Воспитание интереса и любви к родному краю в процессе приобщения старших дошкольников к традиционной культуре народов поволжья. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья (из опыта работы) Подготовила: Воронина В.Н

Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»

Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .

Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара

Вероника Константиновна Гришина.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.

В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.

Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.

На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :

Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .

- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.

В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.

Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.

Работа ведется по следующим Направлениям :

Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх

Фольклорные праздники

Создание коллекционных альбомов

В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .

Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.

Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.

Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .

Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.

В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.

В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.

Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.

Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.

Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .

Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .

Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .

Развитие активного общения детей.

Речевое развитие детей.

Воспитание любви к культуре своего народа .

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья

Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»

Актуальность

Конституция Российской Федерации гласит :

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .

Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .

Задачи :

Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;

Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;

Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;

Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Освоить народные игры Поволжья ;

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;

Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.

Основные направления работы :

Работа с родителями.

Диагностика.

Мероприятия :

Анкета (Ноябрь 1неделя)

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;

Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;

Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;

Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;

Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;

Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;

Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;

Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;

Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;

Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;

Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;

Работа с детьми.

1. Беседа о народах Поволжья ;

2. НОД «Какие народы живут в России » ?

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .

4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .

5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.

7. Оформление национального уголка в группе.

8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .

9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .

10. Мир национального орнамента.

11. Разучивание стихов, песен, закличек.

12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .

13. Традиционное чаепитие .

14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .

15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .

Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :

Систематичность;

Наглядность;

Учет возрастных особенностей .

Партнеры педагогического проекта :

Школьный музей;

Родители;

Библиотека.

Средства диагностики.

Анкетирование родителей.

1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?

2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?

3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?

4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?

5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?

6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?

7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?

8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?

9. Играете ли Вы дома в народные игры ?

10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.

Круглый стол с родителями.

Беседы с детьми.

Наблюдение.

Перспективы дальнейшего развития проекта .

Оформление фотоальбома.

Оформление виртуальной экскурсии в музей.

Национальный театр.

Список использованных источников :

Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.

Конституция Российской Федерации.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами

Поволжья.

  1. Образовательные:
    1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
    2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
    3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
  2. Развивающие:
    1. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
    2. Прививать уважение друг другу.
    3. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.

Оборудование и материалы: воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает вскрыть конверт и посмотреть что там. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.

Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали пазлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)

Это национальные костюмы народов Поволжья – русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм, чувашский народный костюм.

Молодцы, ребята! Вы когда-нибудь бывали в этих республиках? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)

Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Лев будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.

Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали. (музыка «Мы едем - едем»)

Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?

Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.

Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.

Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)

Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.

Ребята! В какой республике мы были в гостях?

Мы были в республике Башкортостан.

Как называется столица Башкортостана?

Столица Башкортостана – город Уфа.

Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью), такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери), Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена), Музей В.И.Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).

Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)

Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)

Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.)

Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)

Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.

Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)

Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)

Дети! Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов), чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут у нас в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)

Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно.

Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Набережные Челны).

Давайте, ребята, подойдём к экрану. Набережные Челны известны всему миру. Наши челнинские КАМАЗы являются лучшими в мире.

Послушайте стихотворение о нашем городе:

Набережные Челны – любимый город,

Набережные Челны – зелёный сад,

Я в любое время года

С Набережными Челнами встрече рад!

Да, ребята, в нашем городе очень красиво. Визитной карточкой Набережных Челнов считается «Праздник цветов». Как вы думаете, почему этот праздник называется праздник цветов? (ответы детей). Это один из самых любимых праздников города. Здесь вы видите своих любимых героев из мультфильмов. Они сделаны из цветов. (На проекционном экране показаны фото.)

Ребята! В нашем городе проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. Там проводятся разные состязания, («Ат чабышы» - «Скачки», «Көрәш» - «Борьба», бег с коромыслом), поются песни, танцы, игры.

Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).

Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)

Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей)

Ребята! Давайте ещё раз посмотрим на экран. Это наш родной город – Набережные Челны. Вы любите свой город? Тогда подарим своему любимому городу букет красивых слов. Все эти красивые слова соберём в этот волшебный мешочек, завяжем к нему шарик и отправим его в небо. Пусть летает по небу и раздаёт этот букет красивых слов челнинцам.

Я начну, ребята, а вы продолжите. Гостеприимный, спортивный, культурный…

Когда пойдём на прогулку, возьмём с собой шар и отправим в небо наш букетик. На такой светлой ноте мы заканчиваем наше путешествие, надеюсь, вам понравилось.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игры народов Поволжья. «Игра «Платок» («Яулык») для детей старшего дошкольного возраста. Также дети узнают много интересного из одежды народов Поволжья.

Цель : создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес к национальным играм народов Поволжья, желание использовать их в игровой деятельности.
  2. Побуждать детей к свободному самовыражению в игровой деятельности, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности.
  3. Совершенствовать умение различать и называть национальные костюмы (головные уборы) народов Поволжья.
  4. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции.
  5. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Социально-коммуникативное развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), продуктивная.

Методические приемы:

  1. Мотивационно-побудительный этап: игровая мотивация (проблемная ситуация);
  2. Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация, наглядный метод (показ образца, демонстрация), практический (работа с раздаточным материалом – украшение бусами орнамента на платке, татарская народная игра «Платок»), словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы);
  3. Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Используемое оборудование:

  1. Экран проектора (телевизор);
  2. Компьютер (ноутбук);
  3. Платки с нанесенным орнаментом (узоры);
  4. Бусы разных цветов и длины;
  5. Музыкальное сопровождение (татарский танец «Шома бас»);
  6. Татарский национальный платок для педагога;
  7. Два национальных татарских платка с разным орнаментом;
  8. Раскраски по количеству детей с татарским национальным орнаментом (приложение 1);
  9. Платки большие для игры (по количеству детей: на 4-ых – 1 платок);
  10. Музыкальный центр;
  11. Презентация.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с традициями, бытом и подвижными играми народов Поволжья. Сперва мы с вами повторим то, что мы уже с вами проходили.

– Скажите мне, пожалуйста, в какой республике мы с вами живём? (в Республике Татарстан).

– А столица нашей республики? (город Казань).

– Люди каких национальностей проживают в нашей республике? (русские, чуваши, татары и т.д.).

– Т.е. наша республика много… (многонациональная).

– Все правильно ребята! У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. Я хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами костюмы разных национальностей. Давайте с вами определим к какому народу они относятся:

Слайды 5,6,7,8,9,10,11.

– Башкиры

– Татары

– Чуваши

– Удмурты

– Русские

– Марийцы

– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Я подготовила подсказку, и мы сейчас узнаем, кто у нас самый внимательный (у педагога на голове татарский национальный платок).

– Правильно я сегодня к вам пришла в платке. По-татарски платок –ЯУЛЫК. Повторите ребята.

– Посмотрите на головные уборы женщин разных национальностей (Рисунки на экране).

Слайды 12,13,14,15,16,17.

Башкиры носили кашмау, русские кокошники и платки, удмурты манлай, чуваши хушпу, марийцы шовыч (платок), а у татар калфак и вышитые платки. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня. У каждого народа был свой своеобразный головной убор. И по – своему он назывался. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня.

– Посмотрите, какой красивый платок я вам сегодня принесла.

– Яулыгымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә.

(показ еще одного платка для сравнения).

– Скажите мне чем отличается один платок от другого? (узоры, рисунки, орнамент).

– Правильно, узорами. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий или архитектурного объекта. Слово “орнамент” значит «УКРАШЕНИЕ».

– У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения. По другому его еще называют: Ляля тюльпан.

– В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимал наш город – Казань. Пятицветный логотип – символ, выполнен в форме цветка – тюльпана, который означает новые достижения и устремленность к цели.

– Я предлагаю вам тоже стать юными художниками. Но рисовать мы будем не красками… Перед вами лежат платки. Чего не хватает на этих платках? (Орнамента, узора). Почему вы так решили? Нам нужно их разукрасить. А украшать мы будем бусами. Нужно разукрасить начерченный орнамент на платке с помощью бус. (На платке начерчен один из национальных узоров татарского орнамента – тюльпан).

– Очень красивые платки у нас получились.

– Пора с этими платками поиграть (дети встают).

– Уенның исеме “Яулык” (Игра называется “Платок”).

Слайд 23,24.

– Түгәрәккә басабыз. Бию көенә түгәрәктә биибез. (Встаем в круг и танцуем по кругу).

– Көй туктагач, урындыкларга утырабыз. Яулык почмакларын тотабыз (Как только музыка остановится, нужно быстро сесть на стул и взять кончик платка).

– Соңга калучы уеннан чыга (Опоздавший выходит из игры).

Проводится игра.

– Безнең җиңүчеләр (Наши победители): 1.........2.........3..........4..........

– Кул чабыйк! (Похлопаем им).

– Рэхмэт, балалар, булдырдыгыз! (Спасибо, ребята! Молодцы!).

– Что нового сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

– А кто запомнил, что такое – Орнамент? (украшение).

– Какую игру мы с вами сегодня играли? (Яулык). Надеюсь, вам игра понравилась.

– На прощание я хочу вам подарить раскраски– платки. Вы их дома разукрасите и подарите своим близким.

– Рэхмэт, сау булыгыз. (Спасибо. До свидания).