Драматургия 50 80. Лекция на тему "Русская драматургия второй половины XX века" с презентацией

Главная проблема драматургии рубежа 60-70-х - спор о герое. Драматурги фиксировали и пытались объяснить процесс нравственного разрушения личности и общества. Тревога, предупреждение о неблагополучной нравственной атмосфере в обществе: двойная мораль, жестокость, хамство как норма поведения, исчезновение доброты и доверия. Критика этого времени явно отражала ностальгию по герою идеальному (герою революции или Отечественной войны). Современная драматургия испытывала человека обстоятельствами жизни, бытовыми благополучием и неблагополучием. Бытовой фон пьес становится достаточно жестким, в поле зрения попадает герой, трудно поддающийся четкой нравственной оценке, «средненравственный», «плохой хороший человек», отсюда внутриличностный конфликт, у героя нет антогониста, человек остается наедине с собой, совершая нравственный выбор.

А. Вампилов, А. Володин «Старшая сестра», «Пять вечеров», А. Арбузов «Таня», «Жестокие игры», «Сказки, сказки Старого Арбата», В. Розов «Гнездо глухаря», М. Рощин «Спешите делать добро», М. Шатров «Синие кони на красной траве»; интеллектуальная драма: Э. Радзинский «Лунин, или смерть Жака», «Нерон», Г. Горин «Поминальная молитва», «Тот самый Мюнхгаузен».

Почвой нового рождения и жизни русской семейно-бытовой, психологической драмы стала идея личного права, индивидуальной свободы. В художественной реализации этой идеи советская драматургия прошла несколько этапов «эволюции»: сначала простое стремление маленького человека выделиться из среды и стать личностью; затем борьба за его существование, за право любить, чувствовать, решать, строить личное счастье, решать не общественные, а личные проблемы. Это оказалось таким трудным процессом, что часто приводило к усталости, глубокой внутренней рефлексии и концу человека, который так и не стал личностью.

Сенсацией театрального сезона 1959 года наравне с «Иркутской историей» Арбузова стала пьеса Володина «Пять вечеров». Она возрождала поэтику театра «семейных сцен». Камерность обстановки, внимание к бытовой детали, узкий круг действующих лиц, неспешная хроника будничной жизни, семейные «частные» заботы-проблемы о племяннике или сестре, материальном достатке и динамичное патетическое внутреннее действие - характерные черты театра Володина. Пьеса начинается с приключения главного героя Александра Ильина, где герой с самого начала проверяется в отношении к женщине. Зоя - случайная знакомая, одинокая женщина с надеждой на когда-нибудь пришедшее счастье. Зоя символизирует отсутствие дома, семьи, неустроенность и одиночество Ильина. Он не уважает женщину, что в данный момент с ним рядом, думает о другом, несбывшемся, думает о Тамаре. Её образ возникает как тема идеала, который должен существовать как неизменный абсолют. Тамара - звезда, недостижимая мечта, однако дальнейшее действие показывает, что и идеал подвергается разрушению жизнью, поэтому и по отношению к Тамаре возникает хамство и неуважение, ложь о главном инженере завода. Конфликт возникает как бы на пустом месте, всем всё ясно, идеала нет, герои понимают это, но пьеса движется как разгадывание Тамары, которая по-прежнему любит и ждет, которая не растеряла верности, осталась прежней, и пижонство Ильина по отношению к ней только осложняет отношения между ними. Судьба Ильина раскрывается как вина прежде всего общества перед человеком (институт, война, не возвращение в Москву), но в саморефлексии раскрывается вина именно человека, его индивидуальная ответственность перед самим собой. Ильин оказался слаб перед гордыней, потерял ответственность за других, изменил себе, но в возвращении к тамаре он обретает силу. Поэтому тамара дается как человек верный себе и ответственный за других. Критика уже тогда назвала «Пять вечеров» и «Старшую сестру» сказками о золушках. Случай, чудо были обязательными кактализаторами драматического действия. Счастливое превращение в финале Золушки в принцессу служило идее гармонизации жизни и человека, формированию цельной духовно богатой личности. Причем Володин акцентирует именно личное, индивидуальное жизнеустройство. И Тамара и Надя Резаева социально устроены, обе активны, передовики, уважаемы, но для полного счастья обязательно нужно осуществление глубоко личных устремлений. В этом заключается один очень важный аспект, определевший в дальнейшем развитие психологической драмы. Гармонизация личности, её индивидуальная суверенность, «смысл личной жизни» осознавался в то время как освобождение от функциональности, от аскетизма, воспитанного суровыми годами войны и «режима». Раскрепостить личность - значило освободить чувства, желания человека, открыть его для любви. Призвания, материального благополучия. Социальные предрассудки снимались, и именно на этой коллизии родилась психологическая драма Володина и Арбузова.


В «Пяти вечерах» препятствием в достижении личного счастья оказывались не внешние обстоятельства, а некоторые нравственные обстоятельства, требовавшие самоограничения и самопожертвования. Тамара потому долго не могла устроить личную жизнь, что воспитывала племянника, а Надя поддерживала младшую сестру. В первой пьесе препятствия устраняются естественным путем, во второй Надя сознательно отказывается приносить жертву и достигает счастья, однако сестра Лида в финале оказывается несчастлива. Девиз «Не бойся быть счастливым» склонял человека в пользу чувств, на первый план выдвигался не драматизм выбора, а драматизм результатов этого выбора.

Виктор Розов «Гнездо глухаря» (1978). Главные темы Розова - мещанство духа и мещанство быта. Главный герой пьесы - Степан Судаков, в прошлом человек с потрясающей доброй улыбкой, активный комсомолец. Теперь - большой чиновник, не понимающий, почему его домочадцы не чувствуют себя счастливыми в 6-ти комнатной квартире со всеми атрибутами счастливых домов: иконы, собрание сочинений Цветаевой, Пастернака. Девиз Судакова: «Все обязаны быть счастливы». Но за внешними бытовыми удобствами скрывается пустой души человек, который потерял нравственный ориентир. Его заменили карьера и вещи. «Мелочи жизни» (трагедия дочери, бунт жены, непонимание младшего сына Прова) не интересуют его. Автора интересует вопрос, что сделало его глухарем? Сам он не страшен, но он рождает тип современного человека: удачливый, достигший определенного положения, доволен собой, внешне правильный, но внутри абсолютно равнодушный, холодный, жестокий. Подобный тип будет появляться во многих пьесах, например, «толстокожие» Вампилова: Сильва, официант Дима. Это люди без нервов, для них не существует сдерживающих этических норм поведения, нравственных принципов.

Итак, пьесы рубежа 60-70-х отличаются крайней статичностью действия, неподвижностьюхарактеров, предельно обытовленной стилистикой, передававшей ощущение неподвижности, застойности бытия. Финал наполнялся щемящим и тоскливым ощущением невозможности счастья. Герой нервозен и раздражителен, неудовлетворен собой, разочарован. «Отключение» человека от кардинальных проблем времени, бытовизм, перенос акцентов с ценностей общественной на ценности частной жизни означали бегство героя из сферы общественно- политической, производственной в сферу духовную, интимную, где только он и мог найти нравственную опору, сделать свой нравственный выбор и тем самым почувствовать себя личностью. Отсюда комический и трагический модусы художественности. Отсюда жанровый состав драматургии: пьесы-исповеди, пьесы-ретроспекции, пьесы-итоги.

Особое место заняла в это время хроника - путь героя к постижению некоего нравственного закона, это путь, на котором герой переживает соблазны, сомнения, заблуждения, но несомненно в финале утверждается в искомой нравственной истине (Арбузов).

Главное открытие драматургии этого периода - театр Вампилова. Его пьесы не оказали должного влияния на лит процесс того времени, но показали свою жизнестойкость и злободневность, философское звучание, подняли важные проблемы существования человека (экзистенциальные проблемы).

Драматургия рубежа 70-80-х, «новой волны», «сорокалетних» создала групповой портрет «промежуточного» поколения, несущего на себе различные проявления негероического героя. Это поколение людей не добрых и не злых, знающих про существование принципов, но не всегда их соблюдающее, не безнадежных дураков, но и не подлинно умных, читающих, но не начитанных, работающих, но не любящих работу, ни во что не верящих, мечтающих, чтобы общего стало не меньше, а своего побольше (слова критика Б. Любимова).

Л. Петрушевская Три девушки в голубом. Уроки музыки. Квартира Коломбины.

А. Соколов Фантазии Фарятьева

А. Казанцев Старый дом

С. Коковкин Пять углов

В. Славкин Взрослая дочь молодого человека. Серсо.

Н. Коляда Мурлин Мурло

От Вампилова новые драматурги взяли некую рубежность, чрезвычайность ситуации. Сами внесли жесткость эксперимента над человеком, обнаженный и буквальный показ страшного. Это драматургия «среднего возраста» (40 лет). Действие пронизано ностальгической памятью о прошлом, о детстве, юности или молодости, институтских годах, из которых герои никуда бы не ушли. Отсюда звучит чеховская тема сожаления об утраченном и ответственности за несвершившееся. Это возраст расплаты. Духовная энергия направлена «вовнутрь», чтобы найти силы жить дальше, мучительный внутренний самоанализ и суд. Для пьес характерна некая поворотность, рубежность ситуации, в которую герои попадают и испытываются. Жанр пьес - «толковище», встреча друзей, выяснение мнений, взглядов, отношений, объяснение жизни, когда выясняется кто есть кто.

Арбузов всегда показывает своего героя в движении, в росте, в развитии… Достоинство его героев и его пьес в том, что жизнь, наполняющая их, как и подлинная жизнь, сложна и насыщена противоречиями. Правда, Арбузов иногда пытается вместить в пределы драмы так много разнообразных конфликтов, что они не умещаются в них и, не раскрываясь до конца, дробят образы и сюжет, превращают (что сочетается и с другими причинами) романтическую драму в неглубокую мелодраму. Но лучшие пьесы Арбузова сообщают зрителю ощущение жизненности и художественной достоверности.

Как и у всех живых людей, особенно людей духовно растущих, у арбузовского героя есть и достоинства и недостатки. Но поскольку Арбузов ставит своей целью создать типический образ советского молодого человека и в лучших пьесах это ему удается, человеческая, моральная основа его героя положительная. Достоинства героя помогают ему преодолевать слабости, недостатки и благодаря этому возникают в особенно ‘ ярком свете.

Определяющие черты того или иного эстетического течения находят в творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное особенностями его таланта и художественной индивидуальности. Будучи до конца верным лирико-романтическому направлению, А. Арбузов выступает как художник, обладающий своей темой, своим почерком, своим неповторимым обликом.

Стремясь наполнить свои пьесы романтикой свежих и юных чувств, Арбузов наполняет их и романтическим ветром летящего времени. Почти все пьесы Арбузова построены в общем одинаково. Между отдельными актами проходит очень длительное время. Арбузов показывает своих героев совсем молодыми, потом скрывает их на несколько лет, ознаменованных огромными историческими событиями (громадные сдвиги в ходе социалистического строительства, начало Великой Отечественной войны, ее победоносное завершение), и затем вновь выводит их на сцену - изменившихся, выросших, много переживших, закалившихся в вихре суровых событий.

Арбузов Алексей Николаевич - русский советский драматург. Он родился 26 мая 1908 года. Закончил театральную школу в Москве. Литературной деятельностью начал заниматься в 1923 году. Первая пьеса Арбузова - “Класс” (1930г). В 1935 написал комедию “Шестеро любимых” и пьесу “Дальняя дорога” в которой отчетливо обозначились основные мотивы творчества Арбузова: пристальное внимание к формированию духовного облика советского молодого человека, тонкий лиризм, склонность к интимным формам драмы, и длительной, охватывающей обычно несколько лет, протяженности действия. Эти особенности, позволяющие драматургу последить становление характера героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес “Таня”(1939г), которая принесла Арбузову широкое признание, была поставлена почти во все театры страны. В 1939 году Арбузов организовал Московскую театральную студию, которая во время Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. После окончания войны студия закрылась. В 1947 году Арбузов написал легкую комедийную шутку “Встреча с юностью”, в 1948 году инсценировал роман Тургенева “Накануне”. К лучшим и наиболее характерным произведениям Арбузова пьеса “Годы странствий”(1954г). В 1959 году создал драму “Иркутская история”, в 60 году трагикомедию “Двенадцатый час”. Пьесы Арбузова широко ставятся в разных странах.

О дна из замечательных пьес А. Н. Арбузова«Жестокие игры» (1978) воссоздает грустную картину нравственного тупика, в котором находятся и взрослые и младшее поколение: и родители девятнадцатилетней Нели, и отец Терентия, и сама Нели, и Маша Зем-цова, и Никита. Отец Терентия всю жизнь вел «жестокие игры с жизнью», пьянствовал, потерял жену, оборвал связи с сыном. Мать Кая фактически бросила сына, «играет» на расстоянии в любовь к нему, посылая из-за границы письма, отпечатанные на машинке. Озлобившийся Кай тоскует по теплу, с нежностью вспоминает детство, новогодние подарки под елкой, когда родители и он были вместе: «Они так любили друг друга. И все было разрушено в один день. И когда она уехала, отец поглядел на меня и сказал: „Ты похож на свою мать, погляди в зеркало – точно копия!“. И он отшвырнул меня в угол. Вот тогда все кончилось: я перестал любить всех. И мне никого не стало жалко. Я перестал любить всех», – так жестокостью родителей объясняет свои черствость и эгоизм Кай. Мать Нели терроризировала дочь – добрую, веселую, но тоже научившуюся вести «жестокие игры»: похитившую ребенка Маши Земцовой, чтобы проверить подлинность чувств любимого ею Никиты Лихачева. В «свои игры» играет и сама Маша, осознавшая, что «пробежала мимо счастья», когда уже не станет доброго, порядочного Миши, противопоставленного другим персонажам. «Игры много, Машенька. И на людей как-то не оглядываешься. <…> А жизнь внимательности требует. Отчета», – скажет он жене, покидающей шестимесячную дочь. «Все играем, играем – наиграться никак не можем», – скажет Маша после того, как разыщет в

Москве Нелю со своей дочерью.

Пьеса А. Арбузова выявляет разные способы отношения к жизни, исследует истоки бездуховности, жестокости. Вспоминая друзей, прежнее время, когда они были вместе («Мы втроем, нам ничего не страшно»), Терентий задает один из характерных вопросов русской литературы второй половины XX века –«Как случилось все? Почему мы

стали такими!».

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузов А. Н. Избр. произв.: В 2 т. – М., 1981.

2. Вишневская И. Алексей Арбузов: Очерк творчества: – М., 1971.

3. Громова М. И. Русская современная драматургия. Учебное пособие. – М., 2002.

Александр Моисеевич Володин (1919–2001)

А . Володин (настоящая фамилия Лифшиц) – поэт, драматург, прозаик. Детские годы будущего писателя прошли в Москве. Мать умерла, когда мальчику было пять лет,

его воспитывал дядя, московский врач. Некоторое время Володин учился в Московском авиационном институте. В 1939 г. поступил в Государственный институт кинематографии, который окончил после войны в 1949 году.

С 1939 г. Володин проходил военную службу в армии, был участником Великой Отечественной войны, награжден медалью «За отвагу». В 1944 г. был тяжело ранен, лечился в Москве, где написал первое свое стихотворение. После окончания театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская Э. Габриловича) работал в Ленинградской студии научно-популярных фильмов.

Первая книга Володина – сборник «Рассказы» (1954) – стала «подступом» к драматургическим опытам. В 1967 г. был опубликован его первый сборник пьес и киносценариев«Для театра и кино», куда вошли и автобиографические«Оптимистические записки» – своеобразные комментарии к драматургии, послесловие к книге. Как своего рода исповедь можно рассматривать и прозу Володина«Записки нетрезвого человека» (1991), в которой он откровенно повествует о своем творческом пути, связанном с театром и кинематографом.

Первая пьеса «Фабричная девчонка» принесла драматургу громкую и неоднозначную известность. Как вспоминает сам автор в «Оптимистических записках», пьесу ругали «за очернительство, критиканство и искажение действительности».

Уже в первой пьесе Володина проступают контуры его индивидуального стиля – условность, пародия, юмор, которые станут более очевидны в «Назначении».

«Назначение» – это сатирическая комедия о советской бюрократии, пьеса-гротеск. Здесь действуют персонажи-двойники, бюрократы с зеркально схожими лицами и «аукающимися» фамилиями Ку-ропеев и Муровеев.

Пьесы Володина ругали и за «пессимизм», и за «мелкотемье». Долго не допускались на сцену произведения притчевого характера «Две стрелы» (1967), «Кастручча» (1968), «Ящерица» (1969), «Дульси-нея Тобосская» (1969), «Мать Иисуса» (1970).

Однако пьесы Володина стали очень популярны, их ставили прославленные режиссеры – О. Ефремов, Г. Товстоногов, Б. Львов-Анохин, А. Эфрос.

«Кастручча» – это антиутопия. В ней драматург развивает традицииЕ. Замятина (роман«Мы»), Дж. Оруэлла (роман«1984»). Художественная свобода – от соцреалистического жизнеподобия до прямой условности – характеризует пьесу-параболу «Ящерица», в которой поднимается тема взаимонепонимания. Действие в ней переносится в каменный век. Персонажи изъясняются строками из Пушкина, Чехова.

Тематика пьес Володина – многопланова. Гимн любви пропет в пьесе «Пять вечеров» – о двух сердцах, разведенных жестокой реальностью. Премьера «Пяти вечеров» состоялась в ленинградском БДТ им. Горького в 1962 г., с успехом она идет и в наши дни на сцене МХАТа с известными актерами Ю. Гармашем и Е. Яковлевой. Пьеса «Дульсинея Тобосская» была взята О. Ефремовым для своего режиссерского дебюта.

А. М. Володин – лауреат Государственной премии, премий «Триумф», «Золотая маска», президентской премии в области литературы.

Напишите рецензию на пьесу А. Володина «Пять вечеров».

ЛИТЕРАТУРА

1. Володин А. М. Осенний марафон: Пьесы. – Л., 1985.

2. Ланина Т. Александр Володин: Очерк жизни и творчества. – Л., 1989.

Александр Валентинович Вампилов (1937–1972)

А . Вампилов вошел в литературу вместе с поколением «постшестидесятников», к которому принадлежали В. Высоцкий, В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, Г. Горбов-

Писатель неповторимого творческого облика, А. Вампилов принес с собой опыт современной жизни, полный вопросов, недоумений, мучительного поиска героями себя в мире утрачиваемых ценностей. Заслуга А. Вампилова в русской драматургии в том, что он открывает темы и характеры, реально существующие в жизни, но, подчас, проходящие мимо нашего сознания. Талантливому драматургу удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете человечности, доброты – качеств, столь необходимых для духовной гармонии, взаимопонимания между людьми. Испытание человека жизненными коллизиями – комфортом, деньгами, сытостью, благополучием или, напротив, потерями, неудачами, неблагополучием – одна из самых злободневных проблем в драматургии А. Вампилова.

А. Вампилов родился 19 августа 1937 г. в поселке Черемхово на Приангарье. Мальчика назвали Александром в честь Александра Сергеевича Пушкина (1937 год вошел в историю как столетие поэта).

Отец будущего драматурга – Валентин Никитич Вампилов – выходец из многодетной семьи бурятских крестьян, по воспоминаниям современников, был личностью яркой и незаурядной. Ему не суждено было принять участие в воспитании младшего сына. Директор Кутулинской средней школы, человек большой эрудиции, до самозабвения влюбленный в литературу, он был арестован в 1937 г. и зачислен в «пан-монголи- сты» – вымышленную чекистами группу, которая якобы ставила своей целью воссоединение Бурятии и двух национальных округов с Монголией. В начале 1938 г. Валентин Никитич был расстрелян, а в 1957 г. – полностью реабилитирован. В том же 1938- м году расстреляли и отца Анастасии Прокопьевны (матери Александра), православного священника в третьем поколении. Анастасия Прокопь-евна преподавала математику и работала завучем в той же школе, где работал отец Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна одна растила четверых детей – Володю, Мишу, Галю и Александра.

А. Вампилов начал писать рассказы еще на первом курсе Иркутского университе-

Учился будущий драматург на Высших Литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького.

Большое влияние на мировоззрение Вампилова оказало общение московского периода (1963–1965) с такими блестящими режиссерами и писателями, как Виктор Розов, Афанасий Салынский, Георгий Товстоногов, Александр Твардовский, Олег Ефремов. Литературной школой для драматурга стала также так называемая«иркутская школа» – общение с поэтами Геннадием Машкиным, Вячеславом Шугаевым, Геннадием Николаевым, Дмитрием Сергеевым. Светлая дружба соединяла Александра Вампилова и вологодского поэта Николая Рубцова.

А. Вампилов прожил недолгую жизнь. Он утонул 17 августа 1972 года, его сердце не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того, как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка.

Писать ему пришлось всего семнадцать лет. За это время А. Вампилов создал 273 новеллы, многочисленные рассказы, одноактные пьесы, драматургические этюды

(«Дом окнами в поле», «20 минут с ангелом»). Его пьесы – «Прощание в июне» (1966), «Старший сын»(1967), «Утиная охота»(1970), «Прошлым летом в Чу-лимске»

(1972), «Провинциальные анекдоты» (1971) вошли в золотой фонд отечественной драматургии. Значительно меньше известны рассказы Вампилова, очерки и фельетоны, написанные в годы работы ответственным секретарем иркутской газеты «Советская молодежь». В пьесе«Дом окнами в поле» А. Вампилов с некоторой долей юмора сформулирует свой закон большого успеха: «Чтобы добиться признания, надо уехать или умереть».

О пьесах А. Вампилова много пишут, спорят о его героях и говорят настолько разные мнения, что появилось выражение «восторженное непонимание Вампилова» (В.

Распутин). Но тем не менеевсе критики и литературоведы объединяются в утверждении глубокого психологического воздействия вампиловских пьес.

В частности, В. Распутин справедливо отмечает: «Вместе с Вам-пиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той очевидно убедительности и близости к зрителю».

В литературоведении особо подчеркивались чеховские традиции в творчестве Вампилова. Действительно, реализм в пьесах и немногословная гротесковость, свойственные Чехову, вполне ощутимы и в большинстве пьес драматурга. Также отличительная особенность вампиловского языка – юмор.

В пьесах А. Вампилова соседствуют лирика и фантазия, гипербола и гротеск, комизм и трагизм. А. Вампилов не пытался выдумывать новые истины, он заставил своего собеседника – читателя, зрителя – еще раз поразмышлять и убедиться в том, что такие вопросы, как вопросы добра и зла, жестокости и милосердия, любви и ненависти, порядочности и подлости, равнодушия и участия всегда волновали людей, и их приходится решать каждому.

Уже первая пьеса А. Вампилова «Прощ ание в июне» рассматривает жизненно важные вопросы, связанные с обличением цинизма, подлости и предательства. Как и последующие за ней пьесы драматурга – «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулим-ске», «Провинциальные анекдоты», пьеса «Прощание в июне» вскрывает тревожные явления социально-этического плана. В пьесе возникаеттема нравственного компромисса и выбора, перед которым стоит герой пьесы, не лишенный обаяния студент Колесов. Он поставлен в щекотливое положение: влюблен в Таню – дочь ректора университета, в котором учится. Отец девушки ставит ему условие – отказаться от Тани – и тогда он получит диплом и возможность учиться в аспирантуре. Колесов соглашается – предает любимую девушку. Муки совести,нравственные терзания при-

водят героя к выбору: он рвет диплом, обретает душевное равновесие, утраченную цельность.

Пьеса «Прощание в июне», очень тонкая по наблюдательности, объединена с после-

дующими произведениями драматурга идейным единством, концепцией гармонично-

го человека. Одним из ярких образов, антигероем в художественном мире А. Вампилова, в пьесе станет образ Золотуева, дяди Колесова, которого он метко, не без оснований назовет «кошмарным стариком». Золотуев не столько фантасмагорический образ, сколько ужасное порождение бездуховности, внутренней нечистоплотности и цинизма. Прочитав пьесу «Прощание в июне», А. Твардовский сказал: «Вот интересно, этого Золотуева Вампилов наблюдал в жизни или выдумал? Если наблюдал – прекрасно, если выдумал – еще более прекрасно. Что ж это за рыцарь наживы, что это за страсть!».

Пьеса «Утиная охота», написанная в 1967 и напечатанная в 1970 г., по утверждению ряда критиков – одно из «наиболее сильных трагикомических произведений Вампилова». В «Утиной охоте» Вампилов создал блестящую галерею характеров, вызвавших большой резонанс. Особенно много споров, разноречивых оценок вызвал образ главного героя Зилова.

В гротесково-реалистичной форме драматург запечатлел приметы равнодушия и скепсиса, приспособленчество, доходящий до жестокости прагматизм как приметы времени. Именно именем Зилова обозначен в литературоведении термин«зиловщи-

на», вмещающий в себя психологию равнодушия, инертности, опустошенной души.

Своеобразие композиции пьесы в том, что начальной точкой развития действия является финал, то есть трагикомедия начинается с конца истории, три действия состоят из шести картин и каждая написана как сон-воспоминание Зилова. Сны-воспо- минания поданы ретроспективно, персонажи действуют в них в реальных обстоятельствах – в кафе, в новой квартире Зилова, в конструкторском бюро, где Зилов работает инженером.

Жизненная достоверность пьесы Вампилова – в создании сложного и противоречивого характера. Зилов проходит в пьесе драматурга испытание на нравственность как сын, как муж, как гражданин, – и не выдерживает никакой проверки. Герой обладает

задатками недюжинной натуры, может быть правдивым, способным к суровой, трезвой оценке своих поступков. Однако равнодушие, скепсис, ложь перевешивают, приводят к духовной деградации, и опять к попытке начать все снова, начать с утиной охоты, на которую он собирается ехать в ходе всей пьесы и в ее финале.

Для характеристики образа Зилова А. Вампилов использует антитезу как содержательно значимый контраст на разных уровнях – и в авторских ремарках, и в речи героев, и в диалогах, выявляющих суть характеров персонажей: моральную ущербность Зилова, эгоизм красавицы Веры, способной на любую сделку с совестью, цинизм и жестокость официанта Димы, приспособленчество Саяпина и Ку-закова – приятелей Зилова. Внешняя красота Зилова контрастирует с его моральной ущербностью: герой четыре года не видел родителей, ни разу не навестил больного отца, не интересуется его здоровьем, лишь цинично комментирует его письма. Получив известие о смерти отца, Зилов скорбит, собирается ехать на похороны, но в отдел заходит молодая девушка Ира, и герой затевает новый флирт. В кафе, в котором Зилов назначает свидание Ире, приходит и Галя – его жена. Так, траурная мелодия превращается в развязно-вульгар- ную.

Ключевой фрагмент пьесы – игра-воспоминание о любви. Галя скажет Зилову: «Хватит прикидываться. Тебя давно уже ничего не волнует». И поставит точный диа-

гноз: «Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца. Вот в чем дело. Совсем

нет сердца».

Однако, создавая образ Зилова, А. Вампилов избегает схемы, упрощения, насыщает его подлинным драматизмом. В душе Зилова сохраняется светлое, поэтическое начало – утиная охота. В ходе развертывания сюжета образ «утиной охоты» раскрывается как символический. Утиная охота для Зилова – символ светлой жизни, гармоничной природы.

Вторую пьесу А. Вампилова – «Старший сын» (1967) можно назвать философской притчей: тема семьи, родного крова преподносится в ней в традициях нравственного рассказа, назидательного и поучительного. Экспозиция пьесы связана с любимым вампилов-ским литературным приемом –«принципом рамки». В «Старшем сыне» он воплощен в случайности – опоздании на электричку. Студент Бусыгин и его попутчик Семен Севастьянов провожали девушек и оказались вдали от города поздним вечером. Они попадают в квартиру Сарафанова, и Бусыгин решается на дерзкую проделку – выдает себя за внебрачного сына Сарафанова, родившегося, мол, во время войны в результате случайной фронтовой связи.

Вторжение Бусыгина в чужую семью, в мир интимных семейных отношений – условный прием, используемый драматургом для выражения важной идеи – духовного родства людей в противовес формальным связям. В свете складывающихся взаимоотношений «отца» и мнимого сына раскрывается гуманистический пафос пьесы, поднимаются вопросы детского сиротства, тема материнского «ку-кушества».

Сарафанов, чувствующий себя неудачником, зарабатывающий пропитание для семьи игрой на свадьбах и похоронах, сохраняет бесценный по Вампилову дар – доброту и внимательное участие к судьбам людей. Драматург ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые, как лакмусовая бумага, выявляют их сущность, раскрывают нереализованный духовный потенциал. Так, Бусыгин не задумывается поначалу о драматических последствиях своей мистификации («У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют»), однако по ходу действия его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: герой осознает жестокость своего поступка; влюбившись в Нину – мнимую сестру, – он готов бороться за свою любовь. Он грубо выгоняет жениха Нины – курсанта авиационного училища Кудимова, берет на себя вину за поджог дома, совершенный Васенькой, страдающим оттого, что любимая им Наташа нашла нового ухажера – Севастьянова. Под влиянием Бусыгина преображается и Сарафанов, сочиняющий всю жизнь не то кантату, не то ораторию. Он осознает, что жизнь его небесполезна -

«каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось

после него».

Таким образом, трагикомедия, вбирающая в себя множество человеческих характеров, актуальных проблем, в финале согласуется с лирико-комедийным планом.

В «Провинциальных анекдотах» А. Вампилов развенчивает мещанство, бездуховное существование, демонстрируя блестящий талант комедиографа. Пьеса состоит из двух анекдотов: анекдот первый –«История с метранпажем» и второй –«Двадцать минут с ангелом». Пьеса представляет из себя жесткую сатиру на приспособленца, меняющего свой облик и стиль поведения в зависимости от социального положения собеседника. Администратор гостиницы «Тайга», ретивый блюститель порядка и нравственности – Калошин, застав в номере девушки Виктории соседа-мужчину, пришедшего к ней послушать футбольный репортаж, оскорбит и взашей вытолкает его. Дальше история превращается в анекдот. Узнав, что оскорбленный им человек – метранпаж, да еще из Москвы, Калошин, думая, что это – лицо значительное (слово «метранпаж» никто не может ему разъяснить), пугается, разыгрывает из себя больного, прикидывается сумасшедшим. В пьесе явно прослеживаются традициигоголевского «Ревизора»: «Я букашка, жучок я, божья коровка. Если я сейчас поднимусь – меня ветром унесет. <…> Ничего на свете не боялся, кроме начальства», – признается вампиловский герой в минуту откровения. Когда же Калошин выяснит, что метранпаж, – всего лишь наборщик типографии, он обнажает свою истинную сущность, гонит прочь жену, цинично и спокойно заявляет: «Я начинаю новую жизнь».

Второй анекдот – «Двадцать минут с ангелом» объединен с первым общим стилем, но не сюжетом. В эту трагикомедию, как и в первую, А. Вампилов вводит приемы шутовского балагана, иронии и трагического гротеска, чтобы «достучаться» до людей.

Анекдот приобретает форму острой сатиры, трагикомедии-притчи. Авторская мысль вложена в уста Хомутова, своим бескорыстным поступком озадачившего не только двух командированных, но и всех персонажей пьесы, кроме молоденькой студентки Фаины: «…Мы должны помогать друг другу. <…> Нельзя вовсе забывать о других. Приходит час, и мы дорого расплачиваемся за свое равнодушие, за свой эгоизм».

Пятая пьеса А. Вампилова – «Прошлым летом в Чулимске» (1972) – была закончена автором за несколько месяцев до его гибели на Байкале. Произведение частично автобиографично. Здесь А. Вампилов так же следует традициям чеховской драмы: предъявляет требовательность к человеку, испытывает щемящую боль за него. Режиссер Георгий Товстоногов отмечал, что «Прошлым летом в Чулимске» – едва ли не самая поэтичная пьеса А. Вампилова: «Поэзия в ней вырастает до символа».

Как и остальные пьесы драматурга, пьеса «Прошлым летом в Чулимске» ставит в центр внимания духовные, нравственные проблемы. Здесь также появляется сквозной герой, «проснувшийся на пороге», чтобы духовно очиститься и все начать сначала.

Он, герой Вампилова, еще и сам не знает, что с ним будет дальше, и писатель активно привлекает к содействию душу зрителя или читателя – там, в ней, а не на сцене должны выкристаллизоваться выводы из тех посылок, которые дал нам для размышления писатель.

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилов сосредоточивает свое внимание на нравственном возрождении героя – следователя Шаманова, работавшего раньше в областном центре («разъезжал в собственной машине»). Шаманов проявит принципиальность, решив «посадить» виновного, у которого были сильные покровители («но у него ничего не получилось»). Шаманова сместят, он уедет в места, называвшиеся в давние времена «медвежьими углами». Позиция героя вырисовывается в его монологе: «С меня хватит. Биться головой об стену – пусть этим занимаются другие – кто помоложе и у кого черепок потверже».

В финале пьесы Шаманов – «просыпается», делает выбор. Как выясняется из телефонного разговора в финале пьесы, герой торопится на самолет, чтобы лететь в город для выступления на суде («…мне это надо. И не мне одному»).

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» А Вампилов забил тревогу по поводу обесценивания человеческих связей, равнодушия к судьбе человека. В этом смысле можно говорить о близости театра А Вампилова к прозе В. Шукшина, поэзии Н. Рубцова, дра-

матургии В. Розова, А Арбузова. Как и шукшинские «чудики», вампиловский герой ощущает нравственный дискомфорт, недовольство собой и усталость от жизни.

«Я думаю, – пишет Валентин Распутин, – что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем, на ваш взгляд, заключается жанровое своеобразие пьес А. Вампилова?

2. Как вы объясните природу появления такого персонажа, как Зилов в «Утиной охоте»?

3. Нарисуйте обобщенную картину «окружения» Зилова в «Утиной охоте». Как оно дополняет индивидуальный портрет героя?

4. Какова заключительная авторская ремарка в пьесе «Утиная охота»? Какие варианты дальнейшей судьбы Зилова подсказывает вам автор? Напишите предполагаемое продолжение спектакля.

5. Сопоставьте жизненные формулы вампиловского героя Димы из «Утиной охоты»

и Егора Ясюнина из пьесы «Гнездо глухаря» Виктора Розова.

6. Подготовьте сообщение на тему: «Традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедри- на, А. П. Чехова в драматургии А. Вампилова».

7. Напишите отзыв об одной из пьес А. В. Вампилова (по выбору).

8. Напишите сообщение на тему: «Валентина и судьбы Шаманова и Пашки в пьесе „Прошлым летом в Чулимске“: Взлеты и падения человеческой души в свете истины».

9. Типологические связи творчества. А. Вампилов и В. Распутин, Н. Рубцов. Творческие контакты. В чем они, на ваш взгляд, выражены?

ЛИТЕРАТУРА

1. Вампилов А. В. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1984.

2. Вампилов А. В. Избранное. – М., 1984.

3. Громова М. И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70-80-х годов. – М.: МГПИ им. Ленина, 1987.

4. ОвчаренкоА. Драматургическая сага Александра Вампилова // ОвчаренкоА. Большая литература. – М., 1985.

5. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. – М., 1979.

Занятие №

Особенности развития драматургии 1950-1980-х годов.

Цели:

    воспитательная:

    формирование нравственных основ мировоззрения учащихся ;

    создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

    образовательная:

    рассмотреть основные этапы развития советской драматургии;

    осветить развитие драматургии 1950-1980-х годов;

    развивающая:

    развитие навыков конспектирования;

    развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

    знать об основных исторических и литературных процессах 1950-1980-х ;

    уметь выделять основное в тексте.

Оборудование : тетради, учебники, компьютер, мультимедиа, презентация.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1. Слово преподавателя.

В литературе периода 1950-1980-х гг. наряду с прозой успешно развивается и драматургия. На протяжении всей истории советской драматургии ее преследовало, как правило, одно главное обвинение со стороны критики: «отставание от жизни». Драматургия 50-80-х годов меньше всего заслуживает этого упрека. Более того, одно из ее общепризнанных достоинств в том, что она смело «Заглядывает в будущее, вступая на стезю футурологии, философских этюдов или социологической драмы. Но, главное, всегда откликается на актуальные, животрепещущие события и проблемы жизни и общества».

2.Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков студентов по теме урока.

    1. Лекция. Особенности жанрового развития драматургии 1950-1980 гг.

Основные этапы развития советской драматургии.

1. После Октябрьской революции возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии- Мистерия-Буфф В. Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных "агитках", терявших свою актуальность в течение короткого периода.

2. 1920-гг. Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу. В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина («Виринея»), Л.Леонов («Барсуки»), К.Тренев («Любовь Яровая»), Б.Лавренев («Разлом»), В.Иванов («Бронепоезд 14-69»), Д.Фурманов («Мятеж») и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.

3. В 1930-1940-е в советской драматургии происходили поиски нового положительного героя. На сцене шли пьесы М.Горького («Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие»). В этот период сформировалась индивидуальность таких драматургов, как Н.Погодин («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» и др.), В.Вишневского («Первая конная», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия»), А.Афиногенова («Страх», «Далекое», «Машенька»). Популярностью пользовались пьесы, в которых выводился образ Ленина: «Человек с ружьем» Погодина, «Правда Корнейчука» Тренева. Формировалась и активно развивалась драматургия для детей, создателями которой были А.Бруштейн, В. Любимова, С. Михалков, С. Маршак, Н. Шестаков и др.

4. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 и в первые послевоенные годы на первый план закономерно вышла патриотическая драматургия как на современные, так и на исторические темы. После войны широкое распространение получили пьесы, посвященные международной борьбе за мир.

5. Драматургия 1950-1980-х гг.

Особенности жанрового развития драматургии 1950-1980-х гг.

В 1950- 1960-е годы значительно разнообразился жанровый диапазон драматургии. С этого периода активизировалось развитие разных драматических жанров: социально-психологической, социально-бытовой, историко-документальной драмы, комедии. Кроме того, в драме в большей мере, чем в прозе и поэзии, проявился интерес к молодому современнику, к актуальным проблемам настоящего.

Историко-революционная драма .

70-80-е годы – это активизация политической драмы, имеющей большую историю и определенные художественные традиции в нашем искусстве. В числе типологических черт политической драматургии одна из главных – прямая связь со временем, актуальность, предполагающая использование не только материала современности, но и прошлого, а также активизация авторского голоса и вытекающая отсюда публицистичность, острая конфликтность, опора на документ. Все это присуще пьесам Мих. Шатрова на тему Великой Октябрьской социалистической революции.

В документально-исторической, политической пьесе Шатров попытался исследовать факты о вожде, а не миф о нем, который сложили политические идеологи. Наиболее удачная его пьеса периода «оттепели» - «Шестое июля» (первая редакция - 1964, вторая - 1973 год). В ней драматург исследует проблему соотношения цели, пусть даже высокой, и средств ее достижения. М.Шатров обращался к образу Ленина и в последующие десятилетия. Сам автор определил жанровое своеобразие своих пьес как «публицистическую драму» и «публицистическую трагедию». И действительно, открытой публицистичностью пронизаны такие остроконфликтные пьесы М. Шатрова 1970- 1980-х годов, как «Синие кони на красной траве (Революционный этюд)* (1977) и «Так победим!» (1981).

Характеристика историко-революционной драмы:

1. Своеобразие «документальных» пьес М. Шатрова «Шестое июля» (1962), «Именем революции» (1963), «Большевики» (1967), «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») (1978), «Так победим!» (1980), «Диктатура совести» (1986).

2. Обращение к ленинской теме.

3. Обнажение драм истории.

4. Сочетание документальности и лирического пафоса.

5. Стремление раскрыть честность и благородство участвовавших в революции людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.

6. Актуальность нравственно-философской проблематики: соотношение цели и средств ее достижения, границ и допустимости революционного насилия.

7. Выявление причин превращения насилия в основной инструмент власти в ее управлении обществом.

«Производственная» драма .

В 1970-е годы исследованием острейших проблем социально- экономического, нравственного и психологического характера занималась публицистически заостренная производственная или социологическая, драма , в центре которых стал деловой человек. Особой популярностью пользовались «производственные» пьесы А.Гельмана «Протокол одного заседания» (1975), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979) , «Обратная связь» (1978), «Наедине со всеми» (1981).

Достижением драматургов, создавших «производственную тему», следует считать то, что здесь больше уделено внимания социальному анализу действительности. И получилось это по той причине, что драматург сталкивает своего героя не с откровенным противником, а с самой действительностью, обнажая ее сложности. Характеристика героев в результате анализа действительности получала свое углубление. Автор отказывался от категорических оценок, прямых противопоставлений.

Главным героем «Протокола одного заседания» Гельмана является бригадир Потапов и его бригада, отказавшиеся от премии не только потому, что не хотят обманывать государство, но и потому, что в сложившихся обстоятельствах эта премия им не выгодна. Решение бригадира (а потом и партийного собрания) направлены и против директора стройки Ботарцева. Однако даже при такой ситуации не возникает противостояния героя антигерою. Им противостоит сама социальная система. Здесь начинается то, что мы называем социальным анализом, и в пьесах производственного характера этот анализ был более значительным, чем в других произведениях 50х годов.

«Производственная тема» оказалась временным явлением, постепенно сошла со сцены. Уязвимым местом пьес «производственного» характера был ослабленный интерес драматурга к духовному миру своих героев. Писатель-драматург обращал внимание на профессиональную характеристику, и это оказалось основным. В духовном отношении герои выглядят обедненными.

Характеристика «производственной» драмы:

1. Производственная тема как отражение злободневных проблем эпохи.

2. Обращение к проблеме «человек и его дело»,

3. Остроконфликтность ситуации, обнажение негативных общественных явлений (подмена истинного мнимым, бюрократизация, очковтирательство, двоемыслие),

4. Поиск настоящего героя времени: «Мария» (1969) А.Салынского; «Протокол одного заседания» (1974), «Обратная связь» (1976), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979) А.Гельмана, «Сталевары» (1972) Г.Бокарева, «Человек со стороны» (1971) И.Дворецкого.

Социально-психологическая драма .

Центральное место на театральных подмостках в период «оттепели» заняла социально-психологическая драма. Особой популярностью у зрителей пользовались социально-психологические пьесы В. Розова «В добрый час!» (1954) и «В поисках радости» (1956). Герои обеих пьес - романтически настроенные молодые люди, чутко реагирующие на утвердившиеся в жизни мещанство, лицемерие, ханжество. Примечательно, что и на рубеже XX - X X I веков театры разных регионов России обращаются к драматургии В. Розова. Так, например, его пьеса «В добрый час!» и в настоящее время ставится на театральных подмостках.

Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя же психологию человеческих отношений, драматурги изображали характеры в узнаваемых жизненных обстоятельствах . К любовной тематике обратились такие авторы, как

А.Володин- «Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1957), «Старшая сестра» (1961); Э.Радзинский - «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968). Обращаясь к теме войны, драматурги 1950 - 1960-х годов отходили от публицистичности. Такие проблемы, как долг и совесть,

героизм и предательство, честь и бесчестие, они рассматривали сквозь призму нравственных ценностей. Одной из лучших пьес репертуара тех лет стала пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958).

Особенности социально- психологической драмы :

1. Лирическое начало в пьесах(В.Рощин «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980)).

2. Любовные и внутрисемейные коллизии.

3. Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.

Писатели активно использовали такие приемы , как создание «подводного течения», создание встроенного сюжета, расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов, внесценические «голоса», фантастические видения героев.

С течением времени изменялась тональность социально-бытовой

и социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин,А. Арбузов, А. Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества. В центре внимания драматургов оказались те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали

«застойного времени».

В пьесах 1970 - 1980-х годов «Гнездо глухаря» (1978), «Хозяин» (1982), «Кабанчик» (1987) В. Розов обратился к теме постепенного разрушения изначально многообещающей личности. Переломный же момент в драматургии Розова отразился в пьесе «Традиционный сбор» (1966), посвященной теме подведения жизненных итогов, которые контрастируют с романтическими устремлениями героев его драм 1950-х годов.

Проблеме внутренней деградации внешне успешной личности посвящены пьесы А.Арбузова 1970- 1980-х годов. Пафосом отрицания «жестоких игр», в которые вовлечены и взрослые и дети, в свое время обделенные родительской любовью, отмечены его драмы, посвященные теме взаимной ответственности людей за то, что происходит с ними. Драматург создал цикл «Драматический

опус», включающий три драмы - «Вечерний свет» (1974), «Жестокие игры» (1978) и «Воспоминания» (1980).

К притчевым формам обратились в своем творчестве А.Володин - «Мать Иисуса» (1970), «Дульсинея Тобосская» (1980) , «Ящерица» (1982) и Э. Радзинский - «Беседы с Сократом » (1972), «Лунин, или Смерть Жака» (1979), «Театр

времен Нерона и Сенеки» (1982). Предметом осмысления в пьесах Володина и Радзинского стали общечеловеческие ценности,вневременные ситуации, проблемы, характеры.

Творчество А. Вампилова.

Особое место в драматургии 1960 - 1970 годов занимает театр Вампилова. Он утвердил в драматургии авторитет семейно-бытовой пьесы и тем самым как бы восстановил нарушенные традиции от А. Н. Островского, А. П. Чехова. Драматургия Вампилова по характеру сюжетов, своеобразию героев, по стилю и проблематике близка к произведениям В. Шукшина, к деревенской прозе. Вампилов обратил внимание на так называемого «маленького человека», сделал основным нравственно-этический конфликт. Истоки драмы в его пьесах – это столкновение разных, нравственно-этических позиций. Вампилов стоит у истоков новой традиции современной драматургии. Не будь его, вряд ли возможно было бы появление театра 80-х годов (Пьер Арро «Смотрите, кто пришел», «Галина» Петрушевской).

Эта драматургия позволила его последователям глубже проникнуть в существо самой жизни и более органично объяснить те или иные пороки современника общественно-политическими и социальными проблемами текущего дня. Драматурги меньше сейчас прибегают к откровенным противопоставлениям и больше склоняются к раскрытию противоречий жизни и самого человека.

Драматургия Вампилова, ориентирующая современников на социальные, бытовые стороны жизни и поведения человека в этих буднях, подсказывала необходимость доходить до истоков драм человека.

Тема душевно-духовного инфантилизма современника стала ключевой в драматургии А.Вампилова, появившейся на театральных подмостках в 1970-х годах. С именем А. Вампилова связано и усиление роли символики, гротеска в отечественной драматургии второй половины XX века.

Особенности драматургии А. Вампилова.

1. Художественное исследование процесса нравственной деградации личности.

2. Постепенное усложнение характера героя и конфликта («Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Утиная охота» (1968), Прошлым летом в Чулимске» (1971)). Амбивалентность героя («плохой хороший человек»), многослойность конфликта, сложное переплетение трагического и комического начал. 3. Чеховские традиции в его пьесах.

«Поствампиловская» драматургия .

На рубеже 1980-х годов в драматургию вошло новое поколение авторов, творчество которых получило название «поствампиловская драма». К этому поколению «новой волны» относят В. Арро, А. Галина, Л. Петрушевскую, В. Славкина и др. Творчество этих драматургов объединяет внимание к негативным сторонам частной жизни современника, утратившего чувство дома, образ которого традиционно был ключевым в русской литературе. И именно в поствампиловской драматургии проявились элементы поэтики, характерные для постмодернистской драматургии конца XX - начала X X I века.

«Смотрите, кто пришел!» (1982), В.Арро; «Стена» (написана 1971, поставлена 1987), «Ретро» (1979) «Восточная трибуна» (1981), «Звёзды на утреннем небе» (1982) А.Галина; «Дочь стиляги» (1979) (название спектакля «Взрослая дочь молодого человека»), «Серсо» (1979) В.Славкина; «Пришел мужчина к женщине» (1978) С.Злотникова.

В центре художественного мира пьес “новой волны” стоит герой сложный, неоднозначный , не укладывающийся в рамки однозначных определений. Перед нами, как правило, герой 30–40 лет, вышедший из “молодых мальчиков” 60-х годов. В пору своей юности они слишком высоко поставили планку своих надежд, принципов, целей. Герой не удовлетворен собой, своей жизнью, окружающей его действительностью и ищет выхода из создавшейся ситуации (В. Арро “Смотрите, кто пришел”, “Трагики и комедианты”, В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, Л. Петрушевская “Три девушки в голубом”).

Герой поствампиловской драматургии фатально одинок . Герои-сироты наводнили пьесы поствампиловцев. “Безотцовщина” героев рождает их “бездетность”. С темой потери родственных связей неразрывно связана тема Дома, раскрывающаяся в пьесах “новой волны”.

Герои знают, что такое идеальное , и стремятся к нему, испытывают личную ответственность за несовершенство своей жизни, окружающей реальности и самих себя (А. Галин “Тамада”, “Восточная трибуна”, В. Арро “Трагики и комедианты”).

Немаловажное место в поствампиловской драматургии занимает женская тема. Положение женщины рассматривается авторами в качестве критерия оценки общества, в котором они живут. Да и нравственная, духовная состоятельность персонажей-мужчин проверяется через их отношение к женщине (пьесы Л. Петрушевской, А. Галина “Восточная трибуна”, Н. Коляды “Ключи от Лерраха”).

Четко прослеживается в пьесах данного направления тема “другой жизни” в другом обществе . Эта тема проходит определенные этапы от идеализированного представления о “другой жизни” до полного отрицания (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, А. Галин “Группа”, “Титул”, “Сорри”, Н. Коляда “Полонез Огинского”).

Герои пьес как бы проходят своеобразную проверку Бытом . (Л. Петрушевская “Лестничная клетка”, В. Арро “Колея” и др.).

Продолжая традиции А.П. Чехова, драматурги “новой волны” расширяют сценическое пространство . В их пьесах множество внесценических персонажей, чувствуется присутствие Истории и ее влияние на день сегодняшний. Таким образом сценическое пространство расширяется до пределов всеобъемлющей картины жизни (В. Славкин “Взрослая дочь молодого человека”, С. Злотников “Уходил старик от старухи”, А. Галин “Восточная трибуна” и др.).

В пьесах зачастую встречаются элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора (В. Арро “Колея”, Н. Коляда “Полонез Огинского”, “Сказка о мертвой царевне”, “Рогатка”, А. Казанцев “Сны Евгении”).

Характеристика «поствампиловской» драматургии:

1. Неоднозначность жанрового определения пьес.

2. Связь с традициями социально-психологической и социально-бытовой драмы, влияние театра Вампилова и чеховской традиции.

3. Внимание к «внутренней» жизни человека, нарушение негласного запрета на тему нравственной деградации, драма застоя, отраженная изнутри, специфика использования речевого материала.

3. Своеобразие героя: ощущение неудовлетворенности, одиночества, неспособности к самореализации из-за необходимости «играть» навязанные обществом роли.

4. «Текучесть» характера, его зависимость от обстоятельств.

Комедия, ее жанровое многообразие .

Расцвет жанра юмористической (натуральной) комедии в русской драматургии пал на 60–70-е гг. XX в. Главная причина, очевидно, в общественно-исторических условиях, так называемой «оттепели». Как и в далекие времена возникновения натуральной комедии, началось освобождение общества от тоталитарного мышления, высвобождение личностного начала. Радость личности (и общества), освобождающейся от изживших себя догм, питала оптимистическую идею доверия человеческой природе и общему ходу жизни, определяла особый

доброжелательный интерес к индивидуальным проявлениям человеческой натуры.

В эти годы были созданы такие широко известные произведения, как «Прощание в июне» и «Старший сын» А. Вампилова, «Ирония судьбы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Сказки старого Арбата», «Старомодная комедия» А. Арбузова. В это же время появились менее популярные натуральные комедии: «Дом окнами в поле» А. Вампилова, «Мужчина семнадцати лет», «Мост и скрипка»

И. Дворецкого, «Притворщики» и «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «В этом милом старом доме» А. Арбузова. В том же жанре Э. Брагинским

написаны киносценарии «Суета сует», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле».

Жанры комедии.

1. Лирическая комедия («Сослуживцы», «Родственники» Э.Брагинского и Э.Рязанова),

2. «Трагикомическое представление в двух частях»- «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова,

3. Взаимодействие трагического и комического начал в «поствамипиловской» драматургии.

«Комические фантазии» Григория Горина.

Драматургия Григория Горина - крупное и яркое явление русского литературного процесса последней трети XX века. Его пьесы пользовались огромным успехом у публики, некоторые приобрели поистине культовый характер (постановка «Тиля» в Ленкоме - 1974 г., художественный фильм «Тот самый Мюнхгаузен» - 1979 г.). Драматург создал уникальный художественный мир, своеобразие которого отмечалось как критиками, так читателями и зрителями.

1970-х гг. пьесы «Забыть Герострата!», «Тиль» и «Самый правдивый» («Тот самый Мюнхгаузен»). В 1980-е годы Горин создает следующие драматические произведения: «Дом, который построил Свифт», «Феномены», «Формула любви», «Поминальная молитва».

Характеристика драматургии Г. Горина:

1. Продолжение традиций философской парадоксальной драмы. Соотношение актуального и вечного, социально заостренного и философски обобщенного, фантазийного и реального. Широкое обращение к гротеску, к метафорической игровой условности, откровенная театральность пьес драматурга.

2. Традиция Е. Шварца в заимствовании «чужих» (литературных и мифологических) сюжетов и образов. «Чужое» как толчок к полету фантазии. Серьезность в постановке значимых социальных и философских проблем: соотношения истинных и мнимых ценностей, относительности нормального и ненормального, сложности и неизбежной конфликтности взаимоотношений творческой личности и власти, связи невежества и ненависти, стремления к разрушению.

3. Парадоксальность художественного мышления драматурга в трактовке известных образов, сюжетов, в развитии конфликта. Сквозные мотивы жизнетворчества и мифотворчества. Разнообразие «первоисточников», служащих основой сюжетов пьес Горина: «Тиль» (1970) – фантазия на сюжет Ш.де Костера, «Забыть Герострата!» (1972) – парадоксальная интерпретация древнегреческого сюжета; «Самый правдивый» (1974) киносценарий «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)) - переосмысление образа Мюнхгаузена Э.Распе, «Дом, который построил Свифт» (1980) – неожиданное решение образа Свифта и его героев; «Поминальная молитва» (1989) - трагикомедия по мотивам произведений Шолома Алейхема, «Кин IV» (1991) – по мотивам пьесы Ж.-П.Сартра; «Чума на оба ваши дома!» (1994) – комедийное продолжение «Ромео и Джульетты» и новая интерпретация шекспировской темы; «Королевские игры» (1995) – отсылка к творчеству Ж.Ануя, «Счастливцев-Несчастливцев» (1997) - к творчеству А.Н.Островского, «Шут Балакирев» (2000) – через обращение к петровской теме, к образу любимого шута Петра I развитие ключевой темы - места художника и его предназначения.

Взаимодействие драматургии и поэзии.

В период «оттепели» театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией. На сцене Театра драмы и комедии на Таганке разыгрывались поэтические представления, драматургическую основу которых составляли стихи классиков -В. Маяковского и С. Есенина, произведения современников -А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Театр под руководством Ю. Любимова тяготел к экспрессивным формам образности, а благодаря приоткрывшемуся в то время «железному занавесу» художественная культура страны отчасти соприкоснулась с западноевропейским и американским искусством. В частности, на режиссуру Ю.Любимова оказало влияние творчество и теоретические концепции Б.Брехта (Брехт Бертдльд (1898- 1956) - немецкий писатель и режиссер, разработал принципы «эпического театра», суть которого заключается в воздействии на разум зрителя.)

На излете же «оттепели» потребовались другие герои и другая - адекватная - оценка действительности и нравственного состояния общества, далеких от предполагаемого идеала. В конце 1960-х годов в развитии драматургии наметился спад. Очевидно, этим было обусловлено активное обращение театров в 1970-е годы к произведениям отечественных прозаиков: Ф.Абрамова, В.Тендрякова, Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, Д. Гранина, В. Распутина, Ю. Трифонова, Б. Можаева, В. Шукшина, Ч.Айтматова.

IV . Информация о домашнем задании.

Подготовить индивидуальное сообщение о А. Вампилове, чтение пьесы «Утиная охота».

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Рубеж 50-90-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал для обновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. В те годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.

30.03.2013 21540 0

Урок 80
Драматургия 50–90-
хгодов.
Нравственная проблематика пьес Вампилова

Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; развивать умение анализировать драматическое произведение.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Когдатак говорят: «сон в руку», «вещий сон»?

– Бывают ли на самом деле сны «вещими»?

«Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения… – я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны».

Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.

II. История жизни Александра Вампилова (1937–1972).

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого семейства, отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В. Н. Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.

Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое – дроби – к слезам: они пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет от роду.

…На руках Анастасии Прокопьевны – четверо детей, старшему из которых было семь лет.

– Каким остался сын в памяти матери? («…Каким он был, каким рос? – часто теперь спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны…)

– Проявился ли в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в отрочестве?

Драматургический, наверное, нет: человеческий – да, хотя мне трудно говорить о каких-то особенных чертах его характера и впечатлительной натуры.

Он не выделялся среди остальных моих детей… Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры – младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка…

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Писал стихи:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать –

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой. Я иногда очень беспокоилась за эти отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей короткой жизни».

Верной оказалась и его любовь к родному краю: «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город…. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» – читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику», написанном 30-летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.

А в очерке «Дом окнами в поле» можно прочитать: «…Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал меня, как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обещала множество чудес.

…Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен.

…Мне попадались стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры, города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут, как мне кажется, что-то не то…»

Конечно же, двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

– Что дают нам эти воспоминания, очерковые страницы для понимания истоков творчества, духовного мира Александра Вампилова?

III. Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».

1. За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его драматических произведений была не из легких: «Очень много времени и сил уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены московских театров», – вспоминала Е. Якушкина.

– В чем же особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346–348) и ответьте на этот вопрос.

2. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 готду и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную музыку.

Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов…. Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет…

…Зилов – это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».

«…Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.

…Но эта внимательность, серьезность и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм», «акцентирование темных сторон жизни» и даже – «жестокость», – продолжает мысль Е. Якушкина.

И это о пьесах, где в каждой, как считает В. Распутин, открываются читателю и зрителю вечные истины: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые…»

– Так кто же он, по-вашему, главный герой пьесы?

Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.

Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.

3. Кто окружает главного героя?

Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.

Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»

Ради желания получить квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием» , как «другу семейства» . Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как «друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.

4. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.

– Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?

Зилов живой, потому что в нем при всех его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.

5. В чем смысл названия произведения? Каково значение финала пьесы?

Когда друзья, пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, – самое желанное: «Утиная охота – это вещь» . Для Зилова утиная охота – тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни.

После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.

Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь?.. Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».

Станет ли Зилов теперь жить по-другому или все вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.

Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.

IV. Итог урока.

– О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас? Каково звучание фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»?