Как развить музыкальный слух упражнения. Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами

Музыка - неотъемлемая часть жизни многих людей, но не каждый человек музыкален от рождения. Бывает, слышишь любимую песню и так и хочется спеть вместе с любимым артистом, однако боязнь услышать неодобрительные комментарии уничтожает желание на корню. Однако даже музыкальный слух - всего лишь дело практики и усердных занятий.

Что такое слух?

Самое просто объяснение заключается в том, что музыкальный слух — это определенные навыки и способности, которые позволяют полноценно воспринимать музыку и слышать все ее невероятные звуки или даже мелкие погрешности. Без таких способностей не обходится ни один музыкант, звукорежиссер и даже продюсер.

Абсолютный музыкальный слух

Считается, что натренировать абсолютный слух невозможно, который живет с человеком с самого рождения, и шанс иметь абсолютный слух выпадает одному человеку из десяти тысяч. Что говорит о том, что многие поистине великие музыканты не имели абсолютного слуха. Абсолютный слух заключается в способности определять в точности высоту тона любого звука без помощи эталонов. Проще говоря, это врожденная способность улавливать структуру музыки.

Относительный, или интервальный, слух

Позволяет определять величину музыкальных интервалов, а также воспроизводить их. в данном случае определяется путем сопоставления с эталоном.

Внутренний слух

Данный вид слуха связан с мыслительной деятельностью. Проще говоря, представлять мысленно музыку и отдельные ее составляющие. Зачастую это происходит по нотным записям или просто по памяти.

Интонационный слух

Позволяет воспринимать музыку, определяя ее характер, экспрессию, тон. Самый эффективный способ - специализированный учебный курс сольфеджио. Важно, чтобы направлен он был на эстетическое воспитание, а не техническое.

Ритмический слух

Это способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Каждый может научиться слышать и чувствовать ритм.

И это далеко не полный список известных человечеству однако это те важные составляющие, на которых базируется классическое понимание музыкального слуха. Натренировав их, человек обретает способность слышать и понимать мелодию. Однако вопрос, если ли музыкальный вкус у конкретного человека, остается открытым.

Человеческий мозг имеет определенные отделы, которые как раз и отвечают исключительно за музыкальный слух. Находится данный участок в слуховой зоне, и чем больше нервных окончаний в нем содержится, тем лучше развит слух у человека. Определить, как обстоит дело со слухом у конкретного человека, можно в домашних условиях, не прибегая к магнитной томографии. Для этого можно просто попробовать повторить услышанную мелодию, пусть это будет припев из любимой песни. Главное - держать ритм. И даже если первый раз оказался провальным, паниковать точно не стоит, лучше потратить силы на усердные занятия и больше тренироваться.

Как начать слышать музыку?

Развитие музыкального слуха - задача, с которой справиться гораздо проще, чем кажется. Идеальный вариант - отправиться на уроки сольфеджио к профессиональному преподавателю. Суть этого предмета как раз и заключается в том, чтобы развивать слух и музыкальную память. Однако, если такой возможности нет, стоит запастись тонной терпения и заниматься самостоятельно. Что же для этого нужно?

  • Первый способ - любой музыкальный инструмент. Этот вариант один из самых доступных и эффективных. Развивает все перечисленные выше виды слуха. Хотите натренировать их по максимуму? Учитесь играть на любом инструменте. С самого детства мечтали научиться играть на гитаре? Настало время сделать это. Благодаря занятиям вы не только на слух запомните, как должна звучать каждая нота, но и отлично натренируете чувство ритма и наконец-то начнете понимать музыку. Такой вариант подойдет для особо терпеливых и тех, у кого достаточно времени.

  • Второй способ - пение. Самый простой и очевидный метод развить музыкальный слух. Для этого понадобится наличие пианино, но не пугайтесь, если дома такового не имеется. К счастью, мы живем в современном мире, который дает нам возможность воспользоваться бесплатными онлайн-версиями, которых пруд пруди на просторах Интернета. Развитие слуха начинается с гамм, ежедневно играйте и пойте их вместе с фортепиано. Когда мастерство будет отточено и с гаммами вы будете чувствовать себя уверенно, приступайте к следующему этапу - интервалы, аккорды или мелодии. Важно побороть в себе стеснение, если от этого чувства не избавиться, то занятия будут бессмысленны. Выбирайте такое время для занятий, чтобы никого не было дома.
  • Третий способ - упражнения, которые очень напоминают медитацию. Такой способ отлично помогает развить именно внимательность к звукам, возможность вслушиваться в мелодии и понимать их. Привыкли бродить по улице в наушниках? Пора прекращать это занятие. Оставьте наушники дома, прогуляйтесь без них, стараясь прислушиваться ко всем доносящимся звукам. Неважно что это будет, обрывки диалогов, звуки большого города, шум лесных деревьев, хруст снега или шорох листьев. Только обращая внимание на все окружающие звуки, вы поймете, как их много вокруг. Такое упражнение можно проводить и в домашних условиях, не поленитесь потратить пять минут в день, чтобы послушать, как шумит вода, как жужжит холодильник, шум с улицы, лай соседской собаки.
  • Четвертый способ - вслушивайтесь в голоса. Пусть даже обычный разговор с человеком станет упражнением. Вслушивайтесь в голос вашего собеседника, старайтесь запомнить его звучание. Такую манипуляцию можно проворачивать и при просмотре фильмов, запоминая голоса актеров. После можно провести маленький экзамен, пытаться угадать актера только по голосу.
  • Пятый способ - думайте при прослушивании музыки, учитесь слышать ее. Почти каждый современный человек скажет, что слушает музыку каждый день, по пути на работу/учебу/в магазин. Для многих это способ отвлечься, и это здорово, что можно слушать музыку и не думать ни о чем. Но мы ставим цель развить музыкальный слух, поэтому теперь вам нужно не просто слушать музыку, а пытаться услышать ее, вникнуть в суть и структуру. Тренируйтесь отличать музыкальные инструменты друг от друга. Такое упражнение не только способствует развитию слуха, но и научит более тонко слышать музыку, замечая все детали, что подарит еще большее наслаждение при прослушивании. Впоследствии вам захочется более сложных композиций, и это здорово, ведь это значит только, что прогресс есть и вы не стоите на месте.
  • Шестой способ - учитесь чувствовать ритм. С этой целью отлично справляется такой прибор, как метроном. Работа с этим приспособлением крайне проста - отстукивайте пальцем или рукой ритм, который задает метроном. Как только с этим упражнением вы начнется справляться на отлично, следует перейти к распознаванию ритма в мелодиях. Начинать следует с композиций, в которых присутствуют барабаны, по этому музыкальному инструменту распознать ритм в разы проще. Самый сложный уровень в распознавании ритма - классическая музыка. Не менее эффективный ответ на вопрос, как развить музыкальный слух, - танцы. Практиковаться можно как и на занятиях с тренером, так и дома самостоятельно. Во время танца попробуйте словить ритм и двигаться в такт музыке.

  • Седьмой способ - поищите источник звука. В этом упражнении можно попросить поучаствовать кого-нибудь из домочадцев. Суть упражнения следующая: закройте глаза и попросите своего ассистента издавать звуки из разных частей комнаты. Ваша задача - угадать, откуда идет звук. Такое несложное задание больше похоже на детскую игру, однако задача в разы усложняется, если попросить помощника выходить за пределы комнаты и двигаться по всей квартире. Если ассистента не имеется, можно просто выйти на улицу, присесть на лавочку в оживленном месте, прислушиваться к окружающим звукам.

Проверка на наличие слуха

Для того чтобы достоверно определить, есть ли музыкальный слух у человека, следует обратиться к преподавателю, самостоятельно сделать это будет непросто. Наличие слуха диагностируется по следующим критериям:

  • Оценка интонации.
  • Развитость музыкальной памяти.

Упражнения

Проверка музыкального слуха и заключается в следующем упражнении: преподаватель отстукивает каким угодно предметом определенный ритм, а испытуемый должен его повторить максимально достоверно. Если ритм был воспроизведен без нареканий, это свидетельствует о наличии слуха. Упражнения можно усложнять, для того чтобы определить уровень развитости слуха.

Оценка интонации заключается в том, что педагог напевает знакомую мелодию и просит испытуемого ее повторить. Это упражнение позволяет также выявить вокальные способности. Но это упражнение не главный показатель в проверке слуха. Даже при слабом и не очень чистом голосе у человека может быть развит отличный слух, который позволит без проблем освоить игру на каком-либо инструменте.

Все еще задаетесь вопросом, как проверить музыкальный слух? Есть ответ: музыкальная память или так называемая игра в прятки. Упражнение крайне простое: испытуемый поворачивается спиной к инструменту, в то время как преподаватель нажимает любую из клавиш. Задача проверяемого - отыскать ту самую клавишу по памяти. Если человек способен в точности отгадать все ноты при нажатии на клавишу и прослушивания звука, он обладает отличным музыкальным слухом.

Тренировка слуха - это сложный процесс, который сопровождается включением мозга, а не бездумными упражнениями. Это значит, что даже получение элементарных знаний о музыке уже способствует развитию музыкальных способностей. Начните с простой нотной грамоты, изучайте классическую музыку. Богатство звуков, гармония, звучание инструментов - то, что так необходимо желающим развить музыкальный слух.

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

Тренированный необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо и слишком . Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как тренировать слух

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать . Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде . Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь , а также другие лады и

Умение слышать мелодию, чисто воспроизводить её голосом, писать собственные композиции, в которых преобладают приятные созвучия – всё это возможно только лишь при наличии хорошего музыкального слуха. Многие придерживаются мнения, что наличие таких способностей – природный дар, и если не повезло родиться с абсолютным слухом, то тут уже ничего не поделаешь. На самом деле, любой человек может заняться развитием этих навыков, достигнув впечатляющих результатов.

Основные разновидности

В среде музыкантов принято различать несколько видов музыкального слуха, среди которых:

  1. Абсолютный . Обладатель таких данных может воспроизвести любой звук или ноту, входящую в его вокальный диапазон, без предварительной настройки с инструментом. Считается большой редкостью.
  2. Относительный . Является самым распространённым явлением среди профессиональных музыкантов. Этот вид слуха очень похож на абсолютный, но его владельцам перед пением понадобится настройка на определённую тональность или ноту.
  3. Внутренний слух можно определить красноречивой фразой – «слышу, но не могу воспроизвести». При регулярных занятиях сольфеджио его можно приблизить к относительному и даже абсолютному.

Существуют также и подтипы музыкального слуха – мелодический и гармонический. Владельцам мелодического слуха легче подбирать и воспроизводить мелодию, чувствовать её движение, интервальный состав. При гармоническом музыкальном слухе люди воспринимают фактуру аккордов целиком, не разбивая их на отдельные звуки, и именно поэтому им проще подобрать песню на гитаре, чем пытаться наиграть соло-партию.

Занятия по развитию музыкального слуха

Упражнения могут быть следующими:

  1. Требуется стать с закрытыми глазами на место, где не видно говорящих, но слышны их голоса. Проверьте себя по голосовому и зрительному различию. Повернувшись лицом, сопоставьте свои умения, определив, кому принадлежит голос. Проделывая такое упражнение, можно со временем остро настроить слух и научиться сосредотачиваться на звуковых эффектах.
  2. Интонационная распевка. Игра на развитие музыкального слуха издается на рояле по формуле: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, которую следует пропеть от начала до конца, затем вернуться от последней ноты к первой, но без аккомпанирования. Если попали – плюс, если нет – продолжение следует.
  3. Музыкальные дидактические игры на развитие слуха - интервальное пение. Под инструментальное сопровождение исполняется распевка: до-ре, до-ми, до-фа, после чего продолжается самостоятельное пение с чередованием звуков без инструмента.
  4. Музыка для развития музыкального слуха. Если решено освоить музыкальное искусство дома, поставьте полюбившуюся композицию и, прослушав ее часть, повторите услышанное. Действие проводится в течение дня с паузами.
  5. Обучение нотам. Добиться тонкого слуха позволит знание нотной грамоты, по которой нужно создавать разную тональность произведения.
  6. Изучение классических мотивов. Благодаря тонкой подаче мелодии классического направления, звуковое восприятие становится особо чувствительным и благоприятно влияет на развитие музыкального слуха дошкольников.

Фактор чистоты пения

Чтобы пение было чистым, учитываются такие нюансы:

  1. Вокальная позиция. У лиц с опущенным небом во рту, произношение получается нечистое. Чтобы это исправить, каждый раз перед распевкой необходимо надавливать на небо языком, как бы толкая его вверх.
  2. Направление звука. В зависимости от исполнения произведения подбирается тембр голоса. Репертуар должен соответствовать индивидуальному баритону.
  3. Мелодия и ее изменение. Чтобы лучше понимать тональность звуков при исполнении песен, следует в процессе обучения и развития слуха изменять ее интонацию. В качестве тренировки можно выбрать легкое четверостишье или песенку, и по ходу ее исполнения корректировать тональность.

В музыкальных школах развитие слуховых данных происходит в основном на уроках сольфеджио. Под руководством педагога учащиеся поют гаммы, интервалы, одноголосные и многоголосные интонационные упражнения. С каждым годом обучения вокальные примеры становятся сложнее, начинают появляться мелодии, написанные в народных ладах (лидийский, фригийский и т. д.), а также содержащие в себе сложные ритмические фигуры.

Если вы не знаете, как развить музыкальный слух в домашних условиях, то самый простой способо - это пробовать петь любимые песни как под запись, так и самостоятельно .

Обратите внимание! Тренировка слуха должна быть регулярной и систематической – только так вы сможете улучшить слух, научиться исполнять сложные вокальные партии. В каждое занятие нужно включать следующие этапы:

  • повторение ранее изученного материала;
  • изучение новой темы (сложные интервалы, пение отдельных звуков аккордов вместе с инструментом);
  • закрепление знаний на примере какой-нибудь популярной мелодии или классической музыки.

Только при комплексном подходе можно обеспечить правильное развитие музыкального слуха.

На нашем сайте будут выкладываться упражнения для развития музыкального слуха.

Владельцам смартфонов на Android пригодится программа под названием «Абсолютный Слух». В приложение «вшито» более сотни разновидностей аккордов, интервалов, гамм и мотивов, а также возможность писать мелодические и ритмические диктанты. Для устройств, поддерживающих iOS, существует аналог этой программы – «Perfect Pitch!».

Доказано, что при желании, упорстве и наличии музыкальной среды можно развить прекрасный слух. Часто родители не знают, как сделать это, они думают, что нужно долго и упорно тренироваться. Оказывается, развить эту способность можно в форме интересной игры.

Развитие музыкального слухазаключается в формировании долговременной памяти для каждого из услышанных сигналов. Тренировки практически не занимают много времени, но требует ежедневной практики. Многие мамы задумываются, как развить музыкальный слух в домашних условиях. Начинать занятия можно сразу после рождения, ведь дети стремятся подражать родителям. Любые мероприятия и уроки нужно проводить в хорошем настроении.

Начинать развитие способностей можно с двух месяцев, для этого подойдут обычные погремушки. Разнообразные звуки, которые издают колокольчики, пищащие и звенящие игрушки, побудит кроху к музицированию. Он сам будет дотягиваться и извлекать из каждой разные звуки, сравнивая их между собой.

По мере роста малыша мамы начинают понимать, как развивать слух, ведь этим простым методом пользовались их мамы и особенно бабушки. Нужно петь песенки и рассказывать сказочные истории, меняя голос с тихого на громкий, с протяжного на отрывистый, с сумбурного на ритмичный.

Слух тренируется быстрее и эффективнее других чувств. Существуют специальные упражнения, направленные на лучшее восприятие и определение звуков, с которыми возможно достичь в музыке неплохих результатов.

Регулярная тренировка слуха требуется каждому, кто занимается музыкой и другой активной творческой деятельностью.

Умение различать определенные сигналы по частоте звучания говорит о наличии способностей у человека. У детей обычно слабо проявляются музыкальные качества, поэтому с ними нужно выполнять специальные упражнения для развития слуха. С трех лет можно начинать знакомить ребят со звуками разной высоты. Сначала он сможет различать только контрастные звуки в разных октавах.

Часто дети не слишком охотно соглашаются на обучение, даже те, которые обладают большими способностями. В этих случаях нельзя насильно заставлять дошкольника заниматься, а лучше заинтересовать его самыми привлекательными или забавными сторонами таких уроков.

Уроки проводятся в игровой форме. Они должны вызывать интерес и азарт, но только не как обучающий урок. Способности к музыке важны не только для дошкольников, которые готовятся заниматься вокалом или обучаться игре на инструменте. Хорошие способности необходимы абсолютно всем детям, поскольку они хорошо влияют на развитие ума и интеллекта.

Родители, которые занимаются с детьми, развивают его слух, следят за речью и другими необходимыми в жизни навыками, могут впоследствии радоваться их прекрасным достижениям.

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.