Архитектоника в архитектуре. Архитектурный словарь что такое архитектоника, что означает и как правильно пишется

Такое слово, как композиция, знакомо каждому человеку, вне зависимости от его профессии и увлечений. Оно встречается в живописи, музыке, скульптуре, в дизайне интерьера и во многих других областях. Но что же такое архитектоника? Это нечто более сложное, связанное с определенным родом деятельности, или это вовсе философское понятие? Давайте разбираться.

Терминология

Итак, архитектоника - это всего лишь построение художественного произведения. Оно включает в себя сопоставление частей с учетом их параметров, их гармоничное сочетание, и в результате образование единого целого. Мы в итоге получаем завершенный и сбалансированный арт-объект, который может быть частью живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы... Да чего угодно! Получается, что архитектоника и композиция - понятия практически идентичные. Разница между ними кроется лишь в самом слове. Архитектоника - это слово более профессиональное, имеет малое распространение среди людей, чаще употребляется в узких кругах творцов. Композиция же - более ходовое понятие, услышав которое, каждый поймет, о чем идет речь.

Яркие примеры

Попробуем рассмотреть готовые произведения искусства, которые позволят нам окончательно понять, что такое архитектоника. Это будут картины, объекты современного искусства и музыкальные произведения.

Итак, живопись. Для того чтобы картина была целостной и завершенной, автору необходимо продумать ее сюжет. В главной роли выступают участники картины - люди, животные или природа, или же какие-то предметы. Затем все это обрамляется в определенную палитру - пастельную, яркую или темную. В результате мы получаем целостную работу, которая передает определенное настроение. Аналогично это действует в современном искусстве. Арт-объекты состоят из определенных форм, цветов и текстур. За счет этого зритель воспринимает их определенным образом.

Музыка - дело тонкое

Данное искусство - нечто уникальное, оно имеет так много разных форм и вариаций и в то же время остается единым. Ни один человек не может прожить без музыки, он выбирает свой стиль или же становится меломаном. Но каждое произведение, в каком бы жанре оно ни было написано, является композицией единой. Например, классические сочинения - это всегда четкие формы, у которых есть свои рамки. Они состоят из размера, тональности, темпа, штрихов и оттенков. Все это объединяется в части, которые образуют крупную форму, имеющую название рондо, соната или сюита. Это и есть архитектоника классического произведения.

Архитектоника объемных форм

В данном случае речь идет о некой дисциплине. Суть ее направлена на то, чтобы научить человека моделировать объемные формы из различных материалов, делать их целостными и завершенными, а после объединять в композиции. В рамках этой дисциплины работать можно с бумагой, тканью, глиной и многими другими компонентами. Главное - понять, как предметы, которые имеют объем, вписываются в окружающее пространство и выглядят в нем лаконично.

Современные сферы бытия

В последнее время актуальным стало такое понятие, как архитектоника бизнеса. Чтобы объяснить его, достаточно обратиться к изначальной трактовке термина и разбавить ее соответствующими понятиями. Суть такой архитектоники заключается в том, что бизнес состоит из многих частей - персонал, слаженная работа начальства, бумаги, бухгалтерия, внешние связи, атмосфера в офисе и многое другое. Из всего этого и состоит, так сказать, «композиция» любого дела, в какой бы сфере оно ни развивалось. Архитектоника - это для бизнеса такой же важный аспект, как для искусства или ремесла. Она формирует любое предприятие или фирму, делает его целостным, завершенным и совершенным. Правильно продуманная архитектоника - залог дальнейшего успеха и процветания любого дела.

Итоги

Можно с полной уверенностью сказать, что архитектоника - это основа всего, что нас окружает. Из нее состоят объекты искусства, она присутствует в музыке, литературе, в театре и кино. Принцип целостности композиции необходим даже в модельном деле, в бизнесе, в работе любого предприятия или завода. Без него не будет существовать ничего, начиная от природы морей и океанов, космоса и человека, заканчивая тем, что этот человек сотворил как в сфере искусства, науки, так и в более простых, обыденных, но очень важных делах.

Архитектоника

Архитектоника

АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.), то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды - столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции (см. Композиция).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Архитектоника

АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) - общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и в живописи, т. е. в искусствах, откуда эти понятия условно перенесены в литературу. Под композицей в живописи (а отсюда с необходимыми модификациями и в литературе) понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировок» и т. п.; вообще «композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Эти детали сами по себе в архитектонике не имеют такого значения. Перенесенное в литературу из архитектуры, которая по самому своему существу требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким, - понятие «архитектоники» и в литературе сохраняет это значение. Явственнее всего архитектоника литературного произведения проявляется в его сюжете к фабуле (см. сюжет). Прочность повествовательной ткани произведения сюжета - и ясность выписываемого на ней узора-фабулы - свидетельствуют об архитектонической «слаженности» произведения. Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, фабула выписана так остро, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми. Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки или вплетает какую-нибудь новую петлю в фабулаторный узор. Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 (тринадцати) глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чортова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого чорта.

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Архитектоника" в других словарях:

    Архитектоника … Орфографический словарь-справочник

    - (греч. architektonike, от archi старший, и tekton строящийся из дерева). Строительное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТОНИКА греч. architektonike, от archi, и tekton, строящий из… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. architektonike строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства.… … Художественная энциклопедия

    Построение, тектоника, композиция, структура, строение Словарь русских синонимов. архитектоника см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Архитектоника - АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они… … Словарь литературных терминов

    АРХИТЕКТОНИКА, архитектоники, мн. нет, жен. (от греч. architekton строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение частей, композиция какого нибудь художественного целого (иск.). Архитектоника романа,… … Толковый словарь Ушакова

    архитектоника - и, ж. architectonique f. То же, что архитектура. Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры … Современная энциклопедия

    - (от греч. architektonike строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры … Большой Энциклопедический словарь

    АРХИТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Архитектоника объемных структур , О. И. Докучаева. Целью учебного пособия является подготовка студента к обучению по профилирующим дисциплинам: художественному проектированию костюма, обуви, аксессуаров. В процессе изучения дисциплины…

Понятие «архитектоника » (от греч. – строительное искусство ) в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе.

В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во всестороннем единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

Большепролётные покрытия производственных зданий с использованием конструкций различных тектонических систем.
из книги «Архитектурный дизайн» В.Н.Ткачёва

ТЕКТОНИКА В ДИЗАЙНЕ - закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.

Тектонические особенности объектов дизайна определяются двумя группами обстоятельств: объективными особенностями функционально-технической компоновки объекта (принципы технического решения, его эффективность, новизна, рациональность конструкций и т.д.) и нацеленностью визуальных предложений (композиционная структура, цветовая гамма, выразительность формы и пр.). Оба ряда обстоятельств в общем решении могут действовать заодно, вступать в противоречия, даже отрицать друг друга – от чего будут зависеть конечный результат усилий по тектонической организации объекта проектирования и его эстетическая выразительность.

Т. в д. кок художественное средство дизайн-проектирования есть синтез трех начал: выражения в форме изделия работы материала и конструкций; отражения в творческом методе автора культурно-исторических представлений о выразительности «языка» тектонических форм; понимания Т. как символа целостности формы изделия (поскольку именно тектонический образ является важнейшим инструментом формирования этого качества).

Структурность и тектоничность промышленных форм:о - зависимость структуры от компоновки рабочего механизма и материала, структура статичная и динамичная; б- тектоника изделий из металла, пластика, дерева

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ в дизайнерском проектировании - формирование эмоционально-образного представления о предметных и пространственных комплексах средствами тектоники.

Т.в. в дизайне достигается двумя альтернативными способами:

Непосредственное использование технических и конструктивных компонентов изделий или их комплексов как носителей тектонических образов;

Прямое забвение конструктивно-функциональных структур, когда тектоническая тема разыгрывается дополнительными «изобразительными» и конструктивными средствами: кожух вокруг функционального механизма, декоративные накладки и т.п.

Сказанное определяет две группы стратегий тектонического формообразования (по Ю.В. Назарову): «выразительные» (демонстрация в особенностях формы изделия принципов распределения функциональных нагрузок, конструктивного или технологического устройства) и «изобразительные» (в т.ч. «имитация» других активных тектонических структур, «камуфляж» - иллюзорное, декоративное их воспроизведение, «стилизация» - воспроизведение распространенных культурных образцов данного класса изделий). Но если первая группа стратегий считается ведущей в дизайне, то вторая, долгое время находившаяся под огнем критики, еще только завоевывает право на официальное признание, что в значительной мере связано с развитием новых направлений в дизайн-формировании [арт-дизайн, фристайл и т.п.).

Технологии достижения Т.в. сильно осложняются качественным разнообразием базовых тектонических структур - от статичных до подвижных, перемещаемых и перемещающихся.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА - варианты соотношения (комбинирования) «несущих» и «несомых», («активных» и «пассивных», движущихся и покоящихся и т.п.) элементов дизайн-объекта, выражающих специфические связи этих комбинаций с комплексными параметрами объекта (общей массой, объемно-пространственными показателями). В дизайне Т.е. - своего рода фундамент эмоционально-чувственного впечатления о строении объекта.

Тройственная природа форм реализации дизайнерских идей (плоскостная композиция в произведениях графического дизайна, объемные построения в объектах промдизайна и пространственные - в среде) определяет характер соответствующих Т.е. В графических схемах это по преимуществу соотношения цветовых пятен, шрифтовых и линейных элементов, в объемных - синтез технической идеи (имеющей свои принципы объемно-пространственной организации - осевые компоновки, сочетания движителя и двигающихся и покоящихся частей механизма и т.д.) и способов ее тектонического отображения (массивные, корпусные или ажурные образования, получившие плавные либо «колючие» очертания, варианты окраски, сопоставления фактур и т.п.), в средовых системах - пространственные сочетания архитектурных и дизайнерских компонентов. При этом в пределах каждой из базо-

Сравнение тектонических характеристик дизайн-объектов разного класса (по Ю. Сомову): а - ажурные каркасные формы; д - массивные корпусные; б, в, г - промежуточные варианты

вых форм имеется множество своих вориаций структурных решений. Так, в промышленных изделиях можно назвать следующие типы Т.е.: каркас, оболочка, монолит, решетчатая система и, наконец, особая форма - «тектоника мягких материалов» (одежда, шторы, паруса и пр.).

Художественное содержание Т.е. лучше всего иллюстрируется примерами из тектонической организации конструктивной базы архитектурных сооружений. Здесь этим понятием обозначается образ действующих сил, картина их соотношения, в то время как конструкция есть соотношение действительных сил, держащих здание. Можно сказать, что Т.е. представляет собой показ соединения противоположностей в строении данной системы (равновесие или динамика элементов, напряженность их связей, ощущение легкости или грузности целого, короче - игра сил в пределах этой системы).

Палитра вариантов Т.е. даже только в конструктивных схемах среды бесконечна: от массивных, цельных образований до каркасных, вантовых и надувных. И каждая несет свое эмоционально-чувственное содержание, которое варьируется в самом широком диапазоне - от абсолютно устойчивых, «вечных» впечатлений до эфемерных, сиюминутных, даже - мистически сюрреальных.

Например, комплексная тектоническая схема средового объекта, очевидно, есть следствие композиции, т.е. субъективного, порожденного авторской концепцией видения конфликта реально действующих здесь сил. Но воспринимается она объективно и сравнима с вариациями аналогичных тектонических решений, и потому дает возможность выбора наилучшего из них и с точки зрения автора, и с позиций заказчика.

Надо только помнить, что в среде тектоническими свойствами обладают, по крайней мере, три системы ее слагаемых: конструктивно-пространственная (архитектурная), пространственная организация элементов оборудования (дизайнерская) и комбинация их совместной работы в процессе потребления среды. Причем последняя система очень трудна для понимания без анализа первых двух.

Но она же, как самая свободная от жестких норм утилитарных ограничений, особенно благоприятна для возникновения оригинальных зрительных и смысловых образов, выявление которых - основное предназначение тектонического анализа в проектировании.

Что такое композиция?

Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты.

Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как образы, эпизоды, какие-либо детали.

Что касается композиции произведения, относящегося к первому роду литературы – эпосу, то здесь автор, как правило, последователен в изложении своей мысли, он подробно описывает портреты, интерьеры, природу и т.п. Также он может намеренно замедлить действие, дабы лучше что-либо описать.

Игра со временем и пространством – также характерная черта особенностей композиции. Так, можно увидеть в прозаическом произведении описания из разных временных эпох. В романе «отцы и дети» Тургенева такой прием смешения описаний из 40-х годов века и современности писателя приводит к усилению эффекта актуальности всего романа. Ведь подчеркнутые нигилистические идеи Базарова смотрелись бы «бледно», не будь в романе описаний жизни Павла Петровича в молодом возрасте. То есть, как противопоставляются два поколения – молодое и старое, так и противопоставляются два временных отрезка.

Композиции могут быт разными по своей структуре. Например, в произведениях лирических жанров, таких как, например, «Фауст» И.В. Гете или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова можно увидеть такой структурный элемент, как пролог и эпилог. Это своеобразные части, которые вводят читателя в проблему (пролог) и делают вывод о поставленной проблеме в глобальном смысле (эпилог).

Иногда композиционные элементы композиции намеренно переставляются автором местами. Так, рассматривая классический пример несхождения сюжета и фабулы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно сказать, что в силу различных писательских принципов изложения или подачи материала автор не может излагать события последовательно.

В других научных источниках сейчас особенно активно используется такой термин, как архитектоника, который, конечно, не заменяет собой понятие «композиция», но существенно расширяет его.

Что такое Архитектоника?

Архитектоника – это более общее понятие и применяется для оценки и расшифровки целого через анализ его составных частей. Архитектонику, как обновленный тип характеристики композиционной структуры, увидели в произведениях зарубежной литературы.

Например, А. Камю в романе «Чума» намеренно смешивает воедино следующие типы анализа:

  • форму организации повествования,
  • приемы создания образов,
  • особенности построения сюжета,
  • художественное пространство и время,
  • композиционные приемы.

То есть архитектоника рассматривает все в совокупности. Каждый из приведенных примеров структурной организации имеет взаимопроникающий характер. Таким образом, анализ архитектоники дает большие преимущества для анализа всей структуры художественного произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.

  • Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека

Понятие «композиция» привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. «Композиция» оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за исключением анализа этических категорий, можно назвать композиционным.

Коварство термина заложено в самой его природе. В переводе с латыни слово «композиция» означает «составление, соединение частей». Проще говоря, композиция – это способ построения, способ сделанности произведения. Это аксиома, понятная любому филологу. Но, как и в случае стемой, камнем преткновения оказывается следующий вопрос: построение чего должно нас интересовать, если мы говорим об анализе композиции? Проще всего было бы ответить «построение всего произведения», но этот ответ ровным счетом ничего не прояснит. Ведь в художественном тексте построено практически все: и сюжет, и характер, и речь, и жанр, и т. д. Каждый из этих терминов предполагает свою логику анализа и свои принципы «построенности». Скажем, построение сюжета предполагает анализ типов сюжетостроения, описание элементов (завязка, развитие действия и т.п.), анализ сюжетно-фабульных несовпадений и др. Мы подробно говорили об этом в предыдущей главе. Совершенно другой ракурс анализа «построенности» речи: здесь уместно говорить о лексике, о синтаксисе, о грамматике, о типах связей текста, о границах своего и чужого слова и т.п. Построение стиха – это еще один ракурс. Тогда нужно говорить о ритмике, о рифмах, о законах построения стихового ряда и др.

Собственно говоря, мы всегда это делаем, когда говорим о сюжете, об образе, о законах стиха и т. д. Но тогда закономерно возникает вопрос о собственном значении термина композиция, не совпадающем со значениями других терминов. Если такового нет, анализ композиции теряет смысл, полностью растворяясь в анализе других категорий, если же это самостоятельное значение есть – то в чем оно?

Чтобы убедиться в наличии проблемы, достаточно сравнить разделы «Композиция» в пособиях разных авторов. Мы легко увидим, что акценты будут заметно смещены: в одних случаях акцент ставится на элементах сюжета, в других – на формах организации повествования, в третьих – на пространственно-временных и жанровых характеристиках… И так почти до бесконечности. Причина этого заключается как раз в аморфности термина. Профессионалы это прекрасно понимают, однако это не мешает каждому видеть то, что он хочет видеть.



Едва ли стоит драматизировать ситуацию, но было бы лучше, если бы композиционный анализ предполагал какую-то понятную и более или менее единую методику. Думается, самым перспективным было бы видеть в композиционном анализе именно интерес к соотношению частей, к их взаимосвязям. Другими словами, анализ композиции предполагает видеть текст как систему и имеет целью понять логику взаимосвязей ее элементов. Тогда действительно разговор о композиции станет осмысленным и не будет совпадать с другими аспектами анализа.

Этот достаточно абстрактный тезис можно проиллюстрировать простым примером. Допустим, мы хотим построить какой-либо дом. Нас будет интересовать, какие у него окна, какие стены, какие перекрытия, в какие цвета что покрашено, и т. д. Это будет анализ отдельных сторон. Но не менее важно, чтобы все это вместе гармонировало друг с другом. Даже если нам очень нравятся большие окна, мы не можем сделать их выше крыши и шире стены. Мы не можем сделать форточки больше окон, не можем поставить шкаф шире комнаты, и т. д. То есть каждая часть так или иначе влияет на другую. Разумеется, всякое сравнение грешит, но нечто подобное происходит и в художественном тексте. Каждая часть его не существует сама по себе, она «востребована» другими частями и в свою очередь «требует» чего-то от них. Композиционный анализ и является, в сущности, объяснением этих «требований» элементов текста. Знаменитое суждение А. П. Чехова о ружье, которое должно выстрелить, если уж оно висит на стене, очень хорошо иллюстрирует это. Другое дело, что в реальности не все так просто, и у самого Чехова далеко не все ружья стреляли.

Таким образом, композицию можно определить как способ построения художественного текста, как систему отношений между его элементами.



Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста. Положение осложняется еще и тем, что в разных традициях существуют серьезные терминологические разночтения, причем термины не только звучат по-разному, но и означают не совсем одно и то же. Особенно это касается анализа структуры повествования. В восточноевропейской и западноевропейской традициях здесь наблюдаются серьезные расхождения. Все это ставит молодого филолога в затруднительное положение. Весьма сложной оказывается и наша задача: в относительно небольшой главе рассказать об очень объемном и неоднозначном термине.

Думается, постижение композиции логично начать с определения общего объема этого понятия, а потом уже перейти к более конкретным формам. Итак, композиционный анализ допускает следующие модели.

1. Анализ последовательности частей. Он предполагает интерес к элементам сюжета, динамике действия, последовательности и взаимоотношению сюжетных и несюжетных элементов (например, портретов, лирических отступлений, авторских оценок и т.п.). При анализе стиха мы при этом обязательно будем учитывать еще и деление на строфы (если оно есть), постараемся почувствовать логику строф, их взаимосвязь. Этот тип анализа прежде всего ориентирован на то, чтобы объяснить, как развертываетсяпроизведение от первой страницы (или строки) к последней. Если мы представим себе нить с бусами, где каждая бусинка определенной формы и цвета означает однородный элемент, то легко поймем логику такого анализа. Мы хотим понять, как последовательно выкладывается общий рисунок бус, где и почему возникают повторы, как и почему появляются новые элементы. Такую модель композиционного анализа в современной науке, особенно в ориентированной на западную традицию, принято называть синтагматической.Синтагматика – это раздел лингвистики, наука о способах развертывания речи, то есть о том, как и по каким законам речь развивается слово за словом и фраза за фразой. Нечто подобное мы видим и при таком анализе композиции, с той лишь разницей, что элементами чаще всего являются не слова и синтагмы, а однотипные кусочки повествования. Скажем, если мы возьмем знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» («Белеет парус одинокий»), то без особого труда увидим, что стихотворение разбито на три строфы (четверостишия), причем каждое четверостишие отчетливо делится на две части: первые две строки – пейзажная зарисовка, вторые – авторский комментарий:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы!.. Он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой,

А он, мятежный, просит бури;

Как будто в бурях есть покой.

В первом приближении композиционная схема будет выглядеть так: А+В + А1+В1 + А2+В2, где А – пейзажная зарисовка, а В – авторская реплика. Однако нетрудно заметить, что элементы А и элементы В построены по разной логике. Элементы А построены по логике кольца (штиль – буря – штиль), а элементы В – по логике развития (вопрос – восклицание – ответ). Задумавшись над этой логикой, филолог может увидеть в шедевре Лермонтова что-то такое, что будет упущено вне композиционного анализа. Например, станет понятно, что «желание бури» – не более чем иллюзия, буря точно так же не даст покоя и гармонии (ведь «буря» в стихотворении уже была, однако тональности части В это не изменило). Возникает классическая для художественного мира Лермонтова ситуация: меняющийся фон не меняет ощущения одиночества и тоски лирического героя. Вспомним уже приводимое нами стихотворение «На севере диком», и мы легко почувствуем однотипность композиционной структуры. Более того, на другом уровне эта же структура обнаруживается и в знаменитом «Герое нашего времени». Одиночество Печорина подчеркивается тем, что «фоны» постоянно меняются: полудикая жизнь горцев («Бэла»), мягкость и сердечность простого человека («Максим Максимыч»), жизнь людей дна – контрабандистов («Тамань»), жизнь и нравы высшего света («Княжна Мери»), исключительный человек («Фаталист»). Однако Печорин не может слиться ни с одним фоном, ему везде плохо и одиноко, более того, он вольно или невольно разрушает гармонию фона.

Все это становится заметным именно при композиционном анализе. Таким образом, последовательный анализ элементов может стать хорошим инструментом интерпретации.

2. Анализ общих принципов построения произведения как целого. Его часто называют анализомархитектоники. Сам термин архитектоника признается не всеми специалистами, многие, если не большинство, считают, что речь идет просто о разных гранях значения термина композиция. В то же время некоторые весьма авторитетные ученые (скажем, М. М. Бахтин) не только признавали корректность такого термина, но и настаивали на том, что композиция и архитектоника имеют разные значения. В любом случае, независимо от терминологии, мы должны понимать, что существует и другая модель анализа композиции, заметно отличающаяся от изложенной. Эта модель предполагает взгляд на произведение как на целое. Она ориентирована на общие принципы построения художественного текста, учитывая, кроме всего прочего, систему контекстов. Если вспомнить нашу метафору бус, то данная модель должна дать ответ, как смотрятся эти бусы в целом и гармонируют ли они с платьем и прической. Собственно, этот «двойной» взгляд хорошо знаком любой женщине: ее интересует, как тонко сплетены части украшения, но не менее интересует и то, а как смотрится все это вместе и стоит ли это носить с каким-то костюмом. В жизни, как мы знаем, далеко не всегда эти взгляды совпадают.

Нечто подобное мы наблюдаем и в литературном произведении. Приведем простой пример. Представим себе, что какой-то писатель решил написать рассказ о семейной ссоре. Но построить он его решил таким образом, что первая часть – это монолог мужа, где вся история выглядит в одном свете, а вторая часть – это монолог жены, в котором все события выглядят иначе. В современной литературе такие приемы используются очень часто. А вот теперь задумаемся: это произведение монологическое или оно диалогично? С точки зрения синтагматического анализа композиции, оно монологическое, в нем нет ни одного диалога. Но с точки зрения архитектоники, оно диалогично, мы видим полемику, столкновение взглядов.

Этот целостный взгляд на композицию (анализ архитектоники) оказывается очень полезным, он позволяет отвлечься от конкретного фрагмента текста, понять его роль в целостной структуре. М. М. Бахтин, например, считал, что такое понятие, как жанр, архитектонично по определению. Действительно, если я пишу трагедию, я все построю иначе, чем если бы я писал комедию. Если я пишу элегию (стихотворение, пронизанное чувством грусти), все в ней будет не таким, как в басне: и построение образов, и ритмика, и лексика. Поэтому анализ композиции и архитектоники – это понятия связанные, но не совпадающие. Дело, повторимся, не в самих терминах (здесь много разночтений), а в том, что необходимо различать принципы построения произведения в целом и построенность его частей.

Итак, существуют две модели композиционного анализа. Опытный филолог, разумеется, способен «переключать» эти модели в зависимости от своих целей.

Теперь перейдем к более конкретному изложению. Композиционный анализ с точки зрения современной научной традиции предполагает следующие уровни:

· Анализ формы организации повествования.

· Анализ речевой композиции (построенности речи).

· Анализ приемов создания образа или характера.

· Анализ особенностей построения сюжета (включая несюжетные элементы). Об этом уже подробно говорилось в предыдущей главе.

· Анализ художественного пространства и времени.

· Анализ смены «точек зрения». Это один из наиболее популярных сегодня приемов композиционного анализа, мало знакомый начинающему филологу. Поэтому на него стоит обратить особое внимание.

Для анализа композиции лирического произведения характерна своя специфика и свои нюансы, поэтому анализ лирической композиции также можно выделить в особый уровень.

Конечно, эта схема очень условна, и многое в нее не попадает. В частности, можно говорить о жанровой композиции, о ритмической композиции (не только в поэзии, но и в прозе), и т. д. Кроме того, в реальном анализе эти уровни пересекаются и смешиваются. Например, анализ точек зрения касается и организации повествования, и речевых моделей, пространство и время неразрывно связаны с приемами создания образа, и т. д. Однако для того чтобы понять эти пересечения, сначала нужно знать, что пересекается, поэтому в методическом аспекте более корректно последовательное изложение.

ПАРАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – картина «около текста»