Борисов мусатов автопортрет. Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город. Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.

Поиски собственного стиля

Виктор Мусатов родился в 1870 году в Саратове . В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко» , - писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись. Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь - я отдыхаю в искусстве» .

В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву . В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Виктор Борисов-Мусатов. Майские цветы. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Борисов-Мусатов. Дама в голубом. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Борисов-Мусатов. Агава. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юноше не нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств . При поступлении начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда - Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины. Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова , где совершенствовал технику рисунка.

В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника - ему пришлось вернуться обратно в Москву. Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен. Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна. На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым , где написал цикл натурных этюдов.

После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов . В более поздних работах - этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года - проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», - через четыре года.

Появление «мусатовской девушки»

Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию. За время его отсутствия творческая жизнь на родине преобразилась: в литературе свои положение упрочил символизм, а в живописи на место передвижников пришли Исаак Левитан , Михаил Врубель и Валентин Серов . Молодые художники, которыми восхищался Борисов-Мусатов, ратовали за обновление искусства. Было невозможно не поддаться настроению перемен.

В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище» . Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период - все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Виктор Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов

Виктор Борисов-Мусатов. Весна. 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим» . Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Вслед за автопортретом Виктор Борисов-Мусатов создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер запечатлел на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.

В 1901 году Борисов-Мусатов написал картину «Весна». На ней художник отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Ему удалось выразить настроение с помощью состояния природы - полотно буквально дышало весной, легкостью и светом. Эта работа обозначила новый этап в творчестве художника.

Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку - старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке - мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома. На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.

Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин» . Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки». На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынному усадебному парку. При этом художник изображал не какую-то определенную эпоху, а просто ностальгировал по прошлому. «Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха» , - говорил он.

Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени - женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.

Виктор Борисов-Мусатов. Реквием. 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу . Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью - «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе , на берегу Оки. «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее - вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн» , - сказал позднее писатель Владимир Станюкович.

Саратов. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Изначально здесь была пограничная крепость, но постепенно она преобразилась в купеческий город. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между
«ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями», и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. И, тем не менее, саратовская земля дала миру Борисова-Мусатова, Уткина, Кузнецова, Петрова-Водкина.

Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. До наших дней сохранилась самодельная книжечка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Рисовать он начал в шесть лет. “Около Саратова на Волге есть остров, - вспоминал позднее сам Борисов-Мусатов. - Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не “Таинственный остров”. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой”.

С 11 лет Виктор – ученик второго класса Саратовского реального училища. Учиться мальчику нравилось, но особенно старателен он был в черчении и рисовании. Контурные карты в его исполнении становились целыми картинами. Море около берегов обводилось необыкновенно живописной краской, горы растушевывались с удивительной тщательностью, реки и озера покрывались волнами.

В училище Виктор обзавелся большим количеством друзей. Ребята к нему относились по-доброму, не смеялись над его бедой, да и Виктор «…был великолепный товарищ, всегда отзывчивый и даже, насколько я помню, веселый, что придавало особенную трогательность его маленькой фигурке», – вспоминал впоследствии один из его соучеников.

С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Художественной школы в Саратове не было. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей.

После окончания МУЖВЗ Борисов-Мусатов хочет продолжить свое художественное образование. Для этого он готовится к поездке во Францию. Но сердце все время напоминает о Елене Владимировне. Он предлагает ей ехать вместе. Но нет…Ее чувств к нему еще слишком мало, чтобы отважиться на такой поступок. И он едет один.

Три зимы Борисов-Мусатов проводит в Париже. “Мои художественные горизонты расширились, - рассказывал он впоследствии, - многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах”. Так значимо было все то, что этот усердный ученик и неутомимый исследователь нашел в современном французском искусстве. Больше всего Борисов-Мусатов интересовался импрессионизмом и художниками-символистами.

Но каждое лето он проводил в родном Саратове, в окружении родных – матери и младших сестер. Особенно он был близок с сестрой Еленой. Она была его самая частая модель. Для нее мать по просьбе художника сшила платье под старину, а кринолин Виктор сделал сам. Ему очень нравится этот женский образ – чистый, неотмирный, из каких-то далеких времен. “Женщина в старинном платье с кринолином менее чувственна и больше похожа на облака и на деревья…” – считал Мусатов.

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Но где же взять натуру, где взять моделей? Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное! «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?»- пишет художник. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Ученичество позади. Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику. “Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из “некрасивости” новую Красоту”.

А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов “усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин”. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной “Водоем”: “Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. “Как хорошо… Боже, как хорошо!” – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный”.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.

По воспоминаниям сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре - предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений».

Мусатов много работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но есть верные друзья.

Они не оставляют его, зная, как трудно живется семье художника. Особенно близки им были Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович станет одним из первых биографов Борисова-Мусатова. А Надежда Юрьевна была одной из постоянных моделей художника и просто очень близким по духу человеком. Поэтому ее ранняя тяжелая кончина не могла не отразиться на художнике. “Ее смерть, – писал он, – примирила меня со смертью вообще… В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие”.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику.

Русский художник, представитель символизма. Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из прекраснейших лирических художников своего времени. В молодости Борисов-Мусатов проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах В1898 году художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир. где реальность переплетена с вымыслом Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901; «Водоем». 1902). Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова напоминали героинь полотен М. Дени, Творчество мастера было высоко оценено в России и за рубежом, однако это не принесло ему достатка на протяжении всей жизни художник бедствовал.

Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После жил и работал в Париже. Под влиянием французской школы живописи сформировался особенный стиль художника. Критики отмечали новаторское, экспериментальное начало в его картинах. Был одним из руководителей Московского товарищества художников. Просмотреть картины Борисова-Мусатова Биография и творческая деятельность

Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи.

В 1890 году Борисов-Мусатов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако предпочел переехать в Петербург. Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, учениками которого в разные годы были И. Репин, В. Серов, М. Врубель. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Однако в 1893 году вследствие обострившейся болезни живописец покидает Петербург и возвращается в Москву. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Молодые художники - И.И. Левитан, М. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов - новаторы в живописи - боролось за обновление искусства. Знакомство с творчеством Н.Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Борисов-Мусатов продолжил обучение в МУЖВЗ под руководством В. Поленова, а в 1895 уехал учиться в Париж. В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона художник выработал свой стиль и получил признание. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. По возвращении в Россию в 1898 году живописец поселяется в Саратове, где продолжает много работать.

Смерть матери и необходимость заботиться о малолетней сестре заставили его переехать в Москву. В 1899 году Борисов-Мусатов вступает в члены московского Товарищества художников и становится одним из руководителей этой организации. В его обязанности входило организация выставок Товарищества в Москве и Петербурге, на которых, кстати, были показаны все наиболее значимые работы художника.

1901 год - период наибольшего творческого расцвета мастера. С 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее значительные свои произведения, некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 - 04), «Призраки» (1903). Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык русского искусства на рубеже XIX и XX веков. Он создал живописную систему, суть которой - единение реального мира и мира условного, призрачного видения.

В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В это же время живописец получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Последние месяцы жизни художник провел в Тарусе, создал ряд великолепных пейзажей, выполненных акварелью и пастелью. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».

Загружаю видео...

Россия
«Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»
Виктор Борисов-Мусатов

"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики"
Андрей Белый

«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов



Весна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание


Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса


Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар


Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж


Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дама в саду. 1903


Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель


На балконе в Тарусе. 1905


Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Дама в голубом" 1904


Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание

Женщина в голубом. 1905. Бумага, пастель. Национальная галерея Армении, Ереван


Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание


Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев


Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Терраса. 1903. Частное собрание


Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков


У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск


Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Капуста и ветлы. 1894. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.


Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника


Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова


Праздник зеленого маскарада. Фотография


Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым


Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография


Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская


Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография

<
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович


Натурщицы в старинных костюмах. Фотография

Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная".

Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.

В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика - подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.

Биография Виктора Борисова-Мусатова

(1870 - 1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера - Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.

В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.

С четырнадцати лет Виктор занимается только живописью. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову.

После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж.

Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.

Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф. Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Мусатов усердно работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья.

Близкие друзья семьи - Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует художнику.

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.