Какие картины есть в эрмитаже. Службы и специалисты

Большой (Старый) Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России. В мире Эрмитаж считается одним из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев.

Начало и название

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца

Название Эрмитаж (ermitage ) – в переводе с французского языка обозначает «место уединения, затворничество». Основание Эрмитажа связано с именем Екатерины II: специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж – она задумала как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Первыми приобретёнными картинами были 225 картин голландских и фламандских художников, которые Екатерина II приобрела в Берлине в 1764 г. Это частное собрание Екатерины II и стало началом Эрмитажа.

Начало коллекционирования

Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» (1763)

Коллекции Екатерины II стала толчком к увлечению коллекционированием в России. В XVIII в. это увлечение достигло небывалого размаха, что льстило самолюбию Екатерины, которая старалась поддерживать мнение о себе как о «просвещённой государыне». Ей хотелось затмить западных правителей великолепием своего дворца, даже философ-просветитель Дидро был вовлечён в этот процесс: он подыскивал и закупал для Екатерины картины западноевропейских художников.

В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля (около 600 картин), в том числе полотно Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан "Бегство в Египет"

«Бегство в Египет» – первая крупная работа Тициана. Она основана на сюжете из Евангелия от Матфея о бегстве Богоматери с Сыном в Египет от царя Ирода. Волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, а праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву », но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.

Художник изобразил Марию с Младенцем, сопровождаемых святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные.

Формат полотна (206 х 336 см) позволил показать панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Пейзаж изображён с большой тщательностью.

В 1772 г. Екатерина II приобрела в Париже коллекцию живописи барона Кроза, составленную преимущественно из картин итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII вв. В коллекцию входили в том числе картины: «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто, пейзажи Клода Лоррена.

Рафаэль «Святое семейство»

Рафаэль "Святое семейство"

Второе название этой картины – «Мадонна с безбородым Иосифом». Это очень редкое изображение Иосифа без бороды.

Младенец Христос изображён сидящим на коленях у Марии в подвижной позе, полуобернувшись. Справа от Марии стоит, опершись на посох, Иосиф; он погружён в задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына.

Через арочный проём виден фрагмент пейзажа. Выражение лица младенца, его поза, причёска Марии указывает на влияние Леонардо да Винчи, поэтому данное произведение относят к раннему периоду работы Рафаэля во Флоренции.

В 1779 г. Эрмитаж пополнился коллекцией живописи британского премьер-министра Уолпола: несколько шедевров Рембрандта («Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана»), портретов кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе – началось создание коллекции графики.

Коллекция английского банкира Лайд-Брауна стала ещё одним значительным приобретением. Она включала античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534)

Микеланджело "Скорчившийся мальчик"

«Скорчившийся мальчик» – единственная скульптура Микеланджело из постоянной экспозиции Эрмитажа. Мраморная скульптура имеет высоту 54 см. Екатерина II приобрела её в 1785 г.

Существует мнение, что скульптура была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг. и поэтому символизирует угнетенное состояние флорентийцев в этот период.

Затем одна за другой Екатериной были приобретены другие коллекции, в том числе библиотеки Вольтера и Дидро. В 1796 г. Эрмитаж уже насчитывал 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I также уделяли большое внимание развитию музея: они закупали не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (сейчас находится в Вашингтоне).

В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне.

Императрица Франции в 1804-1809 гг. Жозефина Богарне (первая жена Наполеона I) подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

Камея Гонзага

«Камея Гонзага» – знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Автор камеи неизвестен.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II.

При Николае I Эрмитаж был превращён в публичный музей: в 1852 г. он был открыт для посещения, хотя для входа в него надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США.

В 1845 г. по завещанию дипломата и коллекционера Татищева к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

В 1852 г. было построено специальное здание для публичного художественного музея – Новый Эрмитаж. Он является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Здание известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX вв. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX в. в Эрмитаж начали поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. их передали Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX в. становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX в. в музее хранились уже тысячи полотен.

В это время музей продолжал обогащаться. В основном поступали национализированные частные коллекции и собрания Академии художеств: картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

А. Канова «Кающаяся Мария Магдалина» (1809)

А. Канова "Кающаяся Мария Магдалина"

Эта скульптура поступила в Эрмитаж в 1922 г. из собрания герцога Н.Н. Лейхтенбергского.

А. Канова довольно редко обращался к религиозной тематике. Из этой группы произведений наиболее известна статуя, представляющая Марию Магдалину, раскаявшуюся грешницу, ставшую святой. Она показана стоящей на коленях, ее голова поникла, руки бессильно опущены. Рядом со святой изображен человеческий череп, напоминающий о бренности жизни.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. Так в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в которых было значительное количество произведений импрессионистов: Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и др.

Импрессионизм (фр. impressionnisme , от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX-начала XX вв., зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления . Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Клод Моне «Дама в саду» (около 1867)

К. Моне "Дама в саду"

Клод Моне написал эту картину, уже будучи признанным новатором в пейзажной живописи. Он начал писать картину прямо с натуры или, как тогда стали говорить, на пленере . И тогда Моне понял, что при изображении постоянно меняющейся природы главной задачей становится передача солнечного освещения.

Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Но и тени у него наполнены светом. В своих пейзажах он старается, по возможности, не пользоваться чёрной краской. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удаётся.

Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Картина отличается ясной и строгой композицией.

Точная и эмоционально насыщенная интерпретация действительности стала неотъемлемой чертой французского импрессионизма, начало которому положили в 1860-х годах Моне и его соратники Писсарро, Сислей, Ренуар.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 г. из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Но в этот период времени Эрмитаж терпел и потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 гг. состоялись распродажи картин, в результате чего 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 2 миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища. И, хотя как музей он не работал, сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу, устраивать лекции по искусствоведению. Вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны.

Наоборот, в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Современное состояние Эрмитажа

В настоящее время музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

Зимний дворец.

  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

Малый Эрмитаж

  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

Большой (Старый) Эрмитаж

  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

Новый Эрмитаж (расположен за Большим)

  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

Коллекция музея насчитывает около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры , начиная с каменного века и до XXI в.

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX - начала XX в.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.



История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.



Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Триптих "Поклонение волхвов". Ниделанды. XV век

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Часы "Павлин"

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико "Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским"
еонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 1478-1480
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.




Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша "Царица чаш"

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.



Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Убранство покоев

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Б олее 3 млн произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. 350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. И 8 лет жизни — именно столько времени уйдет на просмотр каждого представленного экспоната или картины (из расчета — 1 минута на экспонат). Конечно же речь о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.

Можно как угодно относиться к Екатерине II, но именно она — «немка по рождению, но русская душой» стоит у истоков самого главного музея огромной страны, и сей факт прощает ей абсолютно всё!

Можно сказать, что история Эрмитажа началась совершенно случайно — в 1764 году, когда императрица, в счет долга русской казне приобретает коллекцию из 225 картин, собранную персонально для пылкого коллекционера — прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесен неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался «неплатежеспособным» и вся коллекция досталась России.

Этот год вошел в историю Эрмитажа, как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря — в День святой Екатерины.

В дальнейшем, с свойственным Екатерине II фанатизмом и жадностью к просвещению, она скупает лучшие произведения искусства со всего мира, собирая коллекцию в маленьком дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже. Спустя десятилетия разросшаяся коллекция обретает свой новый дом — Императорский Эрмитаж.

Сегодня мы попробуем виртуально прогуляться по самым красивым и роскошным залам Эрмитажа. Интерьеры всех 350 залов мы показать не в силах, но маршруты к самым интересным мы попытаемся проложить в этой статье.

Итак, прогулки по залам Эрмитажа

Зал Древнего Египта

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV — начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).

Зал эпохи неолита и ранней бронзы


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I (архитектор А. П. Брюллов, 1838-1839). В экспозиции представлены археологические памятники VI-II тыс. до н. э., найденные на территории России, Украины, Молдавии и Средней Азии. Плита с петроглифами, отделенная от скалы близ бывшей деревни Бесов Нос в Карелии, — выдающийся памятник изобразительного искусства неолита. Представляют большой интерес навершие жезла в виде головы лосихи из Шигирского торфяника в Свердловской области, идол из свайного поселения Усвяты IV (Псковская обл.), женские статуэтки, найденные при раскопках поселения Алтын-Депе в Туркмении.

Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-V вв. до н.э.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены предметы, найденные при раскопках курганов VI-V вв. до н.э., расположенных на берегах рек Караколи Урсул в Центральном Алтае. Это множество накладок, деревянных фигурок и барельефов с изображениями лосей, оленей, тигров и грифонов, которые служили украшениями конской сбруи. Особого внимания заслуживает большая круглая деревянная резная бляха, в которую вписаны две фигуры «кружащих» грифонов, которая служила налобным украшением конской сбруи и была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту бляху в ряд шедевров древнего искусства.

Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края). Это кинжалы, чеканы, наконечники стрел, произведения прикладного искусства, выполненные в зверином стиле, резные миниатюры. Особый интерес представляют таштыкские погребальные маски. Их помещали на кожаный манекен, куда вкладывался пепел умершего, или использовали непосредственно как погребальные урны. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.

Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее экспонируются уникальные находки из могильника VIII–IX вв., расположенного на высокогорных террасах в ущелье Мощевая Балка (Северный Кавказ). Это – ткани и предметы одежды, изделия из дерева и кожи, редкой для археологических материалов сохранности. Изобилие у местных алано-адыгских племен драгоценных шелков: китайских, согдийских, средиземноморских, византийских — свидетельство пролегания здесь одного из рукавов Шелкового пути.

Зал культуры и искусства «Золотой Орды»


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены сокровища Волжской Булгарии: украшения из драгоценных металлов, изделия из серебра и золота, вооружение и предметы конского убранства, а также произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой. Особый интерес представляют «Блюдо с сокольником» и изразец с персидскими стихами.

Портретная галерея дома Романовых


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых — от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) — заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей — Новый Эрмитаж.

Библиотека Николая II


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Малая столовая


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малая столовая Зимнего дворца была отделана в 1894-1895 гг. по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Столовая входила в апартаменты семьи императора Николая II. Декор интерьера создан под влиянием стиля рококо. В лепных рамах с рокайльными мотивами — шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. На каминной полке — мемориальная доска, которая сообщает, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в этой комнате были арестованы министры Временного правительства. В убранство зала включены предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв.: английская люстра, французские часы, русское стекло.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана, входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Концертный зал, замыкающий Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. Серебряная гробница Св. Александра Невского была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге. В 1922 г. она была передана в Государственный Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Фельдмаршальский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к первоначальному проекту О. Р. де Монферрана (1833-1834). Входы в зал акцентированы порталами. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Военная галерея 1812 года


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Зал искусства Франции XVIII века


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: «Отдых на пути в Египет», «Пастушеская сцена», «Пейзаж в окрестностях Бовэ», а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый «Амур», и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.

Зал искусства Великобритании


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В бывшем Малом кабинете Первой запасной половины (арх. А.П. Брюллов, 1840-е) продолжается выставка искусства Великобритании. Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII в. Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей», «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры». Авторские копии портретов членов королевской семьи Англии (художники Натаниэл Данс и Бенджамин Уэст) предназначались для интерьеров Чесменского дворца. Для этого же комплекса Екатериной II был заказан уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» (фирма Веджвуд). В витринах представлены изделия фирмы Веджвуд из базальтовой и яшмовой масс.

Александровский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Александровский зал Зимнего дворца создан А.П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.

Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.

Павильонный зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Фойе Эрмитажного театра


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зрительный зал из Большого Эрмитажа ведет переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 г. в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII в. Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII в. Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX вв. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Зал Юпитера. Искусство Рима I — IV вв.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лео фон Кленце предполагал разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др.

Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (кон. I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана. В экспозиции искусства Древнего Рима I-IV вв. заслуживают особого внимания скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Шедеврами собрания являются «Портрет римлянки» (так называемая «Сириянка»), а также портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Лоджии Рафаэля


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копии фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством К. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты — так называемая «Библия Рафаэля». Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» — руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I в.).

Галерея истории древней живописи. Экспозиция: Европейская скульптура XIX в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер, задуманный Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757-1822) и его последователей.

Рыцарский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, украшенный росписями в стиле историзм, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

Как было сказано в самом начале, в Эрмитаже 350 залов. Каждый из них по-своему уникален, и ни одна статья или книга не передаст и толики того, что можно увидеть воочию. Дорога к главному музею страны открыта для каждого вне возрастов и национальностей. Эрмитаж ждет вас!

> Со стоимостью посещения и условием приобретения билетов можно ознакомиться на официальном сайте

> Выражаем особую благодарность О. Ю. Лаптевой и С. Б. Адаксиной за предоставленную возможность опубликовать материалы Музея.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv

Огромный интерес и художественную ценность Эрмитажа представляют его собрания картин. Не зря музей называют храмом искусства. По его залам можно ходить немеряное количество времени и, все равно, за много лет всего не осмотреть. Но есть здесь истинные жемчужины, требующие созерцания в первую очередь, - признанные мировые шедевры великих мастеров всех времён и народов.

Леонардо да Винчи

Сейчас в мире осталось 14 картин, написанных непревзойденным мастером Леонардо да Винчи. В Эрмитаже выставлены две его Мадонны: "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта". Вторая из них считается самым лиричным изображением Богоматери, которое когда-либо изображали на холсте. Мастеру удалось передать женскую нежность, материнскую любовь, которую любящая мать испытывает к своему малышу. В 1864 году полотно было куплено у владельца Миланской картиной галереи графа Литта. Это сокровище Эрмитажа.

Тициан

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже восемью произведениями, среди них "Кающаяся Мария Магдалина". Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.

Эль Греко

Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Одна из картин Эль Греко - "Апостолы Петр и Павел". Это полотно, написанное в 1592 году, по разным причинам было предано забвению почти три столетия. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты. Портрет был выполнен в столь тонкой технике, что даже с помощью рентгенографа трудно найти однозначные ответы. Одно бесспорно, образу апостола Павла художник придал собственные черты.

Рембрандт

Этому художнику посвящен целый зал. Каждое из полотен, представленных на всеобщее обозрение, привлекает и завораживает. В числе самых знаменитых шедевров значится "Даная". Сюжет этой картины – явление Зевса в виде струй золотого дождя к девушке, заточенной в подземелье. Его можно увидеть в творчестве многих художников, в том числе и Тициана.

Холст на протяжении длительного времени приводил в замешательство искусствоведов, потому что на нем ярко прослеживались два стиля исполнения. Лишь когда в распоряжении экспертов оказался рентгенограф, стало все ясно. Изначально мастер изобразил свою жену - Саскию, которая позировала ему для многих работ. Рядом с героиней находился смеющийся ангел, и на нее проливался золотой дождь. Но после смерти супруги, Рембрандт изменил лицо девушки на портрете, придав ему черты своей новой спутницы.

Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим. Несмотря на то, что Даная не вписывается в современные каноны красоты, она считается воплощением женственности и чувственности.

Ужасная история случилось в прошлом веке с "Данаей". Субботним июньским днем 1985 года мужчина из экскурсионной группы узнал от гида, что "Даная" является одной из самых ценных картин Эрмитажа. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Казалось, что бесценный шедевр был утрачен навсегда, ведь было практически разрушено около 30% картины. Но благодаря кропотливому труду реставраторов, ее удалось восстановить. На это ушло 12 лет. Сейчас картина снова выставлена в экспозиции и радует посетителей, но она огорожена бронированным стеклом.

Еще один шедевр Рембрандта, мимо которого невозможно пройти – это "Возвращение блудного сына". Это одна из последних работ художника. Он трудился над ее созданием почти тридцать лет. Известный библейский сюжет на полотне вызывает множество споров среди искусствоведов, один из которых касается вопроса: кто и что является фоном картины. Некоторые исследователи считают, что едва уловимые в темноте фигуры – сам блудный сын до того, как он покинул отчий дом, и после его возвращения. Но эта версия не единственная.

Караваджо

В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо "Юноша с лютней". Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Много лет произведение выставлялось как "Лютнистка". Тщательно исследовав произведение и биографические сведения, подтвердилась оригинальность, а значит, на ней реально изображен юноша, а прототипом послужил друг художника - Марио Миннити. Шедевр является в числе первых, выполненных в технике направленного освещения. Для создания такого эффекта и точной передачи, художник усаживал натурщиков в темном подвале и под падающий луч света, проникающий с единственного небольшого окна помещения.

Томас Гейнсборо

В нашей стране есть лишь одно полотно, принадлежащее кисти английского художника Томаса Гейнсборо, и оно выставлено в Эрмитаже. Речь идёт о "Даме в голубом". На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. Здесь она - сама женственность и изящество. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения "синий чулок". Данная работа – один из лучших портретов эпохи барокко. Художнику удалось передать утонченную красоту девушки, ее изысканные черты и грациозность. В музейную сокровищницу она попала в 1912 году из коллекции егермейстера Хитрово.

Ренуар

В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Одна из них - "Портрет актрисы Жанны Самари". Произведение наполнено светом, лучезарные оттенки и переходы вызывают неподдельное восхищение. Однако история шедевра драматична. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Ренуар писал ее для выставки, и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком. Но служащий галереи, перевозивший картину решил, что у художника просто не хватило средств, и самовольно покрыл ее лаком. Краски потекли. Картину невозможно было восстановить. Художнику пришлось снова браться за кисти и повторить свое гениальное творение.

Анри Матисс

Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Матисса, состоящей из 37 работ. Они попали сюда из частного собрания коллекционера Сергея Щукина. Он скупал картины непопулярных тогда художников, спасая первых от сожжения, а последних от голодной смерти. Щукина называли "собирателем хлама" и "несведущим в искусстве человеком". После революции коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж.

Время все расставило по своим местам. Жаль, что сегодня нет в живых в тех, кто столь нелестно отзывался об истинном ценителе прекрасного и вечного. Московский купец Сергей Иванович Щукин творил историю, коллекционируя произведения искусства. Впоследствии именно его собрание стало основой для экспозиции французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Но вернемся к великому мастеру. Одна из самых его известных картин - "Танец". Исполнение в стиле “ню” и с использованием трех красок – синей, зеленой и оранжевой, создает атмосферу семейного тепла и одновременно радости бытия. Сейчас она признана величайшим образцом модернизма.

Вышеназванный коллекционер был восхищен данной работой 1909 года. Он заказал подобное творение у художника. И уже спустя год "Танец" украшал интерьер парадной лестницы особняка мецената. Вследствие национализации его картинной галереи советской властью, вторая авторская версия "Танца" оказалась в Эрмитаже. Первая же находится в Нью-Йорке.

Клод Моне

В Эрмитаже около 250 работ французских мастеров, творивших на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них важное место занимают работы Клода Моне. Его произведение "Дама в саду Сент-Андресс" стала обложкой каталога работ этого художника, собранных по всему миру. Удивительным фактом всегда останется для потомков - умение художника тончайшим образом предавать свето-цветовую игру.

Еще один шедевр – "Мост Ватерлоо. Эффект тумана". Сюжет полотна открывается на расстоянии. Вблизи все тонет в одном фиолетовом фоне. Лишь с двухметровой дистанции через плотный туман просачиваются загадочные очертания каменного моста, по телу могут пробежать мурашки от ощущения свежести и движения воды.

Пикассо

Коллекция музея была бы неполной без работ великого мастера Пикассо. Музей располагает 31 произведением мастера, среди которых поражают всякое воображение такие картины, как "Танец с покрывалами", "Любительница абсента" и многие другие. Несмотря на то, что образы в работах Пикассо облечены в формы “скульптурности” и несколько “примитивизированны”, они обладают магией. Как описывают эксперты, труды художники относятся к архаичному искусству, поэтому являются бесценными шедеврами.

Малевич

Одна из самых известных в мире работ русского авангардизма принадлежит Казимиру Малевичу. Знаменитый "Черный квадрат" с момента своего появления является источником непрекращающихся споров и полемических рассуждений среди художественной элиты и обычных зрителей. Сегодня можно смело заявить, что налицо – явный супрематизм.

Данное направление было основано в авангардистском искусстве как разновидность абстракционизма в 1910-х годах и самим Малевичем. Для выражения идей используются простейшие геометрические формы и очертания. Сочетание разных красок и фигур под воздействием внутреннего движения образует уравновешенные композиции.

Своей работой Малевич дал толчок формированию и развитию нового направления не только в художественном, но и дизайнерском искусстве.

Кандинский

Еще ярчайшим представителем русского авангардизма и одним из основоположников абстракционизма, полотна которого выставлены в самых известных музеях мира, является русский живописец - Василий Васильевич Кандинский. В Эрмитаже отдельный зал посвящен творчеству этого художника. Его "Композиция VI" привлекает яркими красками и размашистыми мазками. Картина как нельзя лучше предает атмосферу начала прошлого века, когда в стране и в мире происходили глобальные перемены.

Это не просто музей - это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина - шедевр, каждый художник - гений, каждое полотно - загадка.