Автобиографическая проза М. Горького («Детство», «В людях»)

М. Горький. Слово о писате-ле. «Детство». Автобио-графический характер повести.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия - это произведение, состоящее из трех книг.

-

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия - это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

Примерный план.

1) Рассказ Горького о себе.

2)

3)

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Запись в тетрадях:

1) «Детство»

2) «В людях»

3) «Мои университеты».

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная - но светилась изнутри - через глаза - неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.)

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках, нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно - розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко - петухом - закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«встала из - за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

Григорий Иванович

  1. Объяснение д/з.
  1. Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.»

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);

развивать навыки анализа художественного текста;

воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа с литературоведческими терминами.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.

- Что такое автобиографическая трилогия?

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

    Работа со вступительной статьей учебника.

Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.

Примерный план.

    Рассказ Горького о себе.

    История создания автобиографии.

    Павел Максимов о биографии Горького.

Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем Новгороде в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).

Запись в тетрадях:

Части автобиографической трилогии Максима Горького:

    «Детство»

    «В людях»

    «Мои университеты».

Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.

Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?

(«Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).

Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.

    Работа с текстом произведения.

    Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».

О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? (Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)

    Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».

О ком говорится в этом отрывке? (О бабушке.)

Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)

Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)

Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.

Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)

Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.

Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)

Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)

Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)

Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)

Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)

Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)

Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)

    Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».

Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)

Что можно сказать о деде исходя из этого описания? (Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)

Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)

Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)

Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)

    Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках: нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Таковы первые впечатления Алеши.

Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.

    Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)

Кто обедает в доме Кашириных?

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)

Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?

«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»

«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»

«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

«сел верхом на спину дяди Михаила»

Григорий Иванович

«спокойно связывал руки дяди полотенцем»

Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.

Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)

Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? (В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)

    Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».

    Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.

      Подведение итогов урока.

    Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.

    Воспоминания о детстве зрелого человека

    В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он - почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.

    В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» - повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.

    Автобиографический сюжет

    После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.

    Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин - предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.

    Персонажи

    Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.

    Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.

    Будет лишь благодарность…

    Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.

    Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.

    //--> //--> //--> //--> //--> //--> //--> //--> Задачи:

    Тип: комбинированный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 7-м классе

    М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

    Задачи:

    Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

    Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

    Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

    Тип: комбинированный.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентации, песня «Гимн семье»

    Ход урока.

    1. Орг.момент. (сочинения)

    2. Вступительное слово учителя.

    « В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не земец и даже не разночинец… За его рассказами стояла легенда о его жизни. Открытки с его изображениями покупались нарасхват – этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей. Публика не давала ему прохода, «глазея» на него…Репортёры гонялись за Горьким по пятам», - писал в 1927 г. известный литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум. Славу Горькому поначалу принесли не столько его произведения, сколько биография, судьба.

    3. Сообщение темы урока.

    СЛАЙД 1

    4. Слово учителя

    Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство»(1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

    Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

    В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

    С раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, он пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895г.), песни («Песня о Соколе», 1895г.), поэмы в прозе («Человек», 1904г.).

    Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка. Наиболее знаменитый из рассказов с таким героем – «Челкаш» (1894г.).

    «… "Босяк" до Горького в жизни и в сознании общества был один, а после Горького стал совсем другой, - писал ведущий критик журнала «Русский вестник» Н.Стечкин.

    Начиная с 1889 г. Горький за революционную деятельность среди рабочих несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых и Лев Толстой.

    В 1900-х гг. Горький, благодаря своему огромному литературному успеху (в 1900-1904 гг. опубликовано свыше девяноста книг о нём), уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально.

    Презентация «Творчество М. Горького»

    В 1913 г. в печати появились первые главы из повести «Детство». Повесть «Детство» написано на документальном материале – как и всё лучшее, что создал Горький.

    5. Работа с термином АВТОБИОГРАФИЧЕН.

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    СЛАЙД 2

    6. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

    С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
    Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
    Л.Н. Толстой “Детство”;
    Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
    В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
    Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
    Ф. Искандер “Детство Чика”;
    И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

    СЛАЙД 3

    7. Есть такое утверждение : “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

    5 класс - “Васюткино озеро” В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко;

    6 класс “Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д..

    Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

    8. Работа с тезисами.

    СЛАЙД 4-6

    Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.

    Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

    Л.Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

    Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома” .

    В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

    Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.

    9. Заочная экскурсия.

    СЛАЙД 7

    Учащимся предлагается заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства - дом деда Каширина.

    (На кухне в деревянном ведре прутики (розги) для порки провинившихся…)

    Итак, Нижний Новгород, который в недалёком прошлом назывался Горький. Объясните, почему? Как это связано с темой урока?

    10. Как вы понимаете слово “детство”?

    СЛАЙД 8

    11 . Слово учителя о повести «Детство»

    СЛАЙД 9

    М. Горький: “Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

    12. Итог урока.

    13. Д/з стр.22-39 чит., анализ


    Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

    И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ,- русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их.

    Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

    Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в главе XII, они являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

    Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что, как известно, производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания у себя соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка. Такой постоянный контраст подсказывает и определенное методологическое направление в работе над произведением.

    С одной стороны, важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрыть, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, важно показать огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой».

    Именно от выявления впечатлений героя-рассказчика, его реакций, отношения к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, можно идти к пониманию идей автора, выраженных им в широких жизненных картинах. Эти сложные задачи реализуются в построении уроков таким образом, чтобы светотени повести перемежались, как это диктуется композицией произведения.

    Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не нов для нас данного класса, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего, обязывает учителя быть особенно чутким в работе над произведением. Главное, чтобы Читатели поняли пафос произведения Горького, его страстное желание вызвать в душе читателей отвращение к «мерзостям жизни», какое бы обличив они не принимали, горячую любовь к душевно щедрому, нравственно стойкому и талантливому русскому народу.

    Вступительное слово учителя может основываться на материале статьи о Горьком, имеющейся в хрестоматии. Это не биография писателя, не характеристика его творчества. Это рассказ о подвиге Горького, которым являлась вся его жизнь, о его книгах, повествующих о жестоких судьбах русского народа в прошлом, о замечательных людях из народа. Одна из таких книг - « », первая часть автобиографической трилогии.

    «Какой видит Алеша бабушку?» - спросит Читатель нас. Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. В данном случае речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки, мы увидим, что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.

    Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» - Горький воспринимает как «крик ее сердца, лозунг всей жизни».

    Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор-рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру; «Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком,- это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

    Обращая внимание нас на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, мы тем самым развиваем у у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ии одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алеша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные…

    Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной», окна - «выпученными», двор - «неприятным». Здесь суетятся «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьев» мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

    Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», - утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

    Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

    Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого , получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

    Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

    Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

    Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

    Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

    Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

    В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

    В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

    Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

    С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами. После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости - ему пришлось быть бурлаком. Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

    Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.