Все о франции и французах. Народ французы

2 - Творчество Никола Пуссена

Наиболее знаменитым художником Франции XVII века, работавшим в классическом стиле, считается Никола Пуссен. Основными этапами его творчества являются: пребывание в Риме с 1624 г. (вызвавшее к жизни его первые известные произведения, написанные под влиянием стиля Рафаэля), жизнь в Париже в 1640 - 1642 (где были написаны его лучшие картины на церковные темы) и последний римский период, который принес ему славу мастера исторического ландшафта

Настоящим классиком французской живописи XVII столетия был Никола Пуссен (1593-1665), великий нормандец, самый решительный представитель галло-римского направления французского искусства, с явной склонностью к антику и ренессансу Рафаэля. Он всегда подчиняет индивидуальность отдельных типов усвоенному римскому чувству красоты и тем не менее сообщает всем своим произведениям свой собственный французский отпечаток. Стремление к внутреннему единству, вразумительной ясности и полной убедительности изображаемых эпизодов ведет его не только к чрезвычайно точному исполнению каждого жеста и мины, но и к выражению сущности каждого действия, сначала пережитого мысленно, а затем ясно выраженного в наглядных формах. Он ненавидит побочные фигуры и лишние добавления. Каждая из его фигур играет необходимую, рассчитанную и продуманную роль в ритме линий и в выражении смысла его картины. Сам характер своих ландшафтов, большей частью заимствованных из римской горной природы и играющих важную роль, иногда даже составляющих главное в его картинах с мелкими фигурами, он приспособляет к характеру изображаемых эпизодов. "Я ничем не пренебрегал", - говорил он сам. Его искусство прежде всего искусство линий и рисунка. Его краски, непостоянные, в первое время пестрые, затем приведены к более общему тону, иногда же сухие и мутные. В лучших картинах, однако, царит правдивая, играющая теплыми световыми пятнами светотень, а в ландшафтах благородные очертания гор, роскошные лиственные деревья удачно распределены, а великолепные здания в большинстве случаев окутаны полным настроения идеальным светом. Как пейзажист Пуссен сочетал всю мощь своих нидерландских и итальянских предшественников с более ясным чувством единства и создал направление, влияние которого сказывалось в течение веков. Если мы не можем восхищаться строгим классицизмом Пуссена, то все же должны признать, что он умел убедительно и с настроением выразить все, что хотел сказать.

История пуссеновской живописи, очерк которой дали сначала Беллори и Фелибьен, потом Бушите, Джон Смит и Мария Грегем и, наконец, Денио и Адвиель, начинается в Риме, где он появился в 1624 г. Чему он научился на своей родине у Кантен Варена, в Париже, у нидерландцев Фердинанда Элле и Жоржа Лалемана, мы не знаем. Гравюры школы Рафаэля, без сомнения, повлияли на его направление уже в Париже. Одно то, что он копировал в Риме античную стенную картину "Альдобрандинская свадьба", характеризует все его римское развитие. Первые известные картины, написанные им около 1630 г. в Риме для кардинала Барберини, "Смерть Германика" в галерее Барберини и "Разрушение Иерусалима", копии с которых находятся в венской галерее, скомпонованы более сжато и более совершенно, чем поздние произведения, но уже обнаруживают все его самые сокровенные качества.

Обширная на первый взгляд область сюжетов Пуссена ограничивается почти исключительно античной мифологией и историей, Ветхим Заветом и христианскими темами, написанными им с таким же внутренним воодушевлением, как и языческие. Сцены мученичества были ему не по душе. Конечно, главное произведение его первого римского периода (1624-1640) для церкви св. Петра, замененная здесь мозаичной копией большая картина Ватиканской галереи довольно выразительно изображает мученическую смерть св. Эразма. Пуссен, однако, и здесь старается, насколько возможно, смягчить ужасный эпизод нежным чувством красоты. Наиболее известны картины его этого периода: "Похищение Сабинянок", "Сбор манны" и более позднее "Нахождение Моисея" в Лувре, раннее изображение "Семи святых даров" в Белвуар Кестл, "Парнас", выполненный в рафаэлевском духе, в Мадриде и по-александрийски прочувствованное "Преследование Сиринги Паном" в Дрездене.

Рис. 125 - "Мучение св. Эразма". Картина Никола Пуссена в Ватикане. По фотографии Ф. Ганфштенгля в Мюнхене

Из картин, написанных Пуссеном в течение его двухлетнего пребывания в Париже уже в качестве "первого мастера короля" (1640-1642), "Чудо св. Ксаверия" в Лувре обнаруживает его лучшие стороны как церковного живописца. Эскизы для украшения Луврской галереи сохранились только в гравюрах Пеня.

Из многочисленных картин последнего римского периода Пуссена (1642-1665) вторая серия "Св. Даров" (Бриджватерская галерея, Лондон) наделала шуму изображением Тайной Вечери в виде римского триклиниума с возлежащими гостями. Самый поздний ландшафт с Диогеном, бросающим чашу, в Лувре, написан в 1648 г. Пастушеская идиллия "Et in Arcadia ego" в Лувре и "Завещание Эвдамида" в галерее Мольтке в Копенгагене принадлежат к самым стильным его произведениям. Мы не можем перечислять здесь его многочисленные картины в Лувре, Лондоне, Дульвиче, Мадриде, Петербурге, Дрездене и т. д. Произведения, создавшие ему славу творца "исторического" или "героического" ландшафта, великолепная и вместе с тем искренняя картина с Орфеем и Эвридикой 1659 г. в Лувре и четыре мощных ландшафта того же собрания (1660-1664), с четырьмя временами года, оживленными эпизодами из Ветхого Завета, относятся к последнему десятилетию его жизни.

Пуссен лично образовал только одного ученика, своего шурина, родившегося от французских родителей в Риме и там же умершего, Гаспара Дюге (1613-1675), называемого также Гаспаром Пуссеном. Он разрабатывал мотивы албанских и сабинских гор в большие, резко стилизованные, идеальные ландшафты, типичные уже схемой своей "древесной листвы", иногда с грозовыми тучами и облаками, с фигурами вроде добавлений, в которых он скорее пренебрегал эпизодом, чем античным костюмом или героической наготой. Он вдохнул новую жизнь преимущественно в ландшафтную стенопись, давно уже известную в Италии. Он украшал дворцы римских магнатов (Дориа, Колонна) обширными сериями ландшафтов. В ландшафтных фресках с эпизодами из истории пророка Илии в Сан Мартино аи Монти он довел до художественного совершенства особенный, исследованный автором этой книги, род церковной живописи, распространенный в Риме бельгийцем Паулем Брилем. Отдельными картинами Дюге обладают все более или менее значительные галереи. Типичны его ландшафты с бурей и "Надгробный памятник Цецилии Метеллы" Венской галереи. Он ценится также как гравер.

Для тех, кто пока только мечтает посетить Францию, и для всех тех, кто уже купил билеты на самолет и забронировал гостиницу в Париже, будет интересно узнать немного больше о жителях этой страны, которая достаточно сильно повлияла не только на европейскую, но и на всю мировую цивилизацию.

  • Официальные зарплаты в этом одном из самых экономически развитых государств не меньше тысячи евро. Видимо, с этим связан низкий уровень коррупции, поэтому с полицейскими таким путем вопросы лучше не решать — есть большой риск попасть в серьезные неприятности.
  • «Лягушатниками» здешних жителей называют не вполне заслуженно. Попробовать запеченную амфибию здесь можно только в очень дорогих ресторанах.
  • Транспорт здесь красивый и чистый, билеты приобретаются на определенное время. Например, полтора евро стоит право проезда на один час, в течение которого можно проехать на автобусе, трамвае, подземном и надземном метро. Пройти через турникеты «зайцем» лучше не пробовать – штраф 200 евро!
  • Патриотизм на родине «Ситроенов», «Рено» и «Пежо» проявляется, в том числе, и покупкой этих марок, даже если есть возможность приобрести «Мерседес» или БМВ.

  • Во достаточно много блошиных рынков, где можно приобрести одежду, обувь и разные мелкие товары намного дешевле, чем на подобных российских «барахолках». Но ценят здесь бренды и качество, переплачивать за которые не любят, поэтому все следят за распродажами и очень любят скидки.
  • Заранее оплаченный французский завтрак в большинстве недорогих гостиниц типа «Ибиса» – это отнюдь не шведский стол! Радуйтесь, если Вам хватит кипятка, чайных пакетиков и круассанов, и лучше все же придите пораньше.
  • В больших городах можно достаточно дешево купить продукты в супермаркетах крупных торговых сетей, таких как, например, Carrefour. Бывалые путешественники рекомендуют обратить внимание на вино и сыры. Но натуральные и качественные продукты для гурманов, которые предпочитают коренные французы, стоят дорого, например, 1кг курицы – 12 евро. Круглосуточных магазинов, да и аптек, почти нет, в 21.00. уже почти все закрыто.
  • Французы ценят качество. Если здесь Вы натолкнулись на сомнительные товары, то, скорее всего, дело не обошлось без китайцев или эмигрантов из Восточной Европы. Русским туристам в Париже нужно опасаться экскурсий-распродаж парфюмерной фабрики «Фрагонар», где под видом разливных духов продают абсолютно нестойкую жидкость. За настоящим «Фрагонаром» нужно ехать в Граас на юг страны.

  • Именно во Франции возникли балет и кинематограф, здесь изобрели не только велосипед, но и воздушный шар, а также женские колготки.
  • Страна славится 22-мя национальными кухнями. Их ровно столько же, сколько регионов. А французские обеденные традиции ЮНЕСКО включило в список культурного нематериального наследия мирового значения.

Французы, они «другие». Вы можете часто услышать эту фразу в разговоре между иностранцами. «Другие» - это значит таинственные, вызывающие, удивляющие. Они всегда все делают по-своему и для собственного блага.
Так что же делает их такими особенными? И как понять их? Прежде всего необходимо иметь в виду, что у французов сильно развито чувство национального единства, которое подпитывается их историей и языком. Франция была могущественной колониальной державой. Французский был языком международной дипломатии с семнадцатого по девятнадцатый век. Великая французская буржуазная революция повлияла на историю многих стран мира.
Французы считают, что они, их писатели, художники, композиторы, ученые, исследователи и математики, их кулинарные традиции внесли огромный вклад в мировую культуру. Действительно, ни один список авторов наиболее выдающихся произведений литературы не обходится без французских имен. Мало стран, которые могут похвастаться настолько развитой и богатой региональной культурой. Франция и ее жители всегда старались лидировать в интеллектуальной сфере и отличались любовью к логическому мышлению и философским размышлениям и тем самым оказали значительное влияние на культуру других стран.
Францию, конечно же, волнует и ее вес в мировой политике, она старается поддерживать свой престиж и готова отстаивать свои интересы, порой даже вопреки мнению мировой общественности. Французы часто задают вопрос, что же значит быть французом, когда хотят подчеркнуть свое отличие и изначальное превосходство над всеми другими нациями. Многие иностранцы считают, что сущность французов выражается в стремлении наслаждаться жизнью. Быть французом - значит знать, где кончается работа и начинается отдых, и никогда не позволять первому брать верх над вторым. И, конечно же, никому из сторонних наблюдателей в голову не придет, что француз может стать трудоголиком.
На этом сайте вы найдете, что ценят французы, об их привычках и нравах, о том, как они работают и живут, и как иностранцу приспособиться ко всему этому. Вы узнаете, как не попасть впросак в туристическом путешествии по Франции, как научиться вести себя по-французски и какую пользу из этого можно извлечь. Здесь можно найти информацию про французскую историю, праздники и традиции, узнаете, как французы ведут себя дома, в дороге, в ресторане и на работе. Ну, а что касается знаменитой французской любвеобильности, мы оставляем это вашему воображению. И, самое главное, конкретные примеры покажут вам, чего французы ждут от общения, и как найти общий язык с этими сложными, но такими обаятельными людьми.

Для профилактики и общего развития - если вам предстоит поездка во Францию или знакомство с французами, приятно быть человеком подготовленным:) Я против навешивания ярлыков на людей по каким-либо признакам, но в то же время, есть маленькие и большие национальные особенности у жителей каждой отдельно взятой страны. Это и делает нас разными, в этом и есть кайф познания чего-то или кого-то нового. В то же время - положительные и отрицательные качества у всех людей этой планеты выражаются одинаково. Просто если вербально - то на разных языках. Итак, по моим личным наблюдениям французы...

Обожают есть на свежем воздухе.

Явная смена декораций в Париже с хмурых на солнечные весенние заставила меня вспомнить об этой привычке в первую очередь. Все парки, набережные, скамейки и площади, где можно хоть где-нибудь присесть, уикенд от уикенда становятся все более оживленными. На прошлых выходных на плас де Вож люди сидели даже в середине неработающих фонтанов – лишь бы где-нибудь погреться на солнышке. У всех в руках – или сендвич, или панини, или полноценный ланч-бокс.

Одеваются не по погоде.

И кажется, что это передается воздушно-капельным путем. Балетки в феврале, босоножки в ноябре, тоненький плащ и шарф-палатка в декабре… И так далее и тому подобное. Что взрослые, что дети – иногда бывает холодно смотреть на их голые шеи, лодыжки и короткие рукава. Самое удивительное, что зачастую это не поза, а совершенно сознательный выбор. Что еще более удивительное – оп, и вот ты уже сам в конце февраля рассекаешь где-нибудь по Grands Boulevards в укороченных брюках и кедах, и тебе почему-то нигде не задувает.


Очень много говорят о политике.

И обо всем имеют свое особое мнение. Здесь не принято говорить: «Ой, я в политике не разбираюсь» - разбираются, один лучше другого. Конечно, иногда (почти всегда) дискуссии о правительстве сводятся к тому, что все всё делают неправильно, и «эта страна катится прямиком в ад», но говорится все это с очень серьезным лицом.

Еще больше говорят о еде.

О еде – во время еды. Вспоминают, что, где и когда , где, как и что было приготовлено, что готовят дома, где покупают , на каком рынке свежее, в какой сырной/мясной лавке лучше делать покупки. Человека неподготовленного это слегка сводит с ума на первых порах. Но потом ничего – втягиваешься. Если не хочется поддерживать эти глубокие дискуссии – вдумчиво кивайте и причмокивайте. Это будет считаться высказанным мнением – проверено не раз.


Вежливые лицемеры.

Хорошие манеры французов видны за километр – здесь принято здороваться, извиняться и желать хорошего дня всем и всегда, при любых обстоятельствах. У вас попросят прощения за то, что вы наступили кому-то на ногу в метро – автоматом, потому что эту привычку дети впитывают буквально с молоком матери. Так заведено. Но в этой бочке меда есть своя ложка дегтя – как бы ни был вежлив человек глядя вам в глаза, за вашей спиной он может говорить самые неприятные вещи. Коллеги и соседи – ближайший и самый яркий тому пример.

Довольно много судят окружающих и считают себя лучше других.

Конечно, с этим можно смириться, если ты понимаешь, что тебе жить в этой стране – кроме как принять местных со всеми их заморочками, вариантов не так уж много. Факт остается фактом – французы любят посплетничать и очень любят судить других людей (за их решения, образ жизни и внешний вид). «Другими людьми» могут быть как скандальные знаменитости с тв-экранов, так и ближайшие родственники. Кроме того, французы как нация нередко ставят себя выше других. Снобизм это или высокомерие – называйте как хотите. Они гордятся своей историей и богатой культурой, а следовательно – страшно гордятся своим происхождением.


Ходят в обуви в помещении.

За этим тянется еще целая тележка подобных бытовых привычек, выбивающих из колеи таких людей, как я – которые не заходят в кроссовках дальше коридора, а если заходят – то только в стерильно чистых кроссовках. Точно так же мне сложно позволить себе подобное в чужом доме, но французам, кажется, все равно – они как будто не обращают внимания на то, что гости в их домах топчутся в обуви.

Едят в метро.

Голыми руками хватают свои бутерброды и с удовольствием жуют, пока над ними нависают чужие пальто, рюкзаки и зонтики. Многие при этом умудряются читать книгу и переворачивать страницы одной рукой. Издержки ли это жизни в большом городе и вытекающая отсюда привычка экономить время в поездках или же просто абсолютный пофигизм, где и что уместно делать – понятия не имею. Так или иначе, эта привычка – уже классика.

Не заморачиваются о гигиене.

Что логично, если сложить вместе два предыдущих пункта. Плюсуйте сюда маленьких детей, которым разрешают трогать все и забираться везде, где бы они ни находились, и таких же беззаботных родителей, которые запросто сидят на асфальте и часто не моют руки перед едой. Я привыкла наблюдать подобное, но вряд ли когда-нибудь начну делать так же.


Консерваторы во всем.

Старый свет не зря называют «старым» - здесь помнят и хранят традиции, потому что действительно есть что хранить. Это касается национальных праздников (в том числе - религиозных, даже несмотря на то, что Франция уж куда более светская страна), а также маленьких и больших повседневных традиций. Многие из них (ну естественно) связаны с едой:) Что приятно впечатляет - французский менталитет виртуозно сочетает в себе старомодность и прогрессивность взглядов, в зависимости от определенных тем.

В целом, французы очень веселы и жизнерадостные ребята - они и не могут быть другими, потому что знают толк в удовольствиях и умеют наслаждаться жизнью. Да, они частенько , иногда раздражают своей меланхоличностью, и порой кажется, что они избалованные и испорченные. Но это только поначалу, когда и страна, и люди для тебя еще новые. Со временем привычка сравнивать отходит на второй план, и ты больше фокусируешься на том, чему можно у них. Гораздо более продуктивное занятие:)