Мумия в музее. Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика)

был введен налог на захоронение. Это означало, что умершие граждане закапывались на местных кладбищах не за спасибо, а на условиях платного продления своего могило-места. Так как сами покойники по понятным причинам платить за себя не могут, делать это приходилось их родственникам. Если же у родственников не оказывалось возможности или желания платить, а в некоторых случаях, собственно, не обнаруживалось и самих родственников, то тело усопшего эксгумировалось. Каково же было удивление работников кладбища, когда вместо кучки костей им приходилось извлекать из могил почти что новеньких покойников, на многих из которых сохранились волосы, зубы, ногти и даже одежда! Удивительному факту быстро нашлось объяснение: оказалось, что уникальный состав почвы и климат Гуанахуато способствует естественному процессу мумификации захороненных здесь тел. И никакой мистики.

Закон, обязующий родственников платить кладбищенский налог, действовал с 1865 по 1958 год , и именно за это время был сформирован «фонд» будущего музея: 111 мумий , захороненных в период в 1850—1950 годах (по некоторым сведениям сюда же попали граждане, умершие во время эпидемии холеры в 1833 году ). Мумифицированные покойники хранились в помещении при кладбище, которое постепенно стало притягивать туристов, желающих посетить его за несколько песо. Так и появился этот, один из самых страшных в мире, музей .

Сейчас в музее выставлены 59 мумий , несколько из которых — мумии детей (на этом месте подумайте еще раз, хотите ли вы листать вниз). Некоторые из них снабжены табличками, на которых от первого лица написано: я такой-то такой-то, отдал Богу душу тогда-то тогда, моя окочуренная земная оболочка была извлечена из мать сырой земли тогда-то тогда-то.

Посещение музея начинается с коридора мумий, за стеклом которого стоят почти одинаковые, особо ничем не примечательные, покойнички. На всех из них сохранилась кожа, мягкой и шелковистой которую, конечно, не назовешь, но все же; некоторые товарищи стоят при прическах и с ногями, а крайний справа щеголяет в гульфиках и ботинках, в которых, очевидно, и был отправлен в лучший мир.

Далее встречаются персонажи куда более интересные. Например вот этот, наиболее сохранившийся, экземпляр в косухе. Если бы ни некоторые несостыковки в годах, можно было бы подумать, что при жизни парень был рокером.

Идем дальше и видим не менее интересные экспонаты: кто-то из мертвых уютно расположился в гробике, кто-то обращает на себя внимание замечательно сохранившимся туалетом, а одна их отошедших в мир иной завлекает посетителей музея своей, едва ли не до пояса, косой.


Далее переходим в галерею с названием Ангелитос , в котором, как нетрудно догадаться, хранятся детские мумии . По местной традиции умерших детей наряжали с праздничные одежды — мальчиков в костюмы святых, девочек в костюмы ангелов, веря, что так их безгрешные души быстрее попадут на небеса.

Но куда сильнее потрясли меня фотографии на стенах этого зала, повествующие о бытовавшей в то время традиции — фотографироваться на память с уже мертвыми младенцами. Сразу вспомнился эпизод из моего любимого ужастика «Другие», где то же самое полагалось делать с покойниками любых возрастов. Жутковато, в общем.

В следующем зале находится мумия женщины, умершей на позднем сроке беременности, и ее неродившийся ребенок — самая маленькая мумия в мире .

Довольно своеобразные впечатления производит следующий зал с мумиями людей, умерших не своей смертью . Вот, к примеру, экспозиция из похороненной заживо (слева), утопленника (посередине) и погибшего от черепно-мозговой травмы (справа). С третьим все и так понятно, а вот о том, как умерли два других замумифицировавшихся впоследствии товарища, говорят их крайне неестественные позы. Мумия слева — женщина, впавшая в летаргический сон и похороненная по ошибке, положение рук которой свидетельствует о попытке выбраться из столь неудачно сложившейся для нее ситуации. По позе утопленника можно судить, что в последние секунды жизни ему сильно не доставало воздуха.

У двух из убиенных сохранилась обувь. Но что их ботинки по сравнению вот с этими изысканными образцами обувной промышленности того времени?!

Многие из вас наверняка захотят задать вопрос: страшно ли было гулять по музею? Отвечаю — нестрашно. Бывали моменты, когда в каком-либо зале из живых я оставалась совершенно одна: муж, едва переступив порог, ускакал их музея вприпрыжку, а других посетителей оказалось так немного, что мы совершенно друг другу не мешали. Чувствовала я себя абсолютно невозмутимо, и лишь одна единственная мысль преследовала меня от начала до конца: и ВОТ ЭТИМ все закончится. Может быть, звучит громко, но из музея смерти я вышла с несколько изменившимися взглядами на жизнь .

Наверняка многие из вас, прочитавших этот пост, сочтут, что мексиканцы сумасшедшие. Предвосхищая ваше удивление, негодование, возможно даже возмущение, не могу не замолвить за них словечко. Дело в том, что мексиканцы вообще имеют довольно своеобразное отношение к смерти: они воспринимают ее не просто спокойно, а, можно сказать, оптимистически. То, что для нас, людей другой культуры, является абсурдным и даже шокирующим, для мексиканцев — естественная часть их жизни. Традиция не бояться, а даже «дружить» со смертью восходит к верованиям их предков. Древние индейцы считали, что смерть — это начало чего-то большего, и она куда важнее жизни. В Мексике даже праздник есть соответствующий — День мертвых , когда они отдают смерти дань уважения и даже немного заигрывают с ней. Если постараться взглянуть на вещи глазами мексиканца, то даже этот музей выглядит не так ужасно.

Некоторые мумии, которые сегодня пугают посетителей мировых столиц, были найдены еще тысячи лет тому назад. Что касается мумий мексиканского города Гуанахуато, то они попали в музей спустя всего несколько столетий. В период с 1865 по 1958 год жителей города, чьи родственники покоились в здешних могилах, обязали платить налог. Если кто-то уклонялся от уплаты три года подряд, то тела его близких сразу же выкапывали.

Из-за того, что почва в данном регионе Мексики была чрезвычайно сухой, трупы больше напоминали хорошо сохранившееся мумии. Первой вырытой мумией считается тело доктора Леруа Ремиджио, которое было найдено 9 июня 1865 года. Вырытые тела сохраняли в склепе на кладбище, и родственники могли все еще выкупить труп. Такая практика длилась вплоть до 1894 года, пока в склепе не накопилась достаточно тел для открытия музея мумий в Гуанахуато.

В 1958 году жители перестали платить налог за место на кладбище, однако мумии решили оставить в склепе, который вскоре стал местной достопримечательностью и начал пользоваться популярностью у туристов. Да, изначально путешественники приходили прямо в склеп, чтобы увидеть тела мумий, но вскоре коллекция мертвецы стали экспонатами отдельного музея.

Так как все мумии образовались естественным путем, они выглядят куда более ужасающе, чем забальзамированные тела. Примичательно, что мумии Гуанахуато с их костлявыми и искаженными лицами все еще одеты в то убранство, в котором были похоронены.

Пожалуй, самыми шокирующими экспонатами музея мумий для посетителей покажутся похороненное тело беременной женщины и изморщиненные тела детей. В музее также находится самая маленькая мумия на планете, которая не больше буханки хлеба.

На данный момент точно не известно, как труп, будучи похороненным больше столетия, мог так удачно сохраниться. Как уже говорилось, ученые предполагают, что причиной этого являются особенности местной почвы, но также есть мнение, что мумизации трупов поспособствовал местный климат.

В музее есть магазин, где продаются сахарные черепа, чучела мумий, а также открытки с черным юмором на испанском языке.

Но в реальной жизни они не представляют никакой опасности, а являются ценнейшим археологическим объектом, способным рассказать о быте, традициях древних людей. Если вы не боитесь встречи с мумией, то обязательно должны посетить музей Гуанахуато в Мексике, собравший под одной крышей более пятидесяти мумий.

Один из самых шокирующих музеев находится в Мексике, в городе Гуанахуато. Вы никогда не увидите там живых существ, ведь главными и единственными экспонатами являются мумии. Прежде, чем приступить к рассказу, разберемся с тем, кто же такие мумии. Мумия – это тело живого существа, обработанное специальным химическим составом, замедляющим процесс разложения.

История создания музея мумий

Как возникла мысль создать такой странный музей. Обратимся к истории. Все началось в 19 веке, когда власти города ввели налог на захоронение. Отныне, чтобы быть похороненным на кладбище, население должно было вносить плату. Само собой, умершие за себя платить не могли, эта обязанность автоматически переносилась на родственников покойного. Но, как правило, плата либо просто не поступала, либо у покойника не было близких. Тогда тела подвергались эксгумации. Представьте себе удивление могильщиков, выкапывающих не кучку голых костей, а целые тела, практические в идеальном состоянии. Мистика? Совсем нет. Все дело в особой структуре и необычном составе почвы, который создавал естественные условия для мумификации.


Закон действовал практически сто лет. Но этого было вполне достаточно, чтобы собрать богатый фонд для будущего музея. Хранили мумии в здании рядом с кладбищем. Прошло время, и эта коллекция стала привлекать все больше туристов, готовых даже платить, чтобы «полюбоваться» на страшные экспонаты. Вот таким образом появился музей мумий Гуанахуато.

Структура музея

Всего в распоряжении музея 111 мумий, но на всеобщее обозрение выставлено всего 59. Но и этого количества достаточно, чтобы нагнать страху на некоторых туристов. Начинается музей с небольшого коридорчика, уставленного с обеих сторон самыми обыкновенными и ничем не примечательными мумиями. Самое интересное, что на каждой из них сохранилась кожа. Не такая нежная, как у человека, но существо давно умерло, ему простительно. Некоторые из покойничков выставлены в одежде, в которой были похоронены. А вот дальше экспонаты становятся куда интереснее. В прошлом, это люди разных сословий. Например есть мумия в косухе. Удивительно, учитывая, что жил человек в 19 веке, когда еще не было рока и мотоциклов. В другом зале можно встретить мумию при полном параде: платье, украшения. Есть даже мумия с косой до пояса. Вот такие экспонаты.


Но больше всего ужасает традиция фотографироваться на память с мертвыми детьми. В музее представлены даже такие фотографии, от которых волосы встают дыбом. В соседнем зале можно увидеть мумию беременной женщины и ее ребенка – самую маленькую мумию в мире. Никого не оставит равнодушным помещение с мумиями, умершими не естественной смертью. Там можно встретить и утопленников, и женщину, впавшую в летаргический сон, и мужчину, умершего от черепной травмы. Каждая поза четко дает понять, кто и как умер. На некоторых из них даже сохранилась обувь. Это целые произведения искусства древней обувной промышленности.

И в заключении

Многие посчитают мексиканцев диким народом, легко относящимся к смерти. То, что у нас вызывает ужас и отвращение, у них является обыденностью. Мексиканцы предпочитают «дружить» со смертью. Так завещали еще далекие предки. У них есть даже национальный праздник - «день мертвых». Для жителей Мексики смерть – самое обычное явление. Может, нам тоже стоит проще относиться к жизни?

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула...

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы. Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены. Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках. Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли. А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность. Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея...

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии. Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани. Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой. Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...


Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом. Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для . Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали. Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея - не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства - из них извлечены внутренние органы. В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой. Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела. Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.


Пожалуй, все хотя бы раз в жизни видели какой-нибудь фильм ужасов, в котором ожившие мертвецы нападают на людей. Эти зловещие мертвецы будоражат человеческое воображение. Но на самом деле мумии не представляют никакой опасности, а имеют невероятную научную ценность. В нашем обзоре одна из самых невероятных археологических находок современности - мумии Гуанахуато.

Мумии Гуанахуато - коллекция естественным образом мумифицированных тел, захороненных во время вспышки холеры в мексиканском Гуанахуато в 1833 году. Эти мумии были обнаружены на городском кладбище, после чего Гуанахуато стал одной из главных туристических достопримечательностей в Мексике. Правда, достопримечательностью весьма жуткой.


Учёные считают, что тела были эксгумированы между 1865 и 1958 годами. В то время ввели новый налог, согласно которого родственники усопшего должны были оплатить налог на место на кладбище, в противном случае тело эксгумировали. В итоге девяносто процентов останков были эксгумированы, потому что желающих заплатить такой налог было немного. Из них только два процента тел были мумифицированы естественным образом. Мумифицированные тела, которые хранились в специальном здании на кладбище, в 1900-е годы стали доступны туристам.


Кладбищенские рабочие начали за несколько песо пускать посетителей, чтобы войти в здание, где хранились кости и мумии. Это место впоследствии было превращено в музей под названием El Museo De Las Momias ("Музей мумий"). Закон, запрещающий насильственную эксгумацию, был принят в 1958 году, но до сих пор в этом музее демонстрируются оригинальные мумии.


Мумии мексиканского города Гуанахуато – результат погодных условий и состояния почвы, при которых происходит мумификация. Тела умерших людей, которые не забрали для захоронения родственники, часто становились общественными экспонатами. Во время эпидемии тела закапывали сразу же после смерти, чтобы предотвратить распространение заболевания. Учёные считают, что некоторые люди были погребены ещё живыми, и именно поэтому на их лицах запечатлено выражение ужаса. Но есть и другое мнение: выражение лица – результат посмертных процессов.


При этом известно, что некая Игнация Агилар действительно была погребена заживо. Женщина страдала от странной болезни, из-за которой у нее несколько раз останавливалось сердце. Во время одного из приступов ее сердце, казалось, остановилось на более, чем сутки. Посчитав, что Игнация умерла, ее родственники похоронили её. Когда провели эксгумацию, оказалось, что её тело лежало вниз лицом, причем женщина кусала себя за руку, а во рту была запечённая кровь.


Музей, в котором выставлено, по меньшей мере, 111 мумий, расположен прямо над тем местом, где впервые были обнаружены мумии. В данном музее также находится самая маленькая мумия в мире - плод беременной женщины, которая стала жертвой холеры. Некоторые из мумий выставлены в сохранившейся одежде, в которой они были похоронены. Мумии Гуанахуато являются заметной частью мексиканской народной культуры, как нельзя лучше подчеркивая национальный праздник "День мертвых" (El Dia de los Muertos).

Не менее интересна и . Ученые до сих пор не могут разгадать рецепт, по которому мумифицировали тело Пирогова, а люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, и попросить о помощи.