А) зашвыряли их шапками. Что узнали о жизни М

Урок литературного чтения по теме: М. Пришвин "Ребята и утята"
2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»
Автор: Набиуллина И. М., учитель начальных классов
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством
М.М.Пришвина; эмоционально­эстетического восприятия произведения; выражать при
чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, нравственно­этическое
оценивание (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно­
следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Оргмомент.
­ Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем изучать новый
материал, познакомимся с новым литературным произведением.
Китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
Мы будем слушать, запоминать, понимать и размышлять. Ведь чтение без размышления
– пустое развлечение. Давайте постараемся, чтоб урок прошёл интересно и
познавательно.
Напоминаю вам о правилах сотрудничества
1. Осмысливать задания
2. Выслушивать мысли каждого
3. Отстаивать, доказывать свою точку зрения
4. Не перебивать друг друга
5. Соблюдать правило поднятой руки
2. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
­ Как называется раздел, который сейчас познаем? («Весна, весна красная …»)
­ Как называют весну поэты и писатели?
(Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
Весна ­ это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд.
О весне написано много стихов, песен, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок.
1) Проверка домашнего задания
(Творческое задание с предыдущего урока)
­А какие вы подобрали пословицы, поговорки и загадки об этом замечательном
времени года?
­ Как в народе говорят о весне? (поговорки)
­ Какие пословицы о весне вы знаете?
­ Какие загадки о весне вы знаете?
2)Антиципация
Работа со стр. 130 ­132 учебника
Работа с заголовком, иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним определить, кто
будут герои нашей рассказа?
­ Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? (Ответы учащихся. Варианты
ответов)
 В рассказе говорится о ребятах и утятах
 Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
 Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
 Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
 Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.)
Работа с опорными фразами
­ Давайте посмотрим на фразы записанные на листах и на экране и попробуем
предположить, как будут развиваться события в произведении? (ответы детей)
1 часть – утка – чирок, озеро
было их ловить?
3 часть – ребята обрадовались, мать бросилась спасать, семья продолжила свое
путешествие, «До свидания, утята!»
Постановка цели и задач
Учитель.
­ А как проверить все наши предположения, о которых мы с вами говорили?

Учащиеся.
Давайте поставим перед собой задачи?

2. Проанализировать текст.

Работа с текстом до чтения
Словарная работа
­ В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
(слайды)
 Холм – небольшой бугорок.
 Чирок­свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших
водоемах.
 Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
 Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
 Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
 Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3. Первичное восприятие произведения.
Работа с текстом во время чтения (1 часть читают ученики)
Чтение с комментированием(с остановками), озаглавливание части.
1 остановка. Вот тут их увидели ребята….
­ Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
(Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти
только версты за три на коске, в болотном лесу)
­ Сколько надо было идти до озера?
­ 3 версты
­ Чуть больше 3 километров.
­ Это много или мало для человек?
­ А для маленькой уточки?
­ Почему уточка­мать шла позади утят?
­ Какие были опасности на пути у уток? (лисицы, ястребы, люди)
­ Докажите строчками из произведения.
Как можно озаглавить первую часть? Озаглавьте.
1 часть. Путь к озеру.
2 часть. Встреча с ребятами.
3 часть. До свидания, утята!

­ Как дальше будут развиваться события?
Работа с текстом (2 часть читает учитель)
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… (От
чьего имени идет повествование?)
­ Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
­ Докажите строчками из произведения.
(Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками)
­ Зачем ребята это делали?
­ Просто так, для забавы.
­ Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? (была взволнованная)
­ Докажите строчками из произведения.
­ А какое чувство пережили утята? Кто их мог защитить?
­ Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
­ А какое слово вы кричите, когда боитесь?
­ А ваша мама переживает за вас?
­ Как она ведет себя при этом?
­ Как в рассказе чаще всего называют уточку?
­ Мама
­ А какая она мама?
­ Мать.
­ Заботливая.
­ Вам ее жалко?
Кластер «Уточка» в парах
­ Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской
любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия
спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас, который испытала уточка­мать. Но вы можете представить, как поведет себя
мама, когда вам грозит опасность или вас кто­то обижает.
Чтение отрывка по ролям.
Учитель:
­ Кто помешал мальчишкам?
­ Смогли ли они объяснить свой поступок?
­ Какое приказание дал им взрослый?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Назовите слова, которые показывают строгость автора.

­ Что можно сказать о ребятах? (глупые, несмышленые, беззаботные, трусливые)
Какими словами охарактеризуем автора? (строгий, неравнодушный, добрый)
Работа по заполнению таблицы
Рассказ о писателе (портрет писателя)
М. М. Пришвина за годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. Он
собирался заняться наукой, но стал писателем. М. Пришвин написал много книг для
детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе.
Этот человек, путешествуя по лесам, по степям с дорожной сумкой и охотничьим
ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто
наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Работа с текстом (3 часть читают ученики) (до слов ­ пять штук)
Ответы на вопросы после чтения, озаглавливание части.
­ Что сделает уточка­мать, когда увидит, что ее детей отпустили?(закончить работу
над кластером)
Все слова характеризируют её, как заботливую мать ­ материнская забота.
3 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
­ Как Пришвин попрощался с утятами?
­ Что он сделал при этом?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Что означает этот жест: снять перед кем­то шляпу?
­ Знак уважения.
­ Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
­ Что можно сказать о ребятах?
­ Как их назвал рассказчик? (глупыши)
­ Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
­ Поэтому­то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно,
по глупости.
­Можно ли сказать, что ребята осознали свой поступок?
­ Что пожелали люди уточке?
(До свидания, уточки!)
­ Можно ли озаглавить 3 часть этими словами?

Работа с планом.
1.
Путь к озеру.
2. Встреча с ребятами.
3. До свидания, утята!
4. Работа с текстом после прочтения.
Подбор пословиц к произведению.
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу
М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Кто скоро помог, тот дважды помог
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эти пословицы?
– Почему?
Рефлексия.
­Какие задачи вы перед собой ставили?
1. Познакомиться с произведением.
2. Проанализировать текст.
3. Понять, что хотел донести до нас автор.
­ Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
­ Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность
защищать животных и оказывать их помощь.
5. Проверка восприятия и понимания
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Работа по карточкам теста
Вопрос
п/н
1. Произведения «Ребята и утята» ­ это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
Ребята смогли объяснить свой поступок
Ответ +/­

7. Уточка бросила своих утят
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо
беды
Самопроверка и оценивание.
6. Итог урока
­ Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами
он оставил послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами
жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И
охранять природу – значит охранять родину.
7. Домашнее задание.
1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.
2) Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот
случай со стороны.
3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по
иллюстрации. ­ План поможет восстановить содержание рассказа.
4) Написать синквейн со словами: ребята, утка, природа…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Маршрутный лист.
Работа с опорными фразами
Как будут развиваться события в произведении?
1 часть – утка – чирок, озеро
2 часть – ребята, зашвыряли шапками, величайшее волнение, « Зачем вам надо
было их ловить?

О братьях наших меньших (12 ч.)

1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.

2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.

3.Развивать умения речи обучающихся.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Определять основную мысль произведения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Мартынова Е.В

    Класс: 2

    УМК: «Школа России»

    Учебный предмет: литературное чтение

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч

    Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новогоматериала.

    Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»

Технология проведения

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Организует начало урока

Проверка необходимых учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какой раздел изучаем? (Братья наши меньшие). У кого есть братья? (У людей) Толковый словарь русского языка:БРАТ, - 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разговорное). 3. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий (высок.). Братья по перу. Братья по оружию. 4. Монах, член религиозного братства (обычно в обращении). Братья наши меньшие (книжное) - о животных по отношению к человеку. Ваш (наш, их) брат (разговорное) - вы, ты (мы, я) - как и все другие мне, вам, нам, им подобные. Знаю я вашего брата, мальчишек. Свой брат (разговорное) - близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди.

В начале изучения темы какой вопрос мы себе поставили? Можно ли животных считать братьями? С какими произведениями раздела уже познакомились?

(На доске).

Изучая предыдущие произведения, какие сходства мы нашли у животных и людей? (Карточки на доску) :

Жив-е Человек

Растут Не навреди!

Повадки поступки

Забота забота.

Как Николай Сладков называет животных?

Почему мы называем их братьями нашими меньшими?

Сегодня мы продолжим работу: Но сначала проверим дом. задание. Что значит прочитать выразительно? (голос, интонация, мимика).

На доске:

Проверка д/з.

« Братья наши меньшие»

« Что связывает человека и животных. Сходство и различие.»

Странные существа – в шерсти, перьях, чешуе.

«Они приспосабливаются к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Почему это произведение поместили в этот раздел?

Какой жанр произведения? Можем определить по названию? Давайте посмотрим в учебнике на с. 132 Почему не стих-е? Сказка или рассказ?

О чем пойдет речь? Что можно сказать о героях?

Ребята, давайте определим цель и задачи урока.

1.Определить жанр произведения.

2.Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

3.Составить план произведения.

4.Подготовить пересказ.

Рассказ учителя о писателе по слайдам.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На доске.

Слайды 1-3

«Ребята и утята»

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока:

Цель: Связь человека и животного через художественное произведение.

Познакомиться с новым произведением М.М.Пришвина.

Определить почему это произведение поместили в этот раздел.

Определить жанр произведения.

Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

Составить план произведения.

Подготовить пересказ.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное усвоение знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

1) Первичное чтение.

2) Выявление первичного восприятия.

Определите жанр произведения. Докажите.

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Почему этот рассказ мы изучаем в разделе «Братья наши меньшие»?

Предлагает способ знакомства с произведением.

Задает вопросы

Прослушивание записи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление.

В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа. Предложить самим определить значение слов по словарям и справочникам: Словарь Ожегова, справочник – определитель, словарь терминологии.

(справочник - определитель)Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

Узнаете эту уточку, если встретите?

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе. (словарь Ожегова)Верста – русская мера длины равная 1,06 км. (словарь терминологии) Паровое поле – отдохнувшее, не занимаемое посевами в течение всего вегетационного периода или части его и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

Работа по группам

Слайды 5-13

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

4) Анализ и выборочное чтение.

Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

Докажите строчками из

произведения.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Сколько надо было идти до озера?

Сколько это километров?

Это много или мало для человека?

А для маленьких утят?

Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Кто страшнее? Почему?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое вы слово кричите, когда боитесь?

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведёт себя при этом?

А какая она мама?

Вам жалко её?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Какие пословицы о маме вы знаете?

Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала впереди?

Как М. Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

Перед кем этот знак уважения?

Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

Что пожелали люди уточке?

Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

Посмотрите на иллюстрацию стр.132-134.

Кто изображён на переднем плане?

Что они делают?

Кто изображён на заднем плане?

Что они делают?

Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

Что его волновало?

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

Кто именно?

А кто нет?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Какой он человек?

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

На свободу.

Вода, корм, озеро.

Решилась наконец-то.

3 версты.

Чуть больше 3 километров.

Очень много.

Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Страх, испуг,…

Переживает..Высказывают своё мнение.

Заботливая.

Вспоминают пословицы.

Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.

Нет. Они струсили.

Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

Строго спросил.

Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

Мать шла позади.

Считала себя виноватой.

Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

Знак уважения.

Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.

Они засмеялись.

Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

До свидания, утята!

Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

Утка- мать и утята.

Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.

Утята могли погибнуть.

Маленькие утята.

Они, не подумав, совершили глупость.

Сравнивают свои, делают вывод.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Доказывают.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

    Путешествие к озеру. Спокойствие

    Не выпускать из виду. Тревожность

    В величайшем волнении

Волнение. страх

    Живо возвратите утят! Негодование

    До свидания, утята!

4) Пересказ по плану.

От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

В парах (на партах пословицы).

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

На доску:

План. Чувства

1.Путешествие к озеру. Спокойствие

2Не выпускать из виду. Тревожность

3.В величайшем волнении. Страх, волнение

4.Живо возвратите утят! Негодование

5.До свидания, утята! Радость.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

Как вы понимаете эти слова?

Что связывает человека и животных? Почему это произведение помещено в этот раздел?

Чему вас научил урок?

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Домашнее задание:

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Оборудование : портрет и книги М. Пришвина; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Путаница

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так.

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте стихотворение медленно (еще: с ускорением, удивлением, сожалением, сердито, весело).

— Прочитайте выразительно.

III. Постановка целей урока

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Маленькие шлюпки

По реке — взад и вперед.

Впереди лодочек

Шлюпки за собой зовет.

— Как вы отгадали загадку? (Утка с утятами.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята», узнаем о самом авторе.

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о М. Пришвине

Материал для учителя

О том, как Михаил Михайлович Пришвин стал писателем, он рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея (Кощея) Бессмертного — в мире, где царит зло. А он, мальчик, призван разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом.

2. Первичное чтение

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

— Каковы ваши впечатления?

3. Словарная работа

Верста — старая русская мера длины, чуть больше километра.

Паровое поле — поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.

V. Физкультминутка

(Выбирается уточка. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)

Уточка луговая

Дети.

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Утка.

Под кустиком, под березкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу.

Сама, утя, поплыву.

Детей своих поведу.

VI. Закрепление изученного

1. Работа по рассказу

— Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину. Устно опишите путь уточки с утятами к озеру.

— Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные? Докажите.

— Как называет писатель утят?

— Смогли ли ребята понять свой поступок?

— Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ?

2. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М. Пришвина.

Всякий человек в деле познается.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

За правое дело стой смело!

VII. Рефлексия

— Что у вас особенно получилось?

— Чему он учит нас?

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», — писал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин — очень своеобразный писатель, ни на кого не похожий: ни в нашей литературе, ни в мировой.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

— Прочитайте скороговорку медленно (еще: с ускорением и постепенно замедляя темп; сердито, весело, с удивлением).

III. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять.

Как его родная мать. (Утенок.)

— Ребята, попробуйте сами сформулировать цели урока. (Ученики пробуют это сделать.)

IV. Работа по теме урока

— Поработайте в парах. Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся.)

— Прочитайте первую часть. Как вы ее озаглавили? (Так же определяются следующие части.)

— Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на с. 135.

V. Физкультминутка

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево-вправо,

Влево-вправо, влево-вправо...

Получается на славу.

VI. Закрепление изученного

1. Рассказ

— Подготовьте пересказ текста по полученному плану. (Через определенное время — пересказ. Могут ответить несколько учеников.)

2. Пословицы

— Прочитайте пословицы и найдите те, которые подходят к рассказу М. Пришвина.

Послушность приносит плоды, а дерзость приносит беды.

Глупому в поле не давай воли.

Время научит, что делать.

Глупость — беде соседка.

3. Загадки

1. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

2. Кривлен нос —

Зелен хвост. (Клёст.)

3. Маленькая, легкая,

А за хвост не поднимешь. (Ящерица.)

4. Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

На носу два рога,

На ногах копыта —

От врагов защита. (Носорог.)

5. Сам мал, незаметно хожу,

Но больше себя ношу. (Муравей.)

6. Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду.

Чужим сбуду. (Кукушка.)

7. Снизу камень, сверху камень.

Ест траву, но не корова,

Яйца несет, но не курица. (Черепаха.)

8. Маленький, зелененький,

Коленками назад. (Кузнечик.)

9. Гости приходят весной,

А уходят осенью. (Перелетные птицы.)

10. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

11. Летом одевается, зимой раздевается. (Лес.)

12. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

13. Изба белена, а маковка зелена. (Береза.)

14. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

4. Задание на внимание

— Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.

Братишка

Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.

Колька раздраженно заметил:

— Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай!

Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:

— Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать...

VII. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам особенно удалось?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется рассказ, изученный на уроке?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени ребят.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: А.Н. Савинова

  • Класс: 2

    УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч
  • Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  • Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового

материала.

  • Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки) , толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина , картинка «утка с утятами»

    Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
    Приветствие:
Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?

2. Речевая разминка: Мы будем выговаривать Мы будем разговаривать Правильно и внятно, Чтобы было всем понятно.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Что же шепчут камыши?

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

II. Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок». Обсуждение рисунков и рассказов.

III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.
    Игра «Соответствие»
-Работаем в парах (карточки) (Указать соответствие отрывка и автора произведения) -Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски А.Шибаев Жила - была собака, Она была большая, И был у той собаки Огромный рыжий хвост И.Пивоваров Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка Б.Заходер Жеребенок – с каждым днем Подрастал и стал конем. Бык, могучий великан, В.БерестовВ детстве был теленком. IV.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. .

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить) * Узнать о жизни и творчестве писателя * Познакомиться с новым произведением * Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

    Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский.

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» -Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
    Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
    Биография писателя.
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии. Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя) Текст для 1 группы: Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. - Что узнали о жизни М.М.Пришвина? Текст для 2 группы Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи» - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин? Текст для 3 группы Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался». Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин? VI. Первичное усвоение новых знаний. -Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.

Прочитайте заглавие рассказа.

– “Ребята и утята”

Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

VII. Первичная проверка понимания

Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Аудиоприложение к учебнику) (Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)

Понравился рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

Словарная работа:

При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. (Самостоятельная работа со словарем)
    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы.
(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение) VIII.Физкультминутка «Танец маленьких утят»

IX. Первичное закрепление изученного материала

Анализ и выборочное чтение произведения.

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. X. Обобщение- Мы побывали в гостях у писателя. - Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
    Биография Пришвина. Произведение. Тема и жанр произведения
- Добились мы их выполнения? XI . Итог урока -С творчеством, какого писателя мы познакомились? -Как называется произведение? -Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? - К чему нас призывает? XII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Пересказ текста

- пересказ от лица писателя - пересказ от лица мальчиков

XIII.Рефлексия

- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек». -Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки. -Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением солнышка.

У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с

изображением солнышка и тучки.

Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

- развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

- развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формирова ть осознанные умения и навыки работы с текстом;

- формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок . К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

І V . Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V .Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

V І. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

V ІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая) .
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(
Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

V ІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и . (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ . Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать