Как устроить выпускной бал. Пространственно-временная организация бала

На носу корпоратив, выпускной в школе или университете, а вы не знаете, как лучше отпраздновать это событие? Организация бала — вот что вам нужно. Бал в Москве — это еще не заезженный сценарий, в отличие от обычных застолий или .

Все-таки бал- это роскошное, грандиозное мероприятие , которое проводится с особым шиком. Изысканная обстановка, дамы в красивых длинных платьях, галантные кавалеры в смокингах и бабочках, веселье, танцы и кураж .

Виды балов

Это только на первый взгляд кажется, что балы все одинаковые. На самом деле их существует несколько видов. Мы готовы организовать любой под ваш запрос .

  • Венский бал в Москве
  • Осенний бал
  • Бал-маскарад
  • Молодежный студенческий бал
  • В детском саду

Для кого мы работаем

Если раньше балы были прерогативой исключительно аристократов, то сегодня классовые границы абсолютно стерты. К тому же, мы готовы устроить проведение бала даже в детском саду. Популярностью пользуются и . Особенно колоритными получаются выездные балы . Торжественное событие происходит в настоящем дворце, где декорациями выступают залы, в которых еще несколько столетий назад проходили такие мероприятия.

Не меньшей популярностью танцевальные вечера пользуются и у взрослой аудитории . Сотрудники компаний с удовольствием принимают участие в костюмированном представлении . Там они раскрепощаются и узнают друг друга получше. А уникальные фотографии в старинных платьях и смокингах еще долго рассматривают за обеденными посиделками.

Как организовать бал без головной боли

Танцевальное мероприятие относится к категории праздников с повышенной ответственностью. Именно поэтому ивент-агентство “МУР” уделяет организации балов особое внимание.

Предлагаем полный спектр услуг:

  • выбор места проведения торжественного события;
  • фотографа и видеооператора;
  • приглашенных артистов;
  • продуманный до мелочей сценарий;
  • живые статуи (Хостес, );
  • заказ автобуса;
  • небесные фонарики и т. д.

Вы всегда можете озвучить ваши идеи и пожелания . Организация балов от нашей компании проходит под девизом: “Мы делаем то, что хочет клиент… в рамках приличия ”.

Нужна ли репетиция

По всем канонам бал - это танцевальный праздник . И если раньше непременно танцевали вальс, полонез и мазурку, то сегодня из обязательной программы выбирается всего 1 классический танец.

Вот его крайне желательно отрепетировать заранее. Под присмотром хореографов пары отрабатывают танцевальные па. У профессиональных танцоров большой опыт обучения детей и взрослых. Они умеют сделать так, чтобы простые движения сложились в красивый танец . Обычно общим классическим танцем открывается вечер. Это очень эффектно смотрится потом на видео и задает настроение всему мероприятию.

В остальное время, в зависимости от сценария и места проведения, может играть миксы классической и современной музыки. Если это детский бал, то детские песни.

Когда проводятся балы

Бал в Москве – это волшебная сказка, которая не оставляет равнодушным никого. Разгар традиционно приходится на осень, зиму и конец весны . Проведение осеннего бала открывает сезон.

Зимой это обычно бал-маскарад , который отлично дополняет новогодние сценарии корпоративов. А весной школьники и студенты все чаще на выпускной просят организовать им бал в качестве прощального праздника.

Примите и вы новые традиции. Закажите организацию бала в компании “МУР”. Получите грандиозное торжество , незабываемые эмоции и роскошные фотографии на память.

Весна пришла в Москву поздно. Хотя на улицах ещё лежит снег, довольно скоро в школах прозвучит последний звонок, и у десятков тысяч молодых людей начнутся уже не детские хлопоты - сдача ЕГЭ и поступление в вузы. Ну а венец всех школьных тревог и радостей, конечно, выпускной. Правда, теперь на смену бюджетным школьным вечерам пришли выпускные балы, чем дальше, тем больше становящиеся проблемой для не очень обеспеченных родителей.

Бал как явление вообще входит в моду, и, помимо выпускных, проводятся многочисленные реконструкции исторических балов. О том, что же такое настоящий бал и чем он отличается от обычного танцевального вечера, мы поговорили со специалистом по церемониальной культуре России, профессором факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Оксаной Захаровой. Оксана Юрьевна - автор двух книг, посвящённых истории бальной культуры в России, а потому к понятию «бал» она относится с особым трепетом.

- Оксана Юрьевна, что же такое настоящий бал?

Сначала хотелось бы сказать о бальной культуре в России. Всё-таки нужно различать бал и танцевальный вечер. Сейчас балом могут назвать и простую ресторанную вечеринку - когда одни люди едят и кто-то рядом танцует. Такого никогда в России раньше не было.

- То есть бал - это не частная вечеринка…

Бал - это событие в жизни общества и это, прежде всего, церемония. У него было символическое значение, он выражал некую нравственную идею. Когда люди собирались на бал, они демонстрировали себе и миру свою нравственность и свою культуру.

Первые попытки ввести балы на Руси предпринимались ещё Лжедмитрием I. Но тогда это было слишком большим вызовом русской культуре. Сто лет спустя Пётр I вводит ассамблеи - «собрания лиц обоего пола», на которых предписывалось танцевать. Поначалу танцы были наказанием для русской публики, но у этого нововведения была своя идея - во-первых, сблизить все сословия (на балы приглашались не только дворяне), во-вторых, смягчить нравы русских в отношении женщин. И уже тогда существовало различение бала и танцевального вечера. На танцевальном вечере разрешались игры, вокальные номера, не было такого жёсткого дресс-кода… В общем, нынешние балы - это, скорее, танцевальные вечера. Ведь, строго говоря, если ты зовёшь на бал, то должны быть отдельные залы для танцев, игр и ужина, отдельные дамские комнаты, оркестр.

К балу долго готовились, дамы появлялись обязательно в новом платье… Но главное, бал - это не просто развлечение, у бала всегда была идея.

- Какая, например?

Придворный бал - особое явление, это политическое событие. Последний придворный бал в России проводился в 1904 году. Тогда на балу отсутствовал японский посол, что было замечено. В европейских газетах тут же написали, что Россия на грани войны с Японией. Повторяю, бал - это всегда церемониал, и даже в полонезе пары выстраивались строго в зависимости от положения в обществе.

Известны аристократические балы - знаменитые балы Голицыных, Воронцовых, Юсуповых.

Давались и общественные балы - они чаще всего были благотворительными. Кстати, у нас часто об этом забывают, что вход в высшее общество - это как раз занятия благотворительностью. Это было и в Европе, и в России. Во второй половине XIX века в России был бум благотворительных балов, и даже издавались указы, ограничивающие их проведение.

И даже партикулярные балы, которые устраивались частным лицом по случаю семейного торжества, несли определённую идею. Бал - это всегда демонстрация рыцарственности, преклонения перед женщиной. В этом смысл и мазурки, и многих других бальных танцев. Конечно, на танцевальном вечере тоже нельзя хамить дамам, но всё же поведение могло быть более свободным.

- В России довольно сильно реконструкторское движение, поэтому исторические реконструкции балов тоже не редкость. Вы считаете, им не хватает нравственной идеи?

Я знаю многих устроителей этих балов и уважаю этих людей, но одного я никак не могу донести до них. Восстанавливать танцы, костюмы - это хорошо, но чтобы бал действительно «живым», нужна одухотворяющая идея. Понимаете, мы сейчас берём только форму, прежней бальной культуры нет. Почему бы не сделать эти балы благотворительными - тогда бы в их проведении появился настоящий смысл.

- Сейчас слово бал ассоциируется, в первую очередь, со школьными выпускными. Это прощание со школой, с детством. Разве это не идея?

Когда девушка 16-17 лет впервые выезжала на бал - разумеется, в сопровождении маменьки и папеньки - это означало её вступление во взрослую жизнь. Но мне не известно ни одного случая в отечественной истории проведения бала по случаю окончания девушками или юношами какого-либо учебного заведения. Да и в честь чего его проводить? Какой подвиг они совершили?


- Но ведь были и молодёжные балы.

Конечно. Но в этом случае приглашали родителей, преподавателей. Если это женское учебное заведение, со вкусом одетые девочки демонстрировали гостям свои таланты. Устраивались выставки их работ - картин, вышивки, они пели на разных языках, танцевали… На глазах публики девочки и девушки демонстрировали то, чему они научились. А что происходит сейчас?

Какая-то вакханалия, когда детей катают на теплоходах и перекармливают в ресторанах - и всё это почему-то называется балом. Если вы хотите назвать это балом, надо год к этому готовиться. Поверьте, когда приходишь к молодым людям и объясняешь, что такое настоящий бал, они с радостью подхватывают эту идею.

- Сложно представить бал в современной школе - всё равно ведь мало кто умеет хорошо танцевать.

Наши предки считали, что танцы облагораживают человека, а потому они преподавались во всех учебных заведениях Российской империи. Но даже сейчас всё не так уж безнадёжно. На самом деле, достаточно нескольких мастер-классов, чтобы дети смогли участвовать в бале. Не сложно сшить и платье. Было бы ещё лучше, если в наших школах вместо одного урока физкультуры ввели бы урок танцев.

Но главное - я бы изменила сам принцип проведения бала. Что происходит сейчас? Родители сдают тысячи и думают, чем бы потешить чадо, как его развлечь. Я бы сместила акценты: наоборот, сами школьники должны развлекать родителей и учителей. Пусть они сами придумают программу. Какие-то сценки, номера, да пусть будет даже капустник. Я всегда говорю в таком случае детям: «Подумайте, что вы можете подарить светлое и доброе тем людям, которые все эти годы дарили тепло вам. Покажите, что вы можете».

- Но это будет уже не совсем бал…

Конечно, это будет именно выпускной вечер. И вообще, слово бал нужно употреблять осторожнее.

- Получается, настоящих балов в России нет и в ближайшее время не будет?

Конечно, та культура, которая была в России - мы даже представить не можем, насколько она была высокой - утеряна. Но не всё так плохо, шансы на восстановление традиции есть. 19 мая пройдёт XX благотворительный Венский бал в Москве, который будет посвящён героям войны 1812 года. Дебютантов отбирают не по красоте глаз и цвету волос. Меня приятно удивили вопросы об истории, о культуре и традициях. Отбор здесь жёсткий, и традиции - по мере сил - соблюдаются. Стоит только помнить, что это именно Венский бал, а в России была несколько иная бальная традиция.

Академия детского творчества, которая объединяет московские профессиональные художественные коллективы, тоже готовит детско-юношеский бал, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Я сама написала сценарий, мы проводим занятия по бальному этикету и истории. Бал состоится в сентябре, надеюсь, у нас всё получится.

Культура балов в России постепенно восстанавливается, причём происходит это «снизу», стихийно. Пока, правда, на уровне этикета. Это пока что уровень таблицы умножения. Бал как церемониал - это уже высшая математика.

Беседовал Борис Серов


Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Пособие по подготовке и проведению бала

для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

Пособие подготовлено с использованием материалов дипломной работы, защищенной автором в Московском государственном университете культуры и искусств в 2013 году

подготовила

педагог дополнительного образования

Данилова Наталия Юрьевна

Москва 2013

Введение

Глава 1.

Теоретические основы бальной культуры.

1.1.

1.2.

Основные понятия в бальной культуре.

Глава 2.

Технология подготовки и проведения бала.

2.1.

Основные этапы технологического процесса подготовки и проведения бала.

2.2.

Особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность вопросов подготовки и проведения балов обусловлена тем, что на данном этапе исторического развития нашей страны особенно важны вопросы распространения истинных культурных ценностей, повышения культурного уровня всего населения, особенно детей и молодежи. Возрождение и распространение традиций проведения регулярных балов для детей, подростков, взрослых является важным и необходимым средством в деле культурного воспитания, приобщения к классической музыке, бальным танцам, знакомства с этикетом и т.д. Также данная тема актуальна в силу того, что технология подготовки бала не описана в научной литературе, а сейчас в России ощущается потребность в ее разработке, так как балы стали проводиться повсеместно и многие организаторы испытывают недостаток в методических материалах по подготовке бала. В данной работе сделана попытка описания технологии подготовки и проведения бала как культурно-досугового мероприятия.

Теме балов и бальной культуры посвящено достаточно много научной и популярной литературы, которую можно разделить на три основных группы: Во-первых, это труды по истории бальной культуры, которые представлены исследованиями историков Захаровой О.Ю., Колесниковой А.В., Худекова С.Н., Энтелис Н. и других, а также дореволюционными изданиями по светскому этикету. Во-вторых, это литература по историческим и современным бальным танца, представленная работами хореографов и педагогов XIX и XX вв. Максина А., Петровского Л., Гавликовского Н.Л., Вознесенской М., Ивановского Н.П., Васильевой-Рождественской М.В., Ворониной И., Шульгиной А.Н., Стриганова В.М., Уральской В.И., Васильевой Е. и других. В-третьих, это труды специалистов по технологии подготовки и проведению массовых мероприятий, в том числе балов, представленные работами Жаркова А.Д., Ершовой О.В., Козловой Т.В., Борисовой Н. и других.

В данном пособии бал рассматривается как культурно-досуговое мероприятие, дается его определение, авторская структура и классификация балов, излагается краткая история этого культурного явления, приводится авторское описание основных понятий в бальной культуре. В пособии вводится такое понятие как технология подготовки и проведения бала, описываются основные этапы технологического процесса и особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов.

Автором пособия за восьмилетний опыт работы в бальной сфере было проведено более 70 балов и танцевальных вечеров для детей, подростков, молодежи и взрослых. В пособии обобщен как собственный опыт автора, так и наблюдения за тенденциями в российской бальной среде.

Методологической основой данной работы послужил системный подход.

Данное пособие состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы бальной культуры.

  1. История бальной культуры в России.

История бальной культуры в России до 1917г.

В России первое упоминание о бальном церемониале можно встретить в описаниях придворной жизни времен правления Лжедмитрия I. Первый бал в России состоялся 17 мая 1606 года, на свадьбе Лжедмитрия I и Марии Мнишек в Москве. Падение Лжедмитрия I не дало балам укорениться в русской культурной жизни. После этого балы были забыты почти на 100 лет.

Балы вернулись в придворную жизнь России уже при Петре I. Указом от 26 ноября 1718г. "О достоинстве гостевом на ассамблеях" были введены ассамблеи как форма досуга высшего общества. На ассамблеях полагалось присутствовать всем высшим чинам, включая обер-офицеров, а также знатным купцам и приказным, начальным мастеровым людям. Лакеям не разрешалось входить в апартаменты, где веселились приглашенные. Первая ассамблея состоялась у генерал-адмирала Апраксина, вторая, через день, - у тайного советника Толстого. Ассамблеи повторялись всю зиму по три раза в неделю.

Что касается содержания ассамблей, то описываются следующие обычаи. Каждая ассамблея открывалась церемониальным танцем, для исполнения которого танцующие вставали в две линии, кавалеры напротив дам, как в английский контрдансах. Потом начинался польский (полонез). После польского исполнялись менуэты и англезы. А затем десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцующих, по очереди, идя впереди, должен был выдумывать новые фигуры. Также стали проводиться свадебные балы, которые также имели свои особенности: прощальный танец исполняли пять пар, маршал с жезлом танцевал впереди, и все следовали за ним. Потом начинался польский, во время которого все шаферы держали в руках восковые свечи, с которыми провожали танцующих в спальню невесты. Праздники того времени часто завершались фейерверками.

После смерти Петра I ассамблеи прекратили свое существование, танцевальные мероприятия стали называться «балами», проводились они довольно часто. По отзывам современников, вид подобных празднеств был значительно облагорожен. При императрице Анне Иоанновне придворные праздники отличались особым великолепием и приобрели более европейский вид. Стали популярны маскарады.

Елизавета Петровна очень любила устраивать балы-маскарады, слава о которых разнеслась по всей Европе. Все увеселения делились на разные категории, и каждый раз строго определялось, в каких костюмах должны быть дамы и кавалеры. Особенно популярны были при русском дворе маскарады, которые устраивались два раза в неделю: одни – для двора и тех лиц, кого императрица приглашала лично, другие – для шести первых классов и «знатного шляхетства». Церемониал на всех балах выполнялся весьма строго. В танцах принимали участие не все приглашенные, большинство гостей выступали в роли зрителей и в обыкновенных платьях наблюдали за танцующими. Разные балы не были похожи один на другой, многие балы были очень оригинальны и организованы с большой творческой выдумкой. Условия и оговоренные костюмы для маскарадов были самые разнообразные: в 1744 году, например, императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок и в дамских нарядах, а дамам – в мужских костюмах. Также интересен пример маскарада, устроенного во время торжеств по случаю венчания Екатерины Алексеевны с герцогом Голштинским, будущим императором Петром III. Маскарад был полностью построен на исполнении четырех кадрилей: четыре группы танцующих, по двенадцать пар каждая, в разноцветных домино (в каждой группе цвет домино - свой) исполняли танец в той части зала, которая была заранее отведена для каждой группы.

На маскарадах Екатерины Алексеевны могли присутствовать представители различных сословий: каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. Для купечества отводился отдельный зал, но никому не запрещалось переходить из одной гостиной в другую и принимать совместное участие в танцах. На всех приглашенных должны были быть маскарадные костюмы, маски – по желанию. На Новый год и до Великого поста устраивалось несколько придворных маскарадов, не уступавших в своем великолепии подобным празднествам времени Елизаветы Петровны.

Есть описание одного из таких «всесословных маскарадов при дворе»: для гостей предоставлены двадцать роскошно иллюминированных комнат, в одной зале устроено место для танцев особ высшего полета, огороженное низкой решеткой, другая зала отведена для танцев лиц, не имеющих доступа ко двору, мещан и т.д. В остальных комнатах подавали чай и прохладительные напитки, стояли карточные столы. Гостям предоставлено было на выбор – оставаться в масках или снять их. Представители дворянства явились в домин, лица низшего сословия в русских национальных костюмах, несколько приукрашенных. «Гвоздем» вечера было театрализованное появление императрицы со свитой, одетой в греческие и римские костюмы.

Императрица Екатерина Великая особенно любила маскарады. Кроме больших балов и приемов в Эрмитаже маскарады давались при дворе каждую пятницу в особых залах для дворянства (в галерее) и для купечества. На этих балах собирались нередко около 500 масок. Роскошь маскарадных праздников, по словам современников, нередко напоминало волшебные сказки. Маскарады были очень популярны в высшем обществе, но отнюдь не вытеснили балы и другие празднества. При дворе бал устраивался каждое воскресение. Бал являл собой церемониал и его структура была четко определена: прибытие императрицы; представление императрице гостей, целование ее руки; бал открывался менуэтом, порядок пар в менуэте также определялся церемониалом: великий князь с великой княгиней, за ними – придворные и офицеры гвардии в званиях не ниже полковника; далее шли другие танцы, наиболее распространенными в то время были польские и контрдансы; императрица садилась играть в карты с заранее выбранными партнерами; примерно через два часа музыка затихала, государыня покидала бал, за ней спешили разъехаться все приглашенные. Также была четко определены бальные костюмы для дам и кавалеров.

Великий князь Павел Петрович давал балы по понедельникам в Петербурге, а по субботам – на каменном острове. Праздники вельмож того времени зачастую не уступали придворным балам. Не только балы, но и семейные вечера отличались роскошью и торжественностью. Таким образом, апогея своего блеска российский двор достиг при Екатерине II. С постройкой здания Благородного собрания Москва прославилась своими балами по всей России.

Первый бал наследника Павла Петровича состоялся 11 декабря 1765 года, начался он в шестом часу, в начале десятого закончился. Вообще, Павел Петрович активно участвовал и в своих балах, и в балах Екатерины II, однако, став императором, станет жестко пресекать новейшие тенденции моды, запретит «вальсовать».

При Александре I пышные празднования в обеих столицах возобновляются. Балы и маскарады не прекращались даже во время войны 1812-го года, но в этот период они носили патриотический и благотворительный характер. В 1815 году, Москва плясала «отчаянно», проходило огромное количество балов, которые посещали сотни, а иногда и тысячи гостей. В первой четверти XIX века в Россию поляками и французами было привезено много новых танцев, в том числе мазурка, кадрили, характерные танцы.

Особую изысканность и блеск русского двора времен царствования императора Николая Павловича отмечали многие современники. Балы и другие празднества этого времени поражали всех своим великолепием. После пышной коронации государя в Москве начались непрерывные и разнообразные торжества: народное гулянье на Девичьем поле, бал в Грановитой палате, великолепные балы в Большом театре и Дворянском собрании. Также очень популярны были небольшие домашние балы. Балы давались круглый год, за исключением времени постов. Главным бальным сезоном была зима, Великосветские праздники Петербурга отличались особым блеском и роскошью. Однако не только Москва и Петербург славились своими праздниками, прекрасные балы проходили в Вознесенске, Одессе, Твери, Тобольске, Казани, Пензе, Тамбове, Воронеже, Смоленске, Киеве, Полтаве и многих-многих городах.

После смерти государя Николая Павловича, в годы нового царствования, времена изменились, балы – тоже.

В XIX веке все большую популярность в Европе приобретают балы в пользу нуждающихся. Русское высшее общество не стало исключением. Согласно указу императора от 29 января 1854 года в течение года следовало ограничиваться одним спектаклем, концертом и маскарадом от всех Императорских театров в пользу военных инвалидов. Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались благотворительными обществами и заведениями с разрешения правительства и допускались в дни, согласованные с Дирекцией Императорских театров: на Святой неделе (в те дни, когда нет спектаклей), с Фоминой недели, за исключением постов, до последних шести недель перед Великим постом. Каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год. Публичные балы для детей и публичные праздники с благотворительной продажей допускались с разрешения правительства в те же самые периоды, как и балы с лотереями, и не более одного раза в год.

В начале ХХ века «большой свет» целиком перемещается в Петербург, и родители стараются вывозить дочерей в Северную столицу. Для девушек и молодых гвардейских офицеров устраивались так называемые «белые балы», на них танцевали только кадрили. На «розовых балах» - в честь молодых замужних дам – царил вальс. На частных балах, так же как и на придворных, распорядитель внимательно следил за порядком чередования танцев. В период последнего царствования придворный бал давался один раз в год.

В 1903 году в Санкт-Петербурге состоялся последний придворный костюмированный бал. 19 января 1904 года в большом Николаевском зале Зимнего дворца состоялся последний придворный бал Российском империи.

Бал, танцевальный вечер, маскарад, светский раут.

Необходимо отметить, что исторически бальная культура в России складывалась как комплексное понятие. К ней можно отнести не только культуру и порядок проведения бальных мероприятий (балов и танцевальных вечеров), но также культуру поведения или этикет, связанную с ними, танцевальную культуру, культуру бального костюма и бальных аксессуаров. Хотелось бы остановиться на различных видах танцевальных и нетанцевальных мероприятий в дореволюционной России, которые постепенно возвращаются в нашу обыденную жизнь. Это понятия «бал», «светский раут», «танцевальный вечер», «маскарад». В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», изданной в 1889 году, даются подробные описания светских мероприятий, необходимых туалетов (дресс-код, если говорить по-современному) и правила поведения, которые соответствуют каждому из этих мероприятий.

Так какая же разница между балом и танцевальным вечером? Светский этикет строго различал правила проведения бала и танцевального вечера. Танцевальный вечер, как учат нас «Правила светской жизни и этикета», не требует особой изысканности в костюмах и не отличается таким многолюдством, как бал. Кроме того, бал немыслим в небольшой квартире – для бала необходим большой зал и затем ряд комнат, в которых могли бы быть устроены дамская уборная (от слова «убор» – наряд, здесь дамы могли поправить туалет и просто отдохнуть), комната для курящих, буфет и т.п.

«На балу не танцуют под рояль, но непременно под оркестр. Десерт и ужин тоже должны отличаться роскошью. Вообще бал требует несравненно более хлопот и материальных затрат, нежели танцевальный вечер. Балы не начинаются раньше половины десятого или десяти часов».

В отличие от бала, на танцевальном вечере царила простота и веселье: «Лица средних лет, не решающиеся танцевать на больших балах, могут на танцевальном вечере без всякого стеснения танцевать, если не легкие танцы, то хотя бы кадриль». Летом такие вечера нередко устраивали прямо в саду.

Что касается дресс-кода, то на танцевальный вечер полагалось только «слегка принарядиться»: обычный городской костюм или бальный наряд были одинаково неприличны.

Приглашения на большой танцевальный вечер рассылались за неделю, а на бал – минимум за 10 дней до бала, причем в разгар сезона – за 3 недели или даже за месяц. Ответ на приглашение на бал следовало дать в первые два дня по получении.

«На бал нужно являться не иначе, как изящно одетым; особенно туалет дам и девиц должен отличаться изысканностью. Под словом «изысканный» мы понимаем туалет в высшей степени согласный с модой, идущий к лицу и совершенно новый.

Мужчины являются на бал в черной фрачной паре, жилет однако на балу должен быть белый, черный же жилет надевается на танцевальный вечер. Галстук должен быть тоже черный. Перчатки непременно белые – лайковые.

…Слишком яркие цвета дамского туалета означают дурной вкус.

Проходя мимо зеркала, не заглядывайте в него».

Да, бал и танцевальный вечер похожи и отличаются в первую очередь масштабом и степенью торжественности и пышности, но не только этим. Бал, как пишет историк Захарова О.Ю. в своей работе «Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в.», - это церемониал. А «церемониал – это некий культурный посыл одной социальной группы другой».

Маскарадом назывался костюмированный бал, где желающие приходили в масках и маскарадных костюмах. У каждого маскарада есть своя идея, концепция, которой подчинено все на мероприятии.

Раут же – это совсем другое. Раут заимствован у англичан, поэтому правила проведения раута тоже английские. «На раут, подобно тому, как и на бал, собирается довольно многочисленное общество и поэтому господствует строгий этикет и изысканность в костюмах. В отличие от бала, раут – это вечернее собрание без танцев, где все время проходит в беседе: гости группируются в отдельные кружки, слушают чужие рассказы или сами рассказывают какой-нибудь интересный случай, современную новость или занимательный анекдот. Для людей умных и талантливых раут бесспорно есть лучшее времяпрепровождение».

История социального танца в советское время

В советское время балы в историческом понимании этого слова не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого. Однако социальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы, где исполняли вальс, танго, фокстрот и т.д. В 60-70-е гг., в связи с некоторой оттепелью в политической жизни страны и частичным снятием железного занавеса, произошла активизация культуры социального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы по бальным танцам, в программу которых входили как танцы отечественной бальной программы, так и танцы из европейской бальной программы. Что касается балов, то они, конечно, существовали, но в основном только в форме выпускных балов в школах и институтах, а также Новогодних балов. И, разумеется, они носили современный характер.

Современная бальная культура: история возрождения и развития.

В начале 80-х годов бальные танцы получили новое дыхание: стали появляться клубы именно исторического танца и возрождаться исторические балы. Одной из первых появилась Студия-клуб исторического бального танца и изящных манер "Политес", которая была организована в 1984г. в Москве на базе Московского дворянского собрания. Стали возникать и другие клубы, школы, студии: Клуб исторического бального танца «Виват» (1996), Школа исторического бального танца «Возрождение» (2000), Ансамбль исторического танца «Элегия» и другие. Стали возникать и объединения клубов, например Межрегиональный фонд «Бал тысячелетия» был создан в 2001г., он объединил под своей крышей 9 коллективов исторического танца.

Однако развитие бального движения параллельно шло и другим путем. Тогда же, в конце 80-х – начале 90-х годов, в молодежной студенческой среде стало развиваться ролевое движение, которое подразумевало реконструкцию различных периодов в истории России и других стран мира, а также литературных произведений. Танцы и балы были частью этой культуры, и в дальнейшем получили самостоятельное развитие, в котором по активности значительно превзошли ролевое движение как таковое. Были образованы следующие коллективы: Творческий клуб «Золотые леса», Школа старинного танца «Миндон Энвина» и другие.

Говоря о сегодняшней ситуации, необходимо сказать об основных направлениях или течениях в бальной культуре, а также сделать краткий обзор ситуации с историческими бальными коллективами России, при этом остановится на Москве.

Сейчас существуют параллельно два направления в российской бальной культуре:

  1. так называемое традиционное направление, которое возникло из исключительно танцевальной среды и из среды военно-исторической реконструкции;

В программе данного направления в основном танцы XIX - начала ХХ века, танцевавшиеся в России, отечественная бальная программа, а также программа спортивных бальных танцев (стандарт и латиноамериканская программа).

  1. ролевое бальное направление, которое возникло в ролевой среде.

В программе данного направления в основном европейские исторические танцы разных веков (танцы средневековья, эпохи Возрождения, барокко, рококо, а также танцы XIX, XX и даже XXI века), но также есть и российские исторические танцы дореволюционного периода. Именно в этой среде развивается научное направление бального движения, которое занимается реконструкцией старинных танцев по первоисточникам, проводит конференции, издает справочную и учебную литературу, т.е. выполняет роль методического центра.

По данным Санкт-Петербургской Школы старинного танца «Виланелла», одной из старейших танцевальных школ ролевой среды (она создана в 2001г.), в России почти в каждом областном городе теперь есть, хотя бы небольшой, коллектив исторического танца (клуб, школа, студия и т.д.). Такие клубы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Белгороде, Брянске, Великом Новгороде, Владимире, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Курске, Архангельске, Мурманске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти, Казани, Рыбинске, Саратове, Сочи, Челябинске, Череповце, Тюмени, Кургане, Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске, Кемерово, Иркутске, Владивостоке. Подавляющее большинство этих коллективов было создано в 2000-х годах.

В 2001г. в Санкт-Петербурге, при поддержке профсоюзной организации студентов и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного Университета, был организован первый Фестиваль старинного танца "Анно Домини". С тех пор этот Фестиваль проходит каждый год, в 2012 году он будет организован в Москве. На фестиваль могут попасть все желающие, основная цель Фестиваля - приобщить людей к утерянному во время войн и революций наследию - общественному танцу. Не дискотечному, не спортивному, не к классическому балету - а к прекрасному виду искусства, в свое время доступному для всех, одному из способов общения, неистощимому источнику изящества, веселья и флирта.

Постепенно Фестиваль стал Международным, в нем стали принимать участие любители танцев и преподаватели из стран СНГ и дальнего зарубежья. В 2005 году, после V международного фестиваля была образована Ассоциация старинного танца (ныне Ассоциация исторического танца), куда может войти любой клуб или школа, занимающаяся историей танца. Цель Ассоциации - проведение мастер-классов и балов как можно более высокого уровня, и в то же время привлечение новых танцоров. Поэтому создана система аттестации, которая позволяет разделить участников на уровни от начинающих и до виртуозов, и проводить занятия и мастер-классы сообразуясь с возможностями танцоров. Сейчас в Ассоциацию входит около 20 коллективов из разных городов России и СНГ.

Что касается Москвы, то в Москве существует большое количество исторических клубов с самой разной специализацией. Можно предложить их следующую классификацию:

  1. Военно-исторические клубы. Эти клубы в первую очередь занимаются реконструкцией исторических костюмов каких-либо периодов, участвуют в военно-исторических мероприятиях («День победы», «День Бородина» и других). Однако чаще всего их участники занимаются историческим бальным танцем, а также посещают и организуют балы, концерты и т.д. (Клуб исторического бального танца «Виват»)
  2. Клубы исторической бальной реконструкции. Эти клубы сосредоточены на реконструкции костюмов и танцев определенных периодов (Историческое общество «Бал в русской усадьбе», Ансамбль исторических танцев «Вензеля Alexandrine», Клуб «Золотые леса» и т.д.).
  3. Клубы со смешанной программой танцев, где присутствуют как исторические, так и современные бальные танцы (Студия «Танец весны», Школа «Возрождение», Клуб «Политес» и т.д.).
  4. Клубы преимущественно ориентированные на современные балы, в их программе очень мало исторических бальных танцев (Высокий стиль, Клуб МГИМО и т.д.).
  1. Основные понятия в современной бальной культуре.

В этом параграфе будут рассмотрены следующие основные разделы:

  1. Понятие «Бал».
  2. Структура понятия «Бал».
  3. Танцы, исполняемые на балах.
  1. Понятие «Бал».

В Толковом словаре живого русского языка Владимира Даля Бал определяется как съезд , вечернее собрание обоего пола для пляски.

Часто Бал определяют как большой танцевальный вечер .

Происхождение слова « бал »: от французского слова «bal» – бал, народные гулянья с танцами. В итал ьянском языке также есть созвучное слово «ballo» – бал, пляска, танец, танцевальный вечер, балет.

  1. Структура понятия «Бал».

В понятии «Бал» можно выделить следующие его компоненты:

А - Субъект – организатор

Б - Объект – аудитория, участники бала

В - Место проведения бала

Автор курсовой предлагает классификацию балов на основании выделения вышеуказанных компонентов бала. По каждому компоненту бала будет проведена классификация балов. При этом, рассматривая каждый структурный элемент бала, можно выделить внутри него свои признаки классификации.

А- Субъект - Организатор (виды учреждений, организаций).

Б- Объект - Состав и особенности аудитории, участников бала (возраст, количество участников, степень подготовленности)

В- Место проведения бала

А – Организатор бала

Виды учреждений, организаций, которые проводят бал:

Коллективы, непосредственно занимающиеся бальными танцами: клуб, школа, студия исторического танца;

Образовательные учреждения: дошкольные учреждения (детский сад, курсы); средние общеобразовательные и специальные учебные заведения (общеобразовательная школа, гимназия, колледж, училище); высшие учебные заведения (институт, академия, университет).

Учреждения культуры:

* театрально-зрелищные (театр, кинотеатр, концертный зал)

* клубные (дом культуры, дворец культуры, досуговый центр)

* парки культуры и отдыха

* библиотеки

* музеи

Различные частные или государственные организации,

Органы власти различных уровней.

Б – Аудитория бала

  1. По возрасту участников балов:

Детские балы (для детей школьного возраста до 14 лет),

Подростковые балы (для детей старшего школьного возраста с 14 до 17 лет),

Молодежные балы (от 18 до 35 лет),

Взрослые балы (в них могут все, достигшие 18 лет),

Балы для людей пенсионного возраста.

Здесь также важно выделить такую социальную группу как студенчество – это наиболее активная и образованная часть молодежи, в студенческой среде балы последние годы набирают все большую популярность. В связи с этим можно выделить отдельный тип балов - студенческие балы: могут быть балы конкретного вуза, а могут балы для студентов многих вузов, так называемые открытые студенческие балы.

Балы для совсем неподготовленной аудитории

Балы для участников, изучающих исторические бальные танцы совсем недавно;

Балы для участников, изучающих исторические бальные танцы более года;

Балы для участников, давно изучающих исторические бальные танцы.

3) Численность аудитории (которая определяет масштаб бала):

Камерные балы: примерно до 100 человек;

Небольшие и средние балы: 100-300 человек;

Большие балы: 300-1000 человек;

Очень большие балы: более 1000 человек.

В- Место проведения бала

Места проведения бала можно разделить на два основных направления:

Балы в помещении,

Балы на открытых площадках.

Говоря о балах в помещении, можно выделить следующие основные моменты:

* Прежде всего, необходимо рассмотреть, кто организатор бала (классификация организаторов балов). В зависимости от этого и выбирается помещение. Чаще всего используется то помещение, которым свободно располагает организатор бала, или помещение берется в аренду на время проведения мероприятия.

* Во вторую очередь необходимо рассмотреть, что это за помещение. Это может быть:

Историческое здание, принадлежащее чаще всего музею, театру, библиотеке, культурному центру, частному или юридическому лицу. Например, усадьбы.

Это может быть современное здание клубного учреждения (дом культуры, дворец культуры, культурный центр и т.д.), учебного заведения и т.д.

*Важный вопрос также в том, какое конкретное помещение в здании выделяется для бала: это может быть настоящий бальный зал, холл и т.д.

Говоря о балах на открытых площадках, можно выделить следующие моменты:

*Место проведения: парк культуры и отдыха, парк усадьбы и т.д.

*Условия площадки: с навесом или без; могут быть различные виды покрытий: просто земля, песок; деревянный или какой-либо другой помост, терасса и т.д.

По степени исторической реконструкции:

Исторические балы, реконструирующие определенный исторический период, что выражается в костюмах участников, исполняемых танцах, подборе музыки, выступлений, создании соответствующей атмосферы бала.

Современные балы, где участники в основном одеты в современные бальные костюмы, исполняются современные бальные танцы.

Смешанные балы, в которых сочетаются и исторические и современные бальные танцы, костюмы могут быть и историческими, и современными.

Жанр мероприятия:

Ролевой, сказочный, светский; театрализованный, тематический, сезонный; карнавал, маскарад.

Время проведения бала:

Дневной (может начаться в разное время, но редко раньше 11:00, продолжиться максимум до 19:00). Детские и юношеские балы в основном проводятся днем. Однако в настоящее время при дороговизне и занятости залов балы для взрослых также иногда проводят днем.

Вечерний (начинается днем, от 14:00 до 18:00, продолжается до 21-22:00). Самое распространенное время для проведения бала. В это время проводят и юношеские, и взрослые балы.

Ночной (начинается примерно с 21:00, чаще – с 22:00, 23:00, продолжается до утра). Ночные балы были популярны в XIX в. в России, сейчас они редки. В основном их проводят для молодежи.

Продолжительность бала:

В настоящее время сложилась стандартная минимальная продолжительность бала – 3 часа. Также бал может продолжаться 4, 5 и даже 6-8 часов, особенно если мы говорим о ночном бале.

  1. Танцы, исполняемые на балах.

Танцы, которые сейчас исполняют на балах. Их можно разделить на несколько основных групп:

Средневековые танцы. Ими занимаются только небольшие группы в отдельных коллективах.

Исторические танцы эпохи Возрождения (XV-XVIIвв.). Также очень немногие участники движения ими занимаются.

Исторические танцы эпохи барокко XVIIIвв.. Это также не очень популярное направление, поскольку техника этих танцев сложна.

Исторические танцы XIXв. (как европейская, так и российская программа). Наиболее распространенные сейчас на балах.

Отечественная бальная программа (Русский лирический, Сударушка).

Спортивные бальные танцы (стандарт, иногда латина).

Современные бальные танцы ХХ-XXI века (в основном европейские).

Методическим центром по распространению информации по историческим танцам на данный момент является Санкт-Петербургский клуб старинного танца и Ассоциация исторического танца. Именно ее участники проводят уже 12 лет ежегодный Фестиваль старинного танца, конференции, выпускает учебные и информационные сборники, видео и аудиоматериалы.

  1. Наполнение бала, помимо танцев.

Танцы, т.е. танцевальная программа, безусловно, является стержнем любого бала. Однако, на балу, как и на любом другом массовом мероприятии, необходимо предусмотреть и другие развлечения для гостей, помимо танцев. Поскольку часть гостей не захочет танцевать вообще (особенно это касается бала для неподготовленной и начинающей публики), а часть гостей захочет, помимо танцев, развлечься еще чем-нибудь.

На балу может быть:

Какая-либо форма угощения: фуршет, ужин; буфет; кафе или ресторан;

Угощение может быть платным и бесплатным.

Музыкальный, театральный, литературный салон;

Фотосалон;

Столики для настольных игр;

Выставки, презентации.

На балу могут быть несколько мест для развлечения, площадок:

Место для танцев: это может быть специальный бальный зал (хорошо, когда он есть) или холл;

Место для фуршета, банкета;

Место для проведения развлекательной программы между отделениями бала или между танцами: тот же зал или холл для танцев, или отдельный зал;

Гардероб для верхней одежды и ценных вещей;

Место для переодевания: гримерные для дам, кавалеров, артистов и организаторов.

Конечно, при недостатке площадей, все эти места могут совмещаться и перемешиваться.

Подводя итоги изложенному в первой главе можно сделать следующие выводы:

  1. Во время советской власти понятие «бал» никуда не исчезло, новогодние и выпускные балы проводились, но они носили современный характер. Балы в дореволюционных традициях отошли в прошлое, многие бальные танцы были забыты.
  2. В конце 80-х – начале 90-х годов исторические балы стали возрождаться, стало развиваться и продолжает свое активное развитие бальное движение по всей России и странам СНГ.
  3. Определяя понятие «Бал», можно сказать, что это вечернее собрание людей для танцев и совместного отдыха. По мнению автора курсовой, можно выделить следующие компоненты этого понятия: субъект (или организатор), объект (или аудитория), место проведения, содержание бала. Также предлагается классификация балов.

Глава 2. Технология подготовки и проведения бала.

2.1. Основные этапы технологического процесса подготовки и проведения бала.

Бал является культурно-досуговым мероприятием, поэтому при разработке технологии подготовки и проведения бала мы руководствуемся основами технологического процесса в культурно-досуговой деятельности. В литературе выделяются следующие основные этапы:

Этапы технологического процесса

Анализ обстановки и формулировка цели

Анализ обстановки

Формулировка цели

Формулировка задач

Создание рабочих групп

Создание сценарной, режиссерской и организаторской групп,

Вовлечение активистов

Разработка плана работы, программы технологического процесса

Разработка плана работы (организационный и методический планы);

Сбор материала;

Разработка программы технологического процесса (программа методической работы и программа организационной работы)

Составление сметы

Создание программы

Проведение программы

Осуществление программы технологического процесса

Анализ проведенной программы

Анализ ошибок и успехов проведенной программы, формулировка выводов на будущее

Рассмотрим этапы технологического процесса применительно к подготовке и проведению бала:

  1. Анализ обстановки и формулировка цели проведения бала.

Чтобы осуществить анализ обстановки, необходимо:

В первую очередь сформулировать для себя, какой бал вы хотите провести, для этого нужно ответить на несколько вопросов:

* к чему бал будет приурочен;

* для кого этот бал планируется провести, т.е. определить категорию посетителей балов (возрастную, социальную и т.д.), определить масштаб бала;

* какими ресурсами вы располагаете (материальные, финансовые, людские ресурсы);

Оценить ситуация на рынке «бальных услуг»: понять, какие балы сейчас популярны для выбранной категории населения.

Формулировка цели должна осуществляться уже в зависимости от результатов анализа обстановки, от того, как организаторы ответят на вышеуказанные вопросы. Т.е. цель проведения бала может быть сформулирована таким образом: провести бал по такому-то случаю для такой-то группы населения.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание.

Повышение образовательного уровня населения.

После того, как сформулирована цель проведения бала, формулируются конкретные задачи.

  1. Создание рабочих групп подготовки бала (сценарной, режиссерской и организаторской), вовлечение активистов.

Процесс и принципы создания рабочих групп при подготовке бала не сильно отличаются от процесса и принципов создания рабочих групп при подготовке любых культурно-досуговых программ. Однако есть некоторые нюансы:

При подготовке масштабных балов чаще всего создаются отдельно сценарная и режиссерская группы, при подготовке средних и небольших балов создается одна сценарно-режиссерская группа. Если речь идет о совсем небольших мероприятиях, то рабочая группа вообще одна.

  1. Разработка плана работы, программы технологического процесса;

На этапе составления плана подготовки и проведения бала определяются в первую очередь:

* аудитория мероприятия;

* масштаб мероприятия;

* имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, людские ресурсы);

До начала составления плана и программы работы необходимо четко определить, что существуют два направления работы по мероприятию: организационное и методическое. Организационное включает в себя все виды работ, связанные с техническим обеспечением подготовки и проведения мероприятия, методическое – все виды работ, связанные с творческим наполнением мероприятия.

Также вся работа по мероприятию делится на два временных периода: период подготовки мероприятия и период проведения мероприятия, и все операции, предусмотренные в плане и программе, должны четко делиться по этому принципу.

План может выглядеть следующим образом:

Сроки

Этапы

Ответственные

Подготовительный этап

Разработка концепции, написание сценария бала

Сценарная группа

Работа над реализацией концепции и сценария бала

Режиссерская группа

Обеспечение технической стороны подготовки бала

Организаторская группа

Этап проведения бала

Проведение бала

Режиссерская группа

Обеспечение технической стороны проведения бала

Организаторская группа

Сбор материала.

Подготовительный этап:

Ответственные

Направления работы

Сроки осуществления

Сценарная группа

Написание сценария бала:

Сбор материалов для достижения поставленных задач

Написание танцевальной программы бала

Составление концертной программы бала

Режиссерская группа

Подбор и приглашение специалистов: танцмейстера бала, ведущего (ведущих) бала, артистов

Проведений танцевальных мастер-классов к балу

Проведение репетиций концертной программы бала

Проведение репетиций театрализованной части бала (если она есть)

Разработка концепции оформления помещений

Организаторская группа

Подготовка макета билета, приглашения, буклета, афиши, программы бала, баннеров, растяжек и.т.д.

Информационная поддержка мероприятия, взаимодействие с прессой

Подготовка оформления помещений: приглашение специалистов, привлечение активистов, закупка материалов и т.д.

Подготовка встречи гостей, продажи (если она есть) и контроля билетов, дежурства на мероприятии, охраны

Подготовка точки (точек) питания: буфета, фуршета, банкета и т.д.

Организация (при необходимости) танцевальных мастер-классов к балу

Этап проведения бала:

Ответственные

Исполнители

Направления работы

Сроки осуществления

Режиссерская группа

Режиссер

Контроль оформления помещений

Ведущий (ведущая)

Ведение всего мероприятия

Танцмейстер (распорядитель бала)

Ведение танцевальной программы бала

Танцмейстер или отдельный ведущий концертной программы

Ведение концертной программы бала

Режиссер

Проведение театрализованной части бала

Организаторская группа

Организация оформления помещений

Организация встречи гостей, продажи (если она есть) и контроля билетов, дежурства на мероприятии, охраны, прохода прессы

Организация точки (точек) питания: буфета, фуршета, банкета и т.д.

Подготовка комнат для переодевания гостей и организаторов

Организация встречи, размещения и питания артистов

Также составляется смета по подготовке и проведению мероприятия.

  1. Создание программы – подготовительный этап бала.

На этом этапе осуществляются все мероприятия, обозначенные на подготовительном этапе.

  1. Проведение бала.

На этом этапе осуществляются мероприятия, обозначенные на этапе проведения бала. Здесь, как и на этапе подготовки бала, необходима слаженная работа двух групп: режиссерской и организаторской.

  1. Анализ проведения бала.

Анализ ошибок и успехов проведенной программы, формулировка выводов на будущее.

2.2. Особенности технологии подготовки и проведения бала в зависимости от различных видов балов.

Необходимо сказать, что наполнение бала в первую очередь зависит от аудитории бала, о ней в первую очередь пойдет речь. Если вернуться к классификации балов, то на первом месте здесь классификация по возрасту участников балов . Если мы возьмем детские и подростковые балы, то здесь речь идет в основном о сюжетном (или театрализованном) балу и легкой танцевальной программе. Такие балы обязательно должны нести образовательную функцию, например: бал по литературному произведению («Евгений Онегин», «Война и мир» и т.д.), по сказке (это особенно актуально для детских балов), или по какой-либо эпохе. Очень важен интерактивный момент: т.е. активное включение детей и подростков в мероприятие: они могут показывать сценки, петь, танцевать и т.д., безусловно, необходимо включать в бал побольше игр, конкурсов, викторин, которые могут носить как развлекательный, так и просветительный характер. Танцы также должны быть активные, веселые, быстрые.

Если говорить о различиях детских и подростковых балов, то здесь действуют такие же принципы, как и для других досуговых мероприятий: все должно соответствовать возрасту. Для детей актуальнее сказки, легкие литературные произведения из школьной программы их возраста, игры, особенно подвижные, конкурсы; для подростков уже можно брать больше танцев, они могут быть сложнее, литературные произведения из программы старших классов.

Если говорить о молодежных балах, то тут своя специфика: молодежь в первую очередь приходит знакомиться, общаться, и приходит в основном сама, сознательно, в отличие от детей и подростков, которых чаще всего приводят родители или учителя. А значит, для них необходимо в первую очередь создать условия для общения: поэтому театрализованные балы здесь также возможны, но не обязательны. Молодежи нужны подвижные, веселые танцы, игры, котильоны со случайным выбором партнеров, а также свободное время для общения. Если для детей и подростков необходимо максимально заполнить время их нахождения на мероприятии интересными событиями, то молодежь часто сама развлекает сама, и им надо давать больше времени для свободного общения.

Стилистика взрослых балов, где может присутствовать публика всех возрастов, начиная с 18 лет, более размыта: здесь может быть и театрализация, и конкурсы, и игры, и танцы совершенно разного плана, но в этом случае все равно придется ориентироваться на вкусы публики среднего возраста (30-50 лет).

Балы для людей пенсионного возраста должны быть более спокойными, чем молодежные балы. Танцы обычно здесь более степенные, меньше танцев с переходом партнеров: пожилые люди привыкли танцевать в своих парах. И программа здесь также традиционная, большое количество новых танцев неуместно, их будет трудно разучить непосредственно на балу.

Степень подготовленности аудитории также играет большую роль в процессе подготовки бала: для гостей с высоким танцевальным уровнем, которые давно посещают балы, очень важна танцевальная программа, ее наполнение, им интересны новые сложные танцы, которые они придут разучить на мастер-классах к балу. Чаще всего театрализация им менее интересна, эти люди приходят прежде всего потанцевать. Для завсегдатаев балов более актуальны организационные условия бала: чтобы были удобные раздевалки, гардероб, хороший фуршет или буфет, просторные помещения. Также их очень интересуют новые интересные места проведения балов: исторические здания или просто красивые места.

А вот для новичков, которые еще мало посещали балы, или вообще пришли первый раз, важна сама атмосфера бала, ее новизна, важно почувствовать себя включенным в бальную культуру, в конкретное мероприятие, почувствовать себя кем-то другим, каким-то новым человеком, поэтому здесь на первое место выходит театральность, торжественность мероприятия, красивые выступления, музыка. Также очень важна танцевальная программа, она должна быть достаточно простой, чтобы все гости, даже те, кто никогда не танцевал, могли бы поучаствовать хотя бы в нескольких танцах, и чувствовали себя комфортно, не ощущали себя неуклюжими.

Численность аудитории , которая в первую очередь определяет масштаб бала, также является одним из основных факторов при его подготовке. Камерные балы (до 100 человек), конечно, это один масштаб, а огромные мероприятия с аудиторией более 1000 человек – это совсем другое. От масштаба мероприятия зависит и численность рабочих групп, и объем финансирования, и место проведения бала. Конечно, более многочисленные балы более и трудоемки. Хотя, конечно, бывает и такое, что небольшой бал проводится на очень высоком уровне, там присутствуют высокие государственные чиновники, известные люди и т.д.. Это усложняет процесс подготовки и проведения мероприятия.

Подводя итоги изложенному во второй главе, можно сделать следующие выводы:

  1. Технологический процесс подготовки и проведения бала представляет собой последовательность этапов: анализ ситуации и формулировка цели; создание рабочих групп; разработка плана работы и программы технологического процесса; создание программы; проведение программы; анализ ее проведения. Для качественной подготовки бала необходимо последовательно проработать каждый этап.
  2. В зависимости от вида бала, процесс подготовки и проведения бала может иметь свои особенности. В первую очередь на процесс подготовки бальной программы влияет потенциальная аудитория бала: ее возраст, степень подготовленности и численность.

Заключение

История бальной культуры в России, несмотря на то, что она началась значительно позже, чем в Европе, все же очень богата и разнообразна. Российские балы и маскарады порою затмевали роскошью, выдумкой, изобретательностью лучшие балы Европы. История русских балов началась при Петре I с введения ассамблей и продолжалась до революции 1917 года. Постепенно сложились такие понятия как бал, танцевальный вечер, маскарад, светский раут, правила их проведения были строго определены и подчинялись строгим правилам.

Во время советской власти понятие «бал» никуда не исчезло, новогодние и выпускные балы проводились, но они носили современный характер. Балы в дореволюционных традициях отошли в прошлое, многие бальные танцы были забыты. В конце 80-х – начале 90-х годов исторические балы стали возрождаться, стало развиваться и продолжает свое активное развитие бальное движение по всей России и странам СНГ. Таким образом, сейчас в нашей стране наблюдается расцвет бального движения: балы проводятся и в образовательных учреждениях, и учреждениях культуры, их проводят как организации, так и частные лица, растет число клубов и студий исторического танца.

Определяя понятие «Бал», можно сказать, что это вечернее собрание людей для танцев и совместного отдыха. Можно выделить следующие компоненты этого понятия: субъект (или организатор), объект (или аудитория), место проведения, содержание бала. Также в данном пособии предложена авторская классификация балов, которая основана на основных компонентах понятия «бал».

Технологический процесс подготовки и проведения бала кардинальным образом не отличается от технологического процесса создания любой культурно-досуговой программы и представляет собой последовательность этапов: анализ ситуации; создание рабочих групп; разработка плана работы, программы технологического процесса; создание программы; проведение бала; анализ проведенного мероприятия. Технологии подготовки и проведения бала могут несколько варьироваться в зависимости от различных видов балов. В первую очередь на процесс подготовки бала влияет потенциальная аудитория бала: ее возраст, степень подготовленности и численность.

В заключение также хотелось отметить, что в научной литературе еще не достаточно разработан технологический процесс подготовки и проведения бала, хотя эта информация очень востребована, так как балы стали проводиться везде и в больших количествах, и многие организаторы испытывают острую нехватку в методических материалах по этой теме. В связи с этим необходимо разрабатывать и совершенствовать технологию подготовки и проведения бала, и я надеюсь, данное пособие может принести здесь какую-то пользу.

Список использованной литературы

  1. Борисова Н. Хочу на бал. Практическое руководство для организаторов, хореографов и всех участников современных балов. - М: ИД «Век Информации», 2008. – 144 с., ил.
  2. В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд., 1970. 258 с. с нот.
  3. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968. – 247 с.
  4. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие.- М.: Издательство "ГИТИС", 2005. – 387 с., рис.
  5. Вознесенский М. Кадриль в танцевальных залах России XVIII столетия. – Русские мемуары, 2007.
  6. Воронина И. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. - М.: Искусство, 1980. – 128 с., ил.
  7. Воронина И. А. «Историко-бытовой танец». Учебно-методическое пособие. Москва, 2004 г.
  8. Гавликовский Н.Л. Руководство для изучения танцев. - СПб.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 256 с.: ил.
  9. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. – СПб.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 256 с.
  10. Ершова О.В. Социальный танец в культурно-досуговой деятельности: Лекция/МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2005.
  11. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007.
  12. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 448 с.
  13. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 329 с.
  14. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 208 с.: илл.
  15. Козлова Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно-методическое пособие.- М.: АПРИКТ, 2006.
  16. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука-классика, 2005. – 304 с.: ил + вклейка (16 с.).
  17. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – 462 с.
  18. Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 663 с.: ил.
  19. Максин А. Изучение бальных танцев. Учебное пособие. – М.: "Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ"; Издательство "Лань", 2010. – 48 с.
  20. Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825. – 145 с.
  21. Правила вежливости и светского этикета. Печатается по изданию «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», СПб., 1889. – М.: Белый город, 2007. – 272 с.: ил.
  22. Современный бальный танец. Пособие для студентов ин-тов культуры, учащихся культ.-просвет. Училищ и руководителей коллективов бального танца. Под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.., "Просвещение", 1977. – 431 с. с ил.
  23. Стуколкин Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. – СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МЫЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. – 384 с.: ил.
  24. Танцуем, играем и поем. Литературно-музыкальный альманах. №1, 2000г. – 176 с.
  25. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебная программа для студентов всех специальностей кафедры культурно-досуговой деятельности, квалификации: постановщик культурно-досуговых программ / Составитель А.Д. Жарков – М.: МГУКИ, 2005. – 45 с.
  26. Турыгина С.В., Кугач А.Н. Сценарии торжеств, балов, презентаций. Ростов н/Д, 2004.
  27. Шульгина А.Н. Бальный танец. Бытовая хореография России, конец XIX - начало XX века. Серийное издание. Совместный издательский проект ООО "Журнал "Балет" и ООО "Издательский дом "Один из лучших". 2005. – 83 с.
  28. Энтелис Н.; Пушкинский бал с описанием традиций и подлинными танцами; Спб., Композитор, 1999.
  29. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил.
  30. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МЫЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. – 544 с.: ил.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Бал, раут и танцевальный вечер: в чем разница?

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.

Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Бальная книжка

Платье, драгоценности, веер и маленькая коробочка или книжечка, с изящным карандашиком-замочком.

Дивная безделушка, полудрагоценная, из черепахи, кости или перламутра, в сафьяновом переплете или с шелковой подкладкой, с бумажными или костяными страницами, иногда в фарфоровом или серебрянном чехле.

Она пригождалась не только строгим маменькам, но и порядочным дамам. А как же - все должно быть по порядку!

Вальс, мазурка, кадриль и даже ту-степ. Бальные книжки были в ходу не только у дам, но и у мужчин.

Элементарно они помогали не спутать партнершу в танце и помнить все свои обещания.

Бальный этикет не одобрял постоянного выбора партнеров для танцев - приличным считалось исполнить совместно три-четыре танца, в промежутке приглашая других партнеров.

Если верить Википедии, бальные книжки широко вошли в обиход на публичных балах в 20-х годах 19 века. Изначально их использовали только дамы, но постепенно приобщился и сильный пол.

Наиболее ранние варианты бальных книжек представляли собой веера из тонких пластин, скрепленных заклепкой и носимых в виде брелка, или в особом футляре.

До 40-х годов их могли печатать на фарфоре:

В 50-х годах дорогие материалы сменяются картоном, но зато возрастает дороговизна переплета, а отделка обложки переходит в разряд ювелирного искусства.

И хотя, по словам герцогини, бальные книжки в 90-х годах 19 века - это уже некий анахронизм, реально они существовали еще в начале 20 века.

Оригинал записи и комментарии на

Зима… Время самых коротких дней и самых длинных ночей, серого неба и редкого солнца. Может быть, для того чтобы улучшить настроение, скрасить свою жизнь, ощутить надежду и счастье, и придумали люди А вместе с ним и бал-маскарад.

Как объясняет нам энциклопедия, маскарад - это бал, на котором все присутствующие должны быть с масками на лице и одеты в различные костюмы - национальные, характерные, исторические или какие-то фантастические.

Первые маскарады пришли к нам из Италии и сегодня представляют собой одно из самых популярных и любимых развлечений во всем мире. Маскарад - это не просто настоящий праздник, настоящее гуляние народа с театрализованными представлениями, уличными шествиями, играми и забавами под открытым небом. Еще в Древней Греции, особенно в ее колониях на Сицилии, такие массовые праздники пользовались всеобщим признанием и любовью зрителей.

Если вспомнить историю России, то предками бал-маскарада были народные святочно-масленичные гуляния и выступления скоморохов. Но со временем они изменились, постепенно теряя всенародность. В конце концов в XIX веке гулянье всего народа практически сошло на нет, но появилась такая форма как бал-маскарад.

Эти развлечения проводились в основном среди дворян и были закрытыми. В маскараде полностью исчез какой-то определенный сюжет, каждая маска выбиралась произвольно и вела себя независимо от других. Но все-таки маскарады существенно отличались от обычных балов с их строгим распорядком и этикетом и допускали некоторые вольности.

Современный маскарад проходит у нас в основном зимой - в канун Рождества и Нового года. Он является самым феерическим, полным ярких впечатлений и красок мероприятием. К нему готовятся заранее, организаторы продумывают сценарий, участники шьют костюмы. Обязательный аксессуар праздника - маска.

Организация особенно детского - это очень интересное занятие, которое принесет позитивные эмоции. При подготовке дети сами пишут сценарии, готовят вместе с родителями костюмы, украшают зал, где должно происходить новогоднее «волшебное действо». Юмор, шутки, игры, песни, стихи, загадки - весь арсенал подбирается ребятами. Для них новогодний бал-маскарад становится настоящим праздником веселья и улыбок, где порой происходят самые невероятные приключения.

Если маскарад готовится для взрослых, то здесь все обстоит сложнее. Взрослые уже выросли из того возраста, когда мир кажется радужным. Как же провести, например, чтобы он понравился и запомнился всем. Здесь только один выход - составить сценарий, назначить ответственных за организацию и выделить средства. Именно от последних и будет зависеть выбранный способ организации: или своими силами, или с помощью профессионалов-аниматоров из праздничных агентств.

Праздник, который организует агентство, безусловно, будет идеальным. Шутки аниматоров, красочные костюмы, маски, веселье сделают красочным бал-маскарад. Сценарий проведения карнавала может быть выбран на любой вкус. Однако такое удовольствие не из разряда дешевых. И заказывать массовика-затейника надо заранее, ведь хорошие агентства пользуются в предновогоднее время большим спросом. Но, с другой стороны, незнакомые люди внесут некоторую скованность или их шутки окажутся шаблонными и совсем не смешными.

Так не лучше ли организовать новогодний карнавал своими силами? Чтобы праздник получился, необходимо выбрать группу из работников, имеющих творческий потенциал и умеющих создать праздничную обстановку. Стоимость самостоятельно организованного праздника снизится значительно - ведь он же делается для себя! А отблагодарить артистов всегда найдется масса способов.

Праздничный фуршет можно организовать в ресторане, за городом или прямо в офисе. Заранее надо разослать пригласительные, чтобы создать некую обстановку торжественности. В них можно даже указать, в каком стиле проводится мероприятие. Это может быть бал-маскарад, новогодняя сказка или просто торжество без дресс-кода.

Итак, сценарий написан, утвержден руководством и тысячу раз отрепетирован, елка установлена, помещение украшено, небольшие подарки закуплены. Подготовлены тосты, шутки, анекдоты и забавные истории. Смело можно начинать праздник и веселиться, шутить и танцевать. Ведь есть народная примета - так его обязательно и проведешь!