Александр архангельский о русском языке. Александр Архангельский

Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом - автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф». С 2002 года - автор и ведущий программы «Тем временем». Соучредитель Академии русской современной словесности. Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина „Медный Всадник“» (1990), «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII - первая половина XIX века» (1998), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), сборников литературно-критических («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание - 2008), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и др. Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др.

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Возвращение философии

Кто, как и почему в сталинское время стал заниматься философией - спустя четверть века после того, как ее традиции были уничтожены

Дворец под колпаком

Как выпускники философского факультета МГУ создали территорию свободы в журнале - рупоре коммунистических партий в начале 1960-х годов

Невероятный институт

Как в советском академическом институте читали передовые буржуазные газеты, изучали театр, движение хиппи и современную западную философию

Удавка сжимается

Как советские танки, вошедшие в Прагу в 1968 году, положили конец существовавшим прежде возможностям заниматься гуманитарной наукой

Перед шлагбаумом

Что сделали философы для школьников, слепоглухонемых людей, для литературы, кинематографа и для изменения мира

Победа и разочарование

Что подарили миру советские философы: осознание невозможности изменить действительность или возрожденный язык философствования?

Заболоцкий. «Прохожий»

Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение

Трифонов. «Дом на набережной»

Как Трифонов переступил через совесть, затем беспощадно осудил себя, а заодно осмыслил механизмы политического террора

То, что происходит в/на Украине - настоящая гражданская война. Мы никогда не сойдемся в том, кто первый начал и кто больше виноват. Хотя я остаюсь при своем - мы обязаны сохранить рациональность, наш долг анализировать источники, сверять картинки, проверять факты и не вестись на пропаганду с любой стороны.

Но совершенно очевидно, что кто бы ни начал, и кто бы ни раздул огонь, и кто бы ни провоцировал толпу, виноватыми и перед человеческим, и перед Божьим судом ПОМИМО них будут те, кто вел себя по-зверски. Неважно, под какими лозунгами. Майдановскими или антимайдановскими. Пророссийскими или русофобскими. И те, кто ликовал при виде горящих людей в Одессе. И те, кто из-за спин протестующих стрелял в футбольных фанатов. И те, кто брал заложников в Славянске.

В гражданской войне, даже если принимаешь чью-то сторону, нужно до последнего оставаться человеком. И для меня героями будущих романов об украинской трагедии будут не политики, игравшие на смерти, не твердокаменные бойцы, не пламенные идеологи, обличители, гневливые пустобрехи, а те, кто прятал и спасал врагов. Кто, находясь по одну сторону баррикад, вытаскивал из огня и из-под пуль тех, кто был - по другую.

Бывают времена, когда безыдейность, она же следование заповеди - вопреки государству, народу, коммуне, становится высшей идеей. Счет идет на одного человека, а не на человеческие массы.

«Белая гвардия», а не «Разгром».

В связи с происходящим стало окончательно ясно, что вместо бессмысленного предмета ОБЖ нужно в школе вводить уроки медиаграмотности. Как отличить пропаганду/контпропаганду от информации, как сличать источники, как накладывать искренние, но эмоционально окрашенные версии событий с двух сторон, чтобы получать объемную картинку, как не вестись на взаимные фейки, как не впадать в истерию и в депрессию.

Собственно, это и есть современные ОБЖ.

В жизнь нашего поколения она вошла в ореоле анекдотов - по-другому в стране, лишенной чувства истории и погруженной в сонный миф, и быть не может; анекдот - это жалкий отголосок мифологии, последний ее выплеск, опивки. «Уважаемая Маргарэт Татчэр… Леонид Ильич, это Фидель Кастро!!!... Да, но написано - Татчэр».

Потом как будто протерли стекло, и Маргарет Тэтчер оказалась очень близко: во время визита Горбачева (еще не генсека, еще молодого секретаря по безнадежному сельскому хозяйству) в Великобританию, вдруг стало ясно, что ему - симпатизируют, что в нем проблескивает что-то человеческое, что ему и Раисе нравится за пределами СССР, и Тэтчер опекает молодого 55-летнего политика. В народе потом говорили, что она подарила ему клетчатый шарф из мохера, всеобщую тогдашнюю мечту; впрочем, шарф у Горбачева и впрямь появился, он его гордо носил.

А вслед за шарфом появилась и сама Маргарет - уже после избрания М. С. генсеком; ее интервью советским политическим обозревателям, первое прямое телеинтервью иностранного политика несоветского разлива, взорвало телевизионную аудиторию. То, к чему сейчас давно привыкли - что западный лидер отвечает резко, независимо и весело, казалось чем-то лунным или марсианским; она не злилась на глупые вопросы, не сучила ножками, не комплексовала - а уважительно клала пропагандистов на обе лопатки. И это значило, что в информационном пространстве началась настоящая революция.

Революция, как полагается, отбушевала, приливы сменились отливами, пролетели два десятилетия - и вот я оказываюсь в Лондоне, на приеме с ее участием. Маленькая несгибаемая старушка проходит вдоль рядов и перебрасывается словом - с каждым. «Ты чем занимаешься?» - спрашивает она Володю Рыжкова. Тот победительно отвечает: «Я политик». «А еще что ты умеешь?» - вдруг ехидно интересуется она. «А еще я учитель истории, в школе могу преподавать» - не растерявшись, возражает Рыжков. «Тогда здравствуй».

Не слышал, что она спросила Ходорковского, Роберта Скидельски, и о чем поговорила с Леной Немировской. Но меня она поддела замечательно.

Я был замом главного в тогдашних Известиях. «Ты кто?» - задала она свой коронный вопрос. «Редактор в газете». «Что же, и редакционные статьи печатаешь?» «Случается». «Всегда удивлялась - ничего не происходит, а наутро в каждой газете редакционная статья».

А теперь вот ее больше нет.

Умер Борис Березовский. Что бы мы про него ни думали (а в день смерти либо хорошо, либо никак), он был ключевой фигурой ушедшей эпохи. Эпохи исторической, авантюрной, смелой, подлой, масштабной, мелочной и безоглядной. Про таких людей при жизни говорят раздраженно, а после смерти пишут книги и снимают кино.

Грандиозный плутовской роман окончен.

К разговорам о Сталине и объективности, в частности, к последним статьям и высказываниям уважаемого мною М. Ю. Соколова. (Именно «к», а не «против».) Можно ли выделить в деятельности Сталина собственно злодейства по умыслу и исполнению, полузлодейства - только по исполнению, недозлодейства - в духе того странного времени, и совсем не злодейства? Разумеется, можно. Только необходимо заранее определить, для чего мы это делаем. Для получения объемной картины эпохи, полноценного исторического знания? Тогда - да, обязательно. Для общей оценки личности и деятельности вождя?

Если речь об академической оценке, тоже следует согласиться и даже приветствовать такой подход. А если о моральной, религиозной и (на более низком уровне) политической, то оценка должна быть суммарной и итоговой - зло это в конечном счете, или не зло. В конечном - зло, причем вполне себе сатанинского масштаба. Когда придет Антихрист, он ведь тоже будет делать много чего хорошего, и честный исторический анализ обяжет нас это признать, но итог будет один - «Детушки, Антихрист!».

Алексей Герман-старший умер.

Упрямый, мучительно великий, не считавшийся с раскладами тусовки и правилами киношной эстетики, шедший напролом, доверявший чутью больше, чем уму и расчету, создавший свой кинематограф, одинаково далекий от голливудского целлулоида и от мелочного артхауса…

Как нам повезло, что он был.
Царствие ему Небесное.

Как сообщил журнал «Отечественные записки», скончался Григорий Померанц - как определить его профессию? философ? не вполне? богослов? не очень? религиозный писатель? да и не писатель… глубоко верующий рассуждатель о смысле жизни. Родился он в 1918 году, прошел войну, именно там, рядом со смертью, пережил встречу с вечностью, и больше ни о чем думать, ни о чем говорить, ни о чем писать не хотел, да и не мог. Только о главном… Царствие Небесное человеку, который спокойно, тихо и светло прошел тот путь, какой считал единственно правильным.
оригинал

Вы и сами уже об этом знаете. Важно, что это не просто личное решение старого и много болеющего человека (ухожу, потому что не могу остаться), а ответственный поступок настоящего понтифика (ухожу, потому что Церкви будет трудно со мной - таким, каким я становлюсь по физической немощи). Но, может быть, еще важнее, что это поступок, связанный с современным представлением о жизни, ответственности и воле; древность не видела духовной силы в отказе от пожизненной власти. Чтобы такой поступок стал возможен, нужно было твердо для себя решить - кое-что из опыта путаной, расхристанной, истерической современности прошло испытание вечностью. И прежде всего отношение к власти как инструменту, который лучше передать, пока инструмент не выпал из рук.

Католики могут испытывать негорделивую гордость за такого папу, а мы - глубокое уважение.

Илью Колмановского, прекрасного учителя и руководителя «Карманного ученого», директор школы уволил из-за того, что Илья публично пикировался возле Госдумы со сторонниками закона о гомосексуализме. Закон совершенно дурацкий и вредный - среди прочего потому, что рано или поздно из-за таких законов маятник пойдет в обратную сторону; формы протеста против него в виде целующихся однополых пар мне глубоко чужды.

Но то, что случилось с Ильей важнее и закона, и реакции на закон. Один из лучших учителей в Москве уволен не за то, что делал в школе (ничего, кроме хорошего, он там делать не мог), а за то, что делал за пределами школы - причем, не нарушая порядка. Это катастрофический прецедент; правильно было бы немедленно уволить обезумевшего от страха директора - за действия, несовместимые с профессией, а Илью с извинениями вернуть.

Александр Архангельский, биография которого вмещает сразу две эпохи, - известный ведущий телепередач, литературный критик, писатель и публицист. Его мнение считается авторитетным в широких кругах - от культуры и просвещения до политики.

Детство

Архангельский Александр Николаевич родился в Москве 27 апреля 1962 г. Его мать, Людмила Тихоновна, разошлась с отцом и воспитывала единственного сына вместе с дожившей до глубокой старости прабабушкой. Мама работала машинисткой на радио, прабабушка - учительницей начальных классов. Не смотря на жизнь в самой простой советской семье, он в раннем возрасте определился со своей будущей судьбой. Сам Александр называет это «найти хомут по шее», ссылаясь на русского писателя М. Пришвина.

Найти себя

Свой «хомут» он нашел достаточно быстро, в школьные годы активно проявлял интерес к предметам, связанным с литературой. Решающую роль в его жизни сыграли занятия в литературном кружке в Доме пионеров, где Александр приобрел единомышленников и друзей. Огромное влияние на него оказала руководитель кружка - Зинаида Новлянская, воспитавшая в простом школьнике настоящего литературного человека. Окончив школу, он поступает в Московский педагогический институт имени Ленина на факультет русского языка и литературы. Там же получил степень кандидата филологических наук, защитив диссертацию, посвященную поэту и писателю А. С. Пушкину.

Работа

Несмотря на учебу в педагогическом институте, карьера учителя не привлекала будущего литератора. Обучаясь на первом курсе, Александр устроился в Дворец пионеров руководителем литературного кружка, где трудился около 4-х лет. После чего была нелюбимая работа на Гостелерадио СССР в детской редакции "Пионерской зорьки", откуда он ушел спустя 9 месяцев, руководствуясь, помимо все прочего пониманием, что нужно заниматься тем, что действительно нравится.

В период перестройки Александр Архангельский работал в журнале «Дружба народов». Уже в 24 года он занимал должность главного редактора, много времени проводил в разъездах и командировках. Непростая политическая ситуация того времени позволила ему сформировать свою точку зрения на историю в целом и понять из чего она состоит.

Затем Александр Архангельский был приглашен в качестве научного консультанта в журнал «Вопросы философии». Примерно в то же время прошел стажировку в Бременском университете и Свободном университете Берлина. После чего в качестве приглашенного профессора вел лекции в университете Женевы и преподавал историю культуры в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Также работал в качестве обозревателя и заместителя главного редактора журнала «Известия» и колумниста журнала «Профиль». Известны его статьи в журналах «Знамя», «Новый мир», а также в «Независимой газете», «Литературной газете», «Литературном обозрении». В начале 90-х годов Александр Архангельский начинает свою работу на телевидении.

Телевидение

Его первым телевизионным проектом стала авторская телепередача «Против течения», выходившая на канале РТР. Затем вел программу «Хронограф». С 2002 г. и по сей день выступает автором, ведущим и руководителем информационно-аналитического телешоу «Тем временем» на канале «Культура». Телепередача посвящена основным культурным, экономическим и политическим событиям в формате информационно - аналитического обзора. Именно этот проект принес ему победу во IV Всероссийском конкурсе работников СМИ и неоднократную премию ТЭФИ.

С 2007 г. Александр Архангельский вошел в члены Академии Российского телевидения. Позже в 2013 г президентским указом ему был присвоен орден Дружбы "За большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу".

Авторству Александра Архангельского принадлежит серия интереснейших документальных фильмов «Фабрика памяти: Крупнейшие библиотеки мира» на канале «Культура». В рамках проекта рассказывается о самых значимых библиотеках четырех континентов, их истории и месте в современном мире.

Также под его руководством были сняты документальные фильмы: «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен», «Идеалист. Владимир Короленко», «Отдел», «Жара».

Литературная деятельность

Начиная с 1991 г. Александр удостоен членства в российском Союзе писателей. Он является автором более десятка книг. Среди них посвященные творчеству А. С. Пушкина: «Стихотворная повесть А. С. Пушкина "Медный Всадник"» (1990 г.), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999 г.). Есть литературно-критические и научно-популярные произведения: «У парадного подъезда» (1991 г.), «Беседы о русской литературе. Конец 18 - первая половина 19 века» (1999 г.). Посвященная российскому императору книга «Александр I» была несколько раз переиздана и переведена на несколько языков.

Избранные статьи Александра Архангельского, опубликованные в разное время в журнале «Известия», вошли в книги-сборники «Политкоррекция» (2001 г.) и «Гуманитарная политика» (2006 г.). Еженедельные колонки с сайта РИА-Новости стали основой произведения «Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды» (2008 г.), которое называют летописью современности. А беседы в стенах телестудии легли на страницы книги Александра Архангельского «Тем временем» (2009 г.)

Лирическая повесть «1962. Послание к Тимофею», адресованная сыну, принесла Александру Архангельскому премию "За лучшую книгу, написанную журналистом в 2007 году". А роман «Музей революции» - победу в конкурсе «Книга года - 2013».

Семья

Александр Архангельский (фото см. в статье) живет в браке, воспитывает четверых детей - двух дочек и двух сыновей от разных жен.

Первая его жена - Юлия. Ее работа связана с церковной деятельностью. От этого союза осталось двое детей - сын Тимофей и дочь Лиза. Сейчас Тимофею 25 лет, он преподаватель высшей школы экономики. Лизе 22 года, после окончания экономического факультета МГУ учится в магистратуре, работает в агентстве новостей.

Нынешняя жена Александра, Мария, по профессии журналист. Их дочери Софье исполнилось 14 лет, сыну Тихону - 2 года. Со всеми детьми у Александра сложились хорошие доверительные отношения, несмотря на строгость их воспитания. По его мнению, выбор рода занятий, будущей профессии, вероисповедания должны быть сделаны самим ребенком без давления со стороны родителей, чтобы они самостоятельно нашли свой "хомут".

Религия

Религия занимает особое место в жизни Александра. В его роду были священнослужители, но со сменой поколений эта связь разорвалась. Кроме того, жизнь в советской атеистической семье наложила свой отпечаток. Александр пришел к церкви самостоятельно после увлечения восточными религией и философией. В 1981 г., будучи уже студентом, он принял крещение в храме Пророка Илии, где на священных литургиях часто встречал известных в культурной и научной среде людей. Тема поиска Бога интеллигенцией советской эпохи отражена в фильме Александра Архангельского "Жара".

Архангельский Александр Николаевич - российский писатель и поэт, литературовед, публицист, представитель современной интеллигенции, кандидат филологических наук, известный телеведущий, знакомый зрителям по информационно-аналитической программе «Тем временем», посвященной экономическим и политическим темам, а также основным культурным событиям недели.

Александр Архангельский: биография

Коренной москвич родился 27 апреля 1962 года, рос и воспитывался в обыкновенной семье с мамой и прабабушкой. Жили на окраине столицы, небогато; мама работала машинисткой на радио. В школе учился блестяще по всем предметам, связанным с литературой. Очень быстро бросил заниматься математикой, не по причине отсутствия способностей, а потому что не любил тратить время на вещи, не вызывающие интереса.

В какой-то момент жизни ему сказочно повезло: мальчик пошел во Дворец пионеров записываться в кружок рисования и случайно, за компанию с некоторыми ребятами, стал участником литературного кружка. Именно там на него огромное влияние оказала молодой психолог и преподаватель Зинаида Николаевна Новлянская. Для этой молодой женщины, работавшей за мизерную зарплату, профессия являлась чем-то большим - призванием; она сделала из своих подопечных литературно подкованных людей, подав советским школьникам множество ярких и добрых примеров. И сегодня Александр Архангельский тесно общается с уже выросшими ребятами - участниками кружка далекого 1976 года.

Жизненная цель поставлена

После школы Александр, четко понимавший, чего хочет от жизни, определился сразу и поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Годы студенчества совпали с работой во Дворце пионеров, куда Александр устроился руководителем литературного кружка. Так как преподавательская деятельность не интересовала Александра, и он совершенно не собирался реализовать себя в данном направлении, то подделал медицинское заключение в том, что не может преподавать по причине астмы.

Дальнейшей ступенью в судьбе молодого литератора была работа на радио, где коллегами являлись женщины пенсионного возраста. Долго терпеть такого соседства Александр не смог: через 9 месяцев сбежал оттуда. Затем устроился старшим редактором журнала «Дружба народов»; причем на тот момент Архангельскому казалось, что это потолок карьеры - дальше уже расти было некуда. Работа в журнале пришлась ему по душе: интересная, со множеством командировок. В тот период Александр посетил Армению, Азербайджан и Казахстан, где впервые стал свидетелем выступления молодежи с национальными лозунгами и почувствовал себя участником исторического процесса, направленного на изменение обстановки в стране.

Достижения автора

В 90-е годы литератор работал в Швейцарии и очень полюбил эту страну. Там он читал лекции в Женевском университете, а зарабатываемых за три месяца денег ему хватало для того, чтобы прожить год в Москве, не бедствуя. В столице Архангельский преподавал на гуманитарной кафедре Московской консерватории.

В газете «Известия» Александр Архангельский прошел все ступени: работал сначала обозревателем, затем заместителем главного редактора и колумнистом. С 1992 по 1993 год вел на РТР программу «Против течения», в 2002 году - «Хронограф», является членом Союза российских писателей, Членом жюри за 1995 год. Академик-учредитель и президент Академии русской современной словесности.

В семейной жизни Александр был два раза женат и имеет от двух браков четверых детей. Нынешняя супруга Мария работает журналистом.

Телевизионный опыт Архангельского

Большое количество разных мнений вызывает «Жара» - фильм-размышление, повествующий об уникальном периоде истории страны и Церкви, периоде трагическом, осмысленном и глубоком.

Просмотр фильма, автором которого является Архангельский, вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, автор знакомит аудиторию с религиозными поисками 70-80-х годов 20-го века, с другой - фильм показывает лишь малую часть того, что происходило в те годы вокруг православной церкви, и старается убедить зрителя в том, что в СССР настоящая церковь существовала тайно, а подлинными христианами были ученые и интеллигенты. Остальные жители страны советов просто выживали в созданных условиях.

Литература в жизни Александра Архангельского

Архангельский как литератор рос на произведениях многих авторов, но огромное влияние на него оказал Пастернак, в творчество которого будущий писатель окунулся с головой. Сильно запомнилась литератору встреча с Дмитрием Николаевичем Журавлевым, у которого были рукописи этого великого писателя, подаренные автором самолично. Далее в институте для Архангельского открылся Пушкин, а после и вся мировая литература. Александр Архангельский имеет шикарную библиотеку, насчитывающую более 3000 книг. Это вся мировая классика, причем книги стоят по принципу хронологии (от древневосточной и античной до современной) и по принципу наличия желания перечитать каждую еще раз.

Александр Архангельский: книги автора

Что есть для Александра Архангельского литература? Это единственный предмет, позволяющий с познавательного и практического уровня подниматься на эмоциональный.

Ведь литература о сердце, об уме, тайне жизни и смерти, испытаниях, о прошлом и том, что людей окружает. Именно в ней оживает все: от бытовых предметов до животных. Литература - это важный школьный предмет, поэтому Архангельский написал учебник по данному предмету для десятого класса. Цель преподавания этого школьного предмета - научить детей искать и находить в человеке человеческое. Также Архангельский является автором и ведущим цикла документальных кинолент «Фабрики памяти: Библиотеки мира». На его счету такие опубликованные произведения, как «Послание к Тимофею», «Цена отсечения» и прочие.

Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова . С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения.

В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

В сочинениях А. проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. А. один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов. Нек-рые циклы А. были рекомендованы для церковноприходских школ и духовных учеб. заведений.

Муз. соч.: № 1: Пение Божественной литургии. СПб., 1886; № 2: Всенощное бдение. [Б. г.]; № 3-13: «Господи, помилуй» и «Иже херувимы» № 1, «Иже херувимы» № 2, «Иже херувимы» № 3, «К Богородице прилежно», «Утоли болезни», «Крест хранитель», «Милость мира» № 1, «Милость мира» № 2, «Милость мира» № 3, «Милость мира» № 4, Гимн в память чудесного избавления от опасности, угрожавшей Государю Императору и Его Августейшей Семье при крушении поезда 17 окт. 1888 г. 1888; № 14: «Господи, помилуй» и «Ныне силы небесныя». 1889; № 15-16: Литургия св. Иоанна Златоуста (заупокойная), Панихида. 1891; № 17: Пение церковных служб во дни св. Великого Пятка, Св. Пасхи и двунадесятых праздников. 1892; № 18-19: «Милость мира» № 5, Великое славословие. 1893; № 20-29: Многолетие, «Молитву пролию», «Вскую мя отринул еси», «К кому возопию, Владычице», «Иже херувимы» № 4, «Иже херувимы» № 5, «Иже херувимы» № 6, «Господи, услыши молитву мою», «Тебе Бога хвалим», Подражание песнопениям Православной церкви (канты) для однородных голосов. 1894; № 30-33: «Помилуй нас, Господи», «Милосердия двери», «Хвалите Господа с небес», Пение литургии св. Иоанна Златоуста в духе древних напевов Православной церкви. 1895; № 34-39: «Внуши, Боже», «Гласом моим ко Господу воззвах», «Не имамы иныя помощи», «Милость мира» № 6, «Достойно есть» № 1, Пение всенощного бдения. 1896; [№ 40 пропущен]; № 41-47:«Боже, во имя Твое спаси мя», «О, Всепетая Мати», «Помышляю день страшный», «Милость мира» № 7, «Иже херувимы» № 7, «Достойно есть» № 2, «Ныне отпущаеши». 1898; № 48-51: «Бог нам прибежище и сила», «Милость мира» № 8, «Иже херувимы» № 8, «Достойно есть» № 3 и «Многая лета» № 2. 1900; № 52-54: Пение литургии преждеосвященных Даров, «Иже херувимы» № 9, «Иже херувимы» № 10. 1905; № 55: Пение из литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи, помилуй» и «Единородный Сыне». 1905; № 56: «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое; № 57-59: «Иже херувимы» № 11, «Верую», «Милость мира» № 9. 1905; № 60: «Достойно есть» № 4, «Отче наш» и «Един свят». 1905; № 61: «С вышних призирая», «Благословен Грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне». 1905; № 62-66: «Внегда скорбети ми», «Высшую небес», «О пресладкий и всещедрый Иисусе», «На реках вавилонских», «Житейское море». 1905; № 67: «Господи, помилуй» на Великой ектении, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Господи, помилуй», «Подай, Господи». 1905; № 68-70: «Милость мира» № 10, «Достойно есть» № 5, «Хвалите Господа с небес» № 2. 1905; № 71: «Хвалите имя Господне». 1905; № 72: «Блажен муж» (тенор соло). 1909; № 73-76: «Благослови, душе моя, Господа» (предначительный псалом), «Блажен муж» № 2 (тенор соло), «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» (тенор или сопрано соло). 1909; № 77: «Ныне отпущаеши». [Б. г.]; № 78: «Верую» (бас соло). 1911; № 79: «Блажен разумеваяй на нища и убога» (тенор соло). ; № 80: Служба во Св. и Великую Пасху. Пг., 1915 (№ 72 - изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва (СПб.), остальные - изд. авт.).

Н. Ю. Плотникова