Австрийские композиторы классики. Великие композиторы австрии

Бенвенуто Челлини - выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.

CELLINI, Benvenuto
(b. 1500, Firenze, d. 1571, Firenze)


Бенвенуто Челлини (итал. Benvenuto Cellini; 3 ноября 1500, Флоренция - 13 февраля 1571, Флоренция) - выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.

Биография

Бюст Челлини во Флоренции


Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов.

Бенвенуто был вторым ребёнком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла.

С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города.

После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана.

В 1527 году участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город. В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились - они были позднее переплавлены.

Мстя за брата, в 1531-1534 годах Челлини убил ювелира, затем напал на нотариуса, после чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни ещё одного ювелира за то, что тот плохо высказывался о Челлини при папском дворе.

В 1537 году был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль. Снова попав в Рим, Челлини был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако он смог опять бежать. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён.




Cкульптура Бенвенуто Челлини «Персей»


С 1540 года жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению, - большой солонкой Франциска I (1540-1543).

Во Франции мастер освоил технику бронзового литья и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь он исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения.

В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Скульптор скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.

Творчество

Книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» является одним из самых замечательных произведений литературы XVI в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558 году, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и ещё несколько страниц выполнено другой рукой.



Ganymede 1548-50
Bronze, height 60 cm


Хроника доходит до 1562 года. В XVIII веке после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 году она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году.

Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как «Исповедь блаженного Августина» или «Исповедь Руссо».

На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передаёт ход мысли и переживания человека.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он представлял скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира.



Mercury 1545-53
Bronze, height 96 cm
Museo Nazionale del Bargello, Florence

Jupiter 1545-53
Bronze, height 98 cm
Museo Nazionale del Bargello, Florence


Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойдённый мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор.



Minerva 1545-53
Bronze, height 89 cm
Museo Nazionale del Bargello, Florence


Danaë and her Son Perseus 1545-53
Bronze, height 84 cm


Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застёжки для облачений Климента VII.

Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, - бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр).

Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же); Ганимед (1548-1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал).

Виктор Шкловский в своей книге «Гамбургский счёт» пишет:

«Челлини рассказывает в своей автобиографии о том, как папа заказал драгоценное украшение, в которое должен был быть вставлен прекрасный бриллиант. Все соперничающие мастера делали различные фигуры и среди них вставили камень; только Челлини пришло в голову использовать бриллиант так, чтобы ввязать его в композицию с мотивировкой: он сделал из этого камня престол для Бога-отца, вычеканенного на рельефе».

Однажды Бенвенуто надолго исчез из Ватикана, прихватив с собой золото и несколько драгоценных камней, выданных ему для работы из папского хранилища. Причём, его отсутствие было достаточно долгим, чтобы вызвать гнев его Святейшества.



Narcissus 1540s
Marble, height 149 cm
Museo Nazionale del Bargello, Florence


Salt Cellar 1540-44


Salt Cellar 1540-44
Gold, enamel and ebony, 26 x 33,5 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna


Salt Cellar 1540-44
Gold, enamel and ebony, 26 x 33,5 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna


Salt Cellar 1540-44
Gold, enamel and ebony, 26 x 33,5 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna


Когда, наконец, Челлини вернулся, то его встретили бранью: «О, эти художники! Вечные посетители кабаков, спутники развратных девок, подонки общества, язычники, а не добрые христиане!» - Вместо оправдания Челлини молча выложил кипарисовый ларец, внутри которого находилась гемма из многоцветного сардоникса.

Резко оборвав свои гневные филиппики, папа долго и внимательно разглядывал вещь. На камне Челлини вырезал канонический евангельский сюжет, тайную вечерю. При том многоцветный камень был использован самым изобретательным образом. Все пятна, цвета и прожилки сардоникса были использованы в каноническом сюжете для характеристики персонажей.

Христос оказался в белом природной одеянии, апостол Иоанн - в голубом, Пётр - в красном, а Иуда, конечно, в мрачном тёмно-коричневом хитоне. Но более всего папу поразила идея, что этот сардоникс валялся на земле много тысяч лет как простой булыжник и никому до него не было никакого дела. Но вот, пришёл «распутный» художник, коснулся камня своим несложным резцом и сотворил из булыжника - чудо.

Бенвенуто Челлини был прощён и провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостола Петра и поставили в алтаре главного притвора. Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства.

Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» - где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции, в который Дюма-отец искусно вплетает историю любви подмастерья Асканио к дочке парижского прево - Коломбе. В 1877 году композитор Эмилио Боццано написал оперу «Бенвенуто Челлини» по либретто Джузеппе Перозио на основе всё той же автобиографии.

Интересные факты

Историк философии Г. Гефдинг (1843-1931 гг.) сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос, следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа.

Музыка и Австрия – понятия неразделимые

Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. В каждой области страны ежегодно проводятся музыкальные фестивали, на которые съезжаются именитые музыканты со всего света.Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица Вена. Как точно выразился Стефан Цвейг, Вена - это «великолепно оркестрованный город».

В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка - обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции - австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. История хорового песнопения в Австрии насчитывает множество веков. Еще в конце XV века был основан Венский хор мальчиков, который существует и по сей день. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу.

Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев. Например, 1999 год был годом Иоганна Штрауса, известного своими прекрасными вальсами.

Театральный сезон для Вены - событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства. Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор, и австрийская столица наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Миланом остается центром этого вида искусства. Венский оперный театр выделяется на фоне остальных зданий своей пышностью и помпезностью.

Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. Самым известным балом является Венский бал (Opernball ), ежегодно проводимый в Венском оперном театре.Публика здесь только из высшего общества, да и цена на билеты соответствующая - не менее 50 тысяч долларов.

Венский бал в Венском оперном театре

Австрийцы всячески почитают своих великих земляков. На одной из красивейших венских улиц, Кертнерштрассе, была открыта Аллея славы великих музыкантов и композиторов. В мостовую были вмонтированы более семидесяти гранитных и мраморных плит с фамилиями выдающихся деятелей музыкального искусства.

Выдающиеся австрийские композиторы

Брукнер Антон (1824 - 1896) - композитор и органист, известныйдуховной музыкой, 9 симфониямии музыкой для хора и оркестра. C амое известное его произведение - месса « Te Deum ».

Гайдн Франц-Йозеф (1732 - 1809) - великий основатель классической инструментальной музыки, представитель венской классической школы. Гайдн оставил огромное творческое наследие: более 100 симфоний, более 30 опер, оратории, 14 месс, свыше 30 концертов для музыкальных инструментов.Вершина его творчества - 12 «Лондонских симфоний» (написанных в Англии). За Гайдном утвердился почётный титул «отца симфонии».

Крейслер Фритц (1875 - 1962) - виртуозный скрипач и композитор. Рахманинов называл Крейслера «лучшим скрипачом мира». Среди его сочинений - оперетта, произведения для скрипки, многочисленные пьесы. В наше время часто исполняются на «бис» -«Китайский тамбурин», «Муки любви», «Чудесный розмарин», «Радость любви» и др.

Малер Густав (1860 - 1911) -композитор и талантливый дирижёр, автор 10 симфоний. Широко известны его «Эпическая песнь о земле» (на основе китайской поэзии VIII века), «Песни странствующего подмастерья», цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика» и др. Особенно сильное влияние Малер оказал на Шостаковича.

Вена. Памятник Моцарту.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 - 1791) - один из величайших композиторов, капельмейстер, скрипач – виртуоз, органист. Представитель Венской классической школы. Обладал совершенным музыкальным слухом и непревзойдённой памятью. К его шедеврам относятся симфонии, оперы («Женитьба Фигаро»,«Дон Жуан»,«Волшебная флейта»), кантаты, оратории, мессы, включая «Реквием», создание которого покрыто тайной. Произведения Моцарта отличаются поэтичностью и тонким изяществом.У наших современников очень популярны его мелодии: «Ближе к мечте», «Маленькая ночная серенада», «Мелодия дождя»,«Эльвира Мадиган», «Турецкий марш», «Мелодия ангелов»и др.

ШубертФранц (1797 - 1828)первый великий композитор - романтик, автор около 600 песен и баллад (на слова Гейне,Шиллера, Гёте, Шекспира), 400 танцев, включая вальсы, 9 симфоний, сонат, а также фортепианной музыки.Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярности, например, «Серенада» из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря», «Форель», ария « Ave Maria ». Когда Шуберт был ещё молодым, Бетховен заявил пророчески: «Поистине, в этом Шуберте живёт искра божья! Он ещё заставит о себе заговорить весь мир!»

Музыкальная династия Штраусов

А знаете ли вы, что в семье Штраусов был не один, а четыре музыканта!

Штраус Иоганн (1804 - 1849) - отец, основатель музыкальной династии. Композитор скрипач и дирижёр. C о своим оркестром Штраус успешно гастролировал по Европе. Он подарил миру более 250 сочинений: кадрили, марши, вальсы (которые составляют две трети сочинений Штрауса). Особым успехом пользовались вальсы «Плач Лорелеи на Рейне» и «Висячие мосты». Но самое знаменитое сочинение отца-Штрауса - «Марш Радецкого».

Штраус Иоганн (1825 - 1899) - старший сын. Признанный «король вальса», композитор и дирижёр, o н был новатором в ритмике и оркестровке. Уже в 19 лет состоялсядирижёрский дебют Иоганна. Его мелодическое дарование отражено в 496 произведениях: вальсах, польках, кадрилях, маршах, мазурках. Знамениты вальсы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», «Радости жизни», «Сказки Венского леса», «Прощание с Петербургом», «Весенние голоса», «Розы с юга», а такжеоперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Карнавал в Риме» и др. Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу. Выступал он и в Нью-Йорке. Творениями Штрауса восхищался Чайковский.

Штраус Йозеф (1827 - 1870) - младший брат Иоганна Штрауса. Талантливый скрипач и дирижёр. Автор «Персидского марша», полек «Кукушка», «Пиццикато», а также восхитительных вальсов «Безумие», «Ласточки австрийских сёл», «Моя жизнь – это радость и любовь», «Безумие», «Акварели» и др.

Штраус Эдуард (1835 - 1916) - третий брат в семье Штраусов. Как и братья, он играл на скрипке, дирижировал, сочинял вальсы. Написал около 200 танцевальных пьес, следуя традициям отца и старшего брата. В 1890 году Эдуард приезжал в Россию и с большим успехом дирижировал в Павловске.

Венский государственный оперный театр вмещает 2209 зрителей

Каждый год в Европе проходит «Штраус - фестиваль», посвящённый творчеству Штраусов. Он проходит в Испании, Австрии, Португалии, Германии, Италии, Франции.

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.
Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимает один из представителей Венской классической школы композиции Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart), проживший короткую, но яркую жизнь гения (родился 27 января 1756 в Зальцбург е, а умер 5 декабря 1791 в Вене). Гениальность композитора настолько велика, что сохранившиеся записи о его способностях граничат с нереальностью, а написанная им музыка не имеет ограничений по восприятию. Моцарта с наслаждением слушали в XVIII. XIX, XX веках вне зависимости от социального статуса и уровня развития интеллекта. Такое же восхищение вызывает его музыка и сейчас. Главная тема 40-й симфонии соль минор звучит с мобильных телефонов и исполняется высокопрофессиональными оркестрами в филармониях. Моцарта сегодня «напевают», порой даже не зная имени самого гения. Бесчисленные «переделки» его произведений на современный лад многими музыкальными коллективами, по сути, кощунственные, но весьма популярные сегодня не способны заглушить гениальность и красоту музыки Моцарта. И хотя многими настоящими ценителями искусства они воспринимаются, как надругательство над великими произведениями гения, но дают свой эффект эстетического воспитания молодежи в современный период упадка и «отката» культуры. Уже к 17-ти годам Моцарт сочинил четыре оперы, 13 симфоний, 24 сонаты и массу более мелких композиций. А к моменту загадочной смерти число написанных Моцартом произведений было просто огромно. Наиболее значительными и известными стали шесть знаменитых струнных квартетов, посвященных Йозефу Гайдну, оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля», симфонии № 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор («Юпитер») и величественный реквием, не завершенный из-за скоропостижной смерти композитора.
Не менее значительный вклад в развитие классической музыки внес Франц Йозеф Гайдн (1732—1809), инструментальные произведения и симфонии которого воспитали не одно поколение ярких талантливых музыкантов. 104 симфонии, сочиняемые в просто безумно короткие сроки, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и оперы оставил после себя этот гений, оптимист в музыке, поражающий своей неуемной энергией и позитивом. Эталоном классического написания для многих композиторов стали оратории Гайдна "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801).
К «элите» классической музыки мира заслуженно относятся:
- композитор, пианист, педагог и дирижёр Ференц Лист (22 октября 1811 - 31 июля 1886), по праву считавшийся величайшим пианистом XIX века, оставивший в наследие потомкам 647 произведений. Наиболее значительные из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia»;
- творец оперного направления Кристоф Виллибальд Глюк (2 июля 1714—15 ноября 1787), написавший более 50 опер, интермедий и балетов, наиболее значительные из которых оперы «Семирамида» (1748), «Орфей», «Альцест», «Парис и Елена» (1761—1764), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779);
- Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 - 19 ноября 1828), признанный после смерти благодаря незабываемым по вдумчивости и мастерству 6 мессам, 7 симфониям, 15 операм и пр.;
- Леопольд де Мейер (20 декабря 1816 - 6 марта 1883), писавший и исполнявший виртуозные пьесы. Его «вклад» в мировое искусство - «Марокканский марш», фантазии на темы популярных опер («Норма» и «Пуритане» Беллини, «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Семирамида» Россини), цикл «Русские песни», фортепианные сочинения и обработки;
- известный любому пианисту Карл Че́рни (21 февраля 1791, Вена - 15 июля 1857), без этюдов для фортепиано которого не обходятся ни начинающие, ни опытные мастера.
Было бы грешно не вспомнить о короле вальс ов Иоганне Штраусе (25 октября 1825 - 3 июня 1899), поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. Штраус оставил после себя 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. А вальсы композитора - просто предел совершенства. «Песни любви» (Liebeslieder, 1852), «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau, 1867), «Жизнь артиста» (Künstlerleben, 1867), «Сказки Венского леса» (G’schichten aus dem Wienerwald, 1868), «Вино, женщины и песни» (Wein, Weib und Gesang, 1869), «Тысяча и одна ночь» (Tausend und eine Nacht, 1871) и многие другие уже второе столетие звучат во многих странах мира и не теряют своей популярности.