Сообщение о моцарте. Венская классическая школа: Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart). Родился 27 января 1756 года в Зальцбурге - умер 5 декабря 1791 года в Вене. Крещён как Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Австрийский композитор и исполнитель-виртуоз.

Моцарт проявил свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Он является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

Наряду с и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов.


Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, в доме по адресу Гетрайдегассе 9.

Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать - Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.

Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге, и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.

На второй день после рождения Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова - имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте.

В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было всего около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда.

В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года.

В январе 1762 года Леопольд предпринял со своими детьми первую пробную концертную поездку в Мюнхен, оставив жену дома. Вольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. Об этом путешествии известно только, что оно длилось три недели, и дети выступали перед курфюрстом Баварии Максимилианом III.

13 октября 1763 года Моцарты поехали в Шенбрунн, где тогда находилась летняя резиденция императорского двора.

Императрица устроила Моцартам теплый и вежливый. На концерте, длившемся несколько часов, Вольфганг безупречно играл самую разнообразную музыку: от собственных импровизаций до произведений, которые давал ему придворный композитор Марии Терезии, Георг Вагензейль.

Император Франц I, желая воочию убедиться в таланте ребёнка, просил его демонстрировать при игре всяческие исполнительские трюки: от игры одним пальцем до игры на покрытой тканью клавиатуре. Вольфганг без труда справлялся с подобными испытаниями, кроме того, вместе с сестрой он играл в четыре руки самые разные пьесы.

Императрица была очарована игрой маленького виртуоза. После окончания игры она усадила Вольфганга себе на колени и даже позволила поцеловать себя в щеку. По окончании аудиенции Моцартам было предложено угощение и возможность осмотреть дворец.

Известен исторический анекдот, связанный с этим концертом: якобы, когда Вольфганг играл с детьми Марии Терезии, маленькими эрцгерцогинями, он поскользнулся на натёртом полу и упал. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, будущая королева Франции, помогла ему подняться. Вольфганг будто бы подскочил к ней и сказал: «Вы славная, я хочу на Вас жениться когда вырасту». Моцарты бывали в Шенбрунне дважды. Чтобы дети могли появляться там в более красивой одежде, чем та, которая у них была, императрица подарила Моцартам два костюма - для Вольфганга и его сестры Наннерль.

Приезд маленького виртуоза произвел настоящую сенсацию, благодаря этому Моцарты ежедневно получали приглашения на приёмы в дома знати и аристократии. Леопольд не хотел отказываться от приглашений этих высокопоставленных особ, так как в них он видел потенциальных покровителей сына. Выступления, длившиеся порой по несколько часов, сильно изматывали Вольфганга.

18 ноября 1763 года Моцарты прибыли в Париж. Слава о детях-виртуозах быстро распространялась, и, благодаря этому, желание знатных особ послушать игру Вольфганга было велико.

Париж произвёл на Моцартов большое впечатление. В январе Вольфганг написал свои первые четыре сонаты для клавесина и скрипки, которые Леопольд отдал в печать. Он считал, что сонаты произведут большую сенсацию: на титульном листе было указано, что это сочинения семилетнего ребёнка.

Концерты, которые давали Моцарты, вызывали большой ажиотаж. Благодаря полученному в Франкфурте рекомендательному письму, Леопольд и его семья были взяты под покровительство немецкого энциклопедиста и дипломата, Фридриха Мельхиора фон Гримма, имевшего большие связи. Именно благодаря усилиям Гримма, Моцартов пригласили выступить при дворе короля в Версале.

24 декабря, в рождественский сочельник, они прибыли во дворец и провели там две недели, давая концерты перед королём и маркизой . На новый год Моцартам даже было позволено присутствовать на торжественном пиршестве, что считалось особой честью - они должны были стоять у стола, рядом с королём и королевой.

В Париже Вольфганг и Наннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве - Наннерль равнялась с ведущими парижскими виртуозами, а Вольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа. В апреле, после двух больших концертов, Леопольд решил продолжить путешествие и посетить Лондон. Благодаря тому, что в Париже Моцарты дали много концертов, они неплохо заработали, кроме того, им дарили разные драгоценные подарки - эмалевые табакерки, часы, украшения и прочие безделушки.

10 апреля 1764 года семья Моцартов покинула Париж, и через пролив Па-де-Кале отправилась в Дувр на специально нанятом ими корабле. Они прибыли в Лондон 23 апреля, и пробыли там пятнадцать месяцев.

Пребывание в Англии еще больше повлияло на музыкальное образование Вольфганга: он познакомился с выдающимися лондонскими композиторами - Иоганном Христианом Бахом, младшим сыном великого Иоганна Себастьяна Баха, и Карлом Фридрихом Абелем.

Иоганн Христиан Бах подружился с Вольфгангом несмотря на большую разницу в возрасте, и стал давать ему уроки, оказавшие на последнего огромное влияние: стиль Вольфганга стал свободнее и элегантнее. Он проявил к Вольфгангу искреннюю нежность, проводя с ним за инструментом целые часы, и играя с ним вместе в четыре руки. Здесь же, в Лондоне, произошло знакомство Вольфганга с известнейшим итальянским оперным певцом-кастратом Джованни Манцуолли, который даже стал давать мальчику уроки пения. Уже 27 апреля Моцартам удалось выступить при дворе короля Георга III, где вся семья была тепло принята монархом. На другом выступлении, состоявшемся 19 мая, Вольфганг поразил публику игрой с листа пьес И. Х. Баха, Г. К. Вагензейля, К. Ф. Абеля и Г. Ф. Генделя.

Вскоре после возвращения из Англии Вольфганга, уже как композитора, привлекли к сочинению музыки: к годовщине принятия князем-архиепископом зальцбургским С. фон Штраттенбахом сана, Вольфганг сочинил хвалебную музыку («A Berenice ... Sol nascente», также известную как «Licenza») в честь своего владыки. Исполнение, приуроченное непосредственно к торжеству, состоялось 21 декабря 1766 года. Кроме того, для нужд двора в разное время были сочинены также ныне утерянные различные марши, менуэты, дивертисменты, трио, фанфары для труб и литавр, и прочие «произведения на случай».

Осенью 1767 года должно было состояться бракосочетание дочери императрицы Марии Терезии - юной эрцгерцогини Марии Жозефы с королём Неаполя Фердинандом. Это событие стало поводом очередной гастрольной поездки Моцартов в Вену.

Леопольд надеялся, что собравшиеся в столице доблестные гости по достоинству смогут оценить игру его детей-вундеркиндов. Однако, по прибытии в Вену Моцартом сразу не повезло: эрцгерцогиня заболела оспой и умерла 16 октября. Из-за смятения и растерянности, царившей в придворных кругах, не появилось ни единой возможности выступить. Моцарты помышляли об отъезде из поражённого эпидемией города, однако их удерживала надежда на то, что они, несмотря на траур, будут приглашены ко двору. В конце концов, оберегая детей от болезни, Леопольд с семьёй бежал в Оломоуц, однако сначала Вольфганг, а потом и Наннерль успели заразиться и заболели так тяжело, что Вольфганг на девять дней потерял зрение. Вернувшись в Вену 10 января 1768 года, когда дети поправились, Моцарты, сами того не ожидая, получили от императрицы приглашение ко двору.

1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».

В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера «Луций Сулла». Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» по поводу избрания нового архиепископа, для Мюнхена - оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий.

Когда Моцарту исполнилось 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты , не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном).

26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» - один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.

В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), премьера которой состоялась 16 июля 1782 года.

Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии. Однако несмотря на успех оперы, авторитет Моцарта как композитора в Вене был достаточно низок. Из его сочинений венцам не было известно почти ничего. Даже успех оперы «Идоменей» не распространился за пределы Мюнхена.

Стремясь получить должность при дворе, Моцарт надеялся при помощи прежнего покровителя по Зальцбургу - младшего брата императора, эрцгерцога Максимилиана, стать учителем музыки принцессы Вюртембергской Элизабет, заботу об образовании которой взял на себя Иосиф II. Эрцгерцог горячо рекомендовал Моцарта принцессе, однако император назначил на этот пост Антонио Сальери, как лучшего преподавателя пения.

«Для него никого не существует кроме Сальери!», - разочарованно писал Моцарт своему отцу 15 декабря 1781 года.

Между тем, было совершенно естественно, что император предпочёл Сальери, которого он ценил в первую очередь как вокального композитора.

15 декабря 1781 года Моцарт написал отцу письмо, в котором он признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней. Однако Леопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что Вольфганг должен был дать письменное обязательство жениться на Констанции в течение трёх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в её пользу.

Главную роль в истории с письменным обязательством сыграл опекун Констанции и её сестёр - Иоганн Торварт, придворный чиновник, пользовавшийся авторитетом у графа Розенберга. Торварт попросил мать запретить Моцарту общаться с Констанцией до того, как «это дело не будет закончено письменно».

Из-за сильно развитого чувства чести, Моцарт не смог оставить возлюбленную и подписал заявление. Однако позже, когда опекун ушёл, Констанция потребовала у матери обязательство, и сказав: «Дорогой Моцарт! Мне не нужно от Вас никаких письменных обязательств, я и так верю Вашим словам», разорвала заявление. Этот поступок Констанции сделал её ещё дороже Моцарту. Несмотря на такое мнимое благородство Констанции, исследователи не сомневаются, что все эти брачные прения, в том числе и разрыв контракта - ни что иное, как хорошо разыгранный Веберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение Моцарта с Констанцией.

Несмотря на многочисленные письма сына, Леопольд был непреклонен. К тому же он не без оснований полагал, что фрау Вебер ведёт с его сыном «некрасивую игру» - она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал «Похищение из Сераля», проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинения от венской знати. В сильном смятении Вольфганг взывал к помощи сестры, доверяя её старой доброй дружбе. По просьбе Вольфганга Констанция писала его сестре письма и посылала различные подарки.

Несмотря на то, что Мария Анна дружественно приняла эти подарки, отец упорствовал. Без надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.

Между тем сплетни становились всё более нестерпимыми: 27 июля 1782 года Моцарт в полном отчаянии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау Вебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и Констанцию.

На помощь Моцарту и его возлюбленной пришла покровительница Моцарта, баронесса фон Вальдштедтен. Она предложила Констанции переселиться в свою квартиру в Леопольдштадте (дом № 360), на что Констанция охотно согласилась. Из-за этого фрау Вебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. Чтобы сохранить честь Констанции, Моцарт должен был скорее жениться на ней. В том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спустя повторив свою просьбу. Однако желанного согласия опять не последовало. В это время Моцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женится на Констанции.

Наконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение, на котором присутствовали только фрау Вебер с младшей дочерью Софи, господин фон Торварт в качестве опекуна и свидетеля обоих, господин фон Цетто, свидетель невесты, и Франц Ксавер Гиловски в качестве свидетеля Моцарта. Свадебный пир устроила баронесса, при этом сыграли серенаду для тринадцати инструментов. Только днём позже пришло долгожданное согласие отца.

За время брака у супружеской пары Моцартов родилось 6 детей , из которых выжили только двое:

Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783)
Карл Томас (21 сентября 1784 - 31 октября 1858)
Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786)
Терезия Констанция Аделаида Фредерика Марианна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788)
Анна Мария (умерла вскоре после рождения, 25 декабря 1789)
Франц Ксавер Вольфганг (26 июля 1791 - 29 июля 1844).

Находясь в зените своей славы, Моцарт получает огромные гонорары за свои академии и издание своих сочинений, он обучает множество учеников.

В сентябре 1784 года семья композитора поселяется в шикарной квартире по адресу Гроссе Шулерштрассе 846 (ныне - Домгассе 5) с годовой арендой в 460 флоринов. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений. Доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху, он покупает у венского мастера Антона Вальтера фортепиано за 900 флоринов и бильярдный стол за 300 флоринов.

В 1783 году Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783-1785 годах. Эти квартеты, столь смелые и новые для своего времени, вызвали недоумение и споры среди венских любителей, однако Гайдн, осознававший гениальность квартетов, принял подарок с величайшим почтением. К этому периоду относится также и другое важное событие в жизни Моцарта: 14 декабря 1784 года он вступил в масонскую ложу «К благотворительности» .

Моцарт получил от императора заказ на новую оперу. За помощью в написании либретто Моцарт обратился к знакомому либреттисту, придворному поэту Лоренцо да Понте, с которым он познакомился на своей квартире у Барона Ветцлара ещё в 1783 году. В качестве материала для либретто Моцарт предложил комедию Пьера Бомарше «Le Mariage de Figaro» (фр. «Женитьба Фигаро»). Несмотря на то, то Иосиф II запретил постановку комедии в Национальном театре, Моцарт и да Понте всё же приступили к работе, и, благодаря нехватке новых опер, выиграли положение. Свою оперу Моцарт и да Понте назвали «Le nozze di Figaro» (итал. «Свадьба Фигаро»).

Благодаря успеху «Свадьбы Фигаро», Моцарт считал да Понте идеальной кандидатурой либреттиста. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу «Дон Жуан», и она пришлась Моцарту по душе. 7 апреля 1787 года в Вену приезжает юный Бетховен. Согласно широко распространённому мнению, Моцарт, послушав импровизации Бетховена, якобы воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!», и даже взял Бетховена к себе в ученики. Однако, никаких прямых доказательств тому не существует. Так или иначе, Бетховен, получив письмо о тяжелой болезни матери, был вынужден вернуться в Бонн, проведя в Вене всего две недели.

В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 года, умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Это событие настолько омрачило его, что некоторые музыковеды связывают мрачность музыки из «Дон Жуана» с пережитым Моцартом потрясением. Премьера оперы «Дон Жуан» состоялась 29 октября 1787 года в Сословном Театре в Праге. Успех премьеры был блистательным, опера, по выражению самого Моцарта, прошла с «самым громким успехом».

Постановке «Дон Жуана» в Вене, о которой помышляли Моцарт и да Понте, мешал всё более возрастающий успех новой оперы Сальери «Аксур, царь Ормуза», премьера которой состоялась 8 января 1788 года. Наконец, благодаря предписанию императора Иосифа II, заинтересованного пражским успехом «Дон Жуана», опера была исполнена 7 мая 1788 года в Бургтеатре. Венская премьера провалилась: публика, со времён «Фигаро» вообще охладевшая к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. От императора Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782-1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене.

С 1787 года резко снизилось количество «академий» Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились - ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены.

В июне 1788 года Моцарт поселяется в доме по адресу Варингергассе 135 «У трёх звёзд» в венском пригороде Альзергрунд. Новый переезд был очередным свидетельством тяжелейших денежных проблем: арендная плата за дом в пригороде была значительно ниже, нежели чем в городе. Вскоре после переезда умирает дочь Моцарта Терезия. С этого времени начинается череда многочисленных душераздирающих писем Моцарта с просьбами о финансовой помощи к своему другу и брату по масонской ложе, богатому венскому коммерсанту Михаэлю Пухбергу.

Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне - самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор (K.543), № 40 Соль минор (K.550) и № 41 До мажор («Юпитер», K.551) . Причины, побудившие написать Моцарта эти симфонии, неизвестны.

В феврале 1790 года император Иосиф II умер. С восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды, однако новый император не был особым любителем музыки, и к нему музыканты доступа не имели.

В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу, надеясь зарекомендовать себя: «Жажда славы, любовь к деятельности и уверенность в своих познаниях заставляют меня осмелиться просить о месте второго капельмейстера, особенно потому, что весьма умелый капельмейстер Сальери никогда не занимался церковным стилем, я же с самой юности в совершенстве освоил этот стиль». Однако, прошение Моцарта было проигнорировано, что сильно его разочаровало. Моцарт был обойдён вниманием и во время визита в Вену 14 сентября 1790 года короля Фердинанда и королевы Неаполитанской Каролины - был дан концерт под управлением Сальери, в котором участвовали братья Штадлеры и Йозеф Гайдн; Моцарта ни разу не пригласили играть перед королём, что его оскорбило.

С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъем, являвшийся завершением творческого спада 1790 года: Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счёту концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор, K.595), который датируется 5 января, и многочисленные танцы, написанные Моцартом по долгу службы придворным музыкантом. 12 апреля он написал свой последний квинтет № 6, ми-бемоль мажор (K.614). В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии № 40 соль минор (K.550), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера - заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана. Хофман, однако, пережил Моцарта.

В марте 1791 года старый знакомый Моцарта ещё по Зальцбуру, театральный актёр и импрессарио Эмануэль Шиканедер, бывший тогда директором театра Ауф дер Виден, обратился к нему с просьбой спасти свой театр от упадка и написать для него немецкую «оперу для народа» на сказочный сюжет.

Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно. «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» - «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.

Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

В связи с премьерой оперы «Милосердие Тита», Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения «Волшебной Флейты» у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру Реквиема и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.

Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему Реквием и работал над ним дальше. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг. У него началась слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что он не мог ходить, затем последовали внезапные приступы рвоты. Кроме того, у него обострился слух, и он велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой - он не мог выносить её пения.

28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба, в то время главного врача Главной венской больницы. В течение двух недель, проведенных Моцартом в постели, за ним ухаживала его свояченица Софи Вебер (впоследствии Хайбль), оставившая после себя многочисленные воспоминания о жизни и смерти Моцарта. Она замечала, что с каждым днём Моцарт постепенно слабел, к тому же его состояние усугублялось ненужными кровопусканиями, которые были привычнейшими средствами тогдашней медицины, и применялись также докторами Клоссе и Саллаба.

Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти).

Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно. У. Стаффорд сравнивает историю болезни Моцарта с перевёрнутой пирамидой: на очень небольшом количестве документальных свидетельств громоздятся тонны вторичной литературы. При этом объём достоверных сведений за последние сто лет не увеличился, а сократился: учёные с годами всё более критически относились к свидетельствам Констанции, Софи и других очевидцев, обнаруживая в их показаниях немало противоречий.

4 декабря состояние Моцарта стало критическим. Он стал настолько чувствительным к прикосновениям, что едва терпел свою ночную рубашку. От тела ещё живого Моцарта исходило зловоние, из-за чего находиться в одной комнате с ним было затруднительно. Спустя много лет старший сын Моцарта Карл, которому на тот момент было семь, вспоминал, как он, стоя в углу комнаты, с ужасом смотрел на опухшее тело своего отца, лежащего в кровати. По свидетельству Софи, Моцарт чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в Соборе Святого Стефана: он всегда считал Альбрехтсбергера прирожденным органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его. В тот же вечер к постели больного был приглашён священник церкви Святого Петра.

Поздно вечером послали за врачом, Клоссе распорядился сделать холодный компресс на голову. Это подействовало на умирающего Моцарта так, что он потерял сознание. С этого момента Моцарт лежал пластом, беспорядочно бредя. Примерно в полночь он приподнялся на кровати и неподвижно смотрел в пространство, затем склонился к стене и задремал. После полуночи, без пяти минут час, то есть уже 5 декабря, наступила смерть.

Уже ночью в доме Моцарта появился барон ван Свитен, и, пытаясь утешить вдову, распорядился, чтобы она на несколько дней переселилась к друзьям. Одновременно он дал ей настоятельный совет устроить погребение как можно проще: действительно, последний долг умершему отдали по третьему классу, который стоил 8 флоринов 36 крейцеров и ещё 3 флорина за катафалк. Вскоре после ван Свитена приехал граф Деим и снял с Моцарта посмертную маску. «Чтобы одеть господина», рано утром был вызван Дайнер. Люди из похоронного братства, покрыв тело чёрной тканью, на носилках перенесли его в рабочую комнату и поставили его рядом с фортепиано. В течение дня туда приходили многие друзья Моцарта, желающие выразить соболезнования и ещё раз увидеть композитора.

Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день , несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 220 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина, получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери. Учёные, изучающие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство учёных считает, что Моцарт умер естественным путём, а любые версии отравлений, особенно - версия отравления Сальери, недоказуемы или просто ошибочны.

6 декабря 1791 года около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь, в Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась скромная религиозная церемония, на которой присутствовали друзья Моцарта ван Свитен, Сальери, Альбрехтсбергер, Зюсмайер, Дайнер, Рознер, виолончелист Орслер и другие. Катафалк отправился на кладбище Святого Марка, в соответствии с предписаниями того времени, после шести часов вечера, то есть уже в темноте, без сопровождающих. Дата захоронения Моцарта является спорной: источники указывают 6 декабря, когда гроб с его телом был отправлен на кладбище, однако регламент запрещал хоронить умерших раньше, чем спустя 48 часов после смерти.

Вопреки распространенному мнению, Моцарт не был похоронен в полотняном мешке в братской могиле вместе с бедняками, как это было показано в фильме «Амадей». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов.

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти .

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера - знаменитого Плачущего Ангела.

В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в «музыкальный уголок» Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. В настоящее время, Плачущий Ангел возвращен на свое прежнее место.

Жизнь Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – великий немецкий композитор, родился 27 января 1756 в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене.

Описание юности Моцарта изобилует подробностями, каких мы не встречаем в жизнеописаниях других композиторов. Его музыкальное дарование выказалось так рано и так ярко, что невольно обратило на себя внимание. Известно, например, по свидетельству придворного трубача Шахтнера и Анны Марии Моцарт, что четырех лет от роду Моцарт уже написал концерт и что он не мог слышать звука трубы без физического раздражения. В 1761 пятилетним ребенком он принимал участие в хоре при исполнении в зальцбургском университете Liederspiel Эбepлинa «Сигизмунд, король венгерский».

Портрет Моцарта. Художник И. Г. Эдлингер, ок. 1790

В 1762 шестилетний Моцарт, со своей одиннадцатилетней сестрой, отправились под эгидой отца в концертное путешествие сперва в Мюнхен, а затем в Вену. Далее общеизвестны рассказы о том, как он своей великолепной игрой на органе привел в восхищение монахов монастыря Ипс, а совершенною игрой на фортепиано – принцесс и в особенности Марию-Антуанетту . Упоминается также о том, что в честь чудесного ребенка написано было много прекрасных стихотворений. Успех этого путешествия побудил отца предпринять в следующем году новое – в Париж. При этом по пути были сделаны остановки, при посещении княжеских дворов, резиденций и проч. В Майнце и Франкфурте они дали выдающиеся по успеху концерты, посетили Кобленц, Ахен и Брюссель, и наконец, 18 ноября 1763 прибыли в Париж. Здесь они встретили себе покровительство барона Гримма, играли при королевском дворе, перед маркизой Помпадур и дали с блестящим успехом два собственных концерта. В Париже впервые появились в печати четыре скрипичные сонаты малолетнего Моцарта, из коих две были посвящены принцессе Виктории французской и две графине Тессе. Отсюда они отправились в Лондон, где играли при королевском дворе и где капельмейстер И. К. Бах, сын Иоганна Себастьяна , исполнил несколько вещиц Моцарта.

В этот период времени искусство Моцарта в импровизации, транспонировании на самые отдаленные строи, сопровождение с листа было решительно непостижимо. В Англии он написал еще шесть скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; здесь же, под его управлением, были исполнены написанные им маленькие симфонии. Из Лондона отправились они в Гаагу, по приглашению принцессы Нассауской, которой Моцарт посвятил следующие шесть сонат. В Лилле Моцарт сильно заболел почти одновременно с сестрой Марианной и оба пролежали в Гааге около четырех месяцев, к великому отчаянию отца. По выздоровлении они побывали еще раз в Париже, где Гримм был восхищен успехами Моцарта, а затем посетили Берн, Дижон, Цюрих, Ульм и Мюнхен и, наконец, после трехлетнего отсутствия, в конце ноября 1766 возвратились в Зальцбург.

Моцарт. Лучшие произведения

Здесь, десятилетним мальчиком, Моцарт написал свою первую ораторию (Евангелист Марк). Через год усиленных занятий он отправился в Вену. Оспенная эпидемия заставила их переселиться в Ольмюц, что, однако, не спасло детей от ветрянки. Возвратившись в Вену, они играли при дворе императора Иосифа II , хотя собственного концерта не давали. Будучи оклеветан и заподозрен в том, что истинным автором его произведений является его отец, юный композитор опроверг клевету посредством блестящей публичной импровизации на указанные ему темы. По предложению короля, Моцарт написал свою первую оперу «La finta semplice» (сейчас она называется «Аполлон и Гиацинт»), которая, по интригам не попав на венскую сцену, была впервые представлена в Зальцбурге (1769). 12-ти лет Моцарт руководил исполнением своей «Торжественной мессы», в честь освещения церкви сиротского дома. Год спустя, он был избран концертмейстером архиепископа, незадолго до его поездки с отцом в Италию.

Это путешествие было триумфальным: во всех городах церкви и театры, где Моцарт выступал концертантом (сестра его на этот раз отсутствовала), были переполнены слушателями, а испытания, произведенные строжайшими судьями, например, Саммартини в Милане, Падре Мартини в Болонье и Баллотти в Падуе, прошли блистательно. Моцартом был восхищен неаполитанский двор, а в Риме от папы он получил рыцарский крест золотой шпоры. При обратном переезде через Болонью, выдержав экзамен, он был принят членом филармонической академии. Сделав остановку в Милане, Моцарт окончил заказанную ему оперу «Митридат, царь Понтийский», поставленную на сцепе местного театра в декабре 1770, после чего она давалась 20 раз подряд с блестящим успехом.

Вернувшись в марте 1771 в Зальцбург, Моцарт написал ораторию «Освобождение Бетулии», а осенью того же года снова был в Милане, где написал серенаду «Асканий в Альбе», в честь бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской. Это произведение совершенно затмило на сцене оперу Хасса «Руджеро». Следующей его оперой является «Сон Сципиона», посвященная преемнику умершего зальцбургского архиепископа графу Иерониму фон Коллоредо (1772). В декабре 1772 Моцарт снова посетил Милан, где поставил оперу «Луций Сулла». В последующее время он сочинял симфонии, мессы, концерты и концертную музыку. В 1775 с выдающимся успехом поставлена в Мюнхене заказанная ему опера «Мнимая садовница». Вскоре затем дана его опера «Король-пастух» в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на все эти успехи, у Моцарта не было прочного места, и отец его стал снова подумывать о турне. Архиепископ, однако, отказал в отпуске, после чего Моцарт подал в отставку. На этот раз он отправился в путешествие с матерью, проехав через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм, хотя здесь его артистическая поездка не увенчалась успехом. К тому же Моцарт влюбился в Мангейме в певицу Алоизу Вебер и только с трудом могли оторвать его от этого увлечения. Наконец, прибыв в Париж, он имел художественное удовлетворение после исполнения одной из его симфоний в Concert spirituel. Но здесь же испытал он и горе: скончалась его мать (1778). Глубоко огорченный, не добившийся цели, он вернулся в Зальцбург, где был вынужден снова занять то же место при архиепископе.

В 1779 Моцарт был назначен здесь придворным органистом. В 1781 он написал по новому заказу оперу «Идоменей», с которой начинается классическое направление его дальнейших произведений. Вскоре после того он окончательно порвал свои отношения с архиепископом и переселился в Вену. Некоторое время Моцарт и здесь оставался без места, пока в 1789 не был назначен придворным композитором, с содержанием в 800 флоринов. Но зато он имел случай исполнить свои большие произведения, чем и воспользовался. По предложению короля написал водевиль «Похищение из сераля», и тот был поставлен на сцене по приказанию короля, несмотря на интриги (1781). В том же году Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре его первого предмета любви.

В 1785 он создал оперу «Женитьба Фигаро», каковая вследствие дурного её исполнения итальянцами почти провалилась на венской сцене, но зато была великолепно передана в Праге. В 1787 появился его «Дон Жуан», поставленный сперва в Праге, а затем уже в Вене, где опять оперу постиг неуспех. Вообще в Вене гениального Моцарта преследовало несчастие и его произведения оставались в тени, уступая сочинениям второстепенным. В 1789 Моцарт покинул Вену и, в сопровождении графа Лихновского, посетил Берлин, играл при дворе в Дрездене, Лейпциге и, наконец, в Потсдаме перед Фридрихом II , который назначил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров, но здесь австрийский патриотизм Моцарта восторжествовал и стал ему помехой для принятия предложенного места. По заказу австрийского короля он сочинил следующую оперу «Так поступают все (женщины)» (1790). В последний год жизни он написал две оперы: «Милосердие Тита» для Праги, в честь коронования Леопольда II (6 сентября 1791) и «Волшебная флейта» для Вены (30 сентября 1791). Последним его творением был реквием, давший повод к известному всем фантастическому повествованию о смерти Моцарта вследствие отравления соперником – композитором Сальери . Эта тема вдохновила А. С. Пушкина к созданию «маленькой трагедии » «Моцарт и Сальери ». Погребение Моцарта прошло совсем жалко: его похоронили даже в общей могиле, так что по сей день в точности неизвестно местонахождение его останков. В 1859 на этом кладбище (Святого Марка) был поставлен ему памятник. В 1841 в его честь воздвигли великолепный монумент в Зальцбурге.

Произведения Моцарта

В своем изумительном творчестве, Моцарт в совершенстве владел музыкальными средствами и формами. Его индивидуальность всегда заключает в себе обаяние чистоты, интимности и прелести. Его юмор менее ярок, чем у Гайдна , а суровое величие Бетховена ему совершенно чуждо. Его стиль представляет сочетание счастливой итальянской мелодики с немецкою глубиной и положительностью. Родственные ему черты присущи Шуберту и Мендельсону , особенно в смысле плодовитости их творчества и кратковременности их жизни. Композиторское значение Моцарта, несомненно, мировое: во всех родах музыки он сделал крупный шаг вперед и все его произведения облечены неувядаемой красотой. В нем жил реформаторский дух Глюка , заставивший его создать незыблемые типы в области прошлого и нового времени. Если внешняя музыкальная обстановка его произведений заставляет их теперь оценивать с исторической точки зрения, то по внутреннему содержанию и по их вдохновенным мыслям они до сих пор не устарели.

По каталогу Брейткопфа и Гертеля (1870-1886) произведения Моцарта разделяются следующим образом:

Церковная музыка. 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

Сценические произведения. 20 опер. Из них известнейшие: «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Концертная вокальная музыка. 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

Песни (Lieder). 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

Оркестровые произведения. 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

Концерты и сольные пьесы с оркестром. 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

Камерная музыка. 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

Для фортепиано. В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

Для органа. 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.

По мнению великого русского композитора П. Чайковского, Моцарт явился высшей точкой красоты в музыке.

Рождение, нелегкое детство и юность

Он появился на свет двадцать седьмого января 1756 года в Зальцбурге, и его приход едва не стоил жизни матери. Был наречен Иоганном Хризостомусом Вольфгангом Теофилом. Старшая сестра Моцарта Мария Анна под руководством отца Леопольда Моцарта довольно рано начала играть на клавире. Музицирование очень нравилось маленькому Моцарту. Четырехлетний мальчик разучивал с отцом менуэты, играя их с поразительной чистотой и чувством ритма. Еще спустя год Вольфганг начал сочинять маленькие музыкальные пьески. Одаренный мальчик в шесть лет играл сложнейшие произведения, не отходя от инструмента целый день.

Видя поразительные способности сына, отец решил отправиться с ним и с талантливой дочерью в концертное путешествие. Мюнхен, Вена, Париж, Гаага, Амстердам, Лондон слышали игру юного виртуоза. За это время Моцартом написано множество музыкальных творений, среди которых симфония, 6 сонат для скрипки с клавесином. Маленький, худенький бледный мальчик в расшитом золотом придворном костюме, в напудренном парике по тогдашней моде покорил своим талантом публику.

Концерты, длящиеся 4-5 часов, утомляли ребенка. А ведь отец еще и активно занимался музыкальным образованием сына. Это было трудное, но счастливое время.

В 1766 год уставшая от длительных гастролей семья вернулась в Зальцбург. Однако долгожданный отдых быстро завершился. Готовясь закрепить успех Вольфганга, отец готовил его к новым концертным выступлениям. На сей раз решено было отправиться в Италию. В Риме, Милане, Неаполе, Венеции, Флоренции с триумфом проходят концерты четырнадцатилетнего музыканта. Он выступает как скрипач, органист, аккомпаниатор, клавесинист-виртуоз, певец-импровизатор, дирижер. Благодаря своему незаурядному таланту он был избран членом Болонской академии. Казалось, что все складывается более чем замечательно.

Однако надеждам отца на получение Вольфгангом работы в Италии не суждено было сбыться. Гениальный юноша был всего лишь очередной забавой итальянцев. Пришлось возвращаться в серые будни Зальцбурга.

Творческие свершения и несбывшиеся надежды

Юный музыкант становится дирижером оркестра графа Колоредо, жестокого и властного человека. Чувствуя свободомыслие и непереносимость грубости Моцартом, правитель города всячески унижал юношу, считая его своим слугой. Смириться с этим Вольфганг не мог.

В 22 года вместе с матерью отправился в Париж. Однако и в столице Франции, некогда рукоплескавшей юному дарованию, места Моцарту не нашлось. Из-за переживаний за сына умерла мать. Моцарт впал в глубокое уныние. Ничего не оставалось, как возвратиться в Зальцбург, где он прожил 1775-1777 годы. Жизнь униженного придворного музыканта тяготила талантливого композитора. А в Мюнхене его опера «Идоменей, царь Крита» имела громадный успех.

Решив покончить с зависимым положением, Моцарт подает прошение об увольнении. Череда унижений от архиепископа едва не привела его к душевному расстройству. Композитор принял твердое решение остаться в Вене. С 1781 и до конца жизни он жил в этом прекрасном городе.

Расцвет таланта

Последнее десятилетие жизни было временем гениальных творений композитора. Хотя, чтобы заработать себе на жизнь, он вынужден был работать музыкантом. К тому же он женился на Констанце Вебер. Правда, и здесь его ожидали трудности. Родители девушки не хотели такого замужества дочери, поэтому молодым людям пришлось обвенчаться тайно.

К этому времени относятся шесть струнных квартетов, посвященных Гайдну, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и другие гениальные творения.

Материальные лишения, постоянная напряженная работа постепенно ухудшали состояние здоровья композитора. Предпринимаемые попытки концертных выступлений приносили мало дохода. Все это подорвало жизненные силы Моцарта. Он ушел из жизни в декабре 1791 года. Легендарная история отравления Моцарта Сальери не нашла документальных доказательств. Точное место его захоронения неизвестно, ибо погребен он был в общей могиле из-за отсутствия средств.

Однако его произведения, по-особенному утонченные, восхитительно простые и волнующе глубокие, радуют до сих пор.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Детские годы Моцарта удивительны и интересны. Яркое, необычайное дарование вундеркинда и огромный труд дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. За свою короткую жизнь (Моцарт прожил всего 35 лет) он внес огромный вклад в мировую культуру, создав много гениальных произведений во многих музыкальных жанрах.

Музыка Моцарта и в наши дни звучит в концертах, оперных театрах, по радио, в интернете и даже в мобильных телефонах, его называют лучшим композитором всех времен и народов.


Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, красивом городе Зальцбурге в 1756 году.

Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься.

В.А.Моцарт Колыбельная

Учиться музыке юный Моцарт начал очень рано. Уже в три года Вольфганг мог подолгу играть на своей крошечной скрипочке, находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию. Четырех лет он повторял за старшей сестрой Анной-Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина. Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

В.А. Моцарт Турецкий марш из Сонаты Ля мажор

За это же время, уже без помощи отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребенка.

Желая устроить жизнь своих детей более интересно и обеспеченно, чем его собственная, Леопольд Моцарт решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир.

Первое концертное путешествие.


В начале 60-х годов ХVIII века в нескольких небольших городках Германии появились афиши, в которых любители музыки и музыканты приглашались на концерты чудесных детей Л. Моцарта.

О Вольфганге Моцарте в этих афишах говорилось :

маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке ,
будет аккомпанировать на закрытой платком клавиатуре ,
исполнит несколько фуг и прелюдий ,
он будет называть тоны и аккорды, взятые на различных инструментах, а также
угадывать их в звуке свистка, звоне шпор и тому подобных звуках .
После этого он станет импровизировать на клавесине, органе и флигеле .

Такого в истории музыки еще никогда не было. Мальчику было 7 лет.

Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками. Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения.

Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Концерты продолжались по четыре-пять часов и были утомительны для ребенка. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией.

В.А.Моцарт Соната для скрипки и клавесина

В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне симфонии, исполнение которых придало его концертам еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу.

Семья Моцартов посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы: Париж, Лондон, а на обратном пути Амстердам, Гаагу, Женеву. В 1766 году прославленная, счастливая, но уставшая от переездов семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург.

Детские годы Моцарта после первой концертной поездки не были годами отдыха – нужно было готовиться к следующим выступлениям, заниматься композицией, математикой и другими предметами, учить языки.

Портрет 1819 года
Барбара Крафт

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года. Родиной Амадея Моцарта считается город Зальцбург, а все семейство Моцартов относилось к роду музыкантов. Полное имя - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт.
В жизни Амадея талант к творчеству музыканта был обнаружен в глубоком детском возрасте. Родной отец Моцарта старался обучить его игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и органе.
В 1762 году все член семьи Амадея Моцарта мигрируют в Мюнхен. Там, будучи в Вене играются масштабные концерты семейства Моцарта, а именно родной сестры Моцарта - Анны Марии. После ряда концертов семья путешествует дальше, посещая такие города, в которых музыкальные произведения Моцарта впечатляют слушателей своим непревзойденным мастерством.
Дебютным изданием произведений Вольфганга Моцарта считается Парижская публикация.
В последующий период жизни, а именно 70-74 годы, Моцарт на постоянной основе живет, творит и работает в Италии. Именно эта страна стала для Моцарта судьбоносной - там он в самый первый раз ставит свои симфонии, которые пользуются ошеломительным успехом среди высокой публики.
Стоит отметить то, что уже в возрасту 17-ти лет, разнообразный репертуар музыканта содержал в себе как минимум 40 масштабных произведений.
В период 75-80 гг. 18 столетия, усердная и непрерывная творческая деятельность Амадея пополняет тома его произведений еще дополнительными вариациями знаменитых композиций. После того, как Моцарт занимает должность придворного органиста, что произошло в 79 году, произведения Моцарта, особенно оперы, а так же симфонии, начинают включать в себя все более новые и профессиональные приемы.
Значительно на творческую деятельность Амадея Моцарта повлияла его личная жизнь, а именно то, что его женой стала Констанция Вебер. Романтические отношения тех времен нашли свое отражение в опере "Похищение из Сераля".
Некоторые произведения великого композитора так и остались недописанными. Этому имеет место быть только по причине трудного материального положения семьи, из-за которого Моцарт в большей мере был вынужден посвящать все свободное время мелким подработкам, чтобы хоть как то выживать.
Следующие года творческой деятельности Моцарта поражают плодотворностью в тандеме с мастерством. Произведения Амадея Вольфганга Моцарта ставятся в больших городах, его концерты просто не прекращаются.
В 89 году, Амадей Вольфганг Моцарт получает очень интересное предложение - стать во главе Берлинской придворной капеллы. Но, по неизвестным причинам Моцарт не принимает этого предложения, чем еще сильнее усугубляет финансовое положение, вводя самого себя не только в бедность, но и в нужду.
Однако, имея сильный и волевой характер, Амадей Моцарт не сдается и продолжает творить и небезуспешно. Оперы того времени Моцарту даются без особого труда и достаточно быстро, но, несмотря на это качественно, профессионально и выразительно.
К сожалению, с конца октября 1791 года, великий творец музыки Амадей Моцарт стал очень болезненным, и как последствие, вовсе перестал вставать с кровати. Через месяц, 5-го декабря 1791 года, великий музыкант скончался от лихорадки. Похоронен он в Вене, на кладбище "Святого Марка".