты сказочные герои?
-Найдите в сказках, как одевались разные герои. Помогут вам это увидеть иллюстрации в книгах.
-Какой наряд вы хотели бы иметь, если бы у вас была волшебная палочка феи?
-Здесь мы видим иллюстрации героев сказок, прочитанных вами.
-Какие из этих сказок вы читали?
- У кого есть в домашней библиотеке сказки Шарля Перро?
- У нас в школьной библиотеке есть такие книги со сказками Шарля Перро… (выставка книг)
VII.Инсценировка героев сказок.
У нас в гостях герои сказок Шарля Перро.
Всем! Всем!Всем принцам!
Убедительная просьба в ближайшие 100 лет не беспокоить.Хочу спать!
(Спящая красавица).


Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
(Золушка)


Бабушка меня очень любила
Шапочку мне подарила.
(Красная шапочка)
Я маленький, Да удаленький.
(Мальчик –с- пальчик)
-Из каких сказок эти персонажи?
-Каждая сказка нас чему- то учит. Чему вас научила эти сказки?

VIII.Физкультминутка
Танец под песню «Добрый жук».

Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука -
Старика-добряка,
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

IX. Пресс-конференция.
- Ребята, учитывая, то, что вы любите сказки Ш.Перро. Сегодня у нас случилось чудо.К нам пришел сам Ш.Перро. Ведь у вас много накопилось вопросов к этому сказочнику. Вот теперь вы можете задавать вопросы. (Под аплодисменты выходит Ахметдинов Ильяр в роли Шарля Перро. Он садиться на стул, а дети задают ему вопросы:
-С кого начнем?
1) - Здравствуйте, Шарль Перро, я хочу спросить, вы сами сочиняли сказки?
Ш. Перро:
Конечно, нет. Одни я помнил с детства, другие узнал в течение жизни от трепальщика льна, от нянек моих детей, ведь когда я стал писать сказки мне было 65 лет. Единственная сказка, придуманная мной, Рикке с хохолком.
2) Почему вы стали писать сказки?
Ш.Перро:
Потому что на них пошла мода, ими увлекалось королевство.
3) Почему ваши сказки нравились богатым?
Ш.перро:
Я свои сказки сделал современными. Так, например, сёстры из сказки «Золушка», собираются на королевский бал и одеваются по самой последней моде, а в моде были пышные платья и утянутые талии. Наш Французский король Людовик 14 очень любил балы и маскарады. Принцессы в моих сказках говорят так, как подобает принцессам.
4) А почему ваши сказки нравились и бедным?
Ш. Перо:
Все люди в моих сказках говорят так, как в жизни. Дровосек и его жена в сказке «Мальчик с пальчик» говорят, как простые люди. Кот в сапогах настоящий ловкий парень из народа. Простые люди мечтают жить лучше. Кот в сапогах становится королевской важной особой, Мальчик с пальчик не забывает вытащить из кармана людоеда мешочек с золотом.
5) А почему ваша сказка о «Спящей красавице ваша первая сказка?
Ш.Перро:
Вы видели мою Мари? Не видели! А если бы вы знали, вы бы поняли, кого я описал в этой сказке и чем меня привлекла «Спящая красавица. Она напомнила мне о Мари! Тонкая, изящная, весёла, всегда прекрасная. Вот какой была моя жена. И вдруг умерла… В гробу лежал прекрасный ребёнок. Ей ведь было всего 24 года. Она ещё и жизни не видела. Я тогда думал: ах, как жаль, что мёртвые не оживают! Пусть в сказках, но оживают! Когда мы поженились мне было 44 года, а моей Мари – 17 лет. Мы прожили 6 лет, она родила мне четверых детей и умерла. У её могилы я поклялся никогда больше не жениться и сдержал слово.
6) Почему в сказке «Спящая красавица» вся посуда у короля серебряная и золотая?
Ш.Перро:
Потому что, чтобы мои сказки были современными, я описывал в них то, что окружало всех. А у нашего короля Людовика 14-го вся посуда была из золота и серебра. Даже сковородки и столы были серебряные.
7) Ваш дворец, в котором спала 100 лет «Спящая красавица», очень похож на Версальский дворец, почему?
Ш.Перро:
О! Это дворец короля Людовика 14 –го.Да, именно его я описал в сказке «Спящая красавица». В его строительстве участвовал и мой брат Клод, который был известным архитектором. А вы знаете, что его строили при Людовике 14-м 50 лет 36 тысяч рабочих. В нём больше 100 комнат и 350 окон.
8) Почему в сказке «Спящая красавица со всеми остальными не заснули король и королева?
Ш.Перро:
О! Это было бы равносильно покушению на короля! Если бы вы знали Людовика 14-го, также, как я, то не задавали такого вопроса! (поднять палец вверх) Франция без короля – это невозможно! Одно неверное слово и … Он был Французским королём с 5 лет до смерти 72 года!.

X.Вслед за текстом
А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.
1. Сказка «Спящая красавица»
Свои дары преподнесли принцессе:
а)семь;
б)восемь;
в)девять фей.

2. Принцесса уколола руку:
а) иголкой;
б) веретеном;
в) спицей.

3.Первые слава, которые произнесла принцесса, увидев прин¬ца, были:
а) Наконец-то вы пришли!
б) Это конец моих страданий?
е) Это вы, принц?

4. Одного из трех достоинств у принцессы не было. Какого?
а) красота;
б) доброта;
в) грациозность.
2. Сказка «Красная шапочка»
1. В корзинке у Красной Шапочки:
а) галеты и бутылка лимонада;
б) пирожок и горшочек масла;
в) пирожок и горшочек сметаны.
2. Волк кричит Красной Шапочке:
а) Дерни за шнурок, дверь и откроется.
б) Дерни за дверь, она и откроется.
в) Дерни за веревочку, дверь и откроется.
3. Красную Шапочку спасли:
а) дровосеки;
б) охотники, проходившие мимо;
в) никто.
полном тексте сказки Красную Шапочку так никто и не спас, так что ответ в - тоже правильный.)
3. Сказка «Кот в сапогах»
1. Герой сначала хотел:
а) съесть кота;
б) выбросить его;
в) продать его.
2. Кот назвал своего хозяина:
а) Маркиз де Карабас;
б) Маркиз де Карабос;
в) Маркиз де Бакарасю.

XI. Викторина « перевёртыши»
Отгадай что, за сказки спрятаны за этими перевёртышами:
1) «Чёрный берет»
2) «Собачка в кроссовках»
3) «Красные усы»
4) «Девочка-великанша»
4) «Недремлющая ведьма»

XI. Язык фей
- Подарки шести первых фей представляют собой качества,
которые мечтали видеть у девушек в XVII веке.
Что пожелала каждая из фей? (1 , чтобы была прекраснее всех, 2 – добрым сердцем, 3- что будет всех радовать, 4 – что будет превосходно танцевать, 5 – будет петь, как соловей, а 6 – что будет играть на всех инструментах)
- Кажутся ли они вам ценными сегодня?
- Если бы ты был феей, какие дары преподнес бы новорож¬денному?
- Одинаковы были бы твои дары девочке и мальчику?
- Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, краси¬вых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)
- Но ведь у него есть не просто умные, а хитрые и даже плу¬товатые. Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик здорово умеют обманывать. Вот интересно, считаете ли вы это качество хо¬рошим или нет? (Ответы детей.)
XIII.Тест «Есть ли у вас дар сказочника?»
- Ребята, хотите проверить, есть ли у вас дар сказочника? Тогда выполните тест.
1. За столом вы обычно:
1 - болтаете;
2 - молчите;
3 - шумите.
2. Конечно, у вас есть плюшевый мишка:
1 - вы не можете заснуть без него;
2 - вы его уже давно растерзали;
3 - вы очень быстро поняли, что это игрушка для малышей.
3. Вы хотели бы быть:
1 - необычайно красивы;
2 - как все;
3 - таким, каков вы есть.
4. Для вас маленькие дети это:
1 - мечта;
2 - незнайки, которых нужно всему научить;
3 -одни хлопоты.
5. В лесу:
1 - вы никогда один не гуляете;
2 - ходите по нехоженым тропам;
3 - обожаете жить в палатке.
6. На берегу моря:
1 - вы загораете;
2 - купаетесь и строите замки из песка;
3 - занимаетесь подводной охотой.
7. Для вас лягушка:
1 - земноводное;
2 - может быть, прекрасный принц, заколдованный колдуном;
3 - обязательный атрибут черной магии.
8. В кровати вечером:
1 - вы сразу засыпаете;
2 - охотно послушаете историю;
3 - долго ворочаетесь.
9.На костюмированном балу вы будете:
1 - клоуном;
2 - судьей;
3 - сиреной.
10. Средство передвижения в ваших мечтах:
1 - ракета; 2 - ковер-самолет; 3 - гоночная машина.

Ответ: Если у вас больше всего 1 - вы охотно предаетесь меч¬там, еще верите в Деда Мороза. Вы умеете заинтересовать тех, кто вас окружает вашими открытиями, реальными и придуманными.
Если у вас большинство 2 : Вы не даете себя увести от реальной действительности, но мечта вас все же привлекает. Если вы займе¬тесь сочинительством, то сюжет вряд ли будет захватывающим.
Если у вас большинство 3 : у вас практический ум, чувство реальности, и сказки не привлекают вас. Идея стать писателем вам чужда.
XIV. Подведение итогов урока
В сказках Перро побеждает ум («Кот в сапогах»), доброта («Золушка»), находчивость («Мальчик с пальчик»)
Сказки Перро – семена, бросаемые в почву, вашу душу, чистую детскую душу, в надежде, что не прорастут в ней сорняки, а только цветы – добрые наклонности.
Вот и получается, что волшебство черпается в нашей душе. К ней же обращены и сказки Ш. Перро.
Навряд ли фея в оны времена могла бы юное так одарить создание,
Чтоб тьму даров затмить, которая дана
Самой природой Вам, всем смертным в назиданье.
Живи, мудрей, расти, читатель. А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству – жизни на Земле.
- Что узнали на уроке? Чему учились?
XV.Оценка
XVI.Домашнее задание. Прочитать Х.К. Андерсена, биография писателя, сказку «Снежная королева»

Ботвинникова Н.В.

учитель начальных классов МБОУСОШ № 10

Цели:

Научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

Развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;

Продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр, тема, автор, заглавие;

Обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;

Воспитывать нравственные качества;

Совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование:

Портрет Ш.Перро,

Выставка книг со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях

Запись песни “В гостях у сказки”,

Характеристики героев (плакатики-опоры),

Настроения (плакатики-опоры),

Разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки,

Обложка книжки- самоделки.

К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Деятельность учителя:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.

Деятельность учащихся:

Дети отвечают на вопросы учителя.

(В скобках приведены ответы детей).

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

С чтением кто дружен,

Нам сегодня нужен?

(- Нужен!)

Таким ребятам хвала и честь,

Такие ребята в классе есть?

(- Есть!)

Звучит запись песни «В гостях у сказки»

Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (- Будем знакомиться со сказкой)

II. Актуализация знаний.

Игра «Узнай героя»

Какие ходят сказки, вы узнаете, когда разгадаете героев (презентация)

Обобщение учителем.

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?

С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.

III. Определение темы урока.

Работа в группах.

(Дети в группах собирают разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка”).

Назовите героев. В какой сказке они встречаются?

IV. Определение темы и целей урока.

Какова тема урока?

(Ш.Перро «Красная Шапочка»)

Какую поставите цель? (ответы детей)

Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

V. Работа по теме

Приготовьтесь слушать.

1.Чтение учителем произведения (учебники у детей закрыты)

2.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется «Красная Шапочка?»

Физкультминутка под музыку «Песня Красной Шапочки»

3. Моделирование обложки книги.

У вас на столах лежат листики. Мы на них сейчас будем делать модель обложки к прослушанному произведению. Посмотрите внимательно на доску. Все ли правильно изображено?

(на доске модель с ошибкой)

С чем не согласны? (- Мы прослушали не стихотворение, а сказку, поэтому должен быть на обложке не треугольник, а круг)

О чем рассказывает обложка? (- Мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»)

4.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас (на доске открываются слова)

деревня

дровосеки

мельница

башмачки

1) Чтение по слогам.

2) Беглое чтение.

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.

Вспомните, с чего все началось

Что произошло потом?

Как заканчивается сказка?

(на доске учитель, а дети на местах составляют план, вводят «заместители» героев, идет параллельный пересказ детьми)

Охарактеризуем героев сказки.

Какой представляете Красную Шапочку?

Каким показался Волк?

Какие дровосеки, бабушка?

(ответы детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.

На доске:

Физкультминутка

6. Упражнение в чтении.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?

А ответы Волка?

На доске:

Проверка чтения.

V. Работа с книжной выставкой.

Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).

На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Изготовление книжки- самоделки. Звучит мелодия «В гостях у сказки».

(Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).

Урок литературного чтения по теме:

Ш. Перро "Красная Шапочка».

Цели:

    научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

    развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;

    продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр,тема, автор, заглавие;

    обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;

    воспитывать нравственные качества;

    совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: портрет Ш. Перро, выставка книг со сказкой Ш. Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, грамзапись “Сказки гуляют по свету”, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, характеристики героев (плакат-опора), настроения (плакат-опора),разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки.

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Ни минуты не теряй!

    Эмоциональный настрой.

(грамзапись “Сказки гуляют по свету”, отрывок)

О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки…

II. Актуализация знаний.

Игра “Узнай героя”

Какие ходят сказки, вы узнаете, когда угадаете имена героев (на доске: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка)
(Дети называют героя, название сказки)

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок “Спящая красавица”, “Синяя борода”, “Рикке с хохолком”. По сказкам Ш. Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?

С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда отгадаете загадку.

- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно?
К нам сегодня в гости
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку посланную ей.
Кто это? (Это Красная Шапочка). Правильно. Молодцы!

III. Актуализация знаний.

Работа в группах.

(Учитель раздает каждой группе разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка” и предлагает их собрать).

Назовите сказочных персонажей. В какой сказке они встречаются?

IV. Определение темы и целей урока.

Какова тема урока?
(Ш.Перро “Красная Шапочка”)

Какую поставите цель? (ответы детей)

Приоткроем тайны сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”.

V. Работа по теме

Приготовьтесь слушать.

1.Чтение учителем произведения.

2.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется “Красная Шапочка?”

Физкультминутка.

Свежий воздух мы вдохнем -
За грибами в лес пойдем:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди,
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На поляне у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберем,
И в обратный путь пойдем. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

3.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас.

Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.

На доске открывается запись:

деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк

1) Чтение по слогам.

2) Беглое чтение.

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

4. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).

Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

Вспомните, с чего все началось

Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?

(на доске учитель составляет план, идет параллельный пересказ детьми)

Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?

(ответы детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакат - опора и идет лексическое объяснение некоторых слов.

На доске:

Физкультминутка для глаз «Путешествие с Красной Шапочкой»

5. Упражнение в чтении.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Предлагаю задания на выбор.

На доске:

Проверка чтения.

Кто желает подарить классу выразительное чтение?
- Поблагодарим своих товарищей. (Аплодисменты)

V. Работа с книжной выставкой.

Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).

На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.

VI. Итог урока.

Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Ф.И.О.: Иванова Елена Сергеевна(учитель начальных классов)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: Работа с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

Цели для ученика
1.Сделать анализ произведения, сделать вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли,
заставить себя поступить правильно;
2.Развивать умение грамотно говорить и строить свои ответы. Отстаивать свое мнение и уметь слушать своих одноклассников.
3.Договариваться и решать совместно поставленные задачи.
Цели для учителя
1.Учить понимать глубину содержания произведения Леонида Пантелеева и его главную мысль.
2. Работать над развитием речи, мышления.
3. Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.

Задачи:
Образовательные: - продолжать учить анализировать текст;
-работать над выразительностью чтения;
- формировать умение искать в тексте нужную информацию;
- учить детей передавать при чтении и инсценировке различной интонации.
Развивающие: -развивать речь учащихся, умение пересказывать текст;
-развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные: - воспитывать гражданственность и патриотичность;
-доброе отношение друг к другу;
-ответственность за порученное дело.

Планируемые результаты:
Предметные:
-читать целыми словами, выразительно
-отвечать на вопросы
-находить ответ в тексте
Личностные:
-учащиеся учатся мотивировать свои действия;
-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;
-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.
Метапредметные:
-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;
-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке.
Познавательные:
-общеучебные - находить ответы на вопросы, используя текст учебника, личный опыт;
-логические-делать выводов результате совместной работы класса, группы.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.

Тип урока
комбинированный

Форма работы на уроке
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Опорные понятия, термины
Доброта, отзывчивость, честность.

Новые понятия
Честь, честность

Формируемые УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Оборудование к уроку: Л.А. Ефросинина учебник «Литературное чтение» 3 кл. Л.А.Ефросинина Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 кл.С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Издательство: Оникс, 2010
Дополнительные источники (карточки-задания,)
Компьютерная презентация.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационныйэтап.
Этап мотивации.

Организует деятельность учащихся

Приветствуют учителя
Читают стихотворение на слайде
Самоорганизация
Слайд 1.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Умение договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач (Личностные УУД)

Проверка домашнего задания.
- Ребята, а что мы с вами прочитали вчера? Определите жанр произведения. Дома вы подготовили модели обложек.
Покажите, что у вас получилось?
- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

Проверка выполняется
фронтально.

(Коммуникативные УУД)

2.Актуализация. Работа с текстом.
Организует формулирование темы урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Читают задания в исследовательских бланках (Приложение№1)
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
Слайд 2.
-Кого вы видите на слайде? (Мальчик, автор, майор).
-Что может объединять их? Над каким произведением будем работать на уроке? Слайд 3.
Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Ваша работа сегодня будет заключаться в том, чтобы найти и доказать ответы на заданные вопросы и высказать свои мысли. Работать будем в парах.

Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное.
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других.
(Коммуникативные УУД)
Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи.
(Регулятивные УУД)

3.Этап открытия новых знаний. Работа с текстом учебника, дополнительными источниками.

Физминутка

Проводит фронтальную беседу с учащимися
- Подберите родственные слова к первому слову.

Как понимает слово «Честность» мальчик?-

Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Я вынесла значения этого слова на слайд.

Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах. Организует и контролирует деятельность детей
- Проверим.

Хором всем классом
- Честное слово.

Честность, честь, честный

(Дети предлагают свои варианты ответов)

Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!

Читают текст слайда

Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.
В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.

Учащиеся работают на бланках с заданиями.

Хором всем классом
Прочитайте название произведения ещё раз.

На слайде 4
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека;
Честь- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
Честь-почёт, уважение (честь по труду).

Приложение 1

Фронтальная проверка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)

Уметь прогнозировать
и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (составлять план). (Регулятивные УУД)

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

4.Первичное закрепление. Работа с текстом и дополнительной литературой после чтения.

Я предлагаю вам вспомнить последовательность событий в рассказе и восстановить ее. Давайте теперь вместе разберем каждую часть рассказа и подберем эпизод текста к картинкам на слайдах.
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.

Находят и зачитывают эпизод, который подходит к иллюстрации.

Слайд 5 с перепутанными картинками.


(Коммуникативные УУД)

Формирование познавательной активности. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)


(Регулятивные УУД)

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Я предлагаю вам вспомнить пословицы и из слов на ваших карточках составить их.
О чем эти пословицы, как вы понимаете их?
Дети собирают из слов пословицы, записывают на листы.
Отвечают на вопрос, стараются дать пояснение смысла каждой пословицы.
Приложение 2.
Слайд 6 (проверка.)
И хочется и колется.
Друзья познаются в беде.
Уговор дороже денег.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.
Береги платье снову, а честь смолоду.
На всякое хотенье есть терпенье.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
(Познавательные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД)
Уметь на основе анализа делать выводы;
(Познавательные УУД)
Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания. (Личностные УУД)

6.Рефлексия

Домашнее задание
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?

Вам предлагается оценить свою самостоятельность и дать оценку своей работе.

Выполнить в рабочей тетради задание №3 и №4 в «Рабочей тетради» на стр.68
или написать продолжение рассказа.
Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными.

Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность.

Осуществляют самооценку работы, отвечают на вопросы и делают выводы о пользе урока.

Выбирают домашнее задание
показ слайда 7
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.

Слайд: Спасибо за урок!
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Использованные источники:
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс. М., «Вентана-Граф», 2013г

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/fizminutki-na-urokah