Бал как он проводился в европе. Вы поедете на бал – Венский бал

Я уже писала о балах в Австро-Венгрии.
Сегодня рассказ о современных балах в Вене. Тем более, что на днях состоится Оперный Бал в Венской Опере.

Вена - мировая столица музыки. Одной из ее визитных карточек и «предметов экспорта» является Венский вальс - танец в три четверти такта, который когда-то прославил на весь мир король вальса Иоганн Штраус. Венские балы признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

Оперный бал в Венской опере - бал номер 1 в мире:

Такие любимые всеми балы имеют как ни странно не очень старую историю. Источники 16-г века не знают слова "Ball" в контексте танцевального мероприятия. Лишь в 17 веке это слово появляется в обиходе. Оно происходит от латинского слова "ballare" (танцевать).
Начало нынешним балам положил Венский конгресс 1814-1815, куда съехалась вся европейская политическая элита. Конгресс проходил в атмосфере непрерывных балов, маскарадов и увеселительных мероприятий и был назван "танцующим конгрессом".

Поистине мировую славу венским балам принесли вальсы Штрауса, триумфальное шествие которых по Европе и всему миру в первом половине 19-го века началось именно из Вены.

При "вечном" кайзере Франце Иосифе самыми эксклюзивными балами были "Бал при дворе" и "Придворный бал" (). На них допускалась только аристократическая и правительственная верхушка. Но бюргеры, мещане, ремесленники, рабочие и даже крестьяне устраивали по всей стране свои балы.

После падения монархии на смену придворным балам пришел Оперный Бал в Венской государственной опере, именно он является сейчас самым главным и экслюзивным балом. Он проводился с перерывами с 1921 до 1939 года, а затем из-за войны возобновился лишь в 1956 году. Подробнее о нем в конце этой статьи.

Дебютанты бала Венского филармонического оркестра в здании Musikverein:

В год в Вене проводится около 400 балов, которые посещают около 300 тысяч человек. Бальный сезон начинается официально 11 ноября ровно в 11:11 и заканчивается Пепельной средой, после которой начинается Великий Пост. Пик бального сезона - январь и февраль.

Балы в Вене бывают разные....В основом это "отраслевые" или "региональные" балы, на которые часть билетов забронирована для своих, а остальные может купить любой. В Вене существует бал офицеров, бал врачей, бал фармацевтов, бал полицейских, бал виноделов, бал аптекарей, бал юристов, бал пожарных, бал индустрии и техники, бал Технического или Экономического университета, бал Тироля, бал Штирии.....И так до бесконечности...Каждый день в сезон в Вене проходят несколько балов. Благо дворцов и подходящих для балов элегантных залов в городе достаточно.

А сейчас обзор НЕКОТОРЫХ самых известных и ярких балов, являющихся апогеями бального сезона.

"Венский бал кофеен" (и всего, что относится к кофе) (Der Ball der Wiener Kaffeesieder). В этом году проходит в 60-ый раз. Проходит в Редутном зале Хофбурга с 21.00 до 04.30.
Вход 135 евро, студентам 60 евро
Дресскод:

Мужчины: фрак, смокинг, парадный мундир (никаких галстуков, только бабочки).

Дебютанты бала кофеен:

"Бал кондитеров" (Zuckerbäckerball). В этом году проводится в 116-ый раз. Проходит в Хофбурге.
Вход 100 Euro, молодежи (не старше 1991 г.р.) 50 евро.
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье (нежелательны мини, коктейльные платья, брючные костюмы и трахт)
Мужчины: смокинг, парадный мундир, темный костюм с бабочкой (нежелательны галстук и трахт).
Разыгрывается приз „Vienna Cakemaster " на лучший торт.

Бал кондитеров (в центре вносят торты):

"Венский Академический Бал" (Wiener Akademikerball), до 2013 года назывался "Венским корпорационным балом". Проходит с 1952 года и организовывается партией правых FPÖ. Поэтому больше всего подвергается критике в СМИ.

Дебютанты Академического Бала:

"Охотничий бал" (Jägerball) В этом году проходит в 96-й раз в Хофбурге.
Вход: 130 Euro. Студенты (не старше 1991 г.р.): 50 Euro
Дресскод:
Дамы: дирндль или трахт
Мужчины: трахт или костюм с элементами трахта

Дебютанты охотничьего бала:

"Бал врачей" (Wiener Ärzteball), проводится в этом году в 67-ой раз.
Вход: 120 Euro, студенты: 50 Euro
Столик: 30-390 евро
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье
Мужчины: фрак, смокинг, черный или темно-синий костюм с бабочкой (никаких галстуков!).

Дебютанты бала врачей:

Все балы начинаются одинаково: выходом дебютантов. А потом у всех разная программа. Танцы под классику сменяются выступлениями саксофонистов, номерами танцевальных и балетных групп, исполнениями блюза, джаза, кантри, ариями из мюзиклов, разными конкурсами...Собираются пожертования на благотворительные цели.

Еще несколько известных балов...

Офицерский бал. Дебютанты:

Тот же бал офицеров в Вене. На заднем плане справа видны гости бала - курсанты одного из российских военных училищ:

Дебютанты на балу фармацевтов:

Бал Технического университета:

И наконец... БАЛ БАЛОВ....

«Венский оперный бал» (Wiener Opernball). Проводится в последний четверг перед Великим Постом в Венской государственной опере. Бал приравнивается к государственному приему, на нем всегда присутствует президент Австрии с супругой.
Входной билет: 290 евро
Отдельный столик: 400-1200 евро (в зависимости от расположения)
Ложа/балкон: 10.000-20.000 евро (в зависимости от расположения)

Парадная лестница в Венской Опере:

Дресскод: для дам - длинное бальное платье, для мужчин - фрак с белой бабочкой

Это чисто официальный дресскод. Но дресскод может предписать лишь вид и длину одежды, а вот вкус он не может предписать. Поэтому существуют также дополнительные НЕГЛАСНЫЕ правила дресскода для Оперного бала...Платье не должно тесно облегать фигуру, нежелательные ткани - шерсть, лён, кожа. Женская обувь не обязательно должна иметь высокие каблуки, но желательно с закрытыми носками. Но вроде последние годы уже считаются допустимыми вечерние туфли с открытыми носками (без чулок). Вообще выставлять на балу голые ноги - дурной тон.
Сумочка обязательно маленькая и элегантная. Дурным вкусом считаются просвечивающиеся сквозь тонкую ткань бюстгалтеры, трусы и выпирающие над тесными трусами животы и бока. Поэтому желательно или надевать утягивающее корсетное белье, или драпировать/маскировать свои чересчур пышные формы. Помимо настоящих драгоценностей считается допустимой и со вкусом подобраная бижутерия. Наручные часы для мужчин абсолютно нежелательны (лишь карманные на цепочке или вообще никаких), для женщин максимум маленькие элегантные часики. Брюки мужчин поддерживают не ремни, а подтяжки. Туфли для мужчин желательны лаковые. Брюки с черными шелковыми "лампасами". И упаси боже никаких галстуков и пиджаков! Только фрак с белым жилетом и белой шелковой бабочкой!

Модераторы бала Мириам Вайксельбраун и Альфонс Хайдер одеты по правилам дресскода:

Подготовка и декорация зала к балу в Венской Опере начинается за 70 часов до открытия. После последнего представления вечером в понедельник из партера убирают сиденья. Затем настилают специальный пол, который вместе со сценой образует одну сплошную плоскость площадью в 850 кв м. В дополнение к 76 постоянным ложам в партере устраивают вдоль сцены 24 дополнительные ложи в три этажа. Вход с улицы в здание Оперы со стороны Ринга декорируют огромным красным навесом и кладут красный ковер, по которому нарядные гости заходят в здание. В среду вечером проводят генеральную репетицию дебютантов и декорируют цветами. В четверг утром служба строительного надзора принимает перепланирование помещения и пола. Теперь наносятся последние штрихи - и все готово к проведению Главного Бала.

Генеральная репетиция дебютантов за день до бала:

На Оперный Бал гости приезжают к Опере на собственных и арендованных автомобилях, лимузинах, даже каретах! Подъезжают прямо к крытому парадному входу с красным ковром. Но большинство приезжает на такси, их привозят родные, они приходят пешком из ближайшего отеля или приезжают на метро...Если каждый из нескольких тысяч гостей бала будет торжественно подъезжать к парадным дверям, то на это понадобится целый день.

Открывается бал появлением бундеспрезидента со своей половиной в президентской ложе под звуки австрийского гимна.

Президент Австрии (теперь уже бывший) Хайнц Фишер с женой Маргот (слева). Справа - организатор Оперного бала Дезире Трайхль-Стюргх.

Австрийская (бывшая) первая леди Маргот Фишер - обычная женщина со скромными внешними данными, избегающая СМИ. И на балах всегда одета скромно и консервативно.

Затем следует грандиозный полонез Карла Цирера , в котором участвуют 160-180 пар дебютантов, входящие в зал во главе с церемониймейстером.
Примерно треть дебютантов - иностранцы. Ежегодно завяки присылают кандидаты в дебютанты из разных стран- от США до Японии. В прошлом году было 40 заявок из России. По каким критериям отбирают или отказывают, не знаю.

Раньше за хореографию дебютантов была бессменно ответственна знаменитая танцевальная школа Elmayer. Но в 2009 года у школы Elmayer монополию забрали, и теперь каждый год за полонез дебютантов отвечает какая-то другая танцевальная школа Вены, Граца, Линца и других городов.

каждый год на девушках короны разной формы:


(шепотом) вот эти женщины в зеленом по краям - из танцевальной школы. Они следят, чтобы ряды были ровными. Когда видят "неровность", с улыбкой проходят вдоль рядов и взглядом дают дебютантам знать, чтобы подровнялись. Ведь дебютанты - не профессиональные танцоры, а съемка в прямом эфире ведется также сверху, и нужно чтобы все было ровно и симметрично. Вот на видео с 6:14 видно, как они "ровняют" ряды (только эта запись другого года и женщины в красном, а не в зеленом).

Церемония открытия продолжается балетным выступлением и затем оперным пением. И, конечно, с участием мировых звезд первой величины. То Хосе Карерас с Анной Нетребко , то Пласидо Доминго... В этом году вроде будет петь тенор Йонас Кауфман.

балет на Оперном балу:

После этого дебютанты танцуют еще марш Радецкого и польку. А после вальса "На прекрасном голубом Дунае " , церемониймейстер дает знаменитую команду „Alles Walzer“ ("Танцуют все!" ) времен Штрауса - и под звуки вальса к танцующим дебютантам присоединяются все желающие.

На балу танцуют под знаменитые мелодии времен монархии - вальсы Штрауса, мелодии из оперетт Легара, музыку венских классиков Моцарта, Гайдна, Бетховена.
В полночь играет полуночная кадриль. В 3 часа ночи снова кадриль. В 5 утра бал заканчивается "Дунайским вальсом ", маршем Радецкого и мелодией "Брат Мой " Фердинанда Раймунда. В 6 утра в пятницу начинается уборка зала, чтобы в субботу вечером могли возобновиться регулярные представления.

В вечер бала Венская Опера доступна посетителям от подвала до чердака. На балу ведь не только танцуют. Везде открыты буфеты, бары, рестораны, лаунж-бары и даже хойригер есть! В холлах играет живая музыка.

Рядом с Оперой наготове стоят несколько пожарных машин с полторы сотней пожарных, машины скорой помощи. И полиция само собой - она отгораживает вход в Оперу и отгоняет левых демонстрантов, которые каждый год протестуют против бала.

Дита фон Тезе в ложе на Оперном балу:

Прямая ТВ трансляция с бала длится много часов (но я всегда засыпаю до окончания). Транляция модерируется за кадром, как какое-нибудь открытие Олимпийских игр. Мне лично нравится слушать по ТВ комментарии модераторов Карла Гогенлоэ и Кристофа Вагнера-Тренквитца. Первый - журналист (и князь вообще-то!), другой - драматург и музыковед. Они знают вообще всех и вся. "Вот это принцесса такая-то", "Это племянник Порше", "Это мисс Нижняя Саксония позапрошлого года", "Это двоюродная тетя дяди свекрови Фионы Сваровски".....
Удивляет прекрасная работа операторов австрийского телевидения. Камера буквально "скользит" по залу, "скользит" между парами, детально показывая лица и наряды дебютантов. Будто невидимый оператор с камерой ходит по паркету. Если наводят крупным планом камеру на кого-то из дебютантов, другая камера показывает его мать/отца в ложе - ведь часто это дети каких-то знаменитостей. И сразу следует объяснение модераторов за кадром. Это ж надо всех знать в лицо!

Однажды камеру навели на жену одного из модераторов. Он сказал: "Упс.. а это моя жена. Но кому она пишет СМС?" Другой: "Может, тебе?" "Да нет, я пока ничего не получил" "Так у тебя же мобильник отключен".

Потом несколько недель бульварная пресса пестрит фотографиями вечерних платьев VIP-посетительниц бала - у кого платья были со вкусом, а у кого безвкусны, кто какие ляпы в одежде допустил. Мне кажется, что наиболее грешат ляпами в дресскоде забытые "известности", которые как-то хотят о себе напомнить СМИ.

"Танцуют все":

Наиболее интересен желтым СМИ строительный магнат 82-летний Рихард Лугнер, который, желая привлечь к себе внимание, каждый год приводит с собой какую-то (оплаченную) знаменитость, в основном из шоу или кинобизнеса. То Софи Лорен, то Пэрис Хилтон, то Ким Кардашьян, то Памелу Андерсон...

Рихард Лугнер в ложе со своей очередной оплаченной молоденькой женой и очередной оплаченной гостьей Ким Кардашьян и ее матерью:

Говорят, что сумма, которую он платит знаменитостям, составляет около 50 тысяч евро. Плюс дорога и проживание в навороченном отеле. Однажды какая-то звезда (уже не помню, какая именно) назвонила по телефону из своего номера гостиницы в Америку на офигенную сумму, Лугнеру пришлось и этот счет оплачивать.

С недавнего времени "Венские балы" стали проводиться и в других странах и городах.

Венский бал в Пекине:

Венский бал в Москве (Гостиный двор):

Балы вчера, сегодня, завтра

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденция.

С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.


Допетровская Россия не знала балов. Начало им положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Петровские балы всегда открывались польским гавотом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. При Анне Иоанновне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает» , и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что свидетельствуют даже люди, видавшие великолепие Версаля. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

Однако настоящей бальной столицей Европы принято считать Вену.



Балы в Венской государственной опере стали даваться ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Исключением стала Вторая мировая война. Тогда балы были прерваны вплоть до 1956 года, когда бал вернулся в стены Венской государственной оперы. С тех пор традиция ежегодного проведения Венского оперного бала нарушалась лишь однажды. В 1991 году Венский Оперный бал был отменен из-за Войны в персидском заливе.

Сегодня Венский Оперный бал является одним из главных ежегодных светских событий в Европе и каждый раз собирает более 5000 гостей, которые ночь на пролет танцуют в государственной опере.

Сезон там начинается в новогоднюю ночь с роскошного Императорского бала и продолжается до конца февраля – по нескольку балов в день. Свой есть у каждой профессиональной ассоциации: Бал фокусников, Бал охотников, Бал фармацевтов... Билеты можно купить по Интернету, но побеспокоиться о них стоит заранее. Например, на знаменитый бал в Венской опере собирается весь цвет Европы и Америки, поэтому билеты стоит заказать за полтора-два месяца.

Балы в России

В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра.



Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет
высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.


Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Картина неизв. худ. Начало 1830-х

На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).

При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Если бальное платье женщины имело трен , то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.
Офицеры никогда не танцевали с оружием , его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
Танцевать без перчаток считалось недопустимым . В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. П одобное оскорбление могло быть поводом к дуэли . За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы.
Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку.

Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.


James Hayllar 1829-1920

Бальный этикет

« В танцах проявляется и галантность кавалеров, и чарующая сдержанность дам...»

( Выдержки из Ball Room Guide, "Правила поведения на балах".)

§1 . Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.

§2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.

§3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.

§4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.

§5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.

§6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.

§7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.

§8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

§9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.

§10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.

Если переходить от общих слов к конкретным правилам балов, то, в первую очередь, мы должны отметить, что поскольку хороший вкус подразумевает чувство меры, размер бального зала должен быть соотнесен с числом гостей. Зал не должен быть ни слишком пустым, ни слишком тесным. Лучше всего, без сомнений, когда гости стоящие по периметру как раз охватывают зал.

Также мы расскажем немного о том, как следует одеваться к балу . Есть универсальное правило, как для джентльменов, так и для дам. Одежда должна быть как современной, хорошо пошитой из дорогого материала, и настолько простой, насколько возможно.

Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки. Одежда не должна стеснять джентльмена, поскольку если он не чувствует себя на балу также свободно как и у себя дома, то ему лучше дома и оставаться. Тем не менее, легкость не должна перерастать в нахальство, поскольку после паясничания, это – самый большой промах для любого пола. Не забывайте, легче хорошо танцевать, нежели хорошо себя вести.

Считается неприличным танцевать с одной дамой более трех-четырех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Разговоры должны происходить на пониженных тонах и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

В целом, джентльмен не может быть чрезмерно внимателен к своей партнерше, и должен помнить об этом, оставаясь рядом с ней после приглашения на танец. Приглашения задолго до начала бала на частных танцевальных вечерах считаются невежливыми и никогда не должны превышать трех танцев.

То, что мы сказали о выборе простого костюма для джентльмена, в еще большей степени применимо к дамским нарядам. Также дамы не должны перегружать себя украшениями, потому что ни что так не свидетельствует о дурном вкусе, как танцующие цветочные клумбы. Особое внимание следует уделить выбору перчаток и платка , которые всегда являлись эталоном хорошего вкуса.
Кроме того, даме следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу – это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды и, в общем, все, что расходится с законами красоты должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к джентльмену должно всегда быть размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать джентльменам, пригласившим их на танец – признание, которого достойно любое внимание. Поведение дамы должно быть доброжелательным, но ни в коем случае кокетливым, поскольку ничто так не опускает оценку женщины или девушки в мужских глазах, если он не дурак, как кокетливое поведение. Он решит, что ухаживания, обращенные к незнакомцу – это ухаживания, обращенные ко всем, следовательно, не стоит воспринимать это на свой счет.

Обязанности распорядителя

§1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала.

§2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности.

§3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел.

§4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам - первейшая обязанность распорядителей.

§5. Также в обязанности распорядителя входит представления незнакомых людей.

Распорядитель должен делать все, чтобы гости чувствовали веселье и удовольствие!

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене во время бального сезона - с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события происходившие на балу обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.

После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришёл оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного композитора, управлял оркестром. Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо вопринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Первый Оперный бал современного типа и названия прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен в феврале 1956 года уже после окончания Второй мировой войны.

Венские балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Начиная с 1935 года, крупнейший бал проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Чтобы считаться настоящим венским балом, бал должен отвечать ряду критериев, выработанных ЮНЕСКО. Например, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал).

Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Открывает Оперный бал грандиозный полонез, в котором участвуют пары дебютантов. После танца дебютантов танцуют все. После открывающего полонеза участники танцуют веселую польку и другие танцы, а заканчиваются балы знаменитым венским вальсом. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры же должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг.

Венский Бал Жизни (Life Ball)

Венская Ратуша

Life Ball - это самый грандиозный, самый экстравагантный и самый крупный благотворительный бал в Европе, участие в котором ежегодно принимают многие всемирно известные звезды шоу-бизнеса, политики, актеры, такие как Билл Клинтон, Элтон Джон, Кэти Перри, Лайза Минелли и др. Бал начинается со зрелищного шоу на площади у Венской ратуши. Гости, безукоризненно следящие за особенным дресс-кодом Life Ball, могут получить билет за полцены и пройтись по красной дорожке вместе со знаменитостями под прицелами фото- и видеокамер папарацци.

Королевский бал

Королевский дворец Хофбург

Королевский бал считается самой прекрасной традицией в Австрии. Еще в 19 веке королева Сисси лично назначала дату проведения бала и сама приглашала самых именитых гостей. По сей день бал проходит в самом красивом церемониальном зале королевской резиденции в центре Вены. По традиции около 2500 гостей из более чем 30 стран мира встречают Новый год действительно по-королевски - на королевском балу в Вене. Королевский дресс-код: дамы в длинных вечерних платьях, кавалеры в смокингах и фраках.

Цветочный Бал

Венская Ратуша

Цветочный бал является традиционным мероприятием, так полюбившимся венцам еще в 1920-х годах. Изначально в цветочном балу принимали участие именитые садовники и флористы Австрии. С тех пор цветочный бал считается самым красивым и благоухающим балом Вены, так как он украшается бесчисленными живыми цветами, которые наполняют своим ароматом танцевальный зал Венской ратуши. Танцевать в "цветочном раю" позволено до 5 утра. Все дамы могут забрать с собой кусочек королевской роскоши домой - в подарок они получают горшочек цветущего домашнего растения.

Бал Экономического Университета

Венская Ратуша

Бал Венского Экономического Университета проводится не только для студентов ВУ, но также и для всех желающих оказаться в атмосфере сказочного бала, завязать новые знакомства и блестяще провести время не только в молодежной студенческой среде, но и встретить известных экспертов экономики, политиков и бизнесменов в Королевском дворце Вены.

Бал Венской Филармонии

Дворец Музыки

Было бы странным, если бы у музыкального общества Вены не было собственного бала. Первый бал Венской филармонии прошел в 1924 году. С тех пор он проводился 65 раз. Торжественное открытие бала проходит в шикарном "Золотом зале", который считается одним их самых красивых концертных залов во всем мире. Оркестром управляют известные признанные дирижеры. Гости бала - это музыканты, деятели искусств и культуры, их поклонники и просто любители венской классической музыки.

Бал Технического Университета

Королевский дворец Хофбург

Бал Технического университета является один из самых старых венских балов, который проводится ежегодно с основания самого университета в 1815 г. Братья Иоганн и Иосиф Штраусс, которые до начала музыкальной карьеры учились в ТУ, посвятили несколько вальсов студентам Технического университета. Этот бал отличает непосредственная студенческая атмосфера, несмотря на классический бальный дресс-код: - дамы в длинных вечерних платьях, - кавалеры в смокингах или фраках.

Бал Университета БОКУ

Королевский дворец Хофбург

На бал университета БОКУ приглашаются не только студенты и профессоры университета, но и все желающие окунуться в студенческую торжественную атмосферу бала. По традиции этот бал открывают студенты университета но не классическим, а народными танцевальными композициями, что и отличает этот бал от всех других.

Московский благотворительный бал

Венская Ратуша

Московский бал по праву считается самым гламурным балом в Вене. На этом балу собираются известные представители деловых кругов, деятелей культуры обеих стран. Это самый молодой бал. В 2011 году он будет проводится пятый раз. В открытии бала принимают участие мэры и вице-мэры обеих столиц. Программа бала очень насыщенная и зрелищная - московский и венский оркестр, балет, опера оставляют незабываемые впечатления - поэтому Московский бал в Вене пользуется особой популярностью.

Бал Йохана Штраусса

Венский Курсалон

В концертном зале Венского Курсалона, построенного в лучших традициях итальянского Ренессанса, братья Иоганн и Иосиф Штраусс отмечали свой высочайший успех. С тех пор в Курсалоне царит атмосфера радости, торжества и, конечно же, знаменитый венский вальс. В четырех залах гости могут насладиться музыкой разных эпох - от классической до современной, и также отдохнуть от головокружительных танцев в атмосфере Lounge. Отличительным является также то, что прямо на балу Вас научит танцевать профессиональный танцмейстер.

Венский Кофейный Бал

Королевский дворец Хофбург

Кофейный бал является самым элегантным классическим балом Вены, на котором ежегодно собираются около 6000 гостей. Каждый год организаторы готовят для гостей новые приятные сюрпризы и такую зрелищную программу, что лишь немногие гости уходят с бала раньше 5 утра.

Венский оперный бал

Венская Опера

Венский оперный бал считается самым грандиозным танцевальным и музыкальным событием в Вене, которое посещают около 12 000 гостей, 5 000 из которых приезжают в Вену из других стран именно на этот Оперный бал. В шикарном открытии бала принимают участие 180 пар-дебютантов. Знаменитый Венский оперный бал организуется также в Нью-Йорке, Дубае, Загребе и даже Куала Лумпур. Каждый год на балу можно встретить знаменитостей со всего мира.

Карамельный Бал

Королевский дворец Хофбург

Карамельный бал - самый сладкий бал в Вене, и не только потому, что украшением и угощением бала служат многочисленные конфеты, шоколад, карамель… Первый бал прошел в 1949 году под названием "Сладкая ночь". Интригующей традицией карамельного бала является конкурс красавиц: каждый год выбирается "Мисс Конфетка", которая в течение года будет представлять всю карамельную индустрию страны.

Венский бал маскарад

Королевский дворец Хофбург

Этот бал самый, пожалуй, самый легендарный и загадочный. Главным атрибутом является наличие интригующих масок в стиле оперетты "Летучая мышь" у девушек, которые приходят на бал одни либо в сопровождении. До полуночи дамы в масках сами выбирают и приглашают кавалеров на танец. А ровно в полночь, как в сказке, маски снимаются, и кавалеры получают право пригласить понравившуюся девушку на танец.

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Конечно, если не в полночь, то утром нового года карета исчезнет, но воспоминания о прекрасном празднике сохранятся на всю жизнь. И, если кто-то не в курсе: сезон балов в Европе начинается как раз на Рождество.

Вена


Если это будет первый бал в вашей жизни (не считая школьного), то, чтобы как следует проникнуться атмосферой, лучше отправляться сразу в Вену. Вальсировать здесь умеют все, от кондитеров до президента. Не случайно в расписании венских балов можно найти бал цветочников, фармацевтов, полицейских, пожарных. Кстати, венский - это не столько вопрос места проведения (ведь сегодня он проводится и в Москве), сколько соответствие регламенту. По протоколу, например, начинаться венский бал должен с выступления дебютантов. Открывает сезон Императорский бал, который проводится в ночь с 31 на 1 января во дворце Хофбург в апартаментах императора Франца Иосифа и его супруги Сиси. Это один из самых престижных балов, на который съезжаются все сливки общества, в том числе сам президент. Впрочем, чтобы поучаствовать в нем, к элите принадлежать вовсе не обязательно - были бы деньги: билет стоит около 1000 евро. Отказать гостю в присутствии могут разве что из-за несоблюдения дресс-кода. Здесь он один из самых строгих. Для кавалеров - фрак или смокинг, для дам - платье в пол и обязательно с палантином, прикрывающим плечи.
Можно, конечно, взять подходящий наряд на месте напрокат, но чтобы чувствовать себя уверенно, лучше привезти платье с собой. Не забудьте застраховать багаж - необходимый реквизит для праздника стоит недешево, и жаль будет, если ваш чемодан потеряет авиакомпания.
Начинается императорский бал в 18.30, заканчивается в 4 утра. За это время гости успевают послушать выступления солистов Венской национальной оперы, потанцевать кадриль, вальсы, сальсу и даже рок-н-ролл. И поужинать, конечно. В меню императорского бала торт с фруктами в шампанском, стейк из мраморной говядины и суп из сладкого картофеля с трюфелями.

Дрезден


На Дрезденском оперном балу, возрожденном 11 лет назад, дресс-код не такой строгий и вариантов присутствия больше: есть возможность заплатить за билет - будешь танцевать в здании Государственной оперы, нет - на площади перед оперой устраивается бальная копия, поучаствовать в танцах здесь можно абсолютно бесплатно. Особенность дрезденского бала - красочное шоу фейерверков. Этот бал вообще один из самых веселых и зрелищных: участие в нем принимают танцовщицы из парижского Лидо и цирковые артисты. Иногда приезжают и королевские особы: в 2014 году, например, здесь была замечена шведская королева Сильвия. В общем, все напоминает о том, что каких-то 100 лет назад это был самый знаменитый бал в Европе.

Париж


Если вы путешествуете с детьми, то лучший способ подарить им сказку - это побывать на костюмированном историческом балу в Музее ярмарочного искусства в парижском районе Берси. Этот частный музей, основанный актером и коллекционером Жан-Полем Фаваном на территории бывшего винного рынка, вообще удивительное место. Ярмарочные балаганы, карусели, разноцветные цирковые боксы похожи на декорации к фильму Кристофера Нолана «Престиж» или к феллиниевской «Дороге». В новогоднюю ночь музей превращается в резиденцию Людовика XIV, гостей доставляют к празднику в каретах, где каждого «король-солнце» встречает лично. На этом, впрочем, историческая часть заканчивается. Музыка звучит современная. А регламента и вовсе нет никакого - главное, танцевать, веселиться и получать удовольствие.

Потеря багажа

Чемодан, улетевший в Мозамбик вместо Великобритании, – история, увы, нередкая. Бывает, что утерянный багаж через некоторое время находится, но случается и так, что чемодан, полный важных и дорогостоящих вещей, так и не возвращается к своему владельцу. На то, что фактическую стоимость багажа компенсирует авиакомпания, надежды мало: реальная цена содержимого чемодана обычно оказывается гораздо выше нормативов авиакомпаний. Именно для таких случаев незаменимо страхование багажа. Оформить данную опцию очень просто – для этого даже не требуется проводить предварительную оценку содержимого чемодана. Расчет суммы компенсации базируется на предполагаемом весе багажа и, как правило, покрывает максимально возможную стоимость вещей. Для выбора дополнительного страхования багажа нужно отметить данный пункт при оформлении базовой туристической страховки на сайте компании «Ингосстрах».

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.